Наказание и штраф за езду на мотоцикле без прав: закон, требования и правила

Какие штрафы за езду на мотоцикле?

Порядок штрафов и категория наказания определяются видом правонарушения. В зависимости от этого, кроме денежного взыскания мотовладелец может быть ограничен в правах на вождение на определенный срок, а транспортное средство изъято и отправлено на штрафплощадку.

В отдельных случаях постановление может составляться дистанционно (например, при превышении скорости и фиксации данного факта камерами видеонаблюдения). В таком случае оповещение о штрафе приходит по почте. Также проверить штрафы ГИБДД можно по водительскому удостоверению на официальном портале.

Какое наказание

Административный кодекс предусматривает только штрафные санкции за управление транспортом без нужной категории.

Неправда, что лишают водителя полностью имеющегося у него водительского удостоверения.

Ответственность за самого себя

Штраф за езду без категории колеблется от 5000 до 15000 руб. (ч. 1ст. 12.7 КоАП РФ).

Наказание назначает руководитель территориального ГИБДД и он решает по конкретному случаю какую сумма штрафа определить.

Если это было, допустим, только управление машиной, то сумма наказания будет около 5000 руб.

Когда же виновник сопротивлялся действиям ГИБДД и вдобавок был в состоянии опьянения или допустил повторное нарушение, то размер может быть ближе к 15000 руб.

Ответственность за другого водителя


Отдельно предусмотрено наказание и для собственника ТС, который передаст автомашину/мотоцикл водителю без требуемого допуска. Штраф для собственника будет равен 30 000 руб. (ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ).
Еще и самому водителю также выпишут штраф.

Это статья неходовая, так как предусматривает, что автовладелец должен четко знать об отсутствии категории. Именно знать, а не предполагать или догадываться. Учитывая, что практически каждый взрослый имеет права, то подразумевается, что человек, которому доверили руль, имеет право на управление ТС. Исключением является передача грузовика или автобуса.

Дополнительные меры воздействия

Денежным взысканием дело не ограничивается.

Некомпетентного шофера сотрудники ГИБДД отстраняют от вождения (ст. 27.12 КоАП РФ) о чем выносят специальное постановление. А транспорт задерживают, перегоняя эвакуатором на штрафстоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).

Забрать собственник автомобиль сможет, уплатив стоимость буксировки и хранения.

До начала движения эвакуатора можно прекратить задержание ТС, если устранить причины. Как правило, это своевременное появление собственника со своими правами или иного лица, которое имеет доверенность на управление и внесен в страховку (либо страховка с неограниченным списком).

За езду без категории А

Вождение мотоцикла может осуществляться исключительно по действующему водительскому удостоверению категории А, А1 или М, в соответствии с типом байка. За езду на мотоцикле без прав нарушителю предстоит столкнуться со штрафом. Размер взыскания зависит от серьёзности правонарушения.

Если у водителя просто нет водительского удостоверения при себе, сотрудник госавтоинспекции выпишет постановление на сумму 500 руб. Причём в некоторых случаях инспектор может ограничиться устным предупреждением. А если в короткое время кто-то сможет доставить водительское удостоверение, удастся полностью избежать наказания.

Если же водительского удостоверения нет совсем, нарушителя ждет серьёзное наказание. За езду без категории А водитель, никогда официально не изучавший теорию и практику вождения, будет оштрафован на сумму 5-15 тыс. руб. Штраф в размере 30 тыс. руб. или арест на 15 дней ожидает мотовладельца, который по каким-либо причинам был лишён водительских прав, но сел за управление мототранспортом снова.

Кому можно управлять мотоциклом без прав

Ну а после перечисления всех нарушений и штрафов стоит рассмотреть случаи, когда граждане все же могут управлять мотоциклом без водительских прав. Состава нарушения не будет только в тех случаях, когда мотоциклист находится за рулем вместе с лицензированным инструктором. В учебных целях передвигаться можно не только по специально выделенным площадкам, но и по городу.

За езду без номеров

Использование транспортного средства, не оснащенного госномером, относится к серьезным правонарушениям, поскольку в данном случае транспорт невозможно идентифицировать. За езду на мотоцикле без номеров правонарушитель облагается штрафом в размере 5 тыс. рублей или ограничением прав на срок от 1 до 3 месяцев.

За нечитаемые (сильно загрязненные) или неправильно закреплённые номера владелец байка будет оштрафован на 500 рублей либо получит предупреждение.

Ездить без номеров мотоциклисты вправе только первые десять суток после приобретения транспортного средства. В этот период они должны зарегистрировать и получить номерные знаки в ГИБДД.

Классификация мототехники

Для определения категории, которая может потребоваться для вождения конкретных транспортных средств, необходимо обратить внимание на специальную классификацию.

Среди главных видов мототехники выделяются следующие:

  • Классический мотоцикл. Именно такие производились на территории Российской Федерации и приобретаются для личного пользования в повседневной жизни;
  • Туреры. Это такие разновидности мототехники, которые идеально подходят для туризма и путешествий. Сюда можно отнести любую технику, которая достаточно удобна для указанной цели;
  • Спортбайк. Название говорит само за себя. Однако спортбайки предназначены и для езды на обычных дорогах. Для участия в профессиональных гонках или мотошоу их значительно переделывают с учетом требования конкретной ситуации;
  • Мотороллеры или скутеры. Это подвид ТС, которые также требуют получения прав, но совершенно отдельного вида. Они относятся к легким видам мототехники, в связи с чем выдвигаются отдельные требования для получения возможности управления ими;
  • Чопперы. Сюда относятся ТС классического стиля, которые переделаны специальным образом. Однако в основе это классические мотоциклы.

Есть и другие подкатегории мототехники, но их можно включить в состав перечисленных. Однако для разделения по видам разрешения на вождение мотоциклов приведенная ранее классификация не имеет практического значения.

Для этого можно делить технику следующим образом:

  • легкие. Объем двигателя предполагается до 125 куб.см, мощность до 11 кВТ;
  • двухколесные с прицепом или без, или четырехколесные массой до 400 кг. в снаряженном виде.

Для каждого из перечисленных видов мототранспорта предусмотрен собственный вид прав. Для получения каждого из них следует пройти определенные экзаменационные испытания и медицинский допуск.

За езду несовершеннолетнему

В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения», самый ранний возраст, когда человек может получить право управлять транспортным средством, составляет 16 лет. В данном случае речь идет о правах категории М, дающих право управлять скутерами и мопедами.

Изучать теорию и практику на курсах вождения можно начать уже в подростковом возрасте, но получить права несовершеннолетнему не удастся — за езду на мотоцикле до указанного возраста будет выписан штраф. Причем поскольку юный правонарушитель не достиг совершеннолетия, оштрафован будут не он сам, а человек, передавший в его руки транспортное средство, а именно — собственник мотоцикла. Штраф довольно внушительный и составляет 30 тыс. руб.

Легальное вождение без документов

Несмотря на все вышесказанное, существует одна возможность, когда езда на мотоцикле без прав будет абсолютно законной и не будет наказываться никоим образом.

Справка. Из той же ч. 1 статьи 12.7 КоАП можно уяснить, что она не применяется при учебной езде, что означает водитель без прав нужной категории не будет наказан.

Но что можно считать учебной ездой? Само словосочетание подразумевает, что человек только-только обучается ездить на мотоцикле. В ПДД есть сводка пунктов, характеризующие учебную езду. И это следующие моменты:

  • Обучение проводится на закрытых площадках/автодромах. Езда по дороге допускается только под контролем инструктора, в идеале знающий и выполняющий все ПДД.
  • Ученик имеет при себе документ, подтверждающий право обучения вождению на данную категорию.
  • Ученику не менее шестнадцати лет.

На какие мотоциклы не нужны права

В настоящее время для управления данными транспортными средствами необходимы права категории А. Получить их можно при достижении совершеннолетия, в Росси это — 18 лет. Права категории А1, позволяющие управлять двухколесным транспортом V до 125 см3, а также права категории М, при наличии которых разрешено управлять скутерами и мопедами, можно получить на 2 года раньше — уже в 16 лет.

В чем выражается нарушение

Каждой категории и подкатегории соответствует свой тип/состав транспорта.

Нарушение определяется простым сопоставлением данных о категории машины (указывается отдельной строкой в СТС) и сведениями в водительском удостоверении шофера. Если имеется несоответствие, то нарушение налицо.

Многие думаю, что если имеется допуск к более сложному типу транспорта, то более простым можно управлять по умолчанию (без дополнительных разрешений). Это не верно.

Например, у водителя имеется единственное разрешение — управлять автобусами («D»). Его остановили сотрудники ГИБДД, когда он был за рулем мотоцикла. Штрафа за езду на мотоцикле без категории «А» не избежать.

Исключением является передвижение на мопеде, скутере. Достаточно иметь любую категорию в правах (даже если нет самой «М»).

Еще одно исключение — учебная езда, организованная на автомашине с соответствующей символикой и оборудованием, а также под компетентным контролем наставника.

Но не все так однозначно. Существуют еще множество спорных ситуаций.

Езда по правам старого образца

В удостоверениях, выданных в прошлом (до 2014 г.), отражаются ограниченное количество категорий.

  • Так в образцах с 2011 г. по 2014 г. имеются «А», «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE», «трамвай», «троллейбус».
  • В правах более ранних периодов вообще указывались «А», «В», «С», «D», «E».


Однако эти удостоверения можно полноценно использовать и в настоящее время (если не истек срок действия). Больше всего вопросов с сочетанием подкатегорий, которые не указывались в старых правах. Сейчас действуют правила так называемого поглощения подкатегорий категориями:

  • если есть «А», то можно управлять «А1» и «В1» (с мотоциклетной посадкой и рулем);
  • если имеется «В», то допускается управлять транспортом класса «В1» (кроме мотоциклетного типа);
  • «С» позволяет управлять также и классом «С1»;
  • «D» включает право и на «D1»;
  • «СЕ» также на «С1Е»;
  • «D» — на «D1E».

Указанное правило действует и в отношении удостоверений нового образца. То есть если каким-то образом, открыта основная категория, а родственной подкатегории нет, то всё равно считается, что водитель имеет право управлять соответствующим транспортом и по основной категории и по подкатегории.

Езда с прицепом

За езду с прицепом без категории не всегда привлекают к ответственности. Не будет нарушением для легкового транспорта («В»), если:

  • прицеп массой менее 750 кг;
  • более 750 кг, но общий вес автомашины с прицепом менее 3,5 т.

Аналогичная ситуация с грузовиками и автобусами. Отдельного допуска в правах не нужно (достаточно «С» или «D» соответственно), когда к автотранспорту присоединяют прицеп, масса которого не более 750 кг.

Вождение с автоматической коробкой

В правах, действующих с 2014 года, на обратной стороне в разделе «12» могут делать отметки о праве управлять автомобилем с автоматической коробкой «АТ». Это означает, что автовладелец может управлять транспортом только с автоматической коробкой передач.

Например, водитель имеет разрешение управлять легковым автомобилем и в правах есть о. Но фактически он передвигается на легковом транспорте с механической коробкой передач. Такой факт равносилен вождению без категории Б. Поэтому сотрудники ГАИ могут наложить штраф как за управление без специального права.

Механическая коробка обозначается или «МС» или вообще никак не обозначается. При этом, тот кто допущен к вождению транспорта с механикой вправе управлять и машиной с автоматической коробкой. Но не наоборот.

Управление автомашиной с измененной конструкцией без узаконивания в ГИБДД

Чаще этот вопрос касается категории Д. Некоторые занимаются переделкой микроавтобусов, переводя в класс легковушек или грузовиков. То есть сокращают число посадочных мест до 8 единиц в надежде, что автоматически изменяется тип машины. При проверках пытаются убедить инспекторов ГИБДД, что допуск «D» не нужен, так как мест не более 8.

Но этого недостаточно. После фактического изменения авто, нужно пройти автотехническую экспертизу, собрать пакет документов и подать заявление в ГИБДД. И только когда в СТС внесут изменения, тогда автомашине присвоят новую категорию.

Кроссовые

Кроссовые байки — особый вид двухколесной техники, предназначенный для занятий мотокроссом. Такие мотоциклы не оснащены осветительным оборудованием, а особая резина не обеспечивает достаточного сцепления с дорожным полотном.

Кросс-байки — единственный двухколесный транспорт, который можно эксплуатировать без прав. Но с учётом специфики транспортного средства использовать его на дорогах общего пользования запрещено. За езду на таком мотоцикле можно получить штраф. До треков кроссовые байки должны доставляться специальным транспортом.

Владение мотоциклом

Некоторых владельцев двухколесных средств интересует вопрос: нужны ли права на мотоцикл, если выезд на дороги общего пользования не планируется? Права в данном случае не нужны. Но стоит внести некоторые уточнения.

Если у человека нет прав, то он может продавать свое транспортное средство, дарить его и осуществлять с ним иные операции. А вот поставить его на учет или отправиться с ним за границу он уже не сможет.

Если же человек уже приобрел новый байк и только планирует получить права, выезжать на нем на проезжую часть не рекомендуется. Это может привести к невозможности выдачи прав. Данные обо всех нарушениях хранятся в базе ГИБДД. В МРЭО перед сдачей экзаменов всех будущих водителей проверяют по этой базе на отсутствие правонарушений. Если раньше человек уже был привлечен к ответственности за вождение мотоцикла без документов, инспекция может ему отказать в выдаче прав.

Полезно знать

Помимо штрафов и других санкций, указанных выше, не стоит забывать и про такой момент, как обеспечение наказания. То есть, после того как выяснится, что водитель мотоцикла не имеет при себе соответствующего удостоверения, у гражданина уже не получится, приняв штрафную квитанцию, как ни в чем не бывало уехать дальше. В зависимости от обстоятельств события могут развиваться по двум путям:

  1. Представитель уполномоченных органов вызывает эвакуатор, и транспортное средство отправляют на штрафстоянку. Все сопутствующие расходы ложатся на плечи собственника ТС.
  2. Владелец двухколесного транспорта уверяет сотрудника ДПС, что права ему сейчас подвезут (если они физически существуют) либо прибудет человек (как правило, друг или родственник нарушителя), у которого согласно законам имеется доступ к управлению данным ТС (у него есть удостоверение и он вписан в страховку). Один из перечисленных пунктов выполняется, и необходимость в вызове эвакуатора отпадает.

Где можно ездить, чтобы не получить штраф за отсутствие категории А

Существует ряд мест, которые не относятся к разряду дорог общего пользования. В соответствии с правилами дорожного движения разрешается катание на мототехнике по:

  • лесным просекам;
  • огражденной территории, находящейся в частной собственности;
  • сельским грунтовкам, которые стихийно проложили местные жители (не муниципальные власти);
  • специализированным мотодромам;
  • полигонам, принадлежащим мотошколам;
  • технологическим дорогам в составе производственного предприятия.

Штраф за езду без прав без лишения

В этих случаях никто не сможет оштрафовать мотоциклиста. В пункте 21 правил дорожного движения оговорены и другие случаи, когда разрешается водить мотоцикл без соответствующей категории, в том числе для несовершеннолетних.

Важно! Законодательством предусмотрены штрафы за отсутствие категории Е для автомобилей с прицепами, однако мотоколяска к таковым не относится, поэтому достаточно открытой категории А.


Предъявление прав

Как правильно себя вести при фиксации нарушения

Учитывая, что наказание выносит не суд, а должностное лицо ГИБДД, то тщательного и дотошного разбирательства не будет. Поэтому нужно быть внимательным в момент проведения фиксации нарушения. Дабы не допустить ошибок, которые будут использованы против Вас самих же.

Так как сумма штрафа предусматривает «вилку», то своим поведением можно повлиять на размер санкции.

Если Вы уверены, что работник ГИБДД заблуждается или действует неправомерно, тогда нужно проявлять жесткое противостояние: ни с чем не соглашаться, требовать от него пояснений, привлечения независимых понятых, снимать происходящее на камеру и пр.

Часто другие похожие нарушения могут выдавать за проступок:

  • оставлением дома водительского удостоверения;
  • управление при отсутствии документов на автомобиль.

Нужно быть на чеку, так как прочие нарушения менее серьезные.

Когда же правда не на Вашей стороне, конфликт лучше не допускать. Но и не позволять вседозволенность. Например, сотрудник ГИБДД не имеет права:

  • забирать водительское удостоверение;
  • изымать документы на автомобиль;
  • требовать немедленной оплаты штрафа;
  • конфисковывать личные вещи, находящие в машине и пр.

Важно решить вопрос с задержанием ТС. Нужно как можно быстрее вызвать хозяина авто или знакомого, которому можно доверить управление ТС. Если автомобиль не перегонят на штрафстоянку, удастся избежать лишних трат и бюрократической суеты.

Процедура оформления штрафов

Постановление выписывается сотрудниками ГИБДД на месте. После оформления виновный должен поставить подпись в соответствующей графе.

С момента вручения документа у водителя есть 60 суток, чтобы погасить задолженность или обжаловать постановление.

Если этого не сделать, сумма будет увеличена вдвое.

Все данные вносятся в единый реестр, неуплата штрафа может принести к:

  • запрету на выезд за пределы государства;
  • ограничению в передвижении по территории страны;
  • невозможности управлять транспортными средствами на законных основаниях.

Если нарушителя остановят повторно, транспортное средство попадет на штрафную стоянку, будет вынесено очередное постановление с максимальной предусмотренной суммой.


Несовершеннолетний за рулем

Как оплатить штраф за управление без категории

Погасить штраф можно:

  • В отделении банка. При себе нужно иметь постановление. Реквизиты получателя подскажет операционист. Останется лишь правильно внести личные данные и заплатить деньги. Квитанцию лучше сохранить.
  • В личном кабинете клиента банка. Многие банки имеют сервис с такой встроенной функцией. Нужно перейти в соответствующий раздел, заполнить форму с реквизитами, указать карту или счет, с которого необходимо списать сумму.
  • В банкомате или терминале. Если имеется такая опция в меню, то можно ей воспользоваться. Когда оплата производится через банкомат, средства списываются с карты. В терминале придется рассчитываться наличными.
  • На сайте. Этот сервис также дает возможность пользоваться личным кабинетом, в перечне услуг которого имеется оплата штрафов ГИБДД. Нужно будет заполнить форму с реквизитами и указать источник (банковская карта или счет).

Внимание! Чтобы пользоваться личными кабинетами банков или портала Госуслуги, необходимо являться гражданином Российской Федерации. С банкоматами ситуация идентична. Жителю другой страны, оштрафованному в России, нужно прийти в ближайшее отделение любого банка с постановлением и внести деньги в кассу.

Мотоцикл – права на него и их отсутствие

Мотоцикл – транспортное средство, на управление которым нужно иметь водительское удостоверение категории А. Сдать экзамен на права можно с 16 лет.

Мотоциклом именуется тот вид байка, у которого объем двигателя меньше 125 кубических сантиметров.

Несколько слов о страховке – ОСАГО на такой вид транспорта такой же обязательный документ, как и на автомобили, но если мотоцикл не предполагается использовать на дорогах общего значения, то оформлять автогражданку хоть и обязательно, но и срочно. К слову сказать, страховые компании не особенно радушно встречают мотоциклистов, так как ОСАГО на данный вид ТС не выгодно – риск возникновения страхового случая в разы выше, а компенсация явно не меньше. Тем более, что после ДТП вполне может понадобится замена ТС, а не его ремонт. А в таком случае речь идет не о «трех копейках» выплат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: