Согласно проведенным исследованиям, более 60% от общего ущерба причиняют грузовые автомобили. На основании такой информации Правительством РФ совместно с Федеральным дорожным агентством было принято решение о введении обязательной платы за дополнительную нагрузку на дорожное полотно с целью компенсации стоимости ремонтных работ.
Что такое система «Платон»
«Платон» – электронная система взимания платы за передвижение по федеральным трассам России грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн вне зависимости от их экологического класса. Область покрытия – более 50 тыс. км дороги. Название образовано от словосочетания «плата за тонны». Дата запуска – 15.11.2015 г.
Все полномочия по обеспечению функционирования системы и выполнению обязательств возложены на , которая является ее оператором.
Что такое система взимания платы; Платон; и как она работает
СПРАВКА! Исследованиями подтверждено, что большегрузный транспорт причиняет 56% ущерба покрытию дороги, что сопоставимо с проездом до 50 тысяч легковых авто. За счет количества основная часть налогов и дорожных сборов поступает как раз с водителей легковушек, поэтому справедливо, чтобы автомобили, доход владельцев которых как раз и зависит от дорог, тоже принимали участие в компенсации наносимого вреда.
- списать с расчетной записи в системе на сайте «Платона»;
- путем использования банковской или топливной карты (с помощью электронных платежей через Сбербанк, Киви или самой системы «Платон»);
- наличными средствами (в Центрах инфоподдержки и в «живых» терминалах, где работают информационные агенты).
Введение данной системы сборов породило волну акций протестов, среди которых были и крупномасштабные. Но, тем не менее, «Платон» продолжает действовать, так как с ее запуском уменьшилась нагрузка на федеральный бюджет. В некоторых городах даже установлены щиты с информацией, предоставленной Федеральным дорожным фондом, о том, какие дороги и в каком объеме отремонтированы на поступления от «Платон».
С каждым годом все возрастает поток автомобилей, передвигающихся по дорогам нашего государства. Чем больше автотранспортных средств – тем больший урон наносится покрытию на дорогах. По небезосновательному мнению, особый вред целостности дорожного полотна наносят большегрузные автомобили. Именно их шины более всего истирают дорожное покрытие и именно под их весом образуются колеи, в которые потом попадают легковушки. А учитывая, что фуры часто идут с нарушениями нормы загрузки, то повреждения наносятся еще более серьезные.
Для получения нового бортового устройства понадобятся дополнительные документы (а вернее — их копии). Для индивидуального предпринимателя — свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Для юридического лица — свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа этого юридического лица.
Вас может заинтересовать :: Кража Наклеек Рц Магнит
Иными словами: продолжать в таком случае ездить со старым бортовым устройством все равно, что ездить вообще без него. То есть не платить за пользование дорогами. А за неуплату, в свою очередь, полагается штраф в размере 5 000 рублей за однократное нарушение и 10 000 рублей за повторное.
Основным принципом работы данной системы является взимание платы за каждый километр, который проедет большегрузный автомобиль по федеральной трассе. Это возможно с помощью установки на борту фуры или другого авто устройства, подключенного к системе ГЛОНАСС либо ГЛОНАСС/GPS (в зависимости от модели). Бортовое устройство ГЛОНАСС вкупе с введенной в систему полной картой автодорог и базой автомобилей позволяют оперативно отслеживать путь следования большегруза для наиболее точного расчет величины сбора.
Работы по ремонту дорожного полотна, особенно на тех дорогах, где массово передвигаются большегрузные автомобили, требуют больших денежных вложений. Именно для покрытия части таких расходов и создавалась Система Платон, т.е. система тарифных сборов с автотранспортных средств. Что это, с каких автомобилей будут взиматься денежные средства, а также величина тарифных сборов будут приведены в данной статье.
Что включает в себя и цель создания
Целью создания системы Платон является получение компенсации за физический вред, нанесенный покрытию дорог большегрузными автомобилями, которые используются в коммерческих целях. Денежные средства, поступающие на расчетную запись каждого автомобиля, зачисляются в доход федерального бюджета и расходуются на ремонт и обслуживание подведомственных трасс.
Система Платон включает в себя:
- центр информационной поддержки;
- центр управления системой и обработки поступающих данных;
- автоматическую систему расчета за проезд по определенному маршруту;
- системы обработки маршрутов;
- системы электронного обмена информацией между стационарным и бортовым устройством;
- системы контроля.
Надежная работа обеспечивается за счет круглосуточной работы информационной службы. Кроме того, на официальном сайте «Платон» можно самостоятельно выбрать бортовое устройство или получить необходимую информацию.
Для каких автомобилей применяется
Регистрации в системе подлежат грузовые автомобили и грузо-пассажирские автомобили-фургоны с разрешенной максимальной массой более 12 тонн, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, физическим или юридическим лицам, зарегистрированным в России или в любом другом государстве.
От внесения платы за проезд освобождены следующие категории автомобилей:
- пассажирские транспортные средства;
- военная техника и транспортные средства для ее перемещения;
- автомобили специальных служб, оборудованные специальными устройствами для подачи звукового и светового сигнала – МЧС, полиции и скорой медицинской помощи.
Кроме того, регистрации в системе не подлежат грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 12 тонн.
Тарифы и условия
Все денежные средства, поступившие в систему Платон от зарегистрированных на официальном сайте пользователей, перечисляются в Федеральный бюджет и оттуда направляются на ремонт автодорог федерального значения, их строительство и реконструкцию.
На 2019-2020 годы установлен тариф 2,04 рубля за километр дороги
Штрафы
Движение автомобилей по федеральным трассам общего пользования с допустимой максимальной массой более 12 тонн без внесения платы в счет компенсации ущерба, наносимого дорожному полотну, влечет административную ответственность и наложение штрафа. На официальном сайте указан размер штрафа
От оплаты освобождаются автотранспортные средства для перевозки людей, оборудованные устройствами подачи специальных сигналов, перевозящие вооружение в военную технику
По всем вопросам о работе системы взимания платы Платон можно обращаться по телефонам горячей линии, указанным на главной странице официального сайта или в разделе Вопросы и ответы
Как установить бортовое устройство на свое транспортное средство, можно посмотреть в этом видеоролике
Как работает
Основой функционирования системы Платон является своевременная коммуникация между оператором и большегрузным транспортным средством. В качестве материального обеспечения такой связи выступают:
- Бортовое устройство – электронный прибор, установленный в кабине транспортного средства. Служит для определения и передачи данных о маршруте по спутниковой системе GPS или ГЛОНАСС и является средством автоматического списания денежных средств с расчетной записи. Каждый автомобиль имеет собственное устройство, его передача другому владельцу или установка на другом транспортном средстве категорически запрещена.
Бортовое устройство можно получить в Центре обслуживания пользователей системы «Платон» по договору безвозмездного пользования. По окончания срока эксплуатации, указанного на корпусе, прибор подлежит возврату или замене. Согласно договору, поврежденное устройство также подлежит замене на новое, но при условии возмещения ущерба.
- Маршрутная карта – электронный или бумажный документ, который составляется на одну поездку и содержит данные о маршруте: начальная и конечная точка, а также несколько (до 10) промежуточных пунктов. Служит основанием для расчета платы. Действует в течение 7 календарных дней, отменить можно в любое время, но не менее, чем за 2 часа до назначенного времени поездки. Оформить карту можно самостоятельно в Личном кабинете или при помощи специалистов в Центре обслуживания.
Важно знать, что при использовании маршрутной карты отклоняться от заданных параметров категорически запрещено.
- Стороннее бортовое устройство – любой электронный прибор, имеющий функцию осуществления связи по GPS или ГЛОНАСС и параметры, аналогичные параметрам устройства системы «Платон».
- Конструкции с навесным оборудованием или движение специальных автомобилей – используются для контроля за своевременным внесением оплаты и соблюдения маршрута движения при оформлении карты. Идентификация транспортных средств происходит путем считывания информации с бортового устройства или с помощью фиксирования государственного регистрационного номера.
Общий принцип работы системы Платон выглядит следующим образом:
- в автомобиль устанавливается бортовое устройство системы «Платон», стороннее бортовое устройство или оформляется маршрутная карта на поездку;
- производится предварительная оплата маршрута;
- контроль за соблюдением маршрута движения и своевременной оплатой осуществляется при помощи стационарного навесного оборудования, установленного на трассах, или с использованием автомобилей с контролирующим прибором;
- сбор данных осуществляется при помощи спутниковой навигации GPS или ГЛОНАСС;
- сумма оплаты формируется в автоматическом режиме через равный промежуток времени в течение суток на основании данных о пройденном маршруте, поступающих через спутниковые системы;
- при отсутствии денежных средств на расчетной записи при идентификации автомобиля система формирует сведения о штрафе и направляет их в Личный кабинет;
- по окончании поездки в Личном кабинете формируется отчет, который содержит данные о километраже и списанных средствах.
При движении по платным магистралям или дорогам, которые не входят в область действия системы Платон, бортовое устройство переходит в «спящий» режим. Такой километраж не учитывается и при составлении маршрутной карты. Следовательно, за перемещение грузового автомобиля плата не взимается.
Как воспользоваться системой Платон
Регистрация в реестре системы Платон осуществляется:
- на официальном сайте;
- через бесплатное мобильное приложение;
- через терминал самообслуживания;
- в центрах информации.
Для формирования расчетной записи необходимо заполнить заявление и предоставить следующие данные:
- Ф.И.О. гражданина, индивидуального предпринимателя или сокращенное наименование юридического лица;
- ИНН;
- мобильный телефон и электронный адрес владельца транспорта, предпринимателя или представителя юридического лица;
- марка и модель транспортного средства;
- государственный регистрационный знак;
- VIN ТС;
- сведения о разрешенной максимальной массе в соответствии с техническим паспортом;
- номер и серия свидетельства о регистрации ТС.
Иностранные граждане дополнительно обязаны предоставить разрешение на осуществление предпринимательской деятельности на территории РФ. Кроме того, их документы должны быть переведены на русский язык и иметь нотариальное заверение.
По окончании процесса регистрации пользователю предоставляется логин и пароль, который необходим для доступа в Личный кабинет.
Кроме того, представитель оператора обязан бесплатно выдать бортовое электронное устройство, которое необходимо установить в кабине транспортного средства – посредством этого прибора и осуществляется оплата за проезд по федеральным трассам. Для совершения редких поездок устройство можно не устанавливать – проще будет оформить маршрутную карту.
Последний шаг к использованию системы «Платон» – внесение предварительной оплаты за поездку, сумма которой рассчитывается из километража планируемой поездки и стоимости проезда 1 км дороги.
Как дальнобойщики научились обманывать «Платон»
Первые протесты против введения системы начались 11 ноября, когда как минимум 200 фур перекрыли федеральные трассы. В ноябре и декабре подобные акции проводились почти ежедневно, а в нескольких городах даже появились стационарные лагеря протестующих. Со временем протестная активность успокоилась: перевозчикам пришлось принять платные «федералки» как данность.
В некой деревне Кукуево живёт некий Василий Иванович Петров, который не имеет ни личного имущества, ни водительского удостоверения, а потому ничего не боится. На него и записываются грузовики: пусть присылаются штрафы, проходят суды, приезжают приставы. Василий Иванович исправно платит чисто символические 1 000 рублей каждый месяц, чтобы фуру не арестовали. И всё.
По условиям конкурса, концессионер должен профинансировать создание и запуск системы взимания платы. Капитальные затраты, по расчетам Росавтодора, должны составить 21,3 млрд рублей. Затраты инвестора за весь срок действия соглашения (13 лет) — 64,3 млрд рублей. Государство намерено компенсировать вклад инвестора, выплачивая ему ежегодно по 11,6 млрд рублей до конца срока действия соглашения.
Напомним, что система сбора платы за проезд стартовала в ноябре 2015 года и первоначальный тариф должен был составить 3,73 рубля/км. Ожидалось получить 45 млрд рублей сборов с перевозчиков за год. Но эта инициатива встретила резкий протест, поэтому оплату снизили до 1,53 рубля. Тогда снижение тарифа в 2,5 раз сильно подорвало экономику проекта. Дошло до откровенного абсурда, при сборах 19 млрд рублей было потрачено 40 млрд рублей на плату оператору и строительство дорог.
- Зайдите на страницу маршрутной карты и затем нажмите на кнопку «Создать».
- Укажите всю информацию о пройденном расстоянии.
- Заплатите любым предложенным способом. Через некоторое время с вашего счета спишут деньги, и компания снова сможет осуществлять длительные грузоперевозки.
- В случае единовременной невыплаты владелец фирмы будет считаться нарушителем и получит штраф.
На этом процедура регистрации будет закончена. Пользователю останется только верифицировать адрес электронной почты. Сделать это просто – зайти в почтовый ящик, открыть письмо от оператора системы Платон, пройти по ссылке для подтверждения электронной почты.
Вас может заинтересовать :: Кто Такой Собственник Квартиры Если Квартира Муниципальная
Регистрироваться в системе можно различными путями, но есть общие правила подачи документов. Не важно, подаете ли вы заявку через интернет или центр инфоподдержки как физическое лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (российское или иностранное), необходимо предоставить:
Но со временем страсти поулеглись: пришло понимание, что нужно нести ответственность за состояние дорожного полотна. Наконец, это своеобразная инвестиция в собственный бизнес: чем лучше дороги, тем реже ремонт и отчисления на него. Регистрация в системе несложная, но потребует определенных затрат времени на сбор и подачу документов.
- Движение транспортного средства при выключенном бортовом приборе.
- Передвижение автомобиля, у которого отсутствует устройство.
- Движение транспорта, у которого установлен сторонний бортовик.
- Передвижение грузовика, за которым не закреплен специальный прибор.
- Отсутствие маршрутной карты или неверные данные, указанные ранее.
- Невыплата предыдущих штрафов.
- Движение при отсутствии средств на балансе.
- Зайдите на страницу маршрутной карты и затем нажмите на кнопку «Создать».
- Укажите всю информацию о пройденном расстоянии.
- Заплатите любым предложенным способом. Через некоторое время с вашего счета спишут деньги, и компания снова сможет осуществлять длительные грузоперевозки.
- В случае единовременной невыплаты владелец фирмы будет считаться нарушителем и получит штраф.
Как можно оплатить
Оплата бортового устройства производится по мере списания денежных средств, маршрутной карты – не позднее 24 часов до начала ее действия. При несвоевременной оплате – карта аннулируется.
Внесение предоплаты на расчетную запись осуществляется следующими способами:
- в центрах обслуживания;
- в Личном кабинете пользователя;
- в мобильном приложении «Платон»;
- через приложение «Сбер-онлайн»;
- с помощью банковского перевода;
- с помощью электронных кошельков;
- в сети салонов «Связной».
Кроме того, оплату без комиссии принимают банки-партнеры, список которых можно уточнить на официальном сайте.
С целью информирования о наличии денежных средств необходимо настроить уведомления о достижении определенной границы баланса в Личном кабинете пользователя.
Для граждан РФ, зарегистрированных в системе «Платон» более двух месяцев, существует постоплатная система, однако для получения разрешения на ее использование должны соблюдаться следующие условия:
- наличие бортового устройства системы;
- отсутствие неоплаченных штрафов за нарушения при движении по федеральным трассам;
- отсутствие просроченной задолженности в течение последних 6 месяцев.
Для получения услуги необходимо обратиться с заявлением в Центр обслуживания и дождаться ответа в течение 7 календарных дней.
Платон: правила регистрации
- реквизиты своего банковского счета;
- информацию о своем представителе интересов как владельца ТС (на сайте это – главный менеджер ВТС). А именно: его фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты для входа в личный кабинет.
В системе «Платон» регистрация через интернет происходит в режиме реального времени. При правильном заполнении всех форм, полей и загрузке достоверных документов вас должны зарегистрировать уже на следующий день после проверки всех данных. При этом владелец фуры отвечает за их достоверность.
Возможные нарушения и штрафы
Нарушением, зафиксированным системой контроля, является:
- движение с отключенным или неисправным бортовым устройством;
- отсутствие денежных средств на расчетной записи;
- движение без бортового устройства и маршрутной карты;
- отклонение от маршрута или нарушение сроков начала и окончания движения при оформлении карты;
- просроченная маршрутная карта.
При выявлении нарушения на владельца транспортного средства налагается штраф 5000 рублей, при повторном допущении – 10000 рублей.
Система взимания платы Платон — вопросы и ответы
Поэтому ремонт на таких шоссе требуется чаще. Бюджетных средств на полное поддержание дорог в нормальном состоянии не хватает, поэтому на региональном уровне происходит взимание транспортного налога. А вот дороги федерального подчинения такого вливания финансов в виде транспортного налога не получают.
Для каждого пользователя заводится личный кабинет с неповторимым логином и паролем. Личный кабинет дает пользователю широкие возможности: это и добавление в базу нового автомобиля, редактирование персональных данных владельца транспортного средства, пополнять счет для оплаты сборов, регистрировать новую маршрутную карту, направлять обращения к управляющей «Платон» компании и т.д. Есть и Мобильное приложение «Платон».
Законы, регулирующие работу системы Платон
Система «Платон» основана и регулируется следующими законодательными актами:
- Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 г. №1662-р «О концессионном соглашении …» с изменениями и дополнениями от 02.10.2018 г. ;
- Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 г. №1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, …»
- Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. №67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами…»
- Федеральным законом от06.04.2011 г. №68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ…»;
- Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 г. №928 с изменениями на 21.01.2021г. «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
Размер штрафа за движение без оплаты установлен Гражданским кодексом РФ.
Налоговый учет
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная плата учитывается в составе прочих расходов на основании статьи 264 НК РФ при условии соответствия таких расходов критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
Для подтверждения размера платы за проезд в налоговом учете следует получить детализацию в личном кабинете на сайте системы или в центре информационной поддержки, где отражаются данные о списании сумм платы с расчетной записи в отношении конкретного автомобиля. Производственная направленность поездок должна быть подтверждена путевыми листами.
В момент перечисления аванса оператору системы расход не возникает. В прочих расходах учитываются те суммы, которые списаны оператором.
Документом, подтверждающим понесенные расходы на выплату средств в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда “большегрузов”, служит отчет оператора.
Оператор, на которого возложены обязанности по обеспечению функционирования системы взимания платы, ведет персонифицированный учет по каждому владельцу зарегистрированного транспортного средства в виде записи, содержащей информацию о маршруте, пройденном транспортным средством, с отметкой даты и времени начала и окончания движения по маршруту. Что касается документов, оформляемых самим налогоплательщиком, для подтверждения расходов, то их может быть несколько: путевой лист, чеки АЗС, товарно-транспортная накладная.
Эти документы являются документальным подтверждением расходов, а значит, при расчете налога на прибыль в налоговую базу можно включать затраты по оплате проезда большегрузного транспорта.
Для налога на прибыль можно полностью учитывать и транспортный налог, и платоновские платежи. А вот в налоговую базу по НДС суммы платы не включаются, поскольку она является обязательным платежом, установленным на законодательном уровне, который не облагается НДС (см. письмо Минфина РФ от 06.10.2015 № 03-11/57133).
Недостатки системы
Недостатками в работе системы «Платон» являются:
- несвоевременная обработка поступивших денежных средств;
- сбои в системе ГЛОНАСС;
- скопление транспорта на выделенных полосах, оснащенных рамками контроля.
Кроме того, неудобство доставляет отсутствие Центров обслуживания в средних и маленьких городах.
Несмотря на определенные недостатки, система «Платон» является гарантом возмещения вреда за повышенный износ дорожного покрытия. К тому же для осуществления коммерческих перевозок созданы все условия – устройство для оплаты предоставляется безвозмездно, а его правильное использование позволит избежать наказания.