Порядок оформления ДТП без участия ГИБДД
Более пяти лет в России существует возможность оформления мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД – по так называемому европротоколу. С августа 2014 года была проведена реформа процедуры оформления аварий в упрощенном порядке и повышены суммы страхового возмещения. Например, в два раза, до 50 тыс. руб., была увеличена максимальная сумма выплат по европротоколу, а при соблюдении особого порядка оформления ДТП, случившегося на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, можно получить выплату до 400 тыс. руб.
Так, оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД можно, если:
- ДТП произошло с участием двух транспортных средств;
- в нем не погибли и не ранены люди;
- в результате аварии не повреждено какое-либо имущество, кроме автомобилей участников ДТП;
- у обоих участников происшествия есть действующий полис ОСАГО;
- оба участника ДТП одинаково оценивают его обстоятельства и повреждения автомобилей, не имеют разногласий по виновности в аварии и согласны оформить происшествие в упрощенном порядке.
При этом следует иметь в виду, что оформлять по европротоколу имеет смысл только действительно мелкие ДТП, поскольку сумма страхового возмещения при таком порядке оформления сильно ограничена и составляет 50 тыс. руб. (25 тыс. руб., если гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована до 2 августа 2014 года). Это ограничение не применяется и страховое возмещение может быть выплачено в полном объеме (400 тыс. руб.) при соблюдении следующих условий:
- ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области;
- гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована после 1 сентября 2014 года;
- участники ДТП имеют возможность зафиксировать (с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации) и представить страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате аварии.
Следует обратить особое внимание на соблюдение сроков передачи информации о происшедшем ДТП в свою страховую компанию. И потерпевший, и виновник аварии обязаны сделать это в течении пяти рабочих дней с момента аварии. Кроме того, в течение 15 календарных дней (за вычетом нерабочих праздничных дней) запрещено ремонтировать или утилизировать пострадавшие автомобили без разрешения страховщика. При нарушении виновником ДТП этих условий страховая компания получит право взыскать с него всю сумму выплаты в полном объеме.
В каких случаях можно оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, какие документы при этом потребуется оформить и какую сумму страхового возмещения можно получить, узнайте из нашей инфографики.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Документы по теме: | Новости по теме: |
|
|
В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?
Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.
Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?
Оформление ДТП без вызова ГИБДД: новые правила в 2021 году и советы юриста
Постоянно растущее количество автотранспортных средств на дорогах крупных российских городов и реформа МВД (сокращение штатного состава) привели в 2015 году к изменениям правил оформления дорожно-транспортных происшествий. В условиях напряжённого дорожного трафика (особенно в часы пик) любое небольшое столкновение автомобилей, вызывало парализацию движения. Ведь по старым правилам водители не имели права покидать место происшествия до приезда наряда ГАИ, т.к. за это грозило лишение прав.
Вот и стояли участники ДТП, оформление которого должен осуществить прибывший по вызову экипаж ГИБДД, долгими часами, создавая существенные проблемы городскому движению. Хоть и повреждения несущественные и ОСАГО у всех в наличии, а уехать нельзя. С 1 июля 2015г (в последующем вносились лишь незначительные изменения) этот порядок изменился. Теперь в ПДД обозначены случаи, когда участники аварии могут разъехаться, не дожидаясь инспектора ГИБДД, или даже не обращаться к правоохранителям вовсе.
В каком случае документы о ДТП можно оформить без вызова ГИБДД?
Извещение о дорожно-транспортном происшествии, подготовленное его участниками, называют европротоколом. В нем фиксируется, где, когда и как произошло ДТП, кто в этом виноват. По сути, европротокол является документом «три в одном»: соединяет в себе протокол о правонарушении и сопутствующие материалы (схема места происшествия, объяснения участников и пр.), которые обычно готовятся сотрудниками ГИБДД, а также сообщение в страховую компанию. Поэтому оформление ДТП через европротокол – очень удобный механизм, который еще и отработан хорошо. Страховые компании накопили опыт и знают, как на такой документ реагировать. К тому же это экономит массу времени и бережет нервы.
Но европротокол не панацея, так как может быть оформлен не всегда, а только при совокупности нескольких условий.
1. Пострадало только «железо на колесах». Если есть потерпевшие или повреждены инженерные дорожные коммуникации, про европротокол можно забыть.
2. Повреждены два автомобиля – не меньше и не больше.
Поясним. Один автомобиль может пострадать из-за плохой дороги или при контакте с инженерными коммуникациями. Раз так, то другая сторона – лицо, которое обязано содержать дорогу и коммуникации, а оно не является участником ОСАГО. Тут возникает много организационных сложностей, и потому оформление европротокола в таком случае исключается.
Когда можно не обращаться в ГИБДД?
Для действий по самостоятельному оформлению ДТП (без привлечения ГИБДД) есть масса возможностей. Главное, чтобы ДТП не затронуло людей, а отразилось только на состоянии машин.
Чтобы разобраться в вопросе более подробно, для начала рассмотрим, каков порядок действий при ДТП согласно действующим на сегодня (2020 г.) правилам. Он (порядок) устанавливается п.2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД. Эти правила гласят, что человеку, находящемуся за рулём, при попадании в ДТП первым делом необходимо:
- остановиться и заглушить машину;
- сообщить окружающим об опасности нажав кнопку «аварийки»;
- обозначить место аварии с помощью специального знака.
Далее водитель обязан:
- проверить состояние людей, попавших в аварию, в случае, если есть пострадавшие – вызвать медиков и правоохранителей (единый телефон службы спасения – 112);
- если нужна экстренная помощь – организовать её. Отправить раненых на попутке в расположенное рядом медучреждение или отвезти самому;
- после доставки раненых, вернуться на место аварии.
Если со здоровьем все обошлось благополучно, и пострадало только «железо», то в действие вступает п. 2.6. Он даёт участникам аварии четыре варианта возможных действий. При этом они должны освободить проезжую часть (если пострадавшие ТС, создают помехи движению), предварительно проведя фото-видео фиксацию места аварии. Сняв положение ТС на дороге, тормозной след и прочие факты, позволяющие установить обстоятельства ДТП.
За невыполнение требования правил по освобождению проезда, водителям может грозить штраф размером в 1000 рублей.
Четыре варианта действий при ДТП без пострадавших
Вариант 1. У водителей, управлявших столкнувшимися а/м, нет общего мнения на причины произошедшего (по виновности в случившемся), на размеры нанесённого ущерба и прочее. В этом случае необходимо собрать данные (Ф.И.О., плюс контакты) свидетелей и позвонить в дежурную часть (связаться с представителем ГИБДД). Должностное лицо, на основании полученной информации примет решение о направлении к месту аварии экипажа (если информация со слов непонятна и требует дополнительного изучения). Либо укажет адрес отделения (или поста), в который участникам инцидента надо подъехать для оформления. Как правило, предлагается проехать в отделение. В этом случае, участникам перед поездкой надо нарисовать схему аварии, сделать видео и фото автомобилей, следов и прочих фактов, связанных с происшествием.
Группа разбора в отделе ГИБДД исследует обстоятельства дела, определяет, кто виноват и составляет протокол и выносит постановление. Справку о ДТП, по принятому в 2021 г. регламенту, более не выдают (только протокол и постановление). Именно эти документы пострадавшая сторона предоставляет страховщику для обоснования своего права на возмещение.
Вариант 2. Среди участников инцидента нет разночтений в оценке того, кто виноват в произошедшем, и характере повреждений. Но, при этом, столкнулись более чем два ТС, не у всех участников актуальные ОСАГО, кроме того, есть ещё ряд препятствий для применения «Европротокола». В данной ситуации, тоже придётся обращаться в ГАИ. Как и в предыдущем варианте — позвонить в дежурную часть и получить адрес, по которому можно ехать для оформления. Предварительно подготовив схематическое изображение ДТП, произведя фото и видео съёмку.
Вариант 3. «Полюбовный». Когда ущерб мал (и компенсируется на месте), а третьи лица никак не пострадали, правила разрешают никуда не сообщать и ничего не оформлять. То есть на вопрос, о том нужно ли вызывать ГАИ при незначительном ДТП, законодатель даёт прямой отрицательный ответ.
Вариант 4. Европротокол. Самый продвигаемый современными властями и правозащитниками вариант разрешения ситуации с ДТП. По мнению представителей силовых органов, полностью отказаться от услуг по участию ГИБДД в оформлении аварий, в которых присутствует только материальный ущерб, не позволяет факт того, что ДТП, как правило, является нарушением ПДД. Некоторые из нарушений влекут за собой наказание по КоАП РФ, а это зона ответственности силовых структур.
В каких случаях можно не вызывать ГИБДД
Закон разрешает использовать упрощенное оформление на месте только в некоторых случаях.
При заполнении усовершенствованного документа необходимо соблюсти следующие условия:
- В аварии участвовало не более 2-х машин.
- ДТП сопровождалось мелкими потерями и не стало причиной имущественного ущерба, кроме непосредственно самих автомобилей.
- Столкновения транспорта обошлась без людских жертв, которыми могли стать пассажиры, прохожие или водители ТС.
- Каждый из участников аварии оформил полис ОСАГО и прописан в нем, как обладатель правом управления конкретным средством (если один или оба автовладельца имеют зарубежную регистрацию, то им необходима страховка системы «Зеленая карта»).
- У сторон нет разногласий касательно самостоятельного оформления ДТП, обстоятельств случившегося, а также объема понесенных автомобилями повреждений.
Закон диктует простые и логичные условия использования европротокола. Однако важнейшее требование – одновременное соблюдение сразу всех пунктов представленного списка без исключения.
Например! Если в ДТП пострадали 3, 4 и больше автомобилей, либо один из водителей врезался в светофор, снес бордюр, разбил витрину магазина, то упрощенная схема без ГАИ не может быть использована – придется звонить в уполномоченную службу.
Аналогичная ситуация, если стороны не согласны с причинами аварии – никто не собирается признавать себя виновным, не удается достичь согласия в объеме ущерба и тому подобное.
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
В этом случае также потребуется вызывать полицейских для разбирательства. Если один из участников ДТП находился в невменяемом состоянии, под действием алкоголя или других запрещенных веществ\препаратов, то нельзя использовать усовершенствованный протокол для решения конфликта.
Каким образом можно самостоятельно оформить ДТП?
«Извещение о ДТП» является официальным документом, к оформлению которого предъявляются определённые требования.
При заполнении извещения, пишите печатными буквами, так чтобы любой мог прочитать ваши записи. Ручку применяйте только шариковую, тогда на втором листе самокопирующегося бланка сформируется чёткий отпечаток. Каждому водителю надо заполнить обе страницы бланка, без пропусков. Все исправления нужно заверять (ставить свою подпись).
На первом листе извещения, который является общим для участников инцидента, должно быть по две подписи каждого из участников (в случае отсутствия исправлений). Первой подписью каждый водитель заверяет правильность внесённых им данных, второй – отсутствие разночтений в трактовке обстоятельств ДТП.
Максимальная выплата по Европротоколу
При упрощённом оформлении ДТП, законодательно установлены следующие максимальные выплаты:
Для всех регионов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга с областями) – 100 000 р. С 01.06.2018 (в соответствии с 448-ФЗ от 29.12.2017г)
Для жителей Москвы и Питера с областями – максимальный размер выплаты может достигать максимального предела компенсации по ОСАГО. Сегодня это 400000р. Но, только при обязательном предоставлении видео-фото свидетельств полученных совместно с данными геопозиционирования. Сделано это с целью борьбы с мошенничеством. Благодаря спутниковым системам, происшествие, которое произошло во Владимирской области, нельзя будет представить, как событие имевшее место в Московской области.
Начисления производятся по полису участника аварии, признанного виновным. Это отразится для него увеличением стоимости страховки в дальнейшем.
Где взять бланк Европротокола?
Данный бланк выдаётся компанией-страховщиком при продаже страховки, в комплекте с полисом и памяткой. В случае приобретения электронного полиса, автовладелец может заехать в офис любой страховой компании и получить его бесплатно.
Бланк протокола представляет единый собой «пирог» из 3 листов самокопирующейся бумаги формата А4.
При его отсутствии надо:
- заехать в офис любого страховщика;
- распечатать бланк установленной формы с интернет-сайта РСА (Российского Союза Страховщиков). Кстати, здесь же можно проверить и подлинность полисов.
В случае с распечаткой, заполнять придётся в два раза больше, так что лучше иметь оригинальный бланк. Главное чтобы он имелся в наличии хотя бы у одного из водителей, решившихся на оформление аварии без ГИБДД.
Как оформить ДТП без пострадавших по новым правилам
Таким образом, согласно обновленному законодательству оформлять ДТП без участия уполномоченных органов можно, но в соответствие с представленными условиями. Водители должны прийти к общему решению по поводу виновника происшествия, обстоятельств и размера ущерба. Если другое имущество не пострадало, оба участника застрахованы по ОСАГО и нет получивших травмы, то можно составить протокол «евро». Других бумаг не требуется. Документ предъявляется страховщику для оформления компенсации.
Если авария обошлась без жертв, то регламент диктует следующий порядок действий:
- остановиться и не трогать транспорт или другие детали на дороге;
- включить сигнал, оповещающий о ДТП;
- на дорожной полосе выставить знак аварии на 15 метров от авто.
Как быть, если в ДТП пострадали люди?
Если при аварии есть пострадавшие оформить ДТП без ГАИ невозможно. Если такое произошло, Правила однозначно предписывают:
- Сообщить в дежурную часть сведения об аварии и количестве пострадавших. К месту ДТП будут направлены экипаж ДПС и карета скорой помощи.
- При острой ситуации, организовать оказание первой медпомощи и отправку раненых в ближайшую больницу. С помощью проезжающих, или самому.
- Доставив пострадавшего в медучреждение, вернуться обратно для оформления ДТП (совместно с органами полиции).
Если необходимость в срочной транспортировке пострадавших отсутствует, аварийные автомобили не блокируют полностью движение. То, участники аварии должны собрать данные очевидцев и принять меры к сохранению следов происшествия до приезда наряда ДПС.
В ситуациях, когда вследствие столкновения, движение полностью заблокировано, необходимо произвести фото-видео фиксацию, и отогнать ТС на обочину. После чего заняться зарисовкой схемы ДТП.
Упрощённое оформление в такой ситуации невозможно. В этом случае, важно внимательно следить, чтобы не были сфабрикованы сведения, которые могут неверно определить виновную в инциденте сторону.
Какие приложения для передачи данных о ДТП водители уже используют?
Некоторые страховые компании имеют свои приложения, с помощью которых можно отправлять данные о ДТП. Например, такую возможность дает приложение «АльфаСтрахование». Однако это не исключает необходимость оформления ДТП «на бумаге» для другого участника, если он не является продвинутым пользователем новых технологий.
Можно сказать, что новые правила представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии направлены на то, чтобы масштабировать опыт страховых компаний на весь рынок ОСАГО.
Сроки обращения
Для получения возмещения по страховке, владелец ТС (или его доверенный) в 2021 году должен обратиться в офис своей компании (для предоставления документов) в течение 5 дней. Это же касается и второго участника (виновного в аварии). Он должен отвезти в свою компанию свой экземпляр извещения (с тем, чтобы известить её о случившемся). Сдавая извещение в офисе компании, необходимо получить взамен копию с входящим номером. Это будет подтверждением сдачи документа в срок.
Поскольку у страховщика есть право провести свою оценку (экспертизу) повреждений, закон запрещает обоим водителям ремонтировать свои машины на протяжении 15 дней.
Документы для получения выплаты
В рамках европротокола, автовладельцу для того, чтобы получить выплату по страховке необходимо предоставить компании-страховщику следующий набор документов:
- заявление на имя директора компании (о получении возмещения);
- заполненное надлежащим образом «Извещение о ДТП»;
- информационный носитель с доказательствами (фото/видео).
Носитель должен быть исходным: карта памяти из регистратора, фотоаппарата, мобильный телефон (если фото хранятся в его внутренней памяти) и т.п.
Плюс к этому, необходимо будет предоставить (для идентификации личности, подтверждения права собственности и прочего):
- паспорт гражданина и его доверенного лица (в случае наличия) получающего компенсацию с приложением копий первой страницы и страницы с пропиской;
- доверенность, если получатель – доверенное лицо;
- полис ОСАГО;
- свидетельство о регистрации, или, при его отсутствии (например, если машина снята с учёта) — ПТС. Прилагаются копии, сделанные с обеих сторон документа;
- справка из банка с реквизитами расчётного счёта, на который нужно перечислить компенсацию.
В случае, если все же в оформлении ДТП приняли участие сотрудники ГИБДД, необходимо будет добавить выданные ими документы:
- протокол об осмотре места происшествия со схемой ДТП;
- постановление о возбуждении административного дела.
В варианте, когда есть пострадавшие – прилагается справка из медицинского учреждения. При разночтении в оценке размера ущерба – заключение независимой техэкспертизы.
Случаи, когда можно оформить аварию без ГИБДД
Законодательство предоставляет ряд возможностей для водителей, которые могут без вызывания инспекторов ГИБДД оформить ДТП самостоятельно. В таком случае участники автоаварии должны соблюсти определенные законодательные условия, иначе это приведет к нарушению закона.
Заметьте! Таким образом, участники ДТП не вызывают ГИБДД, если:
- во время автокатастрофы не пострадали люди;
- в ДТП участвовало не больше двух ТС;
- оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО;
- виновник ДТП не отказывается от своей вины и приходит к взаимному согласию с потерпевшим насчет степени повреждения ТС и размера страховой суммы, которая должна покрывать ущерб;
- размер нанесенного ущерба составляет больше 100 тыс. руб. согласно 4 части 11.1 статьи ФЗ «ОБ ОСАГО».
Следует учитывать, что если в ДТП попал автомобиль с прицепом, то будет считаться, что на месте одной машины в автоаварии участвовали два транспортных средства. По этой же причине оформление ДТП автовладельцам без участия сотрудников ГИБДД не получится, иначе страховая фирма не возместит сумму страховки.
Надо учитывать, что автомобилисту не удастся получить компенсационную выплату, если он при себе не будет иметь соответствующие документы.
Если один из автомобилистов имеет полис КАСКО, то нужно узнать, позволят ли страховые условия получить компенсацию без оформления документов ГИБДД.
Если водитель убежден в том, что СК возместит ущерб при ДТП, то он может не вызвать работников ГАИ на место автоаварии.
Оформляем ДТП по европротоколу: сам себе инспектор
Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?
Оформление аварии по европротоколу — это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение — и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.
Существенные условия
Не любую аварию можно оформить по европротоколу — только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства. А если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется. Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди. Или если у второго водителя нет полиса ОСАГО. И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват. В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.
Основное условие, которое отпугивает большинство водителей от самостоятельного оформления, — максимальная сумма, которую могут выплатить по страховке: всего 50 000 рублей. Обсуждается возможность увеличить этот лимит вдвое, но дальше разговоров дело пока не движется.
Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работающих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2021 года.
И еще. Оформить по европротоколу можно даже аварию, в которой участвовала не зарегистрированная в России машина. Главное условие — наличие у ее водителя «зеленой карты».
Уроки правописания
В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков , водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.
Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.
Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2)
, отмечаем число поврежденных машин
(графа 3)
. Сообщаем об отсутствии пострадавших
(графа 4)
и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось
(графа 5)
.
Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6)
. Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС
(графа
и сообщаем о свидетелях, если таковые есть
(графа 7)
.
Графы с 9 по 12
: пишем о своем автомобиле — кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую — другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, о
в пункте 12
.
В разделах с 13 по 15
указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.
В разделе 16
«Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки:
4
(выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги),
17
(двигался задним ходом),
21
(совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает о и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.
В графе 17
рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.
И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.
После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2)
.
В разделах 4, 5, 7
следует поставить прочерки, а
в разделе 6
— указать, может ли машина передвигаться своим ходом.
В конце также нужно расписаться.
Получение страхового возмещения
Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.
Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии
. Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.
Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально — появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.
Самостоятельное оформление аварии — дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное — не волноваться и не спешить.
Пошаговая инструкция оформления ДТП с европротоколом
Оформление европротокола о дорожно-транспортном происшествии дает право обойтись без ГИБДД, сэкономить время при незначительном повреждении ТС. С одной стороны – удобно. С другой – имеет несколько недостатков:
- Необходимо без ошибок заполнить бланки.
- Полис, предоставленный виновником, может быть недействительным.
- Определяя стоимость ремонта визуально, легко ошибиться.
- Участник, считающий себя виновным, позже поймет, что является потерпевшим.
Примечание: Извещение о ДТП – двойной бланк, который полагается заполнить при любом оформлении ДТП ( с ГИБДД или без). Европротокол – процедура: заполнение того же Извещения, но при строгом соблюдении ряда требований. Если в первом случае, некоторые ошибки не влияют на выплату возмещения, то Европротокол исправить нельзя.
Действия водителей
После столкновения участники действуют согласно ПДД п. 2.6.1. Если ТС перекрыли движение, требуется освободить проезжую часть. При составлении европротокола оставлять автомобили на дороге не имеет смысла, но перед тем как покинуть место ДТП, необходимо:
- Остановиться, включить аварийные сигналы, выставить ограждение.
- Убедиться: медпомощь не нужна. Виновник признает себя таковым.
- Сделать фото- (видео): положение ТС относительно друг друга, выбрать ракурс с привязкой к объектам инфраструктуры; повреждения с захватом номеров обоих автомобилей; следы торможения; детали. Добавить запись видеорегистратора.
- Договориться между собой, достигнуть согласия.
- Удостовериться: необходимые документы (в/у, регистрационное удостоверение, полис ОСАГО) есть у каждого водителя. Извещение о ДТП – хотя бы у одного.
- Приобщить данные свидетелей (имена, адреса, телефоны).
- Уведомить об аварии СК, уточнить порядок действий. После этого освободить дорогу.
Заполнение Европротокола
Европротокол – двойной самокопирующийся бланк + лист с инструкцией. Заполняется обоими водителями: стороны «А» и «В». Без разницы, кто какую половину оформит. С лицевой стороны пишут, не разъединяя страницы: «шапку» вместе, затем поочередно: каждый свою колонку.
Заполнение лицевой стороны
Пункты: 1 – 8 «Шапка»
- Место ДТП (адрес) – обозначают близлежащие объекты (дом, № трассы, км дороги), чтобы было понятно, где произошло событие.
- Дата – число, месяц, год, время.
- Ко-во поврежденных ТС – 2 (ни больше, ни меньше).
- Ко-во раненых (погибших) – прочерки.
- Освидетельствование на алкоголь – нет.
- Причиненный ущерб… – нет; нет.
- Свидетели – паспортные данные, телефон.
- Оформление ГИБДД – нет.
Пункты 9 – 12 Стороны «А» и «В»
- Марка (модель) авто, номера: идентификационный (VIN), государственный регистрационный, серия. Пишут данные из регистрационного свидетельства на ТС. На фото- (видео) документах фиксируют номера, по которым идентифицируют транспорт.
- ФИО владельца транспорта (адрес). Если управляют ТС по доверенности, указывают лицо, числящееся по документам автовладельцем. Такие ошибки привлекают внимание страховщика. Иногда требуют предоставить доказательства, что авто принадлежит потерпевшему. Это неправомерно, когда ОСАГО оформлен на участника ДТП.
- ФИО водителя, дата рождения, адрес, телефон, номер (серия) в/у, категория, когда выдано. На каком основании управляет ТС – (доверенность, аренда, путевой лист, договор).
- Наименование СК, серия, номер полиса ОСАГО, до какого срока действителен. Страхование от ущерба: отмечают – Нет.
Обратите внимание: Срок действия полиса Осаго виновника не должен заканчиваться. Можно остаться без компенсации, если опоздать с оформлением документов до его окончания.
Пункты 13 – 15
- На картинке стрелкой указывают направление удара (не повреждения). Вид ТС выбирают соответственно: грузовое, легковое или мотоцикл.
- Описывают характер полученных повреждений подробно: (скол, трещина, вмятина, деформация, разрыв, царапина). При подозрении, что кроме внешних есть другие, о.
- Замечания – Важно указать: «Признаю себя виновником ДТП» или «Считаю себя невиновным». Заверяют сведения подписью.
Примечание: Подписи на обоих экземплярах пишут ручкой, не под копирку. На лицевой стороне их по две от каждого участника: пункт 15 и 18 (если нет исправлений). Пустые места в п. 15 перечеркивают размашистым знаком «Z«.
Пункт 16 Центральный блок
Эта часть представляет собой список возможных вариантов, повлекших столкновение. Каждый водитель отмечает положение, которое соответствует его ситуации: где находился, совершал маневр, ехал или стоял автомобиль. Внизу – количество выделенных клеток.
Пункт 17 – Схема (описание ниже).
Пункт 18 – Подписи обоих водителей.
Документ внимательно проверяют. Если допущена описка, ее зачеркивают, вносят правильные сведения. Делают запись: «Исправленному верить», оба водителя ставят подписи. Вносить изменения только в один экземпляр на лицевой стороне запрещается.
Заполнение обратной стороны европротокола
Поставив подписи на двух листах, бланк окончательно разъединяют. Первый, написанный ручкой, предпочтительнее взять потерпевшему (четче записи). Второй, скопированный, – виновнику. Юридическая сила любого из них одинакова. Каждый водитель обратную сторону заполняет самостоятельно. Пустые строки зачеркивают размашистым знаком «Z».
- Отмечают букву, под которой заполняли лицевую сторону: «А» или «В».
- Описание движения участников на момент ДТП. Как, почему оно произошло. Кто где был, что делал: стоял, ехал, обгонял, выезжал. Указывают номер, марку ТС, адрес, данные свидетеля.
Можно попросить виновника поставить подпись со словами: Вину признаю, с записью согласен. Это не обязательно, но лишняя подстраховка не повредит. При нехватке места на бланке, прикрепляют лист с описанием, которое не вместилось, обозначив, как приложение к п. 2 «Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия».
- Отмечают ячейку, соответствующую статусу водителя: собственник или иное лицо.
- Не заполняют, перечеркивают поле знаком «Z».
- О повреждении иного имущества: Объекты инфраструктуры, другие предметы не указывают. Требование оформления европротокола – повреждение только ТС.
- Может ли автомобиль перемещаться своим ходом – «Да» или «Нет» (указывают его местонахождение).
- Примечание: Прилагаю к документам фотографии повреждений и карту памяти с видеорегистратора очевидца Полозова С.А (адрес, телефон), зафиксировавшего момент столкновения. Снимки, видео не корректировались. Дата, подпись водителя, расшифровка ФИО.
Обратите внимание: Передавая фото- видео документы, обязательно указывают, что они не подвергались обработке, корректуре. Прилагают заявление, где перечислены материалы: какие, сколько, кем, когда сделаны.
Пошаговая инструкция оформления схемы в европротоколе
Допускается использовать бланк Извещения (пункт 17) или отдельный лист, обозначив его, как приложение: «Схема ДТП». Составить план может: инспектор ГИБДД (например, на посту ДПС сотрудник оформит европротокол), аварийный комиссар либо сами водители.
На схеме отображают:
- Участок дороги с разметкой, направлением разрешенного движения (перекресток, главная, второстепенная).
- Положение автомобилей в момент аварии. Траекторию перемещения каждого, маркируют, где транспорт «А», где «В».
- Дорожные знаки, светофор, указатели.
- За пределами дороги: объекты инфраструктуры (дом, магазин, школа), их номера, улицу.
- Точку удара обозначают знаком «х». Главное, чтобы было понятно, как произошло столкновение, кто куда ехал, что нарушил.
- Когда имеются следы, детали отвалившихся запчастей – отмечают эти места. Внизу расшифровывают: 1 – бампер, 2 – зеркало.