Можно ли ездить без прав на электрическом мотоцикле и где? Нужно ли регистрировать в ГИБДД?

На каких мотоциклах можно ездить по дорогам?

В дополнение к ПДД идут Основные положения по допуску ТС к эксплуатации. Именно в нем и содержится информация о транспортных средствах, на которых можно и нельзя выезжать на дороги общего пользования.

Данный документ содержит следующие требования:

  • соответствие стандартам безопасности;
  • несоответствие требованиям Перечня неисправностей;
  • наличие регистрации в ГИБДД;
  • установка регистрационных знаков.

Перечень неисправности в свою очередь содержит десятки требований, при невыполнении которых транспортное средство использовать запрещено.

Их подразделяют на 7 групп:

  • тормозная система;
  • рулевое управление;
  • фары и фонари;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели;
  • колеса;
  • ДВС;
  • иные элементы.

Из этого можно сделать вывод, что условий, при которых мотоциклист может выехать на обычную дорогу, довольно много. Как же понять, на каком мотоцикле можно выезжать на проезжую часть, а на каком нет? Ответить на этот вопрос, к счастью, очень просто: кроссовый мотоцикл считается полноценным транспортным средством, если имеет ПТС. Паспорт транспортного средства – гарантия того, что проданный мотоцикл соответствует нормам российского законодательства. После покупки его нужно поставить на учет в ГИБДД, получить СТС и регистрационные знаки. На таком мотоцикле можно выезжать на дороги общего пользования, даже если его целевое предназначение – мотокросс.

Важно! Для езды по городу у мотоциклиста должны быть водительские права категории «А» или «А1».

Нужно ли ставить кросс-байк на учет в ГАИ?

Ответ на вопрос о необходимости регистрации кроссового мотоцикла в ГИБДД вытекает из самого статуса этой техники. Поскольку, кросс-байк не является транспортным средством, соответственно, ГИБДД к таким мотоциклам не имеет никакого отношения и ставить их на учет не требуется.

Наверняка, после прочитанного у читателя возникнет логичный вопрос – а как понять, является ли мотоцикл спортинвентарем или он предназначен для поездок по дорогам общего пользования? В каких документах это должно быть отражено?

Вопрос этот весьма дискуссионный и по нашему мнению, разграничение здесь следует проводить по тем документам, которые выдаются вместе с техникой при ее первоначальной покупке. Если в комплект с мотоциклом не входил паспорт технического средства (ПТС) – это не транспортное средство и соответственно, поставить его на учет в ГИБДД не получится.

Некоторые мотоциклы комплектуются документами, в которых прямо указано, что это не транспортное средство, а спортинвентарь (например, в ГТД при ввозе кроссовика, купленного за границей).

Есть ли наказание за езду на спортинвентаре по городу?

Считается тот или иной мотоцикл спортивным инвентарем или нет – вопрос, на который сложно дать ответ. Но можно однозначно сказать, что любой мотоцикл относится к транспортным средствам – именно это является определяющим положением.

Наказание за управление незарегистрированным ТС устанавливается ст. 12.1 КоАП:

  • в первый раз – штраф 500-800 руб.;
  • во второй раз – штраф 5000 руб. или лишение прав на 1-3 месяца.

Помимо этого, инспектор ГИБДД может наложить штраф за управление ТС без прав по ст. 12.7 КоАП: 5000-15000 руб. За оба из этих нарушений мотоцикл заберут на штрафстоянку, а на владельца ляжет обязанность оплатить эвакуацию и содержание транспорта на парковке. Также возможны штрафы за наличие неисправностей (например, отсутствие фар), езду без шлема, отсутствие ОСАГО и так далее – список штрафов может быть широким.

С другой стороны, штраф и за отсутствие регистрации в ГИБДД, и за езду без прав можно оспорить. Такая судебная практика уже есть – Постановление Верховного Суда №13-АД15-1. В данном постановлении Верховный Суд отменил штраф в 7000 руб. водителю питбайка за езду без прав. Обосновано это решение было тем, что данный мотоцикл предназначен только для участия в спортивных соревнованиях: ПТС он не имеет, поставить на учет в ГИБДД его невозможно и наличия водительских прав для его управления не требуется.

Основываясь на данном постановлении любой штраф можно будет оспорить. На это дается 10 суток с момента назначения наказания. Нарушитель должен подать заявление на имя начальника отделения Госавтоинспекции, к которому относится выписавший штраф инспектор. Если жалоба в ГИБДД не принесла результатов, водитель может обратиться в суд.

Нужны ли права на питбайк до 50 кубов?

Здесь все просто. Модели с ДВС до 50 кубов, согласно КоАП, автоматически не подходят под определение «транспортного средства». Это в свою очередь означает, что для их управления не требуется наличия водительских прав. То есть и привлечь райдера за отсуствие водительского удостоверения инспектор ДПС не сможет. Следственно, отвечая на вопрос, нужны ли права на питбайк 50 куб. см, можно с уверенностью сказать, что нет.


Зрелищный кадр гонки на питбайках

Как нужно ездить по дорогам на питбайке?

Выезжать на дороги общего пользования на мотокроссовых мотоциклах крайне не рекомендуется. Даже если предположить, что никакого наказания нет, это все равно остается плохой идеей. Большинство питбайков не имеют фар, поворотников, задних фонарей, а громкий выхлоп может отвлечь других водителей. Да и сам мотоциклист будет чувствовать напряжение на протяжении всей поездки из-за страха быть пойманным. Все это повышает риск создания аварийной ситуации.

Но все же иногда проезд по дороге является вынужденной мерой. Если ни объехать дорогу по полю, ни перевести мотоцикл в прицепе нельзя, а дорога предстоит довольно долгая, то нужно придерживаться следующих правил:

  1. Выбрать дорогу с наименьшим трафиком и отсутствием пешеходов.
  2. При движении по дороге выбирать скорость, близкую к скорости потока.
  3. Быть максимально предсказуемым в действиях, подавать соответствующие сигналы рукой при поворотах и остановках.
  4. Не совершать опасных маневров: обгон, резкое торможение, повороты на скорости, частые перестроения и так далее.

Можно ли выезжать на общественные дороги?

Автодороги и автотрассы предназначены исключительно для движения ТС. Выезжать на дорогу на кросс-байке запрещено, так как это создает угрозу безопасности всем участникам движения. Подробнее о том «Можно ли ездить на кроссовом мотоцикле по городу» вы можете узнать из данной статьи.

Дело в том, что кроссовые мотоциклы не предназначены для езды по городу или магистрали:

  1. В них отсутствуют фары, задние фонари и поворотники – остальные водители просто не смогут вовремя среагировать на какой-либо маневр мотоциклиста.
  2. Резина кросс-байка предназначена для езды по бездорожью и имеет плохое сцепление с асфальтом, что снижает управляемость.
  3. Мотоцикл может не соответствовать и другим стандартам безопасности.

Важно! Если кроссовый мотоцикл имеет ПТС, значит он относится к категории мопедов или легких мотоциклов. Тогда он считается полноценным транспортным средством и может использоваться для передвижения по дорогам общего пользования.

Что делать при остановке сотрудником ГИБДД?

Питбайк – довольно приметный транспорт: он шумит, внешне выделяется из потока и не имеет гос. номеров. Вероятность того, что инспектор решит остановить такого мотоциклиста практически стопроцентная. При этом, если сам мотоциклист замечает сотрудника ГИБДД, он пытается как можно быстрее скрыться. Если и поступать таким образом, то необходимо не забывать о правилах передвижения на дороге и не выполнять опасных маневров.

Если же инспектор уже подал сигнал к остановке, то уезжать не стоит: это может создать аварийную остановку, особенно, если сотрудники Госавтоинспекции решат начать преследование. Вероятность этого мала, но все же лучше выполнить требования полицейского и остановиться.

Далее события будут развиваться, основываясь на том, как водитель будет строить общение с инспектором. Если мотоциклист начнет «качать права» и хамить, то сотрудник ГИБДД однозначно постарается выявить максимум нарушений, оспаривать которые придется в суде. Если же общение изначально пойдет на добродушной ноте: если водитель объяснит, что ему необходимо проехать короткий участок дороги и что он делает это, соблюдая все меры предосторожности, то есть шанс избежать и разборок, и любых наказаний. К адекватному водителю большинство инспекторов относятся доброжелательно.

Какая категория водительских прав нужна?

Теперь выясним, какие именно права потребуются водителям электромотоциклов. И это как раз зависит от того, чем именно такой транспорт является с точки зрения Правил дорожного движения.

  • Если электромотоцикл является по ПДД мопедом (до 4 кВт мощности и до 50 км/ч максимальная скорость), то вам подойдёт любая категория водительских прав для возможности езды, в том числе «M».
  • А вот с мотоциклом всё немного ограниченнее, здесь возможны 2 варианта: если мощность электродвигателя более 4 кВт, но менее 1 кВт, то достаточно будет подкатегории «A1»,
  • а если больше 11 000 Ватт, то нужна уже полноценная категория «A».

Со скольки лет можно ездить?

Согласно описанному выше, соответствующие категории водительских прав выдаются в разного возраста. И это тоже описано в законе О безопасности дорожного движения.

  • На электромотоцикле мощностью до 4 квт и скоростью до 50 км/ч можно ездить с 16 лет при наличии категории «M». Это единственное право управления, которое выдаётся в 2021 году с такого возраста.
  • Если же конструктивно максимальная скорость превышает 50 км/ч, а мощность электрического мотоцикла составляет не более 11 000 Ватт, тогда вы имеете право ездить на нём с 17 лет (подкатегория A1).
  • В случае же, если мощность свыше 11 кВт, то только с 18 лет.

Какой размер штрафа, если у меня нет категории?

Сумма наказания за отсутствие нужной для данного электромотоцикла категории ровно та же, как если бы у вас не было водительских прав вовсе – часть 1 статьи 12.7 со штрафом от 5 000 до 15 000 рублей.

Какие документы нужны на спортинвентарь?

Как было выяснено выше, выезжать на дороги общего пользования на питбайках и эндуро нельзя. Это означает, что закон не регламентирует документы, необходимые для езды на таких мотоциклах по дорогам. То есть, остановив нарушителя сотрудники ГИБДД не смогут требовать с него никаких документов.

Мотоциклист может оформить свидетельство о регистрации спортивного ТС. Делается это в отделении Российской автомобильной федерации. Однако доступа к дорогам общего пользования этот документ не дает. Свидетельство нужно для участия в некоторых соревнованиях и вывоза мотоцикла за границу. При общении с сотрудниками ГИБДД данный документ может лишь смягчить их настрой – не более.

Если же мотоцикл будет продаваться с ПТС и соответствовать всем критериям перечня неисправностей, то на нем можно спокойно передвигаться по общественным дорогам.

  1. Если объем ДВС мотоцикла до 50 см3, то он считается мопедом. Это значит, что водителю не требуется регистрировать его в ГИБДД и оформлять ОСАГО. Из документов при себе нужно иметь только водительское удостоверение с открытой категорией «М».
  2. Если же мотоцикл мощнее этого показателя, то его придется ставить на учет в Госавтоинспекцию. На него потребуется установить гос. регистрационные знаки, а водитель должен всегда иметь при себе полис ОСАГО, СТС и водительское удостоверение категории «А» (для мотоциклов с объемом двигателя до 1253 подойдут права «А1»).

Когда на управление питбайком нужно водительское удостоверение?

По техническим характеристикам питбайк можно отнести к мотоциклам или мопедам, в зависимости от объема двигателя. Но при покупке это механическое устройство оформляется как спортивный инвентарь, о чём свидетельствует соответствующая запись в условиях гарантии. Для прямого использования питбайка на специальных трассах для мотокроссов права не нужны.

Если такой мини-мотоцикл приобретался вами для повседневного пользования, можно попытаться пойти на хитрость и оформить его как мопед. Начиная с 2013 года, к управлению этим видом транспортных средств допускаются граждане, имеющие права категории «М». Если объем двигателя питбайка больше чем 50 кубов то, чтобы ездить по городским улицам, нужно будет получить водительское удостоверение подкатегории «А1».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]