Буксировка автомобиля на гибкой сцепке
Буксировка автомобиля на гибкой сцепке является самым распространенным способом буксировки легковых машин.
Гибкая сцепка, которая обычно представляет собой матерчатый трос, присутствует в багажнике почти любого автовладельца. И дело здесь не в том, что водители заботятся о проблемах возможной буксировки. Обычно трос вместе с огнетушителем, знаком аварийной остановки и аптечкой входит в комплект автомобилиста, поэтому он волей-неволей попадает практически в любой багажник.
Пример буксировки на гибкой сцепке приведен на следующей картинке:
На практике кроме троса для буксировки потребуются и специальные буксировочные крепления. На некоторых автомобилях крепления представляются собой проушины, которые торчат из-под бамперов. На других следует использовать специальную петлю, которая вкручивается в крепление под заглушкой в бампере.
Именно на гибкой сцепке чаще всего буксируют автомобили категории B.
Буксировка автомобиля с АКПП
С такой коробкой намного тяжелее все. Наверняка каждый слышал, что эвакуировать транспортное средство на механике, и на автомате – две разные вещи. Но вот как правильно что делать, не каждый может сказать. Часто в такой ситуации автовладельцы сомневаются в том, что их автомобиль сможет отбуксировать другое транспортное средство. И как же все сделать правильно. Если установлена механика, тогда на нейтральной передаче вращается лишь одна шестерня. На автоматической коробке все наоборот: вращаются все возможные шестерни.
Такая коробка не рассчитана на такие перегрузки, что может привезти к перегреву детали, либо же ее поломке. Коробка передач смазывается маслом, которое качает масляный насос во время работы мотора. Но, когда двигатель заглушен или неисправен, тогда КПП не будет смазываться. Из-за этого она может выйти из строя. Но что насчет буксировки? Если транспортное средство с АКПП тянет другой автомобиль, тогда установка испытывает просто огроменные перегрузки. Автомат не рассчитан на такую езду. Он требует большей снисходительности.
Какая должна быть
Что необходимо для успешной и санкционированной транспортировки машины путём буксирования:
- Исправность тормозной и рулевой систем.
- Целостность покрытия кузова – не должно быть разрывов, загнутых наружу остроконечных кусков (если машина побывала в ДТП).
- Исправность дверных петель, ручек, стекол.
- Карабины и иные элементы присоединительного устройства должны быть исправны.
- Для гибкого сцепления необходим трос определенной длины.
- Для жесткого крепления – специальное приспособление из прочного и качественного металла.
В случае провоза легкового автомобиля подходит гибкий вариант сцепки. Но для транспортировки грузовика или пассажирского автотранспорта, необходима жесткая сцепка.
При последнем типе буксировки траектория продвижения второго автотранспорта не будет отклоняться. Тем самым, во время проезда не будет создаваться лишние помехи для иных участников.
Длина троса
Трос не должен быть короче 4 метров и длиннее 5 метров. Следует учесть, что чем длиннее будет оборудование гибкого сцепления, тем больше риска отклонения траектории при движении.
Если трос будет короче указанной нормы, тогда возникает большой риск столкновения ведомого автотранспорта с тянущим его за собой автомобилем.
Цвет троса не имеет значения. Скопление стальных волокон пропитывается световозвращающими составами.
В случае применения красно-белого троса с эффектом «катафота», разрешается не прицеплять полосатые таблички. Такие тросы сами сигнализируют и служат в качестве средства подачи предупреждающих сигналов.
Чаще всего можно встретить продукцию из нитей следующих оттенков, их комбинаций:
- красный;
- оранжевый;
- синий;
- синий с белым;
- белый с красным;
- оранжевый с белым;
- иные вариации.
Скоростной играет роль также и при наличии той или иной длины троса. Даже медленная езда ведущим водителем, не позволит идеально ровно ехать ведомому автомобилисту.
Вот зачем требуется, чтобы за рулем второй (транспортируемой) машины находился человек, готовый всегда своевременно скорректировать вектор движения.
Скорость движения
Основной постулат Правил касательно скоростного режима действует практически для всех видов автотранспорта и во всех случаях буксирования. Применяется одно правило на всех.
Разрешенный режим используемых скоростей во время буксирования другой машины:
в черте населенного пункта | не больше 50 км/ч |
за чертой города, поселка, по автомагистрали | не выше 40 км/ч |
в случае самостоятельного перемещения сцепленного авто | не более 80 км/ч |
с прикрепленным прицепом | не более 70 км/ч |
Если автомобиль имеет коробку передач автоматическую, подлежит принудительному отвозу с места нахождения на проезжей части, то его необходимо везти исключительно со скоростью 30 км/ч – не больше.
Единственно, в случае количества передач более 3-х ступеней, разрешено провозить ТС со скоростью увеличенной, но не больше 50км/ч.
Буксировка транспортного средства — правила и частые вопросы
На дороге могут случаться различные проблемы, при которых потребуется помощь других автомобилистов. Если транспортное средство выходит из строя, можно поступить несколькими способами — вызвать эвакуатор или попросить о помощи других водителей. Про буксировку неисправного автомобиля можно создавать отдельную тему, так как существует много запутанных вопросов. С таким действием связано сразу несколько правил, а самый частый вопрос почти всех участников движения — на каком автомобиле должна быть включена аварийная сигнализация?
Буксируемое транспортное средство, которое находится сзади, должно быть выделено для остальных участников дорожного движения
Первым делом следует начать с разбора определений. Буксируемое транспортное средство — это автомобиль, который расположен сзади и его тянут на буксире. Буксирующее транспортное средство — автомобиль, который помогает и выполняет буксировку. И для первого, и для второго, согласно Правилам дорожного движения, существуют определенные требования.
Правила. Буксируемое транспортное средство, которое находится сзади, должно быть выделено для остальных участников дорожного движения. Поэтому на буксируемом автомобиле обязательно должна быть включена аварийная сигнализация. В некоторых случаях данная система может не работать. Тогда следует обозначить автомобиль знаком аварийной остановки — он закрепляется на задней части буксируемого авто.
Максимальная скорость передвижения составляет 50 км/ч
В ночное время суток и в условиях недостаточной видимости на буксируемом транспортном средстве должны быть включены еще и габаритные огни. К таким случаям можно отнести и проезд тоннеля. Последнее правило, которое распространяется на буксировку — на обоих автомобилях должны быть включены дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманки — на выбор автомобилистов.
Еще один вопрос, который в данном случае должен быть разобран — скорость автомобилей. Максимальный показатель не зависит от того, в каком именно месте передвигаются транспортные средства — в населенном пункте или за его пределами. Максимальная скорость передвижения составляет 50 км/ч. Данное правило одинаково для любого случая буксировки транспорта. Если же на дороге обозначен меньший скоростной режим, следует подчиняться ему.
Для буксировки нужно иметь водительский стаж как минимум 2 года
Многих интересует вопрос — допустима ли буксировка на автомобильной магистрали? На самом деле прямого запрета нет, поэтому можно. Но если по техническим параметрам автомобили не могут развивать скорость более 40 км/ч, буксировка встает под запрет. На дорогах такого типа устанавливается минимальный скоростной режим — 40 км/ч. Если транспорт изначально не способен развивать более высокую скорость, ему запрещено выезжать на магистраль.
Правила выучены, значит можно помогать приятелю в беде? Не совсем так. Интересно, что осуществлять буксировку может не любой автомобилист. Для этого нужно иметь водительский стаж как минимум 2 года. Только в таком случае можно помочь другому автомобилисту и не получить штраф.
Итог. Буксировка транспортного средства связана со многими вопросами и правилами. Они касаются скорости передвижения и включения световых приборов.
Особенности жесткой сцепки
Этот способ буксировки осуществляется с применением твердой конструкции, один конец которой присоединяют к ведущей машине, другой – к ведомой. Она позволяет удерживаться обоим транспортным средствам во время движения на единой линии, что обеспечивает надежность и безопасность.
Поэтому жесткая сцепка автомобиля особенно пригодится для перемещения тяжелой, неповоротливой техники. Она не даст машинам столкнуться друг с другом.
Изобретения
Компания Mercedes-Benz изобрела электронный «ошейник» для трейлеров. Новая система называется «Вспомогательная стабилизация трейлера» (TSA). Она полностью интегрирована в существующую электронную систему курсовой стабилизации машины. TSA быстро обнаруживает начинающийся занос или поперечную раскачку прицепа и эффективно подавляет эти движения, попеременно подтормаживая правое и левое передние колёса автомобиля.
Далеко не все водители знакомы с правилами буксировки транспортных средств: в автошколах этому разделу уделяется достаточно мало времени, а на практике не многие испытывали себя в качестве водителя буксирующего или буксируемого автотранспорта.
В реальной дорожной ситуации отсутствие теоретических и практических знаний вызывает определенные трудности.
Правила буксировки на жёсткой сцепке
Буксировка автомобиля на жесткой сцепке
Прежде всего, ПДД запрещают буксировку в любом случае, если неисправно рулевое управление у буксируемого автомобиля – транспортировать его можно только методом частичной или полной погрузки. Иногда пишут, что при сцепке с тремя точками крепления необязательно нахождение водителя за рулём буксируемого авто – это ошибочное представление, противоречащее требованиям ПДД.
Водительский стаж водителя буксирующего авто должен быть не менее 2 лет. Размеры жёсткой сцепки должны быть такими, чтобы расстояние между машинами было не более 4 метров. Масса буксируемого авто с нерабочей тормозной системой не должна превышать половину массы «буксира».
Как правильно буксировать автомобиль
Казалось бы, что тут сложного: прикрепил тросом одну машину к другой и тяни. Ну или рули и притормаживай, если занял место на галёрке. Но не всё так просто, не зря же этой теме посвящён целый раздел в ПДД.
Методов буксировки существует четыре – на гибкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной или полной погрузки. Чаще всего автомобилисты пользуются первым и последним. Для остальных требуются специальные приспособления, которые вы не то что возить с собой не будете (они займут минимум полбагажника автомобиля), да и никогда не купите (не все водители на необходимый буксировочный трос раскошеливаются, а тут целая металлическая конструкция, которая и стоит заметно дороже). Метод полной погрузки, по сути, буксировкой не является. Правильнее будет назвать подобную перевозку транспортировкой машины. И выполняют её эвакуаторы. Поэтому, если буксировка на гибкой сцепке для вас крайне нежелательна (например, вы владелец АКПП) или и вовсе невозможна (при гололёде это запрещено ПДД), тогда смело набирайте телефон техпомощи. Для остальных, скорее всего, подойдёт буксировка с помощью привычного троса.
Не стоит питать иллюзий, что вам поможет первый встречный. Конечно, если вы девушка, шансы встретить принца на белом коне настоящего мужчину заметно возрастают. Только беда: узнав, что вам требуется буксировка, джентльмен становится грустным, ссылается на отсутствие буксировочного троса и… уезжает. А всего-то и надо было зайти в автомагазин, тогда бы истинному мачо было сложнее ретироваться.
Как выбрать хороший буксировочный трос?
Как вы понимаете, обычная верёвка тут не поможет. Большинство автомобилистов надеются на исконно русское «авось пронесёт», поэтому покупкой буксировочных тросов озадачиваются считанные единицы. Другое дело – если приспичит. Только на загородной трассе найти магазин с автомобильными «приспособами» ох как непросто. И часто поиски заканчиваются вызовом «феи для сломанных машин» – эвакуатора. Правда, обходятся подобные услуги в разы дороже, нежели цена буксировочного троса. В рамках одного районы Москвы транспортировка легкового автомобиля на эвакуаторе выйдет никак не меньше 1500 рублей. Если застряли в области, накидывайте к итоговой стоимости ещё пару тысяч за доставку до МКАДа. А ведь все проблемы могло решить одно посещение автомагазина.
Экстренный поход за буксировочным тросом, кстати, может закончится разочарованием. Вот купите вы первый попавшийся канат, резкий рывок – и машины больше ничего не связывает. Так что подойдите к выбору основательно.
Буксировочные тросы бывают стальные и синтетические. Понятно, что первые в разы прочнее и устойчивее к перетиранию, однако они занимают довольно много места в багажнике, плохо амортизируют рывки и могут тяжело травмировать человека или испортить буксируемый автомобиль, если лопнут во время перевозки. Конечно, если вы – владелец большегруза, то без металлического каната вам не обойтись. Он подбирается исходя из предельной массы машины. Для легковушек больше подойдёт лёгкий синтетический канат. В отличие от стального троса он компактный и эластичный. К тому же стоит вдвое дешевле – около 500 рублей против 1000-1500 рублей за металлический. Минусы тоже имеются: во-первых, они уступают стальному аналогу по прочности, во-вторых, часто перетираются. Есть ещё вариант из кевлара, который обычно используется для электролебёдок и объединяет в себе преимущества обоих тросов. Недостаток один – цена. Она «кусается» и начинается от 2000 рублей. Тратится на прочный, но недешёвый вариант стоит любителям бездорожья.
Требования к буксировочному тросу вполне конкретно прописаны в ПДД. Длина каната должна составлять от 4 до 6 метров. Ни больше, ни меньше. Длиннее нельзя, потому что возникнут трудности во время поворотов, а короткий ремень при резком торможении может стать причиной наезда буксируемой машины на тягач.
Кроме того, по правилам дорожного движения буксировочный трос должен быть снабжён как минимум двумя красно-белыми флажками.
На что ещё обратить внимание при выборе приспособления для буксировки? Во-первых, на места соединения троса и карабина. Это наиболее уязвимые точки во всей конструкции. Поэтому если есть сомнения, что крепления смогут выдержать вес другого автомобиля, лучше выбрать другой вариант. Второй важный параметр – это максимальная грузоподъёмность. Покупайте трос, выдерживающий в 1,5-2 раза большую нагрузку, чем масса вашего автомобиля. В случае, если придётся вытаскивать машину из грязи, буксировочная лента, рассчитанная на стандартную нагрузку, скорее всего, не выдержит и разорвётся.
Он сказал: «Поехали» и махнул рукой
Вот именно так, как в песне про Юрия Гагарина, и происходит буксировка Изначально водители должны обговорить детали маршрута, скорость движения (по ПДД она не должна превышать 50 км/ч), а также условные сигналы, которые они будут подавать друг другу для своевременной остановки, перестроения и других манёвров. Тот самый случай, когда фразеологизм «махнуть рукой» будет означать не потерю интереса, а наоборот пристальное внимание к процессу буксировки.
Прежде, чем тронуться, убедитесь, что на тягаче включен ближний свет. Даже днём. Буксируемый автомобиль должен мигать «аварийкой», а если сел аккумулятор, то сзади необходимо прикрепить знак аварийной остановки. Для вашей же безопасности. Ключ должен быть в замке зажигания, иначе рискуете столкнуться с блокировкой руля.
Кстати, в марте прошлого года законодатели ввели ещё одно правило. Теперь управлять буксирующими машинами могут только водители, стаж которых превышает два года (п. 20.2(1) ПДД).
Итак, начинаем движение. Это, пожалуй, самая сложная часть пути. Двигаться необходимо плавно. Особенно важно обойтись без рывков, если автомобили соединены металлическим тросом, так как он не эластичен и может лопнуть под резкими нагрузками.
При поворотах и перестроениях не забывайте о том, что ваш тандем по длине напоминает лимузин, а значит на завершение манёвров вам нужно больше времени и пространства. Не игнорируйте сигналы поворотниками, иначе водитель позади идущей машины может не сориентироваться.
Кстати, буксируемым автомобилем нужно управлять. Многие почему-то забывают об этом, считая, что всё сделает водитель тягача. И тормозить не забываем. Именно задний следит за дистанцией и за тем, чтобы трос был натянут всё время. Только во всём нужно знать меру, и в торможении тоже. Некоторые водители настолько «внимательны» к тому, чтобы буксировочная лента была в постоянном натяжении, что тормозят на протяжении всей дороги. Однако, тормозная система может не выдержать чрезмерной нагрузки. Да и тягач испытывает дополнительное сопротивление.
Вот, по сути, и все правила буксировки. Соблюдать их не сложно, зато выручить в беде они могут не только вас, но и другого автомобилиста, у которого отказал двигатель или колёса завязли в грязи. Всего-то нужно выбрать правильный трос и обучиться им пользоваться. Удачи на дорогах!
Буксировка на жесткой сцепке
В отличие от буксировки на гибкой сцепке, при которой буксировочный трос может провисать до земли, буксировка на жесткой сцепке осуществляется с помощью специальных неподвижных приспособлений, обычно выполненных из металла.
При этом сцепные устройства для буксировки могут быть различных конструкций. Простейшие жесткие сцепки имеют по одной точке крепления к каждому автомобилю. Более сложные имеют несколько точек крепления к буксируемому автомобилю (как на рисунке выше) и позволяют буксируемому транспортному средству двигаться по траектории буксирующего при движении по прямой. Правила для разных типов жестких сцепок различны.
На практике буксировка на жесткой сцепке применяется значительно реже буксировки на гибкой. Однако жесткие сцепки имеют несколько преимуществ перед гибкими. Например, они более прочные и позволяют осуществлять буксировку тяжелых грузовых автомобилей.
Рекомендуем: Как определить износ зимних шин?
Машина с АКПП буксирует
Заводы-изготовители не рекомендуют так делать. Но, если другого выбора нет, тогда нужно придерживаться ряда правил. Лучше воспользоваться жесткой сцепкой. Вес первой машины не должен быть больше массы второй. Нельзя превышать скорость 35 км в час. Нельзя буксировать в положении D. Нужно строго выбирать 2 или же 3 скорость. Эвакуировать на гибкой сцепке нельзя, так как из-за нее идет сильная нагрузка на деталь. В связи с этим, движением в режиме D можно попросту убить коробку, не проехав даже пару километров.
Определение понятия
Буксировка машины – это манипуляция перевозки автомобиля при помощи тяговой силы другого автотранспортного средства и присоединительных деталей. Принцип перемещения механических ТС прост – одна машина перевозит другую с одного места на другое.
В процедуре фигурируют следующие понятия:
- Буксирующее авто – то, к которому прицепляется автомашина, требующая принудительной транспортировки.
- Буксируемое авто – то, которое непосредственно перевозится прицепом (едет вторым, прикрепленным к тяговой машине).
- Фаркоп – специальное устройство внизу позади машины, позволяющее использовать её в качестве тягача. За фаркоп цепляются карабины, иные присоединительные элементы.
- «Лапы» (крюки, иное) – применяются впереди машины, для того, чтобы за них цеплять присоединительное устройство, идущее от буксировщика (от фаркопа).
Буксируемое транспортное средство в обязательном порядке должно быть пригодным для того, чтобы вовремя затормозить в пути, либо регулировать повороты.
Если же машина не способна на это, тогда её следует эвакуировать при помощи специальной транспортной техники. В этом случае провоз машины со сломанным рулём или тормозами, не относится к буксировке.
Нужна ли категория
Водитель машины, которая тянет на негибком приспособлении другое ТС, должен быть достаточно опытным. Но один из вопросов, беспокоящих автомобилистов в связи с понятием «жесткая сцепка» – категория прав. Некоторые думают, что они должны быть с буквой E, позволяющей возить прицеп тяжелее 750 кг.
Определение разницы между ним и автомобилем есть в ПДД:
Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Буксировка автомобилей, регламентируется пунктом 20 ПДД. В нем категории прав не оговариваются. О них речь идет в статье 25 закона «О безопасности дорожного движения». Правовой документ для каждого транспортного средства устанавливает особую категорию, как и для использования вместе с ними прицепов. Здесь уже не говорится о буксировке.
Из ПДД ясно, что прицеп и лишившийся возможности идти своим ходом автомобиль – это разные типы ТС. Закон, существующий для использования первого, не применяется в отношении второго. И чтобы везти на буксире машину, водителю не нужно иметь в правах букву E.
В Постановлении правительства №333 от 24.03.2017 г. есть уточнение, касающееся стажа автомобилиста:
При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.