До 80-х годов, самодельные автомобили могли передвигаться без регистрации. Теперь, сконструировав собственное средство передвижения или переоборудовав имеющееся старое авто, перемещаться на нем по населенным пунктам, дарить и продавать нельзя, из-за чего, владельцу необходимо знать, как зарегистрировать самодельные автомобили. В 2005 году сделать регистрацию самодельного ТС было невозможно, верховный суд нашей страны обозначил ограничение отсутствием конкретных правил к собранным вручную агрегатам, которые необходимо определить. На деле, таким способом вели борьбу с «конструкторами» (ввезенными из-за границы машинными запчастями, с последующей сборкой и оформлением в качестве самоделок в России), которые позволяли избегать налога на привезенный транспорт (автомобили, прицепы).
Запрет не мешал изготовителям конструировать самодельные автомобили, несмотря на невозможность эксплуатации. Изготовленный вручную транспорт можно было увидеть на выставке «Автоэкзотика». Чтобы показать свои творения, владельцам приходилось доставлять машины посредством эвакуатора. С 2015 года автолюбитель имеет возможность оформления и последующей эксплуатации, но должен быть готов, что этапы отнимут время и финансы.
Основные требования к самодельному прицепу
Зарегистрировать единичное транспортное средство можно только после того, как дала добро испытательная лаборатория.
Прежде чем идти в это место, нужно узнать, каким требованиям должна соответствовать модель:
- Размеры. Длина – не более 12 метров, высота – до 4 метров, ширина – не более 2, 5 метров. Общая длина транспортного средства с прицепом не должна составлять более 18,3 метров.
- Масса. Легкая категория – до 750 кг. В этом случае тормоза не нужны. Средняя категория – до 3500 кг максимального веса. Подойдут инертные тормоза. И последняя группа с массой не более 10000 кг, требуются тормоза с постоянным действием.
- Еще одним немаловажным параметром являются колеса. Одни должны быть одинаковыми и по габаритам, и по строению, характеристикам. Глубина протектора – до 1,6 миллиметров. Также стоит обратить внимание на то, что у прицепов, начиная со средней категории, нужно менять в зависимости от сезона шины. С 1 декабря по 1 марта –зимние, в теплое время года – летние.
Для регистрации легкого прицепа сотрудники лаборатории будут обращать внимание в первую очередь на маркировку и световую технику. Для проверки транспортной единицы покрупнее обязательно наличие тормозной системы, протокола об их испытании. Для прицепа с максимальной массой – антиблокировочные тормоза.
Нормы сертификации
Чтобы зарегистрировать самодельное авто, сначала необходимо пройти сертификацию. Требования, определяющие порядок процедуры, утверждены в соответствующем приказе Ростехрегулирования. Теперь автомобили оценивают по упрощённой схеме — как ТС, которое производится «малыми сериями». Под малой серией понимается единичный экземпляр машины.
Эта маленькая хитрость государства, с помощью которой оно смогло избавиться от ввоза так называемых конструкторов. Число машин в малой партии тщательно проверяется. Понятное дело, что автор самодельного автомобиля, что он собрал для себя, не будет изготавливать больше одного ТС того же типа. Таким образом, тому, кто занимается промышленной сборкой, работать по такой схеме уже невыгодно. Повторно пройти процедуру сертификации невозможно.
Европейские требования
Требования, которые предъявляются к самодельным автомобилям, ничуть не ниже норм, установленных для серийных машин. Никаких «поблажек» нет, кроме того, такие транспортные средства должны соответствовать стандартам Европейской экономической комиссии. Правда, сертификация малых партий осуществляется по урезанному перечню требований. Однако всё равно это достаточно серьёзная процедура, которую проходят не все самоделки.
На видео представлен самодельный украинский спорткар:
В соответствии с документом, утверждённым Европейской комиссией, автомобили проверяются на соответствие следующим требованиям:
- травматическая безопасность рулевого колеса;
- тормозные характеристики;
- надёжность ремней безопасности и мест их крепления;
- качество стёкол и зеркал заднего вида, а также корректность их установки;
- наличие устройств освещения, световой сигнализации;
- хорошая управляемость машины;
- высокая устойчивость авто;
- низкий уровень содержания вредных веществ в салоне;
- низкий уровень внутреннего шума;
- низкий уровень содержания вредных веществ в выхлопной трубе.
Все эти требования касаются легковых автомобилей, изготовленных самостоятельно.
Этапы регистрации самодельного прицепа
- Первым шагом является именно получение свидетельства от лаборатории, согласно которому самодельная модель отвечает всем правилам, зафиксированным в законе. Направление на экспертизу можно получить у сотрудника инспекции при первичном обращении в отдел ГИБДД. Там же составляется заявление.
- При передаче направления лаборанта вас попросят приложить все чеки, потраченные на покупку материалов для изготовления. В заявке, которую попросят заполнить владельца, нужно указать все названия запчастей, из которых была сделана рама. Напишите, что сварщик, который эту раму варил, обладает остаточной квалификацией для такой занятости (имеет допуск к проведению соответствующей работы). Приложить фотографию прицепа целиком, а также ступичного узла крупным планом.
- Теперь собственник должен ожидать рассмотрения данных лабораторией. Если сотрудники не найдут никаких отклонений, то выдадут сертификат и свидетельство.
- С этими документами придется снова пойти в ГИБДД, написать заявление, показать инспектору прицеп, чтобы тот сверил номера по факту с теми, что указаны в документах.
- Последний шаг – уплата госпошлины и получение документов.
Весь процесс занимает много времени и сил, а также материальных средств.
Порядок
Прежде чем регистрировать автомобиль, необходимо в специальном центре получить сертификат соответствия. Машина будет проверяться на предмет безопасности.
Для проведения оценки автомобиля нужно подать заявление в Ростехрегулирование. На сайте данной организации можно и найти центр, в котором и пройдёт сертификация.
Дополнительно для осмотра необходимо предоставить:
- заявление, в котором будут указаны отличительные признаки автомобиля;
- конструкторская документация;
- техническое описание самодельного транспорта.
Оценка самодельного ТС будет проводится на предмет:
- соответствия экологическим стандартам;
- уровня шумности;
- работоспособности тормозной системы, рулевого управления;
- безопасности;
- размеров ТС.
При проверке самодельного автомобиля его владельцу могут отказать, если ТС не отвечает требованиям Европейской экономической комиссии ООН.
Проверка самодельного автомобиля проводится по упрощённой процедуре, однако это не значит, что и требования также будут меньше. Машину будут проверять помимо вышеперечисленного и на устойчивость, и управляемость, и на наличие вредных веществ в салоне и при выхлопе, на качество креплений.
Однако среди всех этих жёстких требований для собственника появился приятный момент: согласно новой программе краш- теста, в которую были внесены изменения, теперь при проверке авто исключён перечень испытаний, при проведении которых машине могут быть нанесены повреждения.
Если же автомобиль уже проходил сертификацию, однако в выдаче сертификата было отказано, необходимо при повторном обращении предоставить перечень внесённых конструкторских изменений.
Это значит, что повторное прохождение процедуры сертификации возможно только лишь при устранении причин, послуживших отказом в первый раз.
В институте безопасности дорожного движения необходимо получить заключение о том, что автомобиль безопасен для поездок и сама конструкция не имеет нарушений установленных стандартов. Сертификат выдаётся в течение месяца с дня подачи соответствующего заявления.
После получения сертификата можно получить в МРЭО постановление об отсутствии на самодельное автомобиле идентификационной номера.
С данным документом нужно обратиться в бюро судебных экспертиз для получения направления в ГИБДД о присвоении идентификационного номера.
Для этого необходимо подготовить документы:
- паспорт гражданина РФ;
- заключение эксперта МРЭО.
После этого машине будет присвоен идентификатор, а на руки выдадут заключение о нанесении номера. После нанесения номера на самодельный автомобиль нужно обратиться в МРЭО для регистрации.
Теперь можно подавать документы для постановления самодельного ТС на учёт. После рассмотрения предоставленных документов сотрудник ГИБДД выдаст и паспорт на него.
Самодельный транспорт будет зарегистрирован как обычный автомобиль, а в графе «марка автомобиля» будет написано «самодельный».
Если же в органах ГИБДД будет отказано в регистрации, необходимо разрешить вопрос в судебном порядке, обратившись в местный административный суд по месту регистрации собственника или же отделения ГИБДД.
Необходимые документы для регистрации
Сэкономить время можно, если заранее узнать, какой пакет документов требуется для подачи заявления о регистрации самодельного прицепа.
Полный перечень включает в себя:
- Паспорт гражданина Российской Федерации.
- Копии и оригиналы чеков, которые выдаются при покупке материалов для изготовления транспортной единицы.
- Подробное объяснение конструкции модели.
- Фотографии (во всех ракурсах, размер 10×15 в количестве 4 штук).
- Квитанция, свидетельствующая об оплате пошлины.
- Заполненное заявление, которое подается в МРЭО.
Ограничения
Регистрации не подлежат самодельные автомобили, изготовленные на базе комплектующих, которые были ввезены в Российскую Федерацию более чем на шесть месяцев. На них должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие законность их появления на территории страны. Все они должны быть сертифицированы. Если вы внесёте какие-либо изменения в конструкцию зарегистрированного автомобиля, включая конструкцию его составных частей, запасных частей и дополнительного оборудования, — вам придётся повторно пройти процедуру сертификации и декларирования соответствия.
Регистрация через портал Госуслуги
Существенно сократит время и деньги регистрация через интернет. Ее можно осуществить на сайте госуслуг в несколько этапов:
- Выбрать раздел «Регистрация транспортного средства».
- Выбрать категорию «Поставить на учет».
- Перейти по ссылке «Регистрация».
- Авторизоваться.
- Заполнить электронное заявление, которое содержит данные документов.
- Выбрать из списка приемлемую для заявителя дату и время, когда он сможет лично посетить инспектора, определиться, в какой именно отдел пойдет.
- Отправить заявление на рассмотрение. Если вся информация указана верно, оно будет одобрено.
- Оплатить госпошлину, которая идет с 30% скидкой.
- Скачать и распечатать квитанцию об уплате, а также бланк с заполненным заявлением.
- Прибыть в указанный день в МРЭО вместе с документами, анкетой и квитанцией. В очередь вставать не нужно, инспектор позовет сам.
- Сотрудник проверит прицеп, который должен находиться рядом с отделением. Предварительно позаботьтесь о чистоте транспорта.
- После последней процедуры в тот же день можно получить свидетельство о регистрации и госномера.
Как видно, при подаче электронной заявки не нужно самостоятельно посещать лабораторию, несколько раз лично наведываться к сотрудникам инспекции, заполнять вручную заявления, стоять в длинных очередях. Несколько кликов мышкой – проблема решена!
Обязательные положения
Регистрация самодельного автомобиля была не всегда обязательной. Новые положения коснулись автомобильной сферы в 2015 году. До наступления восьмидесятых годов прошлого века разрешено было передвигаться на авто, которые собраны умельцами собственными руками. Движение осуществлялось без оформления какой-либо документации. После указанного времени приняли закон, указывающий на необходимость проведения регистрационных действий относительно транспорта.
Указанные положения относились к таким конструкциям:
- мощность по максимуму не превышала 50 сил лошадиных;
- также установлены предельные габариты, которые не должны превышать 1,8 * 4,7 метра.
Если авто не соответствовало таким параметрам – регистрировать не нужно. Дизайн авто не сказывался на рассматриваемом процессе. Стоит отметить, что в указанный промежуток времени имелась возможность найти лазейку, чтобы не проводить регистрацию машины.
Говоря о том, как можно зарегистрировать самодельное транспортное средство, стоит указать, что далее установили запрет, связанный с невозможностью сбора авто из тех частей машины, которые ранее устанавливались на серийные модели. Данные средства передвижения оставались незарегистрированными. Легковой и прочий транспорт можно было собрать из деталей, имеющих нестандартное значение. Данные положения прописаны в 2005 году.
В 2015 законодатель закрепил необходимость проведения регистрационных действий относительно самодельных машин. Ставить на учёт транспорт обязательно. Это позволяет использовать автомобиль по его прямому назначению. На форумах часто пишут, что ездить на самоделке, когда не пройдена регистрация нельзя – такое положение верно. В таком случае вес машины должен соответствовать тому, что отражён в законах.
Стоимость регистрации прицепа
При регистрации самодельного прицепа не нужно будет переплачивать за открепление транспортной единицы от предыдущего владельца, чтобы присвоить новые знаки. Госпошлина за выдачу новых номеров на 2021 год составляет 1500 рублей, за выдачу свидетельства – 500 рублей. Также придется заплатить за прохождение экспертизы. Ее стоимость зависит от конкретной аккредитованной лаборатории.
Сэкономить можно, если записываться на прием в ГИБДД онлайн через портал Госуслуг. Скидка составит 30%. Выдача регистрационных знаков на прицепы составляет 1050 рублей, свидетельство о регистрации будет «стоить» 350 рублей.
Действия при отказе
В случае отказа от регистрации порядок действий владельца зависит от причин такого решения. Если таковой является неполнота или недостоверность представленных сведений, то недостатки следует устранить и обратиться в ГИБДД повторно.
Когда заинтересованное лицо считает, что его права были нарушены, оно может обратиться к вышестоящему руководству инспекции либо в надзорную инстанцию. Если это не дало желаемого результата, то следует направить исковое заявление в суд.
Наказание за пользование незарегистрированным прицепом
Зарегистрировать прицеп каждому водителю придется в обязательном порядке, если он собирается его использовать. Иначе можно нарваться на наказание от инспекторов.
Какие штрафы предусмотрены в этом случае:
- Если сотрудник ГИБДД первый раз «застукал» за использованием незарегистрированного прицепа, то придется заплатить до 800 рублей, в зависимости от степени тяжести нарушения. Чем выше масса транспортной единицы, тем тяжелее наказание.
- При повторном правонарушении никто не пойдет на уступки. Кошелек опустеет на крупную сумму (до пяти тысяч рублей).
- Злостных нарушителей ждет не только штраф, но и ограничение в управлении автомобилем. Суд может назначить срок до 3 месяцев лишения водительских прав.
Нужно ли снимать с учета самодельный прицеп
Сегодня при продаже прицепа снимать его с учета не нужно даже при покупке. Это можно осуществить, но придется отдать некоторую сумму за госпошлину, пригнать транспортную единицу на стоянку для осмотра сотрудником инспекции и много других нюансов.
Поэтому автолюбители предпочитают просто написать доверенность на другого собственника, заверить ее нотариально.
Если новый владелец решит установить другие регистрационные знаки, он сам возьмет на себя все расходы, получит документы по доверенности, то есть участия предыдущего собственника не потребуется.
Самодельный прицеп оформляется несколько сложнее, чем покупной заводской. Перед постановкой на учет его следует проверить на безопасность в специальной лаборатории.
Только после выдачи в этом учреждении сертификата, процедура станет стандартной. Для того, чтобы лаборанты одобрили регистрацию, прицеп должен соответствовать требованиям, описанным в статье.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!
Бесплатная онлайн-консультация автоюриста
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!
Пошаговая инструкция по прохождению сертификации
К этапам сертификации относятся:
- Сбор необходимой документации.
- Обращение в организацию, которая вправе осуществлять деятельность такого характера.
- Тестирование транспортного средства.
- Получение документального подтверждения факта сертификации.
Следует помнить, что можно получить отказ в удовлетворении своего ходатайства, если в процессе оценки будут выявлены несоответствия требованиям технических норм.
Куда обращаться?
Чтобы сертифицировать самодельный автомобиль, необходимо обратиться в компанию, которая получила аккредитацию в Росстандарте. Владелец может пройти процедуру в любой организации, находящейся на территории страны. Не играет роли место изготовления техники либо регистрации собственника.
Документы
Основанием для оценки техники является заявление собственника. В нем должно быть указано следующее:
- Название и адрес специального центра.
- Сведения о владельце автомобиля – фамилия, имя, отчество, место проживания, данные паспорта.
- Информация о транспортном средстве – когда изготовлено, цвет, габариты, мощность двигателя.
- Само ходатайство о проведении тестирования.
- Перечень прилагаемой документации.
- Дата и подпись заявителя.
К обращению необходимо приложить паспорт инициатора. В дополнении нужно представить технические документы на узлы и агрегаты, а также чеки, квитанции и договоры об их приобретении.
При использовании старого кузова или запчастей нужно подготовить справку о снятии автомобиля с учета.
Как проводится процедура?
Поскольку до прохождения оценки самодельную технику использовать нельзя, её нужно будет доставить в центр при помощи эвакуатора. После этого специалисты компании проведут детальный осмотр и тестирование автомобиля. Будет проверено следующее:
- Правильность установки руля, ремней безопасности, тормозов и зеркал заднего вида.
- Соответствие уровня выхлопных газов установленным нормам.
- Наличие вредных веществ внутри салона.
- Уровень издаваемого шума.
- Устойчивость техники.
- Наличие световой сигнализации.
Также автомобиль будет помещен в специальное устройство, при помощи которого можно проверить работу всех систем.
Что выдается после ее прохождения?
По результатам проведенного тестирования составляется письменное заключение. Оно оформляется в виде протокола. В нем указывается следующее:
- Дата и место проведения.
- Наименование центра.
- Сведения об автомобиле.
- Вид тестовых испытаний.
- Результаты, то есть соответствует техника нормам или нет.
- Заключение эксперта.
- Подпись специалиста.
Протокол вместе с сертификатом выдают на руки обратившемуся. Сертификат оформляется на номерном бланке центра и заверяется печатью компании.
Можно ли получить отказ и что делать в этом случае?
Заинтересованному лицу необходимо быть готовым к тому, что он может получить отказ в удовлетворении своего ходатайства. Это возможно в случае, если техника не прошла испытания, то есть она не соответствует установленным нормам. В таких ситуациях придется устранить выявленные недостатки и обратиться в центр повторно. Если инициатор не согласен с отказом, он вправе составить исковое заявление в суд.