Что считается опасным вождением
Законодатель описал опасное вождение в п. 2.7 правил дорожного движения. К нему относится шесть основных нарушений.
Не уступать дорогу при перестроении. Водитель перестраивается в соседнюю полосу и создает помехи для тех, кто уже в ней едет — они вынуждены резко тормозить, возникает угроза ДТП.
Перестраиваться из полосы в полосу. Это запрещено делать при интенсивном движении, то есть в пробке. Когда все полосы заняты, менять ряд можно только для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия, например машин, которые остановились из-за аварии.
Не соблюдать дистанцию. Водитель слишком прижимается к машине, которая едет перед ним. По закону он обязан соблюдать расстояние, которое позволит не врезаться при резком торможении.
Ездить между рядами. Боковой интервал часто не соблюдают мотоциклисты, которые ездят между машин.
Резко тормозить. Автохамы иногда обгоняют машину, а потом резко перед ней тормозят. По правилам водитель может так затормозить, только если пытается предотвратить аварию.
Мешать обгону. Вредный водитель может не давать себя обогнать. Для этого он увеличивает скорость, когда другая машина опережает его по соседней полосе. Если дорога двухполосная и второй водитель едет по встречке, такое поведение может привести к лобовому столкновению.
Эти ситуации считаются опасным вождением, если водитель допускает больше двух нарушений подряд и создает угрозу ДТП
Что такое опасное вождение? Этот новый термин появился в Правилах дорожного движения РФ. Кто-то ещё называет его агрессивным вождением, но официальное название — «опасное вождение».
Постановление об опасном вождении вступило в силу с 8 июня 2021 г. Официальное название — постановление Правительства РФ от 30 мая 2021 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации».
Пункт 2.7 Правил дорожного движения РФ дополнен запретом на опасное вождение. И здесь же дано разъяснение, что относится к опасному вождению.
В самом пункте 2.7 ПДД перечислено, что водителю запрещается. И вот число этих запретов пополнил и запрет на опасное вождение.
Цитата:
Водителю запрещается:
опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Вывод:
Что входит в понятие опасного вождения?
Комментарии
Александр 06.06.2016 19:58 Нужно добавить запрет на движение со слишком маленькой скоростью без необходимости, при этом препятствуя обгону.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Василий 07.06.2016 13:48 Цитирую Александр:
Нужно добавить запрет на движение со слишком маленькой скоростью без необходимости, при этом препятствуя обгону.
Такой запрет существует лет 50-т Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Александр 13.06.2016 20:38 Только не все о нём видимо знают.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Левон 06.06.2016 20:14 Доброго времени всем. Лично у меня негативное отношение к нововведению, на дорогах как были хамы так и будут. Самое главное это включать поворотники перед маневром. а этого в положении нет, а ведь это больше всего бесит. Теперь у ментов лишний повод остановить будет. И ремарка по поводу : …если водитель просто случайно не уступил дорогу, или перестроился в другую полосу в пробке… Это как понимать «случайно», как вы докажете, что это случайно? По-моему весьма спорно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Валерий 06.06.2016 20:52 Самое главное это включать поворотники перед маневром. а этого в положении нет… >Это есть в пдд — заблаговременно включать. Уже целую вечность эти слова там Это как понимать «случайно», как вы докажете, что это случайно? >ключевое слово не «случайно», а «неоднократно».
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Владимир 06.06.2016 20:20 Кормушка для Гайцов увеличилась в разы. Пора переходить на велосипед.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
александр 17.07.2016 17:25 Уже год как отказался от авто не только из-за гайцов,но также из-за отсутствия дорог,проблемны м осаго,налогов разного рода.Короче говоря наша власть нас имеет и так как особых аозражений нет,то и будет это продолжаться и дальше.Как-то так.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Александр Соколов 06.06.2016 21:28 Всё как обычно,все законы в России НЕ для людей,это и не только дорожных правил касается,у нас все законы основываются на том ,что бы: ужать в чём то,отжать денег,наказать, не дать,запутать,п огонять до бесконечности по инстанциям…. и так далее.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Макс 06.06.2016 23:02 Че-то слабо себе представляю, как это будут отслеживать. Пока выглядит, как бред какого-то наркомана. Но 8-е число не за горами — увидим.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Виталий 07.06.2016 00:09 невыполнение требования уступить дорогу при перестроении, а правила перестроения уже не действуют?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Николай 07.06.2016 08:44 В ПДД уже есть термин-«Опаснос ть для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспо ртного происшествия. В чем суть нового? Может надо «старый» термин удалить? или его усовершенствова ть?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Светлана 14.06.2016 12:34 Опасность ДЛЯ движения и опасное вождение это совсем разные вещи — читайте правила.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Дмитрий 07.06.2016 09:55 Как мажоры нарушали, так и будут нарушать. Папаша или мамаша с деньгами прейдет и будут отмазывать это тело. Сколько эти мрази людей на тот свет отправили и инвалидами сделали! За такое целенаправленно е!!!, дерзское вождение нужно лишать правауправления т.с. на 2-3 года и закрывать на месяцев без возможности отмазывать этих сынков!!! Нормальный, уважающий себя и других учасников дорожного движения водитель, таких безсмысленных маневров делать не будет!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Владимир 07.06.2016 10:54 Полностью согласен с Дмитрием по поводу «мажоров» и действий их родственников. Правил ПДД достаточно для безаварийной езды. А все эти нововведения и дополнения только ухудшат положение добросовестных водителей и развяжут руки ДПС. Ведь оценить «опасное вождение» это или нет — у каждого свое понимание. Если бы выполнялись штрафы и наказания, которые уже есть в ПДД, не пришлось бы делать дополнения, а нарушители, которые не смогли бы откупиться а ходили бы пешком 1,5- 2 года, в следующий раз задумались бы, стоит ли нарушать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Александр 07.06.2016 17:06 Очередной расплывчатый бред, который еще более развяжет руки гаишникам.Никак ой конкретики. Каким образом будет фиксироваться это опасное вождение непонятно. Инспектора смогут составить протокол на кого угодно. Законы должны быть написаны конкретно и пониматься буквально. Недопустимо их произвольное толкование (кому как выгодно). Весь смысл этого нововведения, как и всего прочего, пополнение пустой казны за счет водителей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Вадим 07.06.2016 17:35 Давно это нужно было ввести в закон. Замучили уже эти лихачи. Может это хоть и не надолго, но немного успокоит их. Только интересно как это будет фиксироваться? Казна может и не совсем пополнится после этих нововведений, а у некоторых недобросовестны х гаишников, возможно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Владимир 14.06.2016 07:50 Чтобы доказать неоднократность нарушения, нужно это зафиксировать. Как это сделать ? На Ваших картинках это конечно получилось красиво и заметно. А вот на видео более одного раза зафиксировать не удалось практически. Я думаю что такое станет возможно, если на каждом авто будет стоять система ГЛОНАСС. Но до этого ещё как до луны пешком. А потому полицаи будут штрафовать по своим «законам», даже к бабке не ходи !!!!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Александр 14.06.2016 22:03 Судя по клипам, отследить и зафиксировать это новшество «опасное вождение» можно разве что с вертолета или беспилотника. Поэтому повторяюсь-все это бред и очередная кормушка для гаишников. Тот же кто имеет возможность обратится в суд и разнесет такие протоколы в пух и прах.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Левон 17.07.2016 18:30 Цитирую Валерий:
Самое главное это включать поворотники перед маневром. а этого в положении нет… >Это есть в пдд — заблаговременно включать. Уже целую вечность эти слова там Это как понимать «случайно», как вы докажете, что это случайно? >ключевое слово не «случайно», а «неоднократно».
«Неоднократно случайно». Новый термин. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ник 11.11.2016 23:02 Этот запрет, как и многие, вводит дифференциацию автолюбителей по доходам (на пацаков и чатлан). Вроде как намекают, что нечего из себя изображать крутого, если в МВД хороших друзей нет и доход менее миллиона в месяц. Все-таки при доходах 30 т.р. и 1 млн.р в месяц, штраф даже в 5000 выглядит совсем неодинаково. Кстати, по Москве, как столице долларовых миллионеров, штрафы за опасное вождение размером и в 100 т.р. мало что изменят.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Обновить список комментариев
Добавить комментарий
JComments
Каковы критерии опасного вождения
Каждое из этих нарушений само по себе еще не означает опасного вождения. Чтобы классифицировать агрессивное поведение водителей, ввели два дополнительных условия.
Больше двух нарушений подряд. Водитель должен нарушить правило несколько раз одно за другим. С какой частотой должны быть нарушения, в законе не указано. По мнению законодателей, это создает опасность для других участников движения: они не могут спрогнозировать поведение водителя и адекватно среагировать, чтобы избежать аварии.
Угроза ДТП. Другое обязательное условие опасного вождения — водитель создает ситуацию, при которой другие участники движения вынуждены менять направление и скорость, иначе они рискуют попасть в аварию.
Закон об опасном вождении машины
Закон об опасном вождении – Постановление № 477 Правительства РФ «О внесении изменений в ПДД», принятое 30 мая 2021 года.
В правила дорожного движения добавили новый тип нарушения – опасное вождение. Данное постановление подписал премьер-министр Российской Федерации.
Наказание за такую езду еще не придумали, но предполагается ввести за это ответственность уголовного характера и лишение прав при повторном нарушении.
Постановление коснется тех, кто неверно себя ведет на трассе, подвергая опасности не только собственную жизнь, но и других – водителей и пешеходов.
Цель закона – призвать автомобилистов придерживаться правил дорожного движения и не создавать аварийных ситуаций на дороге.
Основные положения норматива
Текст закона об опасном вождении изложен в пункте 2.7 Правил дорожного движения. Ознакомиться с ним можно по ссылке.
Когда вступит в силу
Термин «опасное вождение» был добавлен в правила дорожного движения 8 июня 2021 года. Законопроект приняли на рассмотрение, но окончательное решение еще не вынесено.
Когда вступит закон об опасном вождении в силу, точно не известно. Ориентировочная дата – 1 июля 2021 года.
Каким образом будут искать нарушителей, кто будет следить за порядком и в какую инстанцию обращаться – пока не известно.
Новый законопроект может не действовать, поскольку агрессивное вождение доказать практически невозможно.
Видео- или фотофиксатор могут не сработать – а они являются основным доказательством нарушения на дороге. Пока закон до конца не одобрят, статистика аварий на дороге не улучшится.
Меры наказания при нарушениях
Для доказательства вины водителя требуется не только фото- и видеофиксация нарушения, но и пошаговая фиксация, которая доказывает совершение опасных маневров несколько раз подряд.
То есть, привлечь нарушителя к ответственности не так просто. За несоблюдение правил вождения (за опасную езду) водителю грозит административный штраф.
На его размер влияет тип вождения, угрожающего безопасности других водителей на дороге. Мера наказания регулируется статьей 12 КоАП. Типы штрафов:
За неуступку дороги другому автомобилю | Предупреждение либо штраф размером 500 рублей |
Перестройка из одного ряда в другой | 1500 рублей |
Несоблюдение дистанции и бокового интервала | 1500 рублей |
Резкое торможение | 1500 рублей |
Препятствие обгону собственного транспортного средства | 1500 рублей |
В 2021 году размер штрафа за опасное вождение составит 5 тысяч рублей. В дальнейшем наказание хотят ужесточить – изымать водительское удостоверение либо назначать арест на конкретный период времени.
Причины наложения штрафной санкции:
Нарушение пунктов правил ДД несколько раз подряд | Разных или одинаковых |
Создание ситуации, угрожающей безопасности других участников | На дороге или приводящей к порче имущества |
Если во время аварии или при гибели человека движения не было, вождение считается безопасным. Кодексом административных правонарушений допускается 50% скидка при оплате штрафа. Видео: закон про опасное вождение. Автохамы и лихачи завоют Действительна она в течении 20 суток с момента вступления постановления в законную силу. Не стоит оплачивать штраф ранее, чем данные о нарушении будут внесены в базу патрульной службы.
Чтобы не выписали штраф за опасное вождение, необходимо соблюдать такие требования:
- не нарушать правила дорожного движения;
- установить в машину видеорегистратор;
- совершать маневры плавно, включать поворотники;
- соблюдать дистанцию;
- не поддаваться на провокации других водителей.
На дороге нужно быть аккуратным и предусмотрительным.
Какой штраф и за что
ГИБДД с 2021 года добивается, чтобы в КоАП внесли новую статью 12.38 об опасном вождении. В этом случае за агрессивное поведение на дороге будут назначать штраф — 5 000 рублей. Законопроект о новом штрафе прошел первое чтение в Госдуме, но пока не принят.
Дарья Пономарева, судебный эксперт-автотехник «Авто МФЦ» Прежде чем законопроект примут, он должен пройти глобальную процедуру согласования в разных инстанциях и ведомствах. Заседания по законопроекту неоднократно откладывались, потому что требовалось экспертное заключение по этому вопросу.
В административном кодексе уже есть наказания за отдельные нарушения:
- перестраиваться в другую полосу и не уступать дорогу машине в этой полосе — 500 рублей по ч. 3 ст. 12.14 КоАП;
- нарушать правила расположения машины на дороге: перестраиваться из полосы в полосу в пробке, не соблюдать дистанцию и боковые интервалы между машинами, резко тормозить, препятствовать обгону — 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП.
Эти штрафы по закону можно оплатить со скидкой 50%, если успеть сделать это в первые 20 дней.
Проблема выявления нарушителей
Выявить нарушителей, которые пренебрегают правилами дорожного движения и водят агрессивно, достаточно сложно.
- Во-первых, не все приборы фото/видео фиксации не определяют такие нарушения, как необоснованное резкое торможение или препятствование обгону. Зафиксировать нарушение могут только сотрудники ГИБДД, что приводит к регистрации 1 из 100 случаев опасного вождения. К тому же у инспекторов должны быть доказательства, видеозапись опасных маневров. Подходящими приборами видео фиксации оснащены далеко не все пункты ДПС, и тем более, рядовые сотрудники, выезжающие в город;
- Во-вторых, стоит проблема с определением вида нарушения. Определение опасного вождения включает в себя довольно много нарушений правил дорожного движения, но вот как наказывать в итоге: за опасное вождение или за несоблюдение дистанции и бокового интервала, пока непонятно.
- В-третьих, законодатели говорят, что любой водитель, ставший свидетелем или жертвой ДТП вследствие опасного вождения третьего лица, и имеющий при этом доказательства нарушения в виде видеозаписи, может обратиться в ГИБДД с просьбой найти и наказать нарушителя.
Как ГИБДД доказывает опасное вождение
По презумпции невиновности водитель не обязан доказывать, что он что-то нарушил. Это должны сделать сотрудники ГИБДД. Исключение — когда нарушение попало на камеру видеофиксации. Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке.
Протокол. Инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол, чтобы зафиксировать нарушение. Копия остается на руках у водителя.
Постановление. Позднее ГИБДД вместе с водителем или в его отсутствие проводит разбор. По итогам автоинспекция отправляет водителю постановление об административном нарушении. Оно приходит по почте, но не всегда — лучше проверять свои штрафы.
Как оспорить. Если водитель не согласен с постановлением, он может подать жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Заявление можно отправить через сайт автоинспекции, на странице приема обращений. На это есть 10 дней с даты постановления. Другой вариант — подать жалобу в суд.
Инспектор обязан доказать опасное вождение?
Если отойти от плоскости опасного вождения, а рассмотреть судебную практику, то получается следующее: инспектор не должен доказывать, что водитель осуществлял правонарушение. В судах почти всегда доверяют инспекторам, которые же работают на благо общества. Людей лишают водительских прав или выписывают постановления на взыскания лишь на основании слов инспектора. Доказательной базы никто не просит.
С другой стороны, не так давно Верховный Суд опроверг такую безапелляционную правоту ГИБДД. Он постановил, что нельзя привлекать к ответственности водителя только на основании протокола. Обязательно должна быть доказательная база.
Работает ли решение Верховного Суда? Не совсем. Суды и далее выносят постановления на основании взаимодействия с ГИБДД. Пока прецедентов доверия к водителям мало.
Ситуация с опасным вождением будет примерно такой же. Есть множество спорных вопросов, есть критерии, которые невозможно оценить и соизмерить. Следовательно, нет доказательств, которые реально будут работать на благо граждан.
Конечно, должна быть ответственность за опасные маневры, нарушения и т.д., но должна быть и система оценок, на основании которых можно реально оценить ситуации. Но может со временем эти критерии оценки доработают.
Запомнить
- Опасное вождение по закону — когда водитель больше двух раз подряд нарушает правила маневрирования и перестроения, при этом создает угрозу ДТП.
- Штрафа за опасное вождение нет, но есть — за неправильное перестроение и маневрирование, от 500 до 1500 рублей.
- Эти штрафы можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.
- Такие нарушения не фиксируют камеры. Инспектор должен остановить нарушителя, составить протокол, позднее ГИБДД пришлет постановление.
- Если не согласны с нарушением, его можно обжаловать — в ГИБДД или через суд.
Все статьи автора: Илья Новиков
Общие моменты
Ранее водителям России выписывали непонятные штрафные санкции за агрессивное вождение машины или за создание аварийной ситуации на дороге.
При необходимости инспектор ГИБДД давил на водителя и оформлял протокол. Это приравнивалось к коррупции.
После многочисленных обращений водителей в суд государство решило пересмотреть правила, которые касаются опасного вождения.
Обнаружить нарушителя, не соблюдающего правила дорожного движения, непросто:
Не каждый фото- или видеофиксатор | Определяют такое нарушение, как внезапное торможение или препятствование обгону. Фиксация возможна сотрудником дорожной службы |
Определить тип нарушения сложно | Определение «опасное вождение» содержит в себе немало нарушений ПДД |
Любой человек, который стал свидетелем или пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия из-за агрессивного управления, имеет право обратиться в патрульную службу с просьбой найти нарушителя и наказать его.
Признаками такого вождения считаются:
- резкая остановка без соблюдения расстояния;
- нарушение правил перестроения;
- опасный обгон;
- препятствие обгону;
- приближение к автомобилю на критичное расстояние;
- маневры опережения;
- нарушение боковой дистанции;
- неуступка дороги транспорту, у которого преимущество;
- недопустимая скорость;
- маневры на пешеходных переходах.
Такие действия вызывают происшествия на дороге, травмы и гибель людей, материальные ущербы. Пока закон не вступил в силу, до конца не ясно, каким именно будет наказание за опасную езду.
Государственной думе предлагали множество вариантов – штраф 500 рублей, позже – 5 тысяч, лишение водительского удостоверения и прочие.
В законодательстве ни один из них пока не одобрили. Если закон одобрят, в Кодекс административных правонарушений внесут поправки касательно меры наказания за опасное вождение.
Определение термина
Опасное вождение – частое совершение одного или более действий по нарушению правил дорожного движения.
Конфликтные ситуации на дороге вызывают дорожно-транспортные происшествия или тормозят движение.
Вождение автомобилем признают небезопасным в следующих случаях:
Водитель одновременно совершил несколько запрещенных маневров | Нарушил один из пунктов Правил дорожного движения или пренебрег другими пунктами (подрезал транспортное средство, не уступил ему дорогу) |
Водитель создал ситуацию | При которой его автомобиль или прочие транспортные средства стали опасными для окружающих людей |
Опасное вождение фиксирует и регистрирует работник ГИБДД.
Что входит в типичные нарушения
Небезопасное управление машиной делят на следующие типы – «шашки», «нервяки», «торопыги», «грядки (езда в междурядье)», «учитель», «упертый».
«Торопыги» | Разновидность управления, при котором автомобилист не придерживается безопасной дистанции до автомобиля, который движется впереди. Также нужно следить интервалом по бокам между автомобилями. В соответствии с ПДД, в обязанности автомобилиста входит соблюдение такой дистанции до впереди движущейся машины, которая позволит избежать столкновения с ней. Эксперты рекомендуют ориентироваться не на расстояние, а на время, которого хватит для сравнивания с этим транспортным средством |
«Упертый» | Разновидность вождения, когда водитель прибавляет газу и мешает обгону автомобиля, следующего сзади. В такой ситуации виновными могут быть оба. Водитель, который обгоняет, должен быть уверен в том, что он не мешает остальным автомобилистам. Обгоняемый не должен прибавлять скорость, если заметил, что его стараются обогнать |
«Учитель (воспитатель)» | Разновидность управления, при которой водитель специально притормаживает перед транспортом, который едет впереди. Вину в таком случае доказать будет сложно, поскольку неизвестна – торможение происходило специально, или водитель пытался избежать аварии. Прямой статьи в КоАп с мерой наказания за это нарушение пока нет. Как утверждают специалисты, почти нереально установить, преднамеренное было торможение, или водитель таким образом избегал аварии. Сложно доказать, умышленное это было действие или нет |
«Шашечки» | Такая разновидность вождения, когда водитель по непонятным причинам перестраивается из одного ряда в другой, при этом полосы полностью загружены – возникает аварийная ситуация. Если движение интенсивное, и все полосы заняты, менять их можно только в случаях – поворота влево или вправо, остановки или объезда препятствий |
«Грядки» | Езда по линии разделения полос. Ее часто используют мотоциклисты |
«Нервяки» | Езда, при которой автомобилист становится на пути машины, пытающейся обогнать его. Согласно правилам дорожного движения автомобилисты обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся в одинаковом направлении с ним без снижения скорости |
Что говорит эксперт – основное требование к водителям при перестройке – не заставить другого автомобилиста притормозить.
Главная проблема при этом – неправильное обучение в автошколе, в которой учат уступать дорогу при перестроении и останавливаться.
А нужно, наоборот, набрать скорость и только после этого встроиться в свободное место. Не менее опасным типом вождения является «дрифт» – езда, при которой гражданин направляет автомобиль в управляемый занос.
Где посмотреть реквизиты для оплаты госпошлины в арбитражный суд Москвы смотрите в статье: оплата госпошлины в суд. Порядок оформления увольнения в процессе перевода сотрудника в другую организацию, читайте здесь.
Посмотреть видео-пример по каждому типу опасного вождения можно на сайте. Независимо от типа опасного вождения, нарушителей ожидает одинаковое наказание.