И вновь — человеческий фактор
Опыт и исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является человеческий фактор, точнее — ошибки водителя.
Во-первых, вождение в нетрезвом виде или под воздействием наркотиков. Это одна из главных причин ДТП со смертельным исходом. Все водители знают, что алкоголь притупляет внимание и лучше в таком состоянии за руль не садиться, однако некоторые продолжают упорно игнорировать это правило.
Во-вторых, превышение скорости — следующая по распространенности причина ДТП со смертельным исходом. Многочисленные исследования подтвердили, что вероятность попасть в аварию повышается, если машина двигается быстрее или медленнее средней скорости потока. Замечено также, что при быстрой езде водитель привыкает к такому темпу движения и не способен адекватно оценить быстро меняющуюся ситуацию на дороге. В результате происходят тяжелейшие аварии с самыми трагическими последствиями.
В-третьих, усталость водителей. У сонных или утомленных людей притупляется внимание и увеличивается время реакции. Поведение таких водителей практически также непредсказуемо, как и нетрезвых. В сводках Госавтоинспекции достаточно часто мелькают дорожно-транспортные происшествия с участием уснувших за рулем водителей.
В-четвертых, водители иногда просто отвлекаются от дороги. Причиной может быть и разговор по мобильному телефону, и набор сообщения в мессенджере. Между тем даже несколько секунд отвлечения внимания от обстановки на дороги, например, на переключение автомагнитолы могут привести к ДТП.
В-пятых, многие недооценивают погодные и дорожные условия. На мокрой или заснеженной дороге привычная скорость может стать причиной заноса, удлиняется тормозной путь. Не меньшую опасность таит и несвоевременная смена резины с летней на зимнюю.
Самое главное — убеждать участников дорожного движения, что они не одни на дороге и от их поведения зависит как собственная жизнь, так и жизни людей, которые их окружают
Плюс ко всему число смертей и травм на дорогах заметно повышает игнорирование правил пассивной безопасности. Эффективность ремней безопасности давно доказана, они удобны и не мешают ни водителям, ни пассажирам. Однако многие не используют их, считая это неудобным или бессмысленным. При этом непристегнутый пассажир как на переднем, так и на заднем сиденье подвергает опасности не только себя, но и тех, кто сидит на соседних креслах. Статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжелых травм при фронтальном столкновении в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — в 5 раз.
Также однозначно статистика свидетельствует о необходимости использования детских удерживающих устройств при перевозке детей. За восемь месяцев этого года на дорогах России в 6243 ДТП с участием детей-пассажиров погибли 242 ребенка и 7360 получили ранения различной степени тяжести. Получается, что если брать все ДТП с пострадавшими, то пристегнутый по правилам ребенок гибнет с вероятностью 1/31, а непристегнутый — 1/12. Разница в 2,5 раза.
Статистика доказывает, что за последнее время российские дороги стали значительно безопаснее. Фото: Сергей Михеев/РГ
Как вести себя на пешеходном переходе
Madrabothair/Depositphotos.com
Сколько же всего на нём происходит! Драки, ругань, комические и трагические моменты, проявление галантности, чудес и скорости реакции. Это один из самых опасных участков дороги, объединяющих и делящих нас на две вечно воюющие стороны: водителей и пешеходов.
Если вы переходите дорогу, убедитесь, что водитель вас пропускает. Остановить транспортное средство моментально нельзя, даже если оно движется по правилам дорожного движения с разрешённой в городе скоростью 60 км/ч. Ну разве что о толстый фонарный столб. А вот сделать это моментально перед пешеходным переходом просто невозможно по законам физики. Да-да, это я про инерцию полуторатонного металлического объекта, движущегося, например, со скоростью, в два раза меньше разрешённой, — 30 км/ч.
У водителя, под колёса которому вы пытаетесь броситься, доказывая своё преимущество, уйдёт примерно 8 метров на то, что бы осознать происходящее и перебросить ногу на педаль тормоза. И ещё примерно 6 метров на торможение по сухому асфальту. Итого 14 метров!
Поэтому всегда помните фразу «Пешеход всегда прав, пока жив» и не пытайтесь доказать водителю, что он осёл. Быстро выходя на дорогу, вы не оставите никому шансов: ему — вас выслушать, а себе — высказаться. Просто ступите на пешеходный переход, покажите водителю, что вы собираетесь перейти, и он обязательно остановится, чтобы дать вам возможность воспользоваться вашим преимуществом.
И ещё один важный момент: если на пешеходном переходе вам сигналят, это совершенно не означает «Беги быстрее, я спешу!». Это может значить, что водитель, который остановился вас пропустить, видит в зеркала то, чего не видите вы как пешеход. Например, другой автомобиль или мотоцикл, который несётся сзади и просто не успевает затормозить.
Дорога не убивает
Одна из главных задач национального проекта «Безопасные и качественные дороги» — сокращение числа погибших в ДТП к 2024 году до 4 человек на 100 тысяч населения. А к 2030 году поставлена задача и вовсе добиться нулевой смертности на дорогах.
Это значит, что никак не обойтись без профилактических мер, заметное влияние которых на общее сокращение числа жертв аварий — вне всяких сомнений.
Весь комплекс мер по профилактике ДТП специалисты делят на две основные группы: нормативно-правовые и организационно-технические.
Нормативно-правовая основа государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения — это весь комплекс законодательных актов от Конституции до государственных стандартов.
Организационно-технические мероприятия — это снижение тяжести последствий ДТП в результате регламентации скоростей движения, обустройства дорог, организации медицинской помощи, создания информационных систем быстрого обнаружения ДТП.
Например, важный фактор для снижения аварийности — дорожная логистика, инженерные средства и методы обеспечения безопасности дорожного движения.
По данным Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, существуют специальные средства, методы, методики, есть нормативы, ГОСТы, которые регулируют дорожное строительство. При этом в некоторых странах Европы, где также стремятся к нулевой смертности, за основу принят важнейший гуманитарный аспект: дорога не убивает.
«Идеология «прощающей» инфраструктуры заключается в том, что сама конструкция дороги должна компенсировать несовершенство человека, в том числе его склонность к допущению ошибок и физическую хрупкость. Техническая сторона дела сводится к продвижению вполне разумных и традиционных проектных решений в части геометрических параметров автомобильных дорог и элементов их инженерного обустройства, а также некоторых новых идей в духе лозунга Smart Roads… Идеи Smart Roads сводятся к использованию технологических инноваций, позволяющих повышать информативность дороги и предсказуемость дорожных условий (особенно в темное время суток и в сложных погодных условиях) наиболее энергоэкономным способом», — говорится в книге «Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции» научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Екатерины Решетовой и декана Факультета городского и регионального развития ВШЭ Михаила Блинкина.
Важный фактор для снижения аварийности — дорожная логистика, инженерные средства и методы обеспечения безопасности дорожного движения. Фото: Сергей Михеев/РГ
Тоже участник дорожного движения
Стать полноправным и культурным участником движения несколько сложнее, однако это также необходимо. Четко знать и соблюдать Правила дорожного движения значит быть в безопасности самому, а также помогать другим. И пешеходов это также касается. Многие из них почему-то забывают ту часть правил, где говорится, что переходить дорогу можно, лишь убедившись в безопасности перехода. Если есть светофор, обязательно следует дожидаться разрешающего сигнала, даже если кажется, что успеете перебежать, а стоять надо еще минуту: машина может появиться быстро. Если светофора нет, то стоит убедиться, что вас заметили и пропускают. То, что водитель обязан затормозить, не значит, что он успеет сделать это на данном расстоянии. Нельзя перебираться через заборы и ограждения, двигаться по проезжей части. Есть риск, что в темноте водитель вас может попросту не заметить.
Стоит помнить, что пешеход — тоже участник дорожного движения, как и автомобилист. А значит, он обладает не только правами, но и обязанностями, а также ответственностью за их невыполнение. В законодательстве предусмотрены штрафы и для тех, кто передвигается пешком с нарушениями. Так, например, штрафуют за отсутствие световозвращающих элементов. Пункт 4.1 Правил дорожного движения рекомендует пешеходам при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости иметь при себе предметы со световозвращающими элементами, а также обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Вне населенных пунктов эта рекомендация превращается в требование. За несоблюдение такого предписания опасным «невидимкам» грозит штраф в 500 рублей по статье 12.29 КоАП РФ.
За наушники и неправильный переход дороги велосипедистами пока не штрафуют, но обсуждения уже идут. Ведь человек в наушниках не слышит ничего, кроме музыки, а значит, может не успеть среагировать на какие-то нештатные ситуации, а человек на велосипеде движется быстрее пешехода, что может создать аварийную ситуацию на зебре из-за его внезапного появления или помешать пешеходам переходить дорогу.
А вот штраф для пешеходов за переход в неположенном месте существует давно. Если человек нарушил это требование и был остановлен инспектором ГИБДД, ему выпишут штраф в размере 500 рублей. Если же из-за такого действия была создана помеха для движения транспорта, то штраф может быть в два раза больше. В случае если из-за такого нарушения пешехода был нанесен средний или легкий вред здоровью человека, взыскание может увеличиться до полутора тысяч рублей.
Ну и, конечно же, следует уделять особое внимание поведению пешеходов на дорогах. Именно культурное и вежливое поведение всех участников позволяет снизить риски и значительно повлиять на уровень аварийности. Меры по данному поводу принимаются на всех уровнях: обучение в школах и учреждениях дополнительного образования, информационно-просветительские кампании, которые проводит Госавтоиснпекция, реализация национальных проектов и многое другое. Но главное — это личная ответственность и мотивация человека. Когда есть знания о последствиях, нет и желания совершать ошибки.
Однозначное решение
Один из наиболее значимых инструментов профилактики ДТП является различные социальные кампании и акции, которые разворачиваются как на федеральном, так и региональном уровнях. Все они различаются по масштабности, целевым аудиториям и набором инструментов воздействия на нее. Однако всех их участников объединяет одно — желание помочь, объяснить, научить россиян безопасному поведению на дороге, поведению, способному уберечь от большой беды.
Одним из таких значимых мероприятий стала стартовавшая этим летом широкомасштабная социальная кампания «Однозначно». Она проводится в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» и реализуется Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России при поддержке экспертного .
Социальная кампания обращена ко всем категориям участников дорожного движения и привлекает внимание водителей, в том числе, к важности правильного выбора скоростного режима с учетом дорожной ситуации и окружающих условий, а также к необходимости безусловного соблюдения установленных скоростных ограничений.
Одна из главных задач кампании «Однозначно» — донесение до людей того факта, что знаки ограничения скорости на дорогах установлены не просто так и, хотя современное российское законодательство не предусматривает ответственности за превышение до 20 км/ч, делать этого все равно не стоит хотя бы для собственной безопасности.
В рамках «Однозначно» в августе во многих регионах страны прошел челлендж «21 день без нарушений». В течение трех недель его участники передвигались по дорогам без нарушений и выкладывали на своих страницах в социальных сетях отчетные фото и видеоролики. Срок в 21 день был выбран потому, что некоторые психологи считают: любая новая привычка, как и отвыкание от старой, формируется у человека как раз за этот срок.