Кто такой пешеход?
Пешеход – это участник дорожного движения, который при передвижении не управляет транспортным средством и не производит работу на нем. К пешеходам относятся инвалиды на колясках без механического мотора, владельцы велосипедов или мопедов, которые передвигают их по дороге.
Одним словом, пешеход – это тот человек который передвигается пешком на проезжей части. Согласно законодательству, ему разрешено двигаться по пешеходным дорожкам, тротуарам или по обочине навстречу движению автомобилей, если первые два варианта отсутствуют.
Почему (электро)самокатчики — это пешеходы и как это исправить
С наступлением теплого времени снова начались активные обсуждения электросамокатов — должны они ездить по тротуарам или по велодорожккам, а с учетом того, что последних по России совсем немного — то, может, и по проезжей части?
Надо признать, что электросамокатов развелось столько, что они действительно начинают мешать пешеходам, при этом их скорость (а значит — и потенциальная энергия) такова, что при столкновении с пешеходом создает угрозу здоровью последнего, а то и жизни. Не говоря уже о здоровьи и жизни таких «несознательных» (но имеющих на то полное право) пешеходов, как дети.
Согласно отечественным ПДД, средства индивидуальной мобильности, к которым относятся и электросамокаты, и моноколеса, и гироскутеры, и много еще чего, не признаются транспортными средствами, а потому использующие их люди рассматриваются как пешеходы, и должны ездить на них на тротуарах. На них не распространяются даже нормы ПДД о велосипедистах, а значит, недоступны даже велодорожки, а также не применяется п.24.2 ПДД о движении велосипедистов по проезжей части. Хотя, как представляется, по природе положение самокатчиков ближе всего именно к положению велосипедистов.
Почему так? Ведь если посмотреть на содержащиеся в ПДД определения транспортного средства и их разновидностей, то электросамокаты к ним вполне подходят:
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Технические характеристики многих электросамокатов позволяют отнести их велосипедам, а то и к мопедам или даже мотоциклам — если мощность их двигателей превышает 4 кВт.
Однако, оказывается, причина того, что самокатчики отнесены к пешеходам, кроется в весьма своеобразной юридической технике ПДД и не менее своеобразном прочтении их полицией, а именно, смотреть, как выясняется, нужно в определение пешехода:
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Вот оно! Оказывается, из-за того, что в определение пешехода включены «лица, использующие для передвижения самокаты», под которыми в момент составления ПДД со всей очевидностью понимались обычные самокаты, приводимые в движение мускульной силой человека, те, кто пользуется намного более скоростными и тяжелыми, чем иные велосипеды и мопеды, оказались выведены из-под адекватного им регулирования.
Сейчас появляются предложения включить в ПДД отдельное определение средств индивидуальной мобильности (которое по недоброй традиции отечественного нормотворчества последнего времени оказывается обычно просто чудовищным). Но как представляется решить проблему можно бы было намного проще. Вариант первый: это правоохранительным органам наконец-то перестать делать вид, что они ничего не могут сделать и прямо заявить, что к самокатам, упоминаемым в определении пешехода, не относятся моторные самокаты, и применять к ним, соответственно, нормы о велосипедах или мопедах, которые к ним вполне применимы. Вариант второй: в определении пешехода после слова «самокаты» добавить в скобочках: «кроме оснащенных двигателем». Наконец, вариант третий, наверное, самый правильный: это просто исключить из слово «самокаты» из определения пешехода. И не надо придумывать новые определения — вполне хватит уже имеющихся.
P.S.: и совсем непонятно, почему и самокаты, и велосипеды, не признаются в судебной практике источниками повышенной опасности. В плане гражданско-правовой ответственности за причиненный ими ущерб вообще не должно быть никакой связи с признанием их транспортными средствами.
Как правильно пересекать проезжую часть?
Для пересечения проезжей части существуют наземные, подземные и надземные переходы. Для человека это наиболее безопасные способы. Кстати, владельцы велосипедов должны пересекать дорогу пешком. Но к сожалению, переходы есть не везде, в случае их отсутствия пеший участник дорожного движения может совершить пересечение проезжей части на перекрестке по линиям тротуара или обочине.
В том случае, если отсутствуют все вышеперечисленные условия, то перейти проезжую часть под прямым углом можно на участке, где нет ограждений и приближающегося транспортного средства. Но нужно помнить о собственной безопасности, в темное время суток или в условиях плохой видимости желательно иметь на одежде светоотражающие элементы. Несмотря на то, что это правило, за его нарушения наказаний законодательством не предусмотрено.
На пешеходном переходе важно также заботиться о собственной безопасности. Прежде чем перейти дорогу, нужно убедиться, что движение будет безопасным и нет приближающегося транспортного средства. Потому что, несмотря на то, что водитель обязан пропустить пешехода, он может не успеть затормозить.
Общие правила движения по дорогам
Если на конкретном участке дороги отсутствуют тротуары, велосипедные дорожки, то пешеходы на портативном транспорте, велосипедисты могут двигаться с краю проезжей части в один ряд. Если дорога имеет разделительную полосу, то разрешается перемещаться с ее внешней стороны.
При этом пешеходу нужно двигаться навстречу транспортному потоку. Для людей в инвалидных колясках, а также ведущих двухколесные средства передвижения существует правило, согласно которому нужно двигаться по ходу движения транспорта.
В любом случае, при сумерках или темноте важно иметь светоотражающие элементы на одежде, коляске, велосипеде. Пешие колонны двигаются только по направлению движения авто. В темное время суток спереди должен идти человек с фонарем белого цвета, а сзади – с красным.
Права пешехода
Поскольку пешеход – это человек, который так или иначе участвует в дорожном движении, имеет свои определенные законодательством права. Во-первых, он может быть участником ДТП, причем как виновником, так и пострадавшим. Здесь пешеход имеет право не соглашаться с выдвинутыми ему обвинениями со стороны сотрудников ДПС, высказывать свое мнение и не подписывать протокол. Во-вторых, законодательством предусмотрены правила движения пешего участника дорожного движения в разных условиях.
Но на практике получается, что водители, управляющие источником повышенной опасности, имеют больший приоритет на дороге. Пешеход – это более уязвимый участник движения и о своей безопасности он вынужден заботиться самостоятельно.
Штрафы ГИБДД для пешеходов
Рассмотрим штрафы, которые предусматривает кодекс об административных правонарушениях для пешеходов:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
12.29 ч.1 | Нарушение ПДД пешеходом | Предупреждение или 500 рублей |
12.30 ч.1 | Нарушение ПДД, создающее помехи транспортным средствам | 1 000 рублей |
12.30 ч.2 | Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью | 1 000 — 1 500 рублей |
По сравнению со штрафами для водителей размер административного наказания для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому не нарушайте правила при движении по дорогам.
Ну а в следующей статье серии «Правила пешехода на дороге» речь пойдет об организованной пешей колонне.
Удачи на дорогах!
Так же, как и водители любого вида самоходных транспортных средств, пешеходы считаются полноценными участниками дорожного движения (ДД).
Неважно, есть у человека в наличии собственный автомобиль или мотоцикл, например, нужно не только знать, по какой стороне дороги должен идти пешеход, но ознакомиться с информацией о том, какие правила стоит соблюдать пешеходам на дорогах.
Незнание пешеходами правил дорожного движения (ПДД) угрожает большой опасностью как для их собственной жизни, так и для окружающих.
Основываясь на ПДД за 2021 год, водителем считается любой человек, самостоятельно управляющий самоходным транспортом, или учащий другого человека управлять таковым.
Лица, перемещающиеся по дорогам без каких-либо транспортных средств, называются пешеходами
Еще к пешеходам относятся люди на инвалидных колясках, но только если они не оснащены специальными двигателями, и лица, ведущие в руках мотоцикл или велосипед по обочине.
Пока человек ведет транспорт в руках, он не считается водителем, но когда он начинает на нем ехать, то вынужден придерживаться правил, предназначенных для водителей.
Пешеходы с водителями являются равносильными участниками движения на дорогах, и чтобы предотвратить возникновение ДТП, каждый из них должен четко понимать, каких правил следует придерживаться.
Штрафы для пешеходов
За нарушения правил дорожного движения пешеход привлекается к административной ответственности. Вот список штрафов:
- При пересечении дороги на красный сигнал светофора, независимо от того, есть приближающиеся автомобили или нет, штраф 500 рублей.
- При пересечении проезжей части вблизи пешеходного перехода. Даже если нет ограждений, отличная видимость и делать это под прямым углом, есть возможность получить штраф в 500 рублей.
- Согласно правилам дорожного движения, автобус следует обойти сзади, а трамвай спереди. При несоблюдении штраф 500 рублей.
- Если зона, в которую вошел человек, обозначена знаком «движение запрещено», ему выписывается штраф 500 рублей.
- Каждый участник обязан уступить дорогу транспортному средству с включенным маячком и спец. сигналом. Если пешеход нарушил данное правило, для него штраф составит 500 рублей.
- Ожидать такси и совершать посадку на проезжей части можно только на специально отведенной полосе или обочине. За нарушение штраф 500 рублей.
- При отсутствии тротуара или обочины пешеход может двигаться по краю проезжей части навстречу движению автомобилей. При нарушении штраф 500 рублей.
Незнание законов не освобождает граждан от ответственности, поэтому отсутствие личного транспортного средства — еще не показатель того, что правила поведения на дороге знать необязательно.
Кто пешеход, а кто водитель
Итак, на сегодняшний день владельцы сигвея, электрического самоката, моноколеса и гироскутера, согласно правилам дорожного движения, приравниваются к пешеходам. Поэтому к ним предъявляются соответствующие требования.
Электрический самокат, мощность которого превышает 250 Ватт, формально можно приравнять к мопеду. Скорость этого транспортного средства не превышает 50 км/час. Несмотря на такие совпадения, юридический статус электрического транспорта до сих пор не определен. Только в конце 2021 года в ПДД появился термин «средства индивидуальной мобильности» СИМ.
До введения в силу новых изменений, следует придерживаться нынешних правил:
- Сразу после того, как пешеход сел на велосипед, он превращается в водителя отдельного транспортного средства. Детям до 14 лет на велосипеде можно ездить только по специальным дорожкам, внутри закрытых площадок. (Это относится также к роликовым конькам, скейтам, сигвеям.)
Взрослый велосипедист полностью отвечает не только за свою безопасность, но и за жизнь и здоровье окружающих. Поэтому ему нельзя разгоняться, двигаться по тротуарам. При езде по дороге нужно проявлять максимум осторожности, обеспечивая хорошую видимость, предсказуемость с помощью отражателей и предусмотренных жестов. - Для управления скутером или мопедом требуются права категории «М». Получить их могут лица старше 16 лет. Эти транспортные средства разгоняются до 50 км/час, при столкновении представляют угрозу для жизни и здоровья людей, поэтому не могут передвигаться на тротуарах.
Здесь действует правило, предписывающее обязательное включение фар и габаритных огней. Ездить на этих средствах передвижения можно только по правому краю автомобильной дороги. В некоторых случаях допускается движение по велодорожкам. При этом водитель скутера должен надевать шлем, защитную экипировку.
Как обезопасить себя на дороге?
Зачастую пешеход – это виновник дорожно-транспортного происшествия. Если ущерб для самого автомобиля может быть незначительным, то пеший участник может распрощаться со здоровьем или жизнью. Поэтому, несмотря на то, что он имеет свои определенные права на дороге, нужно заботиться в первую очередь о своей безопасности.
Для начала нужно выучить и усвоить все правила движения на дороге. И применять их на практике. В любой ситуации нельзя терять бдительность, потому что в первую очередь страдают пешеходы, и в основном по собственной вине.
Если пешеход – это участник движения, то имеет свои права и обязанности наряду с водителями. Законодательством нашей страны все требования регламентированы и каждый гражданин обязан их четко знать, в первую очередь чтобы защитить себя.