Для вождения автомобиля требуется наличие водительского удостоверения с открытой категорией, соответствующей типу ТС. В отдельных случаях ее достаточно и для передвижения на авто с присоединенным автоприцепом. Однако существует ряд ограничений, при наличии которых необходимо открыть еще и подкатегорию «Е». Водители с удостоверением подкатегории «Е к В», «Е к С» и «Е к D» имеют все разрешения для управления автомобилем с любым прицепом, но что делать при наличии лишь категорий «В», «С» или «D»?
Когда права на прицеп не нужны
В п.1 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» перечислены критерии допуска до вождения автотранспорта. Норма предусматривает случаи, при которых разрешается связка с автоприцепом без удостоверения категории «Е». Для водителей легковых авто исключениями являются ситуации:
- если полная масса автоприцепа не превышает 750 кг;
- если масса автоприцепа больше 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки при условии, что в сумме состав меньше 3,5 т.
Эта же статья рассматривает и случаи, при которых осуществляется сцепление автоприцепа с грузовым и пассажирским транспортом. Для них не требуется открытие категории «Е» только при присоединении прицепа с полной массой до 750 кг.
Сколько в среднем весит легковой прицеп
Как буксировать автомобиль
Большое количество производителей и марок прицепов порой затрудняют выбор даже опытных водителей, не говоря о новичках.
Одной из самых важных задач, которую должен решить для себя каждый покупатель прицепа, является определение его веса.
Дело в том, что этот параметр напрямую влияет на множество факторов эксплуатации, и именно о том, сколько весит легковой прицеп и как понять, стоит ли его покупать, мы и поговорим.
Сколько весит легковой прицеп и как это влияет на эксплуатацию
Сначала давайте разберемся, какая именно цифра среди всех характеристик прицепа нам нужна. Чаще всего производители указывают 3 основных параметра, которые касаются веса:
- грузоподъемность — максимум груза, который можно перевозить в прицепе;
- снаряженная масса — вес пустого прицепа со всем оборудованием;
- полная масса — разрешенный максимум, который высчитывается по формуле «снаряженная масса прицепа + грузоподъемность».
Таким образом, для определения веса самого прицепа нужен параметр «снаряженная масса». Однако, если вы будете выбирать только по нему, то можете легко совершить распространенную среди покупателей прицепов ошибку.
Дело в том, что на прицепы весом более 750 кг нужна дополнительная категория «Е» в водительских правах. И считаются эти 750 кг по параметру «полная масса». Поэтому если у вас нет категории «Е» и вы не горите желанием ее оформлять, учтите, что масса прицепа вместе с грузом не должна превышать 750 кг.
Итак, при выборе прицепа прежде всего определитесь, какие грузы вы планируете возить, узнайте их массу и, исходя из этой цифры, подбирайте прицеп. Например, вы планируете перевозить картошку партиями по 400 кг. Считаем: 750 — 400 = 350 кг. Таким образом, снаряженная масса прицепа должна быть 350 кг или менее при грузоподъемности 400 кг.
К счастью, современные прицепы очень технологичны, поэтому имеют невысокую снаряженную массу (в среднем от 200 кг) при большой грузоподъемности, что позволит вам взять вариант «с запасом». Теперь вы знаете, как определить, сколько весит легковой прицеп и на что влияет этот параметр, а значит, готовы выбрать его самостоятельно или помочь советом другу.
ООО ТД «СаранскСпецТехника»: прицепы под любые задачи
У нас всегда в наличии широкий спектр прицепов российского производства для частных и коммерческих целей.
Есть универсальные модели, а также варианты для специализированной техники (квадроциклов, ПВХ-лодок, снегоходов).
Некоторые прицепы оснащены полезными опциями вроде механизма сваливания, кроме того, в нашей продукции применяются современные патентованные решения, разработанные нашим конструкторским бюро.
Все вопросы касательно параметров моделей из нашего каталога, вопросов доставки и оплаты вы можете уточнить по телефону.
Что такое разрешенная масса автоприцепа и как ее узнать
Разрешенная масса прицепа, она же полная или максимальная – это сумма его фактического веса с допустимой грузоподъемностью. Данное значение указывается в соответствующей графе ПТС и свидетельства о регистрации. Именно оно и является главным ориентиром для определения необходимости открытия категории «Е», учитывая вес авто для связки.
Существует 4 весовые категории автоприцепов:
- О1 – 750 кг;
- О2 – от 750 до 3500 кг;
- О3 – от 3,5 т до 10 т;
- О4 – свыше 10 т.
Автоприцеп относящиеся к категории О1 в любом случае может использоваться водителем с правами категории «В», «С» или «D», вне зависимости от веса самого транспортного средства. Более тяжелые прицепы О2 практически всегда должны управляться водителем с категорией «Е», однако существуют исключения для прав «В». Они позволяют водить транспортное средство или автопоезд, если сам автомобиль тяжелее прицепа, а вместе они вписываются в ограничение по весу 3,5 т. Для такого исключения категории «В» достаточно. На более тяжелые автоприцепы О3 и О4 обязательно требуются права «СЕ», «DЕ», «С1Е» и «D1Е».
Доверенность на прицеп
Согласно действующим на 2021 год правилам, ПДД предусматривает необходимость передачи другим лицам заполненного документа, где указывается вся соответствующая информация.
Нужна ли доверенность на практике? Тут вопрос философский, поскольку никогда не знаешь, остановят тебя сотрудники ГИБДД или нет, будут требовать предъявить документы на прицепное ТС, либо сосредоточат внимание только на страховке и водительском удостоверении
Многие осознанно идут на риск, просто цепляя себе чужой прицеп и рассчитывая на фортуну. Я бы так делать не советовал, поскольку если вы попадетесь сотрудникам дорожной службы, то штрафов и более серьезных проблем не избежать.
А какая же эта доверенность? Мне часто встречается такое понятие как генеральная доверенность. Но официально такого понятия в российском законодательстве не существует. Его используют часто, но в основном касательно автомобилей. В случае с автоприцепами доверенность иная.
Оформление разрешения на эксплуатацию
Если вы собираетесь отдавать кому-то свое прицепное транспортное средство на временную эксплуатацию, тогда стоит подумать над правильностью оформления документов.
Разрешение на эксплуатацию может быть 2 типов:
- рукописное, написанное от вашей руки;
- печатное, оформленное на специальном бланке.
Тут уже выбирайте сами, как вам хочется. Рукописная по своей юридической силе аналогична специальному бланку. Соответствующий бланк скачать не сложно. Если посмотреть на образец, вы увидите, что он аналогичен бланку, который используется для оформления доверенности на авто.
Есть только одно отличие у доверенности на право эксплуатации автоприцепом. Как думаете, какое оно? Верно. Вместо наименования машины там указывают приспособление в виде прицепа.
Переходим к вопросу самого оформления
То есть мы добрались до самого важного и интересного. Печатайте на компьютере или заполняйте вручную
Это не принципиально важно.
- Первые пункты бланка используются для указания данных самого владельца прицепного транспортного средства. Сюда вписываются данные паспорта, адрес и прочая личная информация;
- Следующие графы служат для написания аналогичной информации, но теперь уже о человеке, которому вы собираетесь передать право на эксплуатацию прицепа;
- После мы пишем, какой автоприцеп служит объектом разрешительного документа. Указывается его государственный номер, год выпуска, регистрационные данные, страховой полис и пр.;
- Еще один немаловажный вопрос — сколько действует данная договоренность? А это вы решаете сами, указывая соответствующую информацию в документе;
- Завершается оформление доверенности датой ее заполнения и подписями.
Нужно ли писать что-то еще? Обычно нет. Просто действуйте согласно образцам и вопросов не возникнет. Ни у вас, ни у сотрудников ГИБДД, остановивших вас с чужим прицепным ТС.
По аналогичному принципу заполняются разрешения на эксплуатацию от руки. Главное, чтобы в доверенности стояли подписи, были даты, и указывалась вся информация в соответствии с требованиями ПДД по оформлению такого рода документов.
Примеры расчетов для определения необходимой категории прав
Для лучшего понимания, рассмотрим таблицу с примерами проведения расчетов на основании массы автоприцепа и легкового автомобиля.
Масса машины, кг | Вес автоприцепа, кг | Необходимая категория прав | Объяснение расчетов |
720 | 750 | B | Прицеп принадлежит к категории О1. |
1250 | 1050 | B | Хотя автоприцеп относится к категории О2, но он легче машины. Вместе они не превышают 3,5 т. |
950 | 1050 | BE | Автомобиль легче прицепа категории О2. |
3100 | 850 | BE | Хотя прицеп О2 легче, но вместе с машиной они превышают 3,5 т. |
3100 | 740 | B | Прицеп весит меньше 750 кг. |
1950 | 2100 | BE | Автоприцеп тяжелее, при этом вместе с авто они превышают 3,5 т. |
Масса машины (кг) | 720 |
Вес прицепа (кг) | 750 |
Категория прав | B |
Объяснение расчетов | Прицеп принадлежит к категории О1. |
Масса машины (кг) | 1250 |
Вес прицепа (кг) | 1050 |
Категория прав | B |
Объяснение расчетов | Хотя автоприцеп относится к категории О2, но он легче машины. Вместе они не превышают 3,5 т. |
Масса машины (кг) | 950 |
Вес прицепа (кг) | 1050 |
Категория прав | BE |
Объяснение расчетов | Автомобиль легче прицепа категории О2. |
Масса машины (кг) | 3100 |
Вес прицепа (кг) | 850 |
Категория прав | BE |
Объяснение расчетов | Хотя прицеп О2 легче, но вместе с машиной они превышают 3,5 т. |
Масса машины (кг) | 3100 |
Вес прицепа (кг) | 740 |
Категория прав | B |
Объяснение расчетов | Прицеп весит меньше 750 кг. |
Масса машины (кг) | 1950 |
Вес прицепа (кг) | 2100 |
Категория прав | BE |
Объяснение расчетов | Автоприцеп тяжелее, при этом вместе с авто они превышают 3,5 т. |
Проведение расчетов не требует сложных математических вычислений, поэтому с ними справиться каждый. Необходимо учитывать, что сотрудники Госавтоинспекции проверяют водителей автомобилей с прицепом на наличие в них необходимой категории прав для передвижения. Для этого потребуется по требованию сотрудника ГАИ предоставить водительское удостоверение и свидетельство о регистрации автомобиля и автоприцепа.
Коротко о «Е» в удостоверении
Категории и подкатегории ВУ.
До 1 января 2001 года в водительском удостоверение ставили букву «Е» и она давала право управлять всеми автомобилями и автобусом с прицепом. Если у автолюбителя были открыты категории В, С и D, то он имел право управлять предусмотренными транспортными средствами с присоединенными к ним прицепами.
После 01.01.2001 г. в графе «особые отметки» водительских прав стали делать следующие записи: «Е к В», «Е к С» и «Е к D». Причем, открывали только те категории на которые был сдан экзамен. Таким образом, водителю, у которого в удостоверении были В, С и D, после сдачи экзамена на сочлененном автобусе делали запись «Е к D», а для получения других категорий нужно было сдавать отдельные экзамены.
С марта 2011 года «Е» не вписывается в водительские удостоверения. Теперь необходимо открывать в водительских правах категории ВЕ, СЕ и DЕ. 05.11.2013 года законодатели добавили еще две подкатегории С1Е и D1Е. Водители, имеющие старые образцы удостоверений, могут поменять их на новые. Им будут сделаны все записи, что были в предыдущем документе.
Ответственность за отсутствие прав подкатегории «Е»
Неправомерное с точки ПДД использование транспортного средства в связке с автоприцепом карается законом. Обязанность каждого автомобилиста использующего прицеп убедиться в том, что он имеет право на такое вождение. Если требуется наличие категория «Е», то пользование прицепом при ее отсутствии приравнивается к езде без прав. Согласно ч.1 ст.12.7 КоАП подобное нарушение тянет за собой ответственность в виде штрафа от 5 до 15 тыс. руб.
Помимо составления административного протокола для удержания штрафа применяется норма 27.12 КоАП. Она требует прекращение нарушения путем отстранения водителя от транспортного средства. Сам автомобиль с прицепом в соответствии со ст. 27.13 КоАП отправляется на штрафстоянку. Нахождение авто на штрафплощадке сопровождается дополнительными затратами, что в зависимости от региона и продолжительности стоянки может приравняться к сумме самого штрафа или его превысить. Таким образом езда на авто с тяжелым прицепом, масса которого требует категории «Е», крайне нежелательна.
На водителей может накладываться и штраф за перегруз прицепа, поэтому отсутствие подходящей категории прав может повлечь еще и его взвешивание. При загрузке свыше допустимой нормы применяется ст. 12.21 КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение правил перевозки и буксировки. По ней предусматривается штраф в 500 руб.
Выдержка из ПДД об эксплуатации прицепов для легковых автомобилей
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Документы на прицеп
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. (о случаях, когда ОСАГО на прицеп требуется, читайте в нашей статье «Страховка на прицеп» — Купи прицеп)
Разрешенная скорость движения с прицепом
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
Фонари и катафоты автоприцепа
19.1.
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.
Правила перевозки грузов на прицепе
23. Перевозка грузов
23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
- не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
23.4.
Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.
23.5.
Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Штраф: Статья КОАП 12.21. «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей«.
Когда же нужна категория «Е»?
В случае же, если полная масса прицепа больше 750кг., нужно руководствоваться следующим правилом: «Если полная масса прицепа не превышает снаряженную массу автомобиля и суммарная полная масса состава транспортных средств не превышает 3,5т., то дополнительная категория в водительском удостоверении не требуется». Во всех остальных случаях нужна категория «Е».
При этом нужно отдавать себе отчет в том, что решающее значение играет только информация прописанная в Свидетельствах Транспортного Средства прицепа и автомобиля. Именно их сравнивает инспектор в спорной ситуации. Тот факт, что за автомобилем полной массой 3,0 тонны едет абсолютно пустой (не гружёный) прицеп, имеющий снаряженную массу 350 кг. , при том, что полная масса прицепа по документам составляет 1,3 тонны не будет являться смягчающим обстоятельством. Закон есть закон. И инспектору без разницы пустой или гружёный прицеп едет за автомобилем. Езда же без открытой соответствующей категории (в данном случае категория «Е» ) приравнивается к езде без водительского удостоверения, со всеми вытекающими последствиями.
Небольшие паркетники, такие, как NISSAN X-Trail, Suzuki Grand Vitara и т.п., могут эксплуатироваться с прицепом полной массой 1,3т. без категории «Е»
Кстати, не каждый автомобиль можно эксплуатировать с прицепом. Если в руководстве или инструкции по эксплуатации на автомобиль нет информации про эксплуатацию автомобиля с прицепом, то на такой автомобиль фаркоп лучше не ставить. Подробнее можно прочитать здесь.
PS: В свое время, не имея категории «ВЕ», иногда приходилось доставлять прицепы, при эксплуатации которых однозначно требовалась категория «Е». Чтобы не нарушать закон, мы загружали его на одноосный прицеп полной массой 750кг., соответствующего размера. Таким образом прицеп, требующий категорию для самостоятельной поездки, выступал в качестве груза. В таком виде мы беспрепятственно перевозили его туда, куда нам было нужно. Порой бывало, что сверху, на одноосном прицепе без тормозов, ехал двухосный прицеп, оборудованный тормозами. Казалось бы, наоборот было бы куда более безопасно. Однако…
PPS: Категорию «ВЕ» со временем я получил. Теперь езжу с любым прицепом совершенно беспрепятственно…