Кто является участником дорожного движения
Это физическое лицо, задействованное в происходящих на трассе событиях.
Водитель
Ему отводится самая большая ответственность и перечень выполняемых требований. Управляющий транспортным средством является основным участником движения. Профессиональное мастерство водителя и его навыки играют ключевую роль в безопасности ДД.
Существуют разные категории:
- Управляющий транспортным средством. Этой роли уделяется особое внимание, поскольку большая часть пунктов в законах и ПДД связаны с вождением (например, «Общие обязанности водителя»). Однако есть небольшие неточности в определении термина. Если человек при остановке машины сотрудником ГИБДД выйдет из ТС, то перестанет быть водителем.
- Погонщик животных. Стадо, переходящее дорогу, тоже является участником ДД. Поэтому при движении через трассу животных должен сопровождать пастух.
- Инструктор. Он несет полную ответственность за действия ученика, находящегося за рулем.
Пассажир
Многие ТС предназначены для перевозки людей. Значит, пассажиры являются участниками ДД. Это лица, за исключением водителей, которые находятся в ТС.
Ошибочно думать, что их не касаются ПДД. Так как это тоже участники движения, то при несоблюдении правил человек может быть подвергнут ответственности.
Пешеход
Это лицо, находящееся на дороге или рядом с ней и не выполняющее никакую работу. Пешеходы — самая проблемная категория участников ДД из-за формирования неправильной установки, что они всегда правы. Треть аварий случается по их вине.
Водитель
Термин водитель, согласно ПДД, получает более широкий смысл, нежели просто человек, управляющий транспортным средством.
С Вашего позволения рассмотрю более подробно этот термин, а сделаю акцент на фразе «лицо, управляющее каким-либо транспортным средством».
Чтобы досконально разобраться, с тем, кто же такой водитель, необходимо процитировать еще один термин из Главы 1 правил.
Получается, что человек управляющий мотоциклом, мопедом и велосипедом – это тоже водитель.
Водителем также является погонщик, перегоняющий стадо (чабан, пастух и т.д.). И что самое интересное к водителю приравнивается и инструктор автошколы, так как у него также имеются органы управления автомобилем (педаль тормоза и сцепления) и он в любой момент может вмешаться в процесс управления автомобилем. Складывается парадоксальная ситуация – в учебном автомобиле два водителя: обучающийся и инструктор.
Можно сказать, что водитель – основной участник движения, так как он управляет средством, поэтому если вы посмотрите на обязанности участников движения, то у него их, гораздо больше, чем у остальных.
Какими правами обладают лица, участвующие в дорожном движении
Водители, пассажиры и пешеходы по закону могут получить:
- Компенсацию убытков вследствие несоответствия нормам дорожных объектов и самой дороги.
- Бесплатную экстренную помощь при ДТП от работников здравоохранения.
- Верную информацию о качестве услуг и объектов, связанных с безопасностью на трассе.
Водители, пешеходы и пассажиры должны изучать ПДД. Также они могут подать жалобу для рассмотрения на предмет неправомерных действий должностных лиц, непосредственно связанных с перемещением на трассе.
Правила безопасности и культура участников дорожного движения
Большая часть водителей и пешеходов избегают сложных ситуаций на трассе. Каждый должен четко понимать и осознавать, что шоссе — это территория повышенной опасности. От поведения участников дорожного движения зависит не только их жизнь, но и тех, кто находится рядом.
Некоторые правила безопасности и культуры ДД, которые считаются основами взаимодействия между водителями:
- Чтобы выразить свою благодарность другому, нужно поморгать фарами.
- Если человек видит перед собой опасность, которая скрыта для тех, кто едет позади, рекомендуется включить аварийную сигнализацию и несколько раз нажать на педаль тормоза.
- Когда другой автомобилист плохо закрыл багажник, дверь, нужно посигналить ему и указать рукой на элемент машины.
- Если в темное время суток слепят фары движущегося навстречу транспортного средства, требуется переключиться с ближнего света на дальний.
Нужно всегда ориентироваться на сигнал поворота водителя автомобиля, если участник ДД — велосипедист или пешеход. Последний тоже должен следовать всем правилам, например:
- Движение происходит на тротуаре либо по дорожкам. Если таковых нет, то перемещаться в 1 ряд по обочине или краю проезжей части.
- Для бесконфликтного участия в ДД пешеход должен идти по специально предназначенным местам, причем навстречу транспортным средствам.
- Нельзя выскакивать на проезжую часть и перебегать ее.
Если человек является пассажиром, не стоит забывать следующие правила:
- Ждать транспортное средство в специально отведенных местах.
- Осуществлять посадку в ТС после полной остановки машины.
- Ни в коем случае не опираться на дверь, поскольку она может в любой момент открыться.
Эти правила помогут привить навыки безопасного участия в дорожном движении тем, кто в нем задействован.
Депутаты предлагают повысить статус правил дорожного движения
Правила дорожного движения (ПДД) имеет смысл перевести в статус федерального закона, чтобы они наиболее полно отражали требования к участникам дорожного движения и их права, заявил депутат РИА Новости. В настоящий момент правила устанавливаются постановлением правительства. Он напомнил, что фракция ЛДПР предлагала сделать специальный закон, который бы регулировал ПДД.
«Если и дальше будет такая чехарда с правилами, когда будут в Минтрансе предлагать такие вещи, как предлагают, что, например, из-за нарушений на скутере или на самокате будут лишать права управлять автомобилем, то точно мы будем перевносить и требовать, чтобы все это было на уровне федерального закона», — заявил Нилов.
Его поддержал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Он подчеркнул, что правила дорожного движения находятся в сфере компетенции правительства, а за депутатами лишь поправки в КоАП за их нарушения. Лысаков выступил за сведение правил дорожного движения и федерального закона «под одной крышей».
«В той же Белоруссии правила дорожного движения — это федеральный закон. Белорусские и украинские правила более соответствуют требованиям и рискам, чем наши. Там есть раздел «права участников дорожного движения». Наш документ надо серьезно дорабатывать,» — считает Лысаков.
Впрочем, эта идея высказывалась уже не раз. Еще пять лет назад МВД поясняло, почему правила нельзя делать законом. Начнем с того, что у нас есть федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который закрепляет, что правила устанавливает правительство. Однако есть и более серьезные возражения. Пока правила утверждаются постановлением правительства, есть возможность оперативно вносить в них необходимые изменения, например в связи с тем, что был принят новый ГОСТ. Или уточнять понятия, когда, например, различные моменты вызывают неоднозначное толкование. Если бы они утверждались законом, то ни о какой оперативности и речи бы не шло. Процесс принятия закона очень растянут во времени.
В то же время с аргументом оперативности можно поспорить. Например, когда были приняты и вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, разрешающие возить с собой полис в виде электронного документа, до принятия соответствующих поправок в правила прошло более полугода. Потребовалось разъяснение Верховного суда на эту тему. Или, например, давно вступившие в силу ГОСТы по разметке до сих пор в правила не внесены, зато в правилах сохраняется уже отмененный стандарт. Проект, который меняет номер ГОСТа, подготовленный Минтрансом, до сих пор не может выйти на финишную прямую.
Однако есть еще один аргумент против. Правила полностью соответствуют венской конвенции о дорожном движении. Любые изменения в них должны прорабатываться с точки зрения соответствия международному документу. Если правила будут устанавливать депутаты, то это может привести к нарушению международного соглашения. А такие соглашения имеют большую юридическую силу, чем закон. Так что, скорее всего, предложение депутатов снова не найдет поддержки.
Переход проезжей части
Нужно помнить, что:
- Нельзя пересекать дорогу везде. Необходимо отыскать специальные места для этого, например, «зебру», подземный или надземный переходы.
- В местах, где действует регулировщик, требуется дождаться разрешающего сигнала для пересечения трассы.
- Стоит сначала посмотреть, есть ли машины и как далеко находятся, прежде чем приступить к движению.
- Выбирайте места, откуда осуществляется переход, так, чтобы другие участники ДД видели человека и были готовы снизить скорость при необходимости.
Вопросы читателей
По правилам я должна двигаться рядом с проезжей частью навстречу автомобилям. Но что делать, если я оказалась со стороны попутного движения и мне нужно в ту же сторону? Никаких переходов и знаков поблизости нет.
Ответ: В первую очередь вы должны перейти дорогу. Если разметки и других ориентиров не видно, вы можете пересечь проезжую часть в любом месте. Необходимо сделать это под прямым углом, чтобы водители машин увидели вас и сбавили скорость. Сохраняйте быстрый темп ходьбы, но ни в коем случае не бегите. После того как вы перешли дорогу, можете двигаться в нужную вам сторону по правилам.
Если нет велосипедной дорожки, где я должен ехать?
Ответ: По правилам ДД по тротуару и другим пешеходным зонам вы можете передвигаться, только спешившись. Совершать езду вы можете по краю проезжей части дороги в одну с автомобилями сторону. При этом вы не должны без крайней необходимости выезжать на дорогу и создавать помехи для движущихся автомобилей.
На что можно рассчитывать в зоне проезжей части
Находясь на трассе, нужно быть готовым к любому развитию событий. Например:
- На шоссе часто присутствуют рабочие дорожной службы, из-за чего потребуется объезжать препятствие.
- Внезапно может выскочить человек либо животное, и нужно быть готовым принять меры безопасности.
- Находясь в жилой зоне, стоит проявить особую внимательность. Если человек — водитель, то снизить скорость. Пешеход должен учитывать, что сидящий за рулем не всегда успеет среагировать на внезапное появление людей на дороге.
Правила движения пешеходов
Придерживаясь правил подобающего поведения на дороге, пешеход может обеспечить комфорт и безопасность для себя и других граждан, находясь в любой зоне.
Движение по тротуару
Тротуар — это обособленная часть дороги, выделенная специально для пешеходов. Обычно тротуар отделен бордюром, ограждением или газоном.
Передвигаться по стороне тротуара пешеход может в любую сторону абсолютно беспрепятственно.
Тротуар и обочина — это не одно и то же. Обочина тоже является частью дороги, однако она никак не выделена, не имеет чётких границ с проезжей областью и имеет такую же высоту. Если тротуара нет, пешеход может идти по обочине в необходимую ему сторону.
Обочина не может находиться по стороне тротуара, так как наличие одной из этих зон исключает другую.
Движение по проезжей части при отсутствии тротуара
Человек может совершать движение вдоль края дороги, если в радиусе видимости не наблюдается более безопасного варианта. При этом пешеход должен идти строго по стороне встречных машин.
Обратное правило работает для водителей двухколесного транспорта, а также инвалидов-колясочников. Чтобы не противоречить правилам, они должны идти в сторону попутных автомобилей.
Передвижение при пересечении проезжей части
Если речь идет о подконтрольном перекрестке, перейти его не составит труда, достаточно ориентироваться на сигналы дорожного регулировщика или цвет светофорного сигнала.
Если вообще никаких ориентиров нет, перейти проезжую часть в такой зоне очень трудно.
Дорогу можно переходить только под углом 90 градусов, перпендикулярно дороге. Пешеход должен двигаться быстрым шагом, но не бегом, предварительно убедившись, что с обеих сторон нет быстро приближающихся машин. Автолюбители должны вовремя заметить пешехода и сбавить скорость.
Переходить дорогу при пересечении дорожных полос нельзя в следующих случаях:
- если слева или справа находится поворот дороги;
- присутствует помеха для обзора автолюбителей;
- отсутствует разделительная полоса (на широкополосных дорогах).
Передвижение в ночное время
В темное время суток граждане должны придерживаться общих правил, однако сотрудники ГИБДД дают дополнительные рекомендации. Ночью и зимой крайне важно носить на верхней одежде, обуви или сумке светоотражающие элементы, которые сделают пешехода видимым для человека за рулем.
ПДД для людей с ограниченными возможностями
Люди с ограниченными возможностями, а также их сопровождающие могут передвигаться как по выделенным площадкам (тротуары, велодорожки и обочины), так и рядом с активным движением. Причем по дороге они могут перемещаться не только когда поблизости нет безопасной альтернативы, но и если инвалидное кресло мешает людям в пешеходной зоне.
Вдоль дороги граждане на креслах-каталках должны двигаться только в одну с автомобилями сторону.
Правила для пешеходов с детьми на санках, колясках или велосипедах
При движении по «зебре» граждане с детьми по правилам должны снять ребенка с детского транспорта, взять на руки, если пассажир маленький, или за руку, если он способен самостоятельно ходить, и в таком положении пересечь дорогу. Владельцы велосипедов должны спешиться и перейти дорогу, везя средство передвижения рядом с собой.
Передвижение людей вне населенных пунктов
Движение пешехода вне населенного пункта не имеет отличий от способов перемещения пеших лиц в зоне города. Если не наблюдается пешеходных зон или просто сравнительно безопасного места для движения пешеходов по загородной дороге, идти следует против встречного движения вдоль обочины.