Права и обязанности велосипедиста на дороге в соответствии с пдд

Байкеры – полноправные и многочисленные участники дорожного движения. Система правовых отношений регламентирует статус и обязанности велосипедиста. Но зачастую двухколесное транспортное средство вызывает у водителей автомобилей раздражение. Велосипед теряется среди машин из-за малых размеров и бесшумного передвижения. По мнению автолюбителей, он появляется из ниоткуда, а велосипедист не знает правил и не заботится о собственной безопасности. Чтобы минимизировать конфликтные ситуации, правительство утвердило ПДД, которые базируются на Европейской Концепции и национальном законодательстве.

Обязанности велосипедиста

велосипедисты

По статистике, в 2021 году было совершено 5056 ДТП с участием байкеров. В результате погибло 382 и ранено около 5000 человека. В 2020 году показатель вырос на 5%. Езда по пешеходному переходу и навстречу автомобилям, игнорирование красного света светофоров и сигналов поворотов, перевоз грузов и пассажиров, многие другие нарушения – причина появления специального раздела в ПДД, в котором оговорены права и обязанности велосипедистов на дороге. Владелец двухколесного транспорта должен:

  1. Знать и соблюдать ПДД.
  2. Следить за исправностью средства передвижения в соответствии со стандартными требованиями к техническому состоянию велосипеда.
  3. Оснастить двухколесный транспорт звонком и светоотражателями (белый – спереди, красный – сзади, оранжевые фонарики – по бокам).
  4. Отрегулировать рулевое управление, иметь надежные тормоза.
  5. Перед выездом проверить крепление седла, подкачать шины.
  6. Пропускать людей на переходах.
  7. Не быть помехой на дорогах, не создавать аварийные ситуации для участников движения.
  8. Специальными жестами заранее предупреждать о желании велосипедиста перестроиться, повернуть в сторону, затормозить или остановиться:
  • вытянутая рука (правая) в сторону поворота или левая, согнутая в локте под прямым углом, указывают на желание велосипедиста перестроиться или повернуть вправо;
  • изменение движения в другую сторону показывают левой рукой или же сгибают в локте правую руку под углом 90 градусов;
  • перед остановкой или торможением байкер должен поднять вверх выпрямленную руку.
  1. Велосипедист должен убедиться, что автолюбитель понял его намерения.
  2. Необходимо соблюдать требования безопасности:
  • ездить в единый ряд с другими велосипедистами (до 10 человек);
  • осуществлять движение по правому краю дороги, соблюдая расстояние до 1 м;
  • осуществлять объезд (обгон) машин только с левой стороны;
  • носить индивидуальные предметы защиты (велосипедный шлем, перчатки и пр.)

Байкер обязан выбрать для передвижения велосипедную дорожку, если она расположена рядом с трассой. При наличии препятствий (мусор, припаркованные автомобили) переезжают на проезжую часть.

Что такое велосипед по ПДД в 2021 году?

Прежде всего, нужно определить, чем с точки зрения законодательства является велосипед, и как его отличить от других видов транспортных средств (ТС). ПДД такое определение даёт, выделяя несколько ключевых пунктов:

  • Наличие минимум двух колёс.
  • Движущая сила – мускулы людей, которые едут на ТС.
  • Допустимо наличие электромотора, но не мощнее 0,25 кВт и с автоотключением на скорости свыше 25 км/ч.

Таким образом, велосипед отграничивается, с одной стороны, от инвалидных колясок (они хоть и передвигаются с помощью мускулов, но не считаются ТС), а с другой – от электромопедов. Установка двигателя внутреннего сгорания любого типа и мощности превращает велосипед либо в мопед, либо в мотоцикл (трицикл, квадроцикл и т. п.). Но при этом велосипед-тандем или веломобиль всё равно относится к категории велосипедов.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Нужно отметить, что в том случае, если велосипедист слезает с седла и ведёт свой транспорт (например, переходя дорогу по «зебре»), он уже будет рассматриваться только как пешеход. Правила, касающиеся ТС, на него распространяться не будут.

Разрешено

Профессионалы обращают внимание на противоречивость действующих норм ПДД. Например, кандидат юридических наук Ф. Зеймалов утверждает: правовой статус велосипедиста как участника дорожного движения нуждается в совершенствовании. Может ли человек, управляющий двухколесным транспортом, передвигаться по крайней полосе и поворачивать направо? Разрешено ли подросткам кататься по автомобильной дороге или обочине? Как должен поступить велосипедист, если направления движения пересекаются, а порядок очередности не работает в отношении байкера?

Место передвижения

Описывая ПДД, которые распространяются на велосипедистов, в первую очередь нужно отметить места, по которым им можно передвигаться. Разрешенные места передвижения вполне конкретны.
Вот самые основные допустимые места:

  1. Городские велосипедные дорожки.
  2. Правый край проезжей части, не дальше метра от края или непосредственно по обочине. Это равнозначные места. Двигаясь по дороге пешком, велосипедист должен идти по ходу движения, а не против него, как пешеходы.
  3. В процессе перемещения по тротуару, то есть по пешеходной зоне, можно перемещаться только в том случае, если отсутствуют два первых варианта.

На основании сказанного выше можно сделать вывод, что велосипедисты, которые перемещаются по тротуарам, нарушают правила.

Велосипед — это транспортное средство, а не пешеход на колесах. Данное правило не распространяется на детей до детей до 14 лет. Им можно перемещаться по тротуарам и дорожкам одновременно с пешеходами.

Ответственность велосипедистов за нарушения ПДД

велосипедист говорит по мобильному

Нормативные документы содержат основные требования и санкции по отношению к велосипедистам, нарушающим закон. Это ПДД (п.24) и КоАП (ст. 12.29). Байкеры, как и водители автотранспорта, являются участниками дорожного движения. Нарушения фиксирует госавтоинспектор, который имеет право сделать предупреждение, оформить протокол, выписать штраф. Административная ответственность за управление двухколесником пьяным водителем закреплена п.27 ПДД. Ужесточение санкций оговорено в Кодексе об административных правонарушениях.

Штрафы (от 800 руб. и выше) накладывают за нарушение правил без нанесения ущерба другим лицам. Если по вине велосипедиста люди получили травмы, денежные взыскания увеличиваются на 200–700 руб. Административная ответственность наступает с 16 лет.

Перечислим, за какие нарушения могут наказать:

  • создание помех на дороге;
  • езда в состоянии опьянения;
  • нанесение вреда здоровью другому участнику движения;
  • перевоз груза, не соответствующего габаритам велосипеда;
  • поворот (разворот) на дорогах с трамвайным движением;
  • пересечение полос, обозначающих одно направление;
  • буксировка транспортных средств;
  • пересечение на велосипеде пешеходного перехода;
  • отсутствие звукового сигнала и светоотражателей;
  • создание аварийной ситуации;
  • поездка на неисправном велосипеде;
  • катание без опоры на руль или если ноги подняты на раму;
  • перевоз пассажиров.

Безопасна ли велодорожка?

К сожалению, даже велодорожка, где по ПДД запрещено появляться пешеходам, не является безопасным местом для движения велосипедистов. Увы, пешеходы зачастую игнорируют, а может быть и не знают о том, что не имеют права пользоваться велодорожками. Если людям удобно там ходить, они будут гулять с детьми и выгуливать собак.

Разгоняться на велике там я не советую, в случае ДТП вам скорее всего пришьют обоюдную вину — типа не сделал всё, чтобы предотвратить происшествие.

Кроме этого, есть еще одна вещь, которая делает опасной скоростную езду на велодорожке. Путь время от времени пересекается выездами со дворов, где водители оказываются просто не готовы воспринимать вас, как помеху — во-первых, велосипедист едет быстрее обычного, во-вторых, внимание автомобилиста приковано к проезжающим по дороге машинам, в третьих, не привыкли они еще к тому, что нужно пропускать велосипед на велодорожке.

Основные положения

Велосипедное движение представляет собой такой же организованный процесс, как и автомобильное. Действующие ПДД распространяются на всех, без исключения, участников – автоводителей, мотоциклистов, пешеходов, шоферов грузовиков.

Велосипедист обязан соблюдать знаки, регулирующие дорожное движение:

  • определение приоритета;
  • особые знаки, регулирующие движение с выделенной полосой для маршрутных средств, одностороннее направление и т.д.;
  • указатели направлений для участников;
  • запрещающие знаки для выполнения различных поворотных маневров, въезда.

В список входят все знаки, которые установлены на дороге для регулировки перемещения участников, а также дорожная разметка, запрещающая пересечение сплошной, нахождение в зонах, отмеченных желтых цветом, требующая пропускать пешехода на переходе.

ВАЖНО! Во время езды водитель обязан проявлять максимум внимания к окружающей обстановке и быть готовым к быстрому реагированию с учетом происходящего на дороге

Световые приборы

Отдельно нужно рассмотреть вопрос о том, какие световые приборы могут быть установлены на велосипеде. В отличие от автомобилей, установку штатно не предусмотренных фар, габаритов или других устройств согласовывать не надо – владелец сам решает, что ему требуется, сам покупает и сам устанавливает при необходимости нужные световые приборы.

Тем не менее, чтобы не нарушать ПДД, на велосипед лучше всего устанавливать:

  1. Переднюю фару. Заменять её налобным фонарём на велошлем крайне не рекомендуется.
  2. Красный габарит на багажник или заднее крыло.

Запитываться световые приборы могут либо от аккумулятора либо от «динамки» — малогабаритного электрогенератора. Рекомендуется использовать именно аккумуляторные модели: при остановке генераторы перестают работать, а фары – светить.

Возраст для управления велосипедом

Согласно действующему законодательству нашей страны, существует три возрастные группы водителей двухколесного транспорта:

  1. Дошкольники.

Малолетние веловодители могут ездить исключительно по тротуарам (вместе с пешеходами) под неустанным присмотром взрослых. Конечно, юный велолюбитель обязан держаться за руль обеими руками, пропускать и объезжать пешеходов, не создавая им помех и опасностей, иметь навыки соблюдения дистанции. Перед вепоездкой родители должны осуществлять технический осмотр на предмет исправности детского «велика», позаботиться о защите ребёнка (шлем, защитная экипировка). Сиденье должно соответствовать росту ребёнка. Для безопасной велоезды нужно оснастить велотранспорт фонариком, звонком и катафотами. Разумно одеть на ребёнка одежду со светоотражающими полосками.

  1. С первого класса до первого паспорта.

Веловодители школьного возраста могут перемещаться по тротуарам, велодорожкам, пешеходным и вело-пешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон. Юному веловодителю разрешено ездить только на технически рабочем велобайке, а его поведение должно соответствовать нормам ПДД.

  1. От 14-летия и старше.

Веловодитель, достигший своего 14-летия, приравнивается к взрослому водителю. Он приобретает право перемещаться на велобайке по проезжей части при соответствующих условиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: