Какие штрафы за проезд без оплаты по платной дороге? Новый закон о неоплате платного участка


Есть ли штраф за платные дороги в 2021 году?

Нет. На сегодняшний день это как раз та ситуация, когда требование законодательства есть, но ответственности нет. В частности, это не одно такое нарушение, есть целый ряд аналогичных. Давайте рассмотрим такие случаи:

  • как мы выяснили выше, отсутствует штраф за проезд без оплаты по платной дороге,
  • отсутствует наказание также за опасное вождение, хотя его достаточно чёткое определение в ПДД есть,
  • также Правила запрещают превышать скорость даже на 1 км/ч, однако, ответственности за превышение до 20 км/ч тоже нет,
  • есть ещё множество подобных нарушений (запрещённое движение задним ходом, создание опасности на дороге, выбор скорости, не соответствующей погодным и дорожным условиям и другие).

Если инспектор ДПС вас на дороге пытается оштрафовать за неоплаченный проезд по платному участку трассы или другой дороги, то это обман. Возможно, сотрудник в постановлении укажет иную нарушенную статью (например, проезд на красный сигнал светофора – который, к слову, как раз установлен со шлагбаумом в пункте взимания платы). Поэтому внимательно читайте постановление перед подписыванием и обжалуйте.

Вас также заинтересует:

  • Какие новые штрафы ГИБДД за превышение скорости вступили в силу?
  • Новый закон об обнулении штрафов ГИБДД – это правда или нет?
  • Новые штрафы за брошенный автомобиль во дворе и за мытьё машины – правда или нет?

Но есть одна ловушка ГИБДД!

Впрочем, её суть мы уже указали предложением выше. Заключается она в том, что почти все пункты приёма платежа за проезд по «платке» оборудованы на сегодняшний день ручным взиманием оплаты. То есть сидит кассир и принимает у вас плату. Так происходит на трассах М4, М5, М11 и многих других участках.

Так вот, такой пункт чаще всего оборудован шлагбаумом, а регулирование возможности проезда происходит красным и зелёным сигналом, которые обозначают то же самое, что и сигналы светофора.

Ловушка ГИБДД заключается в том, что сразу за таким пунктом стоит наряд ДПС, который ловит водителей, которые решили проехать через шлагбаум без оплаты и штрафуют их… За проезд на запрещающий сигнал светофора.

Это, конечно же, незаконно, и тому есть 3 основания:

  1. во-первых, ПДД чётко устанавливают (пункт 6.7), что светофоры с крестиком и стрелкой являются реверсивными, а таковые регулируют движение на дорогах, где полосы меняются на попутные и встречные; именно такие же сигналы применяются на платных дорогах, но встречной полосы при проезде через пункт приёма платежей быть не может,

  2. во-вторых, и это главное, ГОСТ 33385-2015 даёт определение, что светофор – это устройство, регулирующее очерёдность движения, а никак не возможность проезда,
  3. и в-третьих, ГОСТ Р 52282-2004 содержит ещё целый ряд требований к таким элементам дорожной сети, который начисто делает незаконным возможность называть светофором сигналы возможности проезда через пункт платной дороги.

Штраф за проезд по платной дороге без оплаты: статья КоАП РФ

КоАП РФ дополняется статьей 12.21.4, которая устанавливает два вида административного наказания.

  • Водителям легкового автотранспорта – штраф в размере 1500 рублей.
  • Водителям грузовых автомобилей и автобусов – штраф в размере 5000 рублей.

Введение указанных поправок связано в грядущим открытием пунктов «безбарьерной оплаты» на московской кольцевой автодороге, где списание платы будет производиться автоматически или же плату можно будет внести предварительно.

До настоящего времени отдельная санкция, позволявшая штрафовать «зайцев», отсутствовала. Бравшие «на таран» пункты оплаты на федеральных трассах привлекались по сопутствующим статьям, таким как проезд на красный свет (кстати, за повторное нарушение возможно лишение прав!) или же за оставление места ДТП в случае повреждения шлагбаума.

ВАЖНО: За многократное совершение правонарушения в день водитель (точнее – собственник) отдельно взятого автомобиля может быть оштрафован только дважды за сутки.

Что запрещает ездить бесплатно?

Увы, но безосновательными являются доводы некоторых автолюбителей о том, что вообще обязанности платить за проезд по дорогам в России нет, потому что самой Конституцией предписана свобода передвижения.

Такой обязанности, действительно, не прописано в ПДД. Однако, водители обязаны руководствоваться не только эти нормативным актом, который, к слову, законом то не является и имеет более низкий приоритет для исполнения, в отличие от последнего.

А вот саму возможность платных дорог и обязанность платить за проезд по ним устанавливают 2 правовых акта:

  • Федеральный закон Об автомобильных дорогах (статья 40, в частности),
  • изданное во исполнение указанного закона Постановление Правительства РФ №18.

Какие еще могут быть последствия

Пользователи интернета рассказывают и о других последствиях неосторожных или необдуманных действий при въездах на платные участки дорог. Чаще всего – это дополнительные финансовые расходы, взятые для восстановления сломанного сооружения. Но бывают и более серьезные последствия, когда скрывшихся водителей лишают прав на какой-то срок.

Конечно, юристы говорят, что такие решения суда можно обжаловать. Но, согласитесь, потерянное время и испорченные нервы не стоят этого. Ведь для некоторых транспортное средство является единственным средством заработка. Поэтому стоит быть внимательней на дорогах. А если принципиально не хочется пользоваться платными услугами, то лучше не создавать себе лишних проблем.

Что за новый закон?

Итак, выше мы упоминали о новом штрафе ГИБДД за попытку бесплатного проезда по платному участку дороги. По состоянию на 2021 года он не введён и законную силу не имеет, поэтому информация об отсутствии наказания за неоплату, действительно, пока актуально. Но всё может измениться, если новый закон примут.

Речь идёт о проекте Федерального закона о введение в КоАП РФ соответствующей статьи, прямо предусматривающей новый штраф за платную дорогу в размере от 2 500 до 5 500 рублей.

Пока новый закон находится на рассмотрении и не принят, поэтому действующим данный штраф назвать нельзя – наказывать водителей законно сотрудники ГИБДД не могут. Однако, тот факт, что он уже принят по меньшей мере в первом чтении, говорит о многом – есть высокая доля вероятности его вступления в законную силу.

Что говорят юристы

Если водитель сломал шлагбаум на платной дороге, то он несет, в первую очередь, административную ответственность.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена статья 12.33 « Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Поскольку шлагбаумы относятся к дорожным сооружениям, то эта статья применима ко всем вышеописанным ситуациям.

Сломанный дорожный шлагбаум создает угрозу безопасности передвижения по автодороге, а в некоторых случаях подобная ситуация является умышленной помехой в дорожном движении. Статьей 12.33 предусмотрены следующие суммы штрафных санкций в случаях повреждений дорожных сооружений:

  • для физических лиц сумма штрафа составляет одну тысячу пятьсот рублей
  • для должностных лиц размер штрафа составит пять тысяч рублей
  • для юридических лиц сумма может достичь двухсот тысяч рублей в зависимости от тяжести нанесенного ущерба

Какой размер штрафа?

Новая санкция будет регламентирована изменением Административного кодекса – вновь введённой статьёй 12.244, которая будет предусматривать наказание в следующих размерах:

  • новый штраф ГИБДД в размере 2 500 рублей за проезд без оплаты по платной дороге либо по платному её участку для собственника легкового автомобиля или иностранного водителя легковой машины,
  • а если речь идёт о грузовом авто, то сумма составит уже 5 500 рублей (также штрафуется либо собственник грузовика – россиянин, либо его водитель-иностранец).

Обратите внимание, что здесь нет распространённого в российском законодательстве чёткого разделения на грузовые и легковые автомобили по разрешённой максимальной массе в 3,5 тонны. Речь просто о типе автомобилей. Таким образом, владельцам, к примеру, Газелей и других транспортных средств, масса которых не превышает 3 500 килограмм, но которые предназначены для перевозки грузов, будет выписан штраф на камеру уже в максимальном размере – 5,5 тысяч рублей.

Как будут наказывать?

В примечании к данной статье в новом законе прямо указано, что возможность фиксации нарушения оплаты на платных дорогах предусмотрена только в автоматическом режиме. То есть никакой сотрудник ДПС не имеет права выписывать штраф по новой статье 12.244, вам могут прийти исключительно «письма счастья» с камер.

Что будет, если сбить шлагбаум и уехать?

Последствия в плане финансов будут напрямую зависеть от масштаба повреждений чужого имущества, то есть сумма причиненного ущерба определяется в индивидуальном порядке.

Если водитель покинул место ДТП и был обнаружен сотрудниками ГИБДД позднее, он будет лишен права управлять транспортным средством на длительный срок (до полутора лет) или проведет некоторое время под арестом.

Помимо этого, ему придется заплатить штраф до 10000 руб., если шлагбаум окажется элементом городской инфраструктуры, обеспечивающим дорожное движение.

Можно ли и как избежать ответственности?

Стоит отметить отдельно и главную особенность правоприменения нового штрафа за бесплатный проезд по платному участку трассы, которая предусмотрена Примечанием №1 в проекте закона 2021 года.

Процитируем её буквально:

Исполнение лицом, привлечённым к административной ответственности, обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог до истечения срока, предусмотренного статьёй 32.2 настоящего Кодекса, является основанием для освобождения от административной ответственности и прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Видим отсылку на статью 32.2 КоАП РФ, в которой речь идёт об исполнении наказания – то есть уплате штрафа ГИБДД. Но упоминается лишь срок оплаты – только уже не штрафа, а непосредственно проезда по «платке», и в данном случае оба этих срока равны – 60 дней.

Таким образом, законном избежать штрафа за бесплатный проезд по платной дороге можно, лишь оплатив сам проезд в течение 60 дней после наступления факта нарушения.

Вот такое шикарное послабление предусмотрели законодатели. Впрочем, остаётся очень непонятным вопрос о том, как камеры автофиксации будут выписывать штрафы. Придётся их либо научить проверять, заплатил ли водитель за проезд по платной трассе позднее, либо сам штраф за неуплату будет выписываться только по истечении 60 дней.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Новые штрафы в июле 2021 года – это правда?
  • Новые штрафы с февраля и 20 января 2021 года – правда или нет?
  • Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 сентября – правда или «утка»?

Штрафной проезд

Итак, первый участок ЦКАД, на котором заработала система «Свободный поток», позволяющая проезжать по магистрали без остановки для оплаты, запущен в эксплуатацию. На участке в 105 километров установлено три рамки для взимания платы. Тем водителям, у которых на машинах установлен транспондер, беспокоиться не о чем. Плата автоматически списывается с его помощью с лицевого счета.

Впрочем, проблемы могут возникнуть у тех, в чьих машинах установлены атермальные стекла. Через них сигнал не проходит. Если раньше при подъезде к шлагбауму водители таких машин просто высовывали руку с транспондером из окна, то при «свободном проезде» им придется точно знать места расположения рамок.

Хотя, как сообщили в «Автодоре», в скором времени появятся транспондеры, рассчитанные именно для атермальных стекол.

Тем же, у кого нет транспондеров, можно заранее перед поездкой приобрести билет. Это можно сделать через мобильное приложение на официальном сайте avtodor-tr.ru, а также через терминалы самообслуживания.

Можно оплатить проезд и позже — в течение пяти дней после проезда. Для этого можно воспользоваться теми же сервисами.

Если долг за проезд платному участку не будет погашен в течение 20 дней, то придется заплатить и его, и штраф в полном объеме

На рамках взимания платы расположены не только антенны считывания транспондеров. Там установлены камеры, фиксирующие проезд, считывающие регистрационные номера и спереди, и сзади, а также считающие количество осей. Установлены еще и лазерные датчики, которые определяют габариты машины. Вся информация о машинах без транспондеров передается на центральный пункт управления дорожным движением. Здесь отслеживают все, что происходит на действующем участке ЦКАД. В случае, если автоматика не сумела прочитать номер, оператор попробует распознать его сам.

Если проезд не оплачен в течение пяти дней после проезда, информация о такой машине из центрального пункта управления будет направлена в Ространснадзор для вынесения постановления о штрафе.

С момента получения по почте копии постановления у автовладельца будет 10 дней на обжалование штрафа. И еще 60 дней на уплату штрафа. В первоначальном проекте поправок в КоАП штраф для легковых автомобилей составлял 2,5 тысячи рублей, для грузовых и автобусов — 5,5 тысячи. При этом у автовладельца была возможность погасить задолженность и избавиться от штрафа в течение этих 70 дней. Но в доработанном проекте штрафы снизили. Для легковушек — до 1,5 тысячи рублей, для грузовиков и автобусов — до 5 тысяч. При этом погасить долг можно будет в течение 20 дней. Если он не будет погашен в течение этого срока, то заплатить придется и проезд, и штраф в полном объеме без скидок, потому что 20-дневный срок истечет.

При этом штраф можно будет наложить один раз за сутки. Если водитель воспользовался платной дорогой несколько раз в сутки и не оплатил проезд, штраф он получит один.

Гос, не имеет доступа к данным о том, на кого зарегистрирована машина, а также права на их получение, поэтому штрафы будет оформлять Ространснадзор.

Впрочем, и Ространснадзор сможет это делать, когда будут приняты и вступят в силу соответствующие поправки в КоАП. Сейчас в кодексе не предусмотрено штрафа за неоплаченный проезд по платнику.

Невозможность получения госкомпанией данных о собственниках автомобилей делает невозможным и выставление требований об оплате «зайцам». Кому эти требования выставлять? В то же время информация о должниках будет копиться. Но в компании уверены, что те, кто регулярно будет пользоваться этой дорогой, проезд будут оплачивать.

Примечательно, что когда поправки в КоАП будут приняты, то тех, кто ездил без оплаты проезда до этого момента, привлечь к ответственности будет нельзя. Закон обратной силы не имеет. Так что до изменения кодекса остается только уповать на честность автомобилистов.

Кстати, когда только ЦКАД заработал, некоторые честные автомобилисты попытались произвести постоплату своего проезда, но информации о том, как заплатить, в системе не нашли. Как пояснили в госкомпании, такое могло произойти, пока отлаживались системы. Сейчас все работает нормально, и в системе есть информация о каждом проехавшем автомобиле.

Когда вступит в силу?

Этого пока неизвестно. На дату написания статьи законопроект лишь принят в первом чтении Госдумой. Нужно ещё 2 этапа чтений, в которых новый закон либо также будет принят, либо отклонён, и тогда он вообще в силу не вступит, а также (если его примут во всех 3 чтениях) подписанием Президентом РФ, одобрение Советом Федерации и официальное опубликование со сроком не менее 10 дней после этого.

Вы можете сами посмотреть текущий статус проекта на сегодняшний день на официальном сайте думы, а также проверить его и все другие новые законы в нашем таймлайне изменений российского законодательства в области дорожного движения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]