Порядок на дорогах общего пользования напрямую зависит от того, насколько правильно общаются участники движения с инспекторами дорожно-патрульной службы. Чтобы заранее предупреждать неприятные ситуации и отстаивать свои права, нужно знать, как корректно коммуницировать с людьми в погонах. По этому вопросу есть юридические нормы, а также практические наработки, которые являются краткой памяткой водителю при общении с ДПС. Как всегда, начинать нужно с законодательства, то есть теории.
Общение с точки зрения буквы закона при факте нарушения ПДД
Во-первых, обе стороны общения являются равноправными, поэтому автовладелец обязан учтиво относиться к госслужащему. А тот, в свою очередь, должен быть не менее вежливым, учтивым и объективным. При этом в разговоре не должно быть личной неприязни, не говоря уже о негативном влиянии плохого настроения. Нарушение этого «железного» закона со стороны водителя – имеется в виду хамство, употребление матерных слов и пр. – причем независимо от того, были или не были нарушены Правила, плохо отразится в первую очередь на нем же.
Наказание за оскорбление госслужащего:
если посторонних лиц и свидетелей не было – административный штраф до 2 500 руб., альтернативный вариант предполагает арест на 15 суток;
наличие посторонних граждан увеличивает размер наказания до 40 000 руб. или 360 ч исправительных работ. В отдельных случаях срок исправительных работ может составлять 12 месяцев.
Поэтому при потенциально совершенном ДТП с работником ГАИ лучше не спорить, а водителю следует заполнить свою часть протокола. При этом у автовладельца 2 варианта: согласиться со своим нарушением и дать подпись о том, что штраф будет выплачен в течение 70 суток, либо не признаваться в правонарушении, и оспорить его в течение 10 суток. Во втором случае следует постараться собрать доказательную базу о своей невиновности.
Однако бывают случаи, когда владелец машины абсолютно уверен в своей невиновности, а постовой, мягко говоря, в беседе мало похож на работника ДПС. Здесь остается только одно – постараться вести себя как можно более спокойно и уверенно. И, разумеется, не совершать ответных выпадов, иначе в дальнейшем отстоять свою правоту в суде будет гораздо труднее.
Нужно ли автовладельцу выходить из машины
С октября 2021 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.
В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.
Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:
- если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
- для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
- если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
- для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
- в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
- если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.
Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.
Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.
Это – прямой и однозначный ответ на вопрос, как себя вести, если автовладельца остановил инспектор ГИБДД. Тем более, что данный техрегламент относится к внутренним документам, касающимся сотрудников полиции, а не рядовых участников дорожного движения.
Впрочем, подразделы статьи 027 КоАП всё же регламентируют случаи, когда водителю придётся подчиниться и покинуть транспортное средство:
- при составлении админпротокола о задержании (ст. 027.04);
- при составлении протокола о досмотре ТС (ст. 027.09);
- при составлении протокола об отстранении автовладельца от управления ТС (ст. 027.12).
Общение на практике
Как вести себя с инспектором ГИБДД, знают все опытные водители, а новички, как правило, совершают массу ошибок. Например, останавливаются не сразу или не на конкретное место, указанное инспектором. Такие действия зачастую трактуются как отказ в остановке и караются штрафом, хотя есть четкий, годами выработанный алгоритм остановки по всем правилам.
Сразу же после отчетливого сигнала автоинспектора водитель обязан немедленно остановиться. При этом сотрудник ГАИ тоже обязан указать конкретное место остановки транспортного средства.
Если автомобиль останавливается в сумерках или ночью, водителю можно вести общение с закрытой и даже заблокированной дверью – это прописано законодательно.
Самые предусмотрительные автовладельцы перед остановкой включают диктофон и надиктовывают время и место, где их «тормознул» гаишник. Также для этих целей можно использовать видеорегистратор, однако у диктофона есть преимущество – его можно спрятать в кармане. И нужно помнить, что в случае несогласия обе стороны имеют право использовать аудио- и видеоаппаратуру.
Стандартная памятка водителю при общении с ДПС также рекомендует, что для общения боковое окно нужно приоткрыть и записать или запомнить ФИО сотрудника ГИБДД, его звание и номер жетона.
После своего представления человек в погонах обязан уведомить, что является причиной остановки. И только после этого, согласно закону, он имеет право потребовать у водителя документы. Однако нужно всегда помнить, что совсем не обязательно водительское удостоверение или техпаспорт на машину передавать в руки – их можно приложить к стеклу или просто показать в окошке. Если же другая сторона в приказном порядке требует передать документы, то такие требования можно законно опровергать.
Кстати, перечень причин для остановки тоже строго регламентирован, и его тоже лучше знать досконально:
нарушение ПДД водителем или пассажирами в машине;
проверка документов у шофера;
предположение, что данное транспортное средство угнано и находится в розыске;
предварительная информация, что автовладелец или пассажиры являются инициаторами аварии или другого противоправного поступка;
оказание помощи инспектору ГИБДД либо другим участникам дорожного движения;
если водитель или пассажиры были свидетелями ДТП – необходимость их опроса;
уведомление о запрете дальнейшего движения либо иная информация, относящаяся к безопасности пути.
Нужно знать!
Если инспектор предлагает просто выйти из машины, то водитель имеет право отказать в этом. Чтобы потребовать такие действия, человек в погонах обязан предъявить веские доводы, в числе которых:
техническая неисправность автомобиля, подлежащая немедленному устранению;
намерение сотрудника провести досмотр – но, опять же, для этого должны быть веские причины;
подозрение в том, что водитель либо пассажиры нетрезвы или являются нарушителями закона;
намерение привлечь автовладельца в качестве понятого;
автоинспектор уверен, что водитель представляет для него угрозу.
Очевидно, что этот список довольно неоднозначен и «размыт». Поэтому чисто с психологической точки зрения, для создания комфортной атмосферы лучше беседовать вне пределов салона машины. Однако что касается предложения пересесть в автомобиль ГАИ, то его допустимо элементарно проигнорировать. Причем все сидящие в машине люди – законные свидетели, имеющие полное право присутствовать как при общении с представителем ГИБДД, так и заполнении протокола.
Права водителя при общении с сотрудником ГИБДД
Права водителя при общении с сотрудником ГИБДД
Права водителя при общении с сотрудниками ГИБДД перечислены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Конституции Российской Федерации, Административном регламенте МВД РФ от 02.03.2009, № 185.
Основной статьёй, содержащей перечень прав водителя при общении с сотрудником ГИБДД, является статья 25.1 КоАП РФ. Естественно в ней перечислены далеко не все права водителя. Права, которые есть у автолюбителя, как бы «разбросаны» по всему Кодексу.
Давайте остановимся поподробней на некоторых правах:
Право на дачу объяснений
У водителя есть право на дачу объяснений сотруднику ГИБДД (ч. 1 ст.25.1 КоАП РФ). Такое объяснение является одним из доказательств при составлении протоколов, рассмотрении дела, вынесении постановления.
Сотрудник ГИБДД или суд обязаны учитывать объяснения автолюбителя при принятии итогового решения по делу. С учётом закрепленного в статье 24.1 КоАП требования об объективном и всестороннем рассмотрении дела об административном правонарушении, доводы автолюбителя о невиновности подлежат обязательной проверке. Все доводы водителя, имеющие отношение к делу должны быть изучены. Если судья или сотрудник ГИБДД считают что автолюбитель не прав, то в постановлении должны быть приведены мотивы, по которым они не принимают его показания. Никто не может просто отмахнуться от автолюбителя как от надоевшей мухи и вынести постановление (решение) о назначении штрафа, лишения прав, ареста.
Показания водителя о невиновности (не согласие с протоколом) могут быть выражены в устной или письменной форме. Это положение закреплено в части 1 статьи 26.3 КоАП РФ. Естественно лучше всего давать объяснения в письменной форме. Ведь устные показания могут быть отражены в постановлении не в полном объёме.
Слово – не воробей. Вылетит — не поймаешь. А значит, водитель должен тщательно взвешивать все свои доводы. Очень важно грамотно сформулировать в объяснении все свои доводы, которые являются основаниями для прекращения производства по делу, переквалификации действий, назначении минимального наказания, и т.д.
Никто не имеет право безосновательно торопить водителя при даче показаний, объяснений. Запрещено также умышленно выводить автолюбителя из равновесия, чтобы он допустил ошибку при написании важных объяснений. Такие действия недопустимы. Если они были допущено, то суд может прекратить производство по делу (отменить протокол) только лишь на основании таких нарушений.
Письменные объяснения могут быть даны водителем: в протоколе об административном правонарушении, в специальном опросе (отдельный бланк, имеющийся у сотрудника ГИБДД), в других процессуальных документах.
В протоколе об административном правонарушении особо не развернешься. В нём очень мало места для дачи развёрнутых объяснений по существу дела. Именно поэтому водитель, которому не хватило места для дачи объяснений в протоколе об АП, имеет право попросить у сотрудника ГИБДД отдельный бланк.
Теоретически сотрудник ГИБДД не имеет право не дать водителю отдельный бланк для дачи развёрнутых объяснений (ведь в таком случае, по сути, нарушается право автолюбителя на дачу объяснений). Тем не менее, я бы советовал автолюбителям всегда иметь в автомобиле несколько чистых листов бумаги. Они могут понадобиться для дачи объяснений сотруднику ГИБДД или для заявления ходатайств (например, ходатайства о переводе дела по месту жительства).
При подписании документов, составленных сотрудником ГИБДД, необходимо быть очень внимательным. Ведь сотрудник ГИБДД может написать в документе о том, что вы якобы дали определенные объяснения или совершили незаконные действия. Если вы подпишите данный документ (просто поставите подпись, а не собственноручно отразите свои показания) внимательно не ознакомившись с ним, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы. Всегда думайте о тех негативных последствиях, которые могут ожидать невнимательного автолюбителя, не позаботившегося о собственных законных интересах.
Не зря же законодатель предоставил водителю широкий объём прав при общении с сотрудником ГИБДД. Отказ от реализации данных прав (не прочитал протокол, не получил копию, и т.д.) всегда может быть использован против автолюбителя при составлении протокола или вынесении постановления.
Право на ознакомление с материалами дела
Право автолюбителя ознакомиться со всеми материалами дела – это очень важное право. Ведь согласитесь трудно дать грамотные объяснение (см. выше) если предварительно не ознакомишься со всеми материалами дела.
К сожалению далеко не все автолюбители использую данное право при оспаривании протокола или постановления, составленных сотрудником ГИБДД. А зря. Много интересной информации можно найти в материалах дела об административном правонарушении.
Например, информация, содержащаяся в деле, может помочь автолюбителю при составлении ходатайств о вызове свидетелей, понятых, сотрудников ГИБДД, специалиста. Также полезно проанализировать дело на наличие доказательств полученных с нарушением закона (в соответствии со ст. 26.2 КоАП доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть использованы при вынесении постановления).
Ознакомиться с материалами дела также полезно ещё и потому что выдаваемые автолюбителям копии протоколов часто не читаемы. Каким образом можно защищать свои права, если даже невозможно прочитать, в чём конкретно тебя обвиняют? Чушь.
Ознакомление с материалами дела часто проходит в стеснённых условиях (например, в тесной и шумной канцелярии в стоячем положении). В такой ситуации автолюбителю трудно внимательно изучить предоставленное дело. Однако спешить тоже не стоит, ведь от вашей внимательности может зависеть судьба дела.
Как поступить автолюбителю, который не может сосредоточиться при ознакомлении с материалами дела? Предложить всем выйти из канцелярии или угомониться?
Нет, можно поступить по-другому. Водитель имеет право на фотографирование материалов дела об административном правонарушении. Поэтому если у вас есть фотоаппарат, то можно заявить не только ходатайство об ознакомлении с материалами дела, но и ходатайство о фотографировании материалов дела (напомню, что все ходатайства заявляются в письменном виде). В таком случае будет возможность тщательно изучить материалы дела у себя дома. И никто не будет стоять «над душой».
Право представлять доказательства
При любой благоприятной возможности автолюбителю стоит использовать данное право. Если вас есть доказательства (свидетели, документы, видео, аудио), то обязательно представьте их при рассмотрении дела. И чем раньше вы это сделаете – тем лучше. Не использование данного права – это серьёзная ошибка. Не стоит рассчитывать, что вы сможете представить какое-то доказательство впоследствии (например, при обжаловании уже вынесенного постановления). Всё необходимо делать своевременно.
Не забывайте также посматривать за действиями сотрудника ГИБДД. По идее он обязан выявлять не только доказательства вины автолюбителя, но и доказательства его невиновности. Однако надо признать, что сотрудники ГИБДД далеко не всегда проявляют рвение при выявлении доказательств невиновности автолюбителя (наиболее часто нарушение – не указание свидетелей находившихся в автомобиле водителя в протоколе об административном правонарушении). При составлении протоколов проявите максимальную заботу о своих интересах.
Также стоит помнить о статье 1.5 КоАП РФ (по общему правилу автолюбитель не обязан доказывать свою невиновность). Когда у автолюбителя нет доказательств невиновности, то представлять собственно не чего. В таком случае используется положение о презумпции невиновности автолюбителя. Суть данного положения в том, что если нет доказательств вины, то автолюбитель — не виновен (хотя конечно всё это в теории, а на практике всё может быть по-другому).
Право заявлять ходатайства
Ходатайство – это обращение к судье или сотруднику ГИБДД с просьбой провести определенное действие. Например, водителю необходимо вызвать для опроса свидетеля, понятого, сотрудника ГИБДД, эксперта, специалиста. Это делается с помощью ходатайств.
Ходатайство должно соответствовать требованиям, предъявляемым к нему в статье 24.4 КоАП РФ. Обычно ходатайства составляются на отдельных листах бумаги (два экземпляра). В ходатайстве подробно указывается: какие действия необходимо произвести, какое отношение данное действие имеет к делу, и.т.д.
Ходатайство необходимо зарегистрировать в канцелярии, на участке, у сотрудника ГИБДД. Проследите, чтобы люди регистрирующие ходатайство «не забыли» расписаться на вашем экземпляре. Встречались также случаи, когда у автолюбителя забирали оба ходатайства. Будьте внимательны. Если у вас на руках не останется документа подтверждающего факт подачи ходатайства, то впоследствии могут возникнуть проблемы.
Право на юридическую помощь, а также другие права
Выше перечислены лишь некоторые права автолюбителя при общении с сотрудником ГИБДД.
Важным правом водителя также является право на юридическую помощь со стороны профессионального юриста. Такая помощь может быть оказана уже с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Водителю, которому необходима такая помощь, необходимо сразу же заявить письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела и привлечении защитника.
Есть у автолюбителей и другие права: право заявлять отвод, право обжаловать постановление, и т.д.
Что обязан выполнять сотрудник ДПС?
Во-первых, когда автомобиль останавливается за нарушение правил, то работник ГАИ обязан указать пункт ПДД, который был нарушен. Во-вторых, когда целью остановки стало участие водителя и пассажиров как свидетелей и понятых, представитель ДПС должен кратко и доходчиво проинформировать граждан об их правах в данном качестве.
Правила поведения инспектора ГИБДД предписывают предъявить служебное удостоверение, если его действия водитель посчитал неправомерными или госслужащий не сумел назвать конкретный пункт ПДД, который якобы нарушен. Также водитель имеет право записать данные постового. А тот, в свою очередь, обязан назвать телефоны, по которым автовладелец может обратиться для обжалования действий инспектора. Иногда инспекторы просто называют номер дежурного, который имеет законное право принять жалобу – и это вполне допустимо.
Основания для остановки автотранспортного средства
Начнём с азов – в каких случаях остановка вашего авто инспектором ГИБДД правомерна. Этот аспект подробно рассматривается в Приказе №0185 МВД РФ (пункт 063).
В частности, основаниями для таких действий являются следующие причины:
- вы нарушили один из пунктов ПДД, и это нарушение было зафиксировано инспектором с использованием технических спецсредств (радар, видеокамера) либо визуально;
- если у представителя власти имеется информация о возможной причастности водителя/владельца автотранспортного средства или его пассажиров к ДТП, если они подозреваются в совершении криминального/административного правонарушения. Источником такой информации может являться внутренняя ориентировка, данные, переданные дежурным, а также свидетельские показания обычных граждан (например, при совершении ДТП) или видеоданные, зафиксировавшие момент совершения правонарушения;
- если у инспектора имеются данные, указывающие, что остановленное им ТС угнано/находиться в розыске. Источником такой информации могут быть те же ориентировки, переданные дежурным оперативные данные и т.д.;
- если находящиеся в автомашине могут являться потенциальными свидетелями ДТП или любого другого правонарушения/преступления;
- если представитель власти ищет понятого, в качестве которого должно быть взято незаинтересованное (случайное) лицо;
- для выполнения инспектором ГИБДД действий распорядительно-регулировочного характера;
- если возникла необходимость в предоставлении автомашины для нужд ГИБДД либо врачей;
- для оказания неотложной помощи полицейским при исполнении или пострадавшим в ДТП лицам, а также при совершении иных правонарушений.
Отметим, что останавливать автомашину для проверки документов у всех внутри сидящих разрешается только на оборудованных постах ГИБДД (пункт 063 абзац 010 Приказа МВД).
Если ИДПС остановил вас и не пожелал озвучить причину остановки ТС (например, необходимость привлечения кого-нибудь в качестве понятого), смело можете отказаться от просьбы и тем более требования предъявить документы вне поста ГИБДД. Если в качестве причины названо наличие ориентировки, вы вправе попросить предъявить её с целью ознакомления. В случае отказа вы также можете не показывать свои документы.
Перед тем, как давать советы водителям, не знающим, как разговаривать с инспектором ДПС, мы опишем, где и как можно останавливать машину, если вы увидите взмах жезла. Прежде всего, вам нужно быть уверенным, что останавливают именно вас. Если есть сомнения, смело проезжайте мимо, но смотрите в зеркало заднего вида, не машет ли вам ИДПС вслед.
Помните, что останавливаться где попало нельзя – сотрудник ГИБДД должен вам показать, где конкретно ставить машину (пункт 065). Нельзя останавливаться в местах, где это запрещено соответствующей разметкой и знаками (пункт 066). Но есть и исключения:
- если ТС останавливается для недопущения совершения правонарушения;
- если есть необходимость совершения действий распорядительно-регулировочного характера;
- для предотвращения угрозы (мнимой или реальной) причинения ущерба здоровью/имуществу других участников ДД;
- если приказ остановиться подан патрульной машиной с включёнными звуковыми/световыми сигналами.
Если автомашина нужна сотруднику ДПС для выполнения неотложных служебных обязанностей, он должен сообщить водителю маршрут следования, цель поездки, а также сообщить об ответственности, если автовладелец не удовлетворит его требование, и не садиться за руль (управлять автомашиной должен только водитель). Если заявленная цель – погоня за лицами, совершившими преступления, вы можете отказаться от предоставления своего авто – в соответствии с пунктом 068 погоня осуществляется только на служебном транспортном средстве.
Сотрудник полиции может потребовать уступить ему место за рулём, если в соответствии с пунктом 126 Админрегламента водителя следует отстранить от управления автомашиной.
Если водитель из-за использования его машины сотрудником ГИБДД опоздал на работу, оно может попросить ИДПС выдать соответствующую справку, а также сделать пометку в ПЛ с указанием длительности поездки, пройденного машиной пути, своей должности, ФИО, наименования подразделения ГИБДД, № служебного удостоверения.
Сотрудники полиции в определённых ситуациях могут осуществлять принудительную остановку автотранспорта с использованием:
- соответствующих техсредств (служебное оружие, электрошокеры, баллончики с газом, дубинки).
- подачи спецсигналов (жесты регулировщика, сигналы светофора), запрещающие движение;
- перекрытия дороги патрульной автомашиной с обязательными включёнными проблесковыми маячками.
Нарушения, совершаемые инспекторами Госавтоинспекции
Отсутствие нагрудного знака – это крайне грубое нарушение.
Передвижение в рабочее время не на служебном транспорте.
Намеренное сокрытие автомобиля из вида – за кустами, деревьями, домами и пр.
Отсутствие на служебном транспорте проблесковых маяков. Если при этом «гаишный» автомобиль припаркован в запрещенном месте либо нарушены другие пункты ПДД, инспектор должен отвечать по закону как обычный водитель.
Предъявление автовладельцу не существующих в законе правонарушений или их придумывание «на ходу». В таких случаях водителю следует сделать в протоколе пометку «сержант ФИО вымогает деньги». Тогда вероятность того, что такому протоколу не будет дан ход, почти стопроцентная.
Довольно редкое явление, но оно тоже имеет место – чрезмерная агрессия сотрудника дорожно-постовой службы. Здесь все просто: водителю нужно позвонить в службу доверия либо подать заявление в вышестоящую инстанцию.
Грамотное заполнение протоколов – основа вашей защиты
В вопросе, как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД, в плане составления документов о нарушении, есть «золотое» правило: вину должен доказывать представитель органов, а не наоборот, автовладелец свою невиновность. Во-вторых, объяснения, как и подпись водителя в протоколе – его право, но не обязанность. Соответственно, когда в протоколе в определенной графе есть слова «Подпись нарушителя», то слово «нарушителя» следует зачеркнуть и надписать сверху «водителя» . Это весьма важный момент, который означает, что владелец автомобиля опровергает свою виновность. Также, при наличии свободного места, лучше написать «не согласен» – и тогда при дальнейшем разбирательстве будет ясно, что человек за рулем с самой первой минуты не соглашался с действиями инспектора. А чтобы в строчке, «свидетели» со временем не появились непонятно откуда взявшиеся ФИО, в пустой графе рекомендуется поставить широкую подпись, чтобы не осталось свободного места. Также нужно знать об особенностях конкретных видов протоколов.
Нарушение скоростного режима.
Как сказано выше, инспекторы должны доказывать превышение допустимой скорости. И если водителю предъявляется «фен» с непонятными цифрами – можно смело опротестовывать протокол. Потому что на радаре должно быть указано, что скорость фиксировалась именно по данному автомобилю, и что показатели снимались именно сейчас, а не на прошлой неделе.
Непристегнутый ремень.
Как правило, он выходит на передний план, когда у сотрудника ГИБДД закончились аргументы в пользу другого, более тяжелого правонарушения. Однако езду без ремня тоже нужно доказать – предъявить видеозапись или свидетелей, причем сразу же. Если этого нет, то можно просто заявить: «Да, конечно, непристегнутым водить нельзя. Но я снял ремень только что, пока вы шли к моему автомобилю»…
Загрязненные знаки.
По правилам 2021 года, запрещено управлять машиной с грязными номерными знаками, которые инспектору ГИБДД не видны с 20-метровой дистанции. Разумеется, в темное время суток. Однако для фиксации этого нарушения требуется создавать условия, приближенные к заданным, чего на практике никогда не делается. Поэтому, если водитель ведет себя уверенно и не заискивает, дело ограничивается просьбой протереть «табличку». И все – никакого штрафа.
Не оправдывайтесь
Водитель бывает в корне не согласен с тем,что он нарушил ПДД. Что в таких случаях происходит чаще всего? Как правило, он либо оправдывается, либо красноречиво доказывает, что ничего не нарушал. Хотя первое, что нужно сделать, это потребовать доказательства своей вины. К примеру, данные фото- видеосъемки, на которых отчетливо зафиксировано нарушение. Помните, что водитель не обязан доказывать свою невиновность (презумпция невиновности), кроме случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 1.5 КоАП РФ).
Автоинструкторы всегда в курсе
Благодаря следованию памятке водителю при общении с ДПС удается избегать штрафов, лишения прав и прочих неприятностей. Однако в России ПДД в последние годы меняются настолько стремительно, что даже профессиональные водители не всегда успевают их отслеживать. И только частные автоинструкторы, которые в силу своей принадлежности к «дорожным учителям» всегда в курсе последних событий, способны ежедневно штудировать законодательство. Поэтому взять у них пару-тройку уроков – всегда только на пользу!
Твитнуть |
Поведение водителя при незаконных действиях сотрудников ДПС
При противоправных действиях сотрудников ДПС необходимо защищать свои права, используя законные полномочия:
- Если инспектор взял документы и уехал на служебном автомобиле, следует отправиться в РОВД, составить заявление о грабеже, указав известную информацию о сотруднике ГИБДД.
- Когда инспектор не отдал документы, а ушел, следует позвонить по телефону доверия. Важно указать данные об инспекторе, сообщить подробности разговора с ним.
- Иногда звонок по телефону доверия не помогает. В этом случае следует включить видеокамеру, подойти к инспектору, вежливо попросить четко указать правонарушения. Если реакции от инспектора не последует, необходимо зафиксировать его дальнейшие действия на камеру, затем составить жалобу.
- Если сотрудник ДПС взял документы, сославшись на необходимость уточнить какую-либо информацию по базе, позвоните по телефону 102, попросите переключить на дежурного по ГИБДД, указать, что инспектор отказывается вернуть документы.
Важно! При необходимости можно обратиться в прокуратуру, чтобы составить заявление о превышении инспектором ДПС своих служебных полномочий.
Любые обвинения водителя со стороны сотрудников ДПС должны подтверждаться с помощью средств видеонаблюдения, технических приборов или с привлечением свидетелей. Водители могут доказать свою правоту, а также обжаловать действия инспектора. Важно соблюдать вежливость при общении с работником ГИБДД, при этом отстаивать свои права, при необходимости фиксировать противоправные действия сотрудников с помощью камеры или видеорегистратора, не признавать свою вину без веских оснований.
Данную памятку водителю вы можете скачать и распечатать для того, чтобы она всегда была у вас под рукой.