Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров
Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.
А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.
Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:
- Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам,
- постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила),
- ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).
Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.
Поскольку жизнь не стоит на месте, то указанные нормативные акты постоянно изменяются, в них вносятся поправки и дополнения. Кроме того, каждый регион страны вправе принять свои нормативные акты в дополнение к существующим законам Федерального уровня.
Например, на рассмотрении Госдумы находится законопроект №985164-6, который касается изменений содержания статьи 3.1 Устава.
ДТП с участием автобуса.
Действующие регламенты
Требования к пассажирским перевозкам автобусом в 2021 году установлены следующими нормативными актами:
- Федеральным законом №220-ФЗ от 13.07.15;
- Уставом автотранспорта и городского наземного электротранспорта;
- Постановлениями, приказами, инструкциями и письмами Ространснадзора.
Правила перевозки пассажиров обязательны к исполнению всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность в данной сфере. К водителю также предъявляются определенные требования.
Кроме перечисленных нормативных актов каждый регион РФ имеет право принимать в дополнение к ним свои законодательные документы. В уже существующие нормативы могут вноситься корректировки и дополнения, которые являются следствием проведенного анализа статистики всех дорожных происшествий с участием автобусов. Учитываются также пожелания водителей пассажирского транспорта. Чтобы исключить возможность допущения нарушений по причине неосведомленности, рекомендуется внимательно следить за всеми вносимыми изменениями.
Требования к пассажирским перевозкам автобусом:
- наличие пакета документов, необходимых для перевозки пассажиров;
- соблюдение водителем всех его профессиональных обязанностей;
- соответствие пассажирского автобуса всем техническим характеристикам, установленным действующими нормативами.
Соблюдение установленных нормативов обеспечивает безопасность не только жизни и здоровью граждан, но и их имуществу. Нарушение правил перевозки пассажиров влечет за собой административную ответственность, согласно АПК РФ.
Требования к автобусу
Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:
- пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220,
- согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии,
- на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения,
- на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения,
- согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см,
- согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.
Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:
- полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика,
- фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством,
- название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки,
- в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров,
- стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа,
- таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности,
- указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов,
- в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.
Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.
Кроме того, транспортное средство, как того требует подпункт “б” пункта 1 части 1 статьи 15 ФЗ № 170 от 01.06.11 года “О техническом…”, должно иметь действующий срок прохождения техосмотра, который проводится каждые полгода.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Технические требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2021 году
- Соответствие типа, марки, конструкции и мощности транспортного средства виду автобуса, предназначенного для перевозки пассажиров.
- Параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное прохождение по российским дорогам.
- Лампочки в салоне автобуса должны содержаться в рабочем состоянии для комфортной перевозки пассажиров в вечернее время.
- Наличие в салоне динамиков для обращения водителя к пассажирам при необходимости.
- Содержание дверных и оконных механизмов в рабочем состоянии.
- Наличие исправной отопительной системы для поездок в зимнее время.
В наличии необходимо иметь:
- сертификат о соответствии нормам экологии;
- аптечку для оказания первой медицинской помощи;
- два огнетушителя: один — рядом с сиденьем водителя, второй — в салоне;
- противооткатный упор и устройство, открывающее доступ к аварийному выходу;
- знак аварийной остановки;
- отсеки для крупногабаритного багажа;
- навигатор и видеорегистратор в кабине шофера;
- указание маршрута следования на наружной части автобуса;
- знак о том, что совершается пассажирская перевозка.
Права и обязанности водителя
Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.
Учтите! Они заключаются в следующем:
- пройти предрейсовый медосмотр,
- проверить внешнее и внутренне состояние автобуса,
- заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины,
- наличие и исправность зеркал заднего вида,
- работоспособность аварийных выходов,
- во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения,
- иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции,
- во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком,
- при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель,
- выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения,
- нести другие обязанности.
Необходимая документация
Водители, которые работают на пассажирских автобусах по городским маршрутам, должны при себе иметь:
- сведения о наличии в компании-перевозчика соответствующей лицензии,
- водительское удостоверение с соответствующей категорией, например D, D, DE, D1,
- открытый страховой полис ОСАГО с неограниченным сроком действия,
- путевой лист на осуществление пассажирских перевозок по конкретному городскому маршруту в течение дня,
- отметку о прохождении медосмотра перед выездом на маршрут,
- диагностическая карта о проведении ежедневного технического осмотра автобуса перед выездом на маршрут,
- оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства с указанием присвоенных госномеров,
- технический паспорт на автобус.
Если при проверке будет выявлено, что каких-то документов у водителя нет, то сотрудник дорожной Полиции может составить протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого к водителю или к перевозчику будет применен солидный штраф.
Чтобы такого не произошло, весь комплект документов должен находиться у водителя.
Освидетельствование водителей.
На международных маршрутах
Перевозка пассажиров между странами всегда обусловлена пересечением границ, а потому требования к таким маршрутам будут несколько отличаться от требований, предъявляемых городскому или междугороднему автотранспорту.
Тоже самое касается и требований к водителям, документации, которая должна быть у них и прохождению ими проверочной и регистрационной процедуры на таможне.
Техническое состояние таких автобусов должно соответствовать повышенным требованиям безопасности и комфорта для пассажиров.
Документация
Вся документация должна быть действительной, без каких-либо просрочек по срокам ее действия.
Бумаги должны быть оформлены надлежащим образом через государственные и другие службы, уполномоченные выдавать разрешительную документацию транспортникам:
- лицензия на перевозку людей по заграничным маршрутам;
- путевые листы;
- полис «Зеленая карта», служащий в качестве обязательного автострахования гражданской ответственности водителей;
- действующее водительское удостоверение нужной категории группы D;
- справка о своевременном прохождении медицинского обследования, который обязаны проходить шофера, трудоустроенные в транспортных компаниях, не реже чем 1 раз в 2 года;
- документы, подтверждающие прохождение техосмотра в надлежащие сроки;
- гражданский паспорт водителя, загранпаспорт, а при пересечении границ с визовым режимом – дополнительно должна быть оформлена соответствующая виза;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- техническая документация данной модели автобуса – техпаспорт.
При случае, обязательно нужно иметь копию распечатанного международного договора с той или иной страной, куда въезжает российский автобус, касательно условий автострахования гражданской ответственности водителей, перемещающихся из России в другие страны.
Водители
Вне зависимости, осуществляется ли поездка по регулярному международному маршруту, специальному (заказному), либо же – нерегулярному, осуществляющемуся изредка, все водители должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к ним как к сотрудникам транспортной компании, осуществляющим дальние перевозки людей.
Нужно сразу отметить, что провоз пассажиров за границу крайне редко осуществляется одним водителем. Чаще всего шоферов должно быть как минимум двое, которые бы сменяли друг друга в пути.
Все требования к обязанностям водителя должны соблюдаться им так же как и при перевозке людей в городском или междугороднем транспорте, но только он еще должен знать процедуру прохождения проверки на таможне, когда требуется высадить пассажиров для проверки с собаками , как заполнять бумаги и прочее.
Техническое состояние транспорта
Так как зачастую международные перевозки людей на автобусах осуществляются на довольно-таки дальние расстояния, то и требования к таким автобусам должны быть соблюдены в усиленном режиме.
К ним относятся следующие технические и конструктивные нормы:
- Мощность, тип, марка – все должно соответствовать категории автотранспорта перевозящего большое количество людей и багажа на дальние рейсы.
- Вес автобуса, а также его габариты должны соответствовать параметрам не только дорог в России, но также и магистралей, эстакад, подмостовыми проездными частями, тоннелями и прочими особенностями автодорожной инфраструктуры зарубежных стран.
- Обычно такие автобусы могут быть снабжены элементами повышенного комфорта, например, туалетом.
- Все окна, двери, поручни, механизмы сидений и люков должны быть в исправном состоянии.
- Все номера посадочных мест должны быть четко прописаны.
- Освещение должно работать по всему салону, равно как и отопительная система для перевозок пассажиров в холодный сезон.
Наличие пассажиров в определенном количестве не должно превышать установленных в техническом паспорте машины норм.
В противном случае уже на границе за превышение количества людей в салоне автобуса транспортную компанию, от имени которой осуществляется провоз людей за границу, могут оштрафовать.
Права и обязанности пассажира
Что касается пассажиров, которые пользуются общественным транспортом, они имеют следующие права:
- без ограничений приобретать билеты на поездку любым маршрутом регулярных перевозок независимо от перевозчика,
- знакомиться с расписанием движения автобуса не только в любом остановочном пункте, но и у водителя, осуществляющего перевозку по маршруту (п. 7 Правил),
- садиться в автобус и высаживаться из него в любом остановочном пункте, которые предусмотрены расписанием (пункт 11 Правил),
- потребовать остановить автобус на любом участке движения, предварительного уведомив об этом водителя или кондуктора (пункт 12 Правил),
- при наличии билета на проезд безвозмездно пользоваться залами ожидания, туалетами, которые расположены внутри зданий автовокзалов или автостанций (пункт 21 Правил),
- перевозить ручную кладь независимо от вида ее упаковки (п. 54 Правил),
- сдавать багаж водителю для размещения его в специальном отсеке автобуса,
- провозить с собой в городских и пригородных автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 7 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава),
- перевозить с собой в междугородних автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 5 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава).
Запомните! Пассажир обязан:
- приобрести билет в кассе автовокзала или автостанции на проезд по маршруту, который следует хранить при себе до окончания поездки,
- предъявить билет для проверки по требованию кондуктора или контролера,
- при поездке с ребенком, который имеет право на бесплатный проезд, иметь при себе документ, который удостоверяет его возраст (часть 3 статьи 21 Устава),
- во время поездки соблюдать внутренние правила, которые установлены перевозчиком.
Проезд пассажиров в общественном автотранспорте – как регулируется?
Каждый человек хотя бы раз в жизни ездил на троллейбусе или трамвае, в крайнем случае вызывал такси. Иногда мы сталкиваемся с нестандартными, а иногда и неприятными ситуациями в дороге: превышение скорости, хамство водителя, нарушение элементарных правил движения. ПДД РФ предусмотрен отдельный пункт 22 «Перевозка людей».
Согласно ПДД п.22.3, в автобусах, работающих на междугородних, туристических, горных маршрутах количество мест для сидения и число пассажиров должно быть одинаковым.
Так что можете смело требовать у водителя избавить вас от нависающих сверху животов и не всегда приятно пахнущих подмышек.
Особое внимание хочется обратить на правила высадки и посадки пассажиров. Пока водитель полностью не остановил транспортное средство, пассажирам запрещено совершать посадку или высадку.
Хотя в реальной жизни мы постоянно становимся свидетелями неоднократного игнорирования правил движения. Количество перевозимых людей в городских рейсовых автобусах не должно превышать определенное в технической документации транспортного средства число (п.22.8 ПДД РФ).
Все о билетах
Согласно пункту 42 Правил, проезд пассажиров осуществляется на основании приобретенных билетов. В нем должны содержаться обязательные реквизиты, которые указаны в Приложении № 1 к Правилам.
Реализуемые в кассах билеты могут быть как именными, так и неименными. Именные применяются в тех случаях, когда требуется передача данных о пассажирах в АИС персональных данных (пункт 47 Правил).
Именные билеты продают пассажирам на основании документа, с помощью которого можно идентифицировать его личность.
Пункты по продаже билетов на автобусы зависят от вида сообщения:
Вид сообщения | Где можно купить билет |
Городское или пригородное | У кондуктора, водителя автобуса, в кассе автовокзала, автостанции, в специализированной точке продажи билетов |
Междугороднее | В кассе междугороднего автовокзала |
В определенных случаях пассажиру может быть отказано в продаже билета.
Внимание! Это такие случаи:
- все билеты на сидячие места проданы, а по условиям перевозки перевозить можно только сидячих пассажиров,
- проданное количество билетов превысило конструктивную вместимость автобуса.
Посадка и высадка
При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.
Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».
Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.
Контроль за оплатой проезда в течение маршрута движения осуществляет кондуктор или водитель. Если это возложено на водителя, то посадка и высадка пассажиров осуществляется через переднюю дверь и только после полной остановки движения автобуса.
Посмотрите видео. Новые правила пассажирских перевозок:
Документы Статистика по документам и выполнению поручений
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2009 г. № 112
г. Москва
Утратило силу с 1 января 2021 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1742
Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 757, от 14.05.2013 № 411, от 26.11.2013 № 1073, от 09.06.2014 № 528, от 28.04.2015 № 410, от 10.11.2018 № 1342, от 21.02.2020 № 188, от 18.06.2020 № 875)
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
2. Признать утратившими силу:
Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 (СП РСФСР, 1969, № 2 и 3, ст. 8);
постановление Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1969 г. № 648 «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства РСФСР в связи с реорганизацией Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР» (СП РСФСР, 1969, № 26, ст. 141);
постановление Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1974 г. № 510 «О материальной ответственности автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей за ненадлежащее использование контейнеров при перевозках грузов автомобильным транспортом» (СП РСФСР, 1974, № 24, ст. 134);
постановление Совета Министров РСФСР от 1 мая 1980 г. № 253 «О внесении изменений в Устав автомобильного транспорта РСФСР» (СП РСФСР, 1980, № 13, ст. 106);
постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1984 г. № 101 (СП РСФСР, 1984, № 7, ст. 57);
постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. № 474 «Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям» (СП РСФСР, 1988, № 23, ст. 135);
постановление Совета Министров РСФСР от 18 февраля 1991 г. № 98 «О повышении размера штрафов за сверхнормативные простои автомобилей и задержку контейнеров, а также изменении Устава автомобильного транспорта РСФСР» (СП РСФСР, 1991, № 12, ст. 156);
постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 г. № 347 «Об усилении ответственности грузоотправителей, грузополучателей, железных дорог, пароходств, портов (пристаней), автотранспортных предприятий и организаций за нарушения обязательств по перевозкам грузов» (Российская газета, 1992, 30 мая);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 95 «Об увеличении размеров штрафов при перевозках грузов железнодорожным, речным и автомобильным транспортом» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 597);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 433 «Об увеличении размеров штрафов при перевозках грузов водным и автомобильным транспортом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 19, ст. 1762);
пункт 5 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. № 476 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 33, ст. 3270).
3. (Утратил силу с 1 января 2021 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.2020 № 875)
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 14 февраля 2009 г. № 112
ПРАВИЛАперевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 757, от 14.05.2013 № 411, от 26.11.2013 № 1073, от 09.06.2014 № 528, от 28.04.2015 № 410, от 10.11.2018 № 1342, от 21.02.2020 № 188)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
«автовокзал» — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
«автостанция» — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
«багажный автомобиль» — транспортное средство, осуществляющее перевозку багажа отдельно от пассажиров;
«коммерческий акт» — документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу багажа;
«кондуктор» — должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве;
«легковое такси» — транспортное средство категории «М1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;
«таксометр» — оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством;
«транспортное средство категории «М1» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
«транспортное средство категории «М2» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;
«транспортное средство категории «М3» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.
II. Регулярные перевозки
3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.
4. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее — расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
5. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
6. Расписание, касающееся перевозок в междугородном сообщении, помимо сведений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, содержит временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт.
7. Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
8. В случае если потребность в регулярных перевозках пассажиров и багажа существенно зависит от времени года или дней недели, расписание может составляться на летний и осенне-зимний периоды года и (или) отдельно для рабочих, выходных и праздничных дней.
9. Изменения, внесенные в расписание, доводятся до сведения населения не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию.
10. В расписаниях указывается местное время.
11. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
12. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров по их требованию осуществляется, если:
а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;
б) в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.
13. Водитель или кондуктор обязаны заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
14. Остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
15. На указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций) размещается следующая информация: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;
б) наименование остановочного пункта;
в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;
д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
16. На указателях помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.
17. Конечные остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок, в которые прибывают транспортные средства и которые не совпадают с пунктами отправления, оборудуются указателями «Посадки нет».
18. Остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более чем 100 пассажиров в сутки, за исключением остановочных пунктов, расположенных на территории автовокзалов, автостанций, обустраиваются защитными средствами от атмосферных осадков, если это позволяют земельные участки, примыкающие к остановочному пункту. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
19. Остановочный пункт размещается на территории автостанции, автовокзала, если общее количество отправляемых от остановочного пункта пассажиров согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, составляет от 250 до 1000 человек и более 1000 человек в сутки соответственно и максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
20. Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
21. Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции:
в течение времени, установленного владельцем автовокзала, автостанции, но не менее 2 часов с фактического времени прибытия транспортного средства, — для остановочного пункта, являющегося пунктом назначения;
в течение срока действия билета (с учетом фактического времени задержки отправления и (или) опоздания прибытия транспортного средства) — для других остановочных пунктов.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 410)
22. Режим работы автовокзала, автостанции должен соответствовать графику прибытия и отправления транспортных средств. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
23. На фасадной стороне основного здания автовокзала, автостанции с некруглосуточным режимом работы должны размещаться общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции, или информационный терминал для предоставления сведений о прибытии и отправлении транспортных средств. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
24. В основном здании автовокзала, автостанции должна размещаться следующая информация:
а) общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции;
б) схема расположения и нумерации мест в транспортных средствах, которые отправляются от остановочного пункта, расположенного на территории автовокзала, автостанции;
в) схема маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции;
г) правила пользования услугами автовокзала, автостанции.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
25. Информация, предусмотренная пунктом 24 настоящих Правил, размещается в удобном для ознакомления с ней месте в кассовом зале, зале ожидания автовокзала или автостанции, а также в иных местах по усмотрению владельца автовокзала, автостанции. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
26. Общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции, должно содержать сведения о прибытии и отправлении транспортных средств по каждому маршруту регулярных перевозок, в том числе дни недели и время (в часах и минутах):
а) прибытия транспортного средства на остановочный пункт;
б) отправления транспортного средства от остановочного пункта;
в) прибытия транспортного средства в конечные пункты маршрута регулярных перевозок.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
27. Схема маршрутов регулярных перевозок представляется в виде условного графического изображения пути следования транспортных средств от остановочного пункта автовокзала, автостанции до конечных пунктов маршрутов регулярных перевозок. Указанная схема вывешивается в зале ожидания или кассовом зале автовокзала, автостанции. На схему условными знаками наносится следующая информация:
а) населенные пункты, в которых размещены остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок;
б) номера маршрутов регулярных перевозок, проходящих через указанные на схеме населенные пункты.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073)
28. На территории и в основном здании автовокзала, автостанции в удобном для ознакомления месте и в понятной форме размещается информация о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков основных служб и помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), медицинского пункта для оказания первой помощи (при наличии), камеры хранения (при наличии), туалетов, а также указывается направление движения к ним и к транспортным средствам соответствующих маршрутов. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1073; от 10.11.2018 № 1342)
29. Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства.
30. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
31. Высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле транспортных средств категории «М3 «, — минимального расстояния между верхнем краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
32. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
33. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.
34. Допускается использование информационного электронного табло в качестве указателя маршрута регулярных перевозок.
35. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории «М2», над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью «Вход» или наносится надпись «Вход».
36. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
37. Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора — также фамилия кондуктора;
б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
ж) указатели мест расположения кнопок остановки траспортного средства;
з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
38. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории «М2», над каждой дверью с внутренней стороны укрепляется табличка с надписью «Выход» или наносится надпись «Выход».
39. Вместо указателей, предусмотренных п
Междугороднее сообщение
Междугородние перевозки регулируются Уставом. Так, согласно части 4 статьи 4 данного нормативного акта, к междугородним относятся перевозки, которые осуществляются между населенными пунктами, расстояние между которыми составляет более 50 км.
Для работы на таких маршрутах автобусы должны иметь мягкую подвеску и быть оснащены мягкими сиденьями и климатическими установками.
Важно! Междугородняя перевозка пассажиров осуществляется:
- без пересадок в другой автобус (сквозной метод),
- с пересадками в другой автобус (участковый метод).
Автобусы по заказу
Часть 2 статьи 27 Устава предусматривает возможность осуществления перевозки пассажиров по договору фрахтования. Это так называемые «нерегулярные перевозки».
Маршрут движения на основании такого договора определяется заказчиком. Если перевозчик не предоставит автобус в оговоренное договором время и место, то он обязан уплатить штрафные санкции.
Их размер определяется частью 2 статьи 34 Устава и рассчитывается исходя из оплаты стоимости пассажироместа. В абсолютном выражении составляет 20 процентов от суммы договора.
Автобусы экскурсионного назначения
Перевозчик может использовать имеющиеся в парке автобусы не только для регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, но и для экскурсий. При этом никаких конструкционных изменений в транспортное средство вносить не требуется.
Водитель должен соответствовать таким же требованиям, как и при задействовании его для перевозки пассажиров по маршруту. Тем более, что пассажиры экскурсионного автобуса представлены организованной группой граждан.
Все условия и особенности экскурсионной поездки оговариваются в договоре, заключаемом в письменной форме.
Учтите! В нем должны содержаться сведения:
- о конечном пункте назначения,
- о маршруте передвижения,
- о времени и месте остановок,
- о количестве экскурсантов, которые будут принимать участие в поездке,
- о лице, ответственном за перевозку пассажиров,
- о времени использования автобуса в экскурсионной поездке.
Если автобус предоставляется для экскурсионных поездок на регулярной основе, то данное обстоятельство должно быть отражено в договоре. Кроме того, некоторые особенности условий договора также должны быть отражены.
Например:
- автобус должен быть подан на посадку экскурсантов не позже чем за 15 минут до начала поездки по оговоренному маршруту,
- начало движения – не ранее 6 часов утра,
- окончание движения – не позже 22 часов вечера,
- экскурсовод или сопровождающее лицо должны иметь пофамильный список всех участников экскурсии.
Как составить жалобу на водителя автобуса?
Перевозки в зимнее время
Если перевозка пассажиров осуществляется в зимнее время, то отключать отопление салона автобуса полностью запрещено. При неисправной системе отопления автобус в рейс не может быть выпущен. Если стекла окон автобуса обледеневают, то это может явиться основанием для подачи жалоб со стороны пассажиров на перевозчика.
Для недопущения дорожно-транспортных происшествий на автобус должны быть установлены шины с шипами. Летняя резина должна быть снята. При несоблюдении данного требования водитель будет оштрафован.
Перед началом движения водитель обязан проверить, в каком техническом состоянии находится автобус, а также насколько плотно происходит закрывание дверей и окон. Отопительное устройство, которым оборудован автобус, не должно выделять токсичных веществ. А его место расположения должно исключить контакт с пассажирами транспортного средства.
Перевозки вахтового типа
Перевозки пассажиров могут осуществляться вахтовым методом, который применяется:
- для доставки рабочих и служащих предприятия, организации или учреждения от их места их проживания к месту работы и обратно. При этом в свободное время автобус в течение рабочего для может быть использован для служебных поездок. Ярким примером является школьный автобус, который собирает учащихся по месту их жительства и отвозит к зданию школы, или задействование автобуса в сельской местности, где существует большой интервал в движении транспорта,
- для доставки смен рабочих на строительные объекты, в шахты, на нефтяные разработки.
Вахтовый автобус должен иметь достаточно места для размещения багажа, а также инструментов, необходимых для работы, иметь складные лестницы для посадки и высадки рабочих.
Запомните! По своим конструктивным особенностям автобус вахтового типа должен иметь возможность:
- преодолевать труднодоступные участки движения,
- устанавливать профессиональное оборудование.
Это является важным для работников нефтяной и энергетической промышленности. Как показывает практика, вахтовые автобусы – это дешевый и незаменимый транспорт.
Служебный транспорт
Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе купить для своего служебного использования автобус. Данным транспортом его собственник будет распоряжаться самостоятельно.
По указанию собственника, оформленного документально, автобус может использоваться:
- для командировок сотрудников,
- для служебных поездок,
- для доставки работников и служащих от места жительства к работе и обратно,
- для выездов на корпоративы.
Несмотря на то, что автобус используется в служебных целях, его эксплуатация должна обеспечивать безопасность при осуществлении перевозки.
Получение лицензии
Чтобы оформить разрешение, прежде всего, необходимо осуществить регистрацию, получив соответствующий юридический статус. Частные перевозчики обычно оформляют ИП, однако при открытии транспортной компании требуется регистрация в качестве юридического лица.
Этапы регистрации:
- Определение наименования предприятия и адреса регистрации.
- Выбор кодов из ОКВЭД.
- Заполнение заявки по форме Р21001.
- Оплата пошлины.
- Выбор системы налогообложения.
- Получение и регистрация документов.
В дальнейшем требуется получить лицензию. Для этого необходимо предоставить учредительные документы.
Среди них:
- свидетельство о регистрации;
- выписка из реестра ИП или ЮЛ;
- документы на гараж или место стоянки;
- паспорт и ИНН учредителя.
Также для оформления лицензии потребуется талон о прохождении техосмотра, страховой полис ОСАГО, технический паспорт ТС. Если автобус куплен недавно, то перед получением разрешения его нужно поставить на учет в ГИБДД. Свидетельство о постановке также прилагается в комплект документов при подаче заявления на лицензию.
Заявка на получение разрешения рассматривают до 20 дней. В дальнейшем учредителю либо предоставляют лицензию, либо отказывают с обязательным указанием причин.
Возможные штрафы за нарушения
Каждый автобус, который задействован при перевозке пассажиров, доложен быть оборудован тахографом. В случае отсутствия прибора, незаконной корректировки его показаний, несоответствия прибора к виновному должностному лицу, согласно статье 11.23 КоАП, применяется штраф размером от 5000 до 10000 рублей.
Если в работе водителя будет нарушен режима его труда и отдыха, наказание составит от 1000 до 3000 рублей. За грубые нарушения правил перевозки пассажиров перевозчик может быть лишен лицензии на такой вид деятельности.
Посмотрите видео. ФЗ №386. Автобусные перевозки пассажиров строго по лицензии:
Нарушения при перевозках
Неправомерные действия, совершенные при перевозке пассажиров, а также наказания за них, описываются в КоАП ст. 12.23. В соответствии с данным нормативным актом, нарушение правил перевозки грозит штрафом от 500 рублей. При совершении действий, которые повлекли аварийную ситуацию с пострадавшими, виновнику грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Это подчеркивает необходимость соблюдения правил перевозки, ПДД и техники безопасности на дороге.
Микроавтобус – транспортное средство, которое используют для транспортировки пассажиров. Перевозку необходимо осуществлять в соответствии с установленными законом требованиями. Для ведения такого рода деятельности требуется лицензия. Для ее получения необходимо подать заявление, приложив учредительные документы.
Наверх
Напишите свой вопрос в форму ниже