Виды ответственности за ДТП
Согласно Законодательству, наказание за ДТП виновнику грозит в виде:
1, Гражданская ответственность. Она же материальная, которая возмещается виновником пострадавшему в любом случае. Это связано с тем, что материальные потери во время любого ДТП неизбежны, и здесь можно упомянуть как материальный ущерб, так и моральный и физический. Дополнительно в пользу пострадавшего могут выплачиваться и иные компенсации, связанные, например, с устраченным заработком пострадавшей стороны.
2. Административная ответственность. Она присуждается виновнику ДТП в том случае, если пострадавшим были получены лишь незначительные телесные повреждения, а сильных увечий или летального исхода удалось избежать. Для данного вида ответственности выделяют несколько типов наказания:
- лишение водительских прав до 3 лет;
- административный арест до 15 суток;
- общественные работы до 200 часов;
- административный штраф — размер зависит от вида нарушения.
3. Уголовная ответственность. Применяется в том случае, когда действия виновника ДТП повлекли за собой тяжелые телесные повреждения пострадавшего или смерть. Для таких ситуаций применяются суровые методы наказания:
- принудительные работы на срок до 5 лет;
- ограничение свободы сроком до 3 лет — ограничение передвижения и свободы в некоторых действиях;
- лишение свободы до 9 лет — нахождение в тюрьме;
- лишение прав до 3 лет.
Особенности применения:
- Уголовные и административные наказания строго индивидуальны, грозят только виновнику ДТП.
- Гражданскую ответственность, применима ко всем лица. Это условие распространяется в случае, когда авто было передано виновнику аварии по доверенности или находится в собственности юридического лица.
Наказание за ДТП виновнику может быть предъявлена как только гражданская, так и комбинированная ответственность.
Административное наказание виновнику за действия при ДТП
Согласно КоАП, к виновнику дорожно транспортного происшествия применяются дополнительные меры наказания, за поведение после совершенного ДТП, к одним из суровых относятся:
- скрылся с места происшествия — административный арест на 15 суток или лишение прав от 12 до 18 месяцев;
- дача взятки сотруднику ДПС — от штрафа, 15-30 размеров полученной взятки до штрафа 70 размеров полученной взятки и лишение свободы 7-12 лет;
- нарушение правил оставления ТС на месте ДТП без изменений до приезда сотрудника ГИБДД — административный штраф 1000 рублей;
- не оказание первой медицинской помощи пострадавшим — от штрафа менее 40 тысяч рублей до лишение свободы до 1 года;
- совершение ДТП в состоянии алкогольного, психотропного или наркотического опьянения — наказание в виде штрафа до 30 000 рублей и лишение водительских прав на 2 года.
Действия водителя в различных экстремальных ситуациях
В этой статье мы разберём действия водителя в различных экстремальных ситуациях. Никто не застрахован от подобных случаев и важно в ответственный момент не растеряться и иметь чёткое представление, как действовать в сложившейся ситуации.
Попадание машины в воду
Машина может оказаться в воде в результате столкновения на мосту, падения в кювет или в болото с водой.
При некоторых авариях ни водитель, ни пассажиры открыть дверцы не успевают, но машина может какое-то время находиться на плаву. В этом случае необходимо освободиться от ремней безопасности, выбить монтировкой или молотком заднее стекло. Если это невозможно, то упереться ногами в заднее стекло и выдавить его. Затем покинуть машину.
Если машина погружается в воду, постарайтесь сохранить хладнокровие и освободитесь от ремней безопасности. Покидают машину в первую очередь женщины и дети. Старайтесь перебраться в заднюю часть салона, т. к. тяжелый от двигателя «передок» заставит машину погружаться быстрее, зарываясь носом, в результате чего «воздушный мешок» будет образовываться в верхней точке салона, приходящейся на его заднюю часть. Помня, что воздуха в машине хватит на 2-3 минуты, избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги, выдавите заднее стекло, или попытайтесь открыть дверцу и покинуть машину. Лучше всего сделать это в тот момент, когда салон хотя бы наполовину заполнен водой. Следует включить фары и освещение салона — это поможет службе спасения найти машину.
Попадание камня или другого предмета в ветровое стекло
Попадание в ветровое стекло постороннего предмета всегда является неожиданным для водителя. В этот момент как никогда необходим опыт и сохранение хладнокровия. Плавно затормозите, не меняя направления движения, выйдите из машины, осмотрите повреждение и после этого принимайте решение.
Если осколки стекла попали в салон, надо очень плавно начать торможение, съехать на обочину, оказать доврачебную взаимопомощь, особенно в случаях травм лица, головы.
Если вы опасаетесь, что мелкие осколки стекла попали в отверстие отопительной системы, ни в коем случае не включайте ее. Вернувшись в гараж или на место стоянки, вскройте отопительную систему и удалите осколки, воспользовавшись, если это необходимо, пылесосом.
Отказ двигателя на железнодорожном переезде
При приближении поезда заглох двигатель. В данном случае — главное, не растеряться и покинуть автомобиль, с тем чтобы сохранить жизнь себе и пассажирам.
Водитель громким голосом обязан подать команду пассажирам: «Расстегнуть ремни безопасности, выйти из машины!» Одновременно водитель делает то же самое, приоткрывает дверцу, включает стартер и третью передачу, двигается через переезд. В случае, если состав далеко, просит пассажиров подтолкнуть машину.
Действия водителя в гололед при экстремальной ситуации
Чаще всего экстремальные ситуации возникают при резком торможении на «лысой» резине или в гололед. Что нужно делать при заносе в этих случаях?
Самое главное, зная время года и состояние резины, не тормозить резко, включить пониженную передачу и крутить руль в противоположную от заноса сторону.
Не забудьте дать команду пассажирам сгруппироваться и держаться за поручни: должно сработать подсознание.
Если зимой, подготавливая машину к поездке, вы не очистите крышу автомобиля от снега, то при экстренном торможении подтаявший снег может сползти на лобовое стекло и закрыть обзор.
Выезд на встречку
Как правило, наиболее часто экстремальные ситуации возникают в связи с выездом на полосу встречного движения. Причин этому немало. Остановимся на некоторых из них. Об обгоне было сказано здесь. Рассмотрим, какие еще существуют причины.
Неисправность автомобиля в дороге
Остановите автомашину, осмотритесь, постарайтесь устранить неисправность или попытайтесь отбуксировать транспортное средство.
Заклинивание педали газа
— скорее всего, отказала одна из пружин, возвращающих педаль в нейтральное положение.
Ногой подденьте педаль и возвратите ее в верхнее положение. Осмотревшись, выключите двигатель, включите правый поворот и, притормаживая, подъезжайте к краю дороги. Затем попытайтесь отремонтировать педаль газа
Отказ тормозов автомобиля.
Основными причинами могут быть: мокрые тормозные колодки, обрыв тормозного шланга, неисправность главного тормозного цилиндра и т. п.
Что и как в этих случаях необходимо сделать:
- Использовать переход на более низкую передачу, качками нажимая на тормозную педаль.
- Использовать ручной тормоз, плавно передвигая рычаг и крепче удерживая руль.
- Перейти на пониженную передачу:
- снимите ногу с педали газа;
- выжмите педаль сцепления;
- переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение;
- отпустите сцепление;
- прогазуйте двигатель: нажмите на педаль газа и тотчас отпустите ее;
- выжмите педаль сцепления;
- перейдите на более низкую передачу;
- отпустите сцепление.
Повторяйте действия, пока не перейдете на первую передачу.
Провалилась педаль тормоза.
Сразу перейдите на пониженную, как правило, вторую передачу, затем несколькими качками педали тормоза затормозите (не забывайте — автомобиль снабжен 2-контурной системой тормозов).
При отказе ручного тормоза
на подъёме используйте технику торможения правой ногой при одновременном давлении на педаль газа:
- поставьте правую ногу носком на педаль газа, а пяткой — на педаль тормоза;
- отпустив левой ногой сцепление, начинайте ослаблять давление пятки правой ноги на тормоз, усиливая при этом нажатие на педаль газа. Попытайтесь перейти на пониженную передачу (сначала на вторую, а затем на первую) и выключить двигатель, не трогая сцепления.
Штрафы за ДТП
Рассмотрим наиболее частые и суровые штрафы за ДТП предусмотрены для нарушителей. Размеры всех штрафов можно узнать из таблицы штрафов.
Провоцирование аварийной ситуации
Штраф за создание аварийной ситуации на дороге (ст 12.14 КоАП РФ) — предупреждение или штраф 500 рублей
ДТП с пострадавшими
- легкий вред здоровью: штраф 2500 — 5000 рублей;
- средний вред здоровью: штраф 25000 — 30000 рублей и лишение прав на 12 — 18 месяцев;
- тяжелый вред здоровью: от штрафа 2500 рублей до, лишение водительских прав и тюремное заключение до 7 лет.
Несоблюдение дистанции
Штраф за несоблюдение дистанции составляет 1500 рублей (ст.12.15 КоАП РФ).
Не соблюдение дорожной разметки и знаков дорожного движения
Размер наказание за игнорирования ПДД при движении по дорожной полосе и совершая повороты, развороты и иные маневры:
- движение по разделительной линии разметки — штраф 500 рублей;
- не включении сигнала поворота при перестроении или ином маневре — штраф 500 рублей;
- совершение поворота или разворота с полосы не предназначенной для данного маневра — штраф 1500 рублей;
- движение по автобусной полосе — штраф 1500 — 3000 рублей;
- движение по велосипедным и пешеходным дорожкам — штраф 2500 рублей;
- обгон ТС через сплошную — штраф 5000 рублей или лишении прав до 6 месяцев.
Создание ситуации, повлекшей аварию
В практике ГИБДД и по опыту автомобилистов известно множество случаев, когда ДТП было спровоцировано участником движения, который сам его избежал:
- На перекрестке автомобиль L повернул направо на зеленый сигнал светофора. И увидел, что на него едет D, проскочивший на красный. L резко свернул вправо и нажал на тормоз, чтобы избежать столкновения с D. В результате он въехал в бок автомобиля Z, движущегося по правой полосе. И в него же влетела идущая следом машина.
Очевидно, что аварию спровоцировал D. Но виновным назвали водителя L, так как инспектор посчитал, что он должен был принять на себя удар D, а не создавать аварийную ситуацию для других машин. Это решение должно быть опротестовано в суде, так как здесь хорошие шансы наказать реального провокатора аварии.
- Автомобиль V едет по трассе с разрешенной скоростью 80 км/ч. Его обгоняет машина W, причем в области действия запрещающего этот маневр знака. Из-за ближайшего поворота ему навстречу выезжает третий автомобиль. Во избежание столкновения с ним и грузовиком ремонтирующей полотно службы W резко перестраивается на полосу V прямо перед ним и так же внезапно тормозит. Водитель V тоже пытается остановиться.
Но так как это происходит на значительной скорости, а у автомобилиста нет достаточного опыта, ТС улетает в кювет. А W остается неповрежденным. В этой ситуации справедливым и законным было бы признать виновным его водителя. Ведь он нарушил ПДД, использовал опасное вождение, что привело к аварии.
Ещё на AutoLex.Net:
Основные и второстепенные причины возникновения ДТП
- Автомобиль L едет по главной дороге. На перекрестке ему не уступает проезда машина D, двигающаяся по второстепенному пути. Желая избежать столкновения, L сворачивает на тротуар и врезается в дерево. А D, который спровоцировал эту ситуацию, не сбавляя скорости, едет дальше. Его водителя признал виновным суд.
Но автомобилист, спровоцировавший происшествие, упорно не желал с этим соглашаться и подал заявление в высшую инстанцию. Он считал, что вообще не участвовал в ДТП, и судить его не за что. Кроме того, водителю D предъявили обвинение в оставлении места аварии, с чем он тоже не согласился. И все же другой судья подтвердил прежнее решение и о виновности, и о необходимости наказания за побег.
- Автомобиль N проскакивает перекресток на красный сигнал светофора. Машина Z, которая движется на зеленый свет, резко тормозит, стремясь избежать столкновения с нарушителем. В результате в него врезается идущий следом автомобиль F. Его водителя в большинстве случаев и признают виновным. Хотя фактически ДТП организовано тем, кто управлял N. Но чтобы доказать это, водителю F потребуется немало усилий и хороший адвокат.