Если человек имеет проблемы со зрением, то он обязан ездить на автомобиле только в очках или в линзах. Это залог его безопасности и безопасности других участников движения. Об этом факте в водительском удостоверении делается специальная отметка. В документе указывается, что очки для водителя обязательны. Если субъект нарушает данные правила и пренебрегает безопасностью, то он должен заплатить денежное взыскание. И далее о том, каков его размер и какая ответственность за такие действия.
Пометка очки в правах: что это и к чему она обязывает?
Действующее законодательство никак не ограничивает водителей, имеющих даже проблемы со здоровьем. Чтобы никак не ущемлять права людей, имеющих плохое зрение, предусмотрена возможность таких субъектов управлять ТС. По логике, если они могут в очках или линзах выполнять другие виды работ, то почему они не могут быть за рулем?
Но наличие проблем со зрением обязует субъекта ездить за рулем в специальных средствах – в очках или линзах. И об этом даже есть специальная пометка в водительском удостоверении. Пометка может иметь следующую формулировку «Очки-линзы обязательны». Это значит, что водитель имеет по медицинским показаниям обязательство по ношению очков или линз во время управления ТС. Если он не желает или не может по каким-то причинам одеть очки, то он не может и сидеть за рулем. Все просто.
Интересная информация: такая пометка как «Очки-линзы обязательны» существует в водительских удостоверениях, которые были выданы до 2011 года. Следовательно, максимальный период их обращения — до 2021 года. Помним, что документ имеет свой срок действия в течение 10 лет. После этого срока он подлежит замене.
Требования зрительному органу для оформления прав
С каким зрением можно водить машину оговаривается в законодательстве, но принимает решение о допуске окулист в процессе осмотра. Именно он фиксирует показатели и записывает их в медицинском заключении. Его необходимо получить еще до того, как подается заявление на прохождение обучения в автошколу. Без медосмотра невозможно пройти все испытания и попасть на сдачу экзамена в МРЭО ГИБДД. Поэтому о своей пригодности гражданин узнает заранее. На сегодня установлены следующие ограничения по зрению для водителей категории «В»:
- Острота одного из глаз составляет min 0,6 ед.
- Коэффициент второго min 0,2 ед.
Для категории «С» предусмотрены более высокие требования: один из глаз обязан видеть min 0,8 ед, к второму предъявляется условие в 0,4 ед. Когда показатели при обследовании в установленных пределах, человек получает допуск. В остальных ситуациях вождение будет запрещено.
Важно знать! На дорогах часто встречаются водители в очках, поэтому не стоит расценивать сниженное зрение, как прямое противопоказание к езде на авто.
Но крайне важно сообщить о них офтальмологу, следует и обязательно взять их с собой на консультацию. Тогда проверка проводится с учетом применения корректирующих средств, улучшающих видимость. Если лицо получает допуск к езде на авто, то делать это придется только в очках или линзах, о чем будет сделана специальная пометка в заключении.
О (GCL)
Относительно новых прав, которые выдаются по международным стандартам, то они имеют абсолютно другую пометку. При этом значение этой отметки аналогичное. Но называется она как «GCL». Буквально расшифруется данная аббревиатура как glasses or contact lenses. С английского – это переводится как очки или контактные линзы. Эта пометка также указывает на то, что субъект имеет некоторые проблемы со зрением и он должен управлять машиной исключительно в очках или линзах.
Обе пометки являются аналогичными по сути и могут использоваться как в правах национального, так и международного образца.
Какие отметки устанавливаются в правах водителей с нарушениями зрения
Инспектор ГИБДД может узнать, что водитель обязан иметь очки или линзы, при проверке документов. Отметка о необходимости средств коррекции зрения находится в водительском удостоверении. Однако она может отличаться в зависимости от вида удостоверения. В документах старого образца ставится пометка «Очки/линзы обязательны». А в пластиковых национальных правах ставится сокращенная отметка GCL.
«Очки/линзы обязательны»
Данная отметка была в удостоверениях старого образца, которые выдавались до 2011 года. Срок их действия составляет 10 лет, поэтому к 2021 году таких удостоверений уже не останется. Однако на данный момент все же есть водители с бумажными правами. Находится она на первой странцие в графе «Особые пометки».
GCL — что это?
В пластиковых документах нового образца может ставиться и другая запись – GCL. Эта аббревиатура читается как «Glasses or Contact Lenses». Отметка находится на обратной стороне пластиковой карты в графе 14 – под таблицей.
Пометка: где она должна быть?
Правильное и корректное указание ограничений по зрению – это 14 раздел водительских прав. Это не любой другой раздел, в т.ч. и не 12 раздел, как думает большинство. Например, в 12 разделе указывается ограничение по здоровью более глобального характера.
Но это что касается новых прав. Старые же права не имеют таких разделов. В таком случае пометка указывается там, где отведено место для особых пометок. Это может быть или на лицевой стороне прав или с обратной стороны документа.
Нет очков и линз, но есть пометка в правах: какой штраф?
Интересная ситуация с ответственностью водителей, которые обязаны управлять машиной в очках или линзах. Если ознакомиться с КоАП, то там нет никаких видов ответственности за такие действия. Теоретически, субъект может управлять машиной без очков и не иметь последствий. Но практика 2021 года показывает, что штрафы все-таки применяют. И размер взыскания не маленький. Он может достигать даже 15000 рублей. Минимальный размер наказания – 5000 рублей.
И вот такие ситуации являются достаточно спорными. По сути, инспектора применяют нормы, которые указывают на запрет вообще управлять ТС. Но это не совсем так. И это доказывает и судебная практика, когда решения судей выносятся в пользу нарушителей.
Но есть и другие судебные приговоры, которые свидетельствуют о следующем: если есть пометка в правах, то водитель обязан быть в очках или линзах. Если их нет, то такое управление ТС приравнивается к управлению без прав. И здесь есть законодательное основание такой нормы.
Согласно законодательству водитель не может управлять автомобилем в трех случаях:
- у субъекта конфисковали права;
- у водителя закончился срок действия прав;
- есть медицинские противопоказания /ограничения.
И третий вариант как раз связан с пометкой GCL. Но здесь тоже нужно разграничивать:
- медицинские противопоказания – при их наличии субъекту вообще запрещено управлять ТС;
- медицинские ограничения – это невозможность управлять конкретными видами ТС или управлять любым видом автомобиля при конкретных условиях.
Так вот ухудшение зрения приравнивается именно к медицинским противопоказаниям. И поэтому наказывается именно денежным штрафом. Хотя по факту, плохое зрение не всегда является именно противопоказанием. Вопрос неоднозначный и остается на усмотрение судей. Но если апеллировать тем же КоАП, то размер взыскания должен быть 500 руб., но не 15000.
Чем опасны очки за рулём?
Любая имеющаяся в машине подушка безопасности может стать аналогом заряженного орудия, если к ней относиться неправильно.
С этим и связано существование запрета размещать на рулевом колесе навигаторы и планшеты на пластиковых креплениях, иконы из металла, массивные усилители для системы мультимедиа и другие предметы, которые могут нанести травму при срабатывании пиропатрона подушки безопасности.
Опасными могут стать даже очки, которые среди водителей являются одним из наиболее распространенных предметов. Какие травмы могут быть нанесены человеку в момент удара лицом в очках о раскрытую подушку безопасности?
Отстегнутый ремень безопасности. Уровень опасности, в первую очередь, будет зависеть от того, какую форму имеют очки, их размера и материала изготовления. Нередко при производстве очков применяются линзы из толстого стекла, часто недостаточно закрепленные, что приводит к реальному риску водителя. От удара такой тип очков может сломаться, вылететь одним из краев в направлении, поперечном оправе, и стать острым ножом, нацеленным прямо в глазное яблоко. Окончательные последствия трудно предсказать.
Наибольшая опасность также имеется при попадании в аварийную ситуацию водителя, не пристегнутого ремнем безопасности. В этом случае, при осуществлении лобового столкновения с препятствием, он обязательно отклонится вперед, и подставит голову под удар раскрывающейся подушки. В этом положении очки могут слететь и нанести максимальную степень вреда.
Слетевшая оправа. Если же ремень водитель все же пристегнул, то возможность получения травмы становится намного ниже, хотя полностью избежать ее все равно не удастся. В момент удара ремень сдержит отклонение тела вперед, и обеспечивает направление его на подушку. Очки при этом обычно слетают еще до раскрытия подушки, и улетают в направлении лобового стекла. Это означает, что они отсутствуют на лице в момент контакта его с подушкой, так как улетают за колонку руля, и рикошетом от лобового стекла падают на пол.
Тем не менее, при использовании водителем очков, дужки на которых загнуты, либо на них имеются приспособления для их удержания, травма будет неизбежна. Удерживаемые дужками или цепочкой, очки остаются на лице или шее. Последствиями становятся излом оправы, расположение стекол в перпендикулярном направлении и нанесение ран лицу водителя.
Безопасные разновидности очков. Предотвратить получение травмы может только использование во время езды на машине очков в безопасной оправе из пластика, которая не ломается, а только изгибается при повышенной нагрузке. Стекла в оправе также могут изготавливаться из пластика, особенностью которых становится наличие особого слоя напыления, целью которого становится защита глаз от вредного влияния ультрафиолетовых лучей.
Эти же моменты касаются тех водителей, которые любят ездить в очках для защиты от лучей солнца. Их стекла из пластика должны обеспечивать предотвращение нанесения травм, исключая растрескивание и переламывание при ударе. Помимо этого, они должны крепко быть зафиксированы на голове водителя.
Цвет. Немалую важность приобретает и цвет, в который окрашены сами очки. Дело в том, что цвета имеют психофизическое влияние на состояние водителя, что косвенно будет отражаться на том, как он ведет себя на дороге. Например, линзы типа «хамелеон» достаточно сильно утомляют зрение, по причине наличия на стеклах областей с неравномерным распределением цвета. Желтый цвет понижает степень концентрации.
Итог. Если во время управления автомобилем имеется необходимость ношения очков, водителю стоит принять максимальную степень безопасности на случай попадания в аварийную ситуацию.
Факт наличия линз: доказывать инспектору или не стоит?
Допустим, в водительском удостоверении есть отметка о необходимости использовать очки или линзы. Никто не вправе заставлять использовать человека конкретно оправу, он может легко использовать и линзы. И здесь нужно понимать: если инспектор остановил субъекта с линзами, то он никак не может предугадать, что у того есть специальная отметка в правах. Визуально линзы не определяются.
Во-вторых, нужно обосновать сам факт остановки, для этого должны быть другие нарушения. Если их нет и водитель просит человека предъявить права, в которых есть отметка, а потом уже начинает определять наличие линз, то это достаточно субъективное отношение.
И главное: инспектор обязан перед составлением протокола об административном наказании доказать вину субъекта. То есть он должен предъявить факты, свидетельствующие об отсутствие линз. Сделать это невозможно. И в идеале, за такое нарушение нельзя выписывать взыскание. На деле же сначала составляются протоколы и выписываются взыскания, а потом уже обжалуются решения в судебном порядке.
Штраф за езду без очков
Если водителю по результатам медицинского обследования предписывается обязательное использование мед. изделий для коррекции зрения, то эта информация заносится в водительское удостоверение (далее — ВУ). В ВУ старого образца «особые отметки» находятся на лицевой стороне документа, а нового – на оборотной под пунктом 14.
Отметка GCL (Glasses or Contact Lenses) в водительском удостоверении нового образца также указывает, что водитель обязан использовать медицинские изделия для коррекции зрения. Если в Вашем водительском удостоврении стоит эта отметка, то Вы имеете право управлять транспортным средством как в линзах, так и в очках.
При этом, если у сотрудника ГИБДД не возникает никаких сложностей определить, в очках Вы или нет, то выявить наличие линз, не снимая их, практически невозможно. Требовать снять и показать линзы Вас никто не станет, и инспектору придется поверить Вам на слово.
Восстановление водительских прав (читать далее…)
В 2008 году был лишен водительских прав на 1, 5 года. Уехал на постоянное проживание в другой город. В 2012 году приехал забрать права со всеми положенными документами. В ГБДД сообщили о том, что права случайно были уничтожены, в восстановлении прав было отказано по причине смены регистрации постоянного места жительства. Подскажите что делать в такой ситуации, как восстановить права.
Имею прописку в СПБ, временную регистрацию в Челябинске, нахожусь в Челябинске, после утери прав для их восстановления мне нужна справка из СПБ о том, что я не лишался водительского удостоверения, может ли в СПБ вместо меня получить эту справку мои родственники и куда им обратиться и какие документы при себе иметь? Спасибо.
Восстановление водительских прав
Вам потребуются следующие документы: Водительское удостоверение Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность Документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания Медицинская справка установленного образца Документ об уплате соответствующей государственной пошлины
Гражданин Украины на территории России лишен прав за вождение в нетрезвом виде: 30 тысяч штраф (оплатили), полтора года лишения прав практически прошло. Какое наказание следует если не сдавать пдд, не забирать изьятые права а ездить по восстановленному на Украине водительскому удостоверению. Есть ли какой то срок срок давности.
Как возможно доказать наличие линз?
Если Вас остановил инспектор и Вы обязаны быть в очках или линзах, то можете просто так и сказать, что вы сейчас в линзах. Нет ни единой нормы, которая бы обязывала субъекта носить только очки.
Другое дело, что инспектор может не поверить. Но для административной ответственности этого мало. Сначала нужно пройти медицинское освидетельствование и получить результаты обследования. Для этого сотрудник ГИБДД должен предложить Вам пройти такой анализ. И вот когда будет результат, принять решение о наказании (если оно понадобится).
Обжалование выписанного денежного взыскания
Право на обжалование есть у каждого. Но здесь нужно оценивать реальные факты. Если Вы обязаны ездить в очках или линзах, но вы по каким-то причинам этого не сделали, что подтверждено медицинским освидетельствованием, то подавать жалобу бессмысленно. Решение суда будет вынесено аналогично решению инспектора.
Если же вы не нарушали, а объективно были в линзах, то смысл искового заявления есть. Как правило, если нет медицинского исследования, а только протокол инспектора, суд идет на встречу водителя. Не лишним будет фиксация разговора с сотрудником ГИБДД на камеру.
Как правильно фотографироваться на права — в очках или без
В 2021 году можно сфотографироваться на права в очках, но при одном условии — когда их прописал доктор. Если вы носите очки все время, то фотографироваться можно и в них, но только при условии, что они не будут загораживать большую часть лица. Не рекомендуется фотографироваться в очках с мощной оправой. Очки должны быть без тонированных стекол. Если вы носите линзы, то стоит проследить, чтобы не было бликов на снимке в области глаз. В любом случае, вы имеете право как снять их для фотографии, так и оставить. Единственное требование, чтобы очки не загораживали большую часть лица и чтобы они не были затемнёнными. Если же вы сфотографируетесь на права без очков, но вы их постоянно носите в повседневной жизни, то внизу должна быть сноска: «очки или линзы обязательны».
Если же вы сфотографировались с очками, но у вас восстановилось зрение после коррекции, то эта запись останется до следующей замены водительских прав. Если вас остановят и спросят после проверки документов, почему вы без очков, то всегда можно ответить, что вы перешли на линзы. А проверить это довольно сложно.
Согласно приложению №3 Ознакомиться с содержанием Приказа на правовом портале www.consultant.ruПриказа МВД РФ №355, водители даже имеют право фотографироваться в головном уборе, если он не закрывает большую часть лица. Это право распространяется на людей, чьи религиозные убеждения не позволяют им ходить без головных уборов.
Приложение №3 Приказа МВД РФ №355:
Приложение N 3
(с изменениями на 20 октября 2015 года)
Оформление водительского удостоверения (далее — удостоверение) производится с использованием автоматизированных рабочих мест.
Нумерация разделов удостоверения печатается сиреневым цветом, остальная вводимая информация, в том числе таблица категорий, подкатегорий на оборотной стороне, — черным цветом. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2014 года Ознакомиться с содержанием Приказа на правовом портале www.consultant.ruПриказом МВД России от 9 января 2014 года N 6.
Цветная фотография владельца выполняется в процессе оформления удостоверения цифровым способом на сером фоне и печатается в специально отведенном месте удостоверения.
Фотография должна иметь четкое изображение лица строго в анфас без головного убора. Допускается изготовление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Для граждан, постоянно носящих очки, допускается фотографирование в очках без тонированных стекол.
Все записи в водительском удостоверении выполняются на русском языке и дублируются способом транслитерации (простого замещения русских букв на латинские), учитывая рекомендованный ИКАО международный.
Заполненное удостоверение фальцуется по линии сгиба, помещается в ламинационный пакет, состоящий из трех слоев: верхнего и нижнего прозрачного ламината, а также среднего слоя из непрозрачного материала, помещаемого внутрь удостоверения, а затем ламинируется и вырезается в установленном формате.
Имейте в виду, что оформление водительского удостоверения — это равноценно что и получение паспорта. Ведь права можно использовать как удостоверение личности. Поэтому человека на фото должно быть хорошо видно. В противном случае, они просто будут считаться недействительными.
Если вы за рулём много лет, но по каким-то причинам вам необходимо переделать права, например, вы их потеряли или они испортились, то вам уже выдадут новый вариант удостоверения. Согласно Ознакомиться с содержанием Приказа на правовом портале www.consultant.ruПриказу МВД №390, приложение 1, новые водительские права полностью соответствуют самым строгим требованиям международной конвенции о дорожном движении, к которой присоединилась и наша страна.
В правах нового образца, помимо категорий А, B, C, D и E есть категории ВЕ, СЕ и DЕ. Эти новые права действуют так же, как и старые — в течение 10 лет. Но старые ВУ водители имеют права не менять на новые, до полного окончания их срока действия. Хотя по вашему личному желанию, обменять документы на новые можно в любом отделе ГИБДД.
Новое удостоверение международного образца делается в течение нескольких минут благодаря современным инновационным технологиям. Новые водительские права по размерам равны банковской карточке. Их внешний вид сейчас более привлекательный.
Несмотря на то, что изменились правила выдачи новых водительских удостоверений, требования к фотографиям никак не изменились. Исключение — такие фотографии сейчас преимущественно делаются в ГИБДД, поскольку там имеется специальная оптико-электронная техника, позволяющая сделать мгновенное фото по всем требованиям и стандартам.
К тому же фотографии на пластиковое удостоверение сейчас наносятся при помощи специальной компьютерной аппаратуры. Этот процесс автоматизирован полностью. Если же делать фото на ВУ в ГИБДД, то вся ответственность за соблюдение норм и стандартов прав также ляжет на плечи сотрудников полиции.
Что с медицинскими ограничениями по зрению в 2021 г.
Здесь все четко. Есть принятое Постановление Правительства № 1604, которое устанавливает пределы зрения:
- На худшем по видимости глазе зрение должно быть не ниже 0,2;
- На лучшем глазе – не ниже 0,6.
Норма выполняется сразу для двух глаз. Если хотя бы одно условие невыполнимо, следовательно, управлять ТС субъект не может.
Определить качество зрения просто так на усмотрение инспектора нельзя. Поэтому и выписывать штраф как при наличии отметки в правах, так и при ее отсутствии, он не может. Даже если он считает, что водитель очень плохо видит. Только медицинская экспертиза позволяет получить достоверный результат. До этих пор выписывать штраф не имеют права.
Для категории А
— Острота зрения ниже 0,6 и 0,2 на одном и другом глазу с коррекцией. Допустимой считается коррекция близорукости и дальнозоркости 8,0D, включая коррекцию контактными линзами, а также астигматизма – 3,0D (суммарная величина сферы и цилиндра должна быть ниже 8,0D). Разница в оптической силе линз обоих глаз до 3,0D.
— Отсутствие зрения одного глаза при зрении до 0,8 на другом (без коррекции).
— Центральная скотома абсолютная либо относительная (при скотоме с изменениями зрительных функций выше значений первого пункта — допуск без ограничений).
— Допустимая коррекция близорукости и дальнозоркости до 8,0D, включая коррекцию контактными линзами, а также астигматизма – 3,0D (суммарная сила сферы и цилиндра должна быть менее 8,0D). Разница в оптической силе линз обоих глаз должна быть до 3,0D, без осложнений, при исходной рефракции – от +8,0D до -8,0D. При невозможности установить исходную рефракцию (вследствие операции), вопрос профпригодности решается положительно если длина оси глаза составляет 21,5 — 27,0мм.
— Искусственный хрусталик, даже на одном из глаз. Допускаются только водители со стажем, имеющие остроту зрения выше 0,6 с коррекцией на лучшем глазу и на худшем выше 0,2. Допустимая коррекция близорукости и дальнозоркости 8,0D, включая коррекцию контактными линзами, а также астигматизма – 3,0D (суммарная оптическая сила сферы и цилиндра должна быть ниже 8,0D).
— Состояния после оперативных вмешательств на роговице глаза (кератотомии, кератокоагуляции, кератомилезе, рефракционной кератопластики). Допуск к вождению получают лица спустя 3 месяца после оперативного вмешательства при остроте зрения выше 0,6 и 0,2 на лучшем и худшем глазах с коррекцией.
— Хронические патологии оболочек глаза на фоне значительных изменений функции зрения, стойкие поражения век, включая их слизистые оболочки, парезы мышц век, способные препятствовать зрению либо ограничивающие двигательную активность глазных яблок (после оперативного лечения, принесшего положительный результат допуск определяется строго индивидуально).
— Хроническое, не приносящее положительных результатов консервативное лечение воспалительного процесса слезного мешка, упорное, не поддающееся терапии слезотечение.
Паралитическое косоглазие, а также иные поражения содружественного движения глазных яблок. Стойкая диплопия по причине косоглазия любой природы. Спонтанный нистагм, если наблюдается отклонении зрачков от среднего положения на 70°. Ограничение поля зрения в любом меридиане больше чем на 200°.
— Нарушения цветоощущения.
— Заболевания сетчатой оболочки и зрительного нерва (атрофия зрительного нерва, пигментный ретинит, отслойка сетчатки и пр.).
— Глаукома.
В удостоверение нет отметки, но зрение плохое: что делать в таком случае?
Если зрение плохое, а специальной отметки нет, то это ничем для водителя не чревато. Инспектор не врач и не может на месте проверить водителя. Но хорошее зрение – это не блажь, которая просто так требуется от граждан. Хорошее зрение – это залог безопасного движения на дорогах. Если зрение падает, то нужно его корректировать. И проблему нужно решать не самостоятельно, а с помощью компетентного врача.
Если, например, Вы носите очки, а в правах нет такого обозначения, то никто взыскание не выпишет. Это не практикуется. Хотя может быть все.