Постановление — предупреждение о признании лица виновным в совершении административного правонарушения и назначении ему наказания в виде предупреждения


Предупреждение в административном праве

Законодательство РФ нацелено на предупреждение всех видов правонарушений. Основной целью всех видов административных мер является уменьшение их количества. Используемые превентивные меры направлены и на правонарушителей, и на лиц, которые могут ими стать.
Что такое предупреждение? Прежде всего предупреждение — это административное наказание. Статья 3.3. Кодекса относит его к основным видам наказания. Оно не может применяться в качестве дополнительного. В ранге мер административного воздействия это самое мягкое наказание. Его последствия для наказанного минимальны. Черты предупреждения как вида наказания:

  • предупреждение — вид ответственности, который применяется как к физическим, так и к юридическим лицам;
  • содержание предупреждения — официальное порицание;
  • нельзя применять административное предупреждение, когда проступок имеет признаки высокой общественной опасности и совершен повторно;
  • предупреждение применяется только в качестве основного наказания.

Условия, при которых в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ возможна замена штрафа на предупреждение

Уже давно, в июле 2021 года, вступили в силу поправки в КоАП РФ, позволяющие правоприменителям заменять наказание в виде штрафа на предупреждение при соблюдении определенных условий, для некоторых категорий правонарушителей. Новшества касаются статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Предупреждение – самая незначительная мера наказания, которая содержится в КоАП РФ. Это наказание выражено в письменном порицании правонарушителя, т.е. никаких материальных потерь он не несет.

Всего условий для изменения наказания 5, и все они должны быть соблюдены в совокупности.

Приведем их ниже.

  1. Правонарушение должно быть совершено впервые.
  2. Нарушение обязательно должно выявляться при проведении проверочных мероприятий, которые проводились государственными органами.
  3. Привлекаемое юридическое лицо должно быть субъектом малого (либо среднего) предпринимательства.
  4. Санкция статьи (по которой наказывают виновника) не должна содержать меры наказания в виде предупреждения.
  5. Правонарушением не должен быть причинен вред жизни (здоровью) людей, имуществу, окружающей среде, культурным объектам, безопасности государства, не должна была быть создана угроза ЧС.

Важно! Правило о возможности замены штрафа на предупреждение распространяется и на работников организаций — субъектов малого и среднего предпринимательства, которые допустили правонарушения (при соблюдении изложенных выше условий).

Форма вынесения

Предупреждение как вид административного наказания выносится всегда в письменной форме. Граждане часто путают устные замечания сотрудников правоохранительных или надзирающих органов с наложением реальных мер взыскания.

Является ли устное предупреждение административным наказанием? Нет, конечно. Устное замечание не станет наказанием. Действительно, должностные лица могут освободить нарушителя от ответственности и ограничиться беседой. Они уполномочены сами отнести проступок к малозначительным.

Логичен следующий вопрос: предупреждение выносится в какой форме? Протокол об административном правонарушении не составляется. Нарушителю под расписку на руки выдается второй экземпляр вынесенного постановления. Если есть третья сторона, для нее делается копия. Копии могут быть высланы и заказными письмами в течение трех дней с момента вынесения постановления.

Условно-административные предупреждения разделяют на следующие виды:

  • общее предупреждение, в котором констатируется общественное неприятие к нарушению и призыв к соблюдению закона в будущем (выписывается протокол с указанием на содержание нарушения);
  • предупреждение специальное с применением мер, ограничивающих повторное правонарушение (например, у гражданина или организации изымается орудие, оборудование, специальное средство, с помощью которого было совершено нарушение).

Выдача устного предупреждения

Если устное предупреждение оправданно, оно редко переходит в формальные дисциплинарные процедуры и его достаточно, чтобы достичь желаемого результата. Как и в любой другой ситуации, до выдачи предупреждения, менеджер и все заинтересованные стороны должны действовать справедливо и давать возможность сотруднику разъяснить свое видение ситуации.

Как правило, устное предупреждение выдается в присутствии свидетелей, это дает два эффекта. Первый в том, что есть кому подтвердить сделанное замечание, а второй профилактика для остальных подчиненных.

При выдаче устного предупреждения руководитель должен убедиться, что работник понимает: – почему оно было выдано; – какие действия требуются для исправления ситуации; – будущие последствий, если не принять во внимание предупреждение.

Как пример можно рассмотреть следующий текст. «Анатолий, как вы знаете, Игорь сообщил мне, что вы обругали его во время чаепития сегодня в столовой (Определены обе стороны, указывается характер и дата, время и место совершенного преступления.) Я услышал ваше видение этой истории, и слышал мнение Игоря. Прекрасно, что вы смогли признать ошибку и извинились. Вместе с тем такое поведение противоречит дисциплинарному кодексу компании. Сейчас я даю вам устное предупреждение в присутствии коллег и напоминаю, что ругать своих коллег по какой-либо причине неприемлемо и недопустимо. Вы предупреждены о необходимости исключить нецензурные или оскорбительные выражения в отношении любого лица в этой компании.(Это говорит виновному, что он должен сделать, чтобы исправить ситуацию.)

Предупреждение действует в течение 3 месяцев,(это обозначает,сколько времени дается на исправление вопроса), и если выне примите во внимание данное предупреждение, то будут применены более строгие дисциплинарные методы. (Это показывает, что произойдет, если инцидент повторится).Как вы поняли, что я имел ввиду, говоря о предупреждении, и что произойдет, если вы не исправите поведение?» (Это гарантирует отсутствие недопонимания со стороны виновного.)

После выдачи предупреждения менеджеру необходимо записать в своем ежедневнике или ином подходящем месте, где информация сохранится на будущее, что предупреждение было выдано, дату и время, причину и срок его действия.

Нет смысла размещать в личном деле информацию об устном предупреждении, так как проступок не настолько важен и решается в рамках коллектива. Если в течение испытательного срока рецидива аналогичного поведения не произойдет, примечания, сделанные менеджером в своем дневнике, могут быть удалены.

Если же устное предупреждение выдавалось и ситуация не поменялась, то пора приступать к более кардинальным шагам и начать подготовку письменного предупреждения.

Меры

Совсем по-другому выглядят меры административного предупреждения, которые может применять полиция. Они являются не наказанием, а мерой административного принуждения. Используются в следующих целях:

  • непосредственно для предупреждения правонарушений;
  • для ограничения обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

Меры административного предупреждения — это ограничения административно-правового характера, административно-принудительные действия в отношении гражданина или должностного лица.

Первая группа мер используется для предотвращения непосредственных угроз или нежелательных последствий для людей и общества. Например, закрытие для проезда улиц или участков дороги, где произошли аварии, обвалы грунта, обрывы линий электропередач.

Вторая группа мер применяется к гражданам с антиобщественным поведением. Пример — ведение административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы.

Уполномоченные лица

Использовать в своей работе административные наказания могут только специально уполномоченные должностные лица. Их круг четко определен КоАП РФ. В этот перечень входят:

  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • налоговые органы и органы налоговой полиции;
  • органы внутренних дел;
  • таможенные органы и органы экспортного контроля;
  • органы и войска пограничной службы;
  • государственные инспекции труда;
  • органы Госэпидемнадзора, рыбоохраны, государственного экологического контроля;
  • органы госпожнадзора, транспортной инспекции;
  • ФАС, Роспотребнадзор, органы государственной жилищной инспекции и многие другие.

Всего более 60 органов и должностных лиц могут быть инициаторами вынесения административного предупреждения.

Основания применения

В каких случаях устанавливается административное предупреждение:

  • гражданин или юридическое лицо совершают правонарушение впервые;
  • правонарушение не привело к причинению вреда жизни и здоровью людей, объектам окружающего животного и растительного мира, культурного наследия;
  • отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций, ничто не угрожает безопасности государства;
  • отсутствует имущественный и материальный ущерб.

Следовательно, предупреждение как вид административного наказания выносится лишь за незначительные правонарушения.

Статья 3.4. Предупреждение

Определение Верховного Суда РФ от 11.01.2019 N 307-АД18-22865 по делу N А56-113745/2017 С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств, в том числе отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, судами не установлена.

Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 301-АД18-24398 по делу N А79-269/2018

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Постановление Верховного Суда РФ от 15.01.2019 N 7-АД18-5

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, на что обоснованно указано в обжалуемых судебных актах.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 285-О

В рамках проведения государственной политики в сфере контрольно-надзорной деятельности законодатель не был лишен возможности устанавливать специальные условия применения административной ответственности, которые обеспечивают дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса в целях предотвращения в отношении данных субъектов чрезмерного административного принуждения, что нашло отражение в оспариваемом регулировании (часть 3 статьи 3.4, статья 4.1.1 КоАП Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N 305-ЭС19-555 по делу N А41-67608/2018

Вопреки доводам жалобы совокупности всех обстоятельств с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не установлено. Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения судов и им дана исчерпывающая правовая оценка в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1448-О

Так, действующие во взаимосвязи статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП Российской Федерации определяют условия, при которых в случае привлечения указанных лиц к административной ответственности административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. При этом применение данных норм осуществляется исходя из фактических обстоятельств каждого дела судьей, органом, должностным лицом, на рассмотрении которых находится это дело, в том числе дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 указанного Кодекса.

Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 310-ЭС19-10517 по делу N А23-5552/2018

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ. В общем случае вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций.

Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2019 N 305-ЭС19-11098 по делу N А40-207068/2018

При этом суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены предусмотренного наказания в виде штрафа на предупреждение. Основания для иных выводов по доводам жалобы отсутствуют.

Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2019 N 305-ЭС19-11104 по делу N А40-207065/2018

При этом суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены предусмотренного наказания в виде штрафа на предупреждение. Основания для иных выводов по доводам жалобы отсутствуют.

Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2019 N 305-ЭС19-11641 по делу N А40-207062/2018

При этом суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены предусмотренного наказания в виде штрафа на предупреждение. Основания для иных выводов по доводам жалобы отсутствуют.

Постановление Верховного Суда РФ от 17.06.2019 N 44-АД19-4

В рассматриваемом случае из материалов дела об административном правонарушении не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Когда могут применить меры административного обеспечения

Напомним, что административное предупреждение может быть применено как к физическим, так и к юридическим лицам.

Если постановление об административном предупреждении вступило в силу, лицо считается подвергнутым административному наказанию. В некоторых исключительных случаях к нарушителю могут быть применены меры административного обеспечения. Они, как правило, направлены на обеспечение исполнения административного наказания. Это может быть досмотр вещей и товаров, проверка документов, отстранение от управления транспортным средством, привод и другие.

Как получить предупреждение вместо штрафа в 2021 году?

Всё очень просто. Исходя из вышеописанных ситуаций, вам нужно либо ходатайствовать о назначении административного предупреждения на дороге инспектору, либо, если постановление уже вынесено, подать жалобу вышестоящему должностному лицу или в суд о смягчении наказания.

В первом случае ходатайство пишется в свободной форме. Но есть важная тонкость: его нужно успеть написать раньше, чем сотрудник ГИБДД напишет постановление. Поэтому лучше заранее распечатать и возить с собой заготовку такой бумаги.

В случае же с оспариванием штрафа подаётся не ходатайство, а жалоба. Она также пишется в свободной форме, и в ней вы просите заменить штраф предупреждением.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Как обжаловать (оспорить) штраф ГИБДД?
  • Какие штрафы за проезд без оплаты по платной дороге? Новый закон о неоплате платного участка
  • Отстранение от управления транспортным средством в вопросах и ответах

Образец ходатайства сотруднику ГИБДД или в суд

В образце ходатайства инспектору ДПС вы пишете кому и от кого вы подаёте его, суть обращения и внизу ставите дату и подпись. В самой сути нужно указать приблизительно следующее:

На основании статей 3.4, 4.2 и 4.4 КоАП РФ прошу Вас применить минимальную санкцию нормы (назначить предупреждение), предусматриваемую статьёй __, частью __ КоАП, ввиду отсутствия отягчающих и наличия смягчающих обстоятельств в виде таких-то.

  • сотрудником ГИБДД (формат DOCX для заполнения и дальнейшей распечатки).
  • (для распечатки и дальнейшего заполнения от руки).

В случае же, если в отношении вас уже выписали штраф ГИБДД, то его нужно оспорить. Максимально подробно о порядке и сроках мы рассказали в специальной статье об обжаловании. Здесь приведём отдельно образцы жалоб.

  • (формат DOCX).
  • .
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: