Дорожно-транспортный травматизм: причины и профилактика


Анализ статистики по ДТП

Дорожной полицией фиксируются все случаи гибели и травматизма людей в результате дорожно-транспортных происшествий. За прошлый год число аварий, в которых есть пострадавшие, достигло 126 000. Количество погибших: 16.6 тыс. взрослых человек, 582 ребенка. Всего было травмировано 168 146 граждан, из них детей – 15 860.

Чтобы сократить число жертв, структуры МВД, общественные объединения, организации культуры и образования прилагают совместные усилия, направленные на улучшение этой ситуации. Населению доступными способами рассказывают, как избежать ДТП, обучают правилам поведения на трассах и городских улицах.

Анализ статистики по ДТП

Чаще всего наезды на людей, столкновения с препятствиями и машинами совершают нетрезвые водители. Автокатастрофы также происходят из-за плохих дорог, невнимательности пешеходов, несоблюдения участниками движения ПДД.

Формы и методы

Профилактика ДТП осуществляется следующими методами и формами:

  1. Напоминание населению разных категорий участников дорожного движения об общих правилах поведения на дорогах.
  2. Использование различных наглядных материалов, СМИ, периодические издания, кинопрокат, типографские изделия и другие методы визуализации с целью предупредить преступное или безответственное поведение на дорогах.
  3. Обращение к специфическим категориям граждан с целью профилактической работы по предотвращению ДТП – военнослужащие, дети, инвалиды, могущие водить машину, водители общественного транспорта и другие лица, которых можно выделить в отдельную категорию.
  4. Проведение тренингов, семинаров, конференций, мониторинга и других мероприятий с целью обнародования количества случаев аварий на дорогах, а также с целью рассмотрения той или иной ситуации в отдельности, чтобы каждый слушатель знал, как правильно действовать – например, в случае наезда на пешехода или правил поведения в темное время суток и др.

Вообще порядок на дорогах обеспечивается несколькими сторонами, участниками общества. В первую очередь это сотрудники дорожной службы, а также те, кто косвенно к ним относится.

К ним относятся следующие категории населения:

  • дорожная полиция или дорожный патруль;
  • учреждение Госавтоинспекции или ГИБДД;
  • ведомство ОВД или МВД;
  • МРЭО, станции техосмотра автотранспортных средств и другие учреждения, призванные обеспечивать исправность средств передвижения;
  • страховые компании;
  • работники по ремонту, реконструкции и техническому обеспечению автодорог.

Ни для кого не секрет, что каждый из них – это важное звено в таком важном деле, как автодорожная безопасность. Самой основной формой профилактики аварий является работа сотрудников дорожной службы.

Коротко проведем обзор профилактических действий, которые обязан предпринимать сотрудник дорожной полиции, находясь при исполнении своих обязанностей.

Итак, представитель органов внутренних дел, а точнее сотрудники специализированной службы по обеспечению безопасности движения на трассах должен производить:

  • регулировку транспортного и пешеходного движения на дорогах;
  • обнаружение и устранение, вплоть до осуществления методов пресечения нарушений Правил дорожного движения (ПДД);
  • контроль над строительными дорожными работами и надлежащим содержанием инфраструктуры дорог;
  • надзор за состоянием автомобилей, их технической исправностью;
  • проведение регистрационного учета автомототранспорта;
  • регистрацию, учет и оформление ДТП, а также всех сопутствующих причин и обстоятельств, повлекших за собой аварию;
  • проведение мероприятий по устранению последствий аварии на дорогах и в их границах;
  • применение мер наказания к нарушителям ПДД;
  • организованную пропагандистскую работу по исполнению всех нормы и правил перемещения на дорогах гражданами страны.

Отдельного внимания стоит агитационная работа сотрудников ГИБДД. Она, как правило, проводится среди широких масс, а также направлена на внимание водителей.

Такая работа включается в себя следующие мероприятия, проводящиеся сотрудниками дорожной службы:

  • представление статей законов, указов Правительства РФ в отношении оптимального обеспечения безопасности на дорогах в стране и их разъяснение;
  • разъяснение ответственности перед законом каждого гражданина, пользующегося дорогами России;
  • освещение информации о частотности ДТП, преступления и причинах, влекущих за собой происшествия;
  • рассмотрение внешних условий, какие часто способствуют аварийным случаям на дорогах (например, непогода или произошедшая рядом с дорожным полотном авария на заводе и др.);
  • правила поведения водителя в нестандартной обстановке (например, если он проезжает мимо уже случившейся аварии);
  • правила поведения водителей на дорогах в момент ремонтов некоторых участков, мимо которых нужно проехать;
  • напоминание об основах ПДД;
  • отчет о работах, какие проводятся дорожными службами по обеспечению надлежащего уровня и качества обеспечения данной инфраструктуры;
  • ответы на вопросы водителей, пешеходов и пассажиров через сайт ГИБДД;
  • наглядный материал для запоминания правил поведения на дорогах – плакаты, проспекты, листовки, памятки водителям или пешеходам, мультфильмы для детей про ПДД и другие материалы, способствующие запоминанию и воспитанию ответственности в каждом гражданине.

Кроме этого сотрудниками ГИБДД проводятся также смотры на предмет выявления безопасного движения на дорогах, рейды, операции, тренинги, тематические агитпробеги, конкурсы и даже кинофестивали.

Отдельно проводятся работы с водителями личного легкового и двухколесного транспорта, отдельно с водителями общественного вида транспорта, а также и грузового.

Совсем другие меры по профилактике ДТП относятся к военнослужащим, использующим специальную передвижную технику. А также отдельному вниманию уделяется информирование несовершеннолетних и общая информация для всех граждан по травматизму при ДТП.

Для водителей личного транспорта

Для автолюбителей и профессионалов, имеющих личный транспорт, применяются следующие профилактические мероприятия и средства по недопущению и предупреждению случаев аварий на дорогах:

  1. Во время регистрации автомобиля в ГИБДД каждому автовладельцу выдается памятка, как вести себя за рулем на дорогах и следовать дорожным знакам.
  2. На почтовый адрес могут из учреждения Госавтоинспекции присылать буклеты или другие материалы, напоминающие об ответственности водителя при вождении машины.
  3. Во время остановки автомобилиста сотрудник ГАИ вправе предупредить о правонарушениях, если они были произведены по невнимательности впервые, а также напомнить о ПДД.
  4. Учреждения дорожных служб могут организовывать рейды, а также рекламные акции на дорогах.
  5. Кроме всего прочего, граждане сами могут скооперироваться, чтобы провести какой-нибудь флеш-моб на тему, призывающую водителей соблюдать правила дорожного движения. Как, например, недавно это сделали жители г. Ухты в Республике Коми в рамках программы «Живые знаки», выходя с призывными плакатами на зебру при разрешающем сигнале светофора.

Для водителей общественного, грузового транспорта

В отношении водителей, которые работают или хотят работать на общественном или грузовом транспорте применяется тактика отслеживания их уровня профессионализма.

Так, например, профилактика ДТП водителями автобусов должна, прежде всего, осуществляться на территории автобусного парка.

Руководитель предприятия при приеме на работу водителя, который в будущем станет ответственным за миллионы жизней, людей, перевозимых ими в троллейбусе, трамвае или автобусе, должен не только проверить его квалификацию, но и протестировать на сознательность и ответственность такого человека.

Кроме того, на предприятии, оказывающем услуги перевозчика, всегда должны периодически проводиться мероприятия по недопущению их сотрудниками аварий на дорогах.

Водители грузовиков должны быть обучены, по каким дорогам преимущественно они должны ездить с каким грузом.

Так, например, запрещается ездить в центре города с взрывоопасными или грузами, относящимися к категории высокой травматизации – например габаритными стройматериалами.

Для таких автотранспортных средств существуют объездные дороги, которые обычно пролегают у черты города или по его окраине. Водитель грузовика, груженного опасным грузом, сам должен понимать, что если он попадает в густонаселенный пункт, то риски причинить кому-то вред увеличиваются.

Кроме того, он всегда должен следить за тем, чтобы груз был надежно прикреплен и изолирован в рамках кузова, все крепления и замки должны быть надежно закрыты и не открываться при тряске во время движения транспорта.

Что даст независимая экспертиза после ДТП, объясняется в статье: независимая экспертиза после ДТП. Как происходит лишение водительских прав за оставление места ДТП, читайте здесь.

Для военнослужащих

Для военнослужащих проводятся специальные занятия, конкурсы, аттестации, экзамены или зачеты по знанию не только общих правил дорожного движения, но также и по специальным знаниям, которыми должен обладать каждый военнослужащих, использующий специфическую технику на общегородских дорогах, а также в ситуациях, когда требуется вмешательства сотрудника МВД в разбирательстве при случившемся ДТП или в момент предупреждения, пресечения ДТП.

Каждого сотрудника экзаменуют, кроме того, что ему даются определенные знания. Такие мероприятия могут проводиться не только службами ГИБДД, но даже службой УФМС, МЧС и другими уполномоченными органами.

Повсеместно среди военнообязанных граждан проводимая таким образом практика повышает уровень сознательности и ответственности сотрудников правоохранительных органов или специализированных дорожных служб.

На территориях военных гарнизонов в России также проводятся всевозможные акции с целью пресечения и недопущения нарушений Правил дорожного движения сотрудниками ВС РФ, когда они пользуются дорогами в качестве водителей личного или специализированного транспорта, а также когда они являются простыми пешеходами.

Целями таких акций обычно бывают следующие задачи:

  1. Всеми усилиями не допустить аварии на дорогах или нарушения Правил во время вождения личного или служебного транспортного средства.
  2. Как можно больше сократить применение специализированной техники на автодорогах густонаселенных пунктов. А также с целью максимального охвата военного состава занятиями в гарнизоне.
  3. Организовать и провести безаварийную эксплуатацию военной, военно-автомобильной и другой служебной техники.
  4. Активно повышать уровень подготовки водителей и развивать их навыки по использованию специальной техники в надлежащем порядке.

Для несовершеннолетних

Частые мероприятия, которые имеют положительный и явственный эффект, проводятся со школьниками, так сказать, лицом к лицу.

Детскими психологами и специалистами по контролю за соблюдением ПДД выявлено, что, если ребенку дадут просто почитать буклет про правила поведения на дорогах, а также вблизи дорожного полотна, то, скорее всего, он вряд ли будет особенно вникать в смысл слов, который призван донести агитационный буклет.

А вот если с ребенком встретится в стенах его родной школы и при помощи занятий проводить работу по формированию ответственности и законопослушного мышления, тогда положительный эффект от таких встреч с детьми сотрудниками дорожных служб дает ту же о себе знать. Такие встречи проводятся по городам России повсеместно.

Так, сегодня часто проводят всевозможные мероприятия с детьми не только в рамках школы, но и детских лагерей, больниц, детских кукольных театрах, развлекательных центрах и в медийной подаче информации в виде фильмов и мультипликационных лент.

К работе подключаться могут также рекламщики, издатели детских книжек и настольных игр, библиотекари, сотрудники любых других организаций, тесно контактирующих с детьми.

Кроме этого часто проводятся отдельные акции и программы под различными названиями, такими, к примеру, как – «Школьники – за правопорядок», «Знатоки Правил», «Стоп игре на дорогах!», «ПДД для детей» и т.д.

Помимо информационных мер профилактики также могут использоваться и всевозможные технические средства, приспособления, призванные максимально уменьшить столкновение машин на дорогах из-за детей.

К таким средствам относятся следующие:

  • детские автокресла, при помощи которых осуществляется правильная перевозка маленьких детей внутри салона автомобиля. Находясь в кресле пристегнутым, ребенок не только защищен, но также и сам не будет мешать водителю вести машину;
  • снабжение одежды, обуви и детских рюкзаков световозвращающими или светоотражающими элементами (стикеры, брелки, куртки, обувь, логотипы на шапочках и др.). В рамках программ под подобными названиями, как – «Стань ярким и заметным!» – ребенок на дороге или возле нее всегда будет заметен водителю в темное время суток;
  • уже в некоторых городах России начинают открываться целые обучающие центры по типу автогородков, где дети могут в естественных условиях научиться правилам безопасности и поведения на дорогах. Например, такой «Детский автогородок» в сентябре 2020 г. открылся в г. Самара;
  • создаются даже целые интернет-клубы для детей, желающих попробовать себя в качестве юных инспекторов дорожной полиции. В рамках игровой формы занятий дети легко усваивают правила дорожного движения.

Меры профилактики

Профилактические мероприятия, включенные в воспитательный процесс школьников и детей от 4 до 7 лет, проводятся всеми заинтересованными организациями. В обучении также должны участвовать родители и лица, принимающие участие в дорожном движении.

Водители, пешеходы, пассажиры общественного и частного транспорта обязаны знать и соблюдать Правила поведения на дорогах. Каждый взрослый в случае необходимости должен уметь принять меры, остановить детей и увести их от опасного места с целью предотвращения ДТП. .

Основные формы предупреждающих мероприятий

Под профилактикой ДТП понимают работу, направленную на пропаганду ПДД среди населения. Сотрудники дорожной полиции, педагоги школ и воспитатели детских садов рассказывают, что необходимо сделать, чтобы предотвратить возможность возникновения аварии. Методы профилактики:

  1. Разъяснение инспекторами ГИБДД правил поведения на дорогах среди разных категорий населения.
  2. Распространение информации с помощью рекламных щитов, телевидения, журналов, газет, интернета, плакатов. Наглядная агитация, расположенная вдоль трассы, стимулирует автомобилистов к соблюдению ПДД.
  3. Беседы проводятся с каждой категорией граждан, требующей особого внимания со стороны дорожной полиции. Сотрудники ДПС разрабатывают уроки, учитывающие возрастную категорию, специфику деятельности аудитории. Для взрослых занятия проводятся в форме лекций, семинаров. В садиках и школах информация подается через обучающие игры. Мероприятия по предупреждению ДТП могут планироваться совместно с местными ТЮЗами, Дворцами культуры.
  4. Региональные конференции, на которых участники делятся опытом, изучают статистику, причины и профилактику ДТП.

За безопасность движения на дорогах отвечают несколько служб полиции. Ими разрабатываются меры по предотвращению аварийных ситуаций, проводится работа по пропаганде правил поведения на трассе, улицах города.

Мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъекту транспортной деятельности необходимо осуществлять ежегодное планирование мероприятий по предупреждению ДТП.

Все разрабатываемые мероприятия делятся на две части — подготовка работников и подготовка транспортных средств. Разберем подробно каждый пункт указанных мероприятий.

Часть 1. Мероприятия по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — работники субъекта транспортной деятельности), к безопасной работе:

  • Обеспечение прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки работников субъекта транспортной деятельности, замещающих должности, перечисленные в разделе I Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств», и иных работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

Мероприятие по профессиональному отбору и профессиональной подготовке необходимо проводить со всеми сотрудниками, выполняющими работу по управлению служебными транспортными средствами, и сотрудниками, выполняющими работу по управлению движением служебными транспортными средствами. Данное мероприятие проводится, как правило, при приеме сотрудников на работу. В плане мероприятий срок исполнения нужно указывать «по мере поступления на работу».

  • Обеспечение подготовки работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Проводим необходимую подготовку со всеми сотрудникам, к которым предъявляются профессиональные и квалификационные требования. Специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения кроме того необходимо пройти аттестацию. Данное мероприятие проводится, как правило, при приеме сотрудников на работу. Аттестация ответственного за безопасность дорожного движения проводится один раз. В плане мероприятий нужно указать срок исполнения «по мере поступления на работу» и «конкретный месяц года».

  • Проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип или модель транспортного средства.

Стажировку необходимо проводить со всеми сотрудникам, выполняющим работу по управлению транспортным средством. Данное мероприятие обычно проводится при приеме сотрудников на работу, а также при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип или модель транспортного средства. В плане мероприятий срок исполнения указывается «по мере поступления на работу» и «при необходимости».

  • Обеспечение водителей транспортных средств оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки путем проведения соответствующих инструктажей.

Доведение оперативной информации до водителей проводится путем проведения соответствующих инструктажей ответственным сотрудником. Все виды инструктажей и должности ответственных сотрудников указываются в Положении о проведении инструктажей. Срок, время и периодичность проведения инструктажей зависит от вида инструктажа. В плане мероприятий срок исполнения указывается «по мере поступления на работу», «конкретный месяц года».

  • Обеспечение проведения обязательных медицинских осмотров водителей.

Смотрите также: О добровольной основе применения ГОСТ 12.0.004-2015
Проводим обязательные медицинские осмотры всем сотрудникам, выполняющим работу по управлению транспортным средством. Срок, время и периодичность этого мероприятия зависит от вида медицинского осмотра. В плане мероприятий срок исполнения указывается «по мере поступления на работу», «конкретный месяц года» или «согласно утвержденного плана-графика».

  • Мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Доводим навыки оказания первой помощи пострадавшим в ДТП при ежегодном повышении квалификации и профессионального мастерства водителя. Это мероприятие является отдельной темой 20-ти часовой программы обучения по БДД для водителей. В плане мероприятий срок исполнения указывается «конкретный месяц года».

  • Соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий.

Составляются графики сменности работы водителей с учетом особенностей режима труда и отдыха. Это мероприятие является ежемесячным и соблюдение режима труда и отдыха контролируется при помощи времени фактически указанного в путевых листах. В плане мероприятий срок исполнения указывается «ежемесячно».

Часть 2. Мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации:

  • Проверка соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и грузов.

Если транспортное средство не соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и грузов необходимо запланировать переоборудование этого транспортного средства. Данное мероприятие проводится или сразу после приобретения транспортного средства, или после того как было установлено что оно перестало соответствовать новому назначению. В плане мероприятий срок исполнения указывается «по мере необходимости».

  • Проверка наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации: свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, лицензия на осуществление пассажирских перевозок, путевой лист, а также иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мероприятие по проверке наличия документов проводится при каждом допуске транспортного средства на линию. При установлении окончании сроков отдельных документов планируется их обновление или замена. В плане мероприятий срок исполнения указывается «ежедневно», «ежегодно», «конкретный месяц года», «по мере необходимости».

  • Поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства.

Необходимо запланировать проведение мелкого ремонта, который можно осуществить собственными силами, без помощи станции технического обслуживания. Мероприятия по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии проводятся при каждом выявлении неисправностей, обнаруженных при проведении ежедневного контроля. В плане мероприятий срок исполнения указывается «по мере необходимости».

  • Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств.

Смотрите также: Порядок выдачи свидетельства ДОПОГ водителям

Планируем проведение работ по периодическому техническому обслуживанию и ремонту на каждое транспортное средство. Мероприятие планируется и проводится в соответствии с разработанным и утвержденным планом-графиком ежеквартальным или ежемесячным. В плане мероприятий срок исполнения указывается «согласно утвержденного плана-графика».

  • Проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.

Планируем проверку отсутствия неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Данное мероприятие проводится при каждом выпуске транспортного средства на линию с места стоянки. Контроль об исправности осуществляется путем проставления отметки в путевом листе. В плане мероприятий срок исполнения указывается «ежедневно».

  • Обеспечение стоянки и хранения транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности.

Планируем мероприятие по обеспечению хранения транспортных средств и исключению доступа к ним. Это мероприятие осуществляется путем обеспечения хранения транспортных средств или путем заключения договора с соответствующей организацией. В плане мероприятий срок исполнения указывается «по мере необходимости», «конкретный месяц года». При хранении транспортных средств на собственной территории планируется мероприятие по исключению самовольного их использования и возможности выезда с места стоянки. Например, обустройство шлагбаумов, назначение ответственного за хранение ключей зажигания, ведения журнала и т.д. В плане мероприятий срок исполнения указывается «по мере необходимости», «конкретный месяц года», «ежедневно».

Ответственность за проведение мероприятий Блока 1 возлагается на специалиста ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Ответственность за проведение мероприятий Блока 2 возлагается на специалиста ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

Контроль за выполнением всех мероприятий осуществляется руководителем, согласно разработанному и утвержденному годовому Плану мероприятий по предупреждению ДТП.

Напоминаем, на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Как проводятся

Сотрудники полиции в доступной форме дают разъяснения, как не попасть в ДТП. Меры, направленные на предотвращение аварий разрабатывают и внедряют:

  • ГИБДД;
  • управление МВД;
  • МРЭО;
  • страховые компании;
  • образовательные учреждения.

Каждое из ведомств заинтересовано в уменьшении количества дорожно-транспортных происшествий, случаев гибели и травматизма людей.

Среди водителей

Автомобилисты являются основными участниками движения на дорогах. Согласно КОАП, на них возлагается прямая ответственность за соблюдение ПДД и контроль ситуации. Любые нарушения с их стороны ведут к наказанию через штрафы и лишение прав. Во избежание человеческих жертв ежегодно создаются новые формы профилактических мер. Положительное воздействие на водителей частных авто, общественного и грузового транспорта оказывают:

  1. беседы, проводимые сотрудниками МРЭО во время регистрации машины;
  2. памятки, которые раздают полицейские в процессе общения с различными группами населения;
  3. адресные электронные рассылки, рассказывающие об изменениях КОАП, ПДД;
  4. баннеры, растяжки, плакаты и другие виды наглядной агитации, напоминающие автомобилистам о необходимости соблюдать правила поведения на трассе и во время движения по населенным пунктам;
  5. разъяснения, проводимые работниками ДПС для лиц, допустивших незначительные нарушения;
  6. флешмобы, митинги с участием школьников и родителей, направленные на повышение культуры дорожного движения.

С участием детей

Наиболее важной частью совместной работы полиции, молодежных организаций, учебных заведений, поселковых и городских администраций является профилактика ДТП с участием детей. Для каждой возрастной категории разрабатывают мероприятия, учитывающие особенности психического восприятия, имеющийся базис знаний и навыков.
Дети плохо запоминают назидательную информацию, поданную в форме буклета, скучной лекции. Такие занятия у ребенка могут вызвать обратный эффект, подстегнуть желание делать неправильно из чувства противоречия.

Совет! Чтобы профилактика ДТП побуждала малолетних граждан к желанию обезопасить себя, она должна подаваться в игровой, развлекательной форме. Идеально, когда детская аудитория вовлекается в происходящее на сцене действо, зрители становятся участниками спектакля, концерта. На дошкольников хорошо воздействуют мультфильмы, где главные герои приглашают малышей к взаимодействию, разъясняют обстановку, которая может сложиться на дороге.

Теория должна быть закреплена на практике. Для этого сотрудники ДПС проигрывают аварийные ситуации. По окончанию мероприятий руководитель обучающейся группы проводит тестирование, которое дает понять, насколько эффективно прошел урок.

Доклад на тему: «Предупреждение и профилактика нарушений правил дорожного движения» материал

«Предупреждение и профилактика нарушений правил дорожного движения»

Безопасность дорожного движения является крайне серьёзной проблемой, как в нашей стране, так и во всем мире. Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.

Основные ошибки водителей, которые приводят к ДТП:

1. Вождение в нетрезвом виде. На первом месте стоит самая очевидная причина всех дорожно-транспортных происшествий – вождение под воздействием наркотиков или алкоголя.

2. Усталость водителя. У сонного или уставшего водителя притупляется внимание и увеличивается время реакции.

3. Превышение скорости. Почётное третье место заняли любители быстрой езды. Превышение скорости является второй наиболее распространённой причиной ДТП со смертельным исходом.

4. Склонность водителей отвлекаться от дороги. В большинстве стран мира запрещено разговаривать по мобильному телефону во время езды без специальных устройств, однако некоторые умудряются не только болтать, но и набирать SMS-сообщения.

5. Недооценка погодных и дорожных условий. Зачастую даже небольшое превышение скорости на мокрой дороге или несоблюдение дистанции чревато заносом и последующим столкновением.

6. Игнорирование ремней безопасности. Эффективность ремней безопасности доказана годами их существования, тем не менее, многие водители и пассажиры продолжают игнорировать их использование, тем самым ставят под угрозу свою жизнь и здоровье.

7. Отсутствие детского кресла или удерживающего устройства. Не пристёгнутый ребёнок во время аварии получит тяжёлые травмы и увечья, что подтверждает статистика.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Значительная часть нашей работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

В нашем дошкольном учреждении разработана система профилактики дорожно-транспортного травматизма, которая ведется в соответствии с годовым планом работы на 2019-2020 учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также социальные партнеры.

Была организована встреча воспитанников с сотрудниками Госавтоинспекции. Сотрудник Госавтоинспекции провел дополнительные беседы о необходимости и эффективности использования светоотражающих приспособлений, детских удерживающих устройств, а также дал рекомендации по использованию светоотражающих жилетов.

Какие правила вежливости должны соблюдать водители и пешеходы, чтобы избежать неприятностей на дороге – была тема занятия подготовительной к школе группы с использованием методических материалов.

В процессе организованной образовательной деятельности дети получали сведения о правилах поведения на улице, дороге. В свободной деятельности, в ходе дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных игр данной тематики закрепляли полученные знания и умения.

Выставка рисунков по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей» помогла раскрыть творческий потенциал воспитанников детского сада и еще раз обратила внимание детей и родителей на важность соблюдения ПДД.

На официальном сайте учреждения на страничке безопасности в разделе «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» размещена информация для родителей, «Памятки по ПДД для родителей детей дошкольного возраста», «Будем вежливы», Как выбрать качественное, безопасное и удобное автокресло для вашего ребенка?»

В ДОУ оформлен стенд «Правила дорожного движения», обновлены и дополнены уголки безопасности дорожного движения в группах. Благодаря этому родители имели возможность больше узнать о мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении и совместно с детьми закрепить полученные знания на дорогах нашего поселка.

Воспитателями в группах провились индивидуальные беседы с родителями-водителями о необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля, использовании в темное время суток светоотражающих элементов. На родительских собраниях по теме: «Дорога и дети» педагоги затрагивали вопросы о том, как научить ребенка безопасному поведению на улице.

Таким образом, проведенная работа способствует обогащению и расширению знаний детей о правилах дорожного движения, пониманию родителями важности обязательного проведения совместной работы семьи и дошкольного учреждения по формированию безопасного поведения на дороге, ношения светоотражающих элементов и использовании детских удерживающих устройств при перевозке детей в автосалоне автомобиля, что позволяет обратить внимание педагогов и родителей на проблему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, активизировать деятельность с детьми.

Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И единственным способом- своим примером.

Профилактика травматизма

Предупреждение гибели и травматизма начинается с личной культуры участников движения, применения технических средств, предназначенных для обеспечения безопасности водителя, пассажиров, пешеходов. Для снижения количества раненых и погибших во время автокатастроф применяют:

  1. Детские автокресла. Родители должны проявлять заботу и обеспечивать защиту ребенка.
  2. Светоотражающие материалы. В сумерки и ночное время недопустимо идти вдоль дороги, переходить трассу в темной одежде. Водитель не сможет своевременно увидеть человека и уйти от столкновения с ним.
  3. Обучающие центры. Сегодня повсеместно создаются курсы и группы юных помощников полиции, где детей обучают, как избегать проблем во время движения по улицам города.
  4. Интернет-игры, позволяющие ребенку изучить знаки, понять специфику движения на дорогах.

Наибольшее количество случаев, результатом которых становится получение тяжелых травм и гибель людей, происходит по причине:

  • лихачества на красный свет светофора;
  • движения авто на высокой скорости по населенному пункту, во время гололеда, по трассе с плохим покрытием;
  • управление машиной после употребления спиртных напитков;
  • общение автомобилиста по телефону;
  • неисправность тормозной системы, подушек безопасности.

Совет! Чтобы снизить риск травматизма, пассажиры должны вести себя спокойно и не отвлекать водителя от процесса вождения. Пешеходы обязаны переходить дорогу только в положенных местах.

Предупреждение травматизма

Для предупреждения получения травм в ДТП водители должны знать правила поведения за рулем, а пешеходы – при переходе через дорогу.

В первую очередь, стоит ознакомиться с основными причинами травм:

  • переход через дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора;
  • езда на красный свет светофора;
  • превышение допустимой скорости автомобиля;
  • управление автомобилем в нетрезвом виде;
  • неисправность подушки безопасности;
  • непрестегнутый ремень безопасности;
  • разговоры по телефону во время езды;
  • неправильное поведение пассажиров автомобиля, мешающих водителю контролировать ситуацию на дорогах.

Чтобы сократить риск получения серьезных травм и увечий во время аварии, следует соблюдать несколько правил:

  1. Водитель должен соблюдать все правила дорожного движения и уметь контролировать ситуацию на дороге.
  2. Пассажирам нельзя отвлекать водителя, громко разговаривать и совершать иные действия, мешающие нормальному управлению транспортом.
  3. Пешеходы должны переходить дорогу только в установленных местах или через светофор, предварительно убедившись в том, что все автомобили остановились.
  4. Пешеходам необходимо следить за соблюдением правил поведения на дорогах другими людьми, особенно детьми.

Если случилась авария, нужно помочь пострадавшим людям, вызывать бригаду скорой помощи. Также не отказывается от осмотра врачами на предмет незначительных повреждений, которые могут в дальнейшем негативно сказаться на здоровье.

Рекомендации по обучению ПДД

Изучение правил поведения на дорогах должно начинаться с 4-х летнего возраста. Маленький ребенок легко воспринимает информацию в картинках, где изображены знаки, цвета светофора. Малыши с удовольствием играют с машинками на специальных ковриках, где нарисованы перекрестки и улицы города. До школьников доводится статистика аварий с участием детей, разъясняются причины ДТП.

Автовладельцы сами должны стремиться к изучению актуальной информации об изменениях КОАПП. Незнание законов не является основанием для ухода от наказания.

Мотоциклетные и железнодорожные травмы

Встречаются реже автомобильных. Следует отметить, что в авариях с участием мотоцикла, сильные увечья получают и водитель этого транспортного средства, и его пассажиры из-за конструктивных особенностей данного вида транспорта.

Травмы подразделяются на следующие виды:

  • Столкновение с движущемся навстречу автотранспортом.
  • Падения с мотоцикла, находящегося в движении.
  • Наезд на пешехода.

Мотоциклетный травматизм

  • Наезд на неподвижные объекты.
  • Переезд через пострадавшего.

И сюда также относятся нетипичные ситуации.

Железнодорожный травматизм занимает второе место после автомобильного. Железнодорожная травма – это сочетание механических увечий, которые возникают от выступающих частей движущегося состава, вращающихся колес и рельсов. Виды травм следующие: удар, переезд, падение, сдавливание тела частями транспорта и сооружениями, расположенными вдоль путей, внутри вагонов и смешанные.

Роль родителей в профилактической работе

Родительская забота должна проявляться в желании защитить ребенка от опасной ситуации. Профилактика ДТП проводимая в школах и детских садах имеет хороший результат, когда усилия сотрудников полиции и педагогов поддерживаются родственниками учащихся.

Дети хорошо воспринимают информацию, которая подается в непроизвольной форме во время прогулки с мамой и папой. Когда другие пешеходы совершают нарушения, переходят дорогу в неположенном месте, взрослый должен указать малышу, что так делать неправильно и рассказать о последствиях такого поступка.

Близкие родственники поясняют ребенку правила поведения:

  • запрещено бегать и играть на автостраде и рядом с ней;
  • нельзя шуметь в машине, автобусе;
  • опасно кидать на дорогу мячики, игрушки, крупные предметы;
  • когда дорогу пытаются перейти дети и старики, нужно им помочь.

Причиной аварии может стать невнимание родителей к детям. Увлекшаяся общением мама не замечает, как малыш выбегает на проезжую часть. Если во время прогулки по городу вблизи дорог брать ребенка за руку, можно избежать неприятностей.

Памятка родителям

Есть определенные общие правила, которые должен знать каждый ребенок и взрослый:

  • Переходить дорогу можно только после того, как вы уверились в загоревшемся разрешающем зеленом свете светофора.
  • Доверяя последнему, лучше еще раз убедиться в безопасности движения, посмотрите направо и налево.
  • Ребенка необходимо крепко держать за руку, коляску катить позади себя.
  • Во время перехода в руках не должно быть отвлекающих предметов: телефона, наушников с музыкой, сигареты и так далее.
  • Осуществляйте переход таким образом, чтобы ребенок поспевал за вами.
  • Только в положенном месте: на пешеходном переходе, по прямой перпендикулярной линии относительно перекрестка или по подземному переходу.
  • В темное время суток переходите дорогу только на освещенных участках дороги, и не забывайте про светоотражающие элементы.

Никогда не пугайте ребенка опасностью, разговаривайте, объясняйте ПДД с раннего детства, расскажите о сигналах светофора, на какой можно осуществлять движение, при котором нужно стоять. Малыш впитывает информацию словно губка, а лучше показать это на наглядном примере, посредством мультиков и картинок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: