Можно ли ездить на летней резине зимой?
Нет, это запрещено. Такой запрет регулирует Технический регламент Таможенного союза в своём пункте 5.5 в своих «требованиях к транспортным средствам в эксплуатации» (приложение 8 регламента). При этом, этот нормативный акт чётко регламентирует зимние месяцы и летние. К первым относятся декабрь, январь и февраль, к последним — июнь, июль и август.
При этом, данные месяцы могут отличаться, если какой-либо регион России установит свои правила, что вполне логично; и только в сторону увеличения, что… совсем нелогично. Ведь в том же Краснодарском крае зимние шины могут вообще не потребоваться. Но увы, таков закон!
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август). Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
Таким образом, зимой запрещено ездить на летней резине — в декабре, январе и феврале (сроки могут менять регионы). Не обязательно переобуваться на зимние шины с 1 октября и с 1 ноября.
Где узнать об увеличении запрета в моём городе?
Увы, но однозначно ответить на данный вопрос нет возможности. На 2021 год пока ни один регион и город не изменили положения Техрегламента касательно летней резины зимой.
Если такие изменения будут вноситься, то это может быть отражено как в постановлениях местного самоуправления, так и внесены изменения в региональные законодательные акты. Мы регулярно мониторим действующее законодательство, в том числе в регионах, поэтому при появлении новшеств по изменению срока запрета езды на летних шинах в зимние месяцы обновим данную статью.
Вас также заинтересует:
- Есть ли штраф за езду на летней резине зимой и зимней летом на сегодня? С какого числа вступит?
- Как избежать штрафа за знак «Шипы» законно?
- Можно ли ездить на зимней резине летом и какой штраф?
Уметь выждать время
В гололед автомобиль плохо слушается руля. Передние ведущие колеса проскальзывают при повороте, и машина реагирует на команды с задержкой. Поворачиваешь руль — а автомобиль еще мгновение едет вперед и только потом плавно реагирует на команды. Управление становится нечетким, ватным, аморфным. И это верный признак того, что пора сбросить скорость.
На скорости свыше 60 км/ч при резком маневре машина может заскользить настолько, что среагирует на команды только через пару секунд. За это время водитель может испугаться, запаниковать и так выкрутить руль, что колеса окажутся сильно вывернутыми в сторону, как два плуга. Колеса упираются в поверхность, машина все-таки сбрасывает скорость и перестает скользить. А дальше она едет ровно туда, куда указывают колеса, то есть в кювет или на соседнюю полосу. Создается ощущение, что какая-то неведомая сила выбрасывает машину с дороги.
В общем, паниковать в такой ситуации недопустимо. Даже при продолжительном скольжении автомобиль все равно цепляется ведущими колесами за покрытие дороги и рано или поздно начинает поворачивать. А от водителя требуется поддерживать ровно такую скорость, чтобы исключить снос при рулении.
Можно ли ездить на шиповках при 15 градусах тепла? Подробнее
Чтобы понять, какая скорость безопасна, можно время от времени кратковременно притормаживать и проверять, как ведут себя летние колеса в гололед. Если они блокируются от легкого нажатия и тут же вступает в действие АБС, то надо снизить темп до 40-50 км/ч. Обычно на летних шинах зимой лучше не разгоняться в снег и гололед свыше 50 км/ч. За этим пределом автомобиль с задубевшими летними покрышками очень плохо слушается руля.
Какой штраф за езду зимой на летней резине в 2021 году?
Но настало время хороших для водителей новостей — штрафа за летнюю резину зимой нет. Его не было, и на сегодняшний день он так и не появился ни в федеральном Административном кодексе, ни в региональных «КоАПах».
Проверить это достаточно легко. Так как запрет езды на летней резине зимой регулирует только Техрегламент, то КоАП должен на него ссылаться при предусмотренности такого штрафа. Но Кодекс этот ссылается на первый только в одном случае: за тонировку в части 3.1 статьи 12.5 КоАП. Других штрафов за нарушения Техрегламента во всей главе наказаний за нарушения дорожного движения (глава 12 КоАП) Вы не найдёте.
Таким образом, штрафа за летнюю резину зимой (как в октябре и ноябре, так и непосредственно в месяцы прямого запрета — декабре, январе и феврале) нет.
Как мы уже упоминали ранее, статья будет обновлена, если что-то изменится в этом вопросе.
Но всё же есть другой штраф, который относится к любой: как зимней, так и летней в зимний период. И вот что это за штраф!
Штраф за остаточную глубину протектора шин
И здесь уже «в игру вступают» ПДД, точнее их перечень неисправностей, при которых нельзя ездить на машине. Несмотря на отсутствие штрафа непосредственно за езду зимой на летней резине, есть штраф, хотя и небольшой — 500 рублей, за остаточную глубину протектора, и она отличается для зимней и летней резины.
Пункт 5.1 Перечня неисправностей запрещает ездить на автомобиле, если:
5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
- для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
- для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
- для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Как видим, если на Ваших шинах нет индикаторов износа, то для летних шин легковых автомобилей и Газелей и подобных, чья максимальная масса не превышает 3,5 тонны (категории M1 и N1 соответственно), глубина протектора должна быть не менее 1,6 мм.
Все категории ТС, перечисленные в цитате из ПДД выше:
- L — мотоциклы и мопеды,
- M1 — легковые и пассажирские авто с числом мест до 8,
- M2 — пассажирские авто с числом мест более 8, но с максимальной массой до 5 тонн,
- M3 — пассажирские авто с числом мест более 8 и с максимальной массой более 5 тонн,
- N1 — грузовые с максимально массой до 3,5 (Газель, Баргузин и подобные),
- N2 — грузовые с максимально массой от 3,5 до 12 тонн,
- N3 — грузовые с максимально массой более 12 тонн,
- O3 — прицепы грузовых авто с максимальной массой от 3,5 до 10 тонн,
- O4 — прицепы грузовых авто с максимальной массой более 10 тонн.
Маркировка зимней резины и штраф за протектор
Но всё это касается летней резины. А вот для зимней установлены свои правила. Но прежде о маркировке. Она должна быть либо с изображением горы с тремя пиками и снежинкой внутри, либо с одной из указанных в пункте 5.1 маркировок, когда нет индикаторов износа. Эти маркировки показаны на рисунке ниже.
И вот если у Вас зимние шины именно с такой маркировкой, то их глубина протектора должна быть не меньше 4 миллиметров. И вот пример для сравнения новой зимней покрышки с покрышкой с глубиной протектора менее 4 мм:
Штраф за несоответствие глубины протектора ограничениям в ПДД составляет 500 рублей по ч. 1 статьи 12.5 КоАП. Статья также предусматривает возможность вынесения письменного предупреждения за это.
Вообще, на резине с маркировкой «M+S», «M&S», «M S» почти всегда есть индикаторы износа, и, при этом, абсолютно не обязательно будет маркировка со снежинкой, потому как снежинка обозначает только зимнюю резину, а обозначение с помощью букв M и S подразумевает всесезонку, хотя есть немало исключений из этого. Ноги растут опять же из тех регламента, который допускает использование всесезонки зимой.
Как можно в полевых условиях улучшить летнюю резину?
Вопрос о том, как можно сделать машину лучше в полевых условиях, очень сложен. Дело в том, что в большинстве случаев все данные ранее советы подходят для города. Это место, где вы всегда можете рассчитывать на помощь добрых людей в случае попадания в неприятные ситуации. Если же в неприятности вы попадете на пустынной заснеженной трассе, проблемы будут однозначно. Существует несколько возможностей сделать поездку более уверенной:
- приобрести цепи противоскольжения и натянуть их на летнюю резину — это поможет создать дополнительные возможности снижения рисков при поездке по зимней трассе;
- в городе можно использовать также услуги шиномонтажа, где часто продают подержанную резину — это будет недорогим решением проблемы с вашими летними шинами;
- порой выгоднее даже приобрести зимнюю резину и поставить ее на машину, а затем начать движение — если такой подход предотвратит аварию, выгода будет очевидной;
- не стоит верить ни одному другому приспособлению, которое обещает сделать вашу летнюю резину зимней — все это просто способ для компаний заработать много денег;
- никаких манипуляций с самой резиной проводить не стоит — любое вмешательство только усугубит ситуацию, так что нарезание глубокого протектора и прочие идеи стоит отбросить.
Улучшение условий эксплуатации транспорта — это сложная задача. Неоднократно приходилось слышать истории о том, как люди покупали отличные зимние шины именно в момент выпадения первого снега. И это спасало их от неприятных ситуаций и аварий. Наверное, именно такое решение проблемы будет оптимальным. Если же такой возможности нет, нужно хотя бы приобрести на ближайшей заправке с магазином цепи противоскольжения.
Можно ли зимой ездить на всесезонке?
Можно. Для всесезонных покрышек также как и для летней резины зимой нет никакого штрафа.
Но с глубиной протектора на всесезонных шинах немного сложнее. Они почти никогда не имеют маркировку в виде горной вершины со снежинкой, но часто могут иметь надпись «M+S» или подобные.
Поэтому для неё также предписываются требования при езде зимой по глубине протектора не менее 4 мм, если на ней есть хотя бы одна из вышеуказанных обозначений. Если нет, то для легковых авто — не менее 1,6 мм.
Основные приемы и методы вождения авто в снегопад на летней резине
Эти приемы касаются не только владельцев авто с летними шинами. Речь идет обо всех автомобилистах, которые вынуждены справляться со сложными условиями зимней эксплуатации машины. Стоит придерживаться основных правил, а иногда даже осознанно превышать меры безопасности. Давайте рассмотрим несколько важных пунктов привычек вождения для зимы, которые особенно важны для автомобилистов с летней резиной зимой. Это следующие рекомендации:
- держите дистанцию — в такой сложной ситуации дистанция должна быть очень большой, речь идет о нескольких десятках метров даже в пробке, где движение очень плотное и медленное;
- держите автомобиль на повышенных оборотах двигателя и пониженных передачах, чтобы иметь возможность тормозить двигателей, при торможении понижайте передачи КПП;
- не превышайте разумных лимитов скорости — тормозной путь в данном случае непредсказуем, поэтому везде нужно брать определенные запасы на торможение в вашем авто;
- разумным решением будет перестроение в первый ряд и включение аварийной сигнализации, чтобы у окружающих водителей не возникало никаких трудностей движения;
- тормозить стоит отрывистыми мелкими и нежными нажатиями на педаль, иначе колеса блокируются, и толку от вашего торможения не будет никакого, это важный момент для зимней дороги.
Все эти особенности вождения дают ряд преимуществ для водителя, позволяют преодолеть неприятности в пути. Конечно, есть множество важных особенностей эксплуатации вашего автомобиля. Но стоит признать, что в зимнее время в такой ситуации лучше поберечь себя и окружающих водителей, снизив скорость и интенсивность движения. Иначе придется однозначно получить неприятности в виде неуместных ДТП и разбитых автомобилей.
Особенности езды на летних шинах
Итак, если все таки нужно преодолеть несколько километров на летней резине по снежной трассе, примите во внимание несколько рекомендаций:
- ехать можно максимум на второй передаче. В каждом авто имеется аварийная кнопка, которая станет сигналом для других водителей, что им следует придерживаться безопасной дистанции. Ее необходимо активировать;
- расстояние с транспортными средствами, идущими впереди, должна быть хотя бы в пару кузовов. Не предпринимайте резких движений во время нажатия педалей газа и тормоза, старайтесь делать все максимально плавно. То же самое касается управления рулем.
Езда в гололед на лысых шинах — ТАБУ!
Первое правило: ни в коем случае не следует выезжать на летних шинах в гололед! Лучше всего воспользоваться услугами такси или общественным транспортом. Летняя резина имеет более жесткую структуру и под воздействием отрицательных температур становится еще более твердой, что приводит к потере сцепления.
Не нужно рисковать своей жизнью, а также жизнью других людей. Даже если ехать в гололед на минимальной скорости, машину может занести. Кстати, если в зимнее время решили взять автомобиль напрокат, обратите внимание на состояние покрышек во избежание отсутствия сцепления посреди дороги. Нельзя слепо доверять персоналу сервиса.
Эксперимент ABW.BY: куда ставить летнюю «запаску» зимой?
Даже у самых «продвинутых» водителей в качестве «запаски», как правило, используется колесо с летней шиной. А как поведет оно себя на зимней дороге, если придется «ковылять» до шиномонтажа? Проверим это экспериментальным путем!
Что и как проверяем
Берем два автомобиля и отправляемся на заснеженную площадку, где отработаем несколько элементов: разгон с места, торможение, прохождение поворота и движение по кругу. «Пристреливаться» будем на зимних колесах, затем одно летнее поставим на переднюю ось, а потом на заднюю. Так мы узнаем, как изменится поведение автомобиля при использовании «запаски», есть ли разница в том, где она стоит — спереди или сзади. Что должно быть в теории, мы знаем, но что выйдет на практике?
Ну а чтобы предусмотреть различные сценарии, используем два автомобиля с разными конструктивными особенностями. Так, Renault Logan имеет привод на передние колеса, ABS с функцией распределения тормозных усилий EBD и «ассистентом» BAS, автоматически увеличивающим давление в гидросистеме при резком нажатии педали тормоза. Ну а задний привод будет представлен нашей «Sierra за 200» с мощными, но лишенными всякой электроники тормозами. Еще одна особенность — «мягкая» межколесная блокировка.
Logan «обут» в трехлетние шины Nokian Hakkapeliitta R2, а на «запаске» стоит штатный Amtel Planet DC, тоже трехлетний, но с «нулевым» износом. Да-да, это его первые метры!
На Sierra установлены новехонькие Nokian Nordman RS2, «запаска» — годовалая «Белшина» Artmotion.
Испытания проводим следующим образом. Сначала все упражнения откатываем на одном автомобиле (четыре зимних колеса/»запаска» спереди/»запаска» сзади), затем на другом. Все замеры делаем с точностью до 0,1 секунды или 1 м, в таблицу заносим лучший из достоверных результатов. Впрочем, цифры нас интересуют только в случае с торможением. В остальном гораздо важнее само поведение автомобиля на дороге.
Разгон
Для начала определим, насколько одно «неправильное» колесо влияет на динамические качества автомобиля на скользком покрытии. Для этого засекаем время прохождения 50-метрового отрезка по рыхлому снегу при старте с места.
Любопытно, что разница во времени между вариантами без «лета»/с «летом» на ведущей оси относительно невелика: 1,5 секунды для переднего привода и всего 0,7 секунды для заднего. В последнем случае небольшую дельту можно объяснить тем, что на автомобиле установлена блокировка.
Но замеры мы проводили на снежном покрытии. А вот в тех случаях, когда «лето» оказывалось на льду, любой старт начинался с хорошей пробуксовки, даже на Sierra. А это уже вопрос проходимости на скользкой дороге. Ну а в случае с задним приводом динамичный разгон, особенно на неровном покрытии, оборачивается рысканьем автомобиля, а при движении даже по плавной дуге то и дело возникает гораздо больший занос, чем в случае с «зимой» на всех колесах. Как минимум приходится совершать корректирующие действия рулем, а то и регулировать тягу газом.
Разгон с места на дистанции 50 м | |||
Автомобиль | Все колеса одинаковые | «Запаска» спереди | «Запаска» сзади |
Renault (FWD) | 6,3 с | 7,8 с | — |
Ford (RWD) | 7,3 с | — | 8,0 |
Торможение
А теперь попытаемся остановить автомобиль со скорости 50 км/ч. Logan оснащен ABS, наверное, поэтому на рыхлом снегу его тормозной путь составляет 23 м, тогда как Ford, «упираясь» заблокированными колесами, замирает на месте за 20!
Торможение со скорости 50 км/ч | |||
Автомобиль | Все колеса одинаковые | «Запаска» спереди | «Запаска» сзади |
Renault (FWD) | 23 м | 28 м | 27 м |
Ford (RWD) | 20 м | 26 м | 28 м |
Но стоит поставить колесо с летней шиной, и ситуация кардинально меняется! Во-первых, в этом случае Logan останавливается быстрее Sierra. Во-вторых, при установленном сзади летнем колесе остановочный путь меньше, чем при «запаске» сзади, в то время как у Ford картина обратная.
Возможно, это противоречие можно объяснить особенностями тормозных систем: у Renault всем заведует антиблокировочная система, у нашего Ford ее нет, равно как и распределителя тормозных усилий. Добавим к этому разную развесовку (у Sierra задняя ось нагружена больше). В общем, именно в случае с нашим Ford задние колеса в торможении играют большую роль, а установка летней шины оборачивается самым заметным увеличением тормозного пути.
Но это все частности. А общее заключается в том, что даже с одним летним колесом тормозной путь увеличивается на 20%! Так, даже с «запаской» сзади Logan пролетает дальше на 4 м, а Ford с «летом» на передней оси в лучшем случае прибавит 6 м!
При этом у машины без ABS результаты «плавают»: в момент торможения (особенно когда «запаска» сзади) она начинает «елозить», ее то и дело норовит поставить боком, а корректировка рулем с заблокированными колесами особо не помогает. Представляете, каково будет при активном торможении на высокой скорости?
Поворот
Ну а как изменит летняя шина поведение автомобилей в повороте? После нескольких «пристрелочных» заездов под колесами уже снег и лед, так что дуга с 13-метровым внешним радиусом удачно проходится лишь на скорости 40-45 км/ч. При этом передний привод управляется надежнее, задний плавно стремится в занос, но он легко корректируется. Главное — и Logan, и Sierra в своем поведении предсказуемы и контролируемы.
С «летом» на передней оси оба автомобиля начинает заметно сносить наружу поворота. Чтобы удержать их на дуге, приходится сбрасывать скорость до 30-35 км/ч. При этом Sierra, похоже, скользит даже больше, «заправить» ее в поворот оказывается очень сложно! Обратите внимание: мы специально поворачиваем направо, чтобы «летнее» колесо было «опорным», оставаясь снаружи поворота.
Ставим «запаску» назад — оба автомобиля начинают демонстрировать избыточную поворачиваемость даже с ровным «газом»! Для малоопытного водителя это большой риск: занос и разворот могут подстерегать его в любой момент! Но и опытному драйверу приходится непросто, особенно если пытаться проехать с минимальным запасом по скорости или расстоянию к внешней границе поворота.
Казалось бы, на переднем приводе все просто: иди по дуге да тяни машину «газом». Ан нет: задняя ось то и дело норовит соскользнуть наружу, одной только тягой дело не поправишь, иначе начнется боковое скольжение — и все равно отправишься в «стенку». Приходится аккуратно работать «газом» и делать коррекцию рулем, но все равно есть риск вынести заднюю часть машины за пределы дороги.
На заднем приводе проблема та же: ведущая ось активно норовит уйти в глубокий занос, поэтому приходится сильно выворачивать управляемые колеса. Иногда это помогает, иногда — нет, и ты все равно сносишь ограничители задней частью машины. В нашем случае это пластиковые фишки, а в реальной жизни может быть что-то пожестче… Если задаться целью пройти поворот надежно, это удается лишь на скорости порядка 30 км/ч.
Скорость прохождения поворота с внешним радиусом 13 м | |||
Автомобиль | Все колеса одинаковые | «Запаска» спереди | «Запаска» сзади |
Renault (FWD) | до 45 км/ч | до 35 км/ч | до 30 км/ч |
Ford (RWD) | до 40 км/ч | до 30 км/ч | до 30 км/ч |
Движение по кругу
Последнее упражнение — круг диаметром 26 метров. Попробуем пройти его «на пределе» разными способами, но как можно быстрее. На переднем приводе едем «траекторно» и при этом помогаем машине поворачивать подруливаниями, изменением тяги. Лучший результат — на уровне 11,5 секунды.
Sierra может идти строго по траектории, но водитель не хочет: в итоге на заднем приводе поворот проходится в постоянном заносе и всего на 0,2 секунды медленнее, чем на переднем приводе. Кстати, «вкатом» Ford проезжает круг не намного медленнее…
Время прохождения круга диаметром 26 м | |||
Автомобиль | Все колеса одинаковые | «Запаска» спереди | «Запаска» сзади |
Renault (FWD) | 11,5 с | 12,3 с | 11,7 с |
Ford (RWD) | 11,7 с | 16,0 с | 15,0 с |
С летним колесом на передней оси оба автомобиля начинают стремиться наружу, особенно в этом «настойчив» Ford, что по траектории, что в заносе: даже «газом» не всегда удается заставить его повернуть, ведь передняя ось также стремиться уйти в скольжение!
Ставим «запаску» назад, и время прохождения круга чуть улучшается, но все равно не дотягивает до начального варианта. А главное — водителю постоянно приходится держать ухо востро и гасить избыточную поворачиваемость автомобиля.
Наш вердикт
Самое главное — даже одно «летнее» колесо на скользком покрытии серьезно влияет на поведение автомобиля, в частности на его курсовую устойчивость, стабильность торможения и соответственно остановочный путь. Поэтому, если пришлось использовать на зимней дороге «запаску» с летней шиной, учитывайте, что на ней автомобиль будет хуже тормозить и хуже управляться.
Ну а на какую ось ставить «лето»? Наш совет — на переднюю независимо от типа привода. Да, тормозной путь будет еще хуже, в поворот машину заправить будет сложнее, но чтобы избежать проблем, нужно просто учитывать эти особенности и соответствующим образом выбирать скорость движения (особенно при прохождении поворота), дистанцию и тормозить заранее, с хорошим запасом. Зато и в повороте, и даже на прямой машина будет вести себя стабильнее, чем с летним колесом на задней оси. Цифры цифрами, но «запаска» сзади делает автомобиль «нервным», готовым сорваться в занос практически в любой момент. И подстраховаться здесь очень сложно. Ну а если хотите свести риск к минимуму, сбортируйте на «запаску» зимнюю шину, пусть даже старую, но с остаточным рисунком протектора не менее 4 мм.
Иван КРИШКЕВИЧ Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ ABW.BY
Более 8.500 зимних новых и б/у шин всевозможных размерностей на сайте BAMPER.BY. Поиск любой шины — в три клика.
Различия между зимней и летней резиной
В чем разница между зимней и летней шиной? Когда мы смотрим на обе конструкции, мы понимаем, почему шины стоит менять. Что отличает шины друг от друга?
Материал, из которого они были сделаны. Точнее состав резиновой смеси, из которой был сделан протектор и которая покрывала структуру шины.
Летние шины изготовлены из смеси, в которой преобладает синтетический каучук. Благодаря этому шины жесткие и обеспечивают хорошую сцепляемость на дороге летом.
Зимние шины изготовлены из смеси, в которой преобладает натуральный каучук. Кроме того, он обогащен рядом добавок: кремнеземом, натуральным маслом и т. д. Мы не можем предоставить точный состав, потому что это секрет любого предприятия, производящего шины.
Летняя шина при низкой температуре затвердевает еще больше. Это означает, что ее блоки не могут захватывать скользкие поверхности. Это можно сравнить с хождением по ледяному асфальту в обуви с пластиковой подошвой.
Зимняя шина при низкой температуре мягкая, благодаря чему ее выступы (блоки) прилипают к поверхности в любых условиях, а прорези (арочные щели) на выступах легче «втиснуть» в снег, покрывающий поверхность.
При очень низких температурах летняя резина также может лопнуть.
Форма и глубина протектора. Зимние шины отличаются от летних шин другим расположением выступов (блоков), а также большим количеством пластин на блоках. Кроме того, используемые в них каналы имеют большую глубину, чем летние шины. Они направлены на слив воды, снега и слякоти. Между тем, летние шинные каналы допускают только дренаж воды во время дождя.