Полоса отвода железной дороги: что это, отличие от охранной зоны, ее ширина

Что такое шумовые полосы


Так как для российского водителя данное явление на дорогах в новинку, нужно ознакомиться с ним подробнее. Шумовые полосы позиционируются как более дешёвая альтернатива «лежачим полицейским», цена которых приближается к 200 000 рублей. Это довольно серьёзная сумма, особенно для больших городов с развитой дорожной инфраструктурой. Шумовая полоса выполняет те же функции что и «лежачий полицейский», но она на порядок дешевле.

Каково назначение

Функция шумовой полосы проста – заставить водителя снизить скорость и обострить внимание на определённом участке дороги. Достигается это нанесением на покрытие полос с изменённой высотой относительно дорожного полотна. В результате шины при попадании на разметку издают звук на что водитель сразу обращает внимание. Плюс такого изобретения в том, что в отличие от уже привычного «лежачего полицейского», оно не разрушает подвеску автомобиля.

Область применения

Применяется там же, где ранее устанавливались «лежачие полицейские», на дорогах повышенной опасности для пешеходов и самих водителей. Обычно это участки дороги с пониженным пределом скорости. Например, перед детскими учреждениями, школами, поликлиниками, детскими садами или перед резким поворотом, железнодорожным переездом, резким спуском или подъёмом.

Знаки ПДД движение по полосам

Иногда знаки ПДД движение по полосам делают более понятным и простым, в других случаях усложняют его. Проблемы возникают скорее у тех, кто не умеет их читать. Какие символы могут использоваться:

  • 5.15.1. Указывает, по какой из нескольких полос можно ехать от него направо, прямо и налево, откуда позволяется развернуться. Направление нетрудно понять по стрелкам.
  • 5.15.2. Этих символом несколько. И каждый указывает одно или два разрешенных направления. Если символ находится на крайней левой полосе, допускает поворот в ту же сторону, под ним можно и поменять траекторию на 180 градусов.
  • 5.15.3. Показывает исходную точку нового ряда для машин. Последний может предназначаться для торможения или начинаться на подъеме. Символом указывается дополнительная полоса движения, ПДД требуют использовать ее по-разному.

Ещё на AutoLex.Net:

Основные правила, в каких случаях трамвай должен уступить дорогу, разбор ситуаций описанных в ПДД

Если на нем стоит ограничение скоростного режима, быстрее отсюда и до конца области действия ехать нельзя. Обычно так бывает в зоне торможения. Сначала на нее перестраиваются, лишь затем снижают скорость. Если же речь о полосе разгона, на ней убыстряют ход авто, перестраиваются на соседнюю, не забыв пропустить тех, кто уже там ехал.

  • 5.15.4. Означает то же, что предыдущий символ, но устанавливается там, где начинается центральная полоса (а по бокам расположены еще две).
  • 5.15.5. Завершает участок, предназначенный для разгона, или подъем.
  • 5.15.6. Устанавливается там, где исчезает центральная часть трехполосной дороги.
  • 5.15.7. Указывает, в какую сторону направлено движение, и необходим, если в одну из них ведет больше путей, чем навстречу.
  • 5.15.8. Демонстрирует число полос и скоростной режим для каждой.

ПДД движение по полосам

Символы могут не соблюдаться общественным транспортом, но для всех остальных они обязательны.

Классификация

Целей для устройства шумовых полос множество, именно поэтому появилась специальная классификация по типу и способу их расположения:

  1. Поперечные. Наносятся на дорожное полотно поперёк — от одного края к другому. Делаются с небольшим уклоном в сторону движения автомобилей, так чтобы колесо заезжало на них плавно, без удара. Высота, такой разметки не должна превышать 10 мм, средняя высота 5 мм.
  2. Продольные. Наносятся вдоль дорожного полотна, представляют собой разделительную полосу посередине дороги или ограничивающую край полотна ближе к обочине.
  3. Краевые. Предназначены для предупреждения водителя о съезде с края дороги на обочину. Наносятся непосредственно на край дорожного полотна.
  4. Осевые. Представляют разделительную полосу. Её предназначение — предупреждение водителя о выезде на полосу встречного движения.

Барьеры — надежней

Применение шумовой разметки положительно скажется на безопасности дорожного движения, но барьерное ограждение всё же надежнее, считают эксперты.

— Шумовая разметка будет эффективна, когда водитель полностью управляет транспортным средством. Если же он не справляется с управлением, например что-то случилось с колесом, она не поможет автомобилисту скорректировать положение транспортного средства, чтобы избежать лобового столкновения, — рассказал «Известиям» замруководителя Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов.

разметка

дорожные работы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Целесообразнее в любом случае ставить механические ограничители, считает он.

Начинать применение шумовой разметки с разделительных полос, а не обочин, оправданно: лобовые столкновения случаются чаще, чем съезды в кювет, отметил первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Но эффективнее всего защищает тросовое ограждение: оно мягче возвращает автомобиль на полосу, он не разбивается о бетон. Кроме того, такие разграничители дешевле, чем бетонные. Шумовая разметка стоит меньше других вариантов, затем следуют тросовые барьеры, а самая дорогостоящая защита — бетонные ограждения, указал Вячеслав Лысаков.

Сужать полосы на дорогах хотят по всей стране

Представлен проект предварительного национального стандарта «Дорожная разметка»

Мировой опыт применения


В странах, практикующих нанесение шумовых полос, значительно снизилась аварийность. Например, в США на таких трассах аварийность снизилась на 85%. Причина такого результата заключается в том, что в этой стране крайне широко развита перевозка грузов именно по дорогам. Теперь водители большегрузов не засыпают на дорогах, находясь за рулём по 10-12 часов кряду. Шумовые полосы не дают грузовикам съехать с дороги или выехать на встречную полосу.

Тот же эффект наблюдается в Японии, здесь появление шумовых полос на дорогах снизило аварийность на 55%. В данном случае страна по сравнению с Америкой меньше, но и она имеет большой трафик по своим региональным трассам.

Положительная тенденция по снижению аварийности на дорогах наблюдается в странах Европы – Дании, Швеции и Финляндии.

Такая тенденция подталкивает остальные страны тоже применять на своих дорогах шумовые полосы, что положительно сказывается на снижении количества аварий.

Пилотный вариант

Участки с шумовой разметкой по оси на разделительных полосах появятся на отдельных федеральных трассах в 2021 году, сообщили «Известиям» в Росавтодоре. Первыми ее протестируют на трассах М7 «Волга» в Республике Татарстан, Р-22 «Каспий» между Москвой и Волгоградом, в Уральском регионе на М5 «Урал», в Сибири — на Р-258 «Байкал» и Р-254 «Иртыш». Но преимущественно такой шумовой разметкой предполагается оснащать трассы в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах: там множество однополосных участков дорог и серпантинов, сказал представитель федерального агентства. Конкретные отрезки и километраж, по его словам, пока не определены.

разметка

дорога с разметкой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

Разметка будет наноситься на участках дорог, где нельзя поставить барьерное или тросовое ограждение. При выезде на такую разметку машину начинает трясти, и ехать в тряске водителю не захочется, отметил начальник отдела сохранности и организации дорожного движения Росавтодора Дмитрий Ставский. Автомобили зачастую оказываются на встречной полосе в процессе обгона. В Росавтодоре рассчитывают, что с появлением разметки автомобилисты будут мотивированы совершать маневры на разрешенных участках.

Остановите камеру: как избежать штрафа за стоп-линию

Можно ли «бесплатно» миновать перекресток, за которым следят

Сейчас на федеральных трассах шумовая разметка не применяется. Ее использует ГК «Автодор» на подведомственных ему платных дорогах, причем не только на разделительной, но и на краевой полосе. Например, она нанесена на отдельных участках трассы М1 «Беларусь» в Московской области. В «Автодоре» на запрос «Известий» не ответили.

Виды и способы нанесения

Технология и материал выбирается в зависимости от задач и назначения:

  1. Термопластик. Этот материал долговечен, хорошо ложится на асфальт, при попадании на него шин заставляет их звучать гораздо громче. Наносится такой материал блоками по 5 полос за раз шириной в 10 см. Иногда в блоке 4 элемента по 15 см шириной. В некоторых случаях термопластик наносится небольшими ровными каплями, выстроенными в линию заданной ширины и длинны. Чтобы термопластик был на дороге заметнее, его окрашивают в жёлтый цвет.
  2. Покрытие противоскольжения. Этот материал представляет собой краску с высоким коэффициентом трения. Она также наносится блоками из нескольких линий шириной 5 см и длиной необходимой для полного перекрытия дорожного полотна.
  3. Фрезерование дорожного полотна. Данная звуковая полоса получается путём выборки части дорожного полотна с помощью промышленной фрезы. Оборудование устанавливается на спецмашину и фреза настраивается таким образом, чтобы снимать 10-20 мм верхнего покрытия асфальта на участках шириной 20-40 см и длиной 10-20 см. В итоге получается внешне незаметная полоса из небольших ямок поперёк или вдоль полотна. При попадании шины меняют свой звук. Плюс в долговечности и внешней незаметности, поэтому применяется она там, где дополнительная дорожная разметка не нужна совсем или будет мешать водителям.
  4. Шумовая полоса из металлических скоб. Такой элемент устанавливается на дорожное полотно, выполненное из бетона высокой прочности. Скобы утапливаются в бетон на стадии его монтажа, представляя собой линию из мелких элементов прямоугольной или круглой формы. На бетонном покрытии краска и термопластик держатся плохо, так что здесь более уместно фрезерование или металлические скобы.
  5. Свето-шумовая полоса. Такая комбинированная разметка применяется на автобанах Германии и других европейских стран. Она представляет собой металлические прямоугольники небольшого размера с отражающим элементом на поверхности. Скоба крепится на дорожном полотне таким образом, что она возвышается примерно на 5-7 мм. При наезде на неё раздаётся характерный гул и вибрация. В темноте же такая полоса отлично отражает свет, делая разметку на дороге видимой. Такие устройства обычно используются для выделения разделительной полосы на дороге.
  6. На некоторых дорогах США установлены музыкальные полосы. В этом случае пластиковая разметка наносится таким образом, чтобы при попадании на неё колеса шум менял тональность. То есть одна полоса выше другой на 1-2 мм, но этого достаточно, чтобы вызывать гудением шин простую мелодию. Особенно это хорошо удается, если разметка сделана из маленьких пластиковых капелек. Данный эффект настолько неожиданный, что задремавший за рулём водитель мгновенно просыпается.

Простота нанесения

На трассах «Автодора» шумовая разметка выглядит как множество «лежачих полицейских» небольшого размера, тогда как Росавтодор предлагает наносить ее методом фрезерования, когда «нарезаются» небольшие куски асфальта.

Процесс создания шумовой разметки достаточно прост, уверяют в федеральном агентстве. Но компаний, имеющих специальное оборудование, немного, а срок износа таких полос невелик, сказал «Известиям» сотрудник одного из дорожных предприятий-подрядчиков.

Фото: мвд.рф

Вариант шумовой разметки

— Мера эффективная с точки зрения безопасности, но нужно учитывать региональную специфику: на большей части территории России необходимость постоянной уборки снега сделает такое покрытие практически односезонным. Кроме того, не все подрядчики владеют этой технологией из-за высокой стоимости специального оборудования, — пояснил он.

«Умная» разметка ускорила столичные улицы

Применение новых схем в столице увеличило пропускную способность десятков дорожных участков в полтора раза

В российских реалиях выходом было бы не повсеместное, а зональное использование шумовых полос на потенциально аварийных участках, где наиболее часто происходят ДТП, заключил он.

Требования к полосам


На Российских дорогах шумовые полосы появляются в соответствии с ГОСТом Р52605-2006. Наносятся они вдоль или поперёк полотна шириной не меньше 7 м. Во втором случае разметка представляет собой 5-8 линий шириной по 10-15 см, выполненных из термопластика или методом фрезерования.

Выбор расположения основан на уровне аварийности участка дороги, наличия детских учреждений, сложности перекрёстка и ещё ряда признаков. Принятие решение об устройстве шумовой полосы остаётся за главой района, через который проходит дорога.

Существуют места на дорогах и трассах, где устройство шумовых полос не разрешается:

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84
  • мосты и путепроводы, а также участки дороги, подходящие к ним. Дело в том, что вибрация дорожного полотна может вызывать резонансное возбуждение и как следствие — разрушить несущие конструкции;
  • на участках сужения дорожного полотна;
  • на участке дороге шириной в 2 полосы, если на нём разрешён обгон;
  • участки трассы в месте примыкания второстепенных дорог или пересечения с ними;
  • в непосредственной близости от перекрёстка, особенно после его прохождения. Минимальное расстояние начала шумовой полосы после перекрёстка – 10 м.;
  • на дорогах с ограничением уровня шума. Исключением являются трассы с оборудованными звуковыми отбойниками в виде заборов и специальных щитов.

В целом, шумовые полосы нравятся, как водителям, так и организациям, призванным содержать дорожное полотно в рабочем состоянии. Для их устройства не требуется перекрывать движение и затрачивать большие ресурсы. При этом влияние на ходовые качества автомобиля, его узлы и механизмы минимально.

Порядок установления полосы отвода

Строительство и эксплуатация специальных путей для распространенного и популярного вида железнодорожного транспорта (даже при проектировании на карте) подразумевает соблюдение установленных правил для охранных мест.


На заметку

Главное из них – определение специальных территорий в виде земельных участков. К ним относятся не только полосы, по которым проходят шпалы и рельсы, непосредственно предназначенные для прохождения поезда.

Согласно отдельному решению, принимаемому Правительством РФ, для утверждения необходимо согласование с действующим законодательством, СНиП, разработанным для обеспечения сохранности сооружений и жилья в городе или другом населенном пункте, ПБ движения, правил противопожарной безопасности и Земельным кодексом.

С недавнего времени такое решение принимается не только на основании проектно-сметной документации. Также учитывают и новые положения об установлении собственности на охранные участки, находящиеся в пользовании собственника – поставщика определенных услуг или ресурсов.


Нормативная ширина полосы отвода

К железнодорожным полосам отвода относятся:

  • охранные участки непосредственного дислоцирования железнодорожных путей и наделы, прилегающие к таким разветвленным или одиночным сетям;
  • земельные наделы для станций, водоотвода, укрепления, энергоснабжения, а также объектов, необходимых для обеспечения отстоя, перемещения грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, складирования, предоставления услуг, предусмотренных функциями;
  • сколько метров составляет полоса отвода железной дороги, может определять наличие защитных лесополос, укрепительных устройств, специальных сооружений для преодоления сложного рельефа;
  • сокращение подобной полосы при наличии дополнительных мер безопасности допустимо при прохождении через ценные сельскохозяйственные охранные зоны или территории, имеющие важное культурно-историческое значение и охраняемые соответствующими законами.


Определение

Тонкости

Несмотря на внешнюю схожесть понятий «полоса отвода железной дороги» и «санитарная зона железной дороги», которые подменяют друг друга у некомпетентных информаторов, в специальных источниках у охранных зон есть конкретные различия. Полоса отвода железной дороги устанавливается проектно-сметной документацией и утверждается на правительственном уровне.

Движение по полосам при перестроении

Изменение одной полосы на другую перед совершением маневра или перекрестком для некоторых представляет большую сложность. Ведь здесь есть опасность столкнуться с другим авто. В ПДД движение по полосам и перестроение регламентируются пунктом 8 и 9:

  • Если один автомобиль ехал и продолжает двигаться прямо, а второй намеревается свернуть, он обязан дать дорогу первому. И только после этого может сместиться на крайнюю полосу.
  • Иногда оба авто собираются совершить маневр. Значит, то, что находится справа от другого ТС, имеет преимущество. Сначала перестраивается этот автомобиль, только после него маневр выполняет оппонент.

ПДД движение по полосам

Правила действуют вне зависимости от того, отделены ли полосы друг от друга разметкой, или их приходится определять водителям «на глазок». Нужно только помнить, что без разделительной линии возможно только четное их количество (2, 4, но никак не 3).

Ещё на AutoLex.Net:

Штраф за мигание дальним светом вполне реально получить.

Сложнее, когда обе машины едут по одной полосе, одновременно собираются перестроиться на другую. Здесь важно вовремя включать поворотник, чтобы участники движения понимали намерения друг друга, следить за дорогой с помощью зеркал и правильно выбирать скорость.

Смотрите в этом видео о том, как правильно перестраиваться:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: