Главная / Автосвет
Назад
Опубликовано: 31.03.2021
Время на чтение: 5 мин
0
1445
- Можно ли ставить стробоскопы на машину
- Какие могут быть штрафы за стробоскоп
- Как правильно использовать чтобы не штрафовали
- Кто может ездить со стробоскопом
- Как уйти от наказания
Наказание за стробоскопы определенных цветов достаточно значимое, поэтому многие водители считают, что их установка незаконна. На самом деле есть ряд нюансов, знание которых позволит избежать лишения прав и получить минимально возможное взыскание или даже обойтись без штрафа.
Какое грозит наказание?
Спецсигналы могут быть световыми или звуковыми. Они подаются при помощи специального устройства, на установку которого требуется разрешение. Получить его можно в ГИБДД. После рассмотрения документов в регистрационном свидетельстве сотрудник ГИБДД проставит необходимую отметку, после чего водитель приобретает право использовать спецсигнал. Применение их без наличия разрешения строго запрещено и подлежит штрафованию.
За установку на автомобиль
Даже если вы просто установите неразрешенный сигнал на автомобиль, вам будет назначен штраф (ст.12.4 КоАП ч.2). Физлица при обнаружении нарушений такого рода заплатят 5000 рублей. Должностные караются на большую сумму – для них штраф составит 20000 рублей. Юридическим лицам вменят уплату 500000 рублей.
За управление машиной
Автомобилист, отважившийся управлять машиной с устройством для подачи сигналов без оформленного по правилам разрешения рискует лишиться прав на срок 12-18 месяцев (ст.12.5 КоАП, ч.4). Приборы при этом изымаются. Ответственность наступает также в случае, если приборы имеются в наличии, но в действие не приведены. В противном случае наказание будет более суровым.
При движении
При включении спецсигнала, установленного с нарушением правил, лишение прав будет на срок от 18 до 24 месяцев. Приборы конфискуются. Ответственность наступает в соответствии ст.12.5 КоАП, ч.5.
За подачу во время езды
Используя при движении автомобиля устройства для осуществления подачи сигналов при помощи света или звука, вы рискуете получить штраф, если у вас нет специального разрешения. Если оно не оформлено в ГИБДД, ответственное лицо может быть лишено права на управление ТС на период 1.5-2 года, при этом нарушающие правила устройства подлежат конфискации. Ответственность вменятся административная, для назначения наказания применяется ст.12.5, ч.5 КоАП.
Справка. При уплате штрафа в течение 20 дней с даты вынесения постановления его размер уменьшится вдвое. В ситуациях, когда исполнение постановления суда отсрочилось или выполняется в рассроченном виде, уплата штрафа производится в полном размере.
Можно ли ставить стробоскопы на машину
Чтобы разобраться, нужно изучить несколько пунктов Кодекса об административных нарушениях. Для простоты стоит разобрать два из них, которые напрямую касаются стробоскопов:
- В пункте 3 указано, что на передней части автомобиля запрещено устанавливать любое световое или световозвращающее оборудование с огнями красного цвета. Также сюда относят все остальные приборы, режим работы и цвет которых которых не соответствуют Положению о допуске транспортных средств к движению. Тут нужно отметить, что нарушением являются все дополнительные источники света, не предусмотренные заводом-изготовителем. Наказанием за это нарушение является конфискация оборудования и лишение права управления транспортным средством на срок от 6 до 12 месяцев.
За такой вариант лишают прав практически всегда. - Если на автомобиле установлены устройства для подачи специальных звуковых или световых сигналов без соответствующего разрешения, их также конфискуют. А срок лишения в этом случае увеличится и составит от года до полутора. Но стоит отметить, что к специальным сигналам относятся только источники света определенных цветов, поэтому наказывать по этому пункту могут далеко не за все виды оборудования.
Размер стробоскопов не имеет значения, даже небольшие элементы станут причиной лишения прав.
Если исходить из режима работы стробоскопов, которые мигают несколько раз в секунду, то все они нарушают требования закона. Но при этом прямого указания на данный тип устройств нет, поэтому толкование законодательства может быть разным.
Понятие звукового сигнала
В нормативных актах спецсигналам дано следующее определение – маячки проблесковые, могут быть сине-красными или только синего цвета, могут быть снабжены устройством для передачи звука. Спецсигналом является сочетание света и звука, предвещающее приближение полицейской машины, автомобиля скорой помощи, пожарной бригады. Техника, снабженная таким сигналом, имеет особенный статус. При выполнении особых условий все прочие ТС обязаны уступить им дорогу.
Положение ГОСТ, где содержится описание понятия, распространяет свое действие на легковые автомобили, а также мотоциклы и автобусы, принадлежащие оперативным службам.
Согласно правилам, устройством для подачи звуковых спецсигналов выступает прибор, способный издавать звуки определенного спектрального состава. Оно не относится к конструктивным элементам ТС – от обычного звукового сигнала специальный отличается спектром звуков (п.11 ст. 3 ГОСТ). Установка производится по оформленному в ГИБДД разрешению.
Проблесковые маячки – «мигалки» применяются для подачи световых сигналов и должны иметь установленные ГОСТом цвета, определенную продолжительность свечения и частоту миганий (п.12 ст. 3 ГОСТ). Световой прибор не относится к элементам, которые входят в конструкцию транспортного средства. Для установки необходимо получить спецразрешение.
Виды «мигалок»
- Синие (для служб 01, 02, 03, 04).
- Красные и синие (ГИБДД, ФСБ, автомобили сопровождения, предназначенные для организованных колонн).
- Оранжевые и желтые (эвакуационная, дорожная спецтехника, транспорт, перевозящий грузы нестандартных габаритов, опасные, с немалым весом).
- Сигнал бело-лунного цвета (используется для машин инкассации, транспорта ФПС).
Оранжевые, белые и желтые «мигалки» не относятся к спецсигналам и не предоставляют при движении по автодорогам преимущества. Такие сигналы используются только для удобства проезда по дорогам. Водители спецтехники, снабженной такими устройствами, могут не соблюдать некоторые правила при езде.
Кто может ездить со стробоскопом
Ставить стробоскопы на машину может несколько категорий транспорта, для простоты они разделены на 3 типа. Каждый из них отличается по цвету и особенностям применения:
- Первый тип. Сюда относятся огни красного и синего цвета, ставить их можно на полицейских автомобилях и некоторых других категориях транспорта. Водители обязаны уступать дорогу транспорту с такими огнями, именно поэтому их нельзя ставить на обычные машины и за это нарушение предусмотрен самый большой штраф и лишение водительских прав.
- Второй тип. Это проблесковые маячки и стробоскопы желтого и оранжевого цветов. Они не дают никаких преимуществ, но предупреждают других участников движения об опасности и привлекают внимание. За их использование также накладывают штраф, но прав чаще всего не лишают. А водителей транспорта, оборудованного такими приборами могут штрафовать за то, что они не включили их во время работы или перевозки детей.
Спецсигналы вправе использовать только соответствующие службы. - Третий тип. Сюда относятся белые сигналы, чаще всего используемые инкассаторской службой, почтовым транспортом и машинами, перевозящими ценные грузы. Они не дают никаких преимуществ и не требуют регистрации при установке. Чаще всего за этот вариант не штрафуют, в отдельных случаях наказание составляет 500 рублей – за нарушения правил использования световых приборов.
Варианты третьего типа используют по своему усмотрению, водители транспорта, оборудованного ими, включают его по желанию.
Правила использования
Установка считается правомерной, если владелец авто озаботился получить в ГИБДД соответствующее разрешение. Транспорт, принадлежащий официальным организациям, своевременно проходит необходимые проверки для получения документов. Устройства, называемые спецсигналами и используемые для подачи световых либо звуковых сигналов должны сертифицироваться согласно правилам, которые утверждает Госстандарт.
Инструкция, по которой производится получение разрешения на применение спецсигналов, утверждается Приказом МВД №194. В регистрационном свидетельстве автомобиля этот факт должен быть подтвержден особой отметкой. Представители ГИБДД при остановке такого транспорта сумеют сразу же установить факт незаконного применения оборудования.
Справка. Несертифицированное устройство нельзя именовать «специальным звуковым/световым сигналом». К категории спецсигналов оно не относится. В спорных ситуациях юристы могут использовать этот факт, как лазейку для построения защиты.
Кому положено?
Звуковые спецсигналы могут использовать водители транспортных средств государственных организаций, таких, как ФСБ, полиция, Генпрокуратура, Министерство обороны, «Скорая помощь», пожарные и прочие организации, которые имеют полномочия осуществлять неотложные действия для защиты жизни граждан и их здоровья.
Указ Президента РФ N 635 в пп. б пункта 3 устанавливает на какие ТС можно устанавливать спецсигнал, тут следует учесть внесение изменений в этот указ от 06.04.2019 в связи с изданием Постановления Правительства 408.
Изменения коснулись легковых транспортных средств профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, не входящих в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств не устанавливаются.
Итак, давайте посмотрим выдержку из Указа и посмотрим кому разрешено устанавливать спецсигнал.
Устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств оборудуются:
- транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан;
- специальные оперативно-служебные транспортные средства уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей;
Что грозит?
Теперь вернёмся к обычным вспышкам ФСО – без режима мигания. За их установку предусмотрен небольшой штраф. Однако, как мера обеспечения может быть применено ещё одна процедура – гораздо более неприятная, нежели штраф.
Какой штраф?
Как мы указали выше, установка дополнительных фар ФСО – это нарушение Основных положений, приложения ПДД. И за данное нарушение отвечает часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ. По ней сотрудник ГИБДД выпишет штраф в размере 500 рублей, а в редких случаях предупреждение.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли ставить светодиодные LED-лампы в противотуманные фары?
- Можно ли ставить ксенон в противотуманные фары?
- Светодиодные лампы LED — можно ли ставить в фары?
Аннулирование регистрации
А теперь возвращаемся к Техрегламенту. Выше мы выяснили, что запрещено ставить вспышки ФСО именно из-за требований конструкции транспортного средства. Это означает, что устанавливая их незаконно, вы, тем самым вносите такие изменения в конструкцию. А это отдельное нарушение – пункта 7.18 Основных положений.
Пункт 59 Постановления Правительства РФ №1764 предписывает, что по решению главного инспектора региона или начальника ГИБДД регистрационный учёт автомобиля может быть принудительно прекращён в случае, если в его конструкцию без разрешения ГАИ внесены изменения.
На практике 2021 года это происходит после составления рапорта сотрудником ДПС на дороге, который далее передаётся его начальнику. А вы об аннулированном учёте машины можете узнать только из соответствующего письма из ГИБДД с предложением приехать и показать автомобиль с отсутствующим нарушением. То есть вам необходимо будет снять вспышки ФСО и показать машину инспектору. После этого регистрация будет возобновлена.
Кроме того, обратите внимание, что в случае применения действий инспекторами по указанному пункту 59, ваши госномера признаются недействительными – то есть вам их придётся заменить при возобновлении учёта.
Спорные ситуации нарушений ПДД
При возникновении спорных ситуаций для защиты в суде своих интересов можно обратиться к услугам опытного юриста. Например, если вам вменяется незаконное применение спецсигналов, защита иногда строится на том, что установленное устройство таковым не является.
Согласно характеристикам, к специальным относятся сигналы, которые при включении меняют тональность с определенной частотой. Информацию об это можно найти в предписании ГОСТ Р 41.28-99. Если характеристики, указанные в техпаспорте устройства, не соответствуют ГОСТу, нельзя обвинить человека в применении спецсигналов.
Вариант – устройство, не соответствующее ГОСТу, может именоваться муляжом. Если в нем, к примеру, отсутствуют конструктивные элементы, оно не относится к спецсигналам. За установку муляжей ответственности не предусмотрено.
Водитель может также подать жалобу на представителей ДПС, если считает, если в отношении него был нарушен порядок привлечения к административной ответственности. Жалоба подается в вышестоящие инстанции, лучше обратиться непосредственно в суд. Решение будет приниматься на основании обстоятельств, сопровождающих конкретную ситуацию.
Подмигнул и сел
Два законопроекта, непосредственно касающиеся водителей, поступили в Госдуму.
В первом предлагается ужесточить ответственность за незаконную установку на автомобиль спецсигналов.
Речь идет именно о незаконных спецсигналах. По мнению одного из авторов законопроекта депутата Госдумы от ЛДПР Ярослава Нилова, регулярные проверки, которые проводит ГИБДД совместно с ФСО, не дают результата.
Даже чиновники не брезгуют устанавливать на свои машины нелегальные мигалки. А что говорить о бизнесменах, у которых и автомобильный парк и денег на его содержание больше. Проблема в том, что максимум, который грозит водителю машины с левой мигалкой — заметьте, водителю, — лишение прав. А собственнику транспортного средства — конфискация прибора, запрет эксплуатации со снятием номеров. То есть по сути ничего. Если я, владелец , поставил на свой фирменный автомобиль мигалку, то мой водитель, который подвез меня с ветерком, может поплатиться правами. Автомобилю я верну номера, водителя уволю и найму другого. И снова буду пользоваться незаконными привилегиями.
Таким образом четко видно, что закон, направленный на сохранение статус-кво особо охраняемых на дороге объектов, не работает. Потому что попасть в лигу особо избранных стоит весьма недорого.
Достаточно зайти на рынок и купить себе мигалку за пять тысяч рублей. Остановят — значит, не повезло.
Именно поэтому депутаты предлагают ввести огромную, практически непосильную ответственность за установку спецсигналов. А именно штраф до двухсот тысяч рублей или арест на три — шесть месяцев. Изначально была идея увеличить ответственность в Кодексе об административных правонарушениях. Но административный штраф не может превышать пяти тысяч рублей. Поэтому Нилов предложил сделать эту статью уголовной, чтобы штраф действительно бил по карману.
Проект был отправлен в правительство РФ и получил официальный отзыв. Несложно догадаться, что отзыв был отрицательным. Правительство не поддержит законопроект. И вот чем оно это аргументирует: «на сегодняшний день ответственность за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов уже предусмотрена в части 2 статьи 12.4 КоАП. Принятие законопроекта приведет к конкуренции норм УК и КоАП, что позволяет констатировать наличие коррупционного фактора».
Примечательно, что этот конфликт норм двух кодексов может быть решен простым устранением конкурирующей статьи из КоАП. И есть подозрение, что большинство автолюбителей воспримут такую поправку «на ура». Но шансов на то, что этот законопроект будет принят, — минимум. По непонятной причине любое предложение в сфере ограничения распространения мигалок вызывает у большинства законодателей отторжение. Даже в том случае, если речь идет о незаконно установленных спецсигналах.
Отзыв на этот законопроект поступил также и из Верховного суда. В нем говорится, что для криминализации тех или иных деяний требуется тщательный анализ правоприменительной практики. Однако законодатель не представил подтвержденных данных о том, что нынешние нормы не эффективны, нарушения повсеместны, а в результате страдают интересы огромного количества граждан.
Во втором законопроекте того же депутата Нилова предлагается ввести уголовную ответственность за подставы на дорогах. Нилов предлагает расширить 163 статью Уголовного кодекса, добавив в нее статью 163 прим: умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства. Наказание за это предлагается суровое: лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 300 тысяч рублей.
По словам Нилова, сейчас, если удастся поймать таких преступников, то следователям придется доказывать, что имел факт мошенничества. Это довольно сложно сделать. Следователям предстоит для начала доказать, что подозреваемые сами создали аварийную ситуацию, а затем, что они пытались получить деньги незаконным способом. Все это, конечно, возможно, но тяжело и никому не нужно. Тем более что мошенники, как правило, состоят в связи с сотрудниками дорожно-патрульной службы и сервисами.
По мнению Нилова, введение новой нормы окажет в том числе положительное психологическое воздействие на водителя. Зная, что есть статья за подставу на дороге, он с большей вероятностью будет отстаивать свои права, в том числе привлекая к разбору дорожной ситуации правоохранительные органы. Сейчас он предпочитает отделаться «малой кровью» — то есть наличными на месте. Ведь он уверен, что у нас ничего не докажешь, а мошенники в этом его старательно поддерживают.
К тому же, как утверждает Нилов, изменится сам порядок заведения уголовного дела. Если сейчас для того, чтобы его открыть, требуется найти мотивы и подтверждения тому, что это ДТП возможно подстроено, то по новому порядку уголовное дело заводится сразу, а уж потом следователи разбираются, был факт мошенничества или не был.
Правительственный отзыв на этот проект тоже отрицательный. «Законопроектом не принято во внимание, что за вышеуказанные деяния ответственность уже предусмотрена статьями 159 (мошенничество), 163 (вымогательство), 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) и 264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) Уголовного кодекса», говорится в нем. Предлагаемая редакция вызовет конкуренцию норм Уголовного кодекса, а это — коррупционногенный фактор. Кроме того, в этой редакции увеличивается ответственность в виде штрафа, но исключаются некоторые наказания в виде ограничения свободы.
Кстати
На днях Госдума отклонила законопроект, которым предлагалось отменить штраф за поворот направо при запрещающем сигнале светофора.
Авторами инициативы выступили депутаты Игорь Лебедев, Максим Рохмистров и Сергей Иванов. В настоящее время санкция за это нарушение составляет 1 тыс рублей. «Согласно ПДД, поворот направо или налево (а также разворот) при запрещающем сигнале светофора разрешается лишь при условии, что одновременно с ним в дополнительной секции загорается зеленая стрелка», — напомнили разработчики. Многочисленные улочки, пересекающие широкую дорогу, зачастую оборудованы светофорами без дополнительных секций, что влечет за собой появление пробок. В большинстве стран Западной Европы и в Америке «уже давно разрешено поворачивать направо при запрещающем сигнале светофора», сказано в пояснительной записке. Между тем, комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству не поддержал эту идею. Учитывая, что запрет на осуществление правого поворота связан с обеспечением безопасности движения пешеходов, а также с исключением конфликтных ситуаций с машинами, двигающимися по дороге, на которую осуществляется поворот, установленная ответственность является вполне обоснованной и направленной на обеспечение гарантий его выполнения», — говорится в заключении на законопроект. Первый зампред профильного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков напомнил, что согласно правилам дорожного движения при красном свете светофора запрещено движение в любом направлении.
Каким образом ДПС может доказать вину?
Транспортное средство, будучи остановленным сотрудниками ДПС, может быть проверено на наличие нарушений. Представители контролирующих органов могут проверить, не установлены ли они с нарушениями принятых правил. Факт незаконного применения устройства устанавливается очень просто – стоит проверить документы на автомобиль.
К протоколу, оставленному на месте задержания ТС, могут быть приложены копии документов, подтверждающих нарушение – свидетельство о регистрации машины, в котором отсутствует разрешающая спецсигналы отметка. На усмотрение сотрудников ДПС могут приложены фото, видеоматериалы, свидетельские показания.
Кому разрешено устанавливать спецсигналы
Правилами дорожного движения запрещается устанавливать спецсигналы на обычные машины. Перечень транспорта, который может пользоваться специальными мигалками и звуками, утвержден Указом Президента России №635.
К ним относятся машины:
- скорой помощи;
- полиции, ГИБДД, дорожного патруля;
- пожарные, МЧС;
- военная прокуратура, ФСБ;
- государственных структур высших эшелонов власти.
Указанные автомобили в случае служебной необходимости включать специальные опознавательные сигналы: звуковой и световой. Без особой надобности сотрудники учреждений не должны использовать свое преимущество.
Спецсигналы не являются штатным устройством на всех автомобилях, для его установки требуется получение разрешение в ГИБДД. В свидетельстве о регистрации автомобиля ставится отметка о соответствующем разрешении.
Полезное видео
Ниже на видео рассказывается какие штрафы предусмотрены за установку и использование спецсигнала без разрешения.
От правильности их эксплуатации фар и сигнальных огней, зависит безопасность всех участников дорожного движения. Читайте статьи наших экспертов о том, какой предусмотрен штраф за нарушение использования световых приборов таких как: ксенон, наличие диодных лампочек в фарах, невключенный поворотник и езду не по стрелке, за тонировку задних фонарей или передней оптики, нерабочий ближний или дальний свет или езда в дневное время с не горящими фонарями.
Какие штрафы за установку спецсигналов на авто?
Среди форм соответствующих нарушений ПДД в 2021 году можно разделить 3 основные группы таковых:
- установка спецсигналов оперативных служб,
- управление автомобилем, на котором установлены проблесковые маячки или специальные звуковые «крякалки»,
- использование указанных сигналов – как в движении, так и на стоящем автомобиле.
Штрафы предусматриваются в большинстве своём только за установку на машину спецсигналов, остальные нарушения влекут лишение прав.
Вас также заинтересует:
- Всё о штрафе за ближний свет: какой размер, если не включили или не работают фары?
- Какое наказание за разворот на пешеходном переходе и когда он запрещён по ПДД?
- Можно ли устанавливать реснички-накладки и ДХО на фары по ПДД и какой за это штраф?
За установку запрещённых световых приборов – 3 000 рублей + конфискация прибора
Часть 1 статьи 12.4 предусматривает солидный штраф за установку одного из таких видов световых приборов:
- с огнями красного цвета (или красными отражателями) спереди автомобиля,
- если цвет огней и режим работы не соответствует Основным положениям ПДД.
Если с красными огнями всё предельно ясно, то второй пункт требует пояснений. Разрешённый цвет огней по Правилам России 2021 года может быть:
- белым,
- оранжевым,
- жёлтым.
Режим работы (по Техрегламенту) постоянным или проблесковым.
То есть штраф 3 000 рублей предусматривается, если вы установите такие световые приборы, которые будут нарушать и цвет, и установленный режим работы. Обратите внимание, речь идёт именно об установке, а управление с ними влечёт лишение прав (об этом ниже).
За установку звуковых и световых спецсигналов – 5 000 рублей + конфискация
А вот часть 2 этой же статьи предписывает ответственность в виде ещё большего штрафа уже непосредственно за предмет обсуждения нашей статьи – за установку специальных сигналов оперативных служб.
Имейте в виду, здесь также речь только об установке, а не управлении и применении их.
Виды спецсигналов
На сегодняшний день на дорогах страны применяется три типа спецсигналов, различающихся цветом. Каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения.
Синий или сине-красный
Используется представителями силовых ведомств, скорой помощи, МЧС и других государственных структур или учреждений. Проблесковый маячок дополняется звуком сирены. Одновременное их включение предоставляет возможность нарушать некоторые пункты ПДД. Но при этом водитель не освобождается от необходимости обеспечивать безопасность движения. Главное преимущество спецсигнала – обязанность других водителей уступить дорогу.
Желтый или оранжевый
Желтые проблесковые маячки используют машины и механизмы, привлеченные к выполнению строительных, ремонтных или дорожных работ. Они не предусматривают дополнительных звуковых сигналов. Наличие устройства предоставляет возможность не соблюдать требования разметки и дорожных знаков, а также располагаться на проезжей части с нарушением установленных регламентов. Допускается использование спецсигналов в ночное время, что необходимо для создания безопасных условий выполнения работ.
Белый
Проблесковые маячки белого цвета устанавливаются на машинах инкассаторских служб. Спецсигнал дополняется звуковым. Он не предоставляет никаких преимуществ во время дорожного движения и предназначен для информирования правоохранительных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации.