Размеры штрафов за отсутствие страховки на автомобиль


Основные различия между страховкой для такси и стандартным страховым полисом ОСАГО

Управляя транспортным средством, каждый водитель обязан застраховать свою ответственность за возможные имущественные убытки или нанесение урона состоянию здоровья во время управления машиной. Для этого существует полис ОСАГО. Для такси в этом вопросе нет никаких исключений. Даже наоборот. Деятельность, связанная с перевозкой пассажиров, подразумевает ответственность не только за другие авто, но и за сидящих внутри салона клиентов. Ведь в случае аварийного происшествия шофер будет нести финансовую ответственность за полученные моральные и материальные убытки.
Учитывая такие особые условия, при посещении офиса страховой компании водитель обязан сообщить, что автомобиль используется для перевозки пассажиров. Страховка ОСАГО для такси, как правило, стоит в несколько раз дороже, чем стандартный договор. Это связано с работой таксистов, которые постоянно находятся в движении, и вероятность попадания в дорожное происшествие у них намного выше, чем у обычных водителей.

Для всех водителей предусмотрены штрафные санкции за нарушение законодательства. Есть штрафы за нарушения общего порядка и за использование авто в качестве такси.

Так, если у водителя автомобиля при проверке документов отсутствует оформленный страховой договор, на него может быть наложен штраф в размер пятисот рублей. В таком же размере нарушитель будет оштрафован в ситуации, если транспортным средством пользуются, а данный период использования не указан в полисе ОСАГО.

Для владельца транспортного средства страховка «ОСАГО на такси» обойдется значительно дороже, чем стандартный страховой полис. Более высокая стоимость страховки связана с несколькими ключевыми факторами:

  • уровнем доходности – для страховых компаний оформление ОСАГО для такси является убыточным сегментом из-за регулярности перевозок пассажирских потоков, что становится причиной повышенного риска возникновения ДТП и необходимости осуществлять выплаты пострадавшей стороне в результате аварии;
  • региональной привязкой;
  • техническими характеристиками транспортного средства;
  • размером выплат по страховому случаю, возникшему у водителя автомобиля в предыдущем периоде.

Зачем нужно страхование такси

Страхование для такси необходимо по тем же причинам, что и для авто личного пользования. Во-первых, по действующему законодательству водителям запрещено управлять транспортным средством, не имея полиса обязательного страхования гражданской ответственности. Во-вторых, договор страхования является гарантией того, что автовладельцу в случае аварии не придется возмещать весь ущерб самостоятельно.

Важный факт: водителю автомобиля, который используется для перевозки пассажиров, нельзя иметь стандартный полис ОСАГО. Если таксист попадет в аварию, а затем потребует у страховой компании выплаты, предъявляя обычный договор страхования, ему откажут в оказании услуг. Водителю не стоит надеяться, что он сможет опровергнуть факт использования автомобиля с целью заработка.

Транспортное средство, которое используется в качестве такси, должно быть обязательно застраховано именно как авто, использующееся водителем в коммерческих целях (то есть с целью получение прибыли). Только с соответствующей пометкой в договоре владелец такси может рассчитывать на какие-либо выплаты со стороны застраховавшей его организации.

Документы для оформления ОСАГО

Такси – это легковое автотранспортное средство, задействованное в сфере платной перевозки пассажирских потоков с одного пункта к указанному месту назначения. Поэтому такси проводит в движении значительно больше времени, чем автомобиль, использующийся собственником в хозяйственных целях.В большинстве случаев услугами такси пользуются в городских условиях, на дорогах с насыщенным автомобильным потоком.

Это приводит к существенному возрастанию риска возникновения дорожно-транспортного происшествия. А в случае возникновения ДТП, если водителя такси признаю виновным, у него (или собственника машины) появится необходимость выплатить потерпевшему сумму в размере понесенного материального и морального ущерба, а также заплатить штраф за эксплуатацию машины без требующегося страхового полиса.

Чтобы оформить страховой полис для такси, собственнику автомобиля потребуется предоставить страховой компании следующие документы:

  • паспорт;
  • учредительный документ (для юридического лица);
  • свидетельство о госрегистрации (для юридического лица);
  • заявление;
  • диагностическую карту;
  • паспорт автомобиля (ПТС);
  • водительские права каждого водителя, который будет эксплуатировать автомобиль для перевозки пассажирских потоков.

Для того чтобы официально стать таксистом, водителю достаточно подать четыре документа, и лицензия на осуществление такой деятельности выдается:

  • заявление установленного образца;
  • копии документов, которые подтверждают личность будущего таксиста;
  • выписки из реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подтверждающей регистрацию и постановку на учет в налоговой службе;
  • копия документа о регистрации транспортного средства.

Ранее существовало требование к такси, которое позволяло получить одну лицензию на один собственный автомобиль. Учитывая внесенные в законодательные акты изменения, индивидуальный предприниматель может оформить разрешительные документы на арендованные авто, предъявив копии договора аренды или на машины, которыми он пользуется по доверенности, подав копию документа.

ОСАГО для таксистов стоит намного дороже, учитывая специфику их деятельности. Однако даже несмотря на это, немногие страховые компании заключают договоры с официальными перевозчиками пассажиров. Ведь это убыточный продукт для профильной организации. В такой ситуации водитель не знает, где сделать ОСАГО для такси. Ведь хочется затратить меньше своего личного времени и получить действующий документ.

У ряда ведущих страховых компаний есть перечень условий, при которых они оформляют договора ОСАГО. Росгосстрах подписывает такие полисы только в офисе организации и не предлагает их покупку онлайн. Получить договор можно только при предъявлении всех разрешительных документов. В страховой , кроме перечня официальных документов, необходимо предоставить транспортное средство. А готова доставить страховой продукт к месту проживания клиента при наличии у него всех документов.

Чтобы получить необходимый полис ОСАГО для такси, водитель обязан предварительно подготовить документы для его оформления. Кроме документов на автомобиль и подтверждающих личность клиента, он должен предъявить лицензию, медицинскую справку, транспортное средство и заключенный договор со службой такси, если он работает с юридическим лицом.

Подготовив весь пакет необходимых документов, страхователь обращается к сотруднику страховой компании для получения полиса. Некоторые страховщики могут обязать клиента предъявить к осмотру автомобиль. Оформление договора проходит быстро, и, оплатив суммы страхового платежа, водитель получает договор ОСАГО. Для автомобилей, задействованных в перевозке пассажиров, в полисе проставляется запись «используется в такси».

Предлагаем ознакомиться: Мог ли суд взыскать алименты на двоих детей в размере 15 000 рублей

Общие вопросы

Рис. 6 Общие вопросы по страхованию такси

Ниже приведены наиболее часто задаваемые, которые задают наши клиенты при оформлении полиса на машины, используемые в качестве такси:

Нужна ли диагностическая карта для такси

Да, нужна. При чем, если автомобиль новый, то техосмотр не нужен только первые полгода, а затем нужен техосмотр. При этом на такси техосмотр действует только полгода. К тому же таксист должен возить техосмотр с собой, а сотрудники ГИБДД в свою очередь могут ее проверить, что они постоянно и делают. К тому же не рекомендуем оформлять ОСАГО на такси, как на обычный автомобиль. Случай из нашей практики: сотрудник ГИБДД вызывает такси в Яндексе или Убере проверяет документы, которые оформлены как на обычный автомобиль, водитель естественно утверждает, что он не работает в такси, а инспектор ему в ответ показывает заказ, где указан его автомобиль в приложении такси. Без техосмотра на авто, используемое в качестве такси, без техосмотра невозможно оформить полис ОСАГО.

Штрафы за отсутствие ОСАГО для такси

В целом штрафы за отсутствие полиса ОСАГО на такси такие же, как и для физических лиц, однако тут у сотрудников ГИБДД есть настоящее поле, чтобы разгуляться. Штрафы на такси делятся на две категории – общие и специальные. Общие штрафы – это те, которые присущи любому транспортному средству в эту категорию входят:

  • Отсутствие полиса ОСАГО на автомобиль, как такового. Штраф составит 500 рублей или 250 рублей, если успеете оплатить со скидкой.
  • Также если полис был оформлен на определенные периоды, и в период не предусмотренный страховым полисом вы находились за рулем авто, то штраф, как за отсутствующий полис ОСАГО – 500 рублей.

В группу специальных штрафов входят те, которые предусмотрены исключительно для такси. Такие штрафы делятся на две категории – для физических лиц и для юридических. Для юрлица штрафы больше в разы. Обычно такие штрафы(специальные) назначаются, если у инспекторов ГИБДД есть прямые доказательства, что автомобиль используется в качестве такси. Специальные штрафы включают в себя:

  • Как было сказано выше – техосмотр для такси – вещь обязательная, поэтому если вы были пойманы сотрудником ГИБДД без техосмотра на такси, то штраф составит от 500 до 800 рублей, однако в этом случае обычно техосмотром дело не ограничивается.
  • Если вы перевозите пассажиров, в качестве такси и у Вас нет на это соответствующих документов, в частности лицензии на работу, как такси, то тут штраф будет уже 5000 рублей.
  • Незаконная установка шашек такси или нанесение аэрографии такси, также карается законом. Для физлица штраф будет 5000 рублей, с изъятием вышеперечисленного, а для юридических лиц штраф составит аж 500 тыс. рублей.
  • Также хотелось бы отметить, что существует штраф в размере 3000 рублей для Москвы и Питера и в размере 1000 рублей для других городов России за парковку ближе 15 метров от остановок общественного транспорта.

Самая частая ошибка таксистов – оформление полиса ОСАГО, как на физическое лицо без указания такси. Это делается для экономии денег, но по факту в конечном итоге выходит, что таксист больше платит государству за штрафы, чем экономит.

Коэффициенты такси при расчете ОСАГО

Все водители – таксисты знают, что стоимость полиса для автомобилей используемых в качестве такси выше, чем для обычных авто и часто спрашивают имеется ли какой-то коэффициент расчета полиса ОСАГО, который отвечает за такси? Нет, коэффициента нет, просто страховые компании используют другой базовый тариф для таксистов, который несколько выше, чем, для обычных автомобилей разных категорий. Переплата зависит от страховой компании в которой вы оформляете полис ОСАГО. Например, наша компания сотрудничает с десятками страховых, поэтому мы 100% подберем Вам лучшую цену.

На сколько дороже страховка для такси

Как было сказано выше, все отличие в базовой ставке, в зависимости от страховой разница составляет от 25 до 50% от стоимости полиса на обычный автомобиль – не такси. В таблице ниже приведены стоимости полисов для такси и обычных авто.

РегионОбычные автоТаксиТип собственникаРазница,%
Москва7 550…9 06011 304 … 13 565физлицо+50%
Москва13 591 … 16 30720 346 … 24 417юрлицо+50%

Как видно из таблицы разница между такси и обычными автомобилями составляет порядка 50 процентов – такова стоимость легальной работы в качестве такси.

ДТП с участием такси, будут ли выплаты по ОСАГО?

Если в ДТП участвует автомобиль такси и он является виновником, при всем при этом у таксиста имеется действующих полис ОСАГО, то конечно выплаты будут. При чем, как положено законом до 400 тысяч рублей получит пострадавшая сторона. Точно также работает и в обратную сторону, если такси не виноват, то выплаты положены ему.

Однако все это при условии, что такси имеет нормальный полис ОСАГО, с отметкой о такси, если же таковой отметки по каким-либо причинам нет, то страховая компания точно также выплатит все положенное, однако затем при наличии достаточных доказательств, что таксист был на заказе, выставит регресс и через суд будет добиваться возвращения денег. Поэтому наш совет таксистам – оформляйте честный полис ОСАГО с отметкой о такси, тогда у Вас не будет проблем, ни в случае ДТП ни с сотрудниками ГИБДД, которых вы встречаете на дороге.

Уловки водителей такси

Да, работодатель отвечает за своих сотрудников. ИП должен следить, кого он нанимает, кому доверяет машину и пассажиров. Он как работодатель обязан контролировать действия своих работников. Если ИП посадил за руль такси ранее судимого человека без прав, он ответит за это по закону. Это общая норма: она касается не только такси, а всех работодателей.

Кстати, отвечать нужно даже за тех работников, которые оформлены не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам. Здесь есть нюансы, но ответственности это не отменяет.

С целью уменьшения трат на приобретение дорого полиса ОСАГО для такси водители не извещают страховую компанию о виде своей деятельности. Естественно, если договор оформляет служба такси на все свои автомобили, то в таком случае скрыть факт профессиональной перевозки пассажиров невозможно.

Однако все чаще страховые организации сталкиваются с тем, что клиент умалчивает об особенностях использования автомобиля и приобретает договор по стандартной цене, не задумываясь о возможных последствиях. Ведь, если произойдет дорожная авария во время доставки пассажиров, а у водителя обычный договор, страховщик сможет на законных основаниях отказать в покрытии убытков по таким документам.

Варианты страховки такси

Полис ОСАГО для такси делается на ограниченное или неограниченное количество допущенных к управлению лиц. Есть клиенты, которые покупают машину под себя, оформляют на себя и сами же управляют, но таких сейчас осталось очень мало. Рынок развивается и выдвигает новые требования. Одна из схем – человек – физическое лицо — закупает много автомобилей и сдает их в аренду под такси. Тогда ему лучше сделать неограниченное количество допущенных, чтобы не пришлось бегать в страховую компанию и вписывать каждого водителя в ОСАГО для такси. Тем более, как видят сотрудники компании АвтоПлюс текучесть водителей очень большая.

Чем отличается полис ОСАГО для такси

Рис. 4 ОСАГО для такси

ОСАГО для физических лиц

Самое главное отличие осаго для такси для физических лиц в страховой премии уплачиваемой в страховую компанию, которая выше чем для автомобиля и пункте, где указана цель использования транспортного средства, -такси. Сам полис ОСАГО для такси, как в электронном виде, так и в бумажном, выглядит одинаково. За исключением лишь галочки во втором пункте на полисе, которая свидетельствует о том, что Ваш автомобиль зарегистрирован в качестве такси. Страховка для физического лица на ТС, которые используются в качестве такси может быть как ограниченной, так и не ограниченной.

ОСАГО для юридических лиц

ОСАГО для юридических лиц может быть оформлено только на неограниченное число водителей, в отличие от тех случаев, когда владелец авто – физлицо. Естественно, что даже если владелец – юридическое лицо, то в пункте 2 будет стоять галочка для такси, а в пункте один полиса будет написано название организации вместо ФИО для физиков.

Почему сложно застраховать такси?

Такси изначально считалось всегда аварийным видом транспорта, так как он считается более опасным. ОСАГО само по себе убыточный вид страхования, а такси вдвойне, поэтому страховые компании стараются придумать любые отмазки, чтобы отказать клиенту. Компания АвтоПлюс решает любые проблемы, которые могут возникнуть у клиента по оформлению полиса ОСАГО для такси. Мы сотрудничаем со многими страховыми и поможем Вам оформить полис обязательного страхования для такси при любых условиях. У нас еще не было ни одного случая, чтобы клиент ушел без полиса .

Что делать если собственник с региона?

Если собственник автомобиля – такси не с Москвы и не Московской области, а с другого региона России, то ему вдвойне тяжело оформить полис ОСАГО. Резонный вопрос – а если я поеду в свой регион, то там без проблем оформлю???НЕТ!!! В регионе вообще нереально оформить полис ОСАГО для такси, не пройдя семь кругов инспекций. Компания АвтоПлюс поможет Вам решить все проблемы, связанные с оформлением полиса ОСАГО для такси. Почему так сложно с региональными машинами для такси? Все дело в том, что в Москве коэффициент региона выше, чем в 95% регионов России, поэтому страховка в Москве будет стоить дороже, если же вы с региона, то страховые компании оформляют полис по Вашему региону, то есть вы получаете полис ОСАГО по цене региона, а по факту катаетесь по Москве, отсюда возрастает убыточность ОСАГО для любой СК.

Рис. 5 ОСАГО для регионов

Условия страховых компаний для оформления полиса

Федеральным законом №40 от 25 апреля 2002 (пункт 1, статья 4), на собственников легковых автомобилей, возложено обязательство страховать риск своей гражданской ответственности, наступающей в случае нанесения вреда имуществу и жизни другого гражданина в процессе эксплуатации своего транспортного средства.

Страховка для такси ОСАГО – это страховой полис, страхующий риск гражданской ответственности владельца машины. Этот документ оформляется сроком на 3, 6 месяцев или 1 год.

Указанием №5000-У от 04.12.2018 установлена базовая ставка страхования такси. Ее размер одинаковый для юридических, физических лиц и установлен на отметке 7399 рублей.

За отсутствие страховки для такси или имеющемся страховом полисе, оформленном на обычный легковой автомобиль, не использующийся для перевозки пассажирских потоков, на виновного налагают штрафы в следующем размере:

  • 500 рублей – водитель авто не вписан в ОСАГО;
  • 500 рублей – водитель управляет машиной в сроки, не предусмотренные ОСАГО;
  • 800 рублей – водитель управляет авто с просроченным ОСАГО;
  • 500 рублей – отсутствует действующий страховой полис ОСАГО для такси.

В случае, если при проверке документов инспектором ГИБДД обнаружится отсутствие у водителя полиса ОСАГО для такси, по причине забывчивости (он забыл его дома, в офисе или ином месте), то представитель органа защиты правопорядка может воспользоваться правом задержать транспортное средство до момента предъявления страхового полиса (пункт 1, статьи 27.13 КоАП).

Особенность расчета страховой премии состоит в использовании особых повышенных коэффициентах. Так, на расчет страховой премии влияют два основных документа:

  1. Закон «Об ОСАГО». Отсюда берутся общие коэффициенты, учитывающие особенности конкретного транспортного средства и водительского опыта. Для таксистов эти значения используются как повышенные. Помимо того, что авто используется в качестве такси, на размер страховой премии оказывают влияние такие факторы как:
  • сезонность;
  • регион;
  • нарушения ПДД в прошлом;
  • искажение информации при оформлении ОСАГО.
  1. Правила страхования конкретной страховой компании. Эти правила локальные и разрабатываются внутри любой страховой компании. Именно в этих правилах подробно расписывается особенность страхования транспортного средства, используемого для таксомоторной деятельности. Как показывает практика, условия эти очень жесткие. Ведь страховщик, беря на себя ответственность за авто, используемое в качестве такси, рискует потерять намного больше, чем заработает за год с одного водителя-таксиста.

Чтобы предварительно просчитать, во что обойдется страховая премия лучше всего заехать в ближайший офис страховой компании и вместе с ее представителем учесть все факторы.

Штрафы при отсутствии страховки

Если владелец авто решил не оформлять полис ОСАГО — это грозит ему штрафами. Этот документ является одним из обязательных.

Езда без страховки — таблица штрафов

Вот основные штрафы, касающиеся езды без страховки и статьи закона, на которые они ссылаются:

Вид нарушенияРазмер штрафа в рубляхСтатья КоПА РФ
Езда без страховки ( забыл дома)500ч.2 ст. 12.3
Езда без страховки (не оформил)800ч.2 ст. 12.37
Езда с просроченной страховкой800ч.2 ст. 12.37
Езда вне периода использования ТС500ч. 1 ст. 12.37
Водитель не вписан в страховку500ч.1 ст. 12.37

Штраф, если действие полиса ОСАГО просрочено

Это все равно, что его нет. То есть, придется платить штраф, равный 800 рублей.

Обычный срок страховки равняется одному году. Большинство компаний предлагают удобные варианты. Такие договоры тоже действуют год, но водитель может получить страховку, которая будет действовать лишь месяц.

Кто-то спросит: “Зачем это нужно?”. Ответ прост: не каждый ездит на авто каждый день, у некоторых оно по полгода стоит без дела.

То есть, такое подходит тем, кто ездит сезонно, к примеру, на дачу или отдых, а все остальное время автомобиль находится в простое. Но нужно понимать, что тогда вы можете ездить исключительно в период действия страховки. Или будет применена санкция, равная 500 рублям.

Штраф за езду без полиса ОСАГО

Если полис у вам имеется, но каким-то образом вы просто забыли его дома, то вы получите штраф. Он будет составлять – 500 рублей. Это предусмотрено Статьей 12.3 частью 2 настоящего кодекса.

Штраф за отсутствие страховки

Если полис вообще не оформлялся, тогда это посерьезней. Размер санкции будет равняться – 800 рублей. Ранее, до 2014 года, за это транспорт эвакуировали и снимали государственные номера.

Штраф, если данные водителя не записаны в полис

Согласно Кодекса об административных правонарушениях человек, который не вписан в полис ОСАГО, но ездит на автомобиле, уплачивает штраф равный 500 рублей. Ранее, до 2013 года он составлял всего 300 рублей.

Документы для оформления ОСАГО

Для того чтобы заняться индивидуальной деятельностью в сфере такси, водитель должен иметь за плечами не менее трех лет водительского стажа. Разрешительная лицензия выдается как минимум на пять лет. Если в это время произошли перемены в данных автомобиля (изменение государственного номера, переоборудование, изменение цвета), лицензия также переоформляется с учетом внесенных корректив.

Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров, обязаны в указанные сроки проходить технический осмотр транспортного средства. Предприниматель или юридическое лицо ежедневно должны осматривать шоферов автомобилей, проверять состояние их здоровья. Кроме того, главный механик обязан контролировать каждый день состояние транспортных средств, которые выпускаются для работы.

Некоторые страховые компании под любыми предлогами отказывают в оформлении полиса, хотя, согласно действующему законодательству, при наличии страховой лицензии они не имеют на это права. Другие организации заставляют клиентов вместе с договором ОСАГО для такси приобретать полисы по добровольным видам страхования. В результате цена посещения страховщика вырастает для таксиста в несколько раз.

И все же, если выбранная страховая компания отказывает в продаже договора, можно весь пакет документов направить заказным письмом на адрес страховщика с уведомлением о вручении. Со дня получения (дата будет стоять в уведомлении) в течение тридцати календарных дней страховая организация обязана оформить страховой договор и сообщить об этом клиенту. Чтобы ускорить процесс доставки, водителю такси следует обратиться к курьерской службе.

Для того чтобы определить, сколько стоит ОСАГО для такси, к базовым тарифам применят коэффициенты. Согласно требованиям действующих законодательных актов, на окончательную стоимость договора влияют такие факторы:

  • тип клиента – организация или индивидуальный предприниматель;
  • тип автомобиля;
  • место регистрации владельца транспортного средства;
  • объем двигателя;
  • водительский стаж;
  • возраст водителя;
  • выплаты по ранее действующим договорам.

Предлагаем ознакомиться: Завещательное распоряжение по вкладу в Сбербанке

Если автомобиль используется для осуществления деятельности по перевозке пассажиров, то здесь штрафы значительно выше. Водитель, который управляет автомобилем, не прошедшим обязательный технический осмотр, будет наказан на сумму от пятисот до восьмисот рублей, в зависимости от мощности транспортного средства и количества мест для пассажиров.

Если юридическое лицо без отсутствия разрешительных документов оборудует автомобили звуковыми устройствами или опознавательными знаками «такси», то штраф в размере двадцати тысяч рублей взыскивается с руководителя и пятидесяти тысяч рублей — с самой организации. Кроме того, все незаконные устройства будут демонтированы и конфискованы. Если же такое правонарушение содеял индивидуальный предприниматель, то он обязан будет заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей.

Даже парковка автомобилей, которые используются в качестве такси, может послужить основанием для наложения штрафа. Так, если водитель припарковал транспортное средство меньше чем за пятнадцать метров от остановки троллейбусов и автобусов, то необходимо быть готовым выложить одну тысячу рублей. Такое же нарушение правил дорожного движения в Москве или Санкт-Петербурге обойдется таксисту в три раза дороже.

Следует помнить, что при нарушениях по договорам ОСАГО, оформленным по стандартной процедуре, контролирующий орган может вынести предупреждение, в то время как при использовании автомобиля для такси сразу же взыскивается денежный штраф. В настоящее время сумму штрафа можно уменьшить наполовину, если оплатить его на протяжение двадцати дней. В то же время наложенный размер штрафных санкций увеличится в два раза, если нарушитель не оплатит его в установленные законом сроки.

Нет, ответственность по агентским договорам касается вообще всех, кто заказывает услуги у посредников или сам работает как агент. И не обязательно должно произойти что-то непоправимое: ответственность придется нести не только за гибель пассажира. Если бы женщина сломала руку или водитель украл у нее сумку, это тоже могло бы быть предметом для иска.

Например, по агентским договорам можно искать аудиторию на тренинги и курсы, продавать контекстную рекламу и билеты на мероприятия, привлекать клиентов для веб-студий, быть диспетчером на телефоне или доставлять еду.

Вы можете что угодно написать в договоре и как угодно распределить ответственность, но если дело дойдет до суда, это не спасет. Службе такси это не помогло, хотя по документам она вроде бы подстраховалась.

На самом деле службы такси хитрят не первый раз. Есть много решений судов, когда их штрафуют и заставляют менять рекламу. Они маскируют свои услуги под информационные, хотя на самом деле полностью контролируют процесс перевозки. Но клиентам при этом предоставляют ту информацию, которая выгодна агрегатору. Так удобнее зарабатывать и ни за что не отвечать.

Дело о рекламе такси, которая вводит в заблуждение

Службу такси наказали за то, что она не следит за водителями

Если для машины, которая используется в качестве такси, ОСАГО не оформлен или оформлен без учета особенностей ее эксплуатации, то первая же проверка документов инспектором ГИБДД грозит водителю штрафными санкциями. Эти штрафы можно разделить на два типа:

  1. Штрафы общего порядка. Они распространяются на водителей, использующих транспортное средство в личных целях не связанных с перевозкой пассажиров.
Статьи Кодекса об административных правонарушенияхТрактовкаНаказание
п.12.3 ч.2Управление водителем транспортного средства, если нет в наличии с собой страхового полиса (кроме случаев, озвученных в п.12.37 ч.2 Кодекса)Предупреждение или штраф 500 руб.
п.12.37 ч.1Управление автомобилем в тот период, когда он не должен использоваться, согласно страховому полисуШтраф 500 руб.
п.12.37 ч.2Отказ от исполнения обязанностей по ОСАГО по своим каким то причинам со стороны владельцев такси, а также управление транспортном с нарушением условий обязательного страхованияШтраф 800 руб.
  1. Штрафы для водителей, использующих автомобиль в качестве такси.
Статьи Кодекса об административных правонарушенияхТрактовкаНаказание
п.12.1 ч.2Вождение транспортного средства без документов, подтверждающих надлежащий и своевременный технический осмотрШтраф без предупреждений составляет 500-800 руб., в зависимости от типа транспорта и количества пассажирских мест
п.12.3 ч.2перевозка пассажиров и багажа на легковом автомобиле водителем, у которого нет соответствующего разрешения или лицензии на право осуществлять эту деятельностьштраф без предупреждений 5000 руб.
п.12.4 ч.2незаконное оборудование транспортного средства опознавательного фонаря (для легкового такси), а также других каких-либо приспособлений подающих световые и звуковые сигналы с конфискацией устройствштрафы взимаются с лиц: гражданских – 5000 руб. должностных – 20000 руб. юридических – 500000 руб.
п.12.4 ч. 3нанесение незаконным путем на поверхность автомобиля цветографии любого вида (схем, изображений, знаков, надписей и др.)штрафы взимаются с лиц: гражданских – 5000 руб. должностных – 20000 руб. юридических – 500000 руб.
п.12.19 ч.3 и 6парковка такси на расстоянии от остановок общественного транспорта ближе, чем на 15 метров с задержанием автомобиляштраф 1000 руб., а для Москвы и Санкт-Петербурга – 3000 руб.

Предлагаем ознакомиться: Когда приходят алименты после подачи заявления
Как видно штрафные санкции для машин, используемых в таксомоторной деятельности в разы выше, чем штрафы для простых автолюбителей. Поэтому если вы планируете использование автомобиля как такси, то лучше оформить ОСАГО по всем правилам. В противном случае видимая экономия впоследствии может обойтись очень дорого.

Штрафные санкции за отсутствие полиса

Так как полис обязательного страхования гражданской ответственности является необходимым документом для каждого автовладельца, законодательством Российской Федерации предусмотрены штрафы за отсутствие данной бумаги. Среди особенностей применения наказаний за отсутствие ОСАГО можно выделить следующее:

  1. Даже если нарушителя остановили на одном посту и выписали штраф за отсутствие страхового документа, на втором его также могут за это оштрафовать. Даже если суть правонарушения одна, но при его фиксациях указывается разное время, придется оплачивать обе квитанции.
  2. Полис ОСАГО должен быть официальным и отвечать всем стандартам.
  3. Даже если просрочка полиса составляет один день, это является основанием для применения санкций.

Для физических лиц

Зачастую физическое лицо, управляющее такси без соответствующего полиса ОСАГО, незаконно предоставляет свои услуги. Если так называемый «бомбила» попадется инспектору дорожно-патрульной службы, его ожидает штраф в размере до 800 рублей за отсутствие оформленного на такси договора страхования.

Если же выяснится, что владелец авто перевозит пассажиров за деньги, не имея при этом лицензии соответствующей его деятельности, он будет оштрафован на сумму 5 000 рублей. Такой же размер выплаты следует, если машина водителя незаконно отличается опознавательными знаками такси.

Если же полиса обязательного страхования нет у частного лица, использующего автомобиль исключительно в личных целях, размер штрафа будет составлять 500 рублей.

Физическое лицо обязано оплатить штраф в течение 40 дней после его получения. В противном случае водитель приобретет статус должника. Если же оплата произведена в первые двадцать дней, автовладельцу предоставляется право получения скидки в 50% от исходной суммы.

Для ИП

В области автострахования все индивидуальные предприниматели приравниваются к физическим лицам, поэтому система штрафов для них одинакова.

ПравонарушениеРазмер штрафа
Авто используется в личных целях; полис ОСАГО отсутствует500 рублей
Авто используется в коммерческих целях; лицензия имеется, полис недействителен или отсутствует800 рублей
Авто используется в коммерческих целях; лицензия и полис отсутствуют5000 рублей

Для юридических лиц

Ошибочно полагать, что штраф за отсутствие полиса обязательного страхования может быть выписан только физическому лицу (водителю). За езду без страховки предусмотрено наказание и для юридических лиц. Ни одно транспортное средство, принадлежащее какой-либо организации, не может эксплуатироваться без наличия страхового документа.

Штраф за отсутствие ОСАГО для юридических лиц также составляет 800 рублей, однако, отсутствие полиса — не единственное наказуемое правонарушение. Так, если юридическое лицо без обязательных документов оборудует транспортные средства, которые используются в качестве такси, специальными звуковыми устройствами или опознавательными знаками, сотрудник дорожно-патрульной службы выпишет штраф для руководителя в размере 20 тысяч рублей. Сама организация также понесет убыток, он составит 50 тысяч рублей.

Зачастую организации при оформлении документа обязательного страхования гражданской ответственности выбирают тариф, который не ограничивает список допущенных к управлению транспортным средством лиц. Также после полиса ОСАГО юридические лица, владеющие большим количеством автомобилей, заключают со страховой компанией договор ДСАГО, который в большей мере защищает от рисков.

Почему семья требовала деньги со службы такси?

Семья хотела привлечь к ответу всех:

  • Водителя, который управлял машиной. Именно из-за него случилась авария и погибла пассажирка.
  • ИП, которому принадлежал автомобиль. Он нанял водителя по трудовому договору и предоставил ему машину для работы. Договор со службой такси заключил именно ИП.
  • Службу такси, которая приняла заказ. Женщина звонила им, заказывала услугу у них и вообще не знала, как оформлены отношения с владельцами машин и водителями.

Супруг и дочери погибшей подали иск о возмещении вреда и требовали, чтобы водитель, ИП и агрегатор стали солидарными ответчиками. Это значит, что компенсацию можно потребовать с любого ответчика — у кого есть деньги, тот и заплатит всю сумму. Потом пусть разбираются между собой.

Водитель признал вину, но с него вряд ли можно было получить компенсацию. Он бы выплачивал ее много лет небольшими суммами. А вот служба такси — это ООО, крупная организация, у которой на счетах наверняка есть деньги. Получить возмещение от такого ответчика быстрее и проще.

Даже если суд распределит компенсацию по долям между всеми ответчиками (так можно), все равно больше шансов получить деньги от крупной компании, чем от ранее судимого безработного водителя с тремя детьми.

Почему служба такси не хотела быть ответчиком?

Ответчиком не хочет быть никто. Особенно если иск на миллионы рублей и нет прямой вины. Но если у водителя и ИП не было шансов не участвовать в деле, то у службы такси они нашлись.

Агрегаторы, которым все звонят для заказа такси, заключают с водителями и владельцами машин агентские договоры. Сами службы такси по документам оказывают информационные услуги: принимают звонки, передают их водителям и шлют смски клиентам. Они сами никого никуда не возят и не отвечают за безопасность пассажиров: в договорах обычно так и написано.

Что сказали суды?

Служба такси не может быть ответчиком: она всего лишь ищет клиентов и сообщает о них водителям. Сама людей не перевозит, не страхует и за их безопасность отвечать не должна.

Расходы на погребение возместит ИП как владелец машины. Он отвечает за действия своего работника по закону.

Моральный вред возместит водитель, потому что из-за его действий погибла женщина и переживает ее семья. Но не по 1,5 млн, а по 700 тысяч рублей каждому.

Всего семья по этому решению должна была получить 3,3 млн рублей. Но не факт, что она бы дождалась денег. Водителя хоть и освободили по амнистии, но права не вернули.

Привлечь службу такси не получится. Моральный ущерб будет возмещать только водитель. Увеличить сумму тоже нельзя: якобы нет оснований, хватит и 700 тысяч.

А вот с возмещением расходов на погребение, которые в первой инстанции взыскали с ИП, вышло интересно. В ходе апелляции ему разрешили не платить семье 550 тысяч рублей.

Суд решил, что ИП не обязан возмещать этот ущерб из своего кармана. Якобы есть страховка, вот страховая пусть и платит. Семья за страховкой не обращалась, а сразу подала в суд на ИП.

В Верховном суде семья опять требовала признать водителя, ИП и службу такси солидарными ответчиками. При положительном решении шансов получить деньги было бы больше.

Также муж и дети по-прежнему настаивали на выплате расходов на погребение ответчиками, а не страховой. Моральный ущерб оценили в 6 млн на всех.

Вот что по этому поводу сказала судебная коллегия.

Служба такси. У нее есть агентский договор с ИП. По документам она оказывает всего лишь информационные услуги и не отвечает за пассажиров. Перевозкой служба такси якобы не занимается. Но ей все-таки придется ответить.

По документам у службы такси основной вид деятельности — услуги такси: его компания каждый год официально подтверждает документами в соцстрахе. В рекламе тоже идет речь о такси, а не об информационных услугах.

По агентскому договору ответственность перед клиентом несет тот, от чьего имени совершается сделка. Неважно, что написано в документах. И даже неважно, что в машине есть табличка, что услуги вам оказывает такой-то ИП. Пассажир обращается именно в службу такси, оставляет там заказ и получает смски с подтверждением.

Службу такси незаконно исключили из списка ответчиков. С нее тоже можно требовать деньги.

С ИП тоже можно взыскать моральный вред.

Расходы на погребение. ИП добровольно застраховал свою ответственность. Но заставлять семью обращаться к страховщику незаконно. Максимальная сумма выплат по этому полису — 1,5 млн рублей, а истцы просят больше. Да и не выплатит им страховая, потому что вину ИП в суде не установили и свалили все на водителя.

С договором ОСАГО выплат тоже не будет. У ИП он закончился за три месяца до аварии. По нему даже 25 тысяч получить нельзя. Других договоров в деле нет. О каком возмещении от страховой может идти речь?

ИП незаконно освободили от возмещения расходов на погребение.

«Проблема известная, идти некуда»: автоэксперты оценили ситуацию с таксистами без ОСАГО

Юрист оценила шансы на взыскание ущерба в случае ДТП с таксистом без полиса обязательного страхования гражданской ответственности

С появлением полиса ОСАГО дикие времена авторазборок на дорогах с бейсбольными битами и анекдотов из серии «ну, тогда поехали смотреть квартиру» прошли. Вслед за ними, однако, наступили времена не цивилизованные, а больше похожие на полудикие. Страховой полис, несмотря на обязательное его наличие, многие просто не приобретают. Кто-то перестал это делать из-за цены на ОСАГО, которая с каждым годом растет, и надеется на собственную аккуратность. А есть и те, кто не покупает его по принципиальным соображениям. Теоретически, в случае аварии деньги с виновников ДТП, у которых не оказалось страхового полиса, можно взыскать через суд. Но в любой теории, как известно, есть нюансы.

В ситуации разбиралась «Московская газета».

«Проблема известная, идти некуда»

«Ситуация типичная, конечно, но для меня первая. Подскажите, знающие люди. Въехал в меня таксист. Инспектор ГИБДД оформил постановление. Вину таксист признал. У таксиста нет ОСАГО. Моя страховая отказывает в выплате. У меня есть КАСКО, но с достаточно крупной франшизой. Что делать? Куда и с чем идти?» — написала москвичка Наталья Котятова в группе «Синие ведерки» в Facebook. В комментариях она пояснила, что виновник ДТП – уроженец Узбекистана с российской пропиской.

Координатор движения в защиту прав автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов, комментируя ситуацию для «Московской газеты» отметил, что часто наличие страховок у таксистов уполномоченными органами просто не отслеживается, хотя возможность делать это есть.

«Это известная проблема и идти с ней некуда. Разве что ехать в Узбекистан и судиться с там с тем, кто нанес вред. Законом уже давно подобные ситуации регулируются. Складывается впечатление, что почему-то Московская автодорожная инспекция воспринимает такси без ОСАГО как норму, хотя механизмы контроля наличия страхового полиса тоже существуют. Почему так происходит, наверное, стоит задать вопрос Департаменту транспорта города Москвы. Проблема, разумеется, актуальна не только для столицы, но и для регионов», – подчеркнул активист.

Взыскать ущерб чаще всего невозможно

По словам кандидата юридических наук Екатерины Скосаренко, законодательство регламентирует порядок действий пострадавших в данной ситуации, однако на практике взыскать ущерб с иностранных граждан чаще всего просто невозможно: «В случае с ДТП без оформленного ОСАГО у виновника действуют общие правила компенсации убытков на основании ст.1064 ГК РФ, согласно которой «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

КС РФ уточнил в Постановлении КС РФ от 10.03.2017 года, какими правилами надлежит руководствоваться при определении размера ущерба от ДТП: — потерпевший имеет право на полное возмещение наступивших из-за аварии убытков, которые включают в себя все затраты по восстановительному ремонту, а также все остальные необходимые затраты, вызванные ДТП; — если после установки новых комплектующих на поврежденной машине ее стоимость вырастает, то это не уменьшает размер предъявленной претензии к виновнику аварии; — обязанность компенсировать все убытки ложится на виновника аварии. Если виновник аварии является гражданином другой страны и у него нет имущества, существует три варианта разрешения данной ситуации: договориться с виновником аварии миром и потребовать с него сумму убытков, решить вопрос через страховую по КАСКО или через суд».

«В данном случае потерпевшей повезло, что у нее имеется хоть какое-нибудь возмещение благодаря КАСКО, пусть и с франшизой. С точки зрения уменьшения собственных имущественных и временных затрат на ремонт логичнее всего было бы обратиться в страховую по КАСКО. Здесь важны условия договора франшизы. Если в нем установлена безусловная франшиза, то собственник автомобиля будет всегда ее платить в случае обращения, а если условная, то он может избежать оплаты франшизы, поскольку в данном случае водитель не является виновником аварии, и все затраты понесет страховая. Если потерпевшая в аварии будет вынуждена оплачивать франшизу, то она может попробовать компенсировать убытки потом через суд с виновника ДТП. В убытки нужно будет включить стоимость франшизы, а также попробовать включить в суммы выросших процентов оплаты по КАСКО на следующей год в связи с обращением в страховую за компенсацией при ДТП не по своей вине (в доказательство предоставить расчет от страховой компании). Однако не факт, что данное требование суд удовлетворит, но попробовать можно и нужно. Этот вариант позволяет отремонтировать машину, не дожидаясь решения суда и действий судебных исполнителей по исполнению решения. При любом из вариантов потерпевшая может столкнуться с невозможностью компенсации своих убытков даже при вынесенном в ее пользу судебном решении, если у виновного в аварии иностранного гражданина не окажется никаких средств или имущества на территории РФ, на которые может быть обращено взыскание, а добровольно исполнять решение он не планирует», — пояснила юрист.

«У всех таксистов должна быть специальная страховка для такси. Но попробуйте ее приобрести»

В столичной Ассоциации такси «Московской газете» рассказали, что контролировать наличие страховок у такси можно только через средства видеофиксации и с помощью сотрудников МАДИ.

«Очень распространенная схема, когда кто-то покупает машину, получает лицензию такси, а потом решает эту машину сдать в аренду. Кто-то, возможно, и следит, когда заканчивается страховка на автомобиль, а кто-то нет. Имеет ли право этот человек, которому передана машина, ездить на ней. Если на то пошло, у всех таксистов должна быть специальная страховка для такси. Но попробуйте ее приобрести. Это практически невозможно. Либо через дилеров как-то, либо через суды. Очевидно, что продажа таких специальных полисов ОСАГО невыгодна страховым компаниям. В принципе, наличие лицензии и страховки агрегаторы могут проверить через базу данных того же МАДИ, где содержится вся необходимая информация о транспортном средстве. У того же «Яндекса» есть связка с базами данных, которые постоянно обновляются. Если у кого-то, например, закончилась лицензия или ее аннулировали, система в течение нескольких минут это определяет, и у водителя прямо на таксометре высвечивается соответствующая информация. То есть, заказов он больше не получит. Страховки также можно проверять, интегрировавшись с базой данных РСА. Достаточно ввести туда номер СТС, чтобы увидеть действующий ОСАГО. Другой вопрос, насколько агрегаторы хотят интегрироваться. Это «палка о двух концах». Если отсечь всех «нелегалов», работать за такие деньги, которые сегодня получают в такси, будет просто некому. Придется кардинально пересматривать ценовую политику в сторону увеличения тарифов. А у агрегаторов как раз стоит противоположная задача – снизить тариф. Возможно, кто-то будет блокировать водителей без лицензии и страховки, а кто-то нет. Механизм контроля существует, но если его запустить, ездить за рулем по 12-16 часов в сутки будет просто некому. Наведение порядка в сфере перевозок такси с нормальными предрейсовыми медосмотрами, лицензиями, страховками и прочими вещами возможно. Но в сегодняшней ситуации невыгодно», – пояснили в ассоциации.

Расчет ОСАГО

Учитывая все указанные выше параметры, страховые компании предлагают договоры с разными ценовыми вариантами. К примеру, ОСАГО от Росгосстраха предлагается по крупным городам почти за девять тысяч рублей. Эта же компания при регистрации авто в областном центре продаст договор автогражданки для автомобилей, которые перевозят пассажиров, по цене в два раза меньше, за 4200 рублей. Самые дорогие страховки ОСАГО для такси в Москве. Здесь цены находятся в пределах десяти тысяч рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=q_P8Bp7K4nM

Для юридических лиц, которые занимаются извозом пассажиров, стоимость полиса еще выше. Используя все корректирующие коэффициенты, организация, работающая в городе, должна перечислить от двенадцати до тридцати тысяч рублей, в зависимости от объема двигателя автомобиля. В то же время, если предприятие зарегистрировано в районном центре, то ОСАГО для такси будет стоить от четырех до десяти тысяч рублей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]