Велосипедные дорожки и правила дорожного движения по ним

Где можно строить велодорожки

Нормы для проектирования и строительства велосипедных трасс определяют:

  1. СП 34.13330.2012 (ранее СНиП 2.05.02-85).
  2. СНиП II-К.3-62.
  3. ГОСТ 33150-2014.
  4. СП 42.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89).
  5. ВСН 25-86.


Однополосные пешеходные и велодорожки на улицах и в скверах

Велосипедные дорожки могут идти вдоль пешеходных тротуаров или отдельными маршрутами.

Возможно строительство велосипедных дорог в зеленой зоне: городских парках и лесопарках. Можно строить велотрассы на набережных у рек и морей. Их ширина определяется нормами.

Варианты строительства велодорожек:

  1. Отдельным дорожным маршрутом.
  2. У основания земляных насыпей.
  3. На искусственных насыпях – бермах.

На автодорогах могут быть выделены отдельные полосы для движения велосипедов. Их ширина определяется по СП (СНиП), а также ГОСТу. Потребность в дополнительной полосе возникает, если по дороге проезжает более 100 велосипедистов за час. Интенсивность трафика должна быть до 150 автомобилей за 1 час и до 2000 машин за 24 часа.


Разметка дорожек по ГОСТу

Однополосные трассы рекомендовано строить на наветренной обочине. Двухполосные – по обеим сторонам автострады. (Это рекомендации, а не правила.)

Высота бордюра, который отделяет велодорожку от автомобильной трассы, составляет 20–25 см. При строительстве разделительной полосы ее ширина должна быть 0,7–1,5 м.

Велосипедная дорожка на тротуаре может быть обособленной или доступной для пешеходов. Маршруты второго типа называют велопешеходными. Ширина подобной дорожки принимается от 4 м.

Велосипедные дорожки и правила дорожного движения по ним

Велосипедная дорожка на просторах Российской Федерации понятие иногда весьма условное.

Под подразумевается как часть автомобильной дороги, так и часть пешеходного тротуара и как показывает практика, велосипедисты иногда должны отвоевывать свою «территорию» и у пешеходов и у водителей авто.

По правилам велосипедная дорожка должна быть отделена от основной полосы движения газоном, бордюром или специальной разметкой. Но даже если таковые имеются, остальные участники движения используют дорогу для велосипедистов на свое усмотрение.

Классификация велосипедных дорожек

Все велосипедные дорожки разделяют на следующие виды:

Односторонняя проложена по обе стороны основной дороги и бывает немного приподнята на ее уровнем. В некоторых случаях, чтобы избежать въезда более габаритного транспорта на велосипедную дорожку ее границы обозначают буферной зоной.

Двусторонняя дорога для велотранспорта, как правило, пролегает вдоль пригородных или междугородних трасс. Есть также варианты двухсторонних велосипедных дорог совмещенных с пешеходной зоной или расположенной возле нее. Также двусторонняя дорожка для велосипедистов часто встречается вдоль односторонних дорог, магистралей вдоль набережных или возле не очень разветвленных трасс.

Изолированная дорожка для велосипедистов является обособленным участком и предназначена исключительно для велотранспорта. Обычно изолированные дорожки обрамлены высокими бордюрами, чтобы исключить заезд автомобильного транспорта. Нередко на изолированных велосипедных дорогах можно встретить пешеходов.

Совмещенная велосипедная дорога встречается в РФ редко и обозначена белой линией, разделяющей дорогу для велосипедистов и пешеходов.

Компромисс для велосипедистов и автомобилистов

Согласно общемировой системы дорожного движения, прежде всего, велосипедные дорожки обозначаются дорожными знаками. Также дорожные знаки могут обозначать запрет передвижения на велосипедах, или предупреждать водителей автотранспорта о возможном движении двухколесного ТС.

На деле полноценная регулировка движения между автомобилистами и велосипедистами отсутствует, также как и четкая законодательная база касательно отношений водителей четырех- и двух- колесного транспорта.

К примеру, есть закон о запрете любых механических средств по велосипедным дорожкам, кроме непосредственно велосипедов, но тут же существует и исключение — транспорт дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб имеет право заезжать на означенную территорию.

Чтобы предотвратить заезд автотранспорта в велосипедную зону, устанавливают искусственные бордюры (делиниаторы). Нерадивых водителей штрафуют на суммы 1,5 тысяч рублей за выезд на запретный участок и 2,5 тысяч рублей за парковку в велосипедной зоне.

Подводя итог вышесказанному, нужно порекомендовать всем участникам движения быть предельно внимательными на дорогах и стараться максимально придерживаться правил дорожного движения.

Минимальная ширина велодорожки в парке по СНиП (СП)

Размер велосипедной дорожки зависит от интенсивности трафика. Строительные нормы и ГОСТ, регламентирующие ее ширину, представлены ниже в таблице.

Конструкция велодорожкиШирина велодорожки по ГОСТу (м)
В стесненных условияхПри строительстве с нуля
Односторонняя и однополосная0,75–11–1,5
Односторонняя и двухполосная1,51,75–2,5
Двухсторонняя и двухполосная (для встречного движения)22,5–3,6

Минимальная ширина велосипедной трассы составляет 0,75 м. Это предельный минимум по ГОСТу 33150-2014, определяющий допустимый размер полосы.


В городе

Велосипедная дорожка двухполосная должна быть равна или шире 1,5 м. Двустороннее движение допускается при интенсивности трафика до 70 велосипедов за 1 час. Стоит отметить, что нормативную ширину трассы необходимо строго соблюдать согласно ГОСТу.

Велодорожки – мир, Великобритания, Лондон

Тут достаточно старой фотографии – мэр города (на тот момент, ныне премьер-министр) Борис Джонсон на открытие выделенной велодорожки.

Велодорожки в Лондоне

Велосипед в метро – Москва, Россия, мир – в чем смысл доступа велосипедистов в метро и что он показывает

Велосипед на тротуаре – Москва, Россия, мир – правила и жизнь

Обзорные материалы про велосипед на Рулимс

I. Велосипед как транспорт – варианты использования, сезонность, риски, (не) соблюдение ПДД, велосипеды для перемещения по городу и другие аспекты городского велопроцесса

Оглавление:

Велосипед как транспорт – 2021 год

Велосипед в России – современная история

Велосипед в России – отношения между участниками дорожного движения

Для кого и зачем все описывается

Вводная иллюстрация, на которой прекрасно все

I. Варианты использования велосипеда как транспорта, основные модели использования велосипеда в городе

II. Велосипедная поездка, чем определяется

Маршрут велосипедной поездки

Скоростной режим поездки

Погодные условия велопоездки

Велосипед зимой (при отрицательных температурах)

III. Состоянием окружающей среды

IV. Велосипед и ПДД

V. Велосипед на тротуаре

VI. Велосипедисты и пешеходы

VII. Автомобилисты и велосипедисты

VIII. Безопасность велосипедиста

IX. Российская велокультура

X. Адекватность различных участников дорожного движения

II. Велосипедист в Москве – позиционирование велосипеда как массового (всесезонного) транспорта – некомпетентность, преступный умысел или что?

Оглавление:

Иллюстрация и комментарий: велосипедизация от м чиновников

Иллюстрация и комментарий: м велосипедист – для кого осваиваются бюджеты на велоинфраструктуру

Этапы развития современного велопроцесса в Москве

Велосипедист в Москве – с 2012 года – командная велосипедизация сверху

Фантомные велодорожки – лукавое начало

Велосипедист в Москве – особенности, дорожная инфраструктура города

Московский мегаполис – размер и население

Общественный транспорт Москвы

Велосипедист в Москве – велопрокат

Велосипедист в Москве – состояние окружающей среды, качество воздуха в Москве

Велосипедист в Москве – кто он – целевая аудитория развития велоинфраструктуры Москвы

Велосипедисты в Москве – количество велосипедистов

Велосипедизация за счет кого

Велосипедист в Москве – риски

Велосипедизация в Москве – что дальше – экспертиза

Велодорожка на Лесной улице в Москве, как характерный пример командной велосипедизации

III. ПДД велосипедиста, можно ли ездить строго по ПДД, велосипед на тротуаре-пешеходной дорожке

Оглавление:

ПДД велосипедиста – тексты основных глав

ПДД велосипедиста – общие положения

ПДД РФ, 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов

ПДД и велосипедист на тротуаре, велосипедист и пешеходы

Почитать на Рулимс по теме

Изучение ПДД (реалии дорожных ситуаций)

Экзамен ПДД (Правила Дорожного Движения)

Почему экзамен по теории в ГИБДД будет создавать проблемы множеству людей…

Изучение ПДД онлайн – прохождение курса теории в автошколе онлайн (через интернет) и онлайн подготовка к экзаменам в ГИБДД

Для управления велосипедом ВУ в россии не нужно, но уже для управления скутером нужно получать ВУ:

Категории и подкатегории водительского удостоверения, открытие новой или нескольких категорий, какое ВУ можно получить в 16 лет

Почему лучше не затягивать получение ВУ в 2020 году:

Когда лучше получать водительское удостоверение в 2021 году

Как получить водительское удостоверение (права) быстро (за 3-4 месяца) в 2021 году

Ситуации на дороге с которыми важно быть знакомыми всем участникам дорожного движения:

Сбить пешехода – главный кошмар водителя, особенно начинающего, что нужно обязательно знать водителю и пешеходам

Подвохи-подставы (неоднозначные ситуации на дороге, с которыми вы можете столкнуться на экзаменах и в жизни)

Подставы на дороге (имитация ДТП) с пешеходами-мошенниками, несколько преступных схем, нужно знать всем!

Также на Рулимс подробно разобрано как взаимодействовать с российским здравоохранением чтобы получить адекватную медицинскую помощь. Плюс подробно раскрыты все основные вопросы связанные с эпидемией коронавируса – от того как реально можно защититься (адекватных лекарств и вакцин нет и до конца 2021 года точно не будет, работают только меры профилактики) до того какие тесты – анализы на коронавирус бывают.

Медицина и здравоохранение России на Рулимс

Опубликовано 24.07.2020, версия 0.94 от 25.07.2020

Автор: Александр Рулим (Sasha Rulim)

Поддержать Рулимс!

Если Хроники здравоохранения и Рулимс помогли вам или позволил сэкономить в чем-то, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на материал или на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме. Особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо. Так же буду благодарен за участие в группах Рулимс в социальных сетях. И исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая. Предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей.

Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.

Нормативы расстояния до других объектов

В парках по СНиП (СП) регламентируется не только ширина велосипедных трасс. Также нормами определены минимальные дистанции между обособленными велодорожками и прочими объектами (в метрах):

  1. Тротуар – 0,5.
  2. Кромка автодороги – 0,75.
  3. Деревья – 0,75.
  4. Автомобильная парковка – 1,5.
  5. Остановка любого вида транспорта – 1,5.


Эскиз однополосной велодорожки

Нормативы строительства велодорожек обеспечивают безопасность велосипедистов.

Они снижают риск получения серьезной травмы при потере управления и падении с велосипеда. Правила проектирования велосипедных дорожек обеспечивают и безопасность пешеходов. Ширина данных дорожек является важным показателем.

Когда велодорожка пересекает водную преграду в парке или лесопарке, необходимо строительство моста. Высота ограждений на мосту через канавку, ручей или овраг должна быть от 1,3 м вне зависимости от ширины переправы.

Что такое велосипедная дорожка

Велодорожка может представлять собой самостоятельную дорогу или ограниченный участок проезжей части. От основной трассы она должна быть отделена бордюром, газоном, специальной разметкой или другими средствами ограждения.

Выделяют несколько видов велосипедных дорожек:

  • Односторонние — располагаются с обоих сторон от автотрассы. Иногда они слегка приподнимаются над уровнем дороги, что усложняет въезд автомобилистов на территорию, предназначенную для велосипедистов. Велодорожки данного типа часто встречаются в европейских странах, в том числе в Дании и Голландии. В США односторонние дорожки дополнительно отделяются от автотрассы буферной зоной, что повышает уровень безопасности и комфорта.
  • Двусторонние — обычно создаются в пригородах и на междугородних трассах. Как правило, они располагаются в непосредственной близости от тротуара или совмещаются с ним. Использование подобных велодорожек также подходит для набережных и дорог, ответвления на которых имеются только с одной стороны.
  • Изолированные — отгораживаются от основного потока автотранспорта высокими бордюрами или пешеходными ограждениями. Если в шаговой доступности от такой дорожки нет пешеходной зоны, то людям без транспорта разрешается ей пользоваться.
  • Совмещенные — встречаются только на территории стран СНГ. Они представляют собой очерченную линию на тротуаре и являются лишь подобием велодорожки в ее традиционном понимании.

Зоны пересечения с автодорогами

Перекрестки должны располагаться на прямом участке обоих маршрутов. Это должна быть зона с хорошей видимостью и минимальным наклоном. В местах пересечения устанавливаются дорожные знаки согласно ПДД.


Нормативная ширина дороги в городе по нормам СНиП и ГОСТу

На перекрестке велодорожки с автомобильной трассой должен быть установлен светофор. Зона пересечения дорог должна хорошо освещаться фонарями. Длина освещенного участка трассы должна быть от 60 м.

Правильное нанесение разметки для велодорожки

Велосипедная дорожка в парке должна быть построена из асфальтобетона, цементобетона или другого каменного материала. Для строительства допускается применение гравия, грунтощебня, кирпичного боя, шлака и горелых пород. На современные велодорожки наносят модульное или бесшовное покрытие из резиновой крошки.


На заметку

Трасса для велосипедистов обозначается:

  • разметкой тротуара;
  • дорожными знаками;
  • ограждениями (только на автодорогах);
  • высотой рельефа – поднятием уровня полотна.

Поверхность велодорожки обрабатывается вяжущими составами. Они уменьшают скольжение, снижают вероятность аварийных ситуаций.

Когда велосипедная дорожка идет параллельно пешеходной или автомобильной трассе, она выделяется цветом. Если между двумя дорогами есть расстояние, оно заполняется газоном, клумбами, кустарниками, посадками деревьев.


Типовая ширина второстепенной улицы

Для окрашивания и разметки велосипедных дорожек нежелательно использовать термопластик. Во время дождя он становится скользким.

Старый пластик с трудом удаляется с полотна при обновлении разметки. Остатки старого пластика формируют рельеф, который ухудшает управление велосипедом.

Тонкости

Современные технологии позволяют окрашивать асфальт на стадии его изготовления. Для этого в раствор добавляют пигменты. Альтернативой термопластику являются и стойкие краски, которыми можно окрашивать асфальт.


Назначение габаритов велосипедных дорожек

На полотно наносят изображения велосипедов. Расстояние между двумя рисунками должно быть от 100 до 150 метров. В зоне пересечения велосипедных и пешеходных дорожек наносится зебра или изображение человека.

На велодорожках не допускается размещение желтых рельефных плит. Подобные плиты служат для ориентации слепых и слабовидящих людей. Укладывать рельефные плиты нужно на тротуаре в зоне перехода.

Пешеходы на велопешеходных дорожках

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Обновленный пункт 4.1 правил ставит велопешеходные дорожки в один ряд с тротуарами и пешеходными дорожками. Пешеходы должны двигаться именно по ним. И только если рядом нет ни пешеходной дорожки, ни велопешеходной дорожки, ни тротуара, ни обочины, пешеходы могут выходить на велосипедную дорожку или проезжую часть.

Примечание. Начиная с 8 декабря 2018 года пункт 4.1 ПДД обновлен.

Нормативы для велосипедных стоянок

В парках и лесопарках могут быть оборудованы стоянки для велосипедов. Велостоянки следует размещать у заведений общественного питания, мест кратковременного отдыха людей.


Около жилых домов

Нормативы расстояний для парковки велосипедов:

  • интервал до ближайшей стены – 0,6 метра;
  • боковая дистанция между стойками – 0,76 м;
  • расстояние между параллельными стойками – 1,2–2,6 метра.

В парках чаще всего организуют открытые стоянки. Они сформированы одной или несколькими стойками. Велосипедные стойки могут быть закрыты навесом от дождя. Но это не обязательное условие для организации стоянки.

Правила движения по дорожкам для велосипедистов

Велодорожки предназначены для пользователей старше 14 лет. Дети до 7 лет должны ездить по тротуарам даже там, где есть велодорожка.


Двухполосная велодорожка согласно ГОСТу и нормам СНиП (СП)

Это ограничение установлено для безопасности детей и выравнивания скорости потока. У детей в возрасте от 7 до 14 лет есть право выбора маршрута: велосипедная трасса или тротуар.

На дорожках велосипедистам рекомендуется держать дистанцию 0,8–1 м.

Дистанция упрощает обгон и делает маневры безопаснее при ограниченной ширине трассы. По велодорожкам нельзя перевозить грузы шириной более 1 м.

Водителям мопедов разрешено пользоваться велодорожками. При маневрах у велосипедистов есть преимущество перед водителями мопедов согласно ПДД. Все участники движения обязаны пользоваться светоотражающими элементами в темное время суток.

Знаки пешеходная и велопешеходная дорожка

4.5 «Пешеходная дорожка». Разрешается движение только пешеходам.

4.5.1 «Пешеходная дорожка». Разрешается движение пешеходам и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 — 24.4 настоящих Правил.

4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением).

4.5.3 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением (конец велопешеходной дорожки с совмещенным движением)».

4.5.4, 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения». Велопешеходная дорожка с разделением на велосипедную и пешеходную стороны дорожки, выделенные конструктивно и (или) обозначенные горизонтальной разметкой 1.2, 1.23.2 и 1.23.3 или иным способом.

4.5.6, 4.5.7 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения (конец велопешеходной дорожки с разделением движения)».

Ранее в правилах существовал единственный дорожный знак «Пешеходная дорожка», однако начиная с 8 апреля 2014 года к нему добавлены 6 новых знаков:

Знаки 4.5.2 и 4.5.3 обозначают, соответственно, начало и конец велопешеходной дорожки с совмещенным движением. Обратите внимание, что по такой дорожке движется совместный поток велосипедистов и пешеходов. Это неудобно и для тех, и для других.

По дорожке с совмещенным движением могут двигаться велосипедисты всех возрастов.

Знаки 4.5.4 — 4.5.7 обозначают велопешеходную дорожку с разделением движения. На такой дорожке потоки велосипедистов и пешеходов отделены друг от друга либо конструктивно, либо линиями разметки.

Обратите внимание, что по дорожкам с разделением движения также могут двигаться все велосипедисты. Однако велосипедисты старше 7 лет должны двигаться по велосипедной части дорожки, а велосипедисты младше 7 лет — по пешеходной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]