Кто имеет право на остановку транспортного средства?


Имеет ли право останавливать машины?

Да. Причём, вне зависимости от конкретного места остановки – будь то дорога, жилой двор или даже уже стоящий автомобиль по части обращения к водителю или его пассажирам.

Как мы указали выше, участковый является сотрудником полиции. Административный регламент же наделяет всех сотрудников правом останавливать авто, а не только инспекторов ГИБДД.

В итоге имеем, что участковый имеет полномочия:

  • останавливать автомобиль,
  • останавливать пешеходов.

Аналогичная обязанность есть у водителей транспортных средств. Пункт 2.4 ПДД предписывает право остановки регулировщикам. С одной стороны, чёткое определение регулировщика дано в пункте 1.2 Правил, и здесь таким лицом является тот, кому предоставлена компетенция регулировать дорожное движение, и это может навести сомнения в наличии такого права у участкового. Тем не менее, обратите внимание, что в этих целях обязаны работать не только сотрудники ГИБДД, но могут привлекаться и иные сотрудники полиции (часть 1 статьи 10 ФЗ О полиции и пункт 10.5 Приказа №205).

Отсюда следуют и соответствующие обязанности:

  1. право остановки может появиться исключительно при наличии исчерпывающих оснований для этого: если есть основания полагать, что вы совершили нарушение или преступление,
  2. ориентировка на ваш автомобиль,
  3. достаточные основания полагать, что ваша машина причастна к ДТП,
  4. необходимость опроса свидетелей в вашем авто,
  5. вы нужны участковому как понятой,
  6. ему требуется использовать ваше транспортное средство (пункт 2.3.3 ПДД обязывает вас предоставить его по такому требованию),
  7. если в рамках регулирования нужно запретить вам проезд,
  8. и другие причины;
  • при обращении к водителю или любому другому гражданину участковый обязан представиться, назвать свои фамилию, должность,
  • вы можете потребовать у него служебное удостоверение, а он обязан вам его предъявить.
  • Может ли участковый останавливать авто?

    Участковый имеет право останавливать транспортное средство при условии, что его движение производится на вверенной работнику территории в служебное время, в которой он располагает служебным транспортом. Такое право сотрудника зафиксировано в Приказе МВД РФ № 444 от 02.06.2005 года «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

    Приказе МВД РФ №664 также определяет полномочия должностных лиц МВД. Закон гласит, что сотрудник имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан только в случае, если есть основания полагать, что их владельцы совершили преступление или планируют его. Контроль также актуален при подозрении, что транспортное средство угнано или лицо, находящееся в автомобиле находится в розыске.

    Может ли проверять документы?

    И снова да. Логика официального законодательства 2021 года здесь та же – так как участковый является полноправным в этом плане сотрудником полиции, то он имеет право не только остановки машин, но и проверки документов:

    • у водителя,
    • пассажиров,
    • а также у пешеходов как участников дорожного движения.

    Об этом прямо говорит пункт 31 регламента Приказа №664. В то же время есть и свои причины для проверки документов – равно как и для сотрудников ГИБДД:

    1. если участковый выявил нарушение ПДД,
    2. спецмероприятия по предупреждению нарушений и/или ДТП,
    3. ориентировки о причастности вашей машины к ранее совершённому ДТП,
    4. ориентировки на розыск.

    Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

    Полиция в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» имеет право: 1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения; 2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством; 3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы; 4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства; 5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; 6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; 7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

    В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона «О полиции» и п. 29 Административного регламента, такие права предоставляются только сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности. Другие сотрудники полиции (например ППСники) могут остановить транспортное средство только в отдельных случаях.

    Пункты административного регламента ГИБДД, связанные с остановкой ТС:

    85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
    В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

    86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

    87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.

    88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

    В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

    89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Еще по теме: Инспекторам ДПС разрешили останавливать автомобили вне стационарных постов

    Имеет ли полномочие выписывать штрафы?

    А вот данный вопрос уже несколько сложнее из-за своей двусторонности. Дело в том, что само понятие выписывания штрафа ГИБДД в том виде, в каком его называют автолюбители-обыватели, имеет под собой сразу несколько административных процедур:

    • составление протокола как возбуждение дела о правонарушении,
    • рассмотрение дела как уполномоченное лицо,
    • вынесение постановления со штрафом или определения о закрытии дела как его завершение.

    Так вот, протокол участковый имеет право составлять при всех нарушениях ПДД и других нормативных актов водителями, пассажирами автомобиля или пешеходами.

    А вот рассматривать дела уже может уже не все. В нашем случае подпункт 9 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ перечисляет статьи этого же Кодекса, при привлечении по которым участковый уполномочен рассматривать материалы дела.

    Проще, говоря, если вас за конкретное нарушение можно привлечь по одной из этих статей КоАП, то это имеет право делать участковый полиции. Вот эти статьи (мы перечислим только те, которые относятся к гражданам и водителям в частности):

    • 6.24 за нарушения по курению в общественных местах,
    • 12.1 – вождение незарегистрированного в ГИБДД автомобиля, в том числе повторное, а также отсутствие техосмотра на машину,
    • 12.2, часть 1 – нечитаемые госномера,
    • 12.2, часть 2 – скрытые, видоизменённые, отсутствующие номера,
    • 12.3, части 1, 2 и 3 – управление автомобилем без документов и передача руля такому водителю,
    • 12.22 – нарушения при учебной езде,
    • 12.23 – нарушения ПДД по перевозке людей, в том числе детей без удерживающего устройства, а также организованной перевозки,
    • 12.28 – несоблюдение Правил в жилых зонах и дворовых территориях,
    • 12.29 и 12.30 – нарушения Правил пешеходом, пассажиром авто или велосипедистом,
    • 19.15 – проживание в жилище гражданина без паспорта в случаях, когда он обязателен,
    • 19.15.1 – проживание лица без регистрации,
    • 19.24 – нарушение гражданином мер надзора за ним,
    • 20.1 – мелкое хулиганство,
    • 20.20 – употребление спиртного в общественном месте или наркотических препаратов без разрешения/назначения врача,
    • 20.21 – появление в общественном месте в состоянии опьянения.

    При рассмотрении этих дел участковый уже имеет право самостоятельно выписывать штрафы гражданам. А вот при выявлении других нарушений он уже может только возбудить дело – составить протокол и далее направить его уполномоченному должностному лицу (например, сотруднику ГИБДД в подразделение по месту нарушения) либо в суд по подсудности.

    В завершение отметим полноценный документ, действующий в 2021 году на территории России и регулирующий права и обязанности участкового по прямому назначению. Это Приказ МВД №205 от 29.03.2019. В нём представлены исчерпывающие полномочия и компетенции этого должностного лица, в том числе:

    • может ли тот заходить и принудительно проникать в жилые помещения,
    • какие задачи в целом он решает на службе,
    • как он обязан обходить подведомственные ему территории,
    • как реагировать на обращения граждан,
    • и другие его полномочия.

    Может ли оштрафовать

    В этом случае приходится разбираться в более сложных процедурах. Вопрос в том, что оформление постановления на штраф инспектором ГИБДД в той форме, в которой его представляют водители, содержит в себе несколько процедур административного характера:

    1. Составление протокола является возбуждением дела о правовом нарушении.
    2. Дело должно рассматриваться уполномоченным на то сотрудником.
    3. Дело закрывается, либо оформляется постановление о штрафе.

    Участковый может составить протокол при любом нарушении Правил дорожного движения, либо других законов водителями, пешеходами, пассажирами. Но рассматривать и расследовать эти дела имеют право далеко не все сотрудники полиции. Административный кодекс ст. 23.3 ч. 2 указывает статьи, по которым участковый наделен правом рассмотрения подобных дел.

    То есть, если вас за какое-либо нарушение закона можно наказать по данным статьям КоАП, значит этим может заниматься участковый уполномоченный.

    Перечислять их все нет смысла, рассмотрим только статьи, относящиеся к водителям автомобилей, либо к другим лицам:

    • 6.24 – курение в общественных местах;
    • 12.1 – управление автомобилем, не стоящим на учете в ГИБДД, а также повторное, либо машина не прошла технический осмотр;
    • 12.2 – государственные номерные знаки не читаются (часть1);
    • 12.2 – на автомобиле нет номеров, либо они изменены, скрыты;
    • 12.3 ч. 1-3 – управление ТС без соответствующих документов, передача вождения другому лицу без прав и свидетельства о регистрации;
    • 12.22 – нарушения ПДД во время учебного вождения;
    • 12.23 – нарушения Правил перевозки людей, а также детей без специальных удерживающих устройств, организованных перевозок;
    • 12.28 – водитель нарушил ПДД на автомобиле во дворе дома, жилой зоне;
    • 12.29, 12.30 – нарушение ПДД пассажиром автомобиля, водителем велосипеда, пешеходом;
    • 19.15 – отсутствие паспорта при проживании в квартире, когда этого требует закон;
    • 19.15.1 – отсутствие прописки по месту жительства;
    • 19.24 – нарушение надзорных требований гражданином;
    • 20.1 – мелкое хулиганство;
    • 20.20 – распитие алкогольных напитков в общественных местах, либо употребление наркотиков без назначения медицинского работника;
    • 20.21 – нахождение в состояние алкогольного опьянения в общественном месте.

    В случае рассмотрения описанных нарушений участковый уполномоченный полиции может выписать постановление о штрафе любому человеку. Но при обнаружении других правонарушений он имеет право только на возбуждение дела. То есть, участковый составит протокол, а затем передаст его уполномоченному сотруднику, например, инспектору ГИБДД в местное отделение, либо в суд по месту жительства.

    Также стоит отметить документ, который полноценно регулирует в 2021 году права и обязанности непосредственно участкового полиции. Это Приказ №205, который вступил в силу 29 марта 2021 года.

    В нем описаны полные права и полномочия участкового:

    1. Можно ли ему заходить в жилые помещения, в том числе принудительно.
    2. Какие обязанности по службе за ним закреплены.
    3. Правила проведения обходов по закрепленной территории.
    4. Порядок реагирования на обращения граждан.
    5. Иные права и обязанности.

    Какие ещё права и обязанности?

    Помимо прочего, в отношении водителей участковый:

    • обязан оформлять ДТП, если оно произошло на подведомственной ему территории либо поручено ему определённым должностным лицом и находится не в компетенции ГИБДД (например, машину повредило сооружение или предмет – забор, сосулька, хулиган во дворе и так далее),
    • может провести освидетельствование водителя на алкогольное опьянение и направить на медосвидетельствование, если в рамках пункта 10.5 Приказа №205 ему даны полномочия по надзору за дорожным движением.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]