Предупреждение в административном праве
Законодательство РФ нацелено на предупреждение всех видов правонарушений. Основной целью всех видов административных мер является уменьшение их количества. Используемые превентивные меры направлены и на правонарушителей, и на лиц, которые могут ими стать.
Что такое предупреждение? Прежде всего предупреждение — это административное наказание. Статья 3.3. Кодекса относит его к основным видам наказания. Оно не может применяться в качестве дополнительного. В ранге мер административного воздействия это самое мягкое наказание. Его последствия для наказанного минимальны. Черты предупреждения как вида наказания:
- предупреждение — вид ответственности, который применяется как к физическим, так и к юридическим лицам;
- содержание предупреждения — официальное порицание;
- нельзя применять административное предупреждение, когда проступок имеет признаки высокой общественной опасности и совершен повторно;
- предупреждение применяется только в качестве основного наказания.
Условия, при которых в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ возможна замена штрафа на предупреждение
Уже давно, в июле 2021 года, вступили в силу поправки в КоАП РФ, позволяющие правоприменителям заменять наказание в виде штрафа на предупреждение при соблюдении определенных условий, для некоторых категорий правонарушителей. Новшества касаются статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Предупреждение – самая незначительная мера наказания, которая содержится в КоАП РФ. Это наказание выражено в письменном порицании правонарушителя, т.е. никаких материальных потерь он не несет.
Всего условий для изменения наказания 5, и все они должны быть соблюдены в совокупности.
Приведем их ниже.
- Правонарушение должно быть совершено впервые.
- Нарушение обязательно должно выявляться при проведении проверочных мероприятий, которые проводились государственными органами.
- Привлекаемое юридическое лицо должно быть субъектом малого (либо среднего) предпринимательства.
- Санкция статьи (по которой наказывают виновника) не должна содержать меры наказания в виде предупреждения.
- Правонарушением не должен быть причинен вред жизни (здоровью) людей, имуществу, окружающей среде, культурным объектам, безопасности государства, не должна была быть создана угроза ЧС.
Важно! Правило о возможности замены штрафа на предупреждение распространяется и на работников организаций — субъектов малого и среднего предпринимательства, которые допустили правонарушения (при соблюдении изложенных выше условий).
Форма вынесения
Предупреждение как вид административного наказания выносится всегда в письменной форме. Граждане часто путают устные замечания сотрудников правоохранительных или надзирающих органов с наложением реальных мер взыскания.
Является ли устное предупреждение административным наказанием? Нет, конечно. Устное замечание не станет наказанием. Действительно, должностные лица могут освободить нарушителя от ответственности и ограничиться беседой. Они уполномочены сами отнести проступок к малозначительным.
Логичен следующий вопрос: предупреждение выносится в какой форме? Протокол об административном правонарушении не составляется. Нарушителю под расписку на руки выдается второй экземпляр вынесенного постановления. Если есть третья сторона, для нее делается копия. Копии могут быть высланы и заказными письмами в течение трех дней с момента вынесения постановления.
Условно-административные предупреждения разделяют на следующие виды:
- общее предупреждение, в котором констатируется общественное неприятие к нарушению и призыв к соблюдению закона в будущем (выписывается протокол с указанием на содержание нарушения);
- предупреждение специальное с применением мер, ограничивающих повторное правонарушение (например, у гражданина или организации изымается орудие, оборудование, специальное средство, с помощью которого было совершено нарушение).
Выдача устного предупреждения
Если устное предупреждение оправданно, оно редко переходит в формальные дисциплинарные процедуры и его достаточно, чтобы достичь желаемого результата. Как и в любой другой ситуации, до выдачи предупреждения, менеджер и все заинтересованные стороны должны действовать справедливо и давать возможность сотруднику разъяснить свое видение ситуации.
Как правило, устное предупреждение выдается в присутствии свидетелей, это дает два эффекта. Первый в том, что есть кому подтвердить сделанное замечание, а второй профилактика для остальных подчиненных.
При выдаче устного предупреждения руководитель должен убедиться, что работник понимает: – почему оно было выдано; – какие действия требуются для исправления ситуации; – будущие последствий, если не принять во внимание предупреждение.
Как пример можно рассмотреть следующий текст. «Анатолий, как вы знаете, Игорь сообщил мне, что вы обругали его во время чаепития сегодня в столовой (Определены обе стороны, указывается характер и дата, время и место совершенного преступления.) Я услышал ваше видение этой истории, и слышал мнение Игоря. Прекрасно, что вы смогли признать ошибку и извинились. Вместе с тем такое поведение противоречит дисциплинарному кодексу компании. Сейчас я даю вам устное предупреждение в присутствии коллег и напоминаю, что ругать своих коллег по какой-либо причине неприемлемо и недопустимо. Вы предупреждены о необходимости исключить нецензурные или оскорбительные выражения в отношении любого лица в этой компании.(Это говорит виновному, что он должен сделать, чтобы исправить ситуацию.)
Предупреждение действует в течение 3 месяцев,(это обозначает,сколько времени дается на исправление вопроса), и если выне примите во внимание данное предупреждение, то будут применены более строгие дисциплинарные методы. (Это показывает, что произойдет, если инцидент повторится).Как вы поняли, что я имел ввиду, говоря о предупреждении, и что произойдет, если вы не исправите поведение?» (Это гарантирует отсутствие недопонимания со стороны виновного.)
После выдачи предупреждения менеджеру необходимо записать в своем ежедневнике или ином подходящем месте, где информация сохранится на будущее, что предупреждение было выдано, дату и время, причину и срок его действия.
Нет смысла размещать в личном деле информацию об устном предупреждении, так как проступок не настолько важен и решается в рамках коллектива. Если в течение испытательного срока рецидива аналогичного поведения не произойдет, примечания, сделанные менеджером в своем дневнике, могут быть удалены.
Если же устное предупреждение выдавалось и ситуация не поменялась, то пора приступать к более кардинальным шагам и начать подготовку письменного предупреждения.
Меры
Совсем по-другому выглядят меры административного предупреждения, которые может применять полиция. Они являются не наказанием, а мерой административного принуждения. Используются в следующих целях:
- непосредственно для предупреждения правонарушений;
- для ограничения обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.
Меры административного предупреждения — это ограничения административно-правового характера, административно-принудительные действия в отношении гражданина или должностного лица.
Первая группа мер используется для предотвращения непосредственных угроз или нежелательных последствий для людей и общества. Например, закрытие для проезда улиц или участков дороги, где произошли аварии, обвалы грунта, обрывы линий электропередач.
Вторая группа мер применяется к гражданам с антиобщественным поведением. Пример — ведение административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы.
Уполномоченные лица
Использовать в своей работе административные наказания могут только специально уполномоченные должностные лица. Их круг четко определен КоАП РФ. В этот перечень входят:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- налоговые органы и органы налоговой полиции;
- органы внутренних дел;
- таможенные органы и органы экспортного контроля;
- органы и войска пограничной службы;
- государственные инспекции труда;
- органы Госэпидемнадзора, рыбоохраны, государственного экологического контроля;
- органы госпожнадзора, транспортной инспекции;
- ФАС, Роспотребнадзор, органы государственной жилищной инспекции и многие другие.
Всего более 60 органов и должностных лиц могут быть инициаторами вынесения административного предупреждения.
Основания применения
В каких случаях устанавливается административное предупреждение:
- гражданин или юридическое лицо совершают правонарушение впервые;
- правонарушение не привело к причинению вреда жизни и здоровью людей, объектам окружающего животного и растительного мира, культурного наследия;
- отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций, ничто не угрожает безопасности государства;
- отсутствует имущественный и материальный ущерб.
Следовательно, предупреждение как вид административного наказания выносится лишь за незначительные правонарушения.
Статья 3.4. Предупреждение
Определение Верховного Суда РФ от 11.01.2019 N 307-АД18-22865 по делу N А56-113745/2017 С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств, в том числе отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, судами не установлена.
Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 301-АД18-24398 по делу N А79-269/2018
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Постановление Верховного Суда РФ от 15.01.2019 N 7-АД18-5
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, на что обоснованно указано в обжалуемых судебных актах.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 285-О
В рамках проведения государственной политики в сфере контрольно-надзорной деятельности законодатель не был лишен возможности устанавливать специальные условия применения административной ответственности, которые обеспечивают дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса в целях предотвращения в отношении данных субъектов чрезмерного административного принуждения, что нашло отражение в оспариваемом регулировании (часть 3 статьи 3.4, статья 4.1.1 КоАП Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N 305-ЭС19-555 по делу N А41-67608/2018
Вопреки доводам жалобы совокупности всех обстоятельств с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не установлено. Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения судов и им дана исчерпывающая правовая оценка в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1448-О
Так, действующие во взаимосвязи статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП Российской Федерации определяют условия, при которых в случае привлечения указанных лиц к административной ответственности административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. При этом применение данных норм осуществляется исходя из фактических обстоятельств каждого дела судьей, органом, должностным лицом, на рассмотрении которых находится это дело, в том числе дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 указанного Кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 310-ЭС19-10517 по делу N А23-5552/2018
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ. В общем случае вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций.
Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2019 N 305-ЭС19-11098 по делу N А40-207068/2018
При этом суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены предусмотренного наказания в виде штрафа на предупреждение. Основания для иных выводов по доводам жалобы отсутствуют.
Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2019 N 305-ЭС19-11104 по делу N А40-207065/2018
При этом суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены предусмотренного наказания в виде штрафа на предупреждение. Основания для иных выводов по доводам жалобы отсутствуют.
Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2019 N 305-ЭС19-11641 по делу N А40-207062/2018
При этом суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены предусмотренного наказания в виде штрафа на предупреждение. Основания для иных выводов по доводам жалобы отсутствуют.
Постановление Верховного Суда РФ от 17.06.2019 N 44-АД19-4
В рассматриваемом случае из материалов дела об административном правонарушении не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Когда могут применить меры административного обеспечения
Напомним, что административное предупреждение может быть применено как к физическим, так и к юридическим лицам.
Если постановление об административном предупреждении вступило в силу, лицо считается подвергнутым административному наказанию. В некоторых исключительных случаях к нарушителю могут быть применены меры административного обеспечения. Они, как правило, направлены на обеспечение исполнения административного наказания. Это может быть досмотр вещей и товаров, проверка документов, отстранение от управления транспортным средством, привод и другие.
Как получить предупреждение вместо штрафа в 2021 году?
Всё очень просто. Исходя из вышеописанных ситуаций, вам нужно либо ходатайствовать о назначении административного предупреждения на дороге инспектору, либо, если постановление уже вынесено, подать жалобу вышестоящему должностному лицу или в суд о смягчении наказания.
В первом случае ходатайство пишется в свободной форме. Но есть важная тонкость: его нужно успеть написать раньше, чем сотрудник ГИБДД напишет постановление. Поэтому лучше заранее распечатать и возить с собой заготовку такой бумаги.
В случае же с оспариванием штрафа подаётся не ходатайство, а жалоба. Она также пишется в свободной форме, и в ней вы просите заменить штраф предупреждением.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Как обжаловать (оспорить) штраф ГИБДД?
- Какие штрафы за проезд без оплаты по платной дороге? Новый закон о неоплате платного участка
- Отстранение от управления транспортным средством в вопросах и ответах
Образец ходатайства сотруднику ГИБДД или в суд
В образце ходатайства инспектору ДПС вы пишете кому и от кого вы подаёте его, суть обращения и внизу ставите дату и подпись. В самой сути нужно указать приблизительно следующее:
На основании статей 3.4, 4.2 и 4.4 КоАП РФ прошу Вас применить минимальную санкцию нормы (назначить предупреждение), предусматриваемую статьёй __, частью __ КоАП, ввиду отсутствия отягчающих и наличия смягчающих обстоятельств в виде таких-то.
- сотрудником ГИБДД (формат DOCX для заполнения и дальнейшей распечатки).
- (для распечатки и дальнейшего заполнения от руки).
В случае же, если в отношении вас уже выписали штраф ГИБДД, то его нужно оспорить. Максимально подробно о порядке и сроках мы рассказали в специальной статье об обжаловании. Здесь приведём отдельно образцы жалоб.
- (формат DOCX).
- .