Какими должны быть пункты техосмотра
Любой полис автострахования, будь то ОСАГО, КАСКО, Техпомощь или другой, требует достоверной информации о техсостоянии ТС. С 2012 года проведение данной функции было передано операторам техосмотра (ТО). Это сделало СТО привлекательным сегментом бизнеса, особенно для владельцев автомастерских, уже имевших значительную техническую базу и помещение.
Многие заинтересовались идеей открытия такой точки. Но перед тем как открыть пункт технического осмотра, следует ознакомиться с требованиями РСА для этого бизнеса и просчитать рентабельность предприятия.
Немаловажно продумать, как в условиях рыночных отношений и конкуренции сделать его привлекательным для автовладельцев, которые являются основными потребителями услуг пунктов ТО. Исходя их требований Союза Автостраховщиков, пункт техосмотра может быть только стационарным и оснащенным техническим оборудованием в необходимом объеме, опять же, регулируемым РСА.
Аккредитованный оператор ТО должен иметь адрес, что заранее исключает возможность получения диагностической карты ТС в передвижных пунктах техосмотра. Несмотря на кажущееся удобство оказания услуги мобильного ТО – она незаконна. А потому получить аттестат РСА на передвижной пункт техосмотра невозможно.
Как открыть пункт ТО
Требования к желающим проводить ТО транспортных средств достаточно просты.
Чтобы открыть пункт техосмотра, необходимо:
- иметь статус юрлица или индивидуального предпринимателя;
- пройти регистрацию в ЕГРЮЛ и налоговой инспекции;
- иметь код ОКВЭД 71.20.5 – ТО автотранспортных средств.
Проводить ТО ТС для заключения договора со страховой компанией имеют право только те, кто получил аккредитацию в РСА (Российском Союзе Автостраховщиков).
Ключевые моменты открытия пункта ТО
Весь процесс оформления разрешения на проведение ТО состоит из четырех этапов:
- юридического;
- технического;
- финансового;
- организационного.
Каждый этап предусматривает выполнение определенных действий.
Юридическая подготовка включает:
- открытие ООО или ИП;
- прохождение аккредитации пункта ТО.
Техническая составляющая включает:
- выбор места и помещения, соответствующих роду деятельности;
- техническое оснащение пункта согласно приказу Минпромторга (последняя версия за май 2021 г.).
Финансовая сторона подразумевает разработку бизнес-плана проекта. Это позволит определиться с размером вложений и сопоставить его с ожидаемой выручкой.
Ориентировочный срок окупаемости рассчитывается на основе ожидаемой прибыли.
Организационные вопросы:
- укомплектование пункта ТО квалифицированными кадрами и формирование кадрового резерва;
- обучение и повышение квалификации имеющихся специалистов;
- проведение широкой рекламой компании для привлечения клиентов.
Регистрация деятельности
Чтобы стать оператором техосмотра следует зарегистрировать предприятие по следующей схеме:
- определиться с формой собственности – оптимально ООО или ИП;
- предоставить в налоговую службу подготовленный пакет документов;
- заплатить государственную пошлину;
- определиться с наиболее выгодной формой налогообложения;
- получить нужный ОКВЭД;
- зарегистрироваться в территориально соответствующей организации медицинского и пенсионного страхования;
- получить аттестат РСА, обязательный для всех операторов ТО.
Требования к помещению
До 2012 года действовали Требования к производственно-технической базе, в которых указывались обязательные условия, применяемые к территории.
Среди требований присутствовали:
- наличие площадок для проведения стендовых испытаний тормозных систем;
- наличие подъездных путей;
- площадка для стоянки неисправных транспортных средств.
Хотя в Законе о техосмотре ФЗ №170 (от 2012 г.) требования к помещению сведены к наличию в собственности или аренде строения, имеющего адрес и зарегистрированному в установленном законодательстве порядке, существуют три критерия, которым должен соответствовать пункт технического осмотра.
Помещение должно быть:
- сквозным для проезда;
- оснащенным необходимыми коммуникациями;
- оснащенным камерами видеонаблюдения для контроля прохождения автомобиля ТО.
Требования к техническому оснащению пункта ТО
Если для помещений, в которых будет проводиться ТО, требования минимальны, то техническое оснащение такого пункта в обязательном порядке должно соответствовать приказу Минпромторга № 1677 от 6 декабря 2011 г с учетом изменений от 25 мая 2021 г.
Документ регламентирует:
- технические средства диагностирования состояния ТС;
- параметры измерения;
- диапазон измерения;
- допустимую погрешность;
- применение альтернативного оборудования или использование данного стенда для конкретной категории транспорта.
Для проведения ТО достаточно иметь лишь то оборудование, которое соответствует области аккредитации. В среднем, его закупка обойдется в сумму не менее 350 тыс. рублей, а верхняя граница может доходить до миллиона.
Требования к работникам
Помимо помещения и оборудования, станция ТО должна иметь в штате хотя бы одного технического эксперта.
Для аккредитации предпринимателя, как оператора ТО, эксперт должен соответствовать определенным требованиям РСА.
Он должен иметь:
- профильное образование;
- стаж работы по специальности;
- водительское удостоверение с категориями, включающими область аккредитации.
Какие документы нужны для открытия пункта ТО
Для организации пункта ТО лучшего всего подойдет ИП (разницу между ИП и ООО вы можете узнать в этом источнике), поэтому все дальнейшие процедуры мы будем рассматривать именно для ИП. Первым делом нужно приобрести аттестат от Российского союза автостраховщиков. Это организация контролирующая все пункты ТО, находящиеся в «частных руках». Чтобы получить такой аттестат, разрешающий работу ТО, нужно подать заявку соответствующего образца с приложенным пакетом следующих документов:
- Свидетельство о наличии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
- Регистрация ИНН.
- Выписка из ЕГРИП.
- Документы, свидетельствующие о праве собственности на помещение, в котором будет организован пункт ТО.
- Паспорта на все технические средства диагностики, которые будет задействованы в осмотре транспортных средств.
- Свидетельство о том, что вы имеете право предоставлять сведения в ЕАИС ТО – единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, куда заносятся все данные об оформленных диагностических картах.
- Квитанция об оплате аккредитации, подтвержденную банковской отметкой.
- Копию документа о профильном образовании хотя бы одного работника вашего ТО.
Важный момент: транспортные средства разделяются по категориям – от мотоциклов до грузовиков более 12 тонн, поэтому в заявлении в РАС лучше подавать заявку на аккредитацию в нескольких областях.
Срок рассмотрения заявления в РАС – 10 дней, после чего должно быть принято либо положительное решение, в результате которого данные о новом пункте ТО будут внесены в реестр, либо отрицательное, основанием для которого могут служить недостоверные поданные сведения, либо приложенные документы оформлены неправильно.
За аккредитацию установлен ежегодный платеж, плюс к этому придется также каждый год оплачивать каждую заявленную категорию права проведения ТО.
Вопросы аккредитации
Для получения статуса пункта технического осмотра автотранспорта необходимы разрешительные документы, выдачей которых, согласно Правилам аккредитации операторов ТО (утвержденных приказом Минэкономразвития), занимается РСА. Целью аккредитации является установление соответствия заявителя требованиям закона.
Для получения аттестата в РСА необходимо предоставить:
- заявление;
- учредительные документы;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- подтверждение наличия помещения – документы о собственности или аренде помещения;
- документы, подтверждающие наличие в собственности или аренде необходимых технических средств, советующих списку для выбранной категории транспорта;
- документы на предоставление услуг связи для регулярной передачи информации в единую информационную систему (ЕАИСТО), содержащую информацию об автовладельцах и их техосмотре;
- подтверждение наличия в штате технического эксперта, соответствующего установленным требованиям;
- доверенность от юридического лица для подтверждения правомочности подписи лица, поставившего подпись в заявлении;
- опись вложения;
- платежный документ, подтверждающий оплату проведения аккредитации.
Разрешение РСА выдается оператору ТО на конкретно выбранную им область – категорию ТС, досматривать которую ему дает право полученный аттестат.
Категорию нужно выбрать из списка транспортных средств:
- мотоциклы (L);
- для перевозки пассажиров, имеющее менее 8 мест (М1);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой менее 5 тонн (М2);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой более 5 тонн (М3);
- грузовые грузоподъемностью менее 3,5 тонн (N1);
- грузовые грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн (N2);
- грузовые грузоподъемностью более 12 тонн (N3);
- прицепы массой менее 0,75 тонн (О1);
- прицепы массой от 0,75 до 3,5 тонн (О2);
- прицепы массой от 3,5 до 10 тонн (О3);
- прицепы массой свыше 10 тонн (О4).
Документы, которые подают в РСА для получения аккредитации организации или ИП как оператора ТО, рассматриваются в срок не более 10 дней.
В случае выявления недостоверных данных или нарушений в установленном порядке оформления документов, РСА может вернуть документы для устранения ошибок или отказать в получении разрешения.
При положительном решении РСА вся доступная информация о новом операторе ТО заносится в официальный реестр.
Летом 2011 года функцию проведения техосмотра передали от ГИБДД частным компаниям. Теперь каждый желающий может открыть свой техосмотр и зарабатывать на этом. Документы, требующиеся для открытия частного техосмотра следующие. — учредительные документы (копии); — копия паспорта индивидуального предпринимателя; — выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; — копии документов, которые подтверждают собственность сооружений (или аренду), а также средств технической диагностики с утвержденными соответствующими техническими характеристиками; — копии документов, которые подтверждают возможность передачи информации в ЕАИС ТО; — копии документов, подтверждающие то, что в штате организации имеется по крайней мере один технический эксперт, соответствующий необходимым утвержденным требованиям; — копия документа, которым подтверждается, что лицо, подписавшее заявление, имеет право действовать от имени юридического лица; — опись прилагаемых документов; — копия платежного банковского поручения, которое подтверждает внесение оплаты за аккредитацию. Собственник коммерческого пункта проведения техосмотра имеет возможность выбрать либо одну, либо несколько областей для аккредитации, то есть в каких категориях транспортных средств он имеет право проводить осмотр. Категории транспортных средств имеются следующие: — мотоциклы (L); — транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров и имеют не больше восьми сидячих мест, кроме водителя (М1); — транспортные средства для перевозки пассажиров с более, чем восемью местами для сидения, кроме водительского, и массу не более 5 тонн (М2); — транспортные средства для перевозки пассажиров с более, чем восемью местами для сидения, кроме водительского, и массу свыше 5 тонн (М3); — грузовые транспортные средства массой не больше 3,5 тонн (N1); — грузовые транспортные средства массой свыше 3,5, но не более 12 тонн (N2); — грузовые транспортные средства с массой более 12 тонн (N3). После поступления в РАС вашего заявления, в течение 10 рабочих дней принимается решение о выдаче аттестата или об отказе, что может быть, если заявителем поданы недостоверные данные или документы оформлены с отклонениями от требований. Если принято положительное решение, вся информация о новом операторе вносится в официальный реестр. Согласно специальному постановлению Правительства РФ о размере платы за проведение аккредитации, вам придется уплатить 20 тысяч рублей и сверх того – по 10 тысяч рублей за каждый из пунктов техосмотра, которые указываются в заявлении. Аккредитацию необходимо ежегодно подтверждать, что обойдется в 15 тысяч рублей плюс еще раз по 10 тысяч рублей за каждый пункт техосмотра. Если вы при начале работы фирмы выбрали какие-то области работы, а затем собираетесь расширить их количество, если вы поменяли название компании или персональные данные владельца, то предстоит переоформление аттестата аккредитации, за что необходимо доплатить 15 тысяч рублей плюс по 10 тысяч за каждый пункт ТО. Увеличение количества пунктов техосмотра также потребует переоформления аттестата, за что придется уплатить 10 тысяч рублей и по 10 тысяч за каждый пункт, который вы указали в заявлении. Помещение для пункта техобслуживания может быть использовано любое, лишь бы подошла площадь. Но специальное оборудование необходимо. Приказом Минпромторга России от 6 декабря 2011 года № 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня» установлен следующий состав оборудования: — диагностическое оборудование для тормозных систем (роликовые универсальные стенды для проверки систем торможения автомобилей различной массы), площадочный универсальный стенд проверки систем торможения, средства проверки герметичности и давления в приводах тормозов, прибор для контроля эффективности систем торможения в дорожных условиях, нагружатель сцепного устройства для прицепов); — оборудование для диагностирования рулевого управления (прибор, измеряющий в рулевом управлении суммарный люфт, тестеры для проверки люфтов в различных деталях подвески и рулевого управления); — диагностическое оборудование для световых внешних приборов, для проверки регулировки фар и силы света; — средства диагностики шин (линейка и штангенциркуль); — диагностическое оборудование для двигателя и для его систем (дымомер, газоанализатор, прибор для контроля частоты оборотов и температуры масла, универсальный прибор, определяющий содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах, течеискатель, проверяющий герметичность системы питания, шумомер); — средства диагностирования остальных элементов (прибор, проверяющий светопропускание стекло, линейка); — компрессор, наконечники, манометр. По данным самих владельцев бизнеса этого типа, все оборудование для проведения техосмотра автомобилей может стоить от 250 тысяч до одного миллиона рублей. Если вы приобрели какое-либо оборудование для техосмотров, но не сохранили об этом соответствующие документы, факт обладания им можно свидетельством о его проверке, которое выдает Федеральное агентство по метрологии и техническому регулированию. В регионах есть комитеты этого агентства. С помещением и оборудованием все более-менее понятно, но по требованию о наличии в каждом пункте проведения техосмотра квалифицированного эксперта имеется много вопросов. Технический эксперт должен отвечать определенным квалификационным требованиям. Именно он проводит диагностирование автомобилей, принимает решение, выдавать или нет талон техосмотра, и своей подписью его заверяет. Эксперт должен обладать необходимым образованием, опытом работы и навыками. Согласно Приказу Минпромторга России утверждены требования, согласно которым техническим экспертом может быть специалист, который имеет: — профессиональное высшее образование в сфере автотранспортной деятельности, подтвержденное дипломом государственного образца, или непрофильное высшее плюс документ о повышении квалификации, или среднее профильное с дипломом о повышении квалификации. То есть высшее образование эксперта может быть не на автомобильную тематику, но должно быть получено в техническом вузе. И ему потребуется пройти курсы по программе повышения квалификации «Эксперт технического контроля и диагностики автотранспорта» с получением сертификата или диплома. В этом году еще допускается, чтобы вместо документа о повышении квалификации согласно программе «Эксперт технического контроля и диагностики автотранспорта» эксперт имел документ, подтверждающий его повышение квалификации по программе, рассчитанной для контролеров; — водительские права и стаж вождения не менее трех лет, причем по тем категориям транспортных средств, которые ему предстоит осматривать; — опыт практической деятельности. Эксперт должен не только иметь необходимые знания, но и обладать навыками практической работы в производственных условиях или в условиях контроли или ремонта автомобилей. Есть ограничения и по минимальному опыту – те, у кого имеется высшее образование, должны иметь стаж работы по специальности не меньше, чем два года, а те, у кого среднее образование – не меньше трех лет. До того, как вступил в силу новый закон, при прохождении техосмотра приходилось уплачивать госпошлину (300 рублей) и стоимость техосмотра. Начиная с этого года, коммерческие пункты техосмотров берут только плату за сам техосмотр, без пошлины. Размер стоимости услуг ограничен, причем отдельно для каждого субъекта Федерации. Дороже всего техосмотр стоит в Москве и в Приморском крае. В остальных районах стоимость почти не изменилась и, в зависимости от региона и категории транспортного средства, может составлять от 100 до 2300 рублей. Компании, которые проводят технические осмотры, имеют право самостоятельно устанавливать на свои услуги расценки, с одним лишь условием: выше максимального тарифа они быть не могут. Операторы ТО имеют право заключать договора с РСА и с производителями бланков талонов техосмотра, так что они сами обеспечивают себя новыми бланками. Компании, которые аккредитованы для этой работы, должны каждый день передавать в единую автоматическую систему (ЕАИС ТО) данные о техосмотрах, которые они провели, и о талонах, которые выдали. Прежде всего, эти данные необходимы для страховых компаний, поскольку полис ОСАГО теперь может быть выдан только при наличии талона о техническом осмотре, который выдается сроком на полгода. Специального программного обеспечения для передачи данных не потребуется: она производится через сайт ГИБДД. Действие аттестата может приостанавливаться, если, например, при передаче сведений в ЕАИС ТО вы совершили ошибку, нарушили принятую процедуру прохождения техосмотра или же не сумели пройти ежегодную процедуру, подтверждающую, что ваш пункт соответствует установленным требованиям. Если таких нарушений будет два в течение года, аттестат подлежит аннулированию. Большинство пунктов технического осмотра открываются при уже существующих автомастерских. Закон не ограничивает совмещение этих видов деятельности. Владелец пункта техосмотра не имеет права проводить техосмотр своего транспортного средства, так как основанием для проведения техосмотра является договор, а заключить договор с самим собой нельзя. В бумажном виде этот договор не существует, так как оплата услуг по проведению осмотра является подтверждением факта заключения договора. Наименьший стартовый капитал, с которым можно открывать свой пункт проведения техосмотров, составляет 500 тысяч рублей. Если других источников прибыли нет (к примеру, автомастерской), эти вложения окупятся за один год.
Ещё статьи:
- Бизнес на оффлайн квестовых играх
- Бизнес идея: Ремонт трещин на стеклах автомобилей
- Пилорама – собственный бизнес: с чего начинать?
- Заполнение документов
- Сказки на заказ
Стоимость проведения аккредитации
Стоимость услуги аккредитации оператора ТО регламентирована Постановлением Правительства РФ № 912 от 03.11.2011 г. Согласно ему оплата по каждому заявлению проводится одним платежом.
Стоимость документов на право проведения ТО составляет:
- 20 тыс. рублей — за рассмотрение документов и принятие решения;
- 10 тыс. рублей — за каждый пункт ТО, оговоренный в заявлении.
Аттестат РСА выдается на 1 год и должен ежегодно подтверждаться. Это является платной услугой.
Размер платы составляет:
- 15 тыс. рублей — за подтверждение аккредитации;
- 10 тыс. рублей — за пункт ТО.
При расширении области аккредитации оператор ТО должен заплатить:
- 15 тыс. рублей — за рассмотрение заявления;
- 10 тыс. рублей — за каждый пункт ТО.
Если предприниматель, имеющий аттестат, открыть пункт еще один пункт технического осмотра, то помимо документов, указанных в разделе про аттестацию, ему необходимо подать заявление об увеличении их количества и внести соответствующую оплату.
Размер оплаты составит:
- 10 тыс. рублей — за заявление;
- 10 тыс. рублей — за каждый новый пункт.
Аннулирование аттестата
Аттестат РСА, ранее выданный оператору ТО может быть аннулирован.
Это происходит при следующих условиях:
- предпринимателем принято решение о прекращении деятельности оператора ТО;
- прекращение деятельности ООО или ИП;
- наличие выявленных в течение года двух или более нарушений требований РСА или правил проведения ТО.
Передача полномочий проведения техосмотра транспортных средств под протекторат РСА, преследовал цель справиться с очередями в ГИБДД и устранить формальное проведение осмотра автомобиля. Практика показала, что, несмотря на наличие ряда недочетов, этот шаг полностью себя оправдал. Технически неисправных автомобилей на дорогах страны стало в разы меньше. Таким образом, операторы ТО вносят свой вклад в обеспечение безопасности движения.
Регистрация деятельности
Для предприятий, относящихся к сегменту малый бизнес, оптимальной организационно-правовой формой ведения деятельности является индивидуальный предприниматель и общество с ограниченной ответственностью.
Основные шаги
- Выбрать соответствующий организационно-правовой статус;
- подать установленный пакет документов в налоговую инспекцию;
- оплатить госпошлину;
- выбрать соответствующую форму налогообложения;
- получить в отделе статистики ОКВЭД – коды, определяющие вид деятельности;
- встать на учет в органах пенсионного и медицинского страхования;
Аккредитация операторов ТО
Для законного функционирования ПТО необходимо получить еще один документ – аттестат аккредитации оператора ТО. Органом, уполномоченным выдавать документ, является профессиональное объединение страховщиков Российской Федерации – РСА.
Основным документом, регламентирующим процедуру прохождения аккредитации операторов ТО, являются «Правила аккредитации операторов технического осмотра», утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ.
Перечислим основные моменты, определяющие процедуру получения аттестата:
- Инициатором процедуры является физическое или юридическое лицо, подавшее соответствующее заявление в органы РСА.
- Кроме заявления предприниматель предоставляет в РСА пакет документов, в который включены:
- Учредительные документы + выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- Документы, подтверждающие наличие соответствующего помещения и технического оснащения;
- Документы, свидетельствующие о наличии у руководства ПТО договоров с организациями на предоставление услуг связи (подключения к сети Интернет), необходимой для регулярной передачи данных в ЕАИС ТО (единую автоматизированную систему, которая содержит сведения о каждом автовладельце и о прохождении им процедуры в ТО в одном из аккредитованных пунктов);
- Документ, свидетельствующий о наличии в штате ПТО единицы профессионального технического эксперта;
Если от вашего имени действует уполномоченный представитель, нужно приложить доверенность, подтверждающую право на ведение лицом подобной деятельности.
Существует ряд условий, которые ведут к аннулированию аттестата аккредитации операторов ТО. К ним относятся:
- Личное решение предпринимателя о прекращении деятельности в качестве оператора ТО;
- Наличие 2-х или более нарушений в отношении требований аккредитации и правил проведения процедуры технической диагностики, допущенные в течение 12-ти месяцев (например, превышение максимального тарифа оплаты услуг);
- Прекращение деятельности в качестве ИП или юрлица.
Несколько слов о налогообложении
В качестве оптимальных видов налогообложения для данного вида деятельности является:
- Патентная система (только для ИП);
- Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход (кроме г. Москва);
- Упрощенный режим налогообложения, доходы 6 %.
Коды ОКВЭД
Вид деятельности – «Технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств», соответствует коду ОКВЭД 74.30.7.
В качестве дополнительных кодов, если в перспективе имеется расширение предпринимательской деятельности, можно указать:
Вид деятельности | ОКВЭД (раздел G) |
Торговля автотранспортными средствами | Пункт 50.1 |
Техобслуживание и ремонт автотранспортных средств | Пункт 50.2 |
Торговля автомобильными узлами, принадлежностями | Пункт 50.3 |
Розничная торговля моторным топливом | Пункт 50.5 |