Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Кто может не уплачивать утилизационный сбор?
Рассмотрим обстоятельства, при которых лицо освобождается от выплаты сбора:
- Срок эксплуатации авто составляет более 30 лет. При этом освобождение от сбора актуально только при соблюдении следующих обстоятельств: авто не эксплуатируется в коммерческих целях, запчасти (кузов, двигатель) на ТС являются оригинальными.
- ТС принадлежит диппредставительствам, консульствам, международным структурам. Освобождение от сборов актуально для всех сотрудников этих образований.
- ТС ввозится в РФ в статусе личной собственности людьми, участвующими в программе по переезду россиян из-за границы.
ВАЖНО! Если представители двух последних категорий продают авто, УС выплачивается покупателями ТС.
С 1 апреля 2021 года изменились ставки утильсбора (+новые ставки)
Подробности Категория: Статьи Опубликовано 01.04.2018
С 1 апреля 2021 года в России проиндексированы ставки утилизационного сбора на легковые автомобили, автобусы, грузовики и прицепы.
19 марта 2021 года Правительство утвердило Постановление №300, согласно которому ставки утильсбора изменились с 1 апреля 2018 года, сообщает портал . Документ подписал Дмитрий Медведев.
Утильсбор на легковые автомобили с 1.04.2018
Что касается легковых автомобилей, то базовая ставка утильсбора осталась прежней — 20 тысяч рублей. Однако, коэффициенты, на которые умножается эта ставка, с 1 апреля заметно выросли. К примеру, рост утильсбора для самого популярного класса легковых автомобилей с моторами объемом от 1,0 до 2,0 литра составил аж 90%.
Утилизационный сбор на легковые автомобили с 1 апреля 2018 (новые)
Тип транспортного средства | Коэффициент расчета | Сумма сбора, руб. | Изменение |
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 1,63 | 32 600 | +15% |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 1000 см³ | 1,65 | 33 000 | +16% |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000, но не более 2000 см³ | 4,2 | 84 000 | +90% |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 2000, но не более 3000 см³ | 6,3 | 126 000 | +49% |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3000, но не более 3500 см³ | 5,73 | 114 600 | — |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см³ | 9,08 | 181 600 | — |
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 0,17 | 3 400 | — |
Утилизационный сбор на легковые автомобили с 1 апреля 2018 (старше 3 лет)
Тип транспортного средства | Коэффициент расчета | Сумма сбора, руб. | Изменение |
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 6,1 | 122 000 | +15% |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 1000 см³ | 6,15 | 123 000 | +16% |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000, но не более 2000 см³ | 15,69 | 313 800 | +90% |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 2000, но не более 3000 см³ | 24,01 | 480 200 | +49% |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3000, но не более 3500 см³ | 28,5 | 570 000 | — |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см³ | 35,01 | 700 200 | — |
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 0,26 | 5 200 | — |
Утильсбор на автобусы с 1.04.2018
Размер утильсбора на автобусы зависит от объема двигателя:
- до 2,5 л
- 2,5-5 л
- 5-10 л
- более 10 л
Наибольший утильсбор грозит автобусам с двигателями объемом свыше 10 литров — 570 тыс руб для новых и 897 тыс руб для автобусов старше 3 лет.
Утильсбор на грузовые автомобили с 1.04.2018
Увеличение утилизационного сбора коснулось грузовых автомобилей и спецтехники. Так, максимальный утильсбор распространяется на седельные тягачи полной массой 12-20 тонн старше 3 лет. За каждый такой автомобиль придется отдать аж 3 млн 469 тыс 500 рублей. По 2 млн 035 тыс 500 руб придется отдать за б/у грузовики полной массой 20-50 тонн: седельные тягачи, самосвалы, фургоны, рефрижераторы.
Увеличение утильсбора на руку отечественным заводам. Такие крупные игроки рынка, как «КАМАЗ» и «ГАЗ» традиционно получают госсубсидии, которые покрывают затраты по уплате утильсбора. Естественно, хуже станет ситуация для импортной техники, особенно старше 3 лет, ставки на которую сделали ее ввоз на территорию РФ просто невыгодным.
Напомним, в конце 2021 года «КАМАЗ» сообщил, что инициатива Минпромторга по индексации утилизационного сбора в 2021 году не повлечет повышения розничных цен на продукцию компании. Инициатива министерства отвечает сложившейся рыночной конъюнктуре, а также оправдана с экологической точки зрения. Оказываемая значительная государственная поддержка отрасли в виде мер стимулирования спроса, поддержки производства экологически чистой и перспективной автомобильной техники позволит нивелировать повышение утилизационного сбора, считают на автогиганте.
Утильсбор на прицепы и полуприцепы с 1.04.2018
Согласно документу, с 1 апреля 2021 года проиндексирована ставка утилизационного сбора на колёсные транспортные средства (шасси) и прицепы. Кроме того, в соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» полуприцепы и прицепы теперь отнесены к колёсным транспортным средствам. Внесёнными изменениями механизм взимания утилизационного сбора распространён и на полуприцепы, чего раньше не было. Целью принятого решения является создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов, сообщает .
Напомним, ранее в России действовал утилизационный сбор только на прицепы, причем полной массой свыше 10 тонн. На полуприцепы сбор не распространялся. Это было по меньшей мере странно, так как всем было ясно, что утильсбор является заградительной мерой против ввоза старой импортной техники, которая бы могла конкурировать с российскими производителями. И наибольшим спросом в нашей стране пользовались как раз полуприцепы, а не прицепы — ввозилась б/у техника из Европы: шторные магистральные полуприцепы, рефрижераторы, самосвальные полуприцепы, цистерны и т.д.
Теперь для полуприцепов и прицепов ввели одинаковый утильсбор. Если за новый полуприцеп или прицеп придется оплатить всего 75 тыс. рублей, то на технику старше 3 лет утильсбор обойдется уже в 1 млн 207 тыс. 500 рублей.
Все ставки утилизационного сбора с 1 апреля 2021 года
Как рассчитывается размер утилизационного сбора?
УС рассчитывается по этой формуле:
УС = БС * К
где:
- УС – размер сбора;
- БС – базовая ставка;
- К – используемый коэффициент, который определяется на основании Перечня размеров УС, установленных Постановлением Правительства от 06.02.2016 N 81.
Существует всего две ставки:
- 20 тысяч рублей на легковые авто, которые не используются в коммерческой деятельности.
- 150 тысяч рублей на грузовые машины, автобусы, а также легковые ТС, которые используются в коммерческой деятельности.
Коэффициенты установлены законом. Их много, и определяются они исходя из следующих факторов:
- Размеры.
- Вес.
- Объем двигателя.
К примеру, коэффициент для легкового авто старше трех лет массой меньше 2,5 тонн составит 0,88. Именно это значение будет использоваться при расчетах.
Пример расчетов
Был приобретен импортный бульдозер (массой не более 10 тонн) со сроком эксплуатации меньше 3 лет. Базовая ставка составит 150 000 рублей, так как спецтехника будет использоваться в коммерческих целях. Коэффициент для авто рассматриваемого типа равен 4. Производятся следующие расчеты:
150 000 * 4 = 600 000 рублей.
Именно эту сумму нужно будет уплатить при ввозе авто рассматриваемого типа из-за границы.
Кто не платит утилизационный сбор на авто в 2018-м?
Список лиц, которых не касаются суммы и ставки утилизационного сбора на автомобили, определен в ч.6. ст. 24 ФЗ-89 от 1998г. Под уплату сбора попадают следующие легковые, грузовые и самоходные транспортные средства :
- ТС со сроком эксплуатации не более 3 лет с момента выпуска и попадающие под правила свободной таможенной зоны. Это правило работает в Калининградской области. Под него также попадают ТС, проходящие по особой процедуре в соответствии с Постановлением Правительства. Последнее выносится ежегодно в отношении изменения коэффициентов, сумм, правил расчета и категорий попадающих под сбор автомобилей.
- Машины, эксплуатируемые более 30 лет с момента выпуска при условии сохранности оригинального кузова и двигателя. К этой же категории относятся отреставрированные до оригинального состояния авто с аналогичным сроком использования.
- Автомобили, доставляемые в РФ исключительно для личного пользования граждан, участвующих в госпрограмме по поддержке переселенцев и беженцев.
- Принадлежащие дипломатическим службам и представительствам, а также членам семей их сотрудников ТС завезенные или произведенные в России.
Куда уплачивать сбор при ввозе авто из-за границы?
Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:
- Форму расчета утилизационного сбора (должна быть полностью заполненной).
- ПТС на машину, по которой производятся платежи.
- Копии бумаг, которые подтверждают соответствие характеристик машины данным, указанным в расчете (к примеру, сертификат соответствия, соответствующие заключения экспертизы, сопроводительные документы).
- Договор купли-продажи на ТС.
- Платежные документы, подтверждающие совершения выплат.
- Если в процедуре участвует доверенное лицо, на него понадобится доверенность. После предоставления всех данных документов специалисты проверяют верность выполненного расчета, достоверность бумаг, выплаты на счет ФК. После этого ставится отметка в ПТС о произведении выплат утилизационного сбора.
ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.
Расчет сбора для грузовых авто
Утилизационный сбор на авто 2021 и порядок его расчета производится по простой формуле. Определяющее значение для итоговой суммы имеет установленный соответствующим Постановлением правительств коэффициент. На 2018-й год данный для расчета берутся их Постановления № 300 от 19.03.2018г. Он един для всей страны и классифицируется по маркам автомобилей. Конечный итог к уплате определяется как произведение установленного коэффициента и базовой ставки. При этом для каждого типа автомобилей действует свой коэффициент в зависимости от объема двигателя, грузоподъемности, возраста автомобиля.
Например:
- Фургоны и ТС, рассчитанные на 20-50 т, возрастом до 3 лет имеют коэффициент 5,5. При базовой ставке 150 000 руб. сумма сбор выглядит так: 150 000 *5,5 = 825 000 руб.
- Для самосвалов грузоподъемностью от 12 до 20 т подлежащий уплате сбор равен от 418 000 до 1 735 500.
- ТС, рассчитанные на грузы меньше 2,5 тонн, облагаются сбором в 142 500 руб. (новые и до 3 лет) и 151 500 руб. (от 3 лет и старше).
Похожие статьи
- Утилизационный сбор на квадроциклы 2018
- Утилизационный сбор на полуприцепы
- Новый утилизационный сбор 2018
- Особые отметки в ПТС — утилизационный сбор
- Повышение утилизационного сбора 2018
Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?
Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:
- Выяснить коды бюджетной классификации.
- Оформить расчет УС по установленной форме.
- Записаться на прием в местный ФНС.
Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:
- Формой расчета УС (заполненной).
- ПТС на авто, на которое платится сбор.
- Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.
К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.
Отметка в ПТС об уплате утилизационного сбора
После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка. На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки». Отличается красным цветом. Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:
- ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
- Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.
В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.
Ответственность за неуплату сбора
Сама по себе неуплата утилизационного сбора не влечет за собой никаких санкций. К нарушителям не применяются даже штрафы. Однако это вовсе не значит, что игнорирование закона пройдет безнаказанно. Автомобиль, в ПТС которого не стоит красной отметки, не может пройти регистрационный учет. В свою очередь, за ТС, не поставленные на регистрационный учет (статья 12.1 КоАП РФ), налагается штраф:
- 500-800 рублей – первое нарушение.
- До 5 000 рублей или лишение водительских прав длительностью до 3 месяцев – повторные нарушения.
По этой причине сбор выгоднее уплатить.
Утилизационный сбор – 2021: ставки выше, охват шире
Вступили в силу изменения, касающиеся уплаты утилизационного сбора на автомобили и прицепы. Размер сбора повысился в среднем на 15 %, добавлены виды и категории транспортных средств, в отношении которых он уплачивается. По оценкам Минпромторга, дополнительные доходы бюджета в результате пересмотра размеров сбора могут составить около 5 млрд рублей в год.
Михаил Ожерельев
Базовая ставка для легковых автомобилей осталась прежней (20 000 руб.), а вот коэффициенты расчета суммы утильсбора по многим позициям существенно изменились. В результате сбор с малолитражек объемом двигателя до 1 литра вырос на 16 %, а для самого популярного класса легковушек с моторами объемом 1,0–2,0 литра прибавка составила 90 %. Затронула индексация легкие коммерческие автомобили и электрокары. Для транспортных средств с электродвигателями (за исключением машин с гибридной силовой установкой) сбор повысился на 15 %. К слову, в Аналитическом центре при правительстве РФ отмечают, что поддержка спроса на электромобили не требуется – объем спроса пока минимален. (Табл. 1.)
Изменение утилизационного сбора для новых легковых автомобилей, выпущенных на территории РФ | |||||
Тип ТС | Коэф. расчета до 01.04.2018 | Сумма сбора до 01.04.2018, руб. | Коэф. расчета после 01.04.2018 | Сумма сбора после 01.04.2018, руб. | Изм., % |
С электродвигателями (за исключением гибридов) | 1,42 | 28 400 | 1,63 | 32 600 | +15 |
С рабочим объемом двигателя не более 1000 см3 | 1,42 | 28 400 | 1,65 | 33 000 | +16 |
С объемом двигателя св. 1000, но не более 2000 см3 | 2,21 | 44 200 | 4,20 | 84 000 | +90 |
С объемом двигателя св. 2000, но не более 3000 см3 | 4,22 | 84 400 | 6,30 | 126 000 | +49 |
С объемом двигателя св. 3000, но не более 3500 см3 | 5,73 | 114 600 | 5,73 | 114 600 | 0 |
С объемом двигателя св. 3500 см3 | 9,08 | 181 600 | 9,08 | 181 600 | 0 |
Ввозимые физлицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 0,17 | 3400 | 0,17 | 3400 | 0 |
Для тяжелой коммерческой техники коэффициенты расчета не изменились. Утилизационный сбор платят производители и импортеры транспортных средств. Он был введен 6 лет назад со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили. Мера касается как новых, так и подержанных машин, ввозимых в страну. Однако отечественным производителям, локализовавшим производство автомобилей в России, правительство компенсирует эти затраты субсидиями.
Резкое повышение тарифа в нынешних условиях выглядит необдуманно, ведь российский рынок в прошлом году только начал восстановление (+12 %), а рост цен на автомобили может зарубить эту тенденцию на корню. Прежде всего может пострадать сегмент относительно недорогих автомобилей. Но если власти вдруг решат отменить субсидии российским заводам (вполне реальный сценарий по нынешним временам), то повышение цен затронет весь рынок.
Повышение утильсбора в качестве метода защиты рынка может быть корректно лишь в случае с подержанными автомобилями, но ставка для частных лиц сохранилась на прежнем уровне, и она невысока: за машину не старше трёх лет, ввозимую для личного пользования, нужно отдать всего 3400 рублей, а за более старую – 5200 оублей.
Изменения также коснулись перечня видов транспортных средств, в отношении которых утвержден утилизационный сбор. В частности, в раздел прицепной техники (категория О4) добавлены полуприцепы. Напомним, в предыдущей редакции постановления об утилизационном сборе (ПП № 1291 от 26.12.2013 г.) в списке фигурировали только прицепы, что было малообъяснимо, поскольку прицепы и полуприцепы, по сути, отличаются лишь способом сцепки с тягачом. (Табл. 2.)
Перечень прицепов категории О4, в отношении которых уплачивается сбор | ||
Виды и категории ТС | Коэффициент расчета суммы сбора | |
Новые ТС | ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет | |
Полные прицепы | 0,5 | 8,05 |
Полуприцепы | 0,5 | 8,05 |
Прицепы с центральной осью | 0,5 | 8,05 |
Ранее сообщалось, что инициаторами введения расширенного перечня, в частности, выступили крупные российские предприятия, специализирующиеся на выпуске прицепной техники. Они предложили главе кабмина Дмитрию Медведеву ввести сбор на собственную продукцию, аргументируя это тем, что прицепная техника является неотъемлемой частью большегрузных автопоездов и, соответственно, нуждается в утилизации наравне с тягачами и колесными шасси. Особую озабоченность российских компаний-производителей вызвала проблема с импортом подержанной техники. Согласно данным Росстата, объем импорта автомобильных прицепов и полуприцепов для грузовиков в 2017 году составил 29 400 единиц. Примерно 40 % импорта составляет подержанная техника. Причем каждый третий полуприцеп используется для перевозки опасных грузов и по правилам Евросоюза должен утилизироваться в нем, а не в России.
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении прицепной техники равна 150 000 руб. Для новых транспортных средств коэффициент составляет 0,5, а для техники, бывшей в эксплуатации, – 8,05.
Очевидно, что плата за утилизацию в итоге полностью или частично ляжет на плечи конечного покупателя, неважно, коммерческий это автомобиль или легковушка. Но есть и другая проблема – неясность правил игры для производителей, принимающих на себя обязательства обеспечить безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты изделием своих потребительских свойства. И эта проблема видится весьма серьезной.
Новости СМИ2
Обсуждение Отменить
Хочу получать самые интересные статьи
Что делать, если сбор выплачен в большем размере?
В этом случае оставляется заявление о возврате средств. Направляется оно в тот орган, где был уплачен УС. Кроме документа, нужно предоставить следующие бумаги:
- Платежные документы, свидетельствующие о выплате УС.
- Подтверждение того, что сбор был выплачен в избыточном размере (к примеру, разница между проведенным расчетом и суммой, указанной в платежном поручении).
- Заявление рассматривается в течение месяца. После этого принимается решение. Если уполномоченный орган отказывает в возврате, отказ должен быть аргументирован.
ВНИМАНИЕ! Обратиться с требованием вернуть средства по излишне уплаченному УС можно в течение трех лет с момента совершения платежа. Однако делать это лучшее быстрее, так как средства не индексируются. То есть через три года они будут выданы в том же объеме, в каком были уплачены. Очень вероятно, что большую сумму денег «съест» инфляция.
Большинство ЮЛ и ФЛ не сталкиваются с необходимостью уплаты УС. Однако если она возникла, нужно разобраться в порядке перечисления средств. Существует много нюансов. При одних обстоятельствах средства перечисляются в один уполномоченный орган, в других – в другой. После совершения выплат нужно обязательно сохранить платежный документ. Он подтвердит факт и размер платежа, если это потребуется.