Расследование дорожно-транспортных происшествий


Особенности расследования ДТП

Особенности расследования дела о ДТП зависят от его обстоятельств:

  • живы ли и могут ли давать показания его участники;
  • были ли очевидцы события;
  • информативен ли осмотр места аварии, автомобилей, или нужно проводить экспертизы.

Иногда уже после выезда по адресу, составления протокола картина происшествия ясна. В иных случаях (гибель или побег одного из участников, противоречивые показания оставшегося в живых, свидетелей, отсутствие последних) нужны дополнительные меры для выяснения ситуации:

  • выполнение автотехнической экспертизы;
  • установление и поиск сбежавшего водителя, его задержание по горячим следам;
  • идентификация транспорта, участвовавшего в аварии;
  • проведение повторного осмотра места аварии;
  • судебно-медицинская, криминалистическая экспертизы;
  • более детальное изучение вещественных доказательств;
  • поиск очевидцев, если они не объявляются сами;
  • повторные допросы очевидцев;
  • следственный эксперимент;
  • анализ данных, полученных от видевших событие, участников, в результате экспертиз.

Рекомендуем прочитать об оформлении ДТП аварийным комиссаром. Из статьи вы узнаете о том, кто такие аварийные комиссары, их обязанностях, преимуществах оформления ДТП специалистом. А здесь подробнее о том, в каких случаях лишают прав за ДТП.

Группа разбора ГИБДД

Группа разбора формируется в ГИБДД из сотрудников, специализирующихся на расследованиях обстоятельств автоаварий. Они должны рассмотреть предлагаемые им материалы дела, добыть новые данные, чтобы установить:

  • как произошло событие;
  • кто в нем виновен;
  • какие правила и законы были нарушены водителем.

Группа административной практики может много сделать для прояснения обстоятельств аварии. Но иногда полицейские просто уговаривают водителя признать себя виновным, хотя это не так. У автомобилиста есть шанс избежать ошибки. Ведь решение группы не является окончательным, его можно обжаловать.

Дознаватель после ДТП

Дознаватель из ГИБДД вступает в расследование после ДТП, если выезжавший на место инспектор не выявил виновного. Этот сотрудник устанавливает дополнительные обстоятельства, вызывает участников, свидетелей, беседует с ними, принимает предъявленные водителями доказательства, назначает при необходимости экспертизы. Собственно, дознаватель – один из членов группы разбора. Он может закрыть дело, выявив виновного, либо передать его в суд.

Следователь по ДТП

Следователь работает по ДТП, если в происшествии серьезно пострадали или погибли люди. Тогда им заводится не административное, а уголовное дело. В компетенцию следователя также входят:

  1. выезд на место с целью осмотра, изъятия вещественных доказательств;
  2. оформление результатов процедуры;
  3. установление нескольких версий события;
  4. их проверка, то есть допросы участников, свидетелей, назначение экспертиз, следственных экспериментов, очных ставок;
  5. составление обвинительного заключения;
  6. отправка дела в суд.

Рассмотрение ДТП

Рассмотрение дела о ДТП включает в себя:

  1. выезд инспектора на место аварии, фиксацию и документирование обстоятельств ее совершения (протоколы осмотра, справка, выявление и опрос свидетелей, схема, фото), взятие объяснений с участников;

  2. анализ дознавателями информации из бумаг, составленных сотрудником ДПС, схемы происшествия, разъяснений водителей, актов медосвидетельствования;
  3. явку автомобилистов, попавших в аварию, для дачи показаний группе разбора ГИБДД, если на месте нельзя определить виновного и вынести постановление о нарушении, уплате штрафа;
  4. назначение и выполнение экспертиз, которые дадут ответы на возникшие в ходе рассмотрения вопросы (этот этап присутствует не всегда);
  5. оформление итогов анализа в виде постановления.

Водители-участники имеют право дополнять свои объяснения, спрашивать о непонятном, настаивать на привлечении к делу специалистов, записывать происходящее. Если кто-то не согласен с оформленным постановлением, его можно обжаловать в течение 10 дней после получения копии. За этим обращаются в суд или к вышестоящему руководству инспекции.

Как происходит разбор ДТП в ГИБДД

Разбор ДТП в ГИБДД с участием сформированной с этой целью группы происходит в несколько этапов:

  1. сотрудники сначала без участия виновной и пострадавшей сторон изучают документы по аварии;
  2. оповещают о дате и месте проведения дальнейшей процедуры водителей;
  3. в назначенное время их приглашают в кабинет, где дают возможность еще раз описать собственное видение ситуации;
  4. автомобилисты предоставляют доказательства своей правоты (фотографии, видео, свидетельские показания), могут требовать назначение экспертизы;
  5. ответ на ходатайство группа разбора должна дать тут же и в письменном виде;
  6. если назначается экспертиза, ждут ее заключения, после чего устанавливается виновник;
  7. оформляется постановление.

Водителей могут пригласить на группу разбора по одному или вместе. Второй вариант больше похож на очную ставку, но нарушения закона в этом нет. Иногда так проще и точнее устанавливается истина.

Порядок разбора ДТП с пострадавшими

Если в результате дорожного происшествия есть пострадавшие, то об этом факте необходимо сообщить дежурному оператору при вызове сотрудника ГИБДД для оформления аварии. Он обеспечит вызов представителей судмедэкспертной организации для оказания медицинской помощи и проведения экспертизы по определению тяжести нанесенного телесного вреда. Дальнейшее расследование проводится в соответствии с алгоритмом:

  1. Составление схемы происшествия.
  2. Выяснение причин ДТП.
  3. Проведение контроля водителей на наличие следов алкоголя и наркотиков в крови.
  4. Оформление протокола.
  5. Подача оформленных на месте происшествия документов в отделение ГИБДД.
  6. Вынесение решения дознавателем о квалификации дела как уголовного или административного на основании анализа поданной документации.
  7. Расследование по схеме административного или уголовного дела.

При выявлении сложностей определения обстоятельств происшествия, после оформления регламентированного пакета документов, все участники ДТП приглашаются в отделение ГИБДД для проведения процедуры по схеме «группа разбора ДТП». В ходе мероприятия проводится анализ всех факторов для выявления истинных причин аварии и определения степени вины каждого водителя. Для компетентного подхода к решению проблемы, участники обычно прибегают к услугам юриста, которые могут представлять их интересы на мероприятии.

Порядок расследования ДТП по административному и уголовному нарушению

Порядок расследования дела о ДТП по административному нарушению состоит из:

  1. осмотра инспектором ГИБДД места, автомобилей;
  2. составления протоколов;
  3. оформления постановления о нарушении, если один из автомобилистов признал вину;
  4. передачи документов в группу разбора или дознавателю, когда оба водителя считают себя потерпевшими;
  5. изучения этой инстанцией обстоятельств аварии;
  6. вынесения постановления;
  7. исполнения его виновником или обжалования им решения.

Если есть погибшие или тяжело пострадавшие, сотрудник ДПС вызывает на место следственную группу, так как уже рассматривают уголовное дело. Осмотр и фиксация обстоятельств аварии производятся криминалистом, следователем. Последний открывает уголовное дело, в рамках которого допрашивает участников, свидетелей, назначает экспертизы. По его поручениям работают дознаватели. Когда виновный в аварии установлен, дело передают в суд.

Сроки расследования аварии

После ДТП может остаться только материальный ущерб. В этом случае дело рассматривают в рамках административного расследования. За какое время ответственное лицо должно закончить процесс, установлено разделом 5 статьи 28.7 КоАП:

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Но если за этот период не удалось обнаружить все обстоятельства происшествия, расследование может быть продлено. Это регламентируется той же статьей закона:

  • нет пострадавших, но дело остается невыясненным, значит, его изучение может идти еще 1 месяц;
  • в аварии был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, возможно, процесс разрешат продлить до полугода.

Решение принимается вышестоящим начальником сотрудника ГИБДД, который ведет дело об административном нарушении. Последний подает для этого письменное ходатайство.

При наличии тяжело пострадавших или погибших авария рассматривается в рамках уголовного дела. Здесь сроки расследования другие:

  • 2 месяца с момента открытия дела;
  • он может быть продлен до 3 месяцев вышестоящим руководством;
  • в особо сложных случаях следствие разрешают вести до года.

Все это регламентируется статьей 162 УК РФ.

Мы в Twitter:

Вход Регистрация

Новости автоправа

Приняты Правила движения большегрузов в зоне автоматического весового контроля ФНС утвердила форму заявления о гибели или уничтожении транспортного средства В России запретили высаживать детей без билета из автобусов В ПДД введен новый знак 6.22 – «фотовидеофиксация» Сдачу анализов на алкогольную зависимость отложили еще на год Минздрав обновил требования к комплектации автомобильных аптечек Минтранс утвердил порядок и сроки хранения диагностических карт ТО Получать допуск на международные перевозки теперь будут по-новому Проверить полис ОСАГО на подлинность теперь можно онлайн Центробанк установил новые тарифы на ОСАГО

/ Юридические статьи на тему автомобильного права / Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ / Сроки расследования уголовного дела о ДТП

Сроки расследования уголовного дела о ДТП

На страницах нашего сайта мы уже касались вопросов длительности проведения доследственных проверок по фактам ДТП и рассказывали о причинах, по которым до возбуждения уголовного дела материал может неопределенно долго болтаться в статусе «отказного».

В нашей сегодняшней статье мы также будем говорить о сроках, но на этот раз речь пойдет о расследовании уголовных дел о ДТП по ст. 264 УК РФ.

Согласно статье 162 УПК РФ, предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Однако, это вовсе не означает, что все уголовные дела расследуются не более двух месяцев. Вовсе нет. По факту, многие дела могут расследоваться месяцами и даже годами, поскольку, в этой же статье УПК РФ предусмотрена возможность продления сроков предварительного следствия на неопределенно долгий период, который может превышать 12 месяцев.

И как раз-таки именно «автодорожные» уголовные дела считаются одними из наиболее «долгоиграющих», т.е., расследуются в течение весьма длительного времени.

Разумеется, расследование далеко не всех уголовных дел о ДТП затягивается на большой срок. К примеру, не слишком сложные дела по ч. 1 ст. 264 УК РФ довольно часто уходят в суд в пределах двухмесячного срока и даже быстрее. А вот расследование уголовных дел о сложных ДТП с большим количеством погибших или пострадавших, к тому же, произошедшие при неочевидных обстоятельствах, могут затягиваться на долгие месяцы и даже годы.

Чаще всего, причиной длительного расследования уголовных дел от ДТП становится необходимость проведения сложных автотехнических, либо комплексных экспертиз. Иногда камнем преткновения становится и судебно-медицинская экспертиза, производство которой может затянуться по причине длительного лечения пострадавших.

Впрочем, уголовные дела о ДТП, в отличие от многих других категорий дел, не терпят спешки и суеты. Для того, чтобы установить объективную картину аварии, следователям требуется немало времени.

Процедура продления сроков расследования уголовного дела о ДТП ничем не отличается от аналогичной процедуры по любому другому уголовному делу. При необходимости увеличить срок расследования, следователь выносит письменное постановление-ходатайство, в котором излагает мотивы продления срока и обращается с ним к руководителю следственного органа, который и выносит соответствующее решение.

Это важно: следователь, в производстве которого находится уголовное дело, не вправе самостоятельно продлить срок его расследования. Это вправе сделать только вышестоящий руководитель. При этом, срок следствия до 3 месяцев может продлить руководитель следственного органа, в котором трудится следователь, от 3 до 12 месяцев – руководитель следственного органа по области (республике, краю), а свыше 12 месяцев – только руководитель Следственного департамента МВД РФ

Учитывая, что продление сроков следствия свыше 12 месяцев связано с поездкой к высокому начальству в Москву и «разбором полетов», на практике, многие следователи предпочитают всеми правдами и неправдами избежать такого развития событий и прибегают к различным процессуальным хитростям, позволяющим продолжить расследование без продления его сроков в Следственном департаменте МВД. Например, по истечении 12-месячного срока следствия выносится формальное решение о приостановлении следствия, которое тут же отменяется руководителем СО или надзирающим прокурором. Такой «финт» позволяет на вполне законных основаниях (ч. 6 ст. 162 УПК РФ) получить еще целый месяц срока расследования без всяких поездок к высокому начальству. При необходимости эта процедура повторяется нужное количество раз.

Полезная информация: в срок расследования уголовного дела не входит то время, в течение которого оно было приостановлено

Что делать, если по вашему мнению, сроки расследования необоснованно затягиваются?

Обращаться с жалобой в прокуратуру или суд, указав на нарушение требований ст. 6.1 УПК РФ, обязывающей проводить расследование в разумные сроки.

Если вам требуется правовая помощь, по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел о ДТП, вы можете получить консультацию у юристов на нашем сайте, воспользовавшись этой формой обратной связи:


Бесплатная парковка для многодетных семей


Транспортные средства категории М1

264 ук рф, сроки расследования дтп

13215

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Написать комментарий

Новые комментарии

Бадыргы → Снятие и погашение судимости по ст. 264.1 УК РФ 3 дня назад

Осуждён в 2014 году ч.1 ст 264 УК РФ ограничением свободы и лишением прав на 1 год. Как погасить судимость? И куда обращаться

Владимир → Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остано… 18 дней назад

Вправилах гласит, что водитель должен уступать автобусу дарогу отправляющемуся от остановки вгородской черте, но я еду соскоростью 60км вчас поглавной…

Автоправовед → Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом… 1 месяц назад

Здравствуйте. Срок уголовного наказания в виде лишения права управления течет, независимо от того, сдано в/у или нет. ГИБДД к исполнению этого наказан…

Евгений → Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом… 1 месяц назад

Добрый вечер! В 2014 году был осуждён по 264 ч.3 ук отбывал реальное наказание 2 года колонии поселения, так же судом был лишён ву на 3 года, после дт…

Автоправовед → Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом… 1 месяц назад

Здравствуйте. Сроки лишения по статье КоАП РФ и по статье УК РФ не суммируются. Каждый срок исчисляется самостоятельно, т.е., независимо друг от друга

Расследование ДТП без пострадавших

Авария, после которой приходится лишь подсчитывать имущественный урон, изучается иначе, чем при наличии пострадавших. Но подобные ДТП бывают не менее запутанными. Поэтому в процессе расследования проводят:

  • Осмотр места происшествия. Оно начинается с точки, где есть следы ДТП, или с участка, по которому двигались ТС. Учитываются особенности местности, расположение имеющихся там предметов, знаки, бордюр, деревья, состояние дорожного покрытия.

Начальную точку осмотра выявляют при опросе очевидцев происшествия. У них выясняют положение машин и препятствий на пути до аварии, реакцию участников на обострение ситуации на дороге, места ТС после случившегося. Все имеющие отношение к ДТП следы анализируются, производятся нужные измерения. Специалисты изучают частицы краски, автомобильных жидкостей, детали ТС, отметины колес. Последние не только фотографируют, с них делают слепки.

Детально осматривается транспорт участников. Исследуют все повреждения, определяется последовательность их возникновения. Устанавливается, какие части авто первыми получили дефекты. Полученные в результате осмотра сведения вносят в протокол. После составляется схема происшествия с условными обозначениями всех деталей и привязкой к местности.

  • Опрос участников. Он может происходить не на месте аварии, а уже в отделе ГИБДД. Каждый водитель пишет объяснения. А сотрудник ГИБДД в это время оформляет справки о ДТП, заполняет часть протокола. По совокупности полученной информации инспектор определяет виновного, что и фиксирует в документе.

После внесения туда всех сведений оба участника расписываются в документе, если согласны с имеющейся в нем информацией. Затем они получают копии протокола, справку о ДТП. И через короткое время виновному приходит постановление об уплате штрафа либо повестка в суд, где будет слушаться дело об административном правонарушении.

  • Работа группы разбора. Отсутствие возможности установить виновника сразу требует его выявления в подразделении ГИБДД, на территории которого произошла авария. В процедуре участвуют сотрудники службы, а также участники ДТП. Решение выносится максимум через 15 дней после поступления материалов дела, а судом – в течение 2 месяцев.

Во время расследования могут проводиться различные экспертизы. Их делают как по назначению суда, так и по желанию одного из участников ДТП и за его счет.

О том, как провести экспертизу автомобиля после ДТП, смотрите в этом видео:

Анализ материалов дела о ДТП. С чего начитать?

Опыт общения с даже опытными юристами показал, что большинство из них начинает анализ материалов дела о ДТП и поиск основания для их оспаривания с конца (с обвинительного заключения, других процессуальных документов, выводов экспертов) и продолжают изучение в направлении начала дела.

Может быть, это и правильно. Но дело в том, что основное внимание в этом случае уделяется анализу выводов, оценок, полученных другими участниками процесса, то есть производными и личными доказательствами. Идет анализ, изучение не фактических обстоятельств происшествия, а результатов оценки происшествия следствием и позиции следователя по ключевым аспектам. После этого начинается борьба со следователем, экспертом, свидетелями и так далее. На это уходит основное время, энергия.

Проанализировать материалы до конца, точнее — до начала, до исходных материалов – схем и протоколов ДТП, фотографий с места ДТП, осмотреть место ДТП, повреждения автомобилей не хватает ни сил ни времени. При этом, читающий материалы, невольно начинает видеть происшествие глазами тех, чьи труды он изучает. Теряется собственная оценка механизма происшествия.

Исходные данные – фундамент реконструкции и оценки механизма ДТП. Все умозаключения, экспертные исследования, в основу которых положены недостоверные исходные данные – недостоверны. Отсюда следует принцип — основное внимание следует уделять оценке полноты и достоверности исходных данных. Направив свои усилия на устранение недостатков в исходных данных, их уточнение и детализацию, вы можете сделать эксперта вашим союзником.

Исходя из приведенного выше – на начальном этапе следует тщательно проанализировать исходные данные, сформулированные следствием при вынесении постановления о назначении экспертизы.

Среди исходных материалов важнейшее значение имеет схема ДТП, как с точки зрения объема и информативности отраженных на ней данных, так и с точки зрения восприятия информации – схема воспроизводит качественную картину происшествия и содержит количественные характеристики следов и объектов, воспринимается как достоверный масштабный план и формирует представле-ние об обстановке на месте ДТП. При этом недостаточное количество размеров, ошибки измерений, отсутствие на схеме важных следов и объектов, внутренние противоречия в схеме обнаруживаются только при ее тщательном изучении.

Как показывает практика, примерно 80% схем содержит ошибки различной значимости. От незначительных, не влекущих никаких последствий, до существенных, критическим образом влияющих на выводы эксперта.

Поэтому первый этап анализа происшествия – вычерчивание масштабной схемы. Зачастую это приводит к положительным результатам.

Пример 1. Обстоятельства дела.

02…7 г. в г. Д-о по адресу ул. С-ды, 2, произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю Мерседес, г.р.з. В…96, принадлежащему В-у Р.И., причинены механические повреждения. Виновным в ДТП был признан водитель автомобиля УАЗ-39094, г.р.з. В… 45, П-в М.В.

Истец обратился к ответчику для прямого возмещения ущерба от ДТП, поскольку его гражданская ответственность застрахована в ООО «СК «С», после чего ему ответчиком выплачены денежные средства в сумме 178300 руб. Будучи не согласным с размером выплаченной страховой суммы, для определения размера ущерба он обратился к судебному эксперту И-у О.А., согласно заключению которого № 1..7 от 14..7 г. рыночная стоимость ущерба с учетом износа составляет 209126 руб., за проведение экспертизы оплачено 6500 руб.

Для уточнения объема повреждений, полученных в данном ДТП и стоимости ремонта автомобиля Мерседес, судом была назначена судебная автотехническая экспертиза.

В распоряжение эксперта, среди других материалов, была предоставлена схема ДТП (рис.1.) и, по запросу эксперта, фотоизображения с места ДТП.

В программе PC Crash, в соответствии с предоставленной схемой ДТП и c использованием масштабных изображений автомобилей, была выполнена масштабная схема происшествия (рис.2).

Очевидно, что схема ДТП, приведенная в административном материале не соответствует обстоятельствам происшествия и технически недостоверна.

Трасологическими исследованиями было установлено отсутствие активного контактно-следового взаимодействия между автомобилями при заявленных обстоятельствах.

Истец огорчился. И еще одна интересная подробность – выяснилось, что оба автомобиля принадлежат одному и тому же лицу.

В данном случае было достаточно по размерам, приведенным в схеме ДТП, начертить масштабную схему. Для этого достаточно иметь лист бумаги, линейку и карандаш.

Но бывают случаи, когда для уточнения схемы требуется более сложная процедура.

Пример 2. . Обстоятельства дела

07…9г в 11-30 на 7 км Ш-о тракта водитель О-ва С.С., управляя автомобилем Тойота г/н Х…45, не справилась с управлением, допустила выезд на полосу встречного движения и столкновение со встречным автомобилем Хендай г/н А… 89 под управлением Е-ва А.П. Автомобилям причинены механические повреждения.

Фрагмент схемы ДТП, имеющейся в материалах административного дела, приведен на рис.3. Попытки начертить масштабную схему, используя схему ДТП, к успеху не привели. Поэтому. специалистом был проведен дополнительный осмотр места происшествия и выполнены масштабные фотоснимки участка дороги с использованием квадрокоптера (фото 2).


На фотоизображении с места ДТП хорошо видно, что автомобиль Тойота остановился у стойки с дорожными знаками (фото 3). Эта стойка хорошо просматривается на фото 2 (поз.«а».) Сопоставление схемы ДТП с фото 2 и фотоизображениями с места ДТП показали — ни один размер на схеме ДТП не соответствует зафиксированным объективным данным (рис 2 – фото 2).

Дальнейшая реконструкция масштабной схемы была выполнена в программе PC Crash с использованием виртуальной камеры и фотоизображений с места происшествия (фото 3, рис. 4 ).

Использование этого метода, с корректировкой 3D изображения по расстоя-ниям между контрольными точками на схеме, определяемых по фотоизображе-ниям с использованием в качестве масштабных объектов автомобилей, позволило с достаточной точностью выполнить масштабную реконструкцию схемы ДТП – рис.5.

Рис.5. Расположение ТС, соответствующее фото 3.

В процессе дальнейших исследований было установлено, что столкновение автомобилей произошло на обочине дороги. К моменту столкновения автомо-биль Тойота полностью освободил полосу движения автомобиля Хендай (рис.6).

Рис.6. Расположение автомобилей Хендай и Тойота в момент столкновения.

А дальше — уже дело адвоката. Очевидно, что оценка действий водителей автомобилей, основанная на схеме ДТП, имеющейся в материалах административного дела и оценка, основанная на реконструированной масштабной схеме ДТП, будут различными.

Существуют и более сложные методы анализа и реконструкции схем ДТП, основанные на применении экспертных программ, сложных измерительных комплексов, позволяющие выполнить реконструкцию схемы ДТП и в более сложных случаях.

Очевидно, что если адвокату с помощью специалиста удастся внести существенные изменения в схему ДТП и обосновать эти изменения и добиться назначения повторной или дополнительной экспертизы, выводы эксперта будут иными.

Порядок расследования с пострадавшими

Когда в аварии есть травмированные или погибшие, расследование включает в себя большее количество этапов:

  • Осмотр места ДТП. Процедура проводится так, как было рассказано выше. Но помимо автомобилей и их деталей, предметов обстановки исследуются пятна крови, одежда пострадавших. При наличии погибшего происходит осмотр тела. Изучаются его поза, одежда, характер ее дефектов и повреждений кожи, иных органов.

Во внимание принимается положение трупа относительно других элементов, находящихся на месте аварии. Если есть нехарактерные для данного ДТП травмы, выясняются причины их появления.

  • Следственный эксперимент. Этот этап расследования предполагает воссоздание условий, в которых произошло ДТП. Он покажет, что видели и слышали участники аварии в критический момент, могли ли ее спровоцировать внешние факторы. Проведение следственного эксперимента нужно для установления возможностей образования повреждений ТС при обстоятельствах, описываемых свидетелями, названной ими скорости.

Процедура выполняется на огороженном участке, где в зону действия не попадут посторонние объекты или люди. Воссоздание ситуации происходит по предварительно выполненным расчетам, чтобы участники эксперимента не пострадали.

  • Экспертизы. Исследования проводятся разными специалистами, если иные методы не дали ответов на имеющиеся вопросы. С их помощью устанавливают место аварии, направление движения ТС, особенности появления следов. Вычисляется также вид ДТП (опрокидывание, наезд или столкновение машин), если нет иных возможностей сделать это. Эксперты получают доступ к документам дела, любым другим материалам.

Иногда специалист выезжает на место аварии, изучает автомобили, их отдельные детали, агрегаты. При наличии пострадавших проводят также судебно-медицинскую экспертизу. С ее помощью устанавливают положение тела до аварии, траекторию его движения в момент ДТП. Эксперт-медик выявит особенности водителя, которые могли способствовать возникновению происшествия, например, сниженный слух, проблемы со зрением.

Проведенные мероприятия помогут следователю составить полную картину аварии, выявить влияние на ее возникновение внешних условий, личностных особенностей участников. Но иногда их недостаточно, приходится использовать дополнительные меры в расследовании. Например, разыскивать виновника происшествия или его же вместе с машиной.

В некоторых ДТП помимо выявленных участников может обнаружиться еще один, который уехал или ушел с места. Необходимо искать его по названным очевидцами приметам, идентифицировать машину, доказывать причастность к аварии.

Важную часть в расследовании занимают допросы участников и свидетелей. Следователь должен выявить имеющиеся в их показаниях несоответствия, откровенную ложь и подтасовку фактов, безосновательное сваливание вины на погибшего.

О том, как проводят следственный эксперимент при ДТП, смотрите в этом видео:

Как общаться со страховой компанией

Не секрет, что все автовладельцы в России обязаны страховать свои машины. У каждого должен быть полис ОСАГО.

Обязанности водителя при совершении ДТП, если он рассчитывает получать выплату по страховке, должны заключаться в том, чтобы минимизировать возможные убытки, оформить дорожно-транспортное происшествие в соответствии с законодательством, зафиксировать данные и адреса всех участников и свидетелей ДТП.

Другим участникам аварии водитель обязан предоставить по первому требованию:

  • номер своего страхового полиса;
  • название компании, в которой застраховано ваше транспортное средство;
  • контактные данные вашей страховой организации;
  • иную необходимую информацию о договоре страхования.

Водитель имеет право потребовать присутствия представителя страховщика при оформлении ДТП. Для этого необходимо позвонить в компанию, рассказать об обстоятельствах аварии.

В обязанности водителя при совершении ДТП без пострадавших также входит заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии. При этом не имеет значения, оформляли аварию сотрудники ГИБДД или нет.

Служебное расследование ДТП

В аварии попадают не только водители на личных авто, но и те, что управляют служебным транспортом. В таких случаях расследованием в рамках административного или уголовного дела не ограничиваются. Проводят и служебное, которое не отменяет необходимости участия полиции или следователя. Его цель – выяснить обстоятельства аварии и роль в ней работающего в фирме водителя. Это нужно потому, что часть ответственности за ДТП может пасть и на руководство предприятия.

Процедура регламентируется Приказом Минавтотранса РСФСР №49 от 26.04.1990 г. и имеет определенный порядок:

  • Водитель служебного автомобиля может позвонить на место работы сразу после ДТП. Сотрудник организации приезжает прямо туда.
  • Он может опросить свидетелей, увидеть подробности места аварии. Ему разрешается выполнить фотосъемку и видео обстановки, автомобилей.

  • По результатам этих действий уполномоченным сотрудником оформляется часть акта расследования ДТП на предприятии. Помочь ему обязаны и сотрудники ГИБДД информированием об относящихся к случившемуся сведений. От них же представитель организации, которой принадлежит один из автомобилей-участников, получает копии протокола, справок и других документов по делу.
  • Материалы направляются в комиссию, созданную в организации.
    На их основе полностью заполняется акт расследования ДТП на предприятии.

    В него вносят сведения о членах комиссии и участниках аварии, а также транспортных средствах. В документе описывают обстоятельства происшествия, состояние дороги, относящейся к ней инфраструктуры. Учитывают также погодные условия, в которых произошла авария, освещенность участка.

Не менее важны сведения о водителе, пройденном им до поездки медосмотре, квалификации работника, дисциплинированности или ее отсутствии. Это тоже указывают в акте вместе с описанием состояния служебного авто, годом выпуска.

  • На основании выводов расследования устанавливают причину ДТП. Затем необходимо определить перечень действий, которые помогут избегать подобного в будущем. Это тоже указывают в акте.

Если водитель виновен, наказанию могут подвергнуться и ответственные лица предприятия. Им инкриминируют соответствующие статьи КоАП или УК РФ.

Служебная процедура должна завершиться в течение 5 дней. О ее результатах оповещают каждого работника предприятия.

Вынесение определения по служебному расследованию

В рамках служебного расследования ДТП определяются:

  1. Обстоятельства аварии, предварительная вина каждого из участников, правильность действий работника.
  2. Упущения со стороны предприятия, ставшие причиной аварийной ситуации на рейсе.
  3. Меры, направленные на устранение выявленных упущений.

Все вышесказанное участниками комиссии оформляется в Акт, который каждый из специалистов заверяет подписью. Документ ценен при сложных ДТП: собранные материалы допустимо использовать для доказательства невиновности работника в суде.

Акт не содержит в себе выводов – все определения, оценки предварительные. Виновность доказывает только судья. Документ правомочны затребовать следователи для представления более полной картины ДТП. Нередко в Акте перечислены важные подробности аварии, которые ускользнули от внимания дорожной полиции.

Расследование ДТП на предприятии

Расследование ДТП, проводимое на предприятии, должно начаться сразу после того, как о событии станет известно, по письменному приказу руководителя. Процедура длится до 5 дней. Если пострадали люди, период служебного выяснения может быть увеличен. Как это происходит:

  1. представитель организации, сотрудник которой попал в аварию, приезжает туда, где она случилась;
  2. он должен поговорить со свидетелями, полицией, сделать фото места происшествия;
  3. сотрудники ГИБДД передают ему копии документов, имеющих отношение к событию;
  4. дальше к делу приступает комиссия предприятия по расследованию, которая рассматривает обстоятельства аварии, выявляет соблюдение или нарушение водителем ПДД, учитывает погодные, дорожные условия, прочие нюансы;
  5. ею составляется акт, который может быть использован потом в суде, если до него дойдет дело.

Водителю служебного авто следует сообщить на службу о ДТП сразу после произошедшего, чтобы сотрудник фирмы мог приехать и осуществить необходимые для расследования действия. Это важно для самого участника аварии. Ведь предприятие заинтересовано в объективном рассмотрении и не позволит напрасно обвинить своего водителя.

С какими проблемами можно столкнуться?

Основные нюансы служебного расследования ДТП следующие:

  1. Недостаточная подготовка сотрудников организации к участию в расследовании аварии. При сборе информации могут быть допущены ошибки, которые станут причиной неверных выводов.
  2. Расхождение данных, предоставленных сотрудниками, с информацией, собранной ГИБДД. Потребуется доказать, что именно инспектор допустил ошибку. Для этого нужна крепкая база – четкие фото, слова свидетелей.
  3. Неполноценность мероприятий по определению виновных на предприятии. Чтобы этого не допустить, в составе комиссии не включают заинтересованных лиц. Необходимо привлечь сторонних специалистов.

Служебное расследование ДТП на предприятии позволяет проанализировать причины случившегося. На их основе проработать актуальные правила перевозок, технического и медосмотра для недопущения дорожных аварий в дальнейшем.

Административное расследование ДТП

Административное расследование по поводу ДТП – это действия полиции, направленные на выяснение его обстоятельств, когда:

  • нанесен вред имуществу;
  • установлен легкий либо средней тяжести урон здоровью участников;
  • между последними есть разногласия в определении виновного.

Оно начинается после оформления определения о деле. А этот документ составляется, когда место происшествия осмотрено инспектором, опрошены участники, очевидцы, сделаны фото и видеосъемка. Определение представляет собой заполненный бланк, где указывают:

  • дату и должность составившего его сотрудника;
  • причину возбуждения дела;
  • обстоятельства, вызвавшие эту необходимость;
  • статью закона, которая должна быть применена в данном случае.

Копии документа получают потерпевший и виновник ДТП.

Дальше расследованием занимается отдел дознания. Из его сотрудников формируется группа разбора, которая изучает протоколы, акты, показания свидетелей, беседует с ними. Это подразделение может назначить экспертизы, обязательно вызывает для объяснений участников аварии. Если в ходе ДТП причинен вред здоровью, полицейские обращаются за справками и заключениями в медучреждение. На все это нужно от 3 суток до 30 дней.

В исключительных случаях период административного расследования может быть продлен по ходатайству ведущего дело в адрес вышестоящего руководителя. Если в ДТП нет раненых, период увеличивают еще на 1 месяц.

При наличии пострадавших административное расследование может длиться до полугода. Его итогом становится протокол о соответствующем нарушении закона, если оно было совершено водителем. Документ направляют в суд. При отсутствии административного проступка выносится постановление о прекращении дела.

Как вести себя в ГИБДД при разборе

Водителю следует вести себя при разборе аварии в ГИБДД так, как позволяет ему ст.25.1 КоАП РФ:

  • требовать материалы дела для рассмотрения;
  • объяснять свое видение ситуации, причины аварии, иные имеющее к ней отношение нюансы;
  • предъявлять выполненные на месте фотоснимки, видео с регистратора, другие доказательства, настаивать на их рассмотрении;
  • явиться на разбор с адвокатом;
  • требовать проведения экспертизы или привлечения к разбирательству свидетелей;
  • ознакомиться с постановлением административной группы и подписать его;
  • опротестовать документ у руководства ГИБДД или в суде.

Можно также прийти на разбор, но не давать показаний против себя. Право предоставляется ст.51 Конституции РФ. Игнорировать необходимость явки не следует. Разбор может состояться без участника аварии, как и принятие решения, но в этом случае он не повлияет ни на то, ни на другое. В целом важно вести себя не как наблюдатель или заранее виновный, а как полноправный участник процедуры, не поддаваться давлению полицейских.

Как проходит разбор происшествия в ГИБДД

В случае если инспектор посчитал, что для решения вопроса о квалификации действий и степени виновности участников дорожной аварии необходимо провести дополнительные мероприятия, материал будет направлен в местный отдел ГИБДД по разбору ДТП.

Далее назначается специальная группа сотрудников для разбора обстоятельств инцидента. О дате и времени, когда будет разбираться конкретная ситуация, участники уведомляются заранее, если это не было сделано непосредственно на месте автопроисшествия.

В каждом конкретном случае используется своя методика расследования ДТП, однако существуют некоторые моменты, которые необходимо знать любому водителю.

  1. Расследование предваряет исследование материалов дела, собранных на месте аварии, опрос очевидцев. Основным объектом расследования на предварительном этапе являются зафиксировавшие факт происшествия документы. Как правило, на изучение письменных доказательств уходит 3-30 дней.
  2. Нередко для восстановления механизма аварии требуется провести экспертизу, например, трасологическую или автотехническую. Если инспекторы, занимающиеся разбором ДТП, избегают назначения экспертиз, объясняя это загруженностью службы, заинтересованному водителю стоит настоять на их проведении.
  3. Во время разбора сотрудники, ведущие дело, выясняют детали как на основании письменных документов, так и устной беседы с каждым водителем. Участников аварии могут пригласить одновременно или выслушать по отдельности. В первом случае проводят своеобразную очную ставку, поскольку дача ложных показаний при ДТП — довольно распространённый случай.
  4. Часто инспекторы не разрешают водителям ознакомиться с материалами дела, не показывают схему происшествия. С одной стороны, это способ подтолкнуть участников аварии к самостоятельным воспоминаниям нюансов ДТП способствует объективному рассмотрению дела, а с другой — завуалированный метод помочь «понравившемуся» водителю.

В результате разбора автоаварии инспекторы группы делают выводы о наличии в действиях участников ДТП состава правонарушения, определяют его характер. На основании выводов выносится постановление по конкретному происшествию.

Читаем также: Действия водителя при ДТП Виды ДТП

Как нужно действовать

Поскольку ни один водитель не застрахован от неприятностей на дороге, при возникновении автоаварии и направления на разбор ДТП в ГИБДД, нужно знать, как себя вести. Не следует пускать решение серьёзного вопроса на самотёк, лучше тщательно подготовиться к расследованию и обдумать, как доказать невиновность в ДТП и отстоять правильность своего видения произошедшего.

Участники ДТП имеют право знакомиться со всей документацией по делу. Просмотреть имеющиеся материалы можно заранее. Для этого необходимо попросить сотрудника разбора предоставить все оформленные инспектором при аварии документы. Кроме того, следует изучить показания опрошенных свидетелей, видео- и фотоматериалы.

При подготовке к разбору аварии может пригодиться схема места ДТП. Надеяться на свою память не стоит, поскольку многие водители в момент происшествия находятся в стрессовом состоянии и могут не вспомнить существенные детали: расположение знаков, положение авто относительно дорожной инфраструктуры, разметку на дороге, расположение транспортных остановок.

Во время разбора участникам происшествия предоставляются следующие права.

  1. Если есть необходимость, водитель может потребовать у дознавателя назначить экспертизу по делу или затребовать справки из соответствующих служб, контролирующих освещение и состояние дорожного полотна на месте ДТП.
  2. Иностранцу должны предоставить переводчика.
  3. Предъявить любые доказательства, сделанные/собранные на месте происшествия: фотографии, видеосъемку с видеорегистратора или мобильного телефона, объяснения очевидцев, а также требовать их приобщения к материалу.
  4. Подавать ходатайства.
  5. Вести аудиосъёмку в процессе разбора ДТП.
  6. При несогласии с результатом расследования обжаловать вынесенное постановление.

Важно: срок обжалования отсчитывается с даты, когда водителем получена копия постановления. Поэтому подписывать документ прошлым числом не следует.

Нужна ли помощь юриста

При разборе аварии сотрудниками ГИБДД, особенно в непростых случаях, будет полезна юридическая помощь при ДТП. Целесообразно пригласить опытного и грамотного юриста уже на место происшествия. Как правило, в серьёзных автопроисшествиях имеются пострадавшие, не определена причинно-следственная связь при ДТП или водители обоюдно виновны в совершении дорожного правонарушения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]