Курсы для инструкторов по вождению в Москве
Работа инструктором по вождению в Москве невозможна без прохождения обучающих курсов. Где их можно пройти:
- В автошколе 2000. Работает по установленному учебному плану для водителей и для инструкторов вождения. Есть курсы повышения квалификации. Чтобы получить диплом преподавателя для работы в автошколе, нужно пройти аттестацию.
- Автошкола TK21avto. Предлагает курсы преподавателей, повышения квалификации, первой помощи.
- Автошкола РФ.
- Институт переквалификации. Предлагает профессиональные курсы очные, дистанционные, заочные. Обучаться тут можно без отрыва от основной работы. По окончанию подготовки учащиеся получают в подарок комплекс учебных материалов.
- Центр подготовки специалистов. Программа рассчитана на 90 часов.
Помимо окончания курсов, у мастера должно быть законченное высшее или среднее образование.
Два пути обретения
Профессия инструктор по вождению доступна каждому опытному шофёру. Достичь желаемого можно одним из двух методов. О них поговорим ниже. Но вначале необходимо понять простую истину – мало уметь профессионально водить транспортное средство определённой категории. Надо уметь проявлять тактичность и иметь недюжинное терпение, ведь ученики могут попасться разные. А такой талант имеется не у каждого.
Если же вы однозначно соответствуете минимальным требованиям, смело начинайте путь к своей цели. Подробно поговорим о методах подготовки автоинструкторов и обсудим их достоинства и слабости. Будет интересно, так что не нажимайте крестик, пока не дочитаете до конца.
Метод 1 – обучение в автошколе
Вы не ослышались, придётся вновь сесть за парту. Автошколы готовят не только водителей, но и кадры для себя. Но не стоит спешить – едва получив права, инструктором стать не получится. Необходимо набраться минимум год опыта и поездить в разных сезонах, испытав особенности вождения на разных типах резины, в жару и мороз. А ПДД нужно выучить назубок и уметь доступно изъяснять их ученикам.
После успешного обучения и сдачи продвинутого экзамена вас зачислят в автошколу на правах штатного сотрудника. В распоряжение дадут группу учеников. Автоинструктор проводит 3 вида занятий – аудиторные, полевые на дорожной сети и приём экзаменов.
Метод 2 – частный инструктор
Основное преимущество этого метода – самостоятельное определение рабочей нагрузки. Частный специалист может взять либо одного ученика, либо нескольких, если позволяет время. Но такая работа подлежит обязательному лицензированию. За работу без лицензии полагается денежный штраф или ограничение свободы.
Закон допускает кратковременную работу без официальной лицензии с целью изучения конъектуры рынка, изучения спроса. Но не стоит с этим затягивать. Правовая грамотность граждан растёт, и они все чаще хотят видеть документы на право осуществления деятельности.
Неприятностью могут стать разве что бешеные налоги. Но, начиная работу как индивидуальный предприниматель, вы не только платите налоги, но и формируете пенсионные накопления и собственный стаж.
Частные инструкторы по вождению должны выбрать тип субъекта — физическое лицо или индивидуальный предприниматель. Такая деятельность отмечена в классификаторе видов экономической деятельности под кодом 85.42.1. То есть предоставление образовательных услуг дополнительного или специального характера по подготовке водителей легкового, коммерческого и спецтранспорта без права обучения профессиональных водителей.
Плюсы и минусы профессии
К плюсам профессии относятся:
- свободный график;
- возможность контактировать с разными людьми;
- реализация преподавательского потенциала;
- реальные результаты деятельности;
- высокие зарплаты;
- получить такое образование проще, чем, например, высшее.
У профессии есть и минусы:
- Ответственность за учащихся, достоверность и доступность обучения.
- Работа считается нервной.
Выбирая предпринимательство, придется оборудовать автомобиль. А это — дополнительные траты, которые относятся к недостаткам профессии.
Переоборудование автомобиля
Частные инструкторы по вождению должны переоборудовать свои автомобили для обучения вождению. Желательно использовать отдельное транспортное средство для преподавания. Реконструкция семейного автомобиля приведёт к неудобствам пассажиров на переднем сидении – они могут зацепить педали и вызвать аварийную ситуацию.
Комплекс мер по переоборудованию включает установку второй пары ученических педалей, знака «Ученик» и обновления техпаспорта транспортного средства. Выполнить все эти процедуры можно самостоятельно, произведя необходимые манипуляции или с помощью специализированных фирм. Ускоряет оформление документальных формальностей обращение многофункциональные центры, которые имеют услугу внесения изменений в техпаспорт. Узнать о наличии такой функции можно на официальном сайте ведомства или посетив ближайшее к дому учреждение.
Установка дополнительных педалей регулируется Правилами ЕЭК ОО№35. Документ настаивает на недопущении создания помех механическими приводами управления штатным системам автомобиля.
Знак «Учебный автомобиль», согласно стандарту, имеет треугольную форму с красными предупреждающими очертаниями. Внутри фон белый, в который вписана чёрная буква У. Автоинструктор имеет возможность установить такие знаки спереди и сзади транспортного средства или же двухсторонний знак на крыше авто. Сзади транспортного средства с внутренней стороны стекла необходимо разместить предупреждение «Осторожно! За рулём ученик!».
Предстоит позаботиться о дополнительных наружных зеркалах класса 3 или 2 и внутреннем класса 1. Эти линзы заднего вида устанавливают на корпусах штатных зеркал. Требования к ним определяют правила знакомых нам ЕЭК ООН под номером 46. Зеркала должны улучшать обзор ученика и не создавать помех остальным участникам дорожного движения.
Изменения конструкции транспортного средства необходимо легализировать. Для этого ГИБДД вносит изменения в технический паспорт автомобиля. Без подобного шага учебная деятельность переходит в серый, а то и чёрный сектор экономики. За самовольное изменение предусмотрена конфискация транспортного средства и как минимум административная ответственность.
Должностная инструкция
Должностная инструкция преподавателей по вождению составляется в соответствии с ТК РФ и включает в себя:
- знание ПДД;
- навыки экстремального вождения;
- знание устройства автомобиля, видов и свойств горючего;
- умение выявлять поломки в машине и исправлять их;
- навыки первой помощи;
- составление плана урока по вождению, в том числе на автобусе;
- соблюдение правил охраны труда, санитарной и противопожарной безопасности;
- контроль над вождением автомобиля учащимся, передача знаний ПДД;
- обучение вождению;
- инспекция технической исправности ТС;
- прохождение медицинского контроля перед занятием.
Обязанностей у мастера много. Зато специалист с приличным резюме всегда востребован.
Рулить научат
В иерархии рабочих категорий появился новый профессиональный стандарт: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Этот стандарт утвержден приказом минтруда. То есть теперь все те инструкторы, которые обучали будущих водителей вождению, должны соответствовать этому стандарту.
В общем, готовить водителей должны будут профессионалы своего дела. А не так, как было раньше. Ведь требований к инструкторам особых не было. И этим пробелом активно пользовались недобросовестные автошколы, которые вписывали в документы абы кого, лишь бы получить заключение от ГИБДД о соответствии школы требованиям закона.
Теперь этот номер не пройдет. Мастер должен будет иметь не только водительское удостоверение соответствующей категории, на которую обучает водителя, но также стаж управления транспортным средством не менее 3 лет, а также документ на право обучения вождению.
Требования по наличию прав и такого документа зафиксированы в Правилах дорожного движения. А вот требования к стажу — это нововведение, и оно обосновано тем, что тот, кто обучает, должен уметь безопасно и эффективно управлять машиной или мототехникой соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения. А также демонстрировать способы и приемы управления.
Кроме того, впервые в требованиях к так называемым инструкторам установлено, что они не должны иметь серьезных нарушений Правил дорожного движения, за которые лишают прав, как минимум в течение 5 лет. Заядлым лихачам и нарушителям не место в этой профессии.
Для обучения мастер теперь должен уметь применять педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению. А также владеть современными техническими средствами обучения и образовательными технологиями. Причем все это с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Впервые предъявлены требования, что он должен владеть методикой обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов-колясочников, для обучения которых применяется ручное управление. Если не соблюдено хоть одно из условий, то инструктор может лишиться работы.
— Инструктор должен быть, безусловно, вежлив и корректен. И это обязательное требование к профессии, за несоблюдение которого также можно лишиться занимаемой должности, — говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. — Он должен конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения, соблюдать нормы педагогической этики.
Также он должен уметь разработать рабочую программу обучения вождению, знать правила, законодательство, содержание образовательных стандартов и программ обучения, требования охраны труда на автотранспорте.
— Все эти требования говорят, что обучающий вождению теперь должен быть профессионалом высокого класса, — считает Татьяна Шутылева. — Для подготовки таких спецов разработаны специальные программы обучения. Это дополнительные профессиональные программы для переподготовки и повышения квалификации.
А в соответствии с новым стандартом повышать свою квалификацию мастера теперь должны один раз в три года.
Остается надеяться, что с выходом стандарта высокие требования, предъявляемые теперь к мастерам производственного обучения вождению, поднимут весь процесс подготовки водителей на новый уровень.
Сейчас согласно Стратегии по безопасности дорожного движения поставлена задача к 2024 году сократить количество жертв ДТП до четырех погибших на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель — 14 погибших.
А к 2030 году намечено вообще стремиться к нулевой смертности от ДТП.
Нужны ли услуги частного инструктора?
Если в автошколе инструктор не подходит ученику, то процесс обучения может значительно замедлиться. Специалист этого уровня может неверно подобрать стиль обучения или вести общение с учащимся в своеобразной манере. Откатав положенное время, будущий водитель так и не начал чувствовать себя уверенно на дороге. Зачастую при возникновении таких ситуаций администрация автошколы меняет инструктора на другого, но иногда новый специалист ничем не лучше старого. Наем частного инструктора в этом случае станет панацеей для обучающегося.
При всех достоинствах частного специалиста, договор на обучение заключен быть не может. Следствием этого будет отказ выдачи документа об окончании обучения автошколой. Не всегда у частного инструктора имеется разрешение на проведение обучающих уроков, а все проблемы на дороге становятся головной болью владельца машины.
ВНИМАНИЕ !!! Частный инструктор может заверить ученика, что сможет решить все проблемы с инспектором Госавтоинспекции. Это приятная новость часто окрыляет обучающегося, но будут ли такие документы действительными? Не окажется ли при прохождении проверки, что водитель осуществляет езду по поддельным документам? Прежде чем доверять такое ответственное дело частнику, стоит хорошенько подумать.
Если права уже получены при содействии частного инструктора, стоит убедиться в их легитимности. Для этого можно посетить сайт ГИБДД и после регистрации ввести номер удостоверения. При обнаружении своих прав в базе данных можно отбросить сомнения. В противном случае стоит разыскать частника и сделать возврат денег. Передвижение на основании поддельных документов может грозить уголовной ответственностью.