Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф


Основные понятия

Обгон справа

В правилах дорожного движения чётко оговорены понятия, которые в обыденном восприятии схожи и не имеют на первый взгляд существенной разницы.

К таковым относятся:

  1. Обгон – временное перестроение на линию встречного потока с увеличением скорости, с целью объезда впереди едущего транспортного средства и последующее возвращение на свой путь на трассе с двухсторонним движением.
  2. Опережение – изменение ряда движения с целью обгона, но без заезда на полосу встречного направления.
  3. Перестроение – изменение траектории передвижения, то есть переход с одного пути на другой, но не сопровождающийся выездом на встречную трассу и не всегда связанный с обгоном других машин.

Несмотря на очевидную близость понятий, стоит отметить, что в отличие от перестроения и опережения, совершать манёвр обгона разрешено только при соблюдении определённых условий. Каждый манёвр должен сопровождаться световыми и звуковыми сигналами, информирующими о действиях водителя.

При езде важно не только правильно трактовать содержание дорожных знаков и разметки, но и классифицировать свои действия. Это позволит избежать неприятных санкций и ДТП по неосмотрительности.

Опережение справа в пределах одной полосы

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает *(62).

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа *(63).

Разновидности опережения

Опережение представляет собой более общее понятие, чем обгон, так как к его основным видам относятся:

  1. Ускорение без изменения полосы, которое фактически будет признано опережением, так как соседний автомобиль, ранее находившийся спереди или сбоку, будет сзади.
  2. Объезд ТС по левой полосе в результате перестроения с крайней или средней.
  3. Обгон, связанный с выездом на встречную линию.

Перечень допустимых типов перестроения основан на том, чтобы даже при высоких скоростных режимах не создавалось опасности для участников дорожного движения.

Разграничения между понятиями обгон и опережение произошли в 2010 году, до этого они фактически означали одно и то же. Современным автолюбителям важно знать не только разницу в терминологии, но и то, как себя вести.

Опережения и объезды

Опережение — это вид манёвра, при котором водитель перестраивает свое транспортное средство для последующего обгона другого без выезда на полосу встречного движения. Опережение является легким манёвром, не несущим такой жизненной опасности, как обгон. Перестроение осуществляется на полосе попутного движения с более одним рядом для движения, соответственно.

Нельзя совершать опережение на таких участках, как пешеходная зона, ж/д переезд, мост. Причем во всех случаях нужно убедиться в достаточности обзора.

Существует два вида опережения:

  1. без смены полосы движения, когда автомобиль обгоняет другие транспортные средства своей скоростью;
  2. с выездом на соседнюю полосу движения, которая не является встречной.

Объезд — манёвр, при котором транспортное средство выезжает из своей полосы движения, если движение по прошлой полосе движения невозможно.

Манёвр называется объездом, если автомашина меняет полосу движения по причине того, что полоса заблокирована для дальнейшего движения. В остальных случаях манёвры расцениваются как обгон или опережение.

Процедура обгона

Обгон – один из наиболее опасных манёвров, который совершают водители на трассе. Дело в том, что они в момент совершения действия попадают в зависимость от поступков машин с обоих направлений. Требуется максимальная концентрация и сосредоточенность на процессе, чтобы всё прошло плавно и не вызвало необходимость совершать экстренное торможение или поворот иным водителям.
К основным рекомендациям при совершении обгона относятся:

  • включить сигнал о повороте с целью предупреждения следующих рядом машин о планировании манёвра;
  • активировать более мощную передачу, чтобы автомобиль смог совершить манипуляцию;
  • проверить, не помешает ли обгон другим участникам, например, если сзади водитель уже начал совершать манёвр, то следует его пропустить;
  • оценить расстояние до автомобилей, едущих по встречной полосе с целью определения временной возможности успеть завершить перестроение в свою полосу.

Не стоит предпринимать попытки совершения обгона на подъёме, так как ограничена видимость встречного движения. Также в условиях плохой погоды есть риск не заметить иные транспортные средства.

Не рекомендуется совершение обгона на узких двухполосных и горных дорогах. На участках где проблематично разъехаться двум направлениям, одновременно три едущие машины приведут к серьёзной аварии.

Опережение справа в пределах одной полосы

При этом встречаю ситуацию, когда идущая сзади машина объезжает меня справа, выдавливая к центру дороги. После совершения обгона (опережения?) они просто едут впереди меня. Цель такого обгона — непонятна (ну на самом деле понятна, но про это не будем).

С подобными ситуациями я уже смирился, если бы не случай вчера. Я проезжал Ж/Д переезд максимально прижавшись к разделительной, находился при этом в своей полосе. Навстречу фура. Ширина переезда очень узкая, аккурат чтобы с небольшим запасом прошел грузовик.

Рекомендуем прочесть: Проверить справку о несудимости по номеру

Опережение справа

Исходя из определений терминов, обгон и опережение следует, что в России при установленном левостороннем движении, как такого обгона справа не существует, так как это физически не предполагает выезд на встречный ряд. Такой манёвр будет признан опережением. Ограничений на совершение перестроения с целью объезда справа в ПДД не прописано, но это не значит, что то, что не запрещено – разрешено. Обгон справа по обочине не допустим, так как это противоречит другим правилам.

Отдельно норма по опережению справа не выделена в связи с тем, что совершаемое действие будет связано с иными нарушениями.

К таковым относятся:

  • выезд на обочину с целью опережения транспортного средства, следующего по правому ряду;
  • скорость движения авто по правой полосе не превышает режима среднего ряда.

Если водитель из левой или средней полосы передвинулся в правую, которая движется быстрее, то это будет являться перестроением. Опережением также будет признано перестроение из левого ряда, если там автомобили планируют делать поворот.

Что касается заезда на трамвайные рельсы, то это запрещено, особенно если это связано с попыткой обгона.

В ПДД оговорены две ситуации, при которых данный манёвр допустим:

  1. Объезд стоящих транспортных средств, которые загораживают движение при аварийной ситуации.
  2. Движение в период увеличенного потока машин.

В обоих вариантах водитель обязан предварительно убедиться, что его действие не помешает передвижению трамвая, так как он имеет приоритет на участке дороги, где размещены рельсы. Заезд на траекторию езды встречного трамвая строго карается законом, так как представляет собой сразу несколько правонарушений: передвижение по рельсам и по встречной полосе.

Попытка объехать пробку на трассе по обочине классифицируется как нарушение, притом, такое поведение приводит к порче транспортного средства и вызовет проблемы при перестроении в основной ряд.

Основные виды обгона и опережения

На данный момент различается два основных вида опережения авто, каждое из которых разрешено правилами дорожного движения:

  1. Опережение автомобиля без изменения полосы движения. В этом случае транспортное средство опережает иное за счет большей скорости движения.
  2. Существует также опережения с выездом на иную полосу движения. Если перемещение совершается с левой стороны, опережение, которое предусматривает обгон, будет осуществляться с выездом на встречное движение. Если движение осуществляется по средней полосе, обгон допустимо производить по левой полосе.

В действующих правилах движения существует некоторое количество иных косвенных требований, не предоставляющих возможности совершать обгон справа. Исключением здесь составляют повороты и развязки налево, на основании чего приходится осуществлять движение слева едущего авто.

Если движение осуществляется с правой стороны, если есть желание обогнать транспортное средство с правой стороны, водителю потребуется предварительно выехать на обочину, что категорически запрещено ПДД.

Если движение осуществляется по средней полосе и, если хочется обогнать автомобиль с правой стороны, он сможет двигаться по правой полосе со скоростью, которая не превышает скорость движения авто, едущего по средней полосе.

На основании этого можно сделать вывод, что при данной манипуляции будет нарушен иной пункт ПДД, потому законодатель не предусмотрел отдельные пункты ответственности за совершения обгона справа.

Несмотря на отсутствие конкретных правил по обгону с правой стороны, делать это категорически запрещено. Это самые опасные маневры на дороге, которые могут привести к аварийным ситуациям!

Санкции

После определения понятия обгон справа, разберёмся какой штраф предусмотрен за правонарушение. Как уже было сказано выше, нарушения в виде обгона справа не существует и выписка штрафа с такой формулировкой незаконна.

Как правило, водителя наказывают за иные административные проступки:

  • выезд на обочину или тротуар – полторы тысячи рублей;
  • попытка совершения обгона по запрещённым зонам – пять тысяч рублей;
  • езда по трамвайным рельсам без наличия объективных обстоятельств – пять тысяч рублей или лишение водительского удостоверения сроком до полугода.

Степень наказания определяется тем, насколько опасной стала ситуация при манёвре водителя. Обгон по обочине предполагает штраф в том случае, если будет доказано, что целью перестроения был объезд. Штрафные санкции не накладываются, если при выезде водитель припарковал транспортное средство и включил сигналы об аварийной остановке.
Также наказанию не подвергнутся участники движения, чьи действия были обусловлены сложной ситуацией на дороге, например:

  • повреждение полотна, движение по которому усугубит ситуацию;
  • ДТП, при которых блокируется часть дороги.

Если дорога узкая, то допустим частичный заезд на обочину, при езде навстречу крупногабаритного транспортного средства.

Зафиксировать правонарушение вправе не только сотрудники ГИБДД, но и камеры видеонаблюдения. Большинство штрафов на сегодняшний день приходит именно по показаниям видеофиксаторов.

Когда разрешен обгон справа

Пункт 10.4 ПДД регламентирует обязанность водителя вне НП передвигаться только в крайней правой. Левую разрешено занимать только при необходимости обгона. Это правило аннулируется только в черте города или иного другого НП.

Стоит указать, что недопустим обгон права, но опережение разрешено. Однако выполнять такой маневр можно только с использованием полосы для ТС. Обгон по обочине запрещен в соответствии с пунктом 9.9 Правил.

По обочине могут передвигаться только велосипедисты и собственники мопедов. Причем велосипедисты должны достичь возраста 14 лет. Также при наличии специальных дорожек использовать обочину нельзя и этим участникам движения.

Если же дорога имеет всего две полосы и отличается высокой загруженностью, водитель не должен менять полосу. Нужно двигаться в общем потоке до того момента, пока полоса не освободится.

Не лишним будет напомнить о безопасности обгона справа при неблагоприятных погодных условиях. При влажном покрытии дороги или тумане лучше снизить скорость и проявить повышенную бдительность.

Кто вправе осуществлять обгон справа

В ПДД чётко регламентировано, что как такового нарушения в виде обгона справа не предусмотрено, однако, этот манёвр непосредственно связан с выездом на запрещённую зону: обочину и тротуар.

Наказание накладывается по двум статьями:

  • совершение манёвра, противоречащего нормам закона;
  • езда по запрещённой зоне.

Исключением из правил являются велосипедисты. Они являются полноправными участниками дорожного движения и обязаны соблюдать нормы и установки. Если на дороге не предусмотрена выделенная для них полоса, то велосипедисты вправе двигаться по обочине. Такое допущение распространяется на лиц старше четырнадцати лет.

Все устройства, оборудованные более мощными двигателями, в том числе мотоциклы, приравниваются к автомобилям. На них в равной степени оказывает влияние покрытие, погодные условия и обстановка на трассе.

Правила при осуществлении обгона справа

Правила обгона гласят, что зачастую с правой стороны он выполняется по тротуарам или обочинам. Если говорить о том, в каких случаях запрещен, то можно отметить, что запрет закрепляется в пункте 9.9 ПДД. Если в таком случае водитель попадает в зону внимания инспектора ГИБДД, то к нему применяются штраф. При этом мера наказания применяется за совершение двух нарушений одновременно – это совершение маневра, который запрещен, а также езда по обочине.

Послабления в таком случае распространяются ни лиц, которые управляют мопедами и велосипедами. Они могут водить средства по обочинам, когда отсутствуют специально для этого предназначенные дорожки.

Опережение справа в пределах одной полосы

11.4. По завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения. Однако при двух и более полосах для движения в данном направлении водитель, производящий обгон, может с учетом пункта 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон, и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Что это такое

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Обгон является одним из видов опережения. Совершая его, транспортное средство всегда выезжает на полосу встречного движения со скоростью большей, чем скорость впередиидущего авто и возвращается обратно на занимаемую им ранее часть дороги.

Опережение — движение без выезда на другую полосу с превышением скорости по отношению к движущемуся по соседней полосе транспорту; или выезд на соседнюю полосу без последующего возвращения на свою.

Бывает два вида опережения, разрешенные правилами:

  1. Без изменения полосы. Опережение происходит за счет увеличения скорости.
  2. С выездом на соседнюю полосу. Его можно производить с левой и правой полосы, без выезда на встречную.

По закону обгон и опережение разные понятия. Первое возможно только слева, а второе и слева, и справа.

Существует еще один распространенный термин — перестроение, которое не стоит путать с обгоном и опережением. Это выезд из собственной полосы или ряда с фиксацией первоначального направления. Перестроение тоже можно, как опережение, совершать в любой момент.

На картинке желтый автомобиль совершает опережение, а зеленый — перестроение:

Обгоном не является:

  • опережение транспорта без пересечения разметки;
  • опережение по правой стороне дороги без въезда на встречную полосу.

Он актуален, когда дорожное полотно состоит из двух полос, по одной в каждую сторону. Если их больше, лучше будет произвести опережение, без выезда на встречную. Оно более безопасно.


Данный маневр стоит выполнять в случае, если интенсивность движения, дорожные условия и возможность транспортного средства позволяют водителю после этого передвигаться на более высоких оборотах, чем до этого, так как машина перед ним шла медленнее.

Такое действие не всегда будет нарушением ПДД. Если нет запрещающих знаков и разметки, он совершается по правилам. Но во многих случаях он не допускается.

Обгон запрещен в следующих случаях:

  • автомобиль, передвигающийся перед тем, который собирается совершить маневр, сигнализирует левым поворотником, что поворачивает налево;
  • впередиидущая машина выполняет обгон или объезжает препятствие;
  • транспортное средство, движущееся сзади, совершает обгон;
  • при запрещающих знаках;
  • плохой видимости на дороге;
  • на четырехполосной дороге;
  • на пешеходном переходе;
  • на сложных участках дороги.

Если он начат по правилам, на прерывистой линии разметки, а закончен на сплошной, то за это последует наказание как за пересечение сплошной линии.

Обгон разрешен:

  1. На двухполосном дорожном полотне с прерывистой разметкой.

  2. Трехполосной дороге с прерывистой разметкой.

Чем быстрее будет совершен маневр, тем безопаснее он будет. Поэтому специалисты рекомендуют при его выполнении увеличивать скорость.

Почему фраза «обгон справа» противоречива

До внесения поправок в 2010 году понятия опережения в ПДД не существовало, равнозначным по определению было понятие обгона. В старом определении в отличие от действующего необязательно совершать выезд на встречную полосу, достаточно было выехать с занимаемой полосы. В связи с этим фраза «обгон справа» была вполне обоснована и уместна.

Но когда в ПДД внесли изменения, такое словосочетание стало вызывать противоречия, так как при обгоне теперь обязателен выезд на полосу или сторону со встречным движением. А при совершении обгона попутно идущих ТС с правой стороны такой ход событий невозможен, потому что выезд на встречную полосу может состояться только при обгоне с левой стороны.

Фактически, совершая обгон справа, водитель выезжает на правую свободную полосу с попутным движением и опережает ТС, которое движется с меньшей, чем у него, скоростью. Из этого следует, что целесообразней называть такой маневр опережением справа, тогда он будет полностью соответствовать понятиям, приведенным в нынешнем законодательстве, и не вызовет никаких противоречий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: