Закон о такси 2021 года — когда ждать принятия в РФ ?


Закон «О такси» в 2021 году: основные положения

Федеральный Закон №69 не относится исключительно к работе такси. Данный нормативно-правовой акт регламентирует изменения в отдельных законодательных актах РФ, но 4 статьи в этом законе полностью посвящены реформации работы службы такси.

Документ состоит из 10 статей. В них указаны:

  • поправки в КоАП РФ;
  • поправки относительно Градостроительного кодекса;
  • поправки в Закон «О безопасности дорожного движения»;
  • порядок строительства и использования парковок;
  • внесение изменений в административную ответственность.

Запрет на работу в такси с судимостью.

С «подачи» Минтранса в закон включены положения, запрещающие лицам с судимостью заниматься пассажирскими перевозками. Таксистами не могут быть водители, которые были признаны виновными в совершении следующих преступлений:

  • убийство;
  • участие в террористическом акте;
  • причинение телесных повреждений, если действия носили умышленный характер;
  • изнасилование.

Исключение может быть сделано только для лиц, которые были осуждены условно.

Структура законодательного акта

Всего в документе 10 статей. К работе службы такси относятся четыре из них:

  • статья 3 – регламентирует административную ответственность, начисление штрафов;
  • статья 7 – вводит статью 36.1 в Федеральный Закон №259, которая определяет административную ответственность таксомоторных предприятий за безопасность пассажиров и перевозимого багажа;
  • статья 8 – включает службы такси в Федеральный Закон №294;
  • статья 9 – устанавливает и регулирует правила относительно регистрации, порядок получения лицензии, требования к используемым транспортным средствам, правила безопасности.

Новые штрафы для водителей такси в 2021 году

Итак, начнём с повышенных санкций для таксистов. Пока эти изменения штрафов ГИБДД ещё не утверждены. Однако, проект соответствующего закона проходит чтение за чтением в думе, и уже в ближайшее время их могут принять, и поправки вступят в силу.

Речь идёт об отдельных штрафах для водителей такси за те же нарушения, что допускают и другие водители в том числе. Давайте рассмотрим, насколько могут подняться наказания для водителей такси.
Таблица новых штрафов для такси

Какое нарушение?Действующий штрафНовый штраф
Проезд на красный (запрещающий) сигнал светофора (статья 12.12 КоАП РФ)1 000 рублей2 000 рублей
Езда на автомобиле с неисправными тормозами или рулевым управлением (или сцепным устройством при наличии) – часть 2 статьи 12.5 КоАП500 рублей1 000 рублей
Виновность в ДТП с причинением вреда здоровью людей лёгкой степениШтраф от 2,5 до 5 тысяч или лишение прав на 1-1,5 годаШтраф от 5 до 10 тысяч или лишение прав на 1-2 года

Как видим, в среднем размеры новых штрафов для такси поднимаются в 2 раза. Напомним, однако, что соответствующий проект закона ещё не вступил в силу и находится на стадии обсуждения.

Особенности получения разрешения на такси

Одна лицензия выдается только на одно транспортное средство на срок до 5 лет

Процедура получения лицензии:

  • собирается пакет документов;
  • документы передаются в Комитет по транспорту субъекта РФ, но их можно отправить через портал Госуслуги;
  • выданное разрешение не обязательно забирать лично, оно может прийти по почте.

Пакет документов для получения лицензии:

  • копию документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • копию паспорта заявителя;
  • заявление на предоставление лицензии;
  • копию свидетельства о регистрации ТС или договор аренды, лизинга, ПТС, генеральная доверенность.

Бланк заявления можно взять с портала «Госуслуги».

Можно ли обойти закон и чем это грозит?

Многих водителей, которые ранее занимались перевозками на личном авто нелегально, интересует вопрос, о том, можно ли и каким образом обойти закон без особых для себя последствий. Закон, касающийся пассажирских перевозок на легковых авто, до конца не доработан и имеет ряд лазеек, с помощью которых можно обойти его отдельные его части.


Действующий закон не содержит ограничения касательно запрета выдачи лицензий только на автомобили, которые находятся в личной собственности.

Это значит, что для лицензирования пригодны автомобили, оформленные по генеральной доверенности или официально арендованные.

Закон не содержит четко прописанных требований к атрибутике такси, тем самым разрешая использовать съемные или некачественные атрибуты. Это же касается и таксометра, в качестве него может выступать даже специальное приложение на телефоне или навигаторе.

А вот обойти получение лицензии на такси вряд ли удастся. Если все предыдущие лазейки в законодательстве можно использовать в свою пользу, не подвергаясь при этом административному наказанию, то в случае отсутствия лицензии грозит штраф в размере 5 тыс. рублей при первом нарушении. При повторном нарушении сумма штрафа остается неизменной, а таксист лишается водительских прав на срок до 6 месяцев по решению суда.

Требования к легковому автомобилю

Требования, предъявляемые к транспортным средствам:

  • соответствие цветовому оформлению. Его устанавливает каждый регион на свое усмотрение, допускается до трех вариантов;
  • в такси обязательно должен быть установлен таксометр, если плата не осуществляется по единственно установленному тарифу;
  • на бортах авто обязательно должна быть установлена цветографическая схема «шашки», на крыше авто оранжевый фонарь с надписью «Такси»;
  • обязательно наличие действующей лицензии;
  • пассажирам должны выдавать чеки или иные, подтверждающие оплату проезда документы, если нет кассового аппарата;
  • обязательно должен быть письменный договор фрахтования.

Таксомоторные предприятия должны выполнять следующее:

  • допускать к работе только исправные, в надлежащем техническом состоянии и внешнем виде автомобили;
  • проводить контроль технического состояния авто перед выездом на маршрут;
  • проводить предрейсовый медицинский осмотр водителя.

Нарушение требований влечет за собой штрафы. За отсутствие опознавательных знаков на транспортном средстве предусматривается штраф:

  • для водителя – 3000 рублей;
  • для должностного лица – 10 000 рублей;
  • для юридического лица – 50 000 рублей.

Штраф могут выписать, даже если не будет только одного опознавательного знака

За невыдачу чека или иного, заменяющего его документа, предусмотрены такие штрафные санкции:

  • для водителя – 1000 рублей;
  • для должностного лица – до 10 000 рублей;
  • для юридического лица – до 30 000 рублей.

Если будет установлено, что перевозка пассажиров осуществляется без договора фрахтования, то штрафы следующие:

  • для водителя – 5000 рублей;
  • для должностного лица – 50 000 рублей;
  • для юридического лица – до 200 000 рублей.

Если ГИБДД установит нарушения в работе такси, то помимо штрафа выдается предписание на их устранения – срок 1 месяц. Если по истечению этого срока нарушение не будет устранено, то лицензию могут отозвать. Также отзыв лицензии возможен по следующим причинам:

  • управление автомобилем водителем со стажем менее 3 лет;
  • повторное нарушение договора фрахтования;
  • нарушение требований закона относительно технического состояния авто;
  • совершение водителем такси ДТП с летальным исходом, а также если имеют место отягчающие обстоятельства.

Эксперты рассказали, что принятие законопроекта о такси может обрушить легальный рынок отрасли

Закон, регулирующий таксомоторные услуги, продолжает активно обсуждаться на различных площадках

Накануне стало известно о том, что новая версия законопроекта о работе такси разрешает властям Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя ввод регулируемых тарифов на услуги такси. Документ также предполагает запрет на управление таксомотором для водителя с тремя неоплаченными штрафами и обязательную установку датчиков контроля усталости таксистов. Однако это лишь малая толика содержания законопроекта.

Предложения уже раскритиковали эксперты ОНФ и участники рынка, а власти Москвы, наоборот, инициативу поддержали.

Депутат Государственной Думы РФ Вячеслав Лысаков считает, что на этапе, когда законопроект на несколько лет «застрял» в Комитете Госдумы РФ по транспорту и строительству, выносить как инициативу в целом, так и отдельные статьи документа на обсуждение не имеет смысла.

«Изначальный вариант текста законопроекта, принятого три года назад в первом чтении, автором которого являюсь я, Комитетом переработан до неузнаваемости. Изменена его концепция, в том числе предлагается регулировать тарифы в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Но это крохотная часть законопроекта — текст занимает около ста страниц и вырывать из контекста отдельные положения нет смысла. Дело в том, что если изначальный вариант имел направленность уведомительную, то сейчас законопроект получил разрешительную, когда необходимо запрашивать разрешение на любые действия. И теперь документ несет в себе очень много бюрократических барьеров, преград на пути желающим работать в сфере такси как индивидуальным предпринимателям, так и юридическим лицам. В том числе в качестве препоны называется регулирование тарифов в городах федерального подчинения, — рассказал Вячеслав Лысаков «Московской газете». — Новый текст законопроекта уже получил четыре отрицательных отзыва от представителей государственно-правового управления президента РФ. Причем готовился этот текст с нарушениями регламента – автор не делал рассылку. Кроме того, те, кто поддержал инициативу, соавторов этого текста не видели, а таких депутатов много. Но даже члены Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству не видели этих поправок, а их около двухсот, не знают кто их авторы и не изучили отрицательные отзывы, которые в государственно-правовом управлении президента РФ направляли на имя руководителя Комитета. Складывается впечатление, что все делается в тайне».

Парламентарий обратил внимание на то, что законопроект рассчитан больше на московский рынок такси, чем других регионов, однако, как о.

«Те положения, которые сформулированы в документе, в частности касающиеся самозанятых и регулирования тарифов, могут привести к тому, что с рынка уйдет большое количество легальных перевозчиков, а также увеличится время приезда такси после заказа, повысится цена и так далее. То есть по качеству этот законопроект не выдерживает никакой критики, что и подтверждают четыре отрицательных отзыва в государственно-правовом управлении президента РФ. Сейчас текст направлен туда уже в пятый раз. Хотя есть вариант в качестве альтернативы – это качественный законопроект Совета Федерации, который был внесен в конце декабря, но отклонен Комитетом по формальным основаниям. Вот этот законопроект отражает цифровые реалии и включает в себя самозанятых и программные платформы, которые сейчас существуют на рынке. Иными словами, это современный законопроект, который отвечает всем рискам нынешнего рынка такси, — говорит Вячеслав Лысаков. — Надеюсь, что в Госдуме хватит здравомыслия, чтобы отклонить замученный документ, вернув его на первое чтение. Потому что он изменен до неузнаваемости, его качество от раза к разу становится хуже. И выдергивать оттуда отдельные какие-то положения и комментировать их было бы неправильно, потому что люди поймут это как принятое решение, поддерживаемое Госдумой, что не соответствует действительности».

По словам депутата, в государственно-правовом управления президента РФ подобного прецедента еще не было – чтобы в профильном Комитете получали несколько отрицательных отзывов к законопроекту и продолжали пытаться его лоббировать, несмотря на то, принятие закона может обернуться серьезными потерями для отрасли.

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов придерживается такого же мнения.

«Последнее десятилетие только и делают, что вносят законопроекты о такси, но никак не могу их принять. Возможно, потому что есть разные мнения как это должно быть и разные интересы. И, по сути, рынок такси уже превратился в большей степени в рынок IT-услуг, а не перевозок. Поэтому обсуждать какие-то предложения пока они не приняты, на мой взгляд, бесперспективно, — сказал Александр Холодов «Московской газете». — Если мы говорим о том, что необходимо в первую очередь, то, на мой взгляд, нужно каким-то образом все-таки прописать статус агрегаторов, у которых нет собственного парка автомобилей. В то же время, они фактически монопольно держат отрасль такси в нашей стране, но непонятно за что они отвечают: мол, мы IT-компании и просто рассказываем, где есть свободные машины. Вместе с этим, агрегаторы устанавливают цены, диктуют условия перевозчикам. Поэтому давно назрел момент регулирования, в первую очередь, подобных IT-компаний, а не перевозчика, которого давно перерегулировали, однако толку от этого нет».

Ранее «Московская газета» писала о том, что цены на поездки в такси в скором времени может устанавливать государство.

Новые правила перевозок

Также с 1 января 2021 года действуют новые правила перевозок пассажиров и багажа автотранспортом, утверждённые соответствующим Постановлением Правительства РФ №1586.

Среди наиболее значимых изменений следующие:

  • определение легкового такси содержит обязательность договора фрахтования, вместе с этим особое внимание уделено карточке фрахтовщика,
  • водитель такси по завершении поездки обязан выдать пассажиру чек (он может быть и электронным, и выдавать его может агрегатор – например, в случае Яндекс Такси при безналичной оплате),
  • пассажиру нужно сообщать номер заказа, автомобиль такси и время прибытия машины до посадки,
  • пассажир имеет право диктовать водителю маршрут следования (иначе таксист сам выбирает кратчайший путь без нарушений ПДД),
  • фонарь такси на крыше автомобиля становится обязательным,
  • также как и шашечки с утверждённым изображением (пункт 90 ППРФ),
  • в салоне машины справа впереди должна быть карточка с наименованием организации, тарифами и лицензией.

Данный нормативный акт вступил в силу с самого начала 2021 года и действует до 2027 года включительно.

Изменения для водителей

В старых Правилах водителей такси обязывали иметь на передней приборной панели свои визитные карточки, содержащие их фотографию. Новые правила освобождают их от этого. А вот что обязательно должно находиться у водителя справа от него, так это название организации, контактные номера телефонов, номер лицензии со сроком ее действия.

Все свое вожу с собой

Обновили и требования к ручной клади и багажу в такси. В руках пассажир может перевезти с собой все, что пройдет по габаритам в дверь салона и не создаст препятствий для водителя, не будет представлять опасность для окружающих и состояния авто. К багажу требования аналогичные — его размеры должны позволить багажнику закрыться. Кроме того, взять с собой в салон на законных основаниях пассажир может четвероногого любимца: собаку, но строго в наморднике и на подстилке, мелких животных и птиц в специальных переносках или клетках.

Стоит отметить, что с каждым годом такси как вид транспорта становится только удобнее и безопаснее, причем как для клиента, так и для перевозчика.

Расширенный учет данных о заказах

Согласно нововведениям, службы, предоставляющие услуги такси, должны не менее полугода сохранять информацию о каждом вызове, на котором они выполняли перевозку. Делать это можно как в электронном формате, так и по старинке — на бумажном носителе, например, в виде традиционного журнала. Причем количество фиксируемых сведений с 2021 становится гораздо больше. Если раньше в такую базу учета попадала только дата заказа, место и время подачи авто, а также марка транспортного средства, то теперь фиксации подлежит и государственный номер автомобиля, личные данные водителя, локация, где была завершена поездка, и то, что было указано в заказе (требования относительно класса авто, детского кресла и прочих дополнительных опций). Все это нужно для успешного решения возможных спорных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе предоставления услуги. Наличие такой расширенной базы данных поможет урегулировать конфликты, выступит защитой для обеих сторон — и водителя, и пассажира. Если что-то пойдет не так, понадобятся факты, подтверждающие поездку и ее детали, информация всегда может быть предоставлена, при условии, что рок давности еще не истек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]