ПЛАТОН. Как работает эта система?

По какой причине стал вопрос о введении системы «Платон»?

С каждым годом все возрастает поток автомобилей, передвигающихся по дорогам нашего государства. Чем больше автотранспортных средств – тем больший урон наносится покрытию на дорогах. По небезосновательному мнению, особый вред целостности дорожного полотна наносят большегрузные автомобили. Именно их шины более всего истирают дорожное покрытие и именно под их весом образуются колеи, в которые потом попадают легковушки. А учитывая, что фуры часто идут с нарушениями нормы загрузки, то повреждения наносятся еще более серьезные.

Поэтому ремонт на таких шоссе требуется чаще. Бюджетных средств на полное поддержание дорог в нормальном состоянии не хватает, поэтому на региональном уровне происходит взимание транспортного налога. А вот дороги федерального подчинения такого вливания финансов в виде транспортного налога не получают.

ВНИМАНИЕ !!! Ради получения дополнительных денежных средств и создана была по поручению Правительства РФ система сборов «Платон» (название ее было образовано от слов «тонна» и «плата»). За образец были взяты сходные системы, действующие во многих развитых европейских государствах (например, в Австрии, которая первой в Европейском Союзе реализовала подобную идею).

Введение данной системы сборов породило волну акций протестов, среди которых были и крупномасштабные. Но, тем не менее, «Платон» продолжает действовать, так как с ее запуском уменьшилась нагрузка на федеральный бюджет. В некоторых городах даже установлены щиты с информацией, предоставленной Федеральным дорожным фондом, о том, какие дороги и в каком объеме отремонтированы на поступления от «Платон».

Сайт Википедия указывает, что поступления от работы «Платон» в 2016 году достигли почти 22 миллиардов рублей. С повышением тарифов и все большим включением в систему автомобильных грузоперевозчиков поступления в бюджет, соответственно, возрастают.

История и предпосылки разработки системы

Система «Платон» разработана по аналогии с заграничными программами. Одна из основных предпосылок к внедрению системы — неудовлетворительное состояние автомобильных дорог общего пользования федерального назначения и нехватка бюджетных средств для их реставрации. Правительство РФ пришло к логичному выводу, что основной урон асфальтовому покрытию наносится многотонными грузовыми автомобилями. Они истирают дорожное полотно и продавливают «подушку» из щебня и песка, что становится причиной образования «вмятин» и колеи на асфальте.

Читать так же: Какие товары не подлежат возврату

Средств федерального бюджета не хватало, чтобы постоянно восстанавливать «изношенные» дороги. Разработчики программы решили за счет собранных средств ремонтировать и прокладывать новые трассы.


Система в цифрах и фактах

Первой страной, внедрившей систему сбора средств с большегрузов, является Австрия. В России программа стала функционировать только осенью 2015 года. Внедрение системы «Платон» вызвало много возмущений среди водителей и владельцев многотонных машин. Чтобы снизить финансовую нагрузку на них, было принято решение освободить собственников большегрузов от уплаты транспортного налога, если размер отчислений в систему превысил налоговые начисления за текущий расчетный период.

Однако с 2021 года данная мера послабления была упразднена. Теперь собственникам многотонных грузовиков придется оплачивать оба вида обязательных взносов.

Сущность «Платон»

Основным принципом работы данной системы является взимание платы за каждый километр, который проедет большегрузный автомобиль по федеральной трассе. Это возможно с помощью установки на борту фуры или другого авто устройства, подключенного к системе ГЛОНАСС либо ГЛОНАСС/GPS (в зависимости от модели). Бортовое устройство ГЛОНАСС вкупе с введенной в систему полной картой автодорог и базой автомобилей позволяют оперативно отслеживать путь следования большегруза для наиболее точного расчет величины сбора.

У системы есть свой официальный сайт. Указанный интернет-ресурс находится по адресу www.platon.ru. Здесь можно почерпнуть много необходимой информации касательно системы взимания платы, включая последние новости.

Варианты оплаты в рамках системы

Регистрируясь на сайте, автовладелец автоматически регистрирует лицевой счёт, с помощью которого будут производиться оплаты в системе. Данные на счёт передаются с бортового устройства, им же в автоматическом режиме списываются средства за каждый километр пройденного пути.

Пополнить счёт в системе «Платон» можно при помощи банковской карты, электронных средств денежных систем (Яндекс, Вебмани, Киви).

Если дальнобойщик едет по заранее составленному маршруту и не намерен отклоняться от него, есть возможность приобрести маршрутную карту с точным маршрутом предстоящего пути и стоимостью всей поездки. При этом в режиме реального времени средства списываться уже не будут.

Регулирование системы «Платон»

Правовые аспекты существования «Платон» изложены в Постановлении Правительства РФ № 504 от 14 июня 2013 года. В данном документе изложены основные правила, по которым осуществляется сбор платы за пользование трассами федерального значения, приводятся основные понятия и другие важные вопросы существования данной системы.

Также некоторые вопросы затрагиваются в Федеральном законе № 275-ФЗ от 8 ноября 2007 года и в Распоряжении Правительства № 1662-р от 29 августа 2014 года.

Курируется система Платон Федеральным дорожным агентством (Росавтодором). Полный цикл обслуживания и модернизации, включая сбор денежных средств, выполняется ООО «РТ Инвест Транспортные Системы».

Подключение к системе «Платон»

Для внесения автомобиля в базу необходима его регистрация в системе взимания платы.

Тут возможны три способа:
  • когда грузоперевозчик оформляет в Терминалах самообслуживания так называемую маршрутную карту;
  • на портале «Платон»;
  • в Центрах, где осуществляют информационную поддержку пользователей системы.

Для каждого пользователя заводится личный кабинет с неповторимым логином и паролем. Личный кабинет дает пользователю широкие возможности: это и добавление в базу нового автомобиля, редактирование персональных данных владельца транспортного средства, пополнять счет для оплаты сборов, регистрировать новую маршрутную карту, направлять обращения к управляющей «Платон» компании и т.д. Есть и Мобильное приложение «Платон».

Как оплатить водителю

Для водителей оплата проезда возможна в , через сайт системы и через терминалы. Кроме того, оплатить проезд можно через бортовое устройство и маршрутную карту, это два варианта осуществления контроля за движением автомобиля.

Бортовое устройство – небольших размеров приспособление, которое без труда устанавливается на лобовое стекло кабины. Но нельзя размещать устройство в обогреваемой зоне стекла.

Бесплатно через будет распространено 2 миллиона таких устройств. Для получения нужно в офисе системы зарегистрироваться, подписать договор и получить устройство.

Сведения с устройства передаются в центр системы непрерывно; автоматически списываются со счета деньги за проезд только по федеральным дорогам.

Существует еще способ оплаты с помощью маршрутной карты. Оформляют карту также в офисе системы «Платон», есть возможность оформить и через терминал. В карте указывают пункты отправления и назначения, промежуточные – при их наличии. Вносятся сведения об автомобиле и водителе для контроля передвижения.

Существует разница в использовании бортового устройства по сравнению с маршрутной картой. Карта предполагает передвижение по фиксированному маршруту, устройство позволяет маршрут выбирать и корректировать. Порой такие преимущества дорогого стоят, особенно в случае дорожных пробок.

Бортовое устройство Платон будет выдаваться бесплатно

Способы возмещения вреда, причиняемого большегрузными автомобилями федеральным трассам

Вышеуказанное возмещение можно внести двумя способами:
  • в виде авансового платежа;
  • как плату по счетчику согласно пройденному километражу.

При авансовом платеже сначала формируется маршрутная карта, где указывается, по каким трассам будет двигаться транспортное средство, а потом уже вносится оплата всего маршрута.

При оплате согласно пройденному расстоянию не требуется вносить оплату всего маршрута сразу, ее можно производить частями. На персональном счете пользователя должна быть сумма, достаточная для проезда до следующей рамки слежения. Вторым способом чаще пользуются представители малого перевозочного бизнеса.

В обоих случаях перед каждой поездкой транспортное средство заново регистрируется в системе. Но разница между двумя способами состоит не только в размере изначально внесенной на счет сумме. Второй способ позволяет оперативно менять маршрут, не опасаясь наложения штрафа. Но и у авансового метода есть свои плюсы: он позволяет оплатить несколько предстоящих поездок на пару месяцев вперед.

Стоимость проезда 12 тонников за 1 км равняется 1 рублю 90 копейкам.

Расчёт платежа и способы внесения начислений

Размер обязательных платежей зависит от пройденных большегрузом километров. Для расчета установлена единая стоимость 1 километра. Этот тариф неоднократно менялся и составлял:

  1. При внедрении системы «Платон» — 3,5 рубля за 1 км.
  2. Весной 2015 года тариф был пересмотрен, и стоимость 1 км увеличилась до 3,73 рублей.
  3. Осенью того же года Правительство установило «льготный» коэффициент, равный 0,41. Таким образом, стоимость 1 км составила 1,53 рубля.
  4. В марте 2021 года Правительство планировало повысить тариф до 3,06 рублей, но это изменение не было принято, и стоимость осталась без изменений.
  5. Весной 2021 года пересматривался «льготный» коэффициент. После изменений он составил 0,51, а стоимость 1 км выросла до 1, 91 рубля.


    Нюансы системы «Платон»

В 2021 году размер обязательного платежа по «Платону» рассчитывается по формуле: 3,73*0,51*Р, где Р — это расстояние, пройденное грузовиком по федеральной трассе, измеряемое в километрах.

Расчет между владельцем грузового авто и оператором системы «Платон» производится безналичным способом. Если кабине большегруза установлен бортовой компьютер, то при оплате происходит автоматическое списание средств с индивидуального лицевого счета конкретной машины. Если была оформлена маршрутная карта, то оплата происходит путем банковского перевода по реквизитам оператора.

Читать так же: Наказание за оставление места ДТП

Также имеется возможность внести средства через терминалы, мобильное приложение или личный кабинет.

Как осуществляется контроль передвижения большегрузного автомобиля

Контроль передвижения большегрузного автомобиля осуществляется с помощью бортовых устройств. Грузоперевозчики сразу же задаются вопросом: «Что это такое и сколько стоит установка?» Это техническое средство, использующее одну из двух навигационных технологий: либо ГЛОНАСС, либо ГЛОНАСС/GPS.

Получение и дальнейшее пользование устройством абсолютно бесплатны для владельца грузового автомобиля. Для его установки на борту требуется регистрация в системе и заключение договора об использовании с управляющей системой компанией, т.е. с упомянутой выше «РТ-ИТС». Для заключения договора и получения навигационного устройства требуется обратиться в Центр, где осуществляется информационная поддержка пользователей.

ВНИМАНИЕ !!! Коротко о том, как работает наблюдение за передвижениями большегрузных авто. Для слежения за маршрутом автомобилей по всем федеральным трассам устанавливаются специальные рамки с электромагнитным полем (на настоящий момент их почти 500 штук). При проезде сквозь такую рамку будет происходить считывание данных о километраже. Такие данные оперативно отправляются системой в расчетный центр, и происходит списание денежных средств с персонального счета грузоперевозчика.

Сервисное обслуживание средства навигационного отслеживания также бесплатно, за исключением тех случаев, когда прибор эксплуатировался с нарушением требований инструкции. Замена вышедшего из строя технического средства тоже является безвозмездной. При прекращении деятельности грузоперевозчика или при иных случаях расторжения договора, бортовое устройство подлежит возврату.

Принципы работы системы

«Платон» в автоматическом режиме осуществляет сбор, хранение, обработку и оперативную передачу точных данных о передвижении транспорта массой более 12 т по федеральным автомобильным дорогам. Для проезда многотонника по трассам федерального назначения, владелец фуры должен зарегистрировать себя и автотранспортное средство в Реестре системы взимания платы.

Оборудование спутниковой навигации позволяет собрать информацию о передвижении грузовика, которая затем обрабатывается в автоматическом режиме. В Центре информационной поддержки каждый владелец фуры может получить бортовое устройство, которое может при помощи ГЛОНАСС/GPS фиксировать координаты движущегося авто. Для этого надо заключить с оператором договор безвозмездного использования.

Важная информация! Движение многотонного транспорта без бортового устройства разрешено только при наличии оформленной предварительно маршрутной карты.

Все данные о передвижении многотонного авто через сотовую связь передают в Центр обработки, на основании полученной информации автоматически подсчитывается размер платежа за проезд по федеральным автодорогам. Если грузовой автотранспорт не проезжает по дороге федерального назначения или проезжает по платным отрезкам федеральных трасс, эти участки пути не включаются в расчет платы.

При проезде автомобиля под рамкой специальной системы стационарного контроля:

  • если в авто установлено бортовое устройство выполняется проверка наличия денег на расчетном счете;
  • при отсутствии бортового устройства система проверяется наличие маршрутной карты.

Плата за движение грузового авто взимается с лицевого счета владельца автотранспортного средства в автоматическом режиме. В рамках системы «Платон» разработано несколько способов оплаты проезда: авансовый метод, за использованный километраж и при помощи навесных рам. На участках федеральных дорог, не оснащенных рамками стационарного контроля патрулируют специально оборудованные автомобили системы «Платон».

Авансовая схема платежей и постоплата

Внесение оплаты проезда многотонников по федеральным дорогам может осуществляться следующим образом:

  • до начала движения грузового автомобиля по автотрассам федерального назначения;
  • в режиме постоплаты, при этом размера взноса утвержден Правительством РФ.

Читать по теме: Как отполировать фары

При авансовой системе расчета владелец многотонника должен внести требуемое количество денежных средств на счет непосредственно перед поездкой. Можно внести сумму только за 1 рейс или за несколько, тогда это будет считаться авансом за следующие поездки.

Оплата за фактически пройденное расстояние

Оплата за пройденное грузовым автомобилем расстояние – это оптимальный способ, так как в этом случае риск переплаты сводится к минимуму. В этом случае владелец тяжеловесного автотранспорта вносит плату в счет возмещения вреда за маршрут, осуществленный по федеральной автотрассе. При этом он может выбрать удобный для него вариант расчета платы:

  1. Установка бортового устройства. Списание денег с расчетной записи владельца выполняется в автоматическом режиме, что позволяет избежать неточностей из-за влияния человеческого фактора.
  2. Оформление маршрутной карты (разовой). Этот способ расчета предполагает внесение платы за 1 маршрут.

Важная информация! До февраля 2021 г. тариф за 1 км, пройденный многотонником составлял 1,5 руб. С марта 2021 г. и до конца 2021 г. он составляет 3,06 руб.

Использование спутниковых навигационных систем

Контроль за местонахождением автотранспорта, который весит более 12 т выполняется при помощи бортовых устройств. Они обеспечивают отличный прием сигналов навигационных систем GPS, ГЛОНАСС. Бортовое устройство позволяет выполнить расчет в автоматическом режиме. Для получения бортового устройства автовладелец должен предоставить оператору системы пакет документов и заключить договор бесплатного пользования.

После установки функционального бортового устройства в грузовой автомобиль, при заезде транспорта на федеральную автодорогу система определяет географические координаты. Это происходит при помощи известных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS. Полученная информация с определенной периодичностью через сотового оператора передается в Центр обработки данных.

Мониторинг движения транспорта: идентификация авто массой свыше 12 т

Процесс внесения дорожной платы за проезд по различным федеральным автотрассам может выполняться следующими системами контроля:

  1. Рамы с навесным оборудованием. Стационарные конструкции, которые устанавливаются над дорогой федерального предназначения.
  2. Мобильный контроль. Оснащенные специальным оборудованием автомобили контролируют участки дороги, на которых не размещены навесные рамы.

Система «Платон» разработана и введена для привлечения средств в развитие российского дорожного хозяйства. Владельцы автотранспорта с весом более 12 т должны быть зарегистрированы в системе и платить дорожный сбор за причинение ущерба и износа федеральным трассам. Налог рассчитывается по специфичной схеме и может взиматься разными способами. Если фуры перемещаются по платным трассам, тогда сбор системы «Платон» не подлежит оплате.

Пределы ответственности за попытки обхода системы

Наиболее частыми примерами попыток обхода системы «Платон» и нарушениями, за который установлена административная ответственность, являются:
  • при отсутствии бортового устройства, осуществляющего отслеживание передвижения;
  • при умышленном отключении вышеуказанного устройства, а также при его поломке без уведомления управляющей организации;
  • в случае, если персональный счет пользователя опустел и нет возможности списать денежные средства, а транспортное средство продолжает следовать по федеральной трассе (при оплате по счетчику. При авансовых платежах транспортное средство может и далее следовать по маршруту с условием оставления его без изменения.
Просто пользователь впоследствии внесет на персональный счет недостающую сумму);
  • при сокрытии изменения маршрута от управляющей организации и т.д.

ВАЖНО !!! Все эти нарушения подпадают под действие статьи 12.21.3, которая устанавливает за это ответственность в размере 5 тысяч рублей за первое правонарушение, и до 10 тысяч рублей – за повторное.

К ответственности по данной статье привлекаются водители транспортных средств иностранных перевозчиков, а также граждане РФ, являющиеся собственниками транспортных средств, с помощью которых совершались данные правонарушения. По данной статье не подлежат ответственности водители автомобилей, принадлежащих российским грузоперевозчикам, если только водитель не является одновременно и собственником авто.

Нарушение правил и предусмотренные штрафы

Неисполнение обязательств по внесению обязательных платежей является нарушением № 257-ФЗ и наказывается наложением административных штрафов. Также к нарушениям относится неправильная эксплуатация расчетного оборудования, а именно:

  1. Отключение бортового компьютера.
  2. Монтаж техники, не имеющей лицензии.
  3. Отказ от установки приборов.
  4. Отклонение от проложенного маршрута без внесения соответствующих изменений в аппаратуре.
  5. Работа с неисправной или неправильно функционирующей техникой.
  6. Перемещение без оформления маршрутной карты.

Читать так же: Обязательная сертификация

За любое из перечисленных нарушений назначается штраф размером 5000 рублей. Взыскание выписывается владельцу большегруза, при условии, что он является гражданином России.

Справка: если машина зарегистрирована на иностранного гражданина, то обязанность выплатить штраф возлагается на водителя такого авто.

При повторном выявлении нарушения придется оплатить взыскание, величина которого составляет уже 10000 рублей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]