Могут ли Сотрудники ГИБДД Выписывать Штрафы за Одно и Тоже Нарушение


Правовое основание штрафа

Назначить штрафное взыскание за несоблюдение правил движения может инспектор либо суд при наличии правовых оснований. Под последними понимают сам факт нарушения того или иного пункта ПДД. Это означает, что водитель должен совершить конкретное действие, которое прямо укажет на игнорирование им Правил. Случайным ли будет это нарушение или же намеренным – значения не имеет.
При этом автоинспектором должно быть установлено время, место проступка и выявлена статья КоАП, под которую попадают действия водителя. В дальнейшем на основании соответствующего параграфа на него будет наложена административная ответственность. По той же статье автовладельцу-нарушителю определят надлежащее наказание.

Обычно в качестве санкций выступает денежное взыскание. При более серьезных проступках может быть назначено лишение прав.

И еще одна особенность – выписанный штраф будет обладать законной силой лишь при совокупном соблюдении ряда условий. Речь идет о дееспособности и совершеннолетии водителя. Также на момент совершения нарушения на дороге должна наблюдаться стабильная обстановка. Фактически какие-либо обстоятельства, вынуждающие автовладельца проигнорировать нормы ПДД, должны отсутствовать.

Имеет ли право инспектор выписать 2 или несколько штрафов за одну остановку?

Допустим, Вас остановил инспектор и обнаружил, что Вы не пристёгнуты ремнём безопасности и также у Вас тонированы окна. В этом случае налицо два нарушения, хотя второе подлежит доказыванию с помощью замера прибором светопропускаемости.

И ничего — ни один пункт или статья ни одного правового акта — не запрещают инспектору выписать сколько угодно штрафов в виде постановлений за соответствующие нарушения. Более того, в КоАП прямо предусмотрено наказание за каждое такое нарушение.

Часть 1 статьи 4.4 КоАП: 1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Сотрудник ГИБДД может выписать 2 или несколько штрафов за разные нарушения.

Законно ли назначение нескольких штрафов за один и тот же проступок единовременно

За некоторые нарушения правил движения на дороге КоАП предусматривает санкции по нескольким статьям одновременно.

К двойным проступкам относят:

  • проезд под указатель «Въезд запрещен» и продолжение перемещения по автодороге с односторонним движением против автомобильного потока – наказание предусмотрено п. 1, п. 3 ст. 12.16 КоАП;
  • перестройка через сплошную линию разметки на полосу для общественного автотранспорта – карается по ст. 12.19, ст. 12.16 КоАП.

Выписать 2 штрафа за подобные нарушения нельзя. В этом случае применяется тот параграф КоАП, который предусматривает более строгие санкции за проступок.

Количество взысканий за нарушение ПДД в течение суток практически не ограничено. Здесь все зависит от самого деяния, а также от лояльности автоинспектора. По общему правилу используется принцип «сколько нарушений – столько штрафов». Однако исправление некоторых проступков требует времени, поэтому за технические недочеты или отсутствие ОСАГО, взыскание обычно выписывают только раз за день. При этом за одну остановку автоинспектор вправе наложить сразу несколько штрафов – за каждое выявленное им нарушение. В том случае, если ответственность за проступок предусмотрена по нескольким статьям КоАП, применяется только одна из них. Та, что содержит более строгие санкции.

Суммирование штрафов становится нормой кодекса

Инспекторы ГИБДД не всегда наказывают водителей за допущенные ими нарушения. Они имеют право обходиться устными предупреждениями. Этого требуют внутренние распоряжения ГИБДД, потому как зачастую простой разговор действует на водителей лучше нескольких протоколов. Кроме того, составление бумаг — дело небыстрое, а у экипажей ГИБДД и без того много забот. Поэтому сотрудники полиции на месте досмотра самостоятельно принимают решения о возможном заполнении протоколов и штрафов.

Однако сейчас готовится к утверждению новый кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). В статье ст. 21.29 кодекса предлагается ввести так называемую «накопительную систему штрафов», при которой суммируется число таких нарушений, как превышение скоростного режима, неправильного проезда на запрещающий сигнал светофора и так далее. Если количество грубых нарушений превысит определенный лимит, то водителя ждет очень серьезное наказание.

При обсуждении кодекса были внесены замечания, и сейчас планируется установить временной промежуток, в течение которого происходит «суммирование» наказаний. Предполагается установить общий срок давности привлечения к административной ответственности в один год. При этом штраф за первое негрубое правонарушение без отягчающих обстоятельств планируется заменить предупреждением.

Суммировать можно разные штрафы

Сейчас у представителей власти есть полное право штрафовать за все нарушения, совершенные водителями. Как гласит статья 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух или более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них. То есть суммировать штрафы сотрудник ГИБДД может, но лишь в том случае, когда эти самые правонарушения относятся к разным статьям или разным частям одной статьи КоАП РФ и не являются следствием одного действия.

Например, если водитель превысит скорость и не будет пристегнут ремнем безопасности, то штраф можно начислять за каждое нарушение отдельно. А если водитель одновременно проехал на красный свет светофора и пересек черту стоп линии, то штраф должен быть один.

По общему принципу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается.

Если же водителя оштрафовали дважды за одно и то же деяние, то в таком случае второе постановление необходимо обжаловать в суде.

Состав правонарушения

Итак, для начала разберемся с одним очень важным термином, поняв который мы в какой-то степени получим ответ на главный вопрос. Составом правонарушения считается совокупность всех нарушений закона, прописанных в определенных актах.

Для наступления ответственности за все деяния, совершенные лицом, объект этого нарушения должен быть дееспособен, то есть соответствовать установленному законом возрасту, факт (или факты) нарушения должны быть доказаны. Иными словами, состав правонарушения — это перечень всех нарушений водителя.

Другой вопрос заключается в том, что в нашем законодательстве довольно обширный перечень очень похожих обвинений. Например, формулировка «Движение по односторонней проезжей части» и «Движение против потока» — согласитесь, это одно и тоже. Недобросовестный работник ГАИ может попробовать предъявить вам штраф за оба этих нарушения, но вы должны знать, что это не законно. Это же касается штрафа, например, за «Не пристегнутого ребенка» и штрафа за «Неправильную перевозку ребенка».

В таких случаях законом установлено, что наказание взимается только за одно нарушение, однако выбирается более суровое. То есть если вас остановили за то, что вы развернулись, или решили задним ходом проехаться по магистрали — будет хорошо, если вам нарушением запишут именно это.

В этом случае вам придется заплатить всего 2500 рублей, что гораздо меньше того, что вы можете получить за несоблюдение требований, которые предписаны дорожными знаками и разметкой. Во втором случае вас могут даже лишить прав, на срок до одного года.

Может ли сотрудник ГИБДД выписать 2 и более штрафов за одну проверку?

Вследствие остановки инспектором транспортного средства в отношении водителя было обнаружено два факта правонарушения: он не был пристегнут ремнями безопасности и также имеет тонированные окна. Стоит отметить, что крайний пункт подлежит доказыванию при помощи специального прибора – тауметра.

Согласно ст. 4.4 ч. 1 КоАП, в итоге совершения лицом двух или более административных правонарушений наказание за административный проступок назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Соответственно, данный случай со стороны закона не может наложить запрет на определение двойного штрафа сотрудниками полиции в отношении субъекта правонарушения.

Вправе ли сотрудник оформить несколько квитанций за одну остановку

Чтобы ответить на вопрос о том, может ли инспектор выписать сразу две штрафные санкции за одну остановку, стоит смоделировать ситуацию. Например, водитель во время движения разговаривал по телефону без специальной гарнитуры, за что и был остановлен инспектором. Во время проверки документов представитель ГИБДД также выяснил, что автомобилист управляет транспортным средством без полиса ОСАГО.

В этом случае за одну остановку будет выписано сразу две штрафных квитанции. При этом инспектор не превысит свои полномочия. Ничто не запрещает сотруднику выписывать сколько угодно обоснованных штрафов, напротив — закон на стороне представителя ГИБДД. Часть первая статьи 4.4 административного кодекса регламентирует, что штрафы должны выписываться за каждый совершенный проступок.

Могут ли ГИБДД выписать 2 штрафа или несколько штрафов за одно нарушение в один день?

Этот вопрос уходит своими корнями в недалёкое, но всё же прошлое. Несколько лет назад в автозаконах была такая мера обеспечения устранения нарушений, как снятие номеров на сутки, чтобы добиться от нарушителя устранения противоправных действий. Например, такое применялось за тонировку. Многие водители со стажем более 5-6 лет помнят эту меру обеспечения.

Сегодня такой меры нет. И, если Вам выписали штраф один раз, то это ещё не значит, что сутки Вы можете кататься тонированными спокойно. Плохая новость заключается в том, что, так как снятия номеров и времени на устранение нарушения на 2021 год нет в принципе, то это значит, что и штрафов в один день может быть выписано 2, 3… хоть 100. Запущенный случай выглядит так: инспектор ДПС останавливает Вашу тонированную машину, штрафует и, как только Вы снова начинаете движение, может оштрафовать Вас второй раз, а затем третий и так далее. Имеет ли он право выписывать 2 и более штрафа?

Выше мы не просто так упоминали о наличии состава для привлечения водителя к ответственности. Дело в том, что нужно понимать, в чём именно заключается нарушение и в каком случае образуется новый состав нарушения.

Так, состав обязательно должен включать сам факт нарушения (объективная сторона), нарушенный пункт ПДД или другого правового акта (объект), человека-нарушителя (субъект) и вину водителя в данном нарушении (субъективная сторона). Без наличия хотя бы одной стороны состава наказание незаконно.

Так и с тонировкой из нашего примера. Нарушение заключается не в тонированных окнах передней полусферы как таковых, а в управлении автомобилем с такими тонированными окнами. Если сотрудник ГИБДД выписал Вам один штраф и пытается выписать второй сразу же, как только Вы тронулись с места, то он действует незаконно. Дело здесь в том, что во второй раз отсутствует субъективная сторона нарушения — вины водителя уже нет, потому что он не мог устранить объект в виде плёнки на месте сразу же, ему нужно как минимум доехать до ближайшего сервиса, где ему эту плёнку удалят.

Аналогично второй штраф сразу же будет незаконен и в случае ксенона, незаконных изменений в конструкцию транспортного средства и других — в основном, длящихся нарушений и таких, которые связаны с установкой оборудования.

А вот в случае, например, с непристёгнутым ремнём безопасности штраф во второй раз будет законен, так как каждое новое начало движения без пристёгнутого ремня образует новый состав нарушения. Вы ведь могли пристегнуться в начале движения независимо от предыдущего штрафа! Также обстоят дела и с таким нарушениями, как превышение скорости, запрещённая остановка и стоянка, обгон и другие разовые нарушения.

Может ли инспектор ДПС выписать 2 и более штрафов за одно нарушение?

Другой случай, когда одно и то же нарушение образует состав для привлечения сразу по двум и более статьям КоАП. Например, к таким нарушениям относятся:

  • перевозка непристёгнутого в автокресле ребёнка младше 7 лет — здесь перевозка непристёгнутого пассажира (ст. 12.6 КоАП) и нарушение перевозки детей (ч.3 ст. 12.23 КоАП);
  • проезд под “кирпич” на одностороннюю дорогу и движение против потока — нарушение дорожных знаков (ч.1 ст. 12.16 КоАП) и движение против потока по односторонней дороге (ч.3 ст. 12.16 КоАП);
  • остановка (не вынужденная) на автобусной полосе — нарушение разметки и знаков (ч.4 ст. 12.16 КоАП) и нарушение правил остановки транспортных средств (ч.1 ст. 12.19 КоАП).

Это не конечный список таких нарушений, за которые по сути можно выписать сразу два штрафа и даже больше. Кодекс об административных нарушениях предусматривает достаточно большой список таких наказаний, которые предусмотрена за одно нарушение.

Но, как Вы, возможно, заметили, речь здесь идёт о частных и общих случаях штрафов (например, перевозка непристёгнутого пассажира и конкретно ребёнка). И за такие нарушения выписывать два штрафа уже незаконно.

Часть 5 статьи 4.1 КоАП: 5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Хотя, здесь налицо недоработка по тексту этой части. Можно подумать, что дважды никто не может нести ответственность, а трижды и более раз ничем не запрещено штрафовать. Но мы этот вопрос опустим — судьи и должностные лица в любом случае не примут аргументы на таких основаниях обвинителей.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей
  • Инспектор вменяет нарушение, а фото и видео доказательств у него нет – законно ли?
  • Если не согласны с протоколом ГИБДД: что делать и нужно ли подписывать, что и где писать?

Также данную позицию подтверждает и часть 2 статьи 4.4 КоАП, которая указывает на то, что, если за какое-либо нарушение предусмотрено две и более санкций, то применяется более строгая, но только одна санкция:

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей)настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

За один состав нарушения нельзя назначать два штрафа и более; также за одно нарушение применяется только одна — более строгая — статья или часть статьи, если в Кодексе предусмотрено несколько таковых.

Сколько штрафов в день выписывается в Москве по состоянию на 2021 год?

Несмотря на действующее законодательство, Московская Госавтоинспекция продолжает упорно присылать по два и более штрафов за одно правонарушение. К наиболее распространенным из них относятся постановления, которые связаны со стоянкой и, в частности, остановкой под запрещающим знаком.

Автовладельцы ежедневно оставляют жалобы на незаконные «письма счастья» от сотрудников автодорожной инспекции.

Официальный ответ на одну из подобных жалоб в отношении противоправных действий инспекторов дорожного движения приводится на сайте ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» по г. Москва: «В похожих и аналогичных ситуациях протоколы должны выписываться только единожды за день. В противном случае, когда Вам приходит несколько постановлений за схожее нарушение, необходимо обратиться в соответствующую инстанции или по телефону: +7 (495) 988-30-59 (доб. 10-19) или направить жалобу по эл. почте».

При оформлении штрафного протокола важно помнить, что иная трактовка данного пункта кодекса об административных правонарушениях не допустима. Нельзя подразумевать тройной штраф для одного водителя в течение дня только потому, что в формулировке ст. 4.1 ч. 5 есть фраза «никто не может нести ответственность дважды…». Это незаконно и может нести определённую ответственность для самого сотрудника полиции.

В завершении хочется отметить, что количество незаконных штрафов, которые сотрудники оформили и собрали ГИБДД неуклонно растёт из года в год исключительно по вине самих водителей. В частности, благодаря незнанию гражданами своего законодательства и собственной лени, которая не позволяет добиться правды через соответствующие инстанции.

Примеры ситуаций

Для того, чтобы узнать, сколько протоколов может оформить ГИБДД за один раз, предлагаем ознакомиться со следующими ситуациями.

Когда вам могут выписать несколько штрафов

Допустим, инспектор видит, что вы двигаетесь с явным нарушением скорости. Конечно, после взмаха жезлом, вы прижметесь к обочине и служитель закона подойдет к вашей машине. Мы настоятельно рекомендуем вам останавливаться по первому требованию инспекторов и не усугублять ситуацию «неповиновением представителям власти».

Подойдя к вашему автомобилю, работник ГАИ видит, что вы ведете транспортное средство без майки. Напомним, что это не законно.

В добавок к превышению, на вас также составляют протокол о том, что вы передвигаетесь в неподобающем виде. При проверке документов выясняется, что ваша страховка не на месте, или просрочена. И, да, теперь будет составлен третий протокол.

Номера на вашем транспортном средстве слишком грязные, читабельность их не представляется возможной — сотрудник в праве зафиксировать и это. То же касается тонировки — если выяснится, что ваша машина затонирована и устранять вы это не собираетесь, у вас на руках может оказаться дополнительный протокол.

Но если вдобавок ко всему обнаружится, что у вас спереди или сзади сидят не пристегнутые пассажиры, да и на вас ремня замечено не было, вам и вашим спутникам также будет выписан еще один штраф.

Но это был только один инспектор. Со всей этой кучей составленных протоколов вы отъезжаете от одного поста и вот, проехав совсем немного, снова нарушив скоростной режим, вам встречается еще один. Взмах жезлом, обочина, остановка. Вам предъявляют те же самые обвинения, потому как нарушения устранены не были — тонировка на месте, пассажиры и вы также не пристегнуты, майку вы не надели, да и первый штраф за превышение скорости вас ничему не научил. Единственное, за что повторного штрафа выписано не будет — это за страховку. Но об этом в следующей главе.

Когда выписать несколько штрафов не имею права

Если штраф был выписан вам по причине незарегистрированного внесения изменения в конструкцию автомобиля, например, ксенон, в этот же день выписать вам второй не имеют права.

Это связано с тем, что для устранения такого нарушения вам как минимум потребуется добраться до СТО, до которого вы просто могли не успеть доехать.

Забытый полис ОСАГО также оплачивается только единожды в день. После выписки первого штрафа вы могли как раз ехать домой, чтобы исправить оплошность.

Немного подробнее рассмотрим ситуацию с тонировкой. Когда вы отказались снимать затемняющую пленку и вам выписали первый штраф, возмущенный инспектор мог предупредить следующий пост о том, что что вы продолжаете движение в автомобиле, не устранив нарушение. Важно! Вас могут остановить второй раз только в том случае, если ваши окна закрыты и тонировку видно.

Даже если на улице зима и мороз до -40 — причина открытого окна сотрудников волновать не должна. При открытых окнах пленку заметить невозможно, а потому и состава нарушения нет.

Если меня оштрафовали несколько раз за день за одно и то же, правомерно ли это?

1 июня 2021 года

Предположим, вас остановил инспектор ДПС и, проверив документы, обнаружил, что полис ОСАГО просрочен. Окей, вина очевидна. Ничего не попишешь: составляется протокол, согласно которому имеет место нарушение пункта 2 статьи 12.37 КоАП, подразумевающее штраф 800 рублей. Потом вы садитесь в машину и едете дальше — до следующего инспектора, который обязательно вас оштрафует.

Как же так, спросите вы, ведь пятый пункт статьи 4.1 того же КоАП гласит, что никто не должен нести административную ответственность дважды за одно и то же нарушение? Но ключевой момент здесь заключается в том, что это будет уже другое правонарушение, ибо наказал вас гаишник не за отсутствие полиса, а за — внимание! — управление транспортным средством, не застрахованным в установленном порядке. То есть по логике вещей вы после первого штрафа не имеете права садиться за руль, не устранив причину наказания. И даже если вы сразу же отправитесь в ближайшую страховую за полисом, то следующий инспектор, который встретится вам на пути, имеет полное право оштрафовать вас, вменив вам, по сути, еще один эпизод по той же самой статье. И так до бесконечности.

Так что же делать? Вызывать страховщика прямо на место? Если в точности следовать букве закона, то да. Однако это не всегда возможно, как вы понимаете. Поэтому разумнее всего продолжить путь к намеченной цели — вернее, слегка скорректировать его, добавив страховую компанию в качестве промежуточного пункта. А при встрече с другим инспектором (если таковая вдруг произойдет) просить о снисходительности, стараясь быть как можно более убедительным — разумеется, в качестве доказательства своих благих намерений придется продемонстрировать свеженький протокол о правонарушении. Но не факт, что это поможет.

Это один из наиболее показательных случаев, когда приходится делать выбор, как поступить правильно: решать проблему на месте (речь не идет о попытке коррупционировать инспектора!) или же рисковать, но ехать с заведомым нарушением. В других случаях вопрос решается проще. Скажем, если инспектор выписал вам штраф за непристегнутый ремень безопасности, то вы можете пристегнуться непосредственно на месте — и тем самым устранить причину нарушения. А вот в случае, например, с неправомерной тонировкой можно попытаться содрать пленку, так сказать, не отходя от кассы — и продолжить свой путь уже будучи чистым перед законом. Если же это сделать не получится, то есть смысл включить аварийку и проследовать в сервис, где вам помогут избавиться от тонировки — пункт 2.3.1 Правил дорожного движения вполне позволяет это сделать.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Способы защиты

Для того, чтобы обезопасить себя, мы рекомендуем:

  1. Использовать в своем автомобиле видеорегистратор. Фиксирующее устройство поможет доказать противоправные действия со стороны блюстителей порядка на дороге.
  2. Иметь свидетельские показания. Не важно, будет ли это ваш пассажир, или просто человек, согласившийся подтвердить вашу невиновность.
  3. При любых незаконных попытках взять с вас деньги «ни за что» — узнайте всю личную информацию инспектора. ФИО, должность и отделение, к которому прикреплен сотрудник. В последствии вы можете обратиться с жалобой в соответствующее подразделение.
  4. Защитить вас помогут адвокаты, которые знают все нюансы закона и обязательно отстоят ваши права.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: