Штраф за непропуск пешехода в 2021 году и как его избежать?

В каких случаях и в каком размере на автомобилиста налагается штраф за пешехода? Дорожное движение предусматривает нахождение на проезжей части два рода участников — различных транспортных средств и пешеходов. Однако, и те и другие, чтобы не мешать друг другу, должны двигаться по определённым правилам. Законодательство строго следит за нарушителями и предусматривает штраф за пешехода, если того не пропустил на “зебре” автомобиль. Однако и пешеход подвергается наказанию, если по его вине произошла авария.

Размер штрафа в 2021 году

Штраф за пешехода

Создавая препятствие человеку, когда тот переходит улицу по “зебре”, водитель может получить административное взыскание. Подобное оговаривается действующим законодательством. Штраф водителю, не пропустившему пешехода, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть 1 500–2 500 рублей.

Подтверждением проступка водителя может служить запись дорожной камеры или опрос свидетелей. Если же правонарушение зафиксировано камерой «безопасный город» или видеофиксацией с автомобиля полицейского, то доказать свою невиновность будет очень непросто.

Поэтому важно знать, в каких случаях можно получить наказание.

Штрафные санкции налагаются на шофёра в следующих ситуациях:

  • при начале движения на разрешающий знак светофора, когда пешеход не успел полностью пересечь полосатый участок;
  • переезде стоп-полосы;
  • создании помехи перехода слепому пешеходу, подавшему сигнал белой палкой;
  • невозможности прохода пассажиров к посадке в общественный транспорт или их выходу;
  • создании помехи пешеходу при повороте машины вправо;
  • непризнании водителем преимущества пешехода в жилом массиве.

Подобные инциденты оборачиваются для шофёра административной ответственностью. Если водитель совершил обгон на разлинованных полосах, закон предусматривает ужесточение наказания. Данное нарушение регламента дорожного движения карается взысканием уже 5 тысяч рублей либо изъятием водительского удостоверения на полгода.

За остановку на «зебре» штраф действует уже не первый год, и в 2018 году он остаётся на прежнем уровне. Автовладельцу подобное нарушение обойдётся в 1 000 руб., однако такая цифра распространена не во всех регионах страны. Такое же нарушение в Москве или Северной столице России поднимает цену наказания ровно в три раза.

За что штрафуют пешеходов

Важно знать! Участники движения несут ответственность за любые нарушения. Если человек был уличен в несоблюдении ПДД, сумма взыскания составляет до 500 рублей.

Это актуально для незначительных отклонений от нормы, в том числе не создающих прямой угрозы ПДД. К веским основаниям для материального наказания относятся:

  • Переход на красный сигнал светофора;
  • Перемещение непосредственно по проезжей части;
  • Пребывание в зоне, находящейся под знаком «движение пешеходов запрещено»;
  • Переход перед автомобилем экстренной службы (при условии, что у машины работают световые или звуковые сигналы);
  • Создание препятствий для полноценного передвижения автомобилей либо других пешеходов.

К сожалению, привлечь виновника к ответственности бывает очень сложно, даже если его действия были зафиксированы регистратором или другими спецсредствами. К тому же, штрафы для пешеходов невысокие, поэтому большинство повторяет правонарушение после оплаты.

Размер взыскания

Вопрос о том, сколько составляет штраф за переход дороги в неположенном месте в 2021 актуален из-за того, что запрашиваемые суммы регулярно меняются. Минимальная стоимость несоблюдения ПДД — 500 рублей. При более серьезных нарушениях размер санкции повышается до 1000-1500.

Такие взыскания назначены для пешеходов, по вине которых произошли ДТП с пострадавшими.

Многие считают, что граждан наказывают безосновательно. Однако административное правонарушение в виде перехода дороги в неположенном месте может стать причиной крайне тяжелых последствий. Поэтому штраф за несоблюдение закона является вполне приемлемой мерой.

Как производится оплата

Чтобы погасить штраф, гражданам следует воспользоваться одним из нескольких предложенных способов. Но предварительно нужно удостовериться, что сумма определена четко и было вынесено соответствующее постановление.

Произвести платеж можно следующими способами:

  • Через кассу сбербанка;
  • Посредством платежного терминала;
  • Использование банковского онлайн-сервиса;
  • В представительствах ГИБДД;

Получение скидки

Снизить штраф пешеходу за переход в неположенном месте 2019 можно при использовании сайта Госуслуги. Однако этот способ действует только при условии, что оплату производят не позже чем через 20 суток со дня регистрации нарушения. Если же этот срок не соблюдается, придется возместить полную стоимость взыскания.

Как узнать о штрафе

Осуществить такую проверку нетрудно. Сделать это можно во всех отделениях либо на сайте ГИБДД. Аналогичную процедуру проводят посредством ресурса Сбербанк Онлайн. Тем, кто не знает, где посмотреть штраф пешеходу за переход в неположенном месте, также следует обратить внимание на сервис Госуслуги.

При помощи этих способов каждый гражданин имеет возможность выяснить наличие материальной санкции. Здесь же можно осуществить оплату или выяснить, нет ли задолженности.

Понятие “пешеходный переход” в новой редакции ПДД

Пешеходным переходом называется участок дорожного полотна, который предназначен для передвижения людей через проезжую часть дороги. Такие участки обозначаются дорожными указателями “Дорожный переход” либо специальной полосатой разметкой. Для улучшения обозначения данной области часто используются совместные отметки.
Указатели предоставляют возможность человеку совершить манёвр на другую сторону улицы без создания помехи движению транспорта, и — наоборот.

Данный указатель представлен двумя разновидностями:

  1. Пешеход перемещается справа налево.
  2. Он же перемещается слева направо.

Не уступивший пешеходу водитель подвергается наказанию в виде денежного взыскания. Конечно, правила движения жестоко карают нерадивых шофёров, да и законодательство часто находится на стороне других. Однако произведённая видеофиксация нарушения позволит обжаловать наказание в судебных органах. Следует только понимать, как выглядят современные переходы и их характеристика. Это позволит несколько по-другому взглянуть на данное правонарушение.

Пешеходные участки для перехода через проезжую часть имеют следующие разновидности:

  • подземные;
  • надземные кроссинги;
  • регулируемые светофорами;
  • нерегулируемые перекрёстки.

Разумеется, первые два вида не вызывают у участников дорожного процесса никаких проблем — участки обходят полотно снизу и сверху. Регулируемое светофором шоссе или перекрёсток являются более опасным для перехода, чем вышеприведённые установки. Но при соблюдении правил движения как автомобилями, так и людьми, опасности не возникнет. Даже при случайном пересечении на красный знак светофора, шофёр должен использовать все возможности для предупреждения наезда на человека.

Наиболее опасными для пересечения улицы являются нерегулируемые переходы. Однако новый распорядок дорожного движения гласит, что пересечение не должно вынуждать человека изменить своё направление или скорость движения. Другими словами, пешеход не должен возвращаться на тротуар, если он уже ступил на “зебру”. Этот случай обязывает водителя предоставить приоритет движения пешеходу. Само собой, разумеется, что участок с неработающим светофором автоматически приравнивается к нерегулируемому.

Чтобы не совершить правонарушение, машина обязана остановиться перед “зеброй” ещё до того момента, когда человек поставил на неё ногу. Продолжить движение разрешается только после попадания того на другую сторону улицы.
Материальная ответственность предусматривается для любителей совершать обгоны на участке, предусмотренном для прохода людей. Данное наказание появилось в прошлом году и предусматривает штраф, даже если переходный «штриховой код» свободен от пешеходов.

Законодательство гарантирует человеку свободный переход также в следующих ситуациях:

  1. Переход совершается, когда из-за поворота выезжает транспортное средство.
  2. Люди переходят дорогу на прилежащей территории, когда на неё заезжает машина.
  3. Аналогичная ситуация, но с выездом автомобиля.
  4. Если у человека в руках находится белая трость, что означает, что он «слепой».
  5. При передвижении людей к остановочной площадке общественного транспорта либо их возвращении на тротуар.

Конечно, поставить водителя в неловкое положение работнику ГИБДД проще всего на участке, где присутствует разметка. Однако это не значит, что каждый инцидент с непропуском человека может грозить штрафом.

Возможно, найдутся уважительные причины, которые подтвердят невиновность шофёра. Но повторное совершение правонарушения карается более сурово, чем приведённый выше штраф.

Штрафные санкции предусмотренные за пешехода в 2021 году

В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.

Рассмотрим поподробнее каждое изменение:

  • Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
  • Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
  • По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.
  1. Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
  2. Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
  3. Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
  4. Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:

Пункт 8.3 гласит, что, если водитель выезжает с прилегающей территории на дорогу, то он должен пропустить все машины и пешеходов, которые находятся на ней. Если же водитель заезжает на прилегающую территорию, то следует пропустить велосипедистов и пешеходов, которым он может помешать своим движением.

Если пешеход еще не начал движение по «зебре», а только собирается, то водитель не должен останавливаться и уступать ему. Разобраться в этом вопросе поможет новый комментарий 2021 года касаемо определения «Уступить дорогу пешеходу».

Предположим, что водитель не пропустил пешехода, который сам спровоцировал ДТП. Доказать свою непричастность можно по следующему алгоритму:

  1. Дождаться, когда инспектор покажет удостоверение и представится. Обязательно должна быть названа причина остановки.
  2. Обязательно требовать официального составления протокола и взятия показаний с пешехода.
  3. Далее можно самому объяснить пешеходу, что он сам спровоцировал аварию, что было опасно выскакивать за переход перед мчащейся машиной. Инспектор должен будет выписать штраф и на пешехода.
  4. Все, теперь пешеход стал свидетелем. Теперь, чтобы не получить штраф, он будет стараться доказать, что водитель ему не мешал.
  5. Если инспектор не позвал пострадавшего пешехода, ссылаясь на то, что он уже ушел, то получится, что состав преступления отсутствует. Ведь без пешехода вряд ли получится доказать, что водитель ему не уступил дорогу. Если, конечно, на перекрестке не ведется фото- или видеофиксация нарушений.

Как уступить дорогу пешеходу на переходе — смотрите ниже в видео!

Обязательный пропуск слепых пешеходов

Пропустить слепого человека на любом участке дороги, даже при отсутствии полосатой разметки — святая обязанность водителя. Невыполнение этого правила грозит человеку за рулём административным штрафом в тысячу рублей.

Главным атрибутом незрячего при пересечении полотна представляется белая трость, приравнивающаяся к запрещающему жесту постового полицейского. Отсутствие зрения не всегда позволяет инвалиду точно определить место перехода, поэтому он может ступить на проезжую часть в непредназначенном для этого месте. Поэтому, водитель должен уступить дорогу человеку с белой тростью, независимо от выбора того места прохода.

Близорукие люди к данной категории не относятся, но, если пешеход смотрит на ветровое стекло транспортного средства, это ещё не значит, что тот видит машину и успеет на параллельную сторону. Он может не оказаться спринтером, либо иметь медленную реакцию, что приведёт к наезду на человека. Не стоит забывать, что люди могут находиться под воздействием алкоголя или наркотиков.

Не всякий человек, взяв тёмные очки и белую палку, считается незрячим. Кстати, такими атрибутами иногда пользуются мошенники. Поэтому, совершив наезд или не уступив дорогу такому “слепому”, и подвергшись штрафным санкциям, мнимый нарушитель вправе потребовать медицинского обследования пострадавшего.

Если же у пострадавшего действительно оказались признаки недуга, следует убедиться, что у него была белая палка, которой он подавал сигнал машине.

Об ответственности пешеходов

Определённая доля ответственности за безопасность на переходе возложена и на пешеходов, которые должны переходить улицу исключительно в предназначенных для этого местах, причём делать это под прямым углом к бордюру, если нет диагональной разметки. Заметив приближающееся транспортное средство, пешеход должен постараться покинуть проезжую часть без задержек и остановок. Ст. 12.29 и 12.30 КоАП предусматривают штрафные санкции для пешеходов, нарушающих ПДД, в размере от 500 до 1500 рублей.

Пропускаем пешеходов при въезде и выезде с прилегающей территории

Статья регламента дорожного движения напоминает, что при выезде транспортного средства с прилежащего участка на дорогу, шофёр должен уступить проезд другим средствам, людям, которые идут по ней. При повороте же с полотна — уступить велосипедистам, пешеходам, которым он может создать помеху.

Примыкающими участками обозначаются:

  • домовые дворы,
  • жилые зоны,
  • автозаправочные станции,
  • различного рода стоянки,
  • территории объектов, которые не предназначены для сквозного проезда.

Также ПДД оговаривает и правила поворота в сторону прилегающей территории. Перед совершением манёвра, автомобиль должен занять крайнее положение полотна. Это обозначает, что машина должна находиться почти у самой бровки тротуара. Несоблюдение рекомендации может спровоцировать велосипедиста или мотоциклиста незаметно для водителя вклиниться в образовавшийся просвет. Однако если последний будет заметен, шофёру придётся пропустить того вперёд без начала поворота.

Поворот влево и проезд через шоссе двустороннего движения считается более трудной операцией. Здесь нужно пропустить встречный поток, а только затем въехать на прилегающий к дороге участок. Особенно трудность проявляется во время пикового движения, когда поток машин представляется практически нескончаемым. Для облегчения задачи, автомобилисту следует подъезжать к намеченной цели по ходу движения, думается выбрать подходящий для манёвра маршрут не так уж трудно.

Влияет на сложность поворота и ландшафт участка. Разумеется, что легче и быстрей скатиться во двор под горку, чем тратить мощность мотора на преодоление высоты, особенно, если придётся уступить дорогу переходящему её пешеходу. Выезд со двора, автозаправочной станции обязан сопровождаться пропусканием всех без исключения транспортных средств и людей.

Если штрафует сотрудник ГИБДД

Что касается госавтоинспектора, то он неизбежно попытается оштрафовать автолюбителя, если пешеход будет находиться уже на проезжей части. Так доблестные стражи дорожного порядка играют на незнании ПДД водителями. В подобной ситуации поможет исправить положение видеорегистратор, который зафиксирует отсутствие созданных помех и соблюдение п 14.1 ПДД.

Сложнее ситуация обстоит, когда регистратора нет. В подобном случае:

  1. Важно собрать свидетельские показания, но лучше третьих лиц, а не родственников или пассажиров.
  2. Инспектор при составлении протокола должен привлечь самого пешехода в качестве свидетеля, поскольку КоАП требует всестороннего рассмотрения административного дела (ст. 26.11).
  3. Согласно постановлению Верховного суда, недостаточно только лишь протокола о совершенном правонарушении, и рассматривать его в качестве доказательства нельзя, потому госавтоинспектору понадобятся доказательства вины водителя, о чем рекомендуется напомнить.

Согласно новым правилам, госавтоинспектор при неуступании дороги пешеходу может сразу выписать постановление. Если автолюбитель с ним не согласен, то составляется протокол. В нем водитель может указать, какие нарушения были допущены сотрудником ГИБДД. Если протокол госавтоинспектор составлять категорически отказывается, нужно отметить этот факт в постановлении.

Несколько слов нужно сказать и о велосипедистах

Водители данного транспортного средства также являются полноправными участниками дорожного процесса. Следует упомянуть, что они знают сигналы светофора, но редко им подчиняются. О других тонкостях процесса они вряд ли догадываются. Выезжая с прилегающего участка, следует обращать на них внимание и пропускать их так же, как и тяжёлый грузовик.

Возможно, велосипед пересечёт место выезда через тротуар, который может находиться прямо за выездной аркой многоэтажного дома или обустроенной деревьями линией. Подобное снижает видимость водителю, что грозит обернуться наездом на своего “коллегу”. Если пешеход в случае опасности может остановиться мгновенно, то скорость велосипеда превышает скорость человека в несколько раз. Внезапно выскочив из-за стены дома, двухколёсный транспорт станет хорошей мишенью даже для легкового автомобиля. Поэтому выезду машины должна предшествовать короткая остановка для оценивания ситуации.

Совершая движение слева направо, шофёр также обязан учесть велосипедиста как участника процесса. Если же водитель пренебрёг этим правилом и сбил своего “коллегу”, то это будет вина первого, но не двухколёсного наездника.

Обязанности пешехода

Штраф за непропуск пешехода

Нередко виновниками аварий являются пешие участники движения, которые из-за спешки стремятся скорее перейти дорогу и не соблюдают правила движения. Нерадивые пешеходы согласно новым ПДД могут быть оштрафованы:

  • простое нарушение правил – штраф 500 руб.;
  • если нарушение было вызвано созданной помехой для движения автомобиля – 1000 руб.;
  • если из-за неправомерных действий пешехода кто-либо пострадал, но вред здоровью незначительный – 1500 руб.

Для пешеходов существуют правила движения:

  1. Для перехода улицы использовать пешеходный переход.
  2. Если переход регулируемый, следить за сигналом светофора.
  3. Если сигнального устройства нет, переход осуществляется под углом в 90 градусов по отношению к бордюру. Диагональное перемещение запрещается.
  4. Не спешите начинать движение, если трезво не оценили ситуацию на дороге: транспортное средство должно находиться на довольно большом расстоянии, чтобы водитель успел притормозить.
  5. Выходя из транспорта, посмотрите в обе стороны, нет ли опасности для движения.
  6. Нельзя выскакивать на зебру неожиданно.

Часто пешеходы совершают ошибки во время движения по зебре, останавливаясь перед движущимся транспортом. Не нужно останавливаться, а продолжать двигаться в нужном направлении. К счастью, среди владельцев автотранспорта с каждым разом становится все больше уважительных людей, которые никогда не нарушают правила.
Важно! Если движется машина «Скорой помощи», «Пожарной», то дорогу нужно пересечь на максимальной скорости либо остановиться на островке безопасности.

Пропускаем пассажиров общественного транспорта

Пассажиры муниципального транспорта, особенно, трамвая, представляются особой категорией пешеходов. Они часто пересекают полотно, где нет разлинованного дорожного штрих-кода. Таковой ситуацией является их движение от и до места посадки, часто находящееся посередине шоссе. В этом случае, они являются не меньшими участниками дорожного процесса, чем проходящие мимо них автомобили. Однако людей следует пропускать только при определённых факторах, которые указаны ниже.
Таковыми являются:

  • автомобиль обязан пропустить идущих к трамвайной либо иной посадочной площадке людей;
  • водитель пропускает пассажиров к уже остановившемуся транспортному средству, но не когда трамвай только подходит к остановке. Конечно, если люди стали переходить дорогу раньше, машине лучше остановиться;
  • разумеется, это не значит, что при уже закрывшихся дверях рельсового транспорта, на переходящих дорогу пассажиров не следует обращать внимание;
  • если трамвай стоит на остановочной площадке с открытыми дверями и вольно собирает пассажиров, правонарушением не будет считаться проезд машины или другого средства без обязательной остановки вплоть до закрытия дверей.

Параграф свода законов дорожного движения указывает, что дорожное транспортное средство не должно создавать помеху идущему пешеходу. Если же трамвай стоит с открытыми дверями, но пассажиры не входят и не выходят, шофёр вправе продолжить свой путь без остановки. При грозящем штрафе за подобный проезд без обязательной остановки, автомобилист имеет право оспорить решение дорожной полиции.

Дело обстоит иначе, если водитель начал или продолжил манёвр при пересечении дороги человеком от либо до остановочной площадки, чем создал своим действием аварийную ситуацию.

Штраф за не пропущенного пешехода

Все водители транспортных средств обязаны пропустить пешехода, который переходит дорогу в отведенном для этого месте. За непропуск пешехода водителя могут оштрафовать.

Размер штрафа в 2021 году составляет от 1500 до 2500 рублей (согласно статье 12.18 КоАП).

При определении размера штрафа учитываются следующие факты:

  • Характер движения транспортного средства.
  • Качество разметки.
  • Уровень видимости.
  • Степень осознания своей вины водителем.

Напомним, что размер штрафа был увеличен в октябре 2021 года, а изменения вступили в силу в ноябре этого же года.

До этого размер штрафа был фиксированным и составлял 1.500 рублей вне зависимости от характера движения ТС, качества разметки на дороге, уровня видимости, степени осознания вины водителем и так далее.

Не пропуск велосипедиста

Владелец велосипеда приравнивается к водителю легкового автомобиля, что накладывает на него исполнение всех правил дорожного движения. Если же он не уступил дорогу человеку, ступившему на “зебру”, к нему применяются те же штрафные санкции, что и водителю машины. Это так же обязывает велосипедиста пересекать полосатый участок дороги с велосипедом в руках, но не сидя на нём верхом.
Хотя велосипедист является полноправным участником процесса, он имеет всё-таки прерогативу перед автомобилистами. Последние обязаны предоставить двухколёсному средству преимущество движения на перекрёстке либо выполнении велосипедом поворота.

Велосипедист имеет ещё одну прерогативу перед автомобилистом. Спешившись перед дорожным штрих-кодом, он сразу превращается в пешехода, которому не следует создавать помеху на переходе.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России
На проезжей части повышенную ответственность в первую очередь несет водитель, поэтому в каждой ситуации необходимо действовать разумно исходя из конкретных условий. Это не означает, что водитель должен нарушить правила, но лучше пропустить пешехода, переходящего в неположенном месте, чем стать участником происшествия. За сбитого человека ответственность может быть вплоть до уголовной, как оспорить и доказать свою невиновность бывает крайне сложно. Особенно осторожно следует себя вести со слепыми пешеходами. Водителю стоит полностью прекратить движение и дождаться, пока такой человек покинет пределы проезжей части.

Штраф за непропущенного пешехода с камер ГИБДД

Российские институты власти уже несколько лет проводят апробирование автоматического комплекса видеофиксации на разлинованном переходе. Эксперимент опробировался в столице России, Подмосковье и Улан-Уде.

Конечно, не все оказались сторонниками данного нововведения. Одни поддержали новый способ регистрации нарушений, другие же указали на его несовершенство. Система отмечает фактическое нарушение, не вникая в смысл происходящего. Зачастую она отдаёт предпочтение пешеходам, перебегающим даже на красный глаз светофора.

ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД НА ТРАМВАЙНЫХ ПУТЯХ

В первую очередь в новых поправках ПДД уточняется понятие пешеходный переход. К тексту о пешеходных переходах добавлена фраза о трамвайных путях. Таким образом, законодатели устраняют тот пробел, который существовал в прежней редакции ПДД. Ведь по старым Правилам участок трамвайных путей, пересекающийся с переходом через проезжую часть прилегающей дороги, не давал преимущества движения пешеходу.

Поэтому водитель, объезжая машины, остановившиеся перед «зеброй», по трамвайным путям, имел право не уступать дорогу людям, переходящим через дорогу. Это создавало угрозу безопасности и жизни и могло использоваться в пользу водителя для смягчения наказания. Сейчас эта лазейка закрыта. В новой редакции ПДД пешеходный переход — это также и участок трамвайных путей, и уступать дорогу пешеходам обязаны как водители обычных транспортных средств, так и водители трамваев.

Когда можно обжаловать штраф

Конечно, пешеход является чуть ли неглавной фигурой дорожного движения со своими преимуществами перед транспортным средством. Однако бывает, что на первое место выходит автомобиль, который может не останавливаться при виде человека, который находится перед полосатым переходом. Шофёр может даже проехать, не останавливаясь перед таким участком.

Подобные ситуации обговорены регламентом дорожного движения:

  1. Человек стоит на тротуарной панели и не помышляет ближайшим временем ступить на “зебру”.
  2. Водитель машины не обгоняет другие автомобили на штрих-коде.
  3. Разлинованный участок пытается пересечь велосипедист, мотоциклист.
  4. Перед полосатым участком не сделало остановку другое транспортное средство.
  5. Автомобильный инспектор будет неумолим, если заметил, что машина не пропустила человека перейти на другую сторону улицы, и штраф за пешехода на переходе не станет себя долго ждать. Но, если шофёр прав, он вполне может оспорить данное решение полицейского.

Попав в подобную ситуацию, и будучи остановленным сотрудником автоинспекции, водитель обязан уделить внимание следующим моментам:

  • полицейский должен представиться, предъявить удостоверение и обосновать умышленную остановку. Разбирательство и составление протокола должно проходить в присутствии свидетеля — пешехода;
  • внезапное появление человека на разлинованном участке также грозит последнему штрафной санкцией;
  • в этом случае пешеход будет вынужден признать, что автомобиль не создал ему помеху при переходе;
  • отсутствие вышеупомянутого свидетеля, камер видеофиксации подводит к отсутствию правонарушения на переходе.

Фактическим доказательством вины, или её отсутствия, может служить установленный на лобовом стекле машины видеорегистратор. Стоит лишь просмотреть его запись, чтобы удостовериться в правильности поведения автомобилиста и отмены наложенного штрафа. Конечно, при отсутствии сбитого пешехода, найти сторонних свидетелей будет нелегко, но ими могут выступить другие водители, которые подтвердят правомочность действий своего коллеги.

Почему водителей штрафуют

Несмотря на доходчивые разъяснения ГИБДД, водителей часто штрафуют за якобы нарушение п. 14.4 несправедливо.

  1. Если камера зафиксировала, что автовладелец не пропустил человека, двигающегося по переходу, причем факт, что водитель уступил ему дорогу здесь не учитывается.
  2. Если водитель и пешеход одновременно находятся на переходе, даже на разных полосах движения, штрафа избежать практически невозможно.
  3. Это серьезная недоработка ЦАФАП, потому нужно обязательно обжаловать подобные «письма счастья».

Судебная практика показывает, что водитель вполне может доказать отсутствие нарушения ПДД. Некий водитель, якобы не пропустил бабульку, пересекающую дорогу по переходу. Госавтоинспектор сделал видеозапись на телефон, где видно, что машина обвиняемого проехала переход задолго до момента, когда бабушка дошла до начала дорожной полосы. Инспектор устроил погоню за нарушителем и составил постановление о правонарушении.

Водитель обжаловал постановление в райсуде, а затем в Мосгорсуде, но инстанции оставили решение без изменений. И только суд второй кассации обратил внимание, что действия водителя никак не повлияли на скорость или траекторию пути пешехода. Судья отметил, что водитель обязан притормозить или остановиться только в случае, когда ему необходимо уступить дорогу пешеходу в случае пересечения траекторий движения автомобиля и переходящего дорогу человека.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Смягчающими административное наказание факторами для оштрафованного водителя транспортного средства являются таковые:

  • признание своей ошибки и обязательство исключить её в будущем;
  • добровольное исправление, помощь потерпевшему;
  • добровольный приход в полицию с повинной;
  • помощь в расследовании происшествия;
  • компенсация пострадавшему;
  • состояние аффекта.

Негативные погодные условия могут значительно ухудшить видимость, создавая вынужденную аварийную ситуацию. Это так же должно быть учтено при вынесении административного приговора.

Создание опасности человеку при переходе дорожного полотна, водителю может обернуться штрафом за пешеходный переход. Его главная задача — создать безопасные условия для пересечения пешеходом улицы. Законодательством предусмотрены некоторые обстоятельства, которые смягчают наказание водителю, вплоть до отмены штрафа.

Post Views: 10

Ответственность водителя, если он сбил пешехода на пешеходном переходе

Штраф за непропуск пешехода

Согласно статистическим данным, в России, несмотря на ужесточение законов, количество пешеходов, получивших травмы или погибших на пешеходном переходе не становится меньше. Наоборот, с каждым годом растет. Как правило, виновными чаще всего бывают обе стороны.

Но в любом случае, по правилам дорожного движения, ответственность несет владелец транспортного средства. При этом не имеет значения, правильно ли действовал пеший участник движения или у него были нарушения.

○ Что значит – не пропустил пешехода?

По определению ПДД РФ:

  • «Пешеходный переход – это участок проезжей части, обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.»

Если через проезжую часть не оборудован подземный или надземный пешеходный переход, а также отсутствует разметка или светофоры, пешеходы имеют право переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров и обочин. То есть, не по диагонали.

В 2021 году пешеходный переход может находиться и на трамвайных путях. Трамвай, как любое транспортное средство, обязан уступить дорогу идущему человеку. Однако не стоит терять головы и бросаться под движущийся вагон – из-за своей большой массы и сильной инерции тормозной путь трамвая намного длиннее, чем у любого другого средства передвижения.

В 2021 году изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2 ПДД. Теперь вместо неопределенного выражения «пропустить пешехода» появилось четкое понятие «уступить дорогу».

Это словосочетание определенно объясняет, как именно должен вести себя водитель автомобиля: он не должен совершать никаких действий, которые вынудят других участников движения, имеющих преимущество, изменить свою скорость или направление движения.

Важное дополнение: в раннем варианте ПДД водителю предписывалось останавливать ТС в случае, если пешеход вступил на переход, даже если он двигался с противоположной стороны.

В современной версии п. 14.1 ПДД водитель может продолжить движение через пешеходный переход, если при этом он не создает помех шагающему через него человеку. Другими словами, право оценки ситуации возлагается на того, кто за рулем: успеет он пересечь «зебру» до того, как пешеход налетит на автомобиль или нет.

При пересечении проезжей части пешеход должен четко обозначить свое намерение перейти через дорогу. «Зебра» — не прогулочная дорожка. Некоторые пешеходы почему-то приобрели ложное представление о пешеходном переходе как о месте, по которому можно фланировать, не спеша. Это не так.

Кроме того, водитель не обязан стоять у перехода, дожидаясь, пока пешеход, остановившийся у края «зебры» или под светофором, наболтается по телефону и, наконец, начнет движение. Но как только тот шагнул на проезжую часть и начал движение – нужно уступить и дать пешеходу возможность пройти на другую сторону.

Как доказать свою невиновность и обжаловать штраф за непропуск пешехода

Действительно, законно и справедливо выписанный штраф за непропуск пешехода — это яркое напоминание водителю о его обязанностях. В конце концов, любое транспортное средство может причинить пешеходу тяжёлые увечья и даже стать причиной его гибели. Но бывает и так, что инспектор ГИБДД «перегибают палку» и наказывает водителей за те нарушения, которые не доказаны или доказать крайне сложно.

В том случае, если сотрудник ГИБДД собирается выписать водителю протокол о правонарушении за непропуск пешехода, а данный факт не имел места, необходимо тщательно во всём разобраться. Многие автолюбители сегодня используют видеорегистраторы — достаточно просто ознакомить с записями последних минут инспектора, чтобы тот убедился в несостоятельности своих намерений. К тому же пригодится и помощь свидетелей. Даже сам пешеход, которому не уступили дорогу, может быть свидетелем защиты — нужно просто ему сказать, что на него также будет наложен штраф, так как он выскочил прямо под колёса автомобиля.


Сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль при фиксации непропуска пешехода

Если же факт нарушений, как говорится, «налицо», можно апеллировать нюансами в законодательстве. Так, статья 2.7 КоАП говорит о том, что административное правонарушение может не сопровождаться наложением штрафа в тех случаях, когда у лица есть крайняя необходимость — например, водитель вёз в больницу ребёнка или же направлялся в родильный дом с женой. В данном случае потребуется, однако, доказать наличие «крайней необходимости».

Инспектор ГИБДД может сократить сумму штрафа при наличии «смягчающих обстоятельств». Согласно статье 4.2 КоАП, к обстоятельствам, смягчающим административное нарушение, относятся:

  • раскаяние нарушителя;
  • исправление поведения или своего поступка;
  • признание вины полностью;
  • помощь следствию;
  • своевременная компенсация последствий;
  • беременность /наличие малолетних детей;
  • состояние аффекта.

Помимо этого, на решение сотрудника ГИБДД, принимающего решение о наложении штрафа, могут повлиять разного рода и другие факторы:

  • неудовлетворительное дорожное покрытие;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • яркая реклама в зоне видимости;
  • непрогнозируемое поведение пешехода.


На сложных перекрёстках с множеством полос труднее доказать свою невиновность

Стандарты ПДД и КоАП нельзя считать истинными и заслуживающими слепой веры нормами. В каждом конкретном случае водитель должен руководствоваться здравым смыслом и не отвлекаться от дороги.

Видео: как избежать штрафа за непропуск пешехода

Действия водителя при обжаловании штрафа

Важно, что при составлении протокола об административном правонарушении водителю нужно обязательно его подписать. В ином случае обжаловать правоту будет гораздо труднее. На обратной стороне протокола есть графа «Объяснения нарушителя» — в ней рекомендуется описать свою точку зрения и указать на невиновность либо смягчающие обстоятельства. Это позволит оспорить штраф.

В течение 10 дней с момента оформления протокола водитель может написать письмо-жалобу руководителю отдела ГИБДД (статья 30.3 КоАП РФ). Одновременно можно подать исковое заявление в районный суд, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы, подтверждающие невиновность (фото и видеоматериалы). В том случае, если доказательства отсутствуют, можно апеллировать другими факторами и обязательно указать их в своём заявлении:

  • отсутствие сертификации на измерительные приборы у сотрудника ГИБДД;
  • отсутствие свидетелей и понятых;
  • ошибки и неточности при написании протокола и т. п.

Судебные органы рассматривают документы в течение 2 месяцев с момента получения заявления и пакета документов. В случае если их вердикт не в пользу водителя, нарушитель может обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.


При оформлении жалобы необходимо внимательно и без ошибок оформить бланк данного документа

Таким образом, если внимательно вчитаться по все изменения и поправки в ПДД и КоАП, то можно заметить, что преимущество при движении отдаётся именно пешеходам. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен за рулём, чтобы обеспечить безопасность движения себе и окружающим. Слепое следованием всем правилам не даёт гарантии безопасности на дорогах: необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию и иметь план на случай внезапного выхода человека на дорогу.

  • Автор: Екатерина Ларина
  • Распечатать

Копирайтер, рукодельница, путешественник Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!

Обязанности водителей на переходе: когда нужно уступить дорогу

Согласно Правилам дорожного движения, пропускать пешеходов необходимо не только на «зебрах» и светофорах. В ПДД очень чётко и понятно прописаны случаи, когда пешеход имеет право без помех продолжить движение, а автомобилист должен остановиться и пропустить его:

  • человек переходит с одной тротуарной зоны на другую через дорогу, а автомобиль в это время появляется из-за поворота (пункт 13.1 ПДД РФ);
  • человек переходит с тротуарной зоны на другую тротуарную зону через дорогу, где нет «зебры», а автомобиль поворачивает с главной дороги на прилегающую, то есть заезжает на дворовую территорию (пункт 8.3 ПДД РФ); то же правило действует и в случае выезда транспортного средства с территории двора;
  • пешеход незрячий, о чём свидетельствует белая трость в руке (пункт 14.5 ПДД РФ);
  • пешеход или группа пешеходов направляются к общественному транспорту (автобус, троллейбус) рядом с остановочным пунктом (пункт 14.6 ПДД РФ).

Зная эти нюансы ПДД, водитель будет увереннее чувствовать себя за рулём. Однако знание данных правил не даёт гарантии того, что каждый пешеход будет им следовать. В подавляющем количестве случаев перехода пешеходы «надеятся» на то, что водитель самостоятельно успеет разобраться в дорожной ситуации и «вовремя» затормозит.


«Зебра» — это территория пешеходов в зоне движения автомобилей

Когда не нужно пропускать

На законодательном уровне прописаны так же и случаи, когда водитель может не останавливаться на «зебре»:

  1. Если на «зебре» стоит светофор, он в рабочем состоянии и для пешеходов горит красный сигнал (запрет).
  2. Если существует высокий риск столкновения с машиной, которая идёт сзади, из-за экстренного торможения перед «зеброй» — в данном случае непропуск пешехода обязательно нужно обозначить звуковыми сигналами.

Однако понятно, что данные правила не отменяют ответственности водителей: если пешеход начал переходить дорогу, потребуется затормозить или резко изменить траекторию движения, чтобы избежать столкновения.

В каких ситуациях пешеход находится в привилегированном положении

Из разъяснений сотрудника ГИБДД уступить дорогу пешеходу я обязана, если он находится в преимущественном положении. Как я поняла, есть ряд обстоятельств, которые заведомо ставит пешехода в положение, когда водителю уступить дорогу придется. Речь пойдет о таких моментах:

Ситуация на дорогеДействия водителя автоОсобенности и нюансы
Гражданин находится на пешеходном переходеНеобходимо остановить ТС, чтобы уступить дорогу пешеходу, уже переходящему дорогу или только вступившему на проезжую частьИменно данный пункт нарушается водителями достаточно часто и за него выписывается основная масса штрафов.
При повороте на перекресткеНа повороте водителя обязан уступить дорогу не только пешеходам, но и велосипедистам, пересекающим ту часть дорожного полотна, куда сворачивает авто.Уступать дорогу водитель на перекресте обязан в следующих случаях:
  • нет разметки перехода;
  • водитель едет по главной дороге;
  • горит зеленый свет для авто, разрешающий поворот;
  • горит красный свет для пешехода.
  • Уступать дорогу не нужно лишь тогда, когда движение происходит прямо, и перехода нет.

Это интересно: Что делать если умер родственник

Все описанные ситуации были смоделированы и разобраны на практике, чтобы водители могли иметь четкое представление о своих действиях при возникновении подобных обстоятельств.

Какие штрафы были введения за пешеходов

Для начала стоит отметить, что пешеходы находятся в достаточно привилегированном положении по отношению к водителям автомобилей. Для последних, если они про пропустили пешехода, предусмотрен существенный штраф. Размер денежного взыскания был пересмотрен, начиная с 10.11.2017 года, и сегодня составляет уже 1,5 тыс. рублей и больше.

Порядок начисления штрафа за пешеходов размеры взысканий, указаны в ст. 12.18. КоАП РФ. Полное название статьи звучит, как непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участника дорожного движения. Согласно отдельным пунктам статьи, такое нарушение влечет за собой наложение административного штрафа в размере 1,5 до 2,5 тыс. рублей.

Конкретный размер взыскания определяет уже сотрудник инспекции с учетом наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. К примеру, если гражданин совершил нарушение впервые, то назначается минимальный штраф, а при многократном несоблюдении законодательства к взысканию будет назначена уже более крупная сумма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: