Езда по обочине не разрешена — каков размер штрафа?

Доскональное знание ПДД – обязанность любого автовладельца. Свод правил в полной мере регулирует процесс передвижения машин по дорогам, снижая тем самым риск возникновения аварий. В частности, ПДД довольно четко поясняет, в каком именно месте должна производиться остановка на перекрестке. В этом случае действия водителя будут зависеть от разновидности пересечения дорог и от сопутствующих указателей. При этом за несоблюдение ПДД предусмотрена административная ответственность и наказание в виде штрафного взыскания.

Что такое перекресток

Суть понятия «перекресток» отражена в п. 1.2 свода ПДД, регламентируемого Постановлением Правительства РФ № 1090 (от 23.10.1993 года). Такой формулировкой обозначают конкретное место, где на одном уровне разветвляются, пересекаются либо примыкают друг к другу дороги. Ограничивается подобный участок мысленно, несуществующими линиями. Последние соединяют расположенные напротив друг друга закругленные начала дорог, наиболее всего удаленные от точки центра перекрестка.

В понятие не входят:

  • выезды с прилегающих территориальных участков;
  • многоуровневые дорожные развязки с мостами, эстакадами.

На указанных выше участках правила передвижения по перекресткам, а также остановки перед ними, не применяются.

В каких случаях и кому разрешено движение по обочинам?

Правилами Дорожного Движения обозначен перечень транспортных средств, которым официально разрешено движение по обочинам:

  • коммунальные службы;
  • дорожные службы;
  • автомобили, которые подъезжают к объекту, чтобы разгрузить или загрузить товар;
  • велосипедисты, возраст которых достиг четырнадцати лет и в случае отсутствия специально выделенной полосы для велосипедистов.

Но даже те, кому разрешено движение по обочине, должны помнит о культуре и не создавать помех пешеходам и другим участникам движения.

Особенности остановки перед пересечением дорог: советы водителю

Правила остановки перед пересечением дорог обозначены в п. 6, а также п. 13 ПДД. В этом случае действия водителя зависят от разновидности перекрестка. Всего существует 2 типа – регулируемые и нерегулируемые.

При этом, несмотря на достаточно четкое изложение требований к движению по проезжей части, у автовладельцев нередко возникают сложности. Особенно остановка перед перекрестком и в целом перемещение по нему затруднительны для начинающих водителей.

Чтобы не нарушить правила и успешно проехать такой участок, притормозив при этом в нужном месте, потребуется действовать следующим образом:

  • определить вариант проезда – въезд или выезд с перекрестка;
  • перестроиться на нужную полосу движения;
  • выяснить разновидность пересекаемого перекрестка – отсюда станет ясно, в каком именно месте следует делать остановку;
  • проследить за указателями, размещенными и изображенными на дорожном полотне.

Выполнение перечисленных действий, и в целом знание нормативов ПДД, поможет соблюсти нормы безопасности и не допустить аварийных ситуаций.

Остановка и стоянка на газоне

Каждый автомобилист должен знать, что выписыванием штрафа за указанное правонарушение занимаются не сотрудники Госавтоинспекции, а городская инспекция по благоустройству.

Конечно, не всегда водитель может в полной мере оценить, является ли зона остановки газоном. Особенно сложно не нарушить правила в зимний период, когда за слоем снега не понятно, закончился ли асфальт. Поэтому чаще всего газоны огораживаются специальными бордюрами.

Водитель будет обязан оплатить штраф. Сколько остановок в неположенном месте совершил водитель, столько и предписаний может прийти. Сумма штрафа зависит от урона, причиненного газону, а также от статуса владельца. Например, физическому лицу может быть выписан штраф от 3 тысяч рублей. Юридическое лицо заплатит уже больше. Максимальный штраф составляет 500 тысяч рублей.

Правила остановки на регулируемом перекрестке

Согласно п. 13.3 Правил, под регулируемым перекрестком, понимают участок, на котором очередность передвижения определяется по светофору либо по указанию регулировщика. Соответственно остановка в этом случае производится по запрещающей команде или сигналу.

При выборе места, следует руководствоваться п. 6.13 ПДД. Правило гласит, что стоп-линия на светофоре означает необходимость торможения строго перед ней. Соответствующий знак обозначается номером 6.16. На практике имеет вид таблички с изображением на белом фоне слова «СТОП».

Варианты размещения указателя на дорожном полотне:

  • справа от проезжей части (обычно на самом светофоре);
  • над дорогой;
  • над каждой полосой автомобильного движения.

Также стоп-линия может иметь вид разметки. В этом случае нужно затормозить непосредственно перед ней.

Проезд стоп линии на светофоре

Если же на дороге имеются в наличии оба знака, то остановку следует совершать перед табличкой «СТОП». Это связано с тем, что дорожные указатели обладают приоритетом перед разметкой.

Что касается того, где и как остановиться на светофоре регулируемого перекрестка, если дополнительные знаки отсутствуют, то в такой ситуации тормозить нужно перед проезжаемой частью дороги. При этом нельзя создавать помехи пешеходному движению.

На практике можно выделить 2 варианта остановки, если таблички 6.16 нет:

  • перед светофором, если переход для пеших граждан отсутствует;
  • перед «зеброй», если она имеет место.

Если пешеходная разметка не обозначена, но участок пересекают люди, то остановиться нужно непосредственно перед ним. Создавать помехи гражданам и проезжать за светофор нельзя.

Дополнительно стоит учитывать и п. 13.7 Правил. Он гласит, что автовладелец, въехавший на пересечение дорог при допускающем такое действие светофорном сигнале, должен выехать с участка в выбранном направлении. Передвижение в этом случае не зависит от команд того светофора, который размещен на выезде с этой зоны. Но если на участке имеются стоп-линии, расположенные перед светофорами по вектору движения машины, то ее владелец обязан действовать в соответствии с командами каждого сигнального устройства.

Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Москва доб 152
  • Санкт-Петербург доб 152
  • Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)

Противоречия штрафа при остановке на обочине

В КоАП имеется исчерпывающая информация о том, при каких ситуациях и в каких размерах используются различные штрафы. Однако имеются определенные случаи, когда невозможно применить штраф, так как имеются спорные моменты.

Водитель может остановиться на обочине, если это не представляет опасности для других людей, а также не создает препятствия для пешеходов. Но инспектор ГИБДД может рассматривать такую ситуацию как нарушение.

Езда по обочине представляет опасность не только для окружающих, но и для самих любителей обочичников. Смотрите видео:

Например, автовладелец останавливает машину на обочине по всем правилам, не создавая помех другим водителям или пешеходом.

Как обжаловать штраф за административное нарушение? Читайте по ссылке.

После того, как он вновь начинает движение, его останавливает инспектор ГИБДД. Он выписывает штраф за движение по обочине, ведь на самом деле водитель двигался по ней.

Противоречие имеет место быть, так как останавливаться допускается на обочине, а вот двигаться – запрещено. Доказать какую-либо истину практически невозможно, поэтому водитель может только оспорить такую ситуацию, представив доказательства, что остановка была выполнена по всем правилам.

Но обычно штраф все равно приходится оплачивать. Как оплатить штраф без комиссии? Смотрите тут.

Такое решение властей связано с тем, чтобы не затруднять движение по крупным трассам и дорогам.

За счет введения штрафа допускается:

  • оградить водителей от необходимости выезжать на обочину;
  • уменьшить число аварий;
  • предотвратить травмы, наносимые пешеходам и велосипедистам;
  • решить вопросы с парковками.

Таким образом, езда по обочине – это серьезное правонарушение, которое карается значительным штрафом и возможностью лишиться прав автовладельцу.

Поэтому каждый автомобилист должен следовать правилам, двигаться с осторожностью и не создавать препятствий и трудностей другим людям.

Остановка на нерегулированном перекрестке

Если на пересечении дорог нет регулировщика либо светофора, а также если он отключен либо мигает желтый цвет, то участок считается нерегулируемым.

Разновидность включает еще 2 подтипа:

  1. Равнозначный перекресток. Признаки – нет регулировщика или устройства светофора, на пересекающихся дорогах одинаковое покрытие, нет знаков приоритета. Участок признается равнозначным лишь при одновременном соблюдении указанных условий. Дополнительно в качестве обозначения может быть размещен знак 1.6.
  2. Неравнозначный перекресток. В этом случае одна из пересекающихся дорог должна быть главной. Обозначается она указателями 2.1, 5.1, 2.3.1–2.3.7. Либо это может быть дорога с твердым покрытием (асфальт, камень), тогда как второстепенные участки должны быть покрыты грунтом (песок, земля). Также главной считается дорога по отношению к выездам с прилегающей территории.

Остановка перед подобными участками регулируется наличием указателя 2.5. Обозначение «Движение без остановки запрещено» обычно размещается на нерегулируемом пересечении неравнозначных автодорог.

2.5 указывает на запрет передвижения без остановки перед стоп-линией либо перед краем проезжаемого участка. В этом случае автовладелец обязан уступить машинам, перемещающимся по пересекаемой им дорожной части, либо по главной дороге, если имеет место знак 8.13.

Выбор места торможения авто при наличии указателя 2.5 должен быть таким:

  • перед стоп-линией, если она имеется;
  • перед пересечением автомагистралей, если линия не обозначена.

Фактически получается, что остановка на нерегулируемом пересечении автодорог обязательна только если имеются признаки неравнозначности, а на участке расположен знак 2.5.

Характеристика знака «Остановка запрещена»

Дорожный указатель, запрещающий простой ТС на конкретном участке трассы, представляет собой синий круг с красным обрамлением, через центр которого накрест проходят две равные полосы. В настоящих правилах такой знак отмечается порядковым номером 3.27, а вот протяженность его действия напрямую зависит от сопутствующих табличек, расположенных под ним, а также нанесенной разметки.

Если перечисленные обозначения отсутствуют, то к указателю «Остановка запрещена» будут применяться стандартные ограничения:

  • До первого перекрестка со светофором или помеченного стоп-линией;
  • До указателя, снимающего все лимиты (белый круг с черным обрамлением, внутри которого по диагонали протягиваются пять равных полос);
  • До таблички, указывающей границы населенного пункта (учитывается только при выезде из города).

Сам же знак накладывает запрет на прекращение движения транспортных средств в отведенной зоне, даже менее, чем на 1 минуту (кроме исключений, прописанных в ПДД). А вот длительная парковка под ним и вовсе может закончится для водителя эвакуацией его машины на штраф-стоянку.

Зона действия знака

Ранее мы обговорили, что продолжительность действия дорожного указателя 3.27 напрямую зависит от сопутствующей разметки и табличек, расположенных под ним. Но для того, чтоб автомобилистам было понятней, в каком случае их ожидает штраф за простой за знаком «Остановка запрещена», мы рассмотрим наиболее частые примеры комбинаций, устанавливающих на него индивидуальные ограничения. Сюда относят:

  • Вывеску с продолговатой стрелкой, направленной вверх. При наличии такой пометки водитель имеет право прекратить движение до дорожного указателя, но не после него;
  • Эмблему со стрелкой, устремившейся вниз. При подобном обозначении автолюбитель может остановить свое ТС только за пределами знака;
  • Табличку с реверсивной стрелкой, края которой направлены в две противоположные стороны. Строго запрещено совершать остановку как до указателя 3.27, так и после него;
  • Вывеску с изображением конкретного типа ТС (мотоцикл, легковая машина, грузовик, автобус и т. д.), или цифрами, обозначающими протяженность действия знака.

Также ограничивать зону влияния таблички 3.27 может и желтая разметка, нанесенная вдоль обочины. Хотя на практике она вызывает много вопросов при оспаривании протоколов ГАИ, ввиду своего несоответствия ГОСТу.

Разрешена ли остановка на пересечении дорог

При необходимости остановки на пересекающихся дорожных участках, главное – не выезжать на сам перекресток, а также на пешеходную «зебру». Это запрещено п. 12.4 ПДД. Тормозить следует более, чем за 5 м до пересекаемой автодороги.

Под исключение попадают стороны, противоположные боковым проездам трехсторонних перекрестков. В частности, если на них имеется разделительная полоса или же сплошная линия разметки.

Согласно п. 12.5 Правил, стоянка автотранспорта на пересечениях дорог также не допускается. При этом в разряд исключений попадает вынужденная остановка. Например, из-за неисправности машины, неблагоприятного состояния водителя либо пассажира или при появлении на проезжей полосе препятствия.

При этом остановка за перекрестком разрешена. После выезда с пересечения припарковать машину допускается в соответствии с общими требованиями и правилами стоянки (п. 12 ПДД).

Размеры штрафов за нарушение

В зависимости от обстоятельств, повлекших за собой игнорирование дорожного указателя 3.27 или иных знаков и разметок, запрещающих остановку транспортного средства, водителю могут грозить следующие санкции, предписанные КоАП РФ:

Описание правонарушенияСтатья КоАПВид ответственности
Простой под знаком 3.27 «Стоянка запрещена»12.16Предупреждение или штраф в размере от 500 до 2500 рублей
Прекращение движения на пешеходном переходе12.19Материальное взыскание на сумму до 1000 руб.
Парковка на тротуаре или в зоне зеленых насаждений12.19Штраф в размере от 1000 до 3000 рублей
Простой на месте, предназначенном для остановки общественного транспорта12.19Материальное взыскание на сумму 2000 руб.
Прекращение движения под указателем 3.28 «Остановка запрещена»12.16Предупреждение или штраф, в размере 500 рублей
Простой на трамвайных путях или на железнодорожном переезде12.18Материальное взыскание на сумму от 1000 до 3000 руб.

Важно знать! Мы узнали, какой штраф грозит за знак «Остановка запрещена» рядовому водителю, не имеющему отношения к исключениям. Но если нарушитель оплатит протокол ГИБДД в течение 20 суток с момента его составления, то к выписанной сумме будет применена скидка в 50%.

Сумма штрафа за езду на обочине

Езда по обочине классифицируется как административное правонарушение и обычно наказывается штрафом, размер которого зависит от нескольких нюансов.

  • Если вы проехали и обогнали по правой обочине, то ваши действия попадают под пункт нарушение маневрирования и правил обгона и, согласно статье 12.15, п.1 КоАП РФ, грозит штрафом в 1500 рублей.
  • Обгон с выездом на обочину по левой стороне наказывается строже, что неудивительно — подобный маневр включает в себя движение по встречной полосе и по своей сути приводит к нарушению сразу двух правил. В этом случае действуют все запреты, связанные с движение по полосе встречного направления. Нарушение может наказываться как штрафом, общая сумма которого составляет 5000 рублей, так и лишением прав сроком от 4 до 6 месяцев. Повторное нарушение приведет к лишению прав уже до одного года.

Следует уточнить, что отделаться меньшим штрафом, аргументировав выезд на встречную полосу объездом препятствия, не выйдет, так как дорожный затор таким препятствиям не является. За соблюдением правил следят не только инспекторы ГИБДД, но и средства фото- и видеофиксации. Последние, ввиду своего автоматизма, неумолимы — штраф могут выписать даже в том случае, если на обочине ваш автомобиль оказался на вполне законных основаниях.

Почему нельзя ездить по обочине?

Еще изначально, при обучении в автошколе, каждому будущему водителю разъясняют пункт 9.9 Правил Дорожного Движения, согласно которого движение по обочине запрещено, поскольку такое движение создает угрозу для пешеходов и велосипедистов, находящихся в это время на обочине.

А инструктора по вождению учат нас тому, что движение по обочине чревато тем, что на ней могут оставаться осколки фар или части машин, мелкие гвозди или саморезы – все это может повредить колеса автомобиля, совершающего маневры на обочине. Кроме того, поднимается пыль, а также создаются неудобства другим автомобилистам, при возвращении на дорогу и будет создана аварийная ситуация.

А поскольку обочина не предназначена для движения транспортных средств, то во время движения по ней, при объезде затора, водитель рискует попасть в ситуацию «заноса».

Колеса автомобиля не будут иметь сцепления с поверхностью и существует большая опасность съезда с обочины как в сторону других автомобилей, что чревато нанесением повреждений чужому имуществу, так и съезду в кювет, когда пострадать может не только автомобиль, но и люди, находящиеся в нем.

Можно ли оспорить штраф и как это сделать?

Несмотря на то, прав водитель был или виновен и действительно совершил объезд затора по обочине, в обоих случаях автомобилист имеет право и должен будет в течение 10 календарных дней обратится в суд за оспариванием наложенного на него штрафа. И в этой ситуации необходимо будет предпринять все меры, чтобы доказать, что движение по обочине он не осуществлял.

Для этого можно будет привлечь свидетелей, или видео с камеры видеорегистратора в качестве доказательной базы, а также можно обратится за профессиональной помощью к юристам, специализирующимся на подобных спорах – автоюристам.

Но если у Вас нет возможности оплачивать услуги юристам, то, после получения постановления об административном правонарушении, вы можете самостоятельно сделать следующие действия:

  • в течение десяти календарных дней определится, в какой орган хотите подать жалобу на данное постановление (это может быть вышестоящий орган над тем, кто подписал постановление или суд);
  • составить текст жалобы, в которой указать все обстоятельства случившегося, а также со ссылкой на нормы действующего законодательства (примерный текст жалобы можно найти в интернете, введя соответствующий запрос в поисковике);
  • обязательно приложить все имеющиеся доказательства (видео с видеорегистратора, показания очевидцев, ходатайство об истребовании видео с камер близлежащих объектов и т.д.);
  • в случае рассмотрения жалобы в суде, явится в судебное заседание и настаивать на своей правоте.

Однако бывают ситуации, когда водитель в действительности, сэкономил время и, нарушив правила, объехал затор по обочине. Чтобы сэкономить свои денежные средства, водитель пытается обойти законодательство и представить ситуацию как то, что он лишь объезжал препятствие по обочине. Но, правилами дорожного движения предусмотрено определение «препятствию» и затор однозначно не входит является препятствием.

Согласно статистике ГИБДД, данное ужесточение за езду по обочине, принесло свои плоды, и нарушителей стало меньше, как и раньше с ремнями безопасности – почти вся страна сейчас ездит с пристегнутыми ремнями безопасности, благодаря работе сотрудникам ДПС и профилактическим мерам в виде рекламы. Теперь единицы водителей ездят без пристегнутого ремня.

Таким образом, во избежание штрафов или, в случае неоднократных нарушений, лишения водительского удостоверения, водителям стоит набраться терпения, соблюдать правила дорожного движения, а кроме того, уважать друг друга и не создавать осознанно аварийных ситуаций, которых, к сожалению, на просторах наших дорог и так слишком много.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!

Сомнительные моменты в правилах и наложениях штрафов

К сожалению, правила дорожного движения не идеальны. Несмотря на то, что в них четко указаны суммы штрафов и процедура их взыскания, технические моменты оставляют простор для интерпретаций, которые в некоторых случаях работают против водителя.

Простой пример: водитель на вполне законных основаниях и в рамках правил заезжает на обочину с целью остановки, а когда выезжает на проезжую часть обратно, то привлекает внимание инспектора ГИБДД. И инспектор, также на вполне законных основаниях, предъявляет обвинение в нарушении ПДД. Происходит такое нечасто, и, как правило, инспекторы предпочитают не заморачиваться, но такая ситуация возможна, и знать о ней стоит.

Стоять в пробках, конечно, не очень приятно, и путь иногда срезать хочется, однако это не повод нарушать правила дорожного движения. Подобное может привести к не самому приятному исходу: потере денег, прав и даже ДТП. И если своих денег не жалко, то стоит подумать о других автомобилистах и пешеходах, которым проезды по обочине могут принести немало неприятностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: