Многополосные дороги обладают рядом преимуществ — на них легко совершить обгон, перестроиться, при движении удобно держать нужный ритм и на них всегда есть место для маневра. Но при этом они так же обязывают водителя следовать определенным правилам, которые не всегда просты и удобны.
В этой статье мы поговорим о такой вещи, как разворот со второго ряда. Мы не только опишем это нарушение, но и расскажем, какой за него положен штраф и с чем требуемые суммы связаны, а так же расскажем вам об исключениях.
Требования к повороту на перекрестках с разметкой (знаками) и без них
В первую очередь о том, как надо делать! Итак, подъезжая к перекрестку, в большинстве случаев есть знаки и разметка, смотрим на них.
Именно по ним можно понять, где и как можно поворачивать. Иногда даже можно повернуть со второй полосы, то есть это допускается знаками или разметкой. Если знаков и разметки нет, то необходимо руководствоваться правилами проезда по пункту 8.5 ПДД
Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
То есть направо поворачиваем с крайней правой полосы, налево с крайней левой. Это в случае, если нет знаков и разметки предписывающих иное. Пару рисунков для понимания ситуации.
Теперь же пришло время уже обсудить возможные наказания за нарушения и частные случаи.
Как штрафуется поворот со второго ряда
Новые правила прохождения медкомиссии на водительские права, а вместе с ними и стоимость медицинской справки для водителей должны были быть введены ещё в прошлом году. Но обновление правил отложили до 1 января 2021 года. Однако, соответствующий Приказ пока не подписан, и говорить о вступлении в силу с этой даты пока рано.
Ещё один проект соответствующего постановления находится в подвешенном состоянии. Так называемая «гаражная амнистия» должна была быть предпринята ещё пару лет назад. Но нововведение отложили на срок до января (без даты) 2021 года. Однако, не факт, что и этот документ вступит в законную силу.
Постановление №597 об изменениях в правила внесения изменений в конструкцию предварительно перенесено на 1 февраля этого же года. Поправки хотели внести в прошедшем году, но отложили из-за пандемии коронавирусной инфекции.
А теперь плавно переходим к правде! С 1 марта 2021 года вступает в силу проект ФЗ о внесении изменений в закон Об ОСАГО. Но к штрафам за отсутствие страховки это, к сожалению или счастью, не относится. Речь идёт о другом ужесточении для автомобилистов – страховая компания сможет выставить регресс водителю, если ДТП произошло из-за неисправности автомобиля, а на него не было действующего техосмотра.
Вместе с возможностью регрессного требования вступает в силу и новый штраф – только не с 1 января, а с того же 1 марта 2021. Он составит 2 000 рублей в том случае, если у водителя не будет действующей диагностической карты. Правда, в обязанности водителей иметь при себе в машине и передавать для проверки сотруднику ГИБДД эту карту по ПДД не добавили.
Помимо прочего, с этой же даты меняется ряд правил прохождения технического осмотра автомобилей.
Независимо от типа дороги, главным регулятором ход движения транспорта на ней является указательный знак. Важными для нашей темы являются знаки, регулирующие движение по полосам.
Самыми распространёнными из них являются:
- Знак движения по полосам;
- Движение прямо по полосе;
- Поворот с одного ряда на другой;
- Начало и окончание ряда;
- Ограничения по скорости или габаритов транспорта.
Указатель главенствует на дороге. В случаях, когда присутствует также разметка, указания на знаке не должны быть нарушены, в противном случае водителя ждёт штраф.
Фиксация нарушений может производиться приборами видеофиксации, а также дорожными патрулями ГИБДД. Автофиксаторы встретить гораздо труднее вне черты города, однако в местах высокой аварийной опасности, эта техника, как правило, установлена.
Нарушение ограничений или запретов знака может повлечь за собой не только административную ответственность, но и стать причиной аварии, урону жизни и здоровью участников движения. Так, например, знак «стой» предупреждает водителей о потенциальной опасности. Подобным превентивным свойством обладают и знаки движения по полосе, за их несоблюдение на водителя накладываются штрафные взыскания.
Объем взыскания зависит от отдельных обстоятельств и мотивов, которые преследовал поворачивающий. Так, штраф за поворот со второго ряда составляет в 2021 году 1500 р.
Система хода движения очень продуманная и логичная, поэтому, если существует нужда повернуть налево, но указатели говорят продолжать движение прямо, то в следующем перекрестке возможность поворота еще появится.
Чтобы со второго ряда совершить на перекрестке поворот налево или направо, шофер заранее должен занять на своей полосе крайнее положение для нужного направления. Поворот разрешен, если это предписано знаками или разметкой.
Наиболее частой причиной нарушения является неважное знание трасы или несвоевременная реакция. Водитель запаздывает с оценкой ситуации, двигаясь по второму ряду, затем решает не медлить, ожидая появления следующей возможности повернуть, и выполняет поворот с нарушением правил. Еще одним обстоятельством, склоняющим к нарушениям, можно назвать наличие рельс, предназначенных для движения трамвая. Согласно ПДД, следует выехать на рельсы и уже с них выполнить маневр. Перед выполнением надо убедиться, что не создается помех для движения трамвая.
Нередко автомобилисты путаются, очутившись перед знаками, размещенными на перекрестке. Секундное замешательство может привести к нарушению и к получению штрафа, а то и к ДТП. Чтобы грамотно отстаивать свои права, можно изучить как можно внимательнее такие моменты:
- Если знак и разметка противоречат друг другу, приоритетным будет знак.
- Иногда знаки включают дополнительные ограничения, которые устанавливают движение транспорта и его скорость. Они действуют исключительно в пределах своей полосы.
- При движении по дороге с тремя полосами следует обращать внимание на знаки. Перед основными всегда устанавливаются дополнительные технические элементы с обозначением – за 50-150 метров. При их отсутствии любому инспектору, остановившему вас за нарушение движения по полосам, заявляйте, что не успели выполнить перестроение из-за отсутствия знаков.
Важно! Если на вас все же будет составлен протокол, укажите в нем свое несогласие – это помогает автомобилисту отстоять в суде свои права.
Если на перекрестке с круговым движением есть знаки направления движения, перестроить авто возможно в любое время. Но выезд осуществляется только после перестроения в крайний правый ряд. Иной способ движения выбирается только в том случае, если имеется какой-либо знак для этого.
Помните, что как нарушение может квалифицироваться даже тот факт, что шофер допустил наезд колесом на линию разметки (о том, какой предусмотрен штраф за нарушение разметки при перестроении в тоннеле, на перекрестке и так далее, можно узнать здесь). Чтобы этого не случилось, располагайте ТС на одной полосе, только при перестроении можно изменять направление движения.
Иногда на поверхности дороги разметка отсутствует, но визуально ее можно разделить на три полосы. Однако, перед самым перекрестком висит дорожный знак, который регулирует движение только по двум полосам. В этом случае следует до перекрестка доезжать по любой подходящей из трех полос, а непосредственно перед пересечением перестроить ТС в две.
Для каждого водителя четкое понимание знаков является важным – это поможет двигаться по автомобильным дорогам, не совершая аварий. Любые нарушения ПДД, включая неправильные повороты, могут обернуться потерями значительных сумм. Вероятность ДТП при нарушении правил значительно повышена. Для того чтобы по максимуму избегать неприятных ситуаций на дорогах, необходимо проявлять бдительность при движении по дорогам и осуществлять поворот только из разрешенного ряда.
По правилам дорожного движения поворот с многополосного движения должен осуществляться из крайнего левого или правого положения в зависимости от дальнейшего направления следования транспортного средства.
Исключением считаются те перекрестки, движение на которых регулируется дорожными указателями 5.15.1 и 5.15.2, задающими возможные направления для каждой полосы, а также дорожная разметка 1.18, именуемая в простонародье «стрелкой».
В отдельную категорию попадают пересечения дорог с расположенными посередине трамвайными путями попутного направления, которые находятся в одном уровне с основной проезжей частью и не отделяются от нее сплошной линией.
Штраф за поворот со второго ряда при наличии знаков и разметки
Итак, после того как правила усвоены пришло время перейти к случаю наказания за их нарушение. И первый случай связан с нарушениями противоречие требований разметки или знаков при повороте направо, но не с полосы для общественного транспорта! Тогда читаем статью 12.16, часть 1:
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Это самый «скромный» случай при возможных нарушениях при повороте. Второй вариант с теми же условиями, когда есть знаки и (или) разметка, но поворот совершается налево. Опять же та же статья, но часть 2.
Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
То есть при повороте налево «ставки растут» и предупреждением тут не отделаешься. Штраф будет уже весьма значителен. Со знаками и разметкой все понятно, теперь переходим к случаю, когда таковых нет.
Поворот налево с двух полос.
Какова траектория движения при повороте налево на перекрестке, перед которым установлен знак 5.15.1 или знаки 5.15.2? И кто кому обязан уступить дорогу при повороте налево, если их траектории движения пересеклись?
Первое мнение: При повороте налево с левой полосы необходимо в обязательном порядке выехать в левую полосу, а при повороте налево с правой полосы соответственно в правую.
Второе мнение: Траекторию движения на перекрестке данные знаки не устанавливают и соответственно при повороте налево с любой полосы можно выезжать в любую полосу.
Если бы все придерживались первого мнения, то траектории движения автомобилей при повороте налево не пересекались бы и соответственно вопрос кто кому обязан уступить дорогу не возникал. Но где указано, что именно так необходимо поворачивать на перекрестке налево с двух полос?
Что по этому поводу написано в ПДД: «5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них. 5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе. Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний».
Что по этому поводу написано в ГОСТе: «Знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, где требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения транспортных средств по различным направлениям. Применение знаков 5.15.2 предпочтительно. Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекресток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные на перекрестке, не дают других предписаний».
Таким образом, ни в ПДД ни в ГОСТе не указана траектория движения транспортных средств при повороте налево. Некоторые скажут, ну вот же написано: «Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток…». Да распространяется, но это уточнение необходимо для перекрестков с несколькими пересечениями проезжих частей. Что бы водитель знал, что данные знаки распространяются на весь перекресток, а не только на первое пересечение проезжих частей. Кроме этого, понятия «направление движения» и «траектория движения» это не одно и то же. Для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения применяют разметку 1.7. (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками). В описании назначения разметки 1.7 присутствует термин «траектория движения», которого нет в описании назначения знаков 5.15.1. и 5.15.2, соответственно данная разметка и данные дорожные знаки несут разное предназначение.
Если Вы относитесь к группе людей поддерживающих первое мнение, то для Вас вопрос — какова будет траектория движения при повороте налево на таком перекрестке?
В какую полосу должен выехать красный автомобиль? В левую или среднюю? Почему именно так? В какую полосу должен выехать синий автомобиль? В правую или среднюю? Почему именно так?
Ответы на данные вопросы в ПДД отсутствуют. Если же придерживаться второго мнения, то есть считать что при повороте налево с двух полос на перекрестке можно выезжать в любую полосу, то очередность проезда будет регламентирована ПДД, а именно п. 8.4. «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». Если же при повороте налево с двух полос выезд осуществляется в три полосы, то еще надо руководствоваться п. 8.9 ПДД «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Таким образом, если: 1. Красный и синий автомобили выезжают в левую полосу, должен уступить синий (п.8.4 ПДД). 2. Красный и синий автомобили выезжают в среднюю полосу, должен уступить красный (п. 8.9 ПДД). 3. Красный и синий автомобили выезжают в правую полосу, должен уступить красный (п. 8.4 ПДД).
Поделитесь статьей
0
Штраф за поворот со второго ряда без знаков и разметки
В этом случае для водителя наказание будет куда мягче, что собственно странно, но как есть, так есть. Обращаемся к статье 12.14 КоАП РФ, часть 1.1.
Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
То есть если разметки или знаков нет, то можно опять же отделаться всего лишь предупреждением. Теперь надо сказать о частном случае, когда поворот будет с полосы для общественного транспорта. Такие вариации чаще всего возникают при повороте направо. Здесь уже речь будет идти вовсе не о маневрировании и не о нарушении требований знаков или разметки, а о выезде на полосу для общественного транспорта.
В большинстве случаев нарушения связанные с нарушениями при повороте фиксируются фото-видео съемкой и после оформляются постановления, отправляемые по почте.