Что говорится в правилах дорожного движения
В правилах дорожного движения не дается четкого определения понятию маневр. Однако, есть целый раздел (номер под названием «Начало движения, маневрирование». В нем представлены примеры маневров, а также описаны требования к их выполнению.
Что конкретно относится к маневрам
Маневром считается всякое действие, которое направлено на изменение траектории движения транспортного средства относительно дороги, по которой оно движется. Данное понятие присутствует в тексте пункта 1.2 ПДД РФ. Подробнее правила маневрирования рассмотрены в разделе 8.
К маневрам относится:
- начало движения;
- поворот;
- разворот;
- перестроение на другую полосу;
- объезд и обгон;
- остановка;
- движение ТС задним ходом;
- подъезд к тротуару и съезд на обочину.
Маневром не является движение по кольцу (круговому перекрестку).
Маневрирование – ПДД устанавливает строгие нормы поведения
В сборнике ПДД имеется отдельная большая глава, посвященная маневрированию, но административный язык не всегда способствует запоминанию и усвоению, поэтому мы поговорим об этом в более свободной форме и уже, так сказать, с житейской стороны вопроса. Начнем, пожалуй, с главного. Это обозначение маневрирования. Правила настоятельно рекомендуют всегда обозначать свои намерения, причем ясно, четко и своевременно. Для этого на авто имеются специальные фонари спереди и сзади. Если они не работают, вы можете делать это рукой через открытое боковое стекло.
Основная закономерность подачи знаков такова, что делать это надо непосредственно перед маневром, но не в момент его осуществления. Тяжело назвать какой-то временной интервал, так как его не существует, иногда культура вождения приветствует заблаговременные сигналы, чтобы сзади идущие могли перестроиться и не нарушать своего темпа, а иногда слишком рано включенные сигналы могут ввести их в заблуждение. Например, вы хотите повернуть налево и показали сигнал слишком рано, а перед вами как минимум три поворота налево, но вы не придали этому значения. А вот водитель сзади не будет знать, по пути ему с вами или вы поворачиваете раньше, надо перестраивать и обгонять или практичнее подождать, пока вы повернете и т.д.
К тому же, ни в коем случае вовремя поданный сигнал не дает вам преимущества в движении, поэтому уважать следует при маневрах не только спокойствие соседних водителей, но и принцип безаварийности движения в целом. При перестроениях вы как бы гость на новой полосе и дороге, значит, должны уважать порядок, который там уже сложился. Совет каждого опытного автомобилиста – делать как можно меньше телодвижений на дороге, ведь сегодня так велика плотность машин в городах, особенно крупных. Поэтому продумывайте вашу траекторию намного заранее, чтобы меньше тревожить в экстренном порядке других участников движения.
Поворотам, разворотам и перестроениям соответствует показатель поворота с той стороны авто, в какую сторону вы намерены сделать маневр. При остановке – указатель поворота в ту сторону, куда вы планируете прислонить уставший кузов авто (допустим, обочина/бордюр), а при трогании с места – в противоположную от бордюра. Сигналы рукой: остановка – прямая рука вверх, направление маневра – прямая рука в сторону маневра или согнутая в локте противоположная от маневра рука.
Статья в тему: Купил Ford – получил винтовку в подарок!
Нормы поведения водителя при маневре
Водитель обязан предупреждать других автомобилистов, мотоциклистов и пешеходов о том, что собирается выполнить маневр. В пункте 8.1 ПДД перечислены маневры, при которых обязательно включение светового сигнала поворота.
- Поворот и разворот.
- Перестроение (в том числе обгон и опережение).
- Начало движения от обочины или тротуара.
- Съезд на край проезжей части (обочину) и остановка.
Если световые поворотники по каким-либо причинам не работают, то водитель должен подавать сигнал о повороте рукой.
Водитель, прежде чем начать выполнение маневра, обязан убедиться, что:
- он не помешает другим участникам дорожного движения и не заставит их сменить траекторию езды;
- световой сигнал поворота находится в исправном состоянии, и другие водители и пешеходы могут видеть его;
- действие не запрещено на данном участке дорожного полотна.
Всегда следует помнить, что поданный световой сигнал несет в себе лишь информативность и не дает никакого преимущества. Подача сигнала о повороте должна прекратиться сразу после выполнения маневра.
Не стоит совершать чрезмерное количество маневров без надобности, например, часто перестраиваться из одной полосы в другую. Таких автолюбителей называют шашечниками. Они не хотят двигаться в общем потоке авто и все время норовят перестроиться, чтобы кого-то опередить или обогнать. Таких автомобилистов лучше избегать, ведь они с большой вероятностью могут спровоцировать ДТП.
Кроме того, подобная манера поведения наводит на мысль о том, что водитель находится в состоянии раздражения или напряжения, что препятствует адекватному поведению на дороге.
Нельзя препятствовать опережению и обгону. Нередко встречаются такие автомобилисты, которые пытаются посоревноваться, когда видят, что их хотят опередить. Важно помнить, что трасса не является местом для гонок и решений споров. Если на пути попадется водитель, который хочет устроить соревнование, то стоит пропустить его, не поддаваясь на провокацию.
Советы ПДД: начало движения, маневрирование в стороны
Главные правила такта и безопасности мы усвоили, теперь поговорим про другие нюансы. Например, не только автомобилям вы должны уступать при совершении маневра, но и пешеходам, всадникам, велосипедистам и другим участникам, если вы пересекаете их траекторию, и им разрешается двигаться в этот момент. Например, вы повернули направо, а там пешеходный переход с зеленым сигналом светофора, вам придется подождать, пока люди закончат свое перемещение.
Как уже было сказано, в ПДД начало движения – маневрирование, а значит, все описанное выше тоже касается этой ситуации. Вы должны всем уступить, потому что на невыгодной скорости внедряетесь в поток, что может вызвать неоправданные торможения других водителей, их гневные возгласы и возмущенные сигналы. Такую же реакцию может вызвать перестроение на перекрестке, даже разметка запрещает это делать, это места особой опасности, поэтому там лишние движения нежелательны вдвойне. Исключение – круговое движение, там перестраиваться можно.
Золотое правило «помеха справа» у многих на слуху, но редко кто его помнит во время движения, отсюда много неожиданных аварий. В перестроении или поворотах вы можете участвовать не один, поэтому следите за правым крылом авто и проезжей частью с его стороны, оттуда тоже могут осуществлять маневр, и вы обязаны уступить тому участнику. И в целом, если вы обратите внимание на текст ПДД, то там неоднократно встречаются намеки, что просто так дрейфовать по полосам нельзя, особенно, если они все равномерно заняты транспортом.
Статья в тему: Расширительный бачок ВАЗ 2110 и 2114 – замена или ремонт?
Где и какие виды маневры можно совершать
Стоит внимательно относиться к запретам на выполнение того или иного маневра на определенном участке дороги. Например, разворот и движение задом запрещены:
- В тоннелях.
- На пешеходных переходах.
- На железнодорожных переездах.
- При наличии разметки 1.18, которая запрещает поворот налево.
- На мостах, эстакадах, путеводах, а также под ними.
- При плохой видимости менее 100 метров в одном направлении, в том числе в местах крутых подъемов, ограничивающих обзор.
- На остановках, предназначенных для общественного маршрутного транспорта.
- Двигаться назад запрещено на автомагистралях.
- При наличии дорожных знаков, запрещающих разворот и поворот налево.
Если при повороте направо или при перестроении на правую полосу в это же время налево поворачивает (перестраивается) другой авто, то следует руководствоваться правилом правой руки, то есть пропустить его. Все повороты осуществляются таким образом, чтобы ТС не оказалось на полосе встречного движения и не создало помеху.
Нежелательно занимать трамвайные пути, так как «трамвай всегда прав» и автомобилисты не имеют права препятствовать ему. Заезжать на трамвайные пути можно лишь в особых случаях, например, при повороте налево с учетом отсутствия полосы для поворота и соответствующих знаков.
ПДД | 8. Начало движения, маневрирование
Главная / ПДД РФ / Раздел 8.
ПДДЗнакиРазметкаДопуск ТС
Пункт ПДД:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.
При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
8.11. Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.
Комментарии (9)
Глад Валакас 08.07.2019 в 16:37 Ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы [Ответить] [Отменить ответ] | +9 |
Виталий 16.01.2018 в 14:03 А движение задним ходом по дороге с односторонним движением запрещено? [Ответить] [Отменить ответ] | 0 |
Михаил 01.07.2020 в 12:45 Вообще то хороший вопрос… Когда я обучался в 2003 году было запрещено. А теперь разрешено., Так же и с обгоном на нерегулируемых перекрестках по главной. И как это соответствует безопасности движения?.. я поражен [Ответить] [Отменить ответ] | 0 |
Андрей 11.09.2018 в 21:53 Вообще-то, запрещено! Сказано же «одностороннее движение». Если вы будете двигаться против потока, не важно задом или передом, это нарушение. Как правило с другой стороны вешают знак «кирпич» в просто народе. За проезд под него, лишение прав. И не важно передом или задом… [Ответить] [Отменить ответ] | -17 |
Дед 09.08.2019 в 23:25 движение задним ходом по дороге с односторонним движением разрешено! какой кирпич, алло?! [Ответить] [Отменить ответ] | +12 |
Владимир 09.02.2019 в 12:02 А где говорится об одностороннем движении? [Ответить] [Отменить ответ] | 0 |
Дмитрий 12.12.2018 в 12:50 Вооще-то правила надо учить. [Ответить] [Отменить ответ] | -1 |
Софья 24.01.2018 в 23:34 Не запрещено. Главное,не создавать помехи и помнить 8.11 [Ответить] [Отменить ответ] | +18 |
Анна 28.08.2017 в 18:03 класс [Ответить] [Отменить ответ] | +3 |
Идёт
Новости
26.03.2021 Изменения в практической части экзамена ПДД с 1 апреля 2021 года
01.03.2021 Новый знак 6.22 «Фотовидеофиксация» в ПДД
Все новости
На какие дорожные знаки нужно обращать внимание
Нужно следить за тем, чтобы не было знаков, которые запрещают то или иное действие.
- поворот направо запрещен при знаках 3.18.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5, 5.7.2, 5.13.2, а также знаки 3.2 или 3.3 с табличкой 8.3.1.;
- поворот налево и разворот недопустимы при знаках 3.18.2, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4, 5.7.1, 5.13.1, 6.3.1, 6.3.2, а также знаки 3.2 или 3.3 с табличкой 8.3.2, а также 5.15.1 либо 5.15.2, на которых отсутствует стрелка левого поворота, или соответствующая этим знакам разметка 1.18.;
- обгон не разрешен там, где установлен знак 3.20.
Опасные моменты при маневрах
Маневрирование всегда несет в себе опасность, по большей части возникающую из-за невнимательности водителей и недопонимания. Чтобы избежать столкновения, всегда нужно предупреждать о своих дальнейших действиях заблаговременно.
Точно также нужно следить за тем, что собираются сделать другие автомобилисты. Всегда нужно держать дистанцию от других автомобилей, чтобы при резком или экстренном торможении не въехать в ТС.
При движении задом опасность заключается в том, что могут возникнуть слепые зоны. В данном случае нужно прибегнуть к помощи третьих лиц, то есть попросить человека сориентировать с улицы. В любом случае такой маневр требует осторожности и неторопливости. Лучше лишний раз выйти из машины и осмотреться, чем чинить авто.
Особые случаи
Если на дороге много полос, то маневры осуществляются следующим образом:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84 |
- Поворот направо — с крайней правой полосы на крайнюю правую полосу поперечной дороги.
- Поворот налево и разворот — с крайней левой полосы на любую полосу, предназначенную для движения в данном направлении (не на встречную).
К особым случаям можно отнести встречу с транспортом с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом. Если едет такое авто, то следует пропустить его, а маневр совершать только в том случае, если он не помешает проезду ТС.