Алгоритм утилизации
Утилизация ТС — его безопасное уничтожение. Машины изготавливают из металла, пластика, стекла, технических жидкостей. Если ее оставить и забыть о ней, со временем вредные вещества начнут попадать в почву и атмосферу.
Утилизация предусматривает безопасную переработку ТС. Автомобиль разбирается сотрудниками специальной организации, материалы сортируются, отправляются на дальнейшую переработку.
Для утилизации автомобиля необходимо:
- Снять ТС с учета в ГИБДД. Большинство пунктов приема автотранспортного средства на утиль требуют справку о снятии машины с учета.
- Сдать машину в пункт приема. Нужно заключить договор на утилизацию с организацией.
Компаний, которые занимаются утилизацией, довольно много. Услугу предоставляют бесплатно. Но иногда плата взимается за прием ТС с малой массой (менее 800 кг).
Для снятия автомобиля с учета нужны документы:
- паспорт РФ;
- свидетельство о регистрации ТС, паспорт ТС, номерные знаки;
- заявление по установленной форме;
- автотранспортное средство для осмотра не предоставляют.
Условия утилизации:
- старение и износ автомобиля;
- ТС было продано по генеральной доверенности, но новый владелец не является в ГИБДД для переоформления машины на себя (чтобы не платить и далее транспортный налог продавцу своей машины приходится заниматься крайне мерой — процедурой утилизации);
- угон автомобиля;
- снятие аварийности на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старой машины.
Помните: если Ваш автомобиль был снят с учета в ГИБДД, Вы более не имеете права им управлять. Перевозите машину только на эвакуаторе.
Далее нужно посетить отделение ГИБДД, получить справку о снятии с учета автомобиля в связи с утилизацией.
Условия снятия авто с государственной регистрации:
- утилизация по государственной программе;
- неправомерные действия в отношении машины, угон;
- если покупатель авто не зарегистрировал на себя автомобиль и не собирается этого делать;
- выезд из страны на длительное время (далее владелец регистрирует авто в стране проживания).
Порядок оформления процедуры:
- обратитесь в ГИБДД лично, становитесь в электронную очередь;
- нет необходимости доставлять старый автомобиль в ГАИ на осмотр;
- отдаете заполненное заявление, документы;
- автовладельцу выдают необходимую справку.
Далее утилизировать ТС можно самостоятельно (разобрать и продать на запчасти) или при помощи частной компании, занимающейся утилизацией.
Условия и стоимость услуги уточняются в каждой компании отдельно. Представители попросят предоставить им справку из ГИБДД.
Образец заявления
Рассмотрим образец заполнения заявления на утилизацию автомобиля в ГИБДД:
- укажите точное название подразделения ГИБДД, куда Вы собираетесь подать документы;
- ФИО;
- подчеркните соответствующую формулировку причины прекращения регистрации ТС (в связи с утилизацией);
- внесите в бланк из паспорта ТС сведения о марке, модели авто, ВИН-номер, государственные знаки, год выпуска;
- занесите паспортные данные автовладельца, заполните сведения о собственнике;
- перепишите сведения о ТС в необходимые строки.
Доверенность на утилизацию
Доверенность — необходимый документ для снятия машины с учета, если автовладелец не может посетить отделение ГИБДД сам. Документ должен быть составлен правильно.
В доверенности от юридического лица указывают:
- номер, дату составления;
- полное наименование, адрес организации;
- должность, ФИО доверителя;
- ФИО, адрес, паспортные данные доверенного лица;
- регистрационное подразделение ГИБДД, в которое Вы намерены обращаться;
- данные авто (марка, номерные знаки, VIN-код, год выпуска, номер шасси, кузова, двигателя);
- свидетельство о регистрации машины, ее паспорт;
- срок действия (действителен 1 год);
- подпись доверенного лица, доверителя.
Автовладелец, желающий сдать транспортное средство в утиль, может представить только паспорт и заявление на утилизацию. Но если он по каким-то причинам не может заниматься процедурой сам, он выписывает доверенность на своего представителя. Тогда документ заверяется нотариусом.
В доверенности от физического лица указываются:
- место, дата составления;
- ФИО, паспортные данные, адрес доверителя и доверенного лица;
- регистрационное отделение ГИБДД;
- данные об автомобиле;
- номера паспорта машины и свидетельство о регистрации;
- срок действия доверенности;
- подписи сторон.
Рассмотрим, как сдать машину в утилизацию по специальной программе, какие документы нужны.
Процедура получения лицензии на утилизацию
В отличие от лицензии за использование недр, для того, чтобы получить лицензию на утилизацию транспортных средств, гражданину не нужно проходить процедуру конкурсного (аукционного) отбора. Первым шагом для получения разрешительной документации станет сбор документов, а именно:
- Заявление, оформленное по шаблону.
- Заключение санитарно-эпидемиологической службы.
- Техническая документация.
- Ведомости о предпринимателе или юридическом лице, которое претендует на получение лицензии.
После того, как документы были оформлены и поданы, контролирующий орган рассматривает их, проверяет правильность оформления, достоверность данных.
Если все формальности соблюдены, тогда изучают, насколько кандидат соответствует выдвигаемым государством нормам, которые прописаны для такого рода деятельности. Если с этим всё в порядке, гражданин получает извещение о том, что он прошёл процедуру лицензирования.
Государственная программа
Эта специальная программа была запущена в 2010 году, но действует и сейчас. Цель государственной программы — повышение роста продаж отечественных машин путем предоставления субсидий на покупку новых ТС взамен старых.
Основное условие участия в программе: расходовать средства, которые Вы получите от сдачи ТС на переработку, можно только на покупку новой машины.
Прочие условия в 2021 году:
- вы должны владеть автомобилем не менее полугода;
- участвовать в программе можно физическим и юридическим лицам;
- новые автомобили в утиль не сдают;
- у участника должен быть паспорт РФ;
- автомобиль не сдают на переработку без специально нанятого дилера (услуги могут стоять около 10 000 рублей).
По программе можно обменять легковой, большой автомобиль, джип, автобус. Максимальная сумма дисконта составляет 50-350 тысяч рублей.
Минимальная сумма для легковых автомобилей, максимальная для грузовых. В рамках этой программы удалось продать уже около 130 000 машин.
Приобрести по программе можно только ограниченное количество моделей: АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, несколько моделей Volkswagen, Opel, Nissan, Ford, SsangYong, Renault.
Сдача в утиль с помощью дилера по программе
Все документы оформляются дилером, он же заключает с клиентом договор на приобретение нового автомобиля.
Он оформляет скидку на покупку ТС в виде сертификата или наличных денежных средств. Обращайтесь к тем автодилерам, которые участвуют в программе, и сдайте ему старый автомобиль.
Алгоритм действий:
- оформляйте доверенность на дилерский центр на передачу в утиль старой машины;
- заключите с дилером договор, в котором будет прописано, что машину Вы передаете дилеру для снятия с учета и утилизации;
- передайте доверенность и авто, получите акт приемки-передачи машины.
Программа по утилизации подходит только тем, у кого в собственности есть старый автомобиль, им никто не пользуется. За него можно получить довольно внушительную сумму.
Государство выделило на проведение утилизации около 10 миллиардов рублей. Срок действия программы ограничен, поэтому стоит подать заявку на участие пораньше.
Условия участия в программе
Продавать авто за скидку может только собственник, который должен владеть машиной не менее 12 месяцев (по Trade-in – шесть). При этом возраст авто должен составлять не менее 10 лет (пробег не важен). Год выпуска указан в техническом паспорте ТС.
Далее автовладелец может воспользоваться одним из направлений программы: Trade-in или утилизацией. Первый вариант – наиболее популярный, так как намного проще в оформлении. Собственнику достаточно обратиться в автосалон, работающий по этой системе. Скидка на новое авто равняется сумме, по которой был произведен выкуп предыдущей.
Важно знать! В случае с утилизацией владельцу необходимо самостоятельно обратиться в аккредитованный пункт приема, снять машину с учета, сдать ее в утиль и получить сертификат. Государством предоставляется список, в котором указано, какие машины можно купить по программе утилизации в 2021 году. Цена авто не должна превышать 1 450 000 рублей.
На какие марки распространяется
Список автомобилей, доступных по программе утилизации, растет с каждым годом. С 16 января в силу вступил новый расширенный перечень, в котором указано какие автомобили можно купить по программе утилизации в 2021 году. В него включены следующие марки и модели:
- Лада АвтоВАЗ;
- УАЗ;
- ГАЗ;
- Opel;
- Ssang Yong;
- Peugeot;
- Renault;
- Nissan;
- Volkswagen;
- Citroen;
- Ford;
- Skoda;
- Hyundai;
- Kia;
- Mazda;
- Mitsubishi.
Перед обращением следует уточнить, включен ли автомобиль в указанный список.
Размер скидки
Скидочная сумма, которая указывается в сертификате, зависит от марки и типа транспортного средства. На легковые авто в среднем выплачивают от 40 000 до 175 000 рублей. Но существуют и исключения. Например, за Renault Logan компенсация составит 25 000. Точную информацию владелец может получить, обратившись в специальный пункт приема утилизационных транспортных средств.
Важно знать! На все модели АвтоВАЗа скидка составляет 50 000 рублей. Для автобусов, внедорожников и спецтехники суммы варьируются в пределах от 90 000 до 350 000 рублей.
Если нет документов, номеров, машины
Как утилизировать автомобиль без документов и номеров? Если Вы — собственник автомобиля, Вы имеете право списать его в утиль только со своим паспортом. Остальные документы, включая номерные знаки, предоставляются, если они есть.
Как утилизировать автомобиль в ГИБДД без автомобиля? Практика продажи ТС имеет свои недостатки. Довольно часто новый владелец, которому Вы продали свое авто, не стремится уплачивать транспортный налог, и в десятидневный срок не переоформляет автомобиль на себя.
Тогда счет на оплату транспортного налога будет приходить к Вам, так как фактическим владельцем останетесь Вы.
Оформив утилизацию на машину в ГИБДД, можно избавиться от ненужных налоговых обязательств. Отправляйтесь в ГИБДД, напишите заявление о намерении сдать машину в утиль.
После автомобиль, на котором будет ездить нерадивый покупатель, отказавшийся переоформлять машину на себя, остановят на посту ГИБДД, пробьют по базе и отправят на штрафную площадку.
После снятия ТС с учета для утилизации, поставить его на учет снова невозможно.
История появления проекта
Программа утилизации автомобилей существует достаточно продолжительное время (с 2010 года). Согласно условиям проекта, владельцы автомобилей с исчерпанным ресурсом при покупке нового ТС могут рассчитывать на существенную скидку.
Изначально сумма денежного вознаграждения не превышала 50 тыс. рублей. В основном приобретались автомобили марки «ВАЗ» (более 80%) и «Renault» (порядка 7%). В первое время было реализовано свыше 500 тыс. единиц новых авто, выделено 30 млрд. рублей и более 600 тыс. сертификатов. Позже размер компенсации стали определять, исходя из классификации автомобилей (к примеру, за внедорожник, сдаваемый в утиль, владелец мог получить до 90 тыс. рублей).
К сожалению, проект не был поддержан сообществом, так как автопроизводители стали повышать цены на новые авто, и уже через год он был официально закрыт. После тщательного анализа автомобильного рынка, в 2014 году программа была восстановлена. Кроме того, было выделено 10 млрд. рублей на увеличение объёмов производства отечественного автомобилестроения (постановление Правительства № 328 от 15.04.2014 о «Развитии промышленности и повышении её конкурентоспособности»).
За семь лет существования программа стала популярной, и сейчас пользуется большим спросом среди автолюбителей.
Госуслуги
Утилизировать автомобиль можно с помощью Портала Госуслуги (https://www.gosuslugi.ru/category). Выбираете «Регистрацию транспортного средства», затем «Снятие с учета», «Снятие с учета в связи с утилизацией».
Заявление заполняется в электронном виде. Внесите в него данные документов:
- паспорта РФ;
- нотариально заверенной доверенности (для представителей);
- паспорта ТС;
- свидетельства о регистрации или ТП автомототранспортного средства или прицепа;
- документ, удостоверяющий право собственности на ТС или прицеп.
Заявление следует распечатать, отнести в ГИБДД вместе с государственными регистрационными знаками машины. Нужно выбрать удобное подразделение ГИБДД, дату, время, записаться на прием.
Не опаздывайте к назначенному времени, иначе можно пропустить очередь. Не забудьте взять оригиналы документов, данные которых были указаны в заявлении.
После проверки сотрудником документов транспортное средство снимут с учета для последующей утилизации.
Можно ли вернуть автомобиль из утиля?
Если транспорт не сдали в утиль по государственной программе, его можно вернуть. Этапы восстановления:
- Предыдущий хозяин машины должен подать заявление в ГИБДД.
- Оформляют генеральную доверенность на своё имя у нотариуса.
- Доставляют транспорт в ГИБДД для техосмотра на эвакуаторе, так как машина списана.
- С предыдущим владельцем заключают договор купли-продажи.
Процесс несложный, если стороны договорятся. Когда нет заверенной доверенности с правом восстановления, машину не вернуть из утиля.
Цены за услуги восстановления:
- свидетельство о регистрации — 1500 рублей.
- 2000 рублей стоят номерные знаки.
- 800 — ПТС.
Стоимость утилизации
Нужно ли платить госпошлину за процедуру? Нет, эту услугу предоставляют бесплатно.
Но управлять снятым с учета автомобилем нельзя. Поэтому придется потратиться на эвакуатор до площадки приема автомобиля.
Согласно закону №89, лицензионными центрами приема услуга по утилизации предоставляется бесплатно, если за данное автотранспортное средство был уплачен утилизационный сбор.
Но нужно помнить, что утилизационный сбор не уплачивает за ТС, ПТС на которые были выданы до 2012 года.
Если сбор не был уплачен, собственнику придется внести оплату за услугу по расценкам компании.
Закон об утилизации в редакции 2021 года: инструкция по утилизации
Чтобы избавиться от старого транспорта и получить сертификат на скидку при покупке нового, необходимо выполнить следующее:
- Обратиться с заявлением к дилеру, у которого действует акция. Узнать информацию об этом можно на его официальном сайте. Чаще всего именно автосалоны занимаются такими вопросами.
- Если дилер не занимается утилизацией, придется искать другого или делать все самостоятельно. Для этого необходимо представить транспорт в утилизационный центр вместе с документами. Будет произведен осмотр, по результатам выдадут сертификат.
- С сертификатом гражданин направляется в автосалон и выбирает новую машину.
- Во время сделки купли-продажи оплачивается стоимость транспорта с учетом скидки.
Утилизировать можно только определенные модели автомобилей: ВАЗ, ГАЗ, Опель, Ниссан, Шкода, Фольксваген, Рено, Пежо, Ситроен, Форд. Если марки в списке нет, воспользоваться сертификатом не получится, но можно поинтересоваться о наличии альтернативных вариантов в автосалонах.
Под участие попадают легковой и грузовой автотранспорт, который можно утилизировать, и взамен получить сертификат на скидку при покупке аналогичного вида техники.
На данный момент в «Утилизации» участвуют следующие марки:
- ВАЗ;
- УАЗ;
- ГАЗ;
- Опель;
- SSangYong;
- Пежо;
- Рено;
- Ниссан;
- Фольксваген;
- Ситроен;
- Форд;
- Шкода;
- Хендэ и Киа.
Скидки предоставляются с учетом максимально допустимых размеров в соответствии с моделями авто.
Б/У авто
Можно ли приобрести б/у автомобиль по программе утилизации? Новые машины — дорогостоящее удовольствие, а скидки на их покупку по программе утилизации небольшие. Но б/у автомобили не участвуют в программе.
Правительством финансируется покупка только новых ТС, так как им поддерживается основная цель программы: стимулирование продажи отечественных производителей, которые наращивают количество проданных машин, увеличивая налоговые отчисления в бюджет.
А из него затем и финансируется программа утилизации. По этой причине приобрести б/у ТС по программе утилизации нельзя.
Проверка на утилизацию
Если Вы собираетесь приобретать авто, не забудьте проверить его на факт утилизации.
Процедура снятия с регистрации в связи с утилизацией — довольно популярное явление среди тех, кто хочет избежать транспортного налога на авто, которое не эксплуатируется.
Проверить машину на утилизацию можно:
- через сайт ГИБДД;
- Автокод;
- разные интернет-порталы.
Для проверки может понадобиться:
- VIN-код;
- номер кузова/шасси;
- регистрационные номера.
Сервисы могут давать сбой, так как иногда данные не вносят в базу. Поэтому проверка онлайн не всегда является надежным способом узнать, утилизирована ли машина, так как иногда с утилизации ТС возвращают. Тогда обращайтесь сразу в ГИБДД.
Видео: Галилео. Утилизация автомобиля (часть 1)
Видео: Галилео. Утилизация автомобиля (часть 2)
Основные преимущества утилизации автомобилей через нашу компанию
Государственная программа поддержки отечественного автопрома и утилизации авто имеет ряд достоинств и преимуществ:
- возможность быстро избавиться от старого легкового автомобиля, автобуса, грузовика и другой спецтехники;
- возможность приобрести новое ТС за наличные деньги и в кредит;
- компенсация части стоимости автомобиля (до 350 тыс. рублей), что делает приобретение автомобилей гораздо доступнее;
- возможность избавиться от части налогообложения (даже если автовладелец некоторое время не эксплуатирует ТС, ему всё равно приходится платить налоги);
- отсутствие потребности в поиске места для парковки и ночёвки.
Владельцам стареньких «ВАЗов» порой приходится тратить много времени и сил, чтобы обеспечить им правильную работу. Но в некоторых случаях лучше купить новое авто, и избавить дворы от загромождения, уменьшить угрозу для пешеходов и токсичность выхлопов на дорогах.
Всю информацию об участии в программе утилизации автомобилей в Москве можно получить по нашим контактным данным. Мы организуем бесплатный вывоз ТС для физических лиц, юридических лиц, автопарков и бюджетных организаций. По любой из операций мы гарантируем полное сопровождение, помощь в любых вопросах и выдачу всей необходимой документации.
Отправить заявку!
Итог
Утилизация автомобиля — его безопасная переработка, которая предотвращает загрязнение окружающей среды, а также снимает аварийность на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старого автомототранспортного средства.
Для этого необходимо обратиться в ГИБДД, захватив необходимые документы, и снять автомобиль с учета.
За утилизацию не требуется оплачивать госпошлину, но так как на снятой с учета машине ездить нельзя, придется воспользоваться платными услугами эвакуатора для перегона авто к месту назначения.
Утилизировать транспортное средство можно также по специальной государственной программе.
Если Вы являетесь собственником машины, но у Вас нет номерных знаков, документов на авто и самого транспортного средства, Вы все равно сможете заявить о намерении утилизировать Ваш транспорт и снять его с учета.
Утилизировать машину можно самостоятельно (разобрав, продав на запчасти). Также можно воспользоваться услугами частной компании.
Скачать:
Заявление на утилизацию автомобиля в ГИБДД — Образец заполнения.doc
Заявление на утилизацию автомобиля в ГИБДД — Бланк.doc
Переработка автолома
Материал | Содержание материала (в % от веса) | ||
Типовой американский автомобиль | Типовой японский автомобиль | Типовой европейский автомобиль компакт-класса | |
Сталь и железо | 67 | 72.2 | 65 |
Пластики | 8 | 10.1 | 12 |
Стекло | 2.8 | 2.8 | 2.5 |
Резина | 6 | 3.4 | 6 |
Жидкости и масла | 6 | 3.4 | 2.5 |
Цветные металлы | 8 | 6.2 | 8 |
Другие материалы (краска, изоляция, электропроводка) | 4 | 2.2 | 4 |
Общий вес (кг) | 1438 | 1270 | 1210 |
Демонтаж
Обязательны для демонтажа :
- все эксплуатационные жидкости,
- аккумуляторные батареи,
- масляные фильтры, баки для топлива, шины,
- каталитические нейтрализаторы,
- подушки безопасности и другая пиротехника,
- свинцовые грузики для балансировки колес,
- компоненты, содержащие фторхлоруглеводороды,
- определенные компоненты, содержащие ртуть и свинец.
Шредерная переработка
Цель — получение габаритного, готового к использованию в сталеплавильных агрегатах лома с отделением вредных примесей.
Переработка автолома на шредере включает в себя следующие стадии:
- удаление легкого мусора вентилятором при перегрузке на виброконвейер;
- очистка воздуха от пыли в циклоне, откуда мусор падает на конвейер для пыли (на этом конвейере установлен ленточный магнитный сепаратор для отделения магнитных кусков лома);
- мусор с конвейера попадает в отделение сбора мусора;
- тяжелый немагнитный мусор и цветные металлы вторым виброконвейером сгружаются на конвейер для цветных металлов;
- цветные металлы отбираются вручную, а затем отправляются на склад.
После шредера готовый шрот переплавляют в ДСП или конвертере с получением стали; цветные металлы отправлять на переплав на заводы цветной металлургии; а лёгкую фракцию, содержащую примеси тяжёлых металлов подавать в доменную печь, где возможно выделение из этой фракции некоторых металлов (свинец, цинк), а невыделяющиеся металлы перейдут в чугун и далее в сталь, что сделает их безопасными для ОС.
Использование шредерного лома вместо металлолома позволяет улучшить качество получаемого металла за счет низкого содержания углерода в ломе (не требуется его выжиг) и ничтожно малого содержания (не более 1%) безвредных примесей, что снижает количество шлака в металле.
Переработка технических жидкостей
1) Отработанное моторное масло относится к категории опасных отходов. Его нельзя сливать в мусорные баки, канализацию или на землю. Под В ходе эксплуатации автомобиля в масло попадает грязь, металлические стружки, вода и различные химические соединения. Отработанное моторное масло представляет угрозу для окружающей среды и человека в силу ряда факторов:
- оно не растворимо, химически устойчиво и может содержать токсические химические соединения и тяжелые металлы;
- в естественных условиях оно разлагается в течение длительного времени;
- в силу своей вязкости оно липнет ко всему: от песка до перьев птиц;
- оно является основным источником загрязнения питьевой воды. Отработанное моторное масло собирается в емкости отдельно от других технических жидкостей и направляется на переработку. Его можно перерабатывать в новое моторное, смазочное масло, мазут или сырье для нефтехимической промышленности. Например, из одного литра отработанного моторного масла можно получить столько же смазочного масла, сколько из 42 л сырой нефти. Кроме того, переработанное моторное масло широко используется в асфальтном производстве. Процесс рециклинга отработанного моторного масла на современном перерабатывающем предприятии, как правило, включает удаление из него коллоидных веществ, кислоты, битума, химических и механических примесей, воды и газа, а также восстановление его цвета и удаление запаха.
2) Отработанная охлаждающая жидкость/антифриз, как правило, уже утратила свои первоначальные свойства и засорена грязью, ржавчиной, металлическими и древесными стружками. Охлаждающая жидкость представляет опасность для окружающей среды. Процесс рециклинга отработанной охлаждающей жидкости, как правило, включает удаление из нее вредных примесей, корректировку химического состава и восстановление уровня рН, добавку антикоррозийных ингибиторов.
3) Тормозная жидкость — это синтетическое моторное масло, производимое по особой формуле и применяемое в гидравлической тормозной системе автомобиля. Тормозная жидкость является легковоспламеняющимся продуктом, содержащим растворители в виде смеси гликолей и различных добавок. В отработанной тормозной жидкости помимо растворителей содержится свинец и другие тяжелые металлы. Правильно собранные и смешанные тормозные жидкости, как правило, используются в качестве альтернативного топлива в различных производственных процессах.
4) Трансмиссионное масло, используемое для смазки трансмиссий, представляет собой минеральное масло, воспламеняющееся при высокой температуре, и малотоксичное. В отработанном трансмиссионном масле содержится свинец и другие тяжелые металлы, что делает его опасным для окружающей среды. Перерабатывается в новое трансмиссионное масло.
В России на 01.01.2009 года было выработано 1 млн 750 тысяч тонн моторных масел. Из них ежегодно может быть образовано потенциально минимальное количество – около 427 тысяч тонн отработанных масел. До 80 % всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоёмы, не более 20 % – собирается, но из всех собранных отработанных масел только 14–15 % идёт на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются.
Переработка резины
В обычном легковом автомобиле средних размеров приблизительно 5% (50 кг) от веса составляет резина, представленная в основном покрышками. По имеющимся на сегодня данным резина составляет до 20% от веса отходов, захораниваемых на свалках в мире.
Из покрышек, выходящих из эксплуатации каждый год в индустриально развитых странах Евросоюза, около 25% подвергается восстановлению, 20% сжигается с получением энергии, 10% перерабатывается в крошку, 5% используется в хозяйственных целях (например, на фермах, в качестве ограждений или буферных приспособлений) и 40% захоранивается на полигонах, а также выбрасывается с нарушением природоохранного законодательства или складируется.
Учитывая продолжительный срок естественного разложения резины, который может составлять десятки лет, подход к изношенным покрышкам с позиций переработки видится вполне приемлемым. То есть предпочтение отдается снижению образования отходов, повторному использованию по первоначальному назначению и переработке с целью получения материалов или энергии. Только после этого следует рассматривать вариант с захоронением.
Существует ряд путей повторного использования и переработки автопокрышек с получением других материалов и энергии: восстановление, переработка в крошку, пиролиз или сжигание в цемент.
Если на момент утилизации каркас шины имеет хорошее состояние, то на него можно наварить новый протектор. В настоящее время на рынке представлены довольно совершенные технологии и оборудование, позволяющие увеличивать срок службы покрышек в 3 и более раз. Шины разделяются на металл, ткань и резину, резина измельчается в шредере в крошку заданного размера. Область применения резиновой крошки расширяется с каждым днем. В настоящее время она используется, например, в покрытиях для спортивных площадок, красках, напольных матах, переездах через трамвайные и железнодорожные пути, дорожных препятствиях для ограничения скорости типа «лежачий полицейский», гидро-, звукоизоляционных и кровельных материалах. Однако одной из главных областей ее применения является изготовление конвейерных лент для различных процессов. Сравнительно новым и перспективным направлением использования резиновой крошки в промышленных масштабах является производство резиноасфальтов. И в настоящее время во многих экономически развитых странах, включая Россию, активно ведутся испытания дорожных покрытий, в которых использована резиновая крошка. При нагреве шин по специальной технологии без доступа воздуха можно получать газ, нефть и углерод, которые используются наряду с природными ископаемыми. При сжигании покрышек получают приблизительно такую же тепловую энергию, как и при сжигании угля. Поэтому покрышки можно использовать в качестве горючего в цементном производстве, где достаточно высокие температуры препятствуют образованию вредных выбросов.
Переработка автомобильного стекла
В силу специфических требований, предъявляемых в автомобилестроении, каждая комплектующая деталь, а также материал, из которого она изготовлена, должны отличаться функциональной надежностью, долговечностью, презентабельностью, комфортностью, стильностью, а главное – безопасностью. Применительно к стеклу эти требования включают высокую противоударную устойчивость, соответствие заявленному коэффициенту дробимости, полную оптическую прозрачность.
Автомобильное стекло бывает преимущественно двух типов:
- закаленное
- ламинированное
Закаленное стекло перерабатывается примерно так же, как и отходы стеклотары. Определенную сложность для переработчика представляет ламинированное лобовое стекло. Оно состоит из нескольких слоев тонкого стекла, между которыми проложен прозрачный термопластик поливинилбутират (ПВБ). Поэтому разборку ламинированных стекол необходимо производить вручную. Отходы ПВБ утилизируются так же, как и отходы упаковочного пластика.Отходы автомобильного стекла широко применяются для производства стеклоасфальтов, абразивных материалов для очистки поверхностей, светоотражающих добавок к краскам, насыпных подложек в дорожном строительстве, а также фильтрующих материалов и т.д.
Переработка пластика
Около 10% (100 кг) веса автомобиля приходится на пластик, который имеет определенный потенциал для переработки и, следовательно, может приносить прибыль переработчику. Однако чтобы максимально использовать возможности этого материала, необходимо решить целый ряд проблем. В конструкции обычного автомобиля применяется около 25 видов пластика, каждый из которых предназначен для соответствия конкретным строгим эксплуатационным требованиям. Даже один и тот же вид может иметь несколько разновидностей в зависимости от содержания наполнителя, добавок и красителей.
Большинство этих пластиков нельзя смешивать в целях переработки – следовательно, встает вопрос с правильной сортировкой. Кроме того, большое количество подлежащего переработке пластика засорено металлическими скрепками, шурупами, наклейками, остатками монтажной пены и т.д., всем, что должно быть удалено перед переработкой. Европейские и американские компании, занимающиеся рециклированием пластиков, успешно работает над поиском путей получения добавленной стоимости за счет повышения качества перерабатываемого материала. На основании результатов этой работы уже определено, какие материалы должны перерабатываться в силу их широкого присутствия в автомобилях, в силу потенциального рыночного спроса на них, а также в силу возможности осуществлять их гарантированное отделение от других материалов, а какие нет.
К перерабатываемым материалам были отнесены:
- Полиэстер – материал, из которого изготавливаются ремни безопасности
- АБС (акрилонитрил-бутадиен-стирол) – твердый пластик, обычно используемый для внутренней облицовки салона, в кожухах рулевых колонок и приборных досок.
- Полипропилен – Более мягкий пластик, применяемый в бамперах, корпусах аккумуляторов, некоторых деталях двигателя и молдингах в салоне.
Однако следует учитывать, что одна тонна пластиковых деталей занимает довольно большой объем (приблизительно 20 м3, имея в составе 2000 предметов, исключая бамперы). Здесь лежит другая большая проблема – высокая себестоимость транспортировки объемных легких материалов к месту их переработки, – которую приходится решать переработчикам.
Следует признать, что ситуация со сбором, сортировкой и переработкой автомобильного пластика значительно улучшилась за последние годы в связи с принятием Евросоюзом и рядом индустриально передовых стран законов, обязывающих автопроизводителей маркировать пластиковые детали на выпускаемых ими автомобилях. Кроме того, значительные усилия прилагаются к уменьшению видов применяемого в автомобилестроении пластика и его унификации среди производителей. Область применения вторичного пластика постоянно расширяется. Так как на сегодняшний день пластик представляет собой наиболее проблемный и сложный, с точки зрения сбора и сортировки, поток отходов, образующихся при переработке автомобилей, в индустриально передовых странах вкладываются крупные инвестиции в научные исследования в области создания современных технологий его переработки и использования. Ниже приведен ряд областей использования вторичного пластика:
- — производство автокомплектующих как полностью из вторичного пластика, так и в комбинации с новым; — получение горючих газов и дизельного топлива из отходов автомобильного пластика;
- — использование вторичного пластика в качестве источника углерода в некоторых; технологических процессах в черной металлургии;
- — использование вторичного пластика в производстве тары и строительных материалов.