Юридическая консультация > Административное право > ДТП, ГИБДД, ПДД > Главная дорога ПДД или основное что нужно знать об этом
Начиная от первых правил, созданных для пионеров-автомобилистов и до сегодняшних дней, основным и наиболее используемым принципом построения взаимоотношений водителей на дороге есть принцип приоритета.
Именно этот принцип заложен в логику построения многих формальных правил регулирующих движение на перекрестках улиц, порядок и необходимость установки дорожных знаков и нанесения дорожной разметки, оттого кто из участников движения имеет приоритетное право на проезд перекрестка во многом и зависит безопасность всех участников движения. Именно поэтому понятие «главная дорога» в ПДД и все, что с ним связано было и есть основными принципами организации дорожного движения, касающиеся всех без исключения участников движения.
Что такое главная дорога – определение, термины и основные понятия
Так выглядит знак «Главная дорога»
Понятие «главная дорога» согласно Правилам дорожного движения трактует как дорогу, имеющую обозначение соответствующими знаками и имеющую твердое покрытие, если это относится к ситуации, когда одна из дорог на перекрестке асфальтированная или имеет другое твердое покрытие, а другая грунтовая.
В данном определении объективно существуют несколько моментов, заслуживающих особое внимание:
- Определение говорит об обязательном пересечении дорог или перекрестке;
- Дорога должна иметь обозначение дорожными знаками, свидетельствующими что водитель, находящийся на этом участке дороги, имеет право приоритетного проезда перекрестки, в то же время, остальные водители и пешеходы, обязаны уступить очередь проезда перекрестка;
- Что под определение главной дороги подпадают участки, к которым примыкают выезды с паркингов, со стоянок и с технических территорий предприятий.
- При отсутствии знаков и указателей, в месте примыкания грунтовой дороги к дороге с твердым покрытием это месть является въездом на главную дорогу, а небольшой заасфальтированный участок перед выездом не может считаться участком дороги с твердым покрытием.
Как определить по знакам и без них главную дорогу
Здравствуйте, друзья! Сегодня говорим о том, какая дорогая главная на перекрестке.
Ситуации случаются разные. В большинстве случаев перекрестки оснащаются необходимыми знаками, а также указателями. Опираясь на них, можно ответить на поставленный вопрос, после чего совершить правильный маневр.
Но бывает и так, что знаков нет. И не совсем понятно в такой ситуации, как посмотреть главную дорогу.
Чтобы упростить задачу, рассмотрим несколько ситуаций, и постараемся ответить на актуальные вопросы.
Дорожные знаки: как выглядят и что обозначают
Для обозначения главной дороги в большинстве стран применяется знак в виде правильного ромба с углами в 90 градусов белого цвета с желтой или иногда оранжевой каймой по периметру. В некоторых странах применяется дополнительное буквенное уточнение, соответствующее термину «Главная дорога». Установка этого знака обычно применяется непосредственно на дороге, которой присваивается положение приоритета.
Для обозначения примыкающих дорог применяются знаки в виде равносторонних треугольников белого цвета, с красной каймой по периметру, с изображением в центре дорожной обстановки. Они устанавливаются на главной дороге для информирования водителей о возможных ситуациях для совершения нужного маневра.
На примыкающих дорогах, в зависимости от местных условий устанавливаются знаки «STOP» или «Уступи дорогу». Они устанавливаются непосредственно перед перекрестком или перед выездом на дорогу.
Для обозначения на автомагистралях и дорогах государственного значения может быть использован и знак «Автомагистраль».
Установка знака и зона действия
Знак действует от места его установки до следующего знака, обозначающего прекращение зоны действия.
Практически всегда знак «главная дорога» устанавливается и регулирует приоритет движения для отдельного участка или всей дороги от места установки и до места, где устанавливается знак, прекращающий его действие, то есть до установленного знака «конец главной дороги».
Такой знак перед перекрестком четко прописывает преимущество в проезде перекрестка, но и в таком случае зона его действия распространяется на дорогу. Вне населенного пункта участки главной дороги обозначаются таким же образом.
Дорожный знак, обозначающий главную дорогу, должен быть установлен в начале участка, и распространяет свое действие на весь участок дороги, включая и перекрестки.
Знаки, информирующие о примыкании или пересечении второстепенных дорог, могут быть установлены перед перекрестками как со знаками «главная дорога», так и самостоятельно, в случае, когда примыкает грунтовая дорога. На международных трассах и государственных автомагистралях знаки устанавливаются в начале участка автомагистрали.
KarpOff-270 › Блог › Тема 1. Общие положения. Часть 3
Главная дорога. Уступить дорогу (не создавать помех). Преимущество (приоритет).
На перекрёстке пересекаются не только дороги, на перекрёстке пересекаются конфликтующие потоки транспорта. Если это регулируемый перекрёсток, очерёдность движения устанавливается сигналами светофора или регулировщика. Если это нерегулируемый перекрёсток, очерёдность движения определяется статусом дороги.
Правила. Раздел 1. “Главная дорога” — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Если уж дорогу назначили быть главной, то на всём её протяжении в населённом пункте знаки 2.1 будут стоять перед каждым перекрестком.
Что же касается перекрёстков вне населённого пункта, то здесь, помимо знака 2.1, для обозначения главной дороги Правила сочли необходимым ввести ещё и целую серию специальных знаков.
Эти знаки не только информируют водителя о том, что он двигается по главной дороге, но ещё и сообщают ему форму перекрёстка, который вскоре предстоит проезжать. Подробный разговор об этих знаках впереди, пока же только посмотрите на них и согласитесь, что они весьма выразительны и абсолютно понятны.
Наконец, есть ещё один знак, дающий дороге статус главной. Это знак 5.1 «Автомагистраль». Об этом знаке и вообще о порядке движения по автомагистралям мы тоже поговорим подробно в будущем, пока же только отметим: Автомагистраль – всегда главная дорога!
Помимо этого Правила определили ещё две ситуации, когда дорога может быть главной и без всяких знаков. а). Главная дорога – это дорога с любым твердым покрытием по отношению к грунтовой дороге.
Любое твердое покрытие – это и асфальт, и бетон, и брусчатка, и даже гравий. Если дорогу «накатали» просто по земле – это грунтовая дорога. Если пересекаются две дороги с разными твёрдыми покрытиями, и нет никаких знаков приоритета – это перекрёсток равнозначных дорог.
Выезжая из двора, с территории стоянки, АЗС и т. п., мы всегда попадаем на главную дорогу.
Уступить дорогу. Не создавать помех.
В тексте Правил вы встретите и тот и другой термин. В одном месте Правил вы прочитаете: «Водители должны уступить дорогу и т.д.». В другом месте Правил вы прочитаете: «Водители не должны создавать помех и т.д.». Оба термина означают одно и то же. А вот, что именно они означают, к сожалению, далеко не каждый водитель понимает правильно. Попробуем разобраться с этими терминами на конкретных примерах.
Вполне возможно, у вас возник вопрос: «Почему уступать нужно тому, кто справа, а не слева»? Такое требование Правил не что иное, как следствие правостороннего движения, принятого в нашей стране. Согласитесь, что расстояние до точки столкновения у вас больше, чем у водителя серого автомобиля, то есть вам легче выполнить требование «Уступите дорогу». Скажите, а сейчас вы будете уступать дорогу серому автомобилю? Он ведь по-прежнему справа от вас!
Скорее всего, сейчас вы проедете через перекрёсток первым. Но!
Прежде, чем проехать, вы оценивали расстояние до серого автомобиля? Прежде, чем проехать, вы оценивали скорость серого автомобиля? Прежде, чем проехать, вы учитывали состояние дорожного покрытия (если гололёд, то можно на перекрёстке и забуксовать). Прежде, чем проехать, вы помнили об уровне своего водительского мастерства (при неумелом трогании с места двигатель может и заглохнуть). Прежде, чем проехать, вы учитывали динамические возможности своего «железного коня» (на сколько чутко он реагирует на педаль акселератора).
Вы же понимали, что вся ответственность за безопасность разъезда, полностью лежит на вас! Вы могли бы принять и другое решение – остановиться и (от греха подальше) пропустить «серого». Но в обоих случаях (первым вы проехали или вторым) вы это делали, уступая дорогу водителю серого автомобиля
!
Резюмируем:
«Уступить дорогу» – требование, не означающее обязательную остановку! Обязательным является – не создать никаких помех тем, кто имеет по отношению к Вам преимущество в движении. «Создать помеху» означает вынудить другого водителя изменить скорость или направление движения. Тот факт, что водитель проехал первым (не создавая помех) вовсе не означает, что он не уступил дорогу.
Правила дают такое определение термину «уступить дорогу»:
Правила. Раздел 1. “Уступить дорогу (не создавать помех)” — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
И опять-таки необходимо сказать, что в тексте Правил вы встретите оба термина. Где-то будет написано: «Водитель имеет преимущество и т.д.». Где-то будет написано: «Приоритет маршрутных транспортных средств». Оба эти термина означают одно и то же, а именно, право на первоочередное движение в намеченном направлении.
«Преимущество (приоритет)» и «Уступить дорогу (не создавать помех)» — термины взаимосвязанные: если уж один имеет преимущество, значит, другой должен уступить дорогу. Важно только, чтобы в любой ситуации все участники дорожного движения безошибочно определяли свой статус: кто вы сейчас – «первый» или «второй».
Правила дают такое определение термину «преимущество»:
Правила. Раздел 1. “Преимущество (приоритет)” — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Обгон и опережение.
Обгон – самый сложный и самый опасный манёвр. Не зря Правила посвятили ему отдельный раздел и ввели целый перечень ограничений на выполнение этого манёвра. Тут только важно, чтобы водитель чётко понимал, что такое обгон и чем он отличается от опережения.
Обгон – это всегда выезд на «встречку»!
А значит обгон, как его трактуют Правила, возможен только в следующих трёх случаях.
1. Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линий разметки.
Источник: www.drive2.ru
Обозначение на второстепенных дорогах
В ситуации, когда главная пересекает второстепенную дорогу или второстепенная примыкает к главной дороге, должны быть установлены знаки приоритета, требующие уступить дорогу автомобилям, движущимся по главной дороге. Знаки «STOP» или «Уступи дорогу» перед пересекаемым перекрестком дублируются соответствующей разметкой в виде «стоп-линии».
При установленном светофоре все участники движения должны руководствоваться сигналами светофора, а в случае его отключения или перевода в режим мигающего желтого света установленными дорожными знаками.
Как определить главную дорогу без знака
Основным правилом для водителя на участке без дорожных знаков и светофоров должно быть понимание того что безопасность и приоритет проезда в такой ситуации здесь может быть урегулирован при помощи других правила.
В таком случае любой водитель, должен считать себя находящимся на второстепенной дороге и таким образом принять все меры к тому чтобы пропустить автомобиль, проезжающий по пересекаемой дороге. В таком случае подъезжая к перекрестку, нужно заблаговременно снизить скорость, остановиться, оценить ситуацию, и только после этого продолжить движение.
Перекрестки без знаков
Перекрестки без знаков встречаются на дорогах не очень часто. Тем не менее водитель должен уметь ориентироваться и на них.
Обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:
«Главная дорога» – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 – 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Чтобы определить вид перекрестка без знаков, следует разобраться с тем, какой тип покрытия имеет каждая из дорог.
1. Если покрытие одинаковое, то перекресток равнозначный.
Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда водитель не может определить тип покрытия. Например, на улице темно, идет дождь или на дорогах лежит снег. В этом случае нужно руководствоваться пунктом 13.13 правил дорожного движения:
13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
В этой статье рассмотрены правила, связанные с определением типа перекрестка. Ну а в следующей речь пойдет о правилах на перекрестке с регулировщиком.
Ситуация: нерегулируемый перекресток четрехполосной дороги и двухполосной дороги. Обе асфальтовые. Знаков никаких нет. Есть ли среди этих двух дорог главная или они обе равнозначные?
. В данной теме размещены комментарии, относящиеся к статье
Ситуация: нерегулируемый перекресток четрехполосной дороги и двухполосной дороги. Обе асфальтовые. Знаков никаких нет. Есть ли среди этих двух дорог главная или они обе равнозначные?
Знаков нет во всех направлениях, или только с Вашего выезда? Как вы определили, что это перекресток, а не выезд с прилегающей территории (как пример)?
Лучше разместить схему данного перекрестка или ссылку на карту.
В Вашем случае все ответы будут рекомендательными. Советую обратиться к автоюристу (лучше к адвокату). Дело в том, в каждом регионе (городе) есть свои негласные правила. Есть судебная практика, есть умные адвокаты, есть вхожие, а есть и те и другие в одном лице.
К сожалению, навигатор, пока ни какой юридической силы не имеет. Это просто навигация, которая рекомендует, но ни какой ответственности, за свои показания не несет. Типа рекламы, купи, а потом узнаешь, что купила.
Как такое может быть, ведь они надзорный орган, который даёт предписание дорожникам? Дорожники валят на гаишников.
Ваши сомнения очевидны. И «дорожники» и «надзорный орган» и ГИБДД – это одно и то же лицо. Т.е. именно ГИБДД должна дать все ответы на ваши проблемы.
Спасибо за ответ. И ещё вопрос. Вчера мне на сотовый был звонок: представились страховой компанией, где был зарегистрирован наш автомобиль. Спросили был ли авто в ДТП, отремонтировали мы его или нет и можно ли приехать его сфотографировать? На что я ответила: авто было в аварии, меня признали виновной, значит страховка мне не положена, зачем фотографировать?. Ответ: так положено. Не понятно: авария была 23 мая, почему звонок на мой сотовый, ведь страховка на мужа и виновность наша доказана на сегодняшний день (про суд речи не было). Что это такое? Нужно ли мне разрешить фотографировать аварийное авто?
Спасибо за ответ. И ещё вопрос. Вчера мне на сотовый был звонок: представились страховой компанией, где был зарегистрирован наш автомобиль. Спросили был ли авто в ДТП, отремонтировали мы его или нет и можно ли приехать его сфотографировать? На что я ответила: авто было в аварии, меня признали виновной, значит страховка мне не положена, зачем фотографировать?. Ответ: так положено. Не понятно: авария была 23 мая, почему звонок на мой сотовый, ведь страховка на мужа и виновность наша доказана на сегодняшний день (про суд речи не было). Что это такое? Нужно ли мне разрешить фотографировать аварийное авто?
Подозреваю, им нужно фото, чтобы уменьшить свои потери по страховке. Видно, другая сторона написала слишком много (с точки зрения страховой), и страховая компания хочет удостовериться, что написанное потерпевшими не липа.
Вот на счет знака 2.2. По ГОСТу знак 2.2 без знака «Уступите дорогу» означает, что вы должны руководствоваться правилом правой руки. Об этом в ПДД ничего не сказано. Этот знак лишь запутывает на перекрестках, достаточно установить знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог».
Вот на счет знака 2.2. По ГОСТу знак 2.2 без знака «Уступите дорогу» означает, что вы должны руководствоваться правилом правой руки. Об этом в ПДД ничего не сказано. Этот знак лишь запутывает на перекрестках, достаточно установить знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог».
Нет, недостаточно. Знак 2.1 отменяется только знаком 2.2. И по смыслу так и получается, что без знака 2.4 или 2.5 знак 2.2 говорит о пересечении равнозначных дорог.
Спасибо. С уважением Александра.
Александра, вышлите фотографии места дорожно-транспортного происшествия, либо ссылку на его панораму. По словесному описанию невозможно понять, чем являются указанные Вами дороги.
В августе 2013 попала в ДТП на перекрестке. Успокоиться не могу до сих пор. «Повезло» с представителем. Жаль, не читала ваши советы насчет адвоката в тот момент. Судебным решением признана виновной я, полностью, п. 13.11.
Изменение направления на участке дороги с приоритетным движением
На участках дорог, где главная дорога меняет направление, обязательно должны быть установлены знаки, указывающие на порядок движения и изменение маршрута. В классической схеме такого участка со стороны проезжей части дороги, где имеется приоритет, устанавливается знак «главная дорога» дополнительный информационный знак «изменение направления движения».
С противоположной стороны, где нет приоритета, устанавливаются знаки, указывающие на то, что на данном участке действует приоритет встречного транспорта, знаки обязательно дублируются дорожной разметкой.
В городских условиях, на таких участках кроме знаков, устанавливаются еще и светофоры, для обеспечения безопасного движения.
Как правильно действовать в дорожных ситуациях водителю
Совершайте манёвры, согласно правилам дорожного движения!
Для водителя важно правильно сориентироваться на участке пересечения главной дороги и второстепенной и в строгом соблюдении правил дорожного движения совершить маневр, согласно условиям приоритета при этом чаще всего могут возникать следующие, во многом стандартные ситуации:
- Выезд со второстепенной дороги на главную. При подъезде к перекрестку второстепенной дороги и главной, водитель, находящийся на второстепенной дороге должен снизить скорость, а при наличии знака «STOP» или дорожной разметки «стоп-линия» полностью остановится, прекратив движение, для пропуска транспорта и пешеходов по главной дороге. Знак «уступи дорогу» перед перекрестком не требует, чтобы транспорт полностью остановился, но полная остановка при этом будет как раз способствовать улучшению безопасности дорожного движения.
- Разворот. Разворот на главной дороге допускается при отсутствии двойной сплошной разделительной линии и нескольких полос движения в пределах перекрестка, при условии, что маневр не будет создавать угрозу аварии или помех другим участникам дорожного движения. На магистралях и дорогах с несколькими полосами разворот обычно разрешается в разрывах разделительной линии на специально обозначенных участках дороги знаками и дорожной разметкой.
- Главная дорога и светофор. Установленный на перекрестке светофор требует неукоснительного выполнения его сигналов, поэтому при запрещающем и предупреждающих сигналах светофора даже по главной дороге движение запрещено. Такое правило касается и светофоров, установленных за пределами населенных пунктов перед пешеходными переходами. Здесь приоритет имеет светофор.
- Кольцо. На участке с круговым движением все зависит от того каким образом определен порядок прохождения участка, в случае когда круговое движение признано главным, то при подъезде к нему необходимо остановиться для пропуска транспорта по кругу. Такое правило является основным на участках с круговым движением во многих европейских странах. А в случае, когда на кольце не устанавливается режим главной дороги, проезд его осуществляется на общих основаниях по правилам проезда перекрестка равнозначных дорог.
- Обгон. При обгоне соблюдаются правила установленные для этого маневра. Нельзя обгонять автомобили с пересечением двойной сплошной, кроме этого нельзя проводить маневр на перекрестке.
Правила проезда нерегулируемых перекрёстков
Каспер:
20.05.2019 в 06:18
ну ладно… начнем с начала.
Пытаетесь везде где можно и нельзя притянуть за уши «помеху справа», хотя то что можно так назвать в просторечии, в ПДД называется «ТС приближающееся справа».Далее из шапки статьи , где ТС движущееся со ВСТРЕЧНОГО направления, вдруг стало «помехой справа» при повороте налево. Каким образом? в ПДД ни слова нет про «с права» в пункте 13.12. иногда пытаются оправдать такую формулировку чем то вроде: «подставить правый борт», «окажется справа» и тому подобной ерундистикой. может окажется, а может нет. может подставит, а может протаранит другое ТС в левый борт или будет лобовое. почему тогда не «помеха спереди» ? можно при развороте и в зад удар получить — давайте этот случай будем называть «помеха сзади» тогда. это всё фантазии с множеством вариантов развития событий и никакой «помехи справа тут быть не может». еще много раз слышал от преподавателей фразы типа: «пусть эти дебилы хоть так запомнят. пусть для них везде где можно придумать будет помеха справа», но ориентироваться на дебилов и всех учить по принципу «для дебилов» не допустимо, когда есть ПДД. пусть и дырявое.
Понятию «разворот» в ПДД уделено очень мало внимания. даже нет его определения. К правилам проезда перекрестков он отношения не имеет (по сути проезда перекрестка и не происходит) и прописан в другом разделе (8 — МАНЕВРИРОВАНИЕ). приоритеты при развороте определены только ВНЕ перекрестка пунктом 8.8 . по сути это ДЫРА в ПДД. одна из них. достаточно для её устранения просто добавить в раздел №8 пункт с формулировкой «при развороте на нерегулируемом перекрестке , водитель ТС обязан уступить ТС приближающимся по равнозначной дороге.». пока этого нет — можно только здравым смыслом руководствоваться, которому полностью соответствует такая формулировка. но уж никак не «помехой справа» от ТС находящегося при въезде на перекресток СЛЕВА.
Далее: почему начинаете определять приоритет ТС в процессе (при завершении) маневра разворота? приоритет проезда перекрестка определяется еще ДО въезда на него. это тоже нигде не прописано, но это факт т.к. при каком либо маневре положение ТС на проезжей части меняется и приоритеты определить уже не представляется возможным. не возможно это в процессе маневров и по той причине, что на самом перекрестке главная/второстепенная (если они есть) образуют ПЕРЕСЕЧЕНИЕ проезжих частей и по сути перестают разделяться — нельзя определить приоритет ТС находящегося уже на перекрестке т.к. неизвестно откуда оно там оказалось — с какой дороги въехало. какие знаки проезжало(при их наличии).
Итого: приоритет проезда перекрестка можно определить только ДО въезда на него и далее он не может поменяться, но никак не в процессе его проезда.
Ответить
Ответственность за нарушение правил
Спектр нарушений, связанных с нарушением правил проезда по главной дороге и порядка проезда перекрестков, караемых Административным кодексом довольно велик, здесь и нарушение правил маневрирования и нарушение правил разметки и несоблюдение правил проезда некоторых знаков.
В основном для случаев, рассматриваемых в нарушениях встречаются нарушения, связанные с проездом перекрестка без остановки и несоблюдение выполнения сигналов светофора.
Эти нарушения караются:
- штрафом 800 рублей ( в случае со «стоп-линией»);
- штрафом от 1000 рублей и до лишения прав на 6 месяцев в случае с нарушением проезда перекрестка оборудованным светофором.