Статья 264 часть 1 УК РФ — какое наказание грозит за езду в пьяном виде?

Ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена в основном Кодексом об административных правонарушениях, но и Уголовным Кодексом предусмотрена ответственность за преступления против безопасности движения, в соответствии с которым ответственность за совершенное деяние и наказание гораздо выше и суровее.

Тут важно понимать о необходимости разграничения понятий «правонарушение» и «преступление». Разобраться в тонкостях отличий этих понятий Вам поможет адвокат по нарушению правил дорожного движения, либо адвокат по уголовным делам, которые помогут Вам разобраться в особенности Вашей ситуации, и максимально снизить степень Вашей ответственности.

Уголовная ответственность за ДТП

Статьей 264 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за ДТП. Данный состав преступления предусматривает шесть частей:

  • ч.1 ст.264 – ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью – лишение свободы до 2 лет;
  • ч.2 ст.264 – ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное лицом в состоянии опьянения (п. «а»), сопряженное с оставлением места совершения (п. «б») – лишение свободы от 3 до 7 лет;
  • ч.3 ст.264 – ответственность за причинение смерти – лишение свободы на срок до 5 лет;
  • ч.4 ст.264 — ответственность за причинение смерти, если ДТП совершено лицом в состоянии опьянения (п. «а»), сопряженное с оставлением места совершения (п. «б») – лишение свободы от 5 до 12 лет;
  • ч.5 ст.264 – ответственность за смерть двух и более лиц – лишение свободы до 7 лет;
  • ч.6 ст.264 – ответственность за смерть двух и более лиц, если ДТП совершено лицом в состоянии опьянения (п. «а»), сопряженное с оставлением места совершения (п. «б») – лишение свободы от 8 до 15 лет.

Тяжесть преступлений

Согласно ст.15 Уголовного кодекса РФ установлены категории преступлений в зависимости от размера наказания:

Небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния с наказанием до 3 лет лишения свободы;

Средней тяжести – умышленные деяния с наказанием до 5 лет лишения свободы, неосторожные – до 10 лет лишения свободы;

Тяжкие – умышленные преступления – до 10 лет лишения свободы, неосторожные – до 15 лет лишения свободы;

Особо тяжкие – умышленные преступления – свыше 10 лет лишения свободы.
Форма вины. Неосторожное и умышленное преступление
Статья 264 является неосторожным преступлением, то есть преступлением, которое совершенно не специально, а в результате грубой небрежности человека. Бывают умышленные преступления, которые человек совершает целенаправленно, то есть осознает, что совершает преступление и желает его совершить. От формы вины «неосторожность» или «умысел» зависит в совершении какого преступления обвинят человека. Адвокату по ДТП со смертельным исходом особенно важно правильно определять форму вины.

Отличие смертельного ДТП от убийства

Форма вины «неосторожность» или «умысел» позволяет разграничить очень похожие по последствиям, но принципиально разные по сути преступления. Это хорошо видно при сравнении ч.3 ст.264 УК РФ (неосторожное причинение смерти в результате ДТП) и ч.1 ст.105 УК РФ (умышленное убийство). По последствиям эти преступления идентичны – в обоих случаях погибает человек. Казалось бы, нужно одинаково наказывать виновного. Однако, это не так – очевидно человек не желавший совершить преступление и не планировавший его, заслуживает меньшего наказания, чем тот, который специально лишил жизни человека. Эта принципиальная разница видна в наказании за деяние:

ч.3 ст.264 – лишение свободы на срок до 5 лет

ч.1 ст.105 – лишение свободы от 6 до 15 лет

Почему смертельное ДТП не приравнено к убийству?

Сравним две ситуации.

Ситуация №1 – неопытный водитель медленно едет и боится обогнать впереди идущий автомобиль. Пассажир подшучивает над неумелыми действия водителя и подначивает его совершить обгон. Водить совершает обгон, выезжает на встречную полосу, сталкивается лоб в лоб с другим автомобилем. Водитель встречного автомобиля погибает.

Ситуация №2 – пьяный водитель выезжает на встречную полосу, где сталкивается с другим автомобилем. Водитель встречного автомобиля погибает.

Обе ситуации это проявление грубой небрежности водителей. Разница только в причине небрежности. В первом случаи водитель поддался насмешкам пассажира и поэтому нарушил ПДД, а во втором подался искушению выпивкой и тоже нарушил ПДД. В обоих случаях причиной аварии остается грубая небрежность – оба водителя не хотели лишать жизни, но причинили смерть.

Конечно, опьянение – это фактор, серьезно повышающий общественную опасность водителя и это учтено в законе. Если в ситуации №1 ответственность до 5 лет лишения свободы, то в ситуации №2 – за пьяное смертельное ДТП ответственность уже от 5 до 12 лет лишения свободы. Но, не смотря на эту разницу, в ситуации №2 в действиях пьяного водителя всё равно имеет место «неосторожность», а значит он не совершал умышленного убийства.

Комментарий к ст. 264 УК РФ

Основным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, дополнительным — жизнь, здоровье человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий .

———————————

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Предмет преступления — это механические транспортные средства, т.е. автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, мотоцикл, иные самоходные машины и механические транспортные средства. Предложить их исчерпывающий перечень невозможно. К механическим транспортным средствам следует отнести любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед представляет собой двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками» . Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ.

———————————

См.: п. 1.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» // САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

К другим механическим транспортным средствам закон относит троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК РФ).

Самоходные машины отличаются только наличием дополнительных (нетранспортных) функций, например трактор, экскаватор, самосвал, автопогрузчик.

Не являются предметом рассматриваемого преступления боевые, специальные транспортные средства Министерства обороны РФ и других воинских формирований. В этом случае применяется ст. 350 УК РФ.

Общественная опасность нарушения лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств заключается в нарушении нормальной работы транспорта, причинении вреда иным охраняемым уголовным законом объектам (жизни, здоровью человека, собственности). Уровень транспортных преступлений в структуре всей преступности очень высок.

Объективную сторону преступления составляют:

1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации указанных в статье транспортных средств;

2) причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1) или причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 2);

3) причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 3) или причинение по неосторожности смерти человеку лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 4);

4) причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 5) или причинение по неосторожности смерти двум или более лицам лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 6);

5) причинная связь между нарушением правил и наступлением общественно опасных последствий.

Диспозиция рассматриваемой статьи является бланкетной. В этой связи для определения объективной стороны состава преступления необходимо обращение в первую очередь к Правилам дорожного движения Российской Федерации и правилам эксплуатации транспортных средств.

Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Кроме этих нормативных правовых актов, имеются также различного рода инструкции, наставления и другие документы по эксплуатации отдельных видов транспорта (перевозке пассажиров, грузов и т.п.).

Дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Однако сказанное не означает, что возможность нарушения правил дорожного движения ограничивается только указанными местами. Выезд за пределы дорог и нарушение правил за их пределами также может расцениваться как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Например, если лицо въезжает на автомобиле на территорию сквера и совершает по неосторожности наезд на пешехода, его действия следует квалифицировать по ст. 264 УК РФ.

С позиций объективной стороны состава преступления деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (например, лицо для совершения обгона выезжает на полосу встречного движения, не останавливает движение, несмотря на запрещающий сигнал светофора).

Эксплуатация транспортных средств запрещается при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. Нарушение эксплуатации транспортных средств может заключаться и в ином действии или бездействии, например в нарушении правил перевозки грузов, в нарушении правил технической эксплуатации транспортных средств.

Если дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований п. 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Решая вопрос о наличии либо отсутствии у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости, следует исходить из того, что водитель в соответствии с п. 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Наступление указанных в рассматриваемой статье общественно опасных последствий и причинная связь между деянием и последствиями характеризуются аналогично предыдущему составу (ст. 263 УК РФ). Однако следует еще раз обратить внимание на то, что причинная связь должна быть прямой и непосредственной. Поэтому, к примеру, если водитель грузового автомобиля начал движение, не проверив состояние кузова, где спрятался пассажир, и последний во время движения выскочил из кузова, попав под рядом идущий транспорт, в действиях водителя грузовика отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, поскольку между его бездействием и наступившими последствиями в виде смерти пассажира отсутствует прямая причинная связь.

В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по ст. 264 УК РФ, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человека, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (п. 2.5) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по ст. 125 УК РФ.

Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины. Чаще всего имеет место преступная небрежность.

Если лицо по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть, то деяние следует признать совершенным невиновно. Так, по делу Ф. было установлено, что он нарушил Правила дорожного движения, что повлекло опрокидывание комбайна и причинение по неосторожности смерти гр-ну Ж., который вспрыгнул на подножку комбайна. Действия виновного были квалифицированы по ч. 2. ст. 264 УК РФ. Между тем по делу было установлено, что конструкция комбайна с затемненными стеклами его кабины такова, что Ф. не располагал возможностью увидеть из кабины запрыгнувшего на подножку комбайна Ж. Поэтому он не мог осознавать, что в результате допущенных им нарушений Правил дорожного движения может пострадать Ж., и в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 264 УК РФ.

В связи с неправильным применением уголовного закона приговор был отменен, а дело прекращено за отсутствием в действиях Ф. состава преступления .

———————————

Постановление Президиума Липецкого облсуда от 22 марта 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 4.

Мотив совершения преступления не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

Частями 2, 4, 6 комментируемой статьи установлена повышенная уголовная ответственность за совершение рассматриваемого преступления. Состояние опьянения не влияет на субъективную сторону состава преступления, но оно обусловливает возможность искаженного восприятия дорожно-транспортной обстановки, снижение скорости реакции водителя, возникновение чувства самоуверенности, а также иных факторов, повышающих вероятность совершения преступного деяния.

Субъект преступления специальный. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее — Правила). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением .

———————————

См.: п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // РГ. 2008. 26 дек.

В последнем случае за нарушение соответствующих правил обучающимся ответственность несет инструктор. Исключение составляют случаи нарушения обучаемым указаний инструктора, за что обучаемый несет ответственность самостоятельно.

Как следует из текста закона, субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, может быть только лицо, управляющее транспортным средством. Если лицо таким средством не управляет, в случае причинения вреда его действия следует квалифицировать по иным статьям УК РФ. Так, если лицо, являясь пассажиром, включает зажигание автомашины, у которой была включена скорость, и автомашина, придя в движение, осуществляет наезд на человека, в результате чего наступает смерть, действия виновного надлежит квалифицировать по ст. 109 УК РФ, поскольку субъектом рассматриваемого преступления он не является.

Квалифицированным видом преступления является нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, повлекшее причинение:

— по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ);

— по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Если нарушение правил дорожного движения водителями транспортного средства повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерти другого, то содеянное необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 264 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 1 указанной статьи не требуется.

В каких случаях может понадобиться уголовный адвокат по ДТП?

Объективное расследование каждой ситуации с дорожно-транспортным происшествием – это залог правильной квалификации действий водителя. Адвокат по уголовным делам должен добиваться от следствия и суда изучения объективных данных. Такая необходимость продиктована спецификой рассматриваемых дел. Если человеку нужен адвокат по ДТП и он пытается найти и нанять адвоката по ДТП, то следует обращать внимание, на то, что хороший адвокат по ДТП должен разбираться в причинно-следственной связи и не путать причину и следствие. От этого зависит правильность квалификации и, даже, судьба человека!

Причинно-следственная связь с последствиями аварии

Автомобиль является источником повышенной опасности и не поддается полному контролю человека. Возникшая в автомобиле неисправность может привести к происшествию. В таких случаях возникает вопрос – что послужило причиной аварии действия водителя, неисправность автомобиля, а возможно другие внешние факторы? Для правильной оценки ситуации необходимо установить причинно-следственную связь между действиями водителя и происшествием. Причинно-следственная связь должна быть непосредственной и с неизбежностью влечь наступление последствий. Нельзя путать «причину» и «условия, способствовавшие аварии». «Причину» и «условие» легко перепутать и это можно увидеть из следующей ситуации.

Иванов наехал на Петрова, от чего последний погиб. Кто виноват? Правильный ответ – Иванов, потому что он наехал на Петрова. Неправильный ответ – виновата мать Иванова, потому если бы она не родила Иванова, он бы не наехал на Петрова. Иванов является «причиной» преступления, а мать Иванова является «условием», способствовавшим преступлению. Пример грубый, но логика понятна.

В жизни бывает, что авария происходит по причине отказа тормозов, заклинившего руля, сердечного приступа водителя, действий других участников движения – пешеход резко перебежал дорогу и водитель, уходя от столкновения выехал на встречную полосу и совершил аварию. Все эти обстоятельства необходимо выяснить, чтобы принять решения виновен водитель или нет.

Помощь адвоката при ДТП

Уголовный адвокат по ДТП, в независимости от того представляет он потерпевшую сторону или обвиняемого, должен добиться от правоохранительных органов выполнения всех необходимых действий. К таким действиям относятся:

— осмотр места происшествия – важнейшее следственное действие, в ходе которого фиксируется обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия и изымаются вещественные доказательства. Протокол осмотра места происшествия в последствии станет одним из главных и очень важных источников информации, которая будет использоваться при проведении авто-технической экспертизы. Адвокат по делам о ДТП в праве участвовать в осмотре и должен принять в нем участие, если есть такая возможность.

— заключение авто-технической экспертизы – один из основных источников доказательств обвинения. Экспертиза устанавливает скорость движения автомобиля, его тормозной путь, выясняет имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения. Заключения эксперта – основа обвинения. Адвокат по ДТП с пострадавшим наделен правом участвовать в производстве экспертизы и может в ней участвовать.

— допрос участников аварии и очевидцев – показания людей чрезвычайно важны в оценке ситуации и могут дать информацию, которую не могут зафиксировать осмотр места происшествия и экспертиза. Например, участники и очевидцы могли видеть, как водителя перед столкновением подрезал другой автомобиль, который спровоцировал происшествие. Также очевидцы могут видеть, как участники дорожно-транспортного происшествия уничтожают следы аварии или покидают место происшествия. В случае оставления места ДТП адвокат может оказать необходимую правовую помощь.

— судебно-медицинская экспертиза трупа – устанавливает причину смерти участника аварии. Бывают случаи, когда на момент столкновения человек был уже мертв или умер не от травм, полученных не в результате дорожно-транспортного происшествия, а от отравления наркотиками, которые до этого употребил. Уголовная ответственность за смертельную аварию может наступить только в случае, если смерть находится в причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием. Адвокат по ДТП с летальным исходом может оценить заключение эксперта и сделать на него возражения, если в этом имеется необходимость.

— судебно-медицинская экспертиза подозреваемого – позволит установить находился ли он в состоянии опьянения. От это зависит – будет он привлекаться за пьяное ДТП или за обычное. Услуги адвоката по ДТП помогут правильно оценить заключение эксперта и правильного использовать его при работе адвоката по ДТП в суде.

Приведены наиболее распространённые и наиболее важные доказательства. На практике их значительно больше.

Общественный резонанс

Кроме непосредственных обстоятельств происшествия на расследование дела влияет общественный резонанс, который, как правило, возникает, если среди участников аварии есть известные личности либо происшествие было особенно серьезным по последствиям, или очень дерзким, либо имеет место сочетание всех факторов. Общественный резонанс плох тем, что влияет на следствие и суд. Следователи и судьи тоже люди и участники дорожного движения. Они могут поддаться общественному резонансу и быть необъективными при расследовании и рассмотрении дела. Причем необъективность может работать как на стороне потерпевших, так и на стороне обвиняемого.

Оба варианта плохие, потому что могут привести к ошибкам в квалификации, чрезмерно мягкому или чрезмерно суровому наказанию и даже к осуждению невиновного. Не всегда возможно избежать общественного резонанса, но минимизировать его последствия возможно применив правильную тактику защиты. Адвокат после ДТП по согласованию с подзащитным может правильно подать информацию в СМИ и тем самым изменить общественное мнение. Особенно значимым становятся такие случаи, когда приходится работать адвокату по ДТП с погибшими — такие дела вызывают большой общественный резонанс. В таких случаях помощь юриста по ст.264 чрезвычайна важна.

Наказание водителя в случае ДТП с тяжкими последствиями

Серьезное ДТП — наезд на пешехода, предусматривает двойную ответственность: административную и уголовную. Способ наказания будет определен исходя из того, где произошло нарушение.

Присутствует два исхода событий:

  1. ДТП произошло на пешеходном переходе.
  2. ДТП произошло вне зоны «зебры».

Водитель автоматически виноват всегда, если наезд произошел на пешеходном переходе, регулируемом или нерегулируемом (согласно ПДД, автомобилист должен убедиться в отсутствии пешеходов и лишь затем пересекать «зебру»).

Если автовладелец был при этом пьян, имеют место отягчающие обстоятельства, и он виновен по двум статьям:

  • наезд на пешехода;
  • управление ТС в нетрезвом виде.

Что касается второго случая, когда ДТП произошло за пределами «зебры», то водитель в данном случае наказан не будет. Но если он был пьян, ситуация усугубляется, и автомобилисту грозит лишение прав, а пешеходу — штраф за переход в неположенном месте.

Согласно статистике ГИБДД, многие пешеходы сами виновны в подобных ДТП, ведь они переходят дорогу в неположенном месте, провоцируя тем самым аварийную ситуацию. В данном случае закон на стороне водителя, и наказания он не понесет.

Рассмотрим основные ситуации при ДТП с жертвами.

  1. Если пешеход при наезде не пострадал, автовладельца ждет наказание за управление ТС нетрезвым.
  2. При получении пешеходом незначительных телесных повреждений водитель будет оштрафован на сумму от 2500 до 5000 рублей или лишен прав на срок от года до полутора лет. Если водитель был пьян, он лишает прав на более длительный период (до трех лет). При нанесении пешеходу повреждений средней степени тяжести штраф для автомобилиста увеличивается до 20000 рублей, вдобавок к этому — штраф за управление ТС в нетрезвом виде, лишение прав на два года. При повторном нарушении водитель лишается удостоверения на три года.
  3. Пешеход получил серьезные травмы — пьяному водителю грозит уголовная ответственность в виде лишения свободы и прав на три тогда, или принудительные работы до двух лет.
  4. Результат ДТП — смерть пешехода. В случае с одной жертвой автомобилист лишится свободы на семь лет, с двумя и более — на девять лет, или будут назначены исправительные работы на пять лет.

Важно! Помимо рассмотренных наказаний, в нашей стране введена дополнительная судебная мера наказания — выплата компенсации родственникам пострадавшему в ДТП (в случае смертельного исхода жертвы) или непосредственно пешеходу.

Пьяному водителю не избежать наказания даже в случае, когда доказана вина пешехода.

Стратегии защиты адвоката при ДТП

Защитнику чаще приходится представлять интересы обвиняемого, так как интересы потерпевших, по сути, представляет следователь и государственный обвинитель. Поэтому защита будет рассматриваться с точки зрения обвиняемого. Обвиняемого сложнее защищать в сравнении с потерпевшим. Если адвокат по 264 1 статье УК знает как защитить обвиняемого, значит и потерпевшего сможет защитить. Каков порядок защиты? Все начинается с консультации адвоката по ДТП. Стоимость услуг юриста по ДТП в Екатеринбурге, Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге и других городах, могут существенно отличаться. Определившись с адвокатом, нужно выбрать вариант защиты. Тут все также индивидуально, но можно выделить три основных стратегии защиты.

Стратегия признания вины

Признавая вину, покаявшись в содеянном, возместив вред потерпевшей стороне возможно добиться минимального наказания. По делам о ДТП небольшой и средней тяжести (до 3 и до 5 лет лишения свободы соответственно) возможно даже прекратить дело в связи с примирением сторон. Зачастую к признанию вины прибегают люди, совершившие очевидные преступления.

Стратегия признания вины частично

Вину признают частично, когда не согласны с какой-то частью обвинения. Например, считают, что завышена квалификация. В таких случаях защитнику необходимо доказать правильную квалификацию, представить свои доказательства и аргументы следствию и суду.

Стратегия отрицания вины

Обычно отрицают вину люди, которые считают, что преступление не совершали. Такие случаи бывают, когда потерпевший виноват в происшествии, а следователь ошибочно предъявил обвинение другому участнику аварии. Бывает люди отрицают вину по причине, что не помнят обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (потерял сознание), а очевидцев аварии нет. В любом случае обвиняемые отрицают вину тогда, когда, по их мнению, нет объективных данных их виновности.

Ни одна стратеги не лучше другой. Адвокат по статье 264 должен действовать как врач – применить то лечение, которое поможет. Выбор юридического врачевания зависит от обстоятельств дела и мнения обвиняемого. Задача адвоката по 264 1 статье УК помочь выбрать оптимальный способ защиты и не навредить.

Проверка водителя на состояние алкогольного опьянения

Остановив пьяного водителя, инспектор ДПС должен совершить два основных действия:

  1. Отстранить водителя от управления ТС:
      Обнаружив явные признаки алкогольного опьянения у водителя (запах спиртного, неадекватное поведение, несвязность речи), сотрудник ДПС уполномочен отстранить его от управления автомобилем.
  2. Для проведения отстранения требуется присутствие двух понятых.

Важно! В настоящее время при отсутствии понятых доказательством может являться выполненная сотрудником ДПС видеозапись.

  1. Произвести освидетельствование на предмет алкогольного опьянения:
      В качестве оснований для освидетельствования достаточно вышеуказанных признаков.
  2. Сотрудник ДПС обязан проинформировать автовладельца о своих действиях, продемонстрировать исправность прибора (алкотестера).
  3. Следует учитывать возможную погрешность прибора.
  4. Результаты освидетельствования должны быть внесены в акт, подписанный сотрудником ДПС, водителем и понятыми.

В случае, если водитель не согласен с результатами проверки инспектора ДПС, он может пройти независимое медицинское освидетельствование, о чем следует указать в акте.

Остановка водителя

Многих автомобилистов интересует, какие основные законные действия использует сотрудник ДПС, остановивший водителя, заподозрив его в состоянии нетрезвости.

Рассмотрим детально:

  1. Остановив водителя, сотрудник ДПС должен убедиться в присутствии у него ранее рассмотренных симптомов опьянения, отстранить его от управления ТС, составить протокол.
  2. После этого осуществляется процедура освидетельствования алкотестером.
  3. Убедившись в содержании повышенной дозы алкоголя у собственника автомобиля, сотрудник ДПС должен составить акт освидетельствования, копию которого он отдает задержанному.
  4. Получив свою копию акта, водитель должен отправиться в медицинскую лабораторию и там получить еще одну копию, с результатами лаборатории.

Если в медицинском учреждении превышение дозы алкоголя не подтвердилось, водитель имеет право подать жалобу в прокуратуру на неправомерные действия сотрудника ДПС, взыскать в судебном порядке ущерб за моральный вред.

Медицинское освидетельствование

Инспектор ДПС, остановив автомобиль с пьяным водителем, должен по всем правилам произвести освидетельствование на месте, после чего отправить задержанного в медицинскую лабораторию за подтверждением результата.

Это происходит по следующим правилам:

  1. Водитель направляется только в присутствии двух понятых.
  2. Отправлять автомобилиста на медицинское освидетельствование необходимо лишь при правильно составленном и подписанном акте.
  3. В обязательном порядке сотрудники ДПС сопровождают водителя в лабораторию.

В случае, если медицинское освидетельствование не подтвердит в крови у задержанного наличия спиртного, инспекторы ДПС обязаны доставить водителя к его автомобилю.

Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормами, установленными Минздравом, в учреждении, имеющем специальную лицензию:

  • производится первичный осмотр специалистом;
  • измеряется концентрация выдыхаемых паров на содержание в них этанола;
  • выясняется содержание соединений наркотических и алкогольных веществ в моче и крови.

По окончании процедур, специалист делает заключение о содержании или отсутствии запрещенных веществ в организме водителя.

Назначение наказания и его исполнение

Ежедневно в СМИ появляется информация о новых жертвах с участием пьяных водителей. Безусловно, садясь за руль в нетрезвом виде, водитель знает о возможных последствиях и последующем наказании. Но, видимо, уровень ответственности слишком мал, ведь согласно ежегодным данным статистики, число ДТП по вине нетрезвых водителей не уменьшается.

В связи с этим высшие органы власти стали обращать пристальное внимание на произвол на дорогах путем ужесточения наказания для виновников. Так, по сравнению с 2015 годом, штраф за пьяную езду повысились в десятки раз, а не так давно к ним добавилась еще и уголовная ответственность.

Возможно, лишь таким способом властям удастся достучаться до нерадивых водителей, ведь величина штрафа возросла до размеров стоимости среднего автомобиля.

Цены на услуги адвоката по ДТП ст.264 в Екатеринбурге

УслугаСтоимость
Устная консультация3 000 руб.
Письменная консультацияот 7 000 руб.
Подготовка заявления/жалобы/ходатайстваот 7 000 руб.
Участие в переговорах за 1 часот 7 000 руб.
Изучение документовот 7 000 руб.
Участие в судебном заседанииот 7 000 руб.
Посещение СИЗОот 7 000 руб.
Участие в опросе/допросеот 7 000 руб.
Защита на следствииот 30 000 руб.
Защита в суде первой инстанцииот 30 000 руб.
Защита в апелляцииот 20 000 руб.
Защита в кассации/надзореот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: избрание меры пресеченияот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: избрание домашнего арестаот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: избрание залогаот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: отстранение от должностиот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: УДО/замена наказания менее тяжким/смена режимаот 30 000 руб.

Внимание! Окончательная стоимость юридических услуг адвоката по статье 264 определяется индивидуально, в зависимости от объема работы и сложности дела. Указанная на сайте информация не является публичной офертой.

Адвокатская практика по делам о ДТП

Водитель не виновен, если сбил пешехода нарушившего ПДД

Водитель не виновен, если сбил пешехода нарушившего ПДД — ст.264 УК РФ

Водитель – молодой человек 25 лет, назовем его Андреем, женатый и имеющий годовалого ребенка, обратился на консультацию к адвокату Вячеславу Астафьеву. Со слов парня он ехал вечером на автомобиле по Екатеринбургу и сбил насмерть пешехода который, внезапно для него, оказался на проезжей части.

Медиация помогла прекратить дело о ДТП и возместить вред потерпевшей

Медиация помогла прекратить дело о ДТП и возместить вред потерпевшей — ст.264 УК РФ

От уголовных дела о причинении вреда здоровью в результате ДТП никто не застрахован. Часто к уголовной ответственности привлекаются обычные люди, волею судеб оказавшиеся на скамье подсудимых. Страдают и потерпевшие, который в одночасье могут лишиться здоровья, работы, увлечений, активной жизни. В таких случаях может помочь процедура медиация.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: