Предпосылки появления частных камер видеофиксации
Еще в начале 90-х годов прошлого века рынка видео- и даже аудиофиксации не существовало. Однако само направление вызвало интерес у людей, создавших впоследствии . Постепенно они расширили спектр своей работы до следующих составляющих, способных зафиксировать нарушения ПДД участниками дорожного движения:
- видеоаналитика;
- система контроля трафика;
- система распознавания лиц Face Control.
Кстати, впервые внедрила камеру для фиксации нарушения ПДД в Туркмении. И только спустя год эту практику переняли в России.
После этого ДПС стала внедрять достижения компании в свою работу. Таким образом, для фиксации правонарушения необязательно ставить на каждую дорогу сотрудника, да это и невозможно. Достаточно установить камеру видеофиксации, настроить ее и получать штрафы за правонарушения.
Правда, одновременно с этим появилась другая трудность – денег в федеральном и местных бюджетах и так недостаточно, а если еще и ввести новую статью затрат, то дефицит может еще больше увеличиться. Именно поэтому еще в 2014 году Совет Федерации и Государственная Дума совместно разработали проект, позволяющий заниматься установкой камер видеофиксации частным инвесторам.
Цена вопроса
То есть некая фирма, выигравшая соответствующий тендер, получает право устанавливать на дорогах свои собственные автоматические мобильные камеры фиксации правонарушений. Такая практика развита во всем мире, и в первую очередь во Франции, с которой списан данный алгоритм.
Там огромное количество камер автоматической фиксации принадлежит частным компаниям. Но они получают некий процент с той суммы штрафов, которые были ими вынесены. Тот же опыт решили опробовать и у нас. Например в Подмосковье камеры выставляет некое ООО. Согласно соглашению, эта компания получает 230 рублей с каждого штрафа, выписанного по данным их приборов. Для сравнения, самое частое нарушение — превышение скорости более чем на 20 км/ч, но до 40 км/ч. За это у нас налагается штраф в размере 500 рублей. Но если он уплачен в течение 20 дней со дня вынесения постановления, то автовладелец получает скидку в размере 50%. То есть платит 250 рублей. Но даже с такого штрафа 230 рублей перечисляются на счет компании, установившей камеры. Хороший приработок. Достаточно 4,5 тысячи выявленных нарушений, чтобы окупить камеру. Поверьте, за неделю их выявляется гораздо больше.
Как это работает?
После принятия законопроекта частная видеофиксация нарушений ПДД стала возможной и законной. При этом обе стороны остаются в плюсе: бюджетные средства не расходуются, что позволяет найти иные варианты для финансорования, а предприниматели получают возможность зарабатывать.
Ранее по такому же плану частные инвесторы работали с камерами видеофиксации на платных дорогах. Теперь же это возникло и на общедоступных трассах. Правомерность действий подтверждается поправками в закон «О концессионных соглашениях».
Бизнесмену остается установить камеру и ждать получения прибыли. При этом средства перечисляются сначала в государственную казну (после того, как нарушитель оплатит штраф), а только потом к владельцу оборудования. Деньги передаются не в полном размере. В бюджете остается часть средств. Размер вознаграждения инвестора может достигать 233 рублей за каждый штраф.
Я вас не вижу
Если вам выписали штраф с такой камеры, то это вовсе не означает, что вы ничего не нарушили, а к вам придираются. Убедиться в этом можно, затребовав съемку непосредственно в ЦАФАП. Ведь коммерсанты только собирают данные, которые передаются в центры автоматизированной фотовидеофиксации нарушений, точно так же, как и стационарные комплексы.
Но бывают ситуации, когда эти комплексы установлены в тех местах, которые не обозначены соответствующими знаками.
Установка табличек, предупреждающих о фотовидеофиксации, не требуется при использовании мобильного комплекса. Но бывает, что с такой камеры приходит штраф за превышение скорости на 27 км/ч. В постановлении четко написано, что водитель двигался со скоростью 67 км/ч в зоне действия знака ограничения скорости 40 км/ч. Но вот беда: такого знака на дороге нет, а камера и штраф есть. Это повод для обжалования. Но, как правило, водитель предпочитает заплатить штраф, чем его оспаривать.
Плюсы и минусы ведения бизнеса
Установка камер на дорогах как бизнес действительно способна приносить неплохую прибыль. Размер дохода будет зависеть от проходимости (сколько человек в день проезжает мимо камеры видеофиксации), количества и серьезности нарушений. Главное – правильно выбрать участок трассы. Там, где движение и так спокойное, устанавливать камеру видеофиксации практически бессмысленно. А вот на скоростных дорогах прибыль будет в разы больше.
Этот сектор бизнеса привлекателен для инвесторов из-за ряда положительных факторов:
- возможность получения дохода без дополнительных усилий (достаточно наладить работу и найти человека, ответственного за работу камер и их обслуживание);
- доход без дополнительных операционных затрат (вкладываться снова и снова не придется, так как оборудование имеет долгий срок службы, а в случае необходимости его всегда можно починить или заменить);
- не нужно самостоятельно заниматься сбором платежей – из бюджета причитающаяся сумма будет перечисляться ответственными лицами в установленные сроки;
- наличие единого срока получения выплат;
- возможность принести пользу населению, предупреждая правонарушения (хотя многие граждане относятся к этому скептически).
Конечно, есть у такого бизнеса и свои недостатки. К наиболее существенным можно отнести следующие особенности:
- большая сумма прибыли приходится на первое время, чуть позднее люди начинают запоминать, где стоит камера, и стараются не нарушать в этой зоне правила дорожного движения (в худшем случае размер прибыли может почти сойти на нет);
- относительно небольшой размер вознаграждения (233 рубля по сравнению с размерами нынешних штрафов – не так уж и много);
- деньги из фискального института поступают не потоково, а в назначенные сроки, что может стать причиной отсутствия необходимых средств в определенный промежуток времени;
- наличие определенного срока сотрудничества – получать комиссионные предприниматели могут лишь в течение 12 лет после установки камер, по истечению этого времени контракт с инвестором заканчивается;
- не все граждане уплачивают штрафы, иногда на их взыскание уходит достаточно много времени;
- наличие особых правил установки камер видеофиксации (при их отсутствии штраф может быть оспорен нарушителем через суд).
Даже несмотря на такое количество минусов, можно говорить о высокой рентабельности самого бизнеса. Недаром на текущий момент заключено порядка 50 госконтрактов на установку и обслуживание камер видеонаблюдения на общую сумму в 1,5 миллиарда рублей по всей стране.
Бизнес на скорости
Информационная система дорожного контроля «Автодория» стала ключевым и даже переломным моментом для российской ГИБДД. Радары, которые определяют скорость движения автомобиля и отправляют данные в инспекцию, появились давно. Чуть позже к ним добавились стационарные и передвижные камеры, которые могут определять нарушивших правила дорожного движения водителей без присутствия на месте сотрудников ГИБДД. Фиксировать правонарушения и штрафовать за превышение скорости с помощью стационарных камер без сотрудника ГИБДД на законном основании стало возможно с 1 июля 2008 года. Эти камеры получили широкое распространение в Татарстане и некоторых других регионах. Однако и старые радары, и новые камеры, развешанные на столбах, не могли гарантировать достаточную эффективность работы: при желании водитель мог установить в свою машину радар-детектор (устройство, реагирующее на импульсы, с помощью которых радар фиксирует скорость). Такой прибор заблаговременно предупреждает водителя о находящемся неподалеку радаре, что позволяет автомобилисту сбросить скорость и избежать наказания за превышение. Однако в некоторых случаях устройство, изначально рассчитанное на снижение аварийности, само стало оказываться причиной возникновения аварийных ситуаций: антирадар, установленный в салоне, подавал сигнал о наличии впереди следящей камеры, водитель резко снижал скорость и в его внезапно замедлившуюся машину врезался едущий следом автомобиль…
Уникальность комплекса
Комплекс «Автодория», разработанный казанскими специалистами IT-сферы, принципиально отличается от обычных радаров. Фактически, «Автодория» представляет собой систему из нескольких устройств. Камера высокого разрешения в начале участка фотографирует автомобиль и его номерной знак в определенный момент времени. Камера привязана к координатам датчиков GPS и ГЛОНАСС, что позволяет определить точное время и место проезда первой «контрольной точки». На определенном расстоянии находится второй аналогичный прибор, который также «фотографирует» транспортное средство с привязкой к координатам. Пройденное расстояние делится на время проезда. Путем таких нехитрых математических комбинаций «Автодория» выдает результат — среднюю скорость, с которой двигался автомобиль на данном участке автодороги. Соответственно, если полученный результат выше разрешенной скорости, значит, автомобиль хотя бы в один из моментов времени нарушил скоростной режим. Полученный результат обрабатывается ГИБДД, лихому водителю направляется штраф. Преимущество в том, что замер скорости сотрудниками ГИБДД с помощью «Автодории» невозможно отследить радар-детекторами: устройство не посылает сигналов, оно просто дважды фотографирует автомобиль.
Рустем Юнусов, PR-менеджер «Автодории», рассказывает: «В принципе, система не так уж уникальна — подобные есть, например, в Швеции, в Италии, в Великобритании. Разработчики и инвесторы изучили зарубежный опыт, проанализировали — насколько снизились аварийность и смертность. В зонах контроля системами измерения средней скорости в Великобритании смертность снизилась на 77%. Системы радаров в некоторых случаях даже мешают безопасности — водители резко притормаживают перед камерами и создают опасные ситуации на дороге. Наша система заставляет водителя соблюдать скоростной режим на всем пути. По данным за 10 месяцев 2014 года, в Татарстане в зонах контроля «Автодории» смертность снизилась на 52%. На некоторых участках, как, например, в Сокурах, смертность упала до нуля. До «Автодории» там погибало ежегодно три-четыре человека, по итогам же 2013 года погибших нет».
По словам Юнусова, Татарстан становится одним из немногих регионов России, где наметилась положительная тенденция по снижению аварийности и смертности. Таких регионов всего два-три на всю Россию. Раньше, до введения «Автодории», эти показатели, как и почти везде, ухудшались год от года из-за увеличения количества автомобилей. На данный момент в Татарстане действуют более 120 зон контроля скорости. На многих участках водители снизили среднюю скорость движения, причем не только из-за «Автодории», но и из-за самой возможности ее присутствия: «Водитель не знает, контролируется ли данная зона «Автодорией». Он предполагает, что здесь могут быть камеры, поэтому старается не превышать скорость. Улица Тихомирнова, например, сейчас почти вся контролируется «Автодорией» — от Борисково до IT-парка, хотя на ней всего две зоны контроля. Раньше по этой дороге многие ездили и 140 км/ч, сейчас весь поток едет с одинаковой разрешенной скоростью, равномерно и безопасно. Мы уверены, что это — благодаря «Автодории». Если где-то на участке водитель превысил скорость — это выявится».
«Автодория» как бизнес
была создана выпускником физического факультета КГУ Антоном Куховаренко в 2011 году. Директор компании учился на кафедре радиоастрономии и занимался исследованиями ионосферы — применял нейронные сети для прогнозирования различных параметров ионосферы. Сразу после университета параллельно с работой программистом в «ICL — КПО ВС» учился в аспирантуре, продолжал свои исследования. Но в какой-то момент понял, что наука — это не его призвание, и полностью посвятил себя работе в IT. Занимался разработкой и внедрением средств защиты информации для Вооруженных Сил, медицинских информационных систем, заказной разработкой для западных компаний… А потом была «Автодория», причем изначально в проекте участвовали всего шесть человек. Кроме директора в компании был специалист по разработке аппаратуры, два системных программиста и два программиста Java. От изначального состава сейчас осталось только трое, а полный штат компании насчитывает уже 43 человека: это программисты, специалисты внедрения, монтажники, юрист, бухгалтерия и прочие.
Первыми инвестициями в «Автодорию» стал вклад участников общества при создании компании в 2011 году. Она была образована уже после того, как проект прошел отбор в Бизнес-инкубатор IT-парка — «Автодория» стала одним из первых его резидентов. Именно на начальные инвестиции в течение года была создана система зо-нального контроля скорости движения и проведена ее сертификация в Росстандарте (это необходимое условие применения прибора для привлечения нарушителей к административной ответственности).
«Базовый функционал системы был разработан в течение года, и еще столько же времени нам потребовалось, чтобы вывести продукт на рынок. Как, пожалуй, и любая инновация, на первом этапе «Автодория» сталкивалась с непониманием и противодействием. Сейчас постепенно ситуация изменяется», — говорит Антон Куховаренко. Успехи в части продвижения системы в регионах и привлечения к проекту внимания ГИБДД он связывает с IT-парком: «Именно парк стал идеальной площадкой для представления наших идей на федеральном уровне. Чуть ли не еженедельно нас посещали делегации. Здесь мы смогли показать нашу систему Дмитрию Медведеву, Игорю Шувалову и многим другим. Наша презентация тогдашнему министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву настолько понравилась, что он поручил руководителю Госавтоинспекции РФ Виктору Нилову изучить «Автодорию».
Примечательно, что с точки зрения окупаемости «Автодория» — это очень длинные инвестиции. Было вложено много средств в приборы (как на их разработку, так и на внедрение). Сейчас система работает в 17 регионах, в каждом из них как минимум по два прибора. Только в Татарстане — их 242.
Помимо уникальности самой системы, «Автодория» — это еще и оригинальная модель бизнеса. Компания продает не сами приборы, а данные, предоставляя услугу по выявлению правонарушений. «Автодория» самостоятельно проводит все работы, включая монтаж камер. Готовые к использованию системы предоставляются бесплатно, клиент вносит только абонентскую плату за предоставление данных — от 30 тысяч до 60 тысяч руб-лей в месяц. Конкретный ценник зависит от региона и от подрядчика. В последнее время сам прибор стал дороже, поскольку в нем есть импортные комплектующие.
«В каждом регионе мы стараемся нанимать местного подрядчика, чтобы пополнять местную казну. Клиенты платят за услугу — полноценную работу на одном участке дороги. В любом случае, это выходит несравнимо дешевле, чем покупка, установка, обслуживание приборов других систем. Конкурентов у нас много, но нет компаний, во-первых, работающих по нашей модели бизнеса, и, во-вторых, работающих по нашей технологии. Все замеряют скорость только в одной точке и не знают, что происходит на протяженном участке дороги. Система, вычисляющая среднюю скорость — только наша. Некоторые компании пытаются сертифицировать похожие системы, но пока конкурентов у нас нет. Выигрыш данной системы, в первую очередь, в дешевизне. Установка — проведение необходимых коммуникаций, согласование со всеми городскими службами и прочее — проводится нами и за наш счет. Наша компания избавляет клиентов от этой головной боли. В итоге мы оказываемся в два-три раза дешевле некоторых других компаний. Еще одно преимущество «Автодории» — перманентная модернизация. Приборы других производителей через год-два устаревают. Мы же обновляем приборы за счет собственных средств, если произошли какие-то изменения», — говорит Юнусов.
Планы и перспективы
В прошлом году система «Автодория» была дополнена тремя новыми функциями: контролем рядности движения, мониторингом транспортных потоков и розыском угнанных автомобилей. Контроль рядности движения уже работает в Казани, где конт-ролируется движение по автобусной полосе. Сегодня автобусная полоса фиксируется в пяти зонах контроля. Розыск в тестовом режиме применяется в Татарстане. С помощью этой функции угнанный в Татарстане автомобиль удалось обнаружить в Ульяновской области. И это уже не единичный случай. В 2015 году компания планирует активно развивать эти направления. Также завершается сертификация системы «Автодория» для фиксации правонарушений на криволинейных участках автодороги. Благодаря этому область применения системы станет значительно шире.
Однако главная цель «Автодории» — создание технологии для построения интеллектуальных транспортных систем. Уже сейчас создан модуль мониторинга транспортного трафика, который в режиме реального времени рассчитывает скорость и плотность транспортных потоков и отображает эти данные на интерактивной карте. То есть это — своеобразные «Яндекс.Пробки», но данные получаются с многофункцио-нальных датчиков системы «Автодория». В будущем на основе этих данных можно будет прогнозировать перемещение транспортных потоков и оперативно перераспределять их за счет адаптивной настройки светофоров и «умных» дорожных знаков (изображение на которых может меняться с помощью удаленного управления). Именно с такой всеобъемлющей идеей в 2012 году компания стала участником проекта «Сколково».
«Мы постоянно совершенствуем наши разработки и стараемся найти новые направления развития, — продолжает глава компании. — При этом нельзя отклоняться от поставленной цели, поэтому все наши разработки так или иначе направлены на создание элементов интеллектуальной транспортной системы. Одним из перспективных направлений разработки является проект «Умный автобус», в рамках которого конт-роль соблюдения ПДД мы внедряем непосредственно в транспортный поток: общественный транспорт едет по маршруту и фиксирует автомобили, которые препятствуют его нормальному движению по автобусной полосе. Эту функцию мы задумали еще в 2011 году, получили даже соответствующий патент, но к реализации приступили только в конце прошлого года».
Как уже отмечалось, сейчас «Автодория» внедрена в 17 регионах страны. В трех из них система появилась в 2013 году, в остальных 14 — в 2014. В полном объеме, с рассылкой штрафов, система работает в восьми регионах. В 2015 году компания планирует начать тестовую работу (без рассылки штрафов) в Саратовской области, а также существенно расширить зону работы в Москве и Подмосковье. Кроме того, в столичном регионе планируется начать рассылку штрафов, полученных с помощью системы «Автодория». А еще в планах на ближайшее будущее — выход на рынки стран ближнего зарубежья.
Сколько придется вложить?
Стоимость камеры видеофиксации зависит от количества ее опций. Технологии развиваются в этом направлении очень стремительно. С каждым годом оборудование может зафиксировать и отобразить все большее количество нарушений. Для работы требуется не только камера, но и рубежи контроля, модули передачи данных, блок приема и конвертации данных и многое другое. Полный комплект оборудования может обойтись в 2 000 000 – 3 000 000 рублей.
Если учесть, что средний размер вознаграждения составляет 200 рублей, то значит, что приборы окупятся только после получения комиссионных за 10 000 штрафов. Так как срок получения дохода равен 12 годам, за год нужно фиксировать не меньше 835 нарушений или не меньше 3 нарушений в день. Для российских дорог это небольшая цифра. На практике оказывается, что вложения окупаются за 4 года, а остальные 8 лет инвестор получает сверхприбыль.