День добрый, сегодня я расскажу почему у водителей со стажем КБМ 1 или не меняется, разберемся в причинах маленького КБМ и постараемся разобраться почему бонус-малус обнуляется. Перечислим стандартные причины и покажу на примерах как может изменяться ваш бонус-малус.
Еще раз напомню, что каждый раз, когда вы страхуетесь (на год и не прекращаете полис досрочно), КБМ должен снижаться на 0.05 пункта или повышаться на 1 класс. Что в итоге дает 5% скидку на полис ОСАГО. Максимальная скидка — 50%, что соответствует КБМ 0.5 или 13 классу.
Почему КБМ может вырасти или сброситься
- Перерыв в страховании больше 1 года. Это правило закреплено в законе об ОСАГО. Согласно Примечанию 10 к пункту 2 Указания Банка России по тарифам для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более, чем за один год до даты начала срока страхования по договору ОСАГО.
- ДТП. По которому была страховая выплата в пользу другого водителя. Т.е. вы были виновником. Как изменится коэффициент бонус-малус, смотрите в таблице.
- Полис был прекращен досрочно. Это не приводит к обнулению. Но в этом случае не происходит понижения КБМ, т.е. он остается прежним на момент получения полиса.
Как восстановить обнуленный бонус-малус
При выявлении несоответствия бонуса-малуса, от водителя требуется предпринять некоторые действия, так как снижается значение КБМ только после разбирательств с СК. Для начала нужно выявить причины, по которым обнулился показатель. Если ошибка связана с неправомерными действиями страховщика, халатностью, ошибкой, следует обратиться в офис компании с письменным заявлением.
При возврате КБМ на прежний уровень, в 2021 году рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
- Необходимо определить момент, когда произошло отклонение по КБМ. Следует выяснить, с какого именно страхового года появилось несоответствие, начиная с последнего полиса ОСАГО, вплоть до периода, когда скидка сгорела.
- Нужно отсканировать полис за тот год, когда возникла ошибка в применении КБМ.
- Отдельно составляется жалоба, в которой страхователь описывает выявленные нарушения и требует восстановить значение бонус-малус и вернуть переплаченные деньги. Как правило, в каждой страховой есть свои готовые бланки для написания обращений подобного плана.
- Заявление вместе с распечатанными подготовленными документами (предыдущие полисы, неправильный и ошибочный расчет) направляют в ту СК, которая оформила ошибочное ОСАГО.
- При отсутствии ответа из страховой на протяжении 30 дней жалобу направляют в ЦБ РФ и РСА. Основанием для рассмотрения обращения станет заявление водителя с обязательным приложением описанных выше документов.
Коэффициент бонус-малус относится к числу немногих показателей, которые способны значительно снизить расходы на обязательное страхование автомобилиста. От того, насколько правильно выполнены расчеты при оформлении полиса, может зависеть дальнейшая скидка. При продаже автомобиля, осторожным водителям с многолетним опытом безаварийной езды, намеренным далее приобрести новое транспортное средство, рекомендуется оставить страховку действующей. Если истечет срок следующего страхования, так удастся сохранить максимально возможную скидку по КБМ в будущем.
Если снижение скидки произошло по вине автомобилиста, спровоцировавшего ДТП с последующей страховой выплатой, исправить КБМ позволит только время. Так как на восстановление максимальной скидки потребуются годы безаварийной езды, лучше вовсе не нарушать ПДД и не допускать создания аварийных ситуаций.
Причины, по которым КБМ может не расти, не описанные в законах и актах
- Смена прав. На текущий момент одна из самых распространенных причин. Как избежать, читайте тут.
- Несколько полисов. В этом случае может произойти «задвоение» КБМ. Пример: 1 полис с КБМ 1, другой 0.8 — да, такое бывает. Первым заканчивается полис со значением 0.8. Передается значение 0.75 (получаете скидку 5%) в РСА. Затем заканчивается полис 1, в РСА передается значение 0.95. И в итоге у вас будет актуальный КБМ 0.95.
- Ошибки в базе РСА. Это может быть любая опечатка в ФИО, дате рождения или данных водительского удостоверения.
- Страховой агент. Можно специально или случайно ошибиться в ваших данных, чтобы получить КБМ 1, для максимальной страховой премии. Самое простое ошибиться в дате рождения, ее нет в полисе ОСАГО, поэтому и заметить это практически невозможно.
- Страховая не передала данных. На текущий момент это практически неактуально. Лишь в редких случаях обанкротившихся компаний или периоды до 13 года.
Как проверить КБМ?
Для определения того, что КБМ слетел, его, очевидно, нужно правильно проверять. Так, на сегодня существует небольшой ряд сервисов, которые предлагают такую проверку. Мы же рекомендуем пользоваться только базой данных Российского союза автостраховщиков (РСА) – этот метод на сегодня – единственный официальный, сайт РСА даёт точные результаты.
Инструкция по проверке на сайте РСА
Перейдите на официальную страницу проверки в РСА. Перед Вами откроется форма проверки с данными, поля которой, отмеченные звёздочкой, обязательно нужно заполнить.
- Выберите, проверяете Вы КБМ по данным собственника или водителя (первый случай, если Вы вписаны в ограниченный полис, второй – если Вы собственник в неограниченном полисе).
- Введите ФИО, дату рождения и заполните серию и номер паспорта.
- Далее, если в первом пункте Вы выбрали собственника, то введите VIN-код автомобиля, желательно госномера тоже заполнить (в формате «X000XX000»); также обязательно заполните поле даты начала действия полиса – без этой информации Вам покажет нулевую скидку КБМ. Если был выбран водитель, то нужно просто ввести 4 цифры серии и 6 цифр номера прав и день начала периода действия полиса страховки ОСАГО.
- Подтвердите код безопасности и нажмите кнопку «Поиск»
По итогу этих действий Вам покажет данные о Вашем текущем КБМ, а также о предыдущем полисе, с которого была получена информация и присвоена текущая скидка.
Примеры истории КБМ наших клиентов
Пример 1
Клиент пришел с новыми правами с актуальным значением 1. Как изменялся КБМ по старым правам, видно выше. Почему так произошло говорить поздно.
Результат: КБМ 1 → 0.5 — скидка 50% на полис
Пример 2
Здесь были новые права без данных по старым, но с галочкой у нас в форме на запрос старых прав.
Результат: КБМ 0.85 → 0.5 — скидка 50% на полис
Пример 3
Клиент пришел с новыми правами и актуальным значением 1. Снизить больше, чем по старым правам не удалось, но была перенесена скидка со старых прав.
Результат: КБМ 0.1 → 0.85 — скидка 15% на полис
Пример 4 — случай с ДТП
Здесь новые права и галочка на запрос старых. Человек застраховал машину по новым правам, особо не разбираясь с КБМ со значением 1. Затем попал в ДТП. Повышающий КБМ применился на 1 и в итоге получили значение 1.55, как и должно быть по таблице. Но дело в том, что не было учтено значение по старым правам. Мы подали запрос в РСА и пересчитали КБМ.
Результат: КБМ 1.55 → 1 — экономия 55% переплаты за полис
(16 голосов, оценка: 3,81)
Таблица КБМ ОСАГО
Эта таблица регламентирует определение коэффициента и является единой для всех компаний по страхованию.
Ее составили так, что по ней можно легко определить коэффициент, который получит водитель при страховании на будущий год. Достаточно знать класс автолюбителя и количество аварий, произошедших по его вине.
Таблица. КБМ ОСАГО
Законные случаи обнуления
В том случае, если система выдает, что КБМ пропал или возвращен стандартный класс вождения, это означает, что размер коэффициента бонуса-малуса изменён или вовсе отсутствует.
Страховые компании уверяют, что в том случае, если обнаружилось обнуление, этому поводу могут быть законные основания. Действительно, существует несколько ситуаций, по которым российские водители могут потерять скидку. К ним относятся:
- Скидка по ОСАГО действует только один год. Если водитель не страховал автомобиль и желает сделать это только через год, страховка будет оплачена без учета КБМ. Также в таком случае существуют и незаконные основания обнуления: если ваша страховая компания не подавала ваши данные в единую базу, то коэффициент бонуса-малуса за год сгорает.
- Если вы оформляли новый полис и изменили ограниченную страховку на неограниченную, то, в соответствии с законом, оформляется он с установкой КБМ на 1%.
- В том случае если вы оформляете полис ОСАГО, но за год собственник машины изменился, повышения скидки не будет, вне зависимости от того, сколько лет вы страхуетесь. Для начисления коэффициента бонуса-малуса необходим именно полный год страхования, меньший срок не засчитывается, поэтому после продажи страховку лучше переоформить на иное ТС, а не прекращать ее совсем.
Также данные о скидке нередко теряются по причине занесения неправильной информации о водителе в РСА. Перепроверить ее можно в страховой фирме либо на сайте в разделе проверки данных ОСАГО. В нем содержатся сведения, занесенные в общую базу данных. Когда страхуетесь, лучше перепроверяйте все данные самостоятельно.
Одним из самых редких случаев обнуления КБМ считается отсутствие публикации в базе данных РСА о вашей скидке за год. Такое может случиться при покупке фиктивного ОСАГО.
Ранее многие страховые компании считали необходимым наживаться на своих клиентах, поэтому некоторые страховые менеджеры укрывали данные и не регистрировали КБМ, что фактически привело к потере этого показателя на данный момент.
Что делать в таком случае и как не потерять накопленную скидку
Для решения проблемы нужно написать претензию в РСА, где необходимо аргументировать несоответствие действительности значения коэффициента.
К претензии приложить копии предшествующих полисов, а так же справки от страховой компании о безаварийной езде.
Если так получилось, что вам сделали ошибку при расчете стоимости полиса ОСАГО (указали коэффициент выше, чем должен быть), не нужно выбрасывать полис, прекративший свое действие. Поскольку в нем прописан правильный коэффициент за предыдущий год.
Нет смысла договариваться со страховым агентом о применении правильного коэффициента, поскольку он работает по инструкции. Не стоит звонить по телефону и чего-то там доказывать, добиваясь справедливости, т.к. это бесполезно.
В этой сложившейся ситуации сразу же обращайтесь в главный офис компании. Пишите жалобу, отправляя ее заказным письмом, или приносите лично в офис компании.
Если отправляете жалобу заказным письмом, сохраните квитанцию об отправке письма как подтверждение.
Если лично несете в компанию, на копии заявления, попросите проставить отметку с регистрацией о том, что ваша жалоба принята компанией.
Эту копию оставляете себе как подтверждение обращения. В жалобе подробно распишите обстоятельства, подтверждающие неправильное применение коэффициента, указав имя сотрудника, время, номер полиса.
Требуйте предоставления вам правильного письменного расчета премии (вы имеете на это право согласно Правилам ОСАГО. Требуйте, перерасчета коэффициента и возврата денег.
Укажите, что если не будут выполнены указанные вами требования, вы будете обращаться в соответствующие органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам, т.е. в ФСФР.
В случае двухнедельного не предоставления страховой компанией запрашиваемых вами документов и не возврата денег, пишите жалобу в ФСФР. Обязательное страхование не является роскошью, это обязанность каждого водителя.
Что нужно сделать, чтобы расторгнуть договор ОСАГО, вы можете узнать в статье: расторжение договора ОСАГО Порядок заключения договора ОСАГО рассматривается в этой статье.
Подробную информацию про сроки выплат по ОСАГО при ДТП вы можете найти здесь.
Как быстро восстановить КБМ онлайн
Чтобы восстановить КБМ с помощью компьютера, вам необходимо будет воспользоваться специальным Сервисом восстановления КБМ. Чтобы восстановить КБМ таким путем, необходимо будет всего на всего знать свои данные, которые вы заполните онлайн — никаких документов прикладывать не нужно. Заявка отправляется в работу сразу после ее оплаты. Результат обычно присылается на почту на следующий день. А если по результату восстановления КБМ не уменьшится, то оплаченные деньги вернутся Вам автоматически.