Разрешается ли Вам на узкой проезжей части произвести разворот с заездом во двор?
1. | Нет. |
2. | Да. |
3. | Да, если не будут созданы помехи другим участникам движения. |
На перекрестке движение задним ходом запрещено. Однако въезды во дворы перекрестками не являются. Значит, использовать для разворота въезд во двор с заездом в него задним ходом разрешается, если не будут созданы помехи другим участникам движения.
Штраф за нарушение
Автомобилистам нужно быть готовым к штрафам в случае:
- если водитель выезжает со двора задом на одностороннюю дорогу, или переезжает с дороги с двусторонним на дорогу с односторонним движением задним ходом. Нарушение приводит к штрафу в сумме 5000 рублей. Возможно наказание в виде лишения права управления транспортным средством;
- когда автомобилист едет задним ходом с перекрестка на одностороннюю дорогу, то владелец авто получит штраф в сумме 500 рублей;
- если в местах, в которых езда задним ходом запрещена водитель совершает разворот, то придется заплатить штраф 500 рублей;
- если автомобилист нарушил пункт о движении задним ходом в запрещенных местах (мосты, перекрестки (в том числе с круговым движением), железнодорожные переезды, тоннели). Сумма штрафа составляет 500 рублей;
- движения задним ходом по магистрали. Сумма штрафа за маневр и движение задом по автомагистрали составит 2500 рублей.
Разрешено ли водителю движение задним ходом при отсутствии других участников движения?
1. | Разрешено, но только до пешеходного перехода. |
2. | Запрещено. |
Движение задним ходом на дорогах, обозначенных знаком «Дорога с односторонним движением» , не запрещается. Но поскольку на пути движения расположен пешеходный переход, на котором движение задним ходом запрещено, водителю можно двигаться задним ходом на данном участке дороги только до пешеходного перехода.
Где запрещено движение задним ходом
Водителю нужно помнить, что в подпункте 8.11 ПДД говорится о том, что нельзя ехать задним ходом в следующих местах:
- На регулируемых и нерегулируемых перекрестках
- На участках с о
- В тоннелях
- На мостах и путепроводах, эстакадах и непосредственно под ними
- в местах, где расположены железнодорожные переезды;
- В местах с плохой видимостью, например, когда видимость участка дороги в одном направлении будет менее 100 метров;
- В местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.
Стоит обратить внимание на подпункт 16.1 ПДД, в котором говорится о правилах езды задним ходом по автомагистрали. Водителям запрещается ездить задом на автомагистралях.
Задний ход. Меры предосторожности
Не забудьте, что даже в местах, где движение автомобиля задним ходом не запрещено ПДД, необходимо двигаться очень осторожно – вероятность того, что при ДТП оштрафуют именно того водителя, который ехал на задней передаче, максимальна. Поэтому, чтобы исключить аварийную ситуацию и немаленькие штрафные санкции, следует при езде задним ходом:
- хорошо видеть дорогу и отсутствие препятствий позади машины (не менее 100 метров);
- исключить всякую опасность для остальных участников дорожного движения (обязательно предупредить их световыми, звуковыми и аварийными сигналами авто);
- двигаться назад только на минимальной скорости, постоянно используя зеркала заднего вида;
- предварительно пропустить вперед другие автомобили и пешеходов;
- при возникновении минимальной угрозы, использовать экстренное торможение;
- при плохой видимости дороги пользоваться помощью пассажиров для корректировки траектории движения машины.
В заключение стоит отметить, что движения автомобиля задним ходом – сложный маневр даже для опытных водителей, который требует максимального внимания, аккуратности и строгого соблюдения ПДД. На запрещенных правилами участках дороги переключаться на заднюю передачу ни в коем случае нельзя – это чревато серьезными ДТП, угрозой жизни людей и серьезными штрафами ГИБДД.
Маневр может совершаться только там, где это разрешено ПДД, где дорога хорошо видна на большом расстоянии и нет никаких препятствий. Движением задним ходом на дороге или маневрах на стоянке должно быть только на минимальной скорости!
За что налагается наказание
Долгое время нерадивые водители избегали штрафов за движение против потока, ссылаясь на необходимость выполнения маневра или парковки. Если отсутствовал факт грубого нарушения ПДД, например, въезд под кирпич, оснований для наложения штрафа у инспекторов не было. Однако после разъяснения, данного в п. 14 Пленума Верховного Суда РФ №2 0 от 25 июня 2021 года, разногласия были устранены.
Так ВС РФ указал, что согласно п.8.12 ПДД не запрещается движение задним ходом. Административный состав правонарушения по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ возникает, если при движении во встречном направлении по односторонке автомобилист нарушил требование какого-нибудь знака.
Не считается нарушением, если водитель, ранее ехавший по односторонке, сначала остановился, а затем сдал на несколько метров назад. А вот ситуация, когда он выезжает задним ходом из двора на одностороннюю дорогу квалифицируется как серьезное нарушение по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ и повлечет штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок до полугода. Если правонарушение было совершено на перекрестке, то оно квалифицируется по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ и наказывается дополнительным штрафом в размере 500 рублей. Повторное правонарушение грозит лишением прав на год.
Как оформляются документы при ДТП
Нарушение ПДД при движении задним ходом может определяться по камерам фиксации, путем остановки автомобиля сотрудником ГИБДД. Так как санкции за нарушение не влекут лишение прав (если водитель не допустил более серьезных проступков), штраф может быть взыскан по постановлению ГИБДД. Естественно, если при движении задним ходом водитель был пьян, либо допускал иные нарушения ПДД, его привлекут к ответственности сразу по нескольким статьям КоАП РФ.
Как определяется вина в ДТП при движении задним ходом
В 99% случаев в ДТП будет признан виновным водитель, начавший движение задним ходом. Но в практике наших юристов были ситуации, когда удавалось доказать отсутствие вины даже при указанных выше условиях:
- если на момент начала движения отсутствовали помехи, а второй участник ДТП «выскочил» из-под запрещающего знака или красного сигнала светофора;
- если водить приступил к маневру задним ходом, а в него врезался другой автовладелец, начавший маневр задом позже и без проверки помех;
- если ДТП возникло по причине форс-мажорных обстоятельств (например, когда помеха отсутствовала, однако второй участник ДТП появился на пути движения задом при объезде рухнувшего дерева).
К сожалению, заранее спрогнозировать все обстоятельства движения невозможно. Поэтому защита по делам о виновности в ДТП для водителя машины с движением задним ходом заметно сложнее, чем при обычным обстоятельствах. Рекомендую обращаться к юристам сразу после составления протокола, чтобы успеть собрать доказательства на месте аварии, подготовится к защите и обжалованию.
Почему следует соблюдать запреты ПДД?
На дороге автомобилисты совершают множество маневров: обгон, разворот, поворот и прочие. Одним из таких маневров является движение задним ходом. Такое действие редко встречается на дороге. Как совершать этот маневр, известно каждому автовладельцу, но не каждый помнит, когда этого делать нельзя, ведь такое действие зачастую бывает попросту не безопасным. В силу этого на законодательном уровне были введены ограничения движения задним ходом.
Водитель, который совершает такой маневр на дороге, должен пропускать абсолютно всех: проезжающие мимо машины, разворачивающийся транспорт или совершающие любой другой маневр автомобили. Движение задним ходом разрешено только в случае, если этот маневр не может стать помехой для других автомобилей. Об этом говорится и в разделе 8, пункт 8.12 в правилах.
Кроме того, если у водителя возникает довольно опасная ситуация выезда на проезжую часть посредством заднего хода (к примеру, выезд из двора), то он, во избежание аварийной ситуации, должен воспользоваться помощью постороннего человека. Таким может быть пассажир или прохожий. В ином случае водитель опять же нарушает правило пункта 8.12.
Этим правилом можно пользоваться и на дороге, но только в том случае, если для человека-помощника не возникает угрозы для жизни. Если этот маневр совершить сложно, то лучше от него отказаться.
Техника вождения задним ходом
Для того, чтобы загнать фуру задним ходом на парковочное место или аккуратно подвести ее к погрузочному пандусу, необходима не только определенная сноровка, приходящая с длительной практикой. Нужно учитывать следующие факторы:
- правильное расположение тягача и фуры относительно друг друга и окружающих объектов;
- угол и направление вращения руля в каждый момент совершения маневра;
- определение оси поворота фуры;
- своевременное выравнивание кабины и выстраивание тягача с прицепом в одну линию.
Удобнее поставить прицеп под небольшим углом к кабине, завернув его немного влево. При таком расположении автомобиль будет выполнять левый поворот. Это способствует улучшению контроля за поведением полуприцепа или фургона.
Располагать транспортное средство до начала движения назад нужно так, чтобы дверь кабины смотрела на условную преграду, которая после завершения маневра будет расположена параллельно правому борту фургона.
Таким «препятствием» может быть стоящий рядом автомобиль, стена здания или даже линия разметки на парковке. Начав движение при таком положении фуры, водитель сможет сразу отрегулировать угол захода прицепа в поворот.
Водитель фуры сдает назад
Для корректировки курса грузовика не требуется постоянно вращать рулевое колесо из стороны в сторону. Необходимо, немного повернув руль и придав фуре правильный угол движения, сразу же начать обратное вращение для выравнивания тягача с прицепом. Из-за высокой инерционности тяжелого фургона возвращение руля в начальное положение произойдет одновременно с выравниванием прицепа.
При вождении фуры следует заметить, что условная ось вращения прицепа или полуприцепа обычно находится не в ее геометрическом центре и не на самом конце.
Для контроля правильного поворота водитель должен следить за точкой, которая в районе центральной оси, и за расположением заднего угла фуры относительно этой точки.
Предлагаем посмотреть подробные разъяснения дальнобойщика о технике движения на фуре задним ходом:
Расположение водителя
Расположение водителя в кабине тягача, когда осуществляется движение задним ходом на фуре, должно обеспечивать решение двух основных задач:
- возможность контролировать окружающую обстановку и направление движения фургона;
- возможность своевременно реагировать на изменения в характере движения и на возникновение неожиданных обстоятельств.
Для выполнения этих задач необходимо не только видеть все через зеркала, но и выглядывать в окно. При этом в любой момент необходимо иметь доступ ко всем системам управления автомобилем.
Контроль ситуации из окна
Регулировка зеркал
Все современные грузовики и седельные тягачи оборудованы большими зеркалами заднего вида. Они расположены по обе стороны от кабины.
Не обязательно знать, сколько весит колесо от фуры, чтобы правильно управлять автомобилем.
Во избежание появления слепых зон они должны быть отрегулированы таким образом, чтобы водитель мог видеть последнюю треть борта прицепа. Иногда не лишним будет установить дополнительные зеркала.
Зеркала заднего вида
Выравнивание тягача и прицепа и повороты руля
При необходимости изменить угол поворота прицепа в ту или иную сторону нужно начать плавно вращать руль в требуемом направлении, одновременно контролируя изменение положения прицепа по смещению «точки поворота». Практически сразу после придания фуре нужного угла надо начать плавно крутить руль обратно.
Скорость вращения должна быть такой, чтобы не допустить смещения задней части прицепа в противоположную сторону.
Возвращение рулевого колеса в первоначальное положение должно совпадать с моментом постановки фургона на правильный курс и одновременным приходом кабины на одну линию с прицепом.
Как правильно крутить руль, можно посмотреть здесь: