Закон «О такси» в 2021 году: основные положения
Федеральный Закон №69 не относится исключительно к работе такси. Данный нормативно-правовой акт регламентирует изменения в отдельных законодательных актах РФ, но 4 статьи в этом законе полностью посвящены реформации работы службы такси.
Документ состоит из 10 статей. В них указаны:
- поправки в КоАП РФ;
- поправки относительно Градостроительного кодекса;
- поправки в Закон «О безопасности дорожного движения»;
- порядок строительства и использования парковок;
- внесение изменений в административную ответственность.
Запрет на работу в такси с судимостью.
С «подачи» Минтранса в закон включены положения, запрещающие лицам с судимостью заниматься пассажирскими перевозками. Таксистами не могут быть водители, которые были признаны виновными в совершении следующих преступлений:
- убийство;
- участие в террористическом акте;
- причинение телесных повреждений, если действия носили умышленный характер;
- изнасилование.
Исключение может быть сделано только для лиц, которые были осуждены условно.
Структура законодательного акта
Всего в документе 10 статей. К работе службы такси относятся четыре из них:
- статья 3 – регламентирует административную ответственность, начисление штрафов;
- статья 7 – вводит статью 36.1 в Федеральный Закон №259, которая определяет административную ответственность таксомоторных предприятий за безопасность пассажиров и перевозимого багажа;
- статья 8 – включает службы такси в Федеральный Закон №294;
- статья 9 – устанавливает и регулирует правила относительно регистрации, порядок получения лицензии, требования к используемым транспортным средствам, правила безопасности.
Новые штрафы для водителей такси в 2021 году
Итак, начнём с повышенных санкций для таксистов. Пока эти изменения штрафов ГИБДД ещё не утверждены. Однако, проект соответствующего закона проходит чтение за чтением в думе, и уже в ближайшее время их могут принять, и поправки вступят в силу.
Речь идёт об отдельных штрафах для водителей такси за те же нарушения, что допускают и другие водители в том числе. Давайте рассмотрим, насколько могут подняться наказания для водителей такси.
Таблица новых штрафов для такси
Какое нарушение? | Действующий штраф | Новый штраф |
Проезд на красный (запрещающий) сигнал светофора (статья 12.12 КоАП РФ) | 1 000 рублей | 2 000 рублей |
Езда на автомобиле с неисправными тормозами или рулевым управлением (или сцепным устройством при наличии) – часть 2 статьи 12.5 КоАП | 500 рублей | 1 000 рублей |
Виновность в ДТП с причинением вреда здоровью людей лёгкой степени | Штраф от 2,5 до 5 тысяч или лишение прав на 1-1,5 года | Штраф от 5 до 10 тысяч или лишение прав на 1-2 года |
Как видим, в среднем размеры новых штрафов для такси поднимаются в 2 раза. Напомним, однако, что соответствующий проект закона ещё не вступил в силу и находится на стадии обсуждения.
Особенности получения разрешения на такси
Одна лицензия выдается только на одно транспортное средство на срок до 5 лет
Процедура получения лицензии:
- собирается пакет документов;
- документы передаются в Комитет по транспорту субъекта РФ, но их можно отправить через портал Госуслуги;
- выданное разрешение не обязательно забирать лично, оно может прийти по почте.
Пакет документов для получения лицензии:
- копию документа о постановке на учет в налоговой службе;
- копию паспорта заявителя;
- заявление на предоставление лицензии;
- копию свидетельства о регистрации ТС или договор аренды, лизинга, ПТС, генеральная доверенность.
Бланк заявления можно взять с портала «Госуслуги».
Можно ли обойти закон и чем это грозит?
Многих водителей, которые ранее занимались перевозками на личном авто нелегально, интересует вопрос, о том, можно ли и каким образом обойти закон без особых для себя последствий. Закон, касающийся пассажирских перевозок на легковых авто, до конца не доработан и имеет ряд лазеек, с помощью которых можно обойти его отдельные его части.
Действующий закон не содержит ограничения касательно запрета выдачи лицензий только на автомобили, которые находятся в личной собственности.
Это значит, что для лицензирования пригодны автомобили, оформленные по генеральной доверенности или официально арендованные.
Закон не содержит четко прописанных требований к атрибутике такси, тем самым разрешая использовать съемные или некачественные атрибуты. Это же касается и таксометра, в качестве него может выступать даже специальное приложение на телефоне или навигаторе.
А вот обойти получение лицензии на такси вряд ли удастся. Если все предыдущие лазейки в законодательстве можно использовать в свою пользу, не подвергаясь при этом административному наказанию, то в случае отсутствия лицензии грозит штраф в размере 5 тыс. рублей при первом нарушении. При повторном нарушении сумма штрафа остается неизменной, а таксист лишается водительских прав на срок до 6 месяцев по решению суда.
Требования к легковому автомобилю
Требования, предъявляемые к транспортным средствам:
- соответствие цветовому оформлению. Его устанавливает каждый регион на свое усмотрение, допускается до трех вариантов;
- в такси обязательно должен быть установлен таксометр, если плата не осуществляется по единственно установленному тарифу;
- на бортах авто обязательно должна быть установлена цветографическая схема «шашки», на крыше авто оранжевый фонарь с надписью «Такси»;
- обязательно наличие действующей лицензии;
- пассажирам должны выдавать чеки или иные, подтверждающие оплату проезда документы, если нет кассового аппарата;
- обязательно должен быть письменный договор фрахтования.
Таксомоторные предприятия должны выполнять следующее:
- допускать к работе только исправные, в надлежащем техническом состоянии и внешнем виде автомобили;
- проводить контроль технического состояния авто перед выездом на маршрут;
- проводить предрейсовый медицинский осмотр водителя.
Нарушение требований влечет за собой штрафы. За отсутствие опознавательных знаков на транспортном средстве предусматривается штраф:
- для водителя – 3000 рублей;
- для должностного лица – 10 000 рублей;
- для юридического лица – 50 000 рублей.
Штраф могут выписать, даже если не будет только одного опознавательного знака
За невыдачу чека или иного, заменяющего его документа, предусмотрены такие штрафные санкции:
- для водителя – 1000 рублей;
- для должностного лица – до 10 000 рублей;
- для юридического лица – до 30 000 рублей.
Если будет установлено, что перевозка пассажиров осуществляется без договора фрахтования, то штрафы следующие:
- для водителя – 5000 рублей;
- для должностного лица – 50 000 рублей;
- для юридического лица – до 200 000 рублей.
Если ГИБДД установит нарушения в работе такси, то помимо штрафа выдается предписание на их устранения – срок 1 месяц. Если по истечению этого срока нарушение не будет устранено, то лицензию могут отозвать. Также отзыв лицензии возможен по следующим причинам:
- управление автомобилем водителем со стажем менее 3 лет;
- повторное нарушение договора фрахтования;
- нарушение требований закона относительно технического состояния авто;
- совершение водителем такси ДТП с летальным исходом, а также если имеют место отягчающие обстоятельства.
Эксперты рассказали, что принятие законопроекта о такси может обрушить легальный рынок отрасли
Закон, регулирующий таксомоторные услуги, продолжает активно обсуждаться на различных площадках
Накануне стало известно о том, что новая версия законопроекта о работе такси разрешает властям Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя ввод регулируемых тарифов на услуги такси. Документ также предполагает запрет на управление таксомотором для водителя с тремя неоплаченными штрафами и обязательную установку датчиков контроля усталости таксистов. Однако это лишь малая толика содержания законопроекта.
Предложения уже раскритиковали эксперты ОНФ и участники рынка, а власти Москвы, наоборот, инициативу поддержали.
Депутат Государственной Думы РФ Вячеслав Лысаков считает, что на этапе, когда законопроект на несколько лет «застрял» в Комитете Госдумы РФ по транспорту и строительству, выносить как инициативу в целом, так и отдельные статьи документа на обсуждение не имеет смысла.
«Изначальный вариант текста законопроекта, принятого три года назад в первом чтении, автором которого являюсь я, Комитетом переработан до неузнаваемости. Изменена его концепция, в том числе предлагается регулировать тарифы в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Но это крохотная часть законопроекта — текст занимает около ста страниц и вырывать из контекста отдельные положения нет смысла. Дело в том, что если изначальный вариант имел направленность уведомительную, то сейчас законопроект получил разрешительную, когда необходимо запрашивать разрешение на любые действия. И теперь документ несет в себе очень много бюрократических барьеров, преград на пути желающим работать в сфере такси как индивидуальным предпринимателям, так и юридическим лицам. В том числе в качестве препоны называется регулирование тарифов в городах федерального подчинения, — рассказал Вячеслав Лысаков «Московской газете». — Новый текст законопроекта уже получил четыре отрицательных отзыва от представителей государственно-правового управления президента РФ. Причем готовился этот текст с нарушениями регламента – автор не делал рассылку. Кроме того, те, кто поддержал инициативу, соавторов этого текста не видели, а таких депутатов много. Но даже члены Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству не видели этих поправок, а их около двухсот, не знают кто их авторы и не изучили отрицательные отзывы, которые в государственно-правовом управлении президента РФ направляли на имя руководителя Комитета. Складывается впечатление, что все делается в тайне».
Парламентарий обратил внимание на то, что законопроект рассчитан больше на московский рынок такси, чем других регионов, однако, как о.
«Те положения, которые сформулированы в документе, в частности касающиеся самозанятых и регулирования тарифов, могут привести к тому, что с рынка уйдет большое количество легальных перевозчиков, а также увеличится время приезда такси после заказа, повысится цена и так далее. То есть по качеству этот законопроект не выдерживает никакой критики, что и подтверждают четыре отрицательных отзыва в государственно-правовом управлении президента РФ. Сейчас текст направлен туда уже в пятый раз. Хотя есть вариант в качестве альтернативы – это качественный законопроект Совета Федерации, который был внесен в конце декабря, но отклонен Комитетом по формальным основаниям. Вот этот законопроект отражает цифровые реалии и включает в себя самозанятых и программные платформы, которые сейчас существуют на рынке. Иными словами, это современный законопроект, который отвечает всем рискам нынешнего рынка такси, — говорит Вячеслав Лысаков. — Надеюсь, что в Госдуме хватит здравомыслия, чтобы отклонить замученный документ, вернув его на первое чтение. Потому что он изменен до неузнаваемости, его качество от раза к разу становится хуже. И выдергивать оттуда отдельные какие-то положения и комментировать их было бы неправильно, потому что люди поймут это как принятое решение, поддерживаемое Госдумой, что не соответствует действительности».
По словам депутата, в государственно-правовом управления президента РФ подобного прецедента еще не было – чтобы в профильном Комитете получали несколько отрицательных отзывов к законопроекту и продолжали пытаться его лоббировать, несмотря на то, принятие закона может обернуться серьезными потерями для отрасли.
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов придерживается такого же мнения.
«Последнее десятилетие только и делают, что вносят законопроекты о такси, но никак не могу их принять. Возможно, потому что есть разные мнения как это должно быть и разные интересы. И, по сути, рынок такси уже превратился в большей степени в рынок IT-услуг, а не перевозок. Поэтому обсуждать какие-то предложения пока они не приняты, на мой взгляд, бесперспективно, — сказал Александр Холодов «Московской газете». — Если мы говорим о том, что необходимо в первую очередь, то, на мой взгляд, нужно каким-то образом все-таки прописать статус агрегаторов, у которых нет собственного парка автомобилей. В то же время, они фактически монопольно держат отрасль такси в нашей стране, но непонятно за что они отвечают: мол, мы IT-компании и просто рассказываем, где есть свободные машины. Вместе с этим, агрегаторы устанавливают цены, диктуют условия перевозчикам. Поэтому давно назрел момент регулирования, в первую очередь, подобных IT-компаний, а не перевозчика, которого давно перерегулировали, однако толку от этого нет».
Ранее «Московская газета» писала о том, что цены на поездки в такси в скором времени может устанавливать государство.
Новые правила перевозок
Также с 1 января 2021 года действуют новые правила перевозок пассажиров и багажа автотранспортом, утверждённые соответствующим Постановлением Правительства РФ №1586.
Среди наиболее значимых изменений следующие:
- определение легкового такси содержит обязательность договора фрахтования, вместе с этим особое внимание уделено карточке фрахтовщика,
- водитель такси по завершении поездки обязан выдать пассажиру чек (он может быть и электронным, и выдавать его может агрегатор – например, в случае Яндекс Такси при безналичной оплате),
- пассажиру нужно сообщать номер заказа, автомобиль такси и время прибытия машины до посадки,
- пассажир имеет право диктовать водителю маршрут следования (иначе таксист сам выбирает кратчайший путь без нарушений ПДД),
- фонарь такси на крыше автомобиля становится обязательным,
- также как и шашечки с утверждённым изображением (пункт 90 ППРФ),
- в салоне машины справа впереди должна быть карточка с наименованием организации, тарифами и лицензией.
Данный нормативный акт вступил в силу с самого начала 2021 года и действует до 2027 года включительно.
Изменения для водителей
В старых Правилах водителей такси обязывали иметь на передней приборной панели свои визитные карточки, содержащие их фотографию. Новые правила освобождают их от этого. А вот что обязательно должно находиться у водителя справа от него, так это название организации, контактные номера телефонов, номер лицензии со сроком ее действия.
Все свое вожу с собой
Обновили и требования к ручной клади и багажу в такси. В руках пассажир может перевезти с собой все, что пройдет по габаритам в дверь салона и не создаст препятствий для водителя, не будет представлять опасность для окружающих и состояния авто. К багажу требования аналогичные — его размеры должны позволить багажнику закрыться. Кроме того, взять с собой в салон на законных основаниях пассажир может четвероногого любимца: собаку, но строго в наморднике и на подстилке, мелких животных и птиц в специальных переносках или клетках.
Стоит отметить, что с каждым годом такси как вид транспорта становится только удобнее и безопаснее, причем как для клиента, так и для перевозчика.
Расширенный учет данных о заказах
Согласно нововведениям, службы, предоставляющие услуги такси, должны не менее полугода сохранять информацию о каждом вызове, на котором они выполняли перевозку. Делать это можно как в электронном формате, так и по старинке — на бумажном носителе, например, в виде традиционного журнала. Причем количество фиксируемых сведений с 2021 становится гораздо больше. Если раньше в такую базу учета попадала только дата заказа, место и время подачи авто, а также марка транспортного средства, то теперь фиксации подлежит и государственный номер автомобиля, личные данные водителя, локация, где была завершена поездка, и то, что было указано в заказе (требования относительно класса авто, детского кресла и прочих дополнительных опций). Все это нужно для успешного решения возможных спорных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе предоставления услуги. Наличие такой расширенной базы данных поможет урегулировать конфликты, выступит защитой для обеих сторон — и водителя, и пассажира. Если что-то пойдет не так, понадобятся факты, подтверждающие поездку и ее детали, информация всегда может быть предоставлена, при условии, что рок давности еще не истек.