Разворот на перекрестке по главной дороге


Что говорится в ПДД

Согласно ПДД, этот маневр разрешен. Об этом прямо гласит пункт 9.2. Согласно нему, на четырехполосных (и более) дорогах запрещен выезд на встречную полосу для выполнения опережения, но, при этом, развороты и повороты налево могут выполняться как на перекрестках, так и на других участках, где это действие не запрещено знаками или разметкой.

Косвенно подтверждает это правило и пункт 8.8. Согласно нему, при смене направления вне перекрестка водитель обязан пропустить все машины и трамвай из встречного потока. То есть осуществление этого действия возможно при соблюдении всех условий.

Правила гласят, что при выполнении подобного маневра водитель должен расположить транспортное средство в крайней левой полосе, а при недостаточной ширине проезжей части – использовать правые полосы и, даже, обочину.

Исходя из перечисленных требований ПДД, разворот вне перекрестка разрешен при условии отсутствия запретов со стороны дорожной разметки и установленных знаков. Исключение – места, оговоренные в Правилах.

К таким зонам, где категорически запрещен этот маневр, относятся:

  • пешеходные переходы «зебры»;
  • тоннели и мосты;
  • железнодорожные переезды;
  • участки проезжей части с ограниченной видимостью;
  • остановки общественного транспорта;
  • автомагистрали, вне специально оборудованных для этого участков.

Разворот на перекрестке с разъяснениями

Итак, задача поставлена и белому автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Примечание. На рассматриваемом в качестве примера перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка может быть частично или полностью стерта. Это немного усложняет задачу для водителя.

Итак, на перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы:

Пересечение проезжих частей

Обратимся к пункту 8.6 правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Оптимальная траектория разворота на перекрестке

Оптимальная траектория разворота должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

Правильная траектория разворота на перекрестке

На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя. Поскольку автомобиль не выезжает с пересечения проезжих частей, водитель не нарушает правил и наказание наложено быть не может.

Неправильные траектории разворота на перекрестке

Рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к серьезному наказанию:

Лишение прав при развороте на перекрестке

Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую сверху дорогу.

При этом водитель, который выбрал правую траекторию, при выезде с пересечения проезжих частей оказался на полосе попутного направления. Однако затем, продолжая начатый разворот, он допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, то нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для нарушителя — штраф 1 000 — 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.

Что касается водителя, выбравшего левую траекторию, то его дела куда плачевнее. Он выезжает с пересечения проезжих частей прямо на встречную полосу и наказанием для него будет являться штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП). А в случае повторного нарушения — лишение прав на 1 год.

Штраф за выезд на встречную

Обратите внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Большинство водителей, которые читают правила дорожного движения, не догадываются про подобное развитие событий и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.

Давайте рассмотрим, как можно уменьшить наказание в том случае, если разворот не удался:

1. Всегда начинайте выполнять разворот по большой траектории. Если «вписаться» не получается, то просто откажитесь от разворота и продолжите движение по пересекаемой дороге (на рисунке — вверх).

2. Если Вы начали выполнять разворот по маленькой траектории и чувствуете, что «вписаться» не получится, то воспользуйтесь передачей заднего хода. Естественно, движение задним ходом на перекрестке запрещено, однако штраф за такой маневр составит всего 500 рублей.

Конечно же при этом нужно внимательно следить за другими участниками движения, чтобы не спровоцировать ДТП.

Каков порядок совершения маневра

Для смены направления вне пересечения проезжих частей водителю необходимо удостовериться в наличии следующих условий:

  1. Отсутствии сплошной линии разметки. Ее наличие свидетельствует о невозможности выезда на встречную полосу.
  2. Отсутствии дорожного знака «Разворот и поворот запрещен», либо удостовериться в том, что зона его действия уже закончилась.
  3. Наличии достаточного пространства для выполнения маневра. При этом выполнить разворот можно с любой удобной точки дороги, если иное не оговорено разметкой или знаками.
  4. Наличии возможности выполнить движение задним ходом. Такой вариант допустим на узких дорогах, когда, даже повернув руль на полные 180 градусов, до конца завершить маневр не удастся. В такой ситуации водитель может немного сдать назад, освободить себе пространство для маневрирования и завершить задуманное действие.

После того, как все описанные условия оценены водителем, он может занять удобную позицию, пропустить встречный (а иногда и попутный поток) и выполнить разворот в одно или несколько действий.

Где можно и где нельзя разворачиваться

Даже при отсутствии запрещающей разметки или дорожных знаков, маневр вне перекрестка категорически запрещен на следующих участках:

  • на пешеходном переходе, обозначенном знаком или «зеброй». Для выполнения действия придется проехать на 20-30 метров дальше;
  • на участках проезжей части, где обзор ограничен. Повлиять на него может наличие резкого поворота, изгиба или подъема. Как правило, такие места обозначены соответствующим знаком;
  • на остановке общественно транспорта. Имеется в виду, что выполнить разворот можно только из крайнего левого ряда, не задействуя для этого «карман» остановки;
  • при наличии знаков «Движение прямо» или «Движение направо»;
  • на всех сооружениях (мостах, эстакадах, дамбах) и в зоне железнодорожного переезда.

На всех остальных участках проезжей части, вне перекрестков смена направления разрешена.

Правила разворота на перекрёстке

Последовательность действий в данном случае строго регламентирована и нарушать её нельзя. Начать разворот можно только после занятия крайней левой полосы. Данное правило можно опустить, если габариты вашего автомобиля не позволяют его выполнить. Убедитесь, что вы не создаёте аварийную ситуацию и не являетесь помехой.

Соблюдение следующих условий является обязательным:

  • за пределы перекрёстка выезжать нельзя;
  • выезжать на встречную полосу нельзя;
  • необходимо вписаться в свою полосу;
  • запрещено пересекать двойную сплошную линию (читайте больше о штрафе за пересечение сплошной);
  • пропустите все автомобили с других направлений, когда выедете на середину пересечения, если они имеют преимущество перед вами.

Траектории разворота

Выполнять разворот на перекрёстке можно по двум траекториям – ближней и дальней. При выборе траектории необходимо ориентироваться на место, куда ваша машина выедет после завершения маневра. Наличие разделительной полосы требует использования дальней траектории. Если таковая отсутствует, вы имеете право самостоятельно выбрать траекторию.

  1. Разворот по дальней траектории уместен, если водитель не может выполнить поворот непосредственно возле конца разделительной сплошной. Причин может быть несколько: автомобиль слишком длинный, дорожное полотно слишком узкое, крупногабаритное транспортное средство перекрыло часть дороги, ведутся ремонтные работы. Если не представляется возможным развернуться с места, можно проехать немного вперёд и зайти на дугу так, чтобы получить дополнительное пространство для выравнивания авто и встраиванию его в ряд. Можно произвольно выбирать расстояние до начала маневра, допустимо даже поворачивать непосредственно возле края обочины, зебры, полосы или противоположной разделительной линии.
  2. Ближняя траектория при развороте уместна, если для манёвра достаточно места на дорожном полотне и в формировании дуги нет никакой необходимости. В данном случае поворот выполняется в самом начале пересечения дорог непосредственно у края сплошной на встречную полосу. Водитель обязан просчитать заранее вероятность заезда автомобиля на бордюр, поскольку это уже будет создание аварийной ситуации. Также необходимо следить за тем, чтобы машина не заехала за зебры и сплошные.

Использование прилегающей территории

Если прилегающая территория справа, алгоритм действий следующий.

  1. Проезжайте вперёд, но не прижимайтесь к бордюру вплотную.
  2. В метре от поворота на прилегающую территорию необходимо остановиться, ориентируйтесь на габариты ТС.
  3. Убедитесь в отсутствии помех на дорожном полотне (автомобили и пешеходы).
  4. Включите правый поворотник и начинайте движение задним ходом, сворачивая.
  5. Остановитесь, как только бампер вашей машины скроется в повороте, и не будет препятствовать движению других авто.
  6. Включите правый поворотник и подождите, пока в транспортном потоке появится просвет. Далее можно выезжать на проезжую часть.

Если прилегающая территория слева, ваши действия следующие.

  1. Остановитесь после того, как займёте крайнюю левую полосы и включите левый поворотник.
  2. Пропустите встречные автомобили и начинайте двигаться передом к прилегающей территории. Придерживайтесь правой стороны.
  3. Как только вы скроете в повороте, съехав с проезжей части, проверьте, нет ли автомобилей позади вас.
  4. Аккуратно выезжайте на проезжую часть задним ходом и продолжайте движение.

С разделительной полосой

Если разделительная полоса не доходит до перекрёстка, необходимо разворачиваться по малой траектории, места будет достаточно. Если же разделительная полоса пересекает перекрёсток, радиус поворота должен быть большой, в противном случае вам придётся двигаться по встречной полосе некоторое время, а за это могут лишить прав. Не забывайте учитывать ширину разделительной полосы.

С трамвайными путями

ПДД регламентирую преимущество рельсового транспорта перед другими ТС в большинстве случаев. Уступить дорогу автомобилю трамвай должен, если автомобиль двигается по главной дороге, а трамвай по примыкающей. Трамвай в приоритете, если на перекрёстке есть светофор, разрешающий движение и автомобилю, и трамваю.

Если же на светофоре горит красный для трамвая и зелёный для авто, водитель машины действует в соответствии с ПДД. Однако в этот момент может загореться движение на стрелку, и водитель трамвая решит ехать. Следовательно, лучше всегда уступать дорогу трамваю, поскольку не всегда можно предугадать, чем руководствуется водитель – светофором или стрелкой. Разворот на нерегулируемом перекрёстке с трамвайными путями требует всегда пропускать трамвай, кроме ситуации, когда автомобиль едет по основной дороге.

С односторонним движением

Многие убеждены, что разворот на перекрёстке с односторонним движением запрещён, поскольку для совершения манёвра придётся выехать на встречную полосу. На самом деле никаких запретов в данной ситуации нет, а алгоритм действий такой же, как в общих случаях. Знак «Стрелка» лишь запрещает поворот в сторону, но разворачиваться можно.

С дополнительной секцией

Если вы проезжаете через перекрёсток с дополнительной секцией, преимущество будет за водителями, которые на перекрёсток не въезжают. То есть уступить дорогу при желании совершать разворот необходимо той машине, которая движется вам наперерез по дополнительной секции. Разрешающий сигнал светофора во внимание не берётся. Ориентироваться на данное правило можно до тех пор, пока вы находитесь на перекрёстке. Как только вы завершите манёвр и окажетесь на дороге, преимущество будет за вами. Если же одновременно с запрещающим сигналом светофора включена стрелка, двигающаяся по дополнительной секции машина должна уступить дорогу.

Когда маневр запрещен разметкой


Однозначно и безусловно запрещает выезд на встречную полосу сплошная линия разметки или двойная сплошная линия. При ее наличии, водителю необходимо проехать до участка где она оборвется или станет прерывистой.

Также запрещается выполнять разворот вне перекрестка на дорогах с реверсивным движением. В этом случае, линию 1.9 разрешается пересекать при следующих условиях:

  1. Светофор реверсивного движения отсутствует или выключен.
  2. Разметка находится справа от водителя.

Но так как пересечение линии 1.9, разделяющей потоки, движущиеся в различных направлениях, запрещено, то и выполнить разворот на данном участке реверсивной дороги не удастся.

Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?

Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:

Пересечение двух четырехполосных дорог

В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: регулируемым или нет. Нас интересует только траектория движения автомобиля.

Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (пункт 8.5 ПДД). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.

Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Запрещающие знаки

Главный запрещающий знак в этом случае – «Разворот запрещен» (3.19). Он может быть установлен как на любом участке проезжей части, так и в местах пересечения нескольких проезжих частей. Место его размещения может быть любое – правая или левая сторона дороги, разделительная полоса.

Допускается комбинация этого знака с информационной табличкой 8.1.1. На ней указывается расстояние, через которое будет действовать установленный запрет. Важный нюанс – действие знака 3.19 не распространяется на общественный транспорт, движущийся по установленному для него маршруту.

К другим дорожным знакам, запрещающим разворот, относятся:

  • «Движение прямо» (4.1.1);
  • «Движение направо» (4.1.2).

Также, к запрещающим знакам относится комбинированный дорожный указатель – «Движение только прямо и направо».

Штраф за разворот в неположенном месте

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание для нарушителей правил, касающихся разворота, в виде штрафа в размере от 500 до 1500 рублей:

  1. За отсутствие звукового сигнала от водителя, выполняющего маневр, в условиях, когда его действия создают опасность для остальных участников движения – штраф 500 рублей.
  2. Разворот с правой полосы при наличии возможности выполнить аналогичный маневр с крайнего левого ряда – штраф 500 рублей.
  3. Выполнение маневра при наличии запрещающего знака – 1000 рублей.
  4. Выполнение маневра при пересечении сплошной линии, в том числе, на дорогах с реверсивным движением – 1500 рублей.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84

Разворот вне перекрестка – это маневр, допускаемый для выполнения Правилами дорожного движения. Для его осуществления водителю необходимо удостовериться в отсутствии запрещающих знаков и разметки, а также, предпринять все усилия для обеспечения безопасности других участников движения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: