Что нужно знать про утилизационный сбор на спецтехнику.


Последние новости:

25.11.2019 г. премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о повышении ставок утильсбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в России с 1 января 2021 года.

13.06.2018 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 года «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ №81 от 06.02.2018 г.», в соответствии с которым:

  1. Повышение базы для исчисления утилизационного сбора на спецтехнику составило с 150 000 руб. до 172 500 руб. без НДС. Размер базы с НДС вырос с 177 000 руб. до 203 550 руб.
  2. Коэффициент для расчета утильсбора теперь привязан к мощности двигателя.
  3. Срок предоставления в таможенные органы документов об уплате – 15 рабочих дней. За неуплату в срок идет начисление пени.
  4. За самоходные погрузчики с электрическим двигателем тоже нужно платить сбор.

Все физические и юридические лица, покупающие или выпускающие спецтехнику в России, обязаны заплатить разовый утилизационный сбор. Он предназначен для сохранения и улучшения экологической ситуации и направляется в госбюджет.

Постановлением Правительства РФ утверждены ставки утилизационного сбора на спецтехнику в 2021 году: автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, перегружатели колесные, катки дорожные, погрузчики, краны, трубоукладчики, прицепы, тракторы, квадроциклы, снегоходы, комбайны, самосвалы и самоходные машины.

Как уплачивается утилизационный сбор на спецтехнику

В п.3 ст.24.1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» определяются 2 взимателя сбора за утилизацию:

  • Федеральная таможенная служба ‒ при ввозе спецтехники на российскую территорию из других стран;
  • Федеральная налоговая служба ‒ с производителей, работающих на территории России, а также лиц, купивших здесь спецтехнику у продавцов, не заплативших сбор.

Законодательство обязывает плательщика самому представлять нужные документы и переводить деньги на счет Федерального казначейства по кодам:

  • 182 1 1200 120 ‒ за самоходные машины, прицепы, выпущенные в РФ;
  • 182 1 1200 120 ‒ за колесные транспортные средства.

Расчет размера утилизационного сбора

Как указано в п. 3 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно (ранее действовало такое же требование). Размер сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства рассчитывается путем умножения базовой ставки на коэффициент, предусмотренный для конкретной позиции. Для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1 (в том числе повышенной проходимости категории G), специальных и специализированных транспортных средств указанной категории базовая ставка составляет 20 000 руб. В остальных случаях применяется базовая ставка, равная 150 000 руб.
Что касается коэффициента расчета утилизационного сбора, его размер зависит от даты выпуска транспортного средства, массы и других физических характеристик ТС. Для новых транспортных средств установлена намного меньшая величина коэффициента, нежели для транспортных средств, с даты выпуска (имеется в виду дата изготовления колесного ТС) которых прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска год выпуска устанавливается по году изготовления, указанному в идентификационном номере ТС. При этом трехлетний срок следует начинать исчислять с 1 июля года изготовления.

Пример

Предприятие осуществляет производство автобетоносмесителей.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора при производстве автобетоносмесителей равна 150 000 руб., коэффициент расчета – 3. Значит, утилизационный сбор с каждого выпущенного транспортного средства составит 450 000 руб.

Еще один момент: размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе колесных транспортных средств либо шасси, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется следующим образом. Из суммы утилизационного сбора, подлежащей уплате исходя из новых реалий, вычитается сумма сбора, уплаченная ранее. Полученная разница (если она имеет положительное значение) и есть подлежащий уплате сбор.

Если разница будет иметь отрицательное значение, утилизационный сбор в данной части не признается ни излишне уплаченным, ни излишне взысканным (п. 24 Правил), поэтому плательщику разницу не вернут.

Необходимые документы

Сбор с новой спецтехники оплачивается изготовителем, о чем в техпаспорте ставится подтверждение.

По истечении 3 рабочих дней после уплаты утилизационного сбора покупатель ТС представляет в налоговую инспекцию расчет его величины. К нему прилагаются:

  • бланки техпаспортов;
  • дубликаты сертификатов, деклараций соответствия либо заключение органа по сертификации о том, что такой технике не требуется обязательная оценка соответствия, при наличии ‒ копии товаросопроводительных документов;
  • дубликаты паспортов на самоходные машины, за которые утилизационный сбор был уже уплачен, но их преобразовали в такие формы, на которые выдаются новые паспорта;
  • дубликаты квитанции об уплате сбора.

При соблюдении всех правил в техпаспорте проставляется соответствующая отметка.

При ввозе автогрейдера, комбайна, бульдозера, экскаватора, перегружателя, дорожного катка, погрузчика, крана, трубоукладчика, прицепа, трактора, квадроцикла, снегохода, самосвала, самоходной машины из-за границы с уплатой нужно уложиться в срок, отведенный на растаможивание. Сделать это можно на таможне. Для процедуры необходимы:

  • заполненная форма расчета сбора;
  • паспорт технического средства, по которому ведется платеж;
  • копии документов, подтверждающих идентичность характеристик машины данным, приведенным в расчете;
  • договор купли-продажи;
  • подтверждающие оплату документы.

После проверки в ПТС отмечается, что утилизационный сбор оплачен.

К сохранению платежного документа нужно отнестись серьезно ‒ в спорных ситуациях он подтвердит и факт, и сумму платежа. В счет компенсации других платежей утилизационный сбор за спецтехнику зачтен быть не может.

Утилизационный сбор в 2021 году

Стремясь обеспечить плательщикам утилизационного сбора максимально комфортные условия для внесения платежа, ФНС России разместила на своем сайте специальную страницу, на которой можно самостоятельно разобраться во всех аспектах начисления данного платежа, процедуре его уплаты, определить размер сбора. На этой же странице дан полный перечень документов, которые требуется предоставить.

Формула расчета величины рассматриваемого сбора достаточно проста:

Сумма сбора = Базовая ставка * Установленный коэффициент

На сегодняшний день базовая ставка составляет 172 500 рублей (без НДС).

Второй показатель (УК) напрямую зависит от типа техники. Чем она мощнее, тем выше утилизационный сбор.

Порядок осуществления платежа

Действующим законодательством РФ определены две федеральные структуры, имеющие полномочия на взимание утилизационного сбора:

  • ФТС – для импортной техники (при ее ввозе в страну);
  • ФНС – для российских производителей самоходной спецтехники и лиц, перечисленных во втором абзаце настоящей статьи.

Предоставление требуемого пакета подтверждающих документов, внесение платежа по реквизитам Федерального казначейства возлагается на плательщика.

Утилизационный сбор, вносимый за новую спецтехнику, изготовленную в России, платит производитель. Отметка об этом обязательно проставляется в ПТС на каждое изделие.

Не позднее, чем через три рабочих дня после внесения оплаты, плательщик обязан представить в ФНС произведенный расчет величины сбора с приложением:

  • бланка техпаспорта на каждое изделие;
  • дубликата сертификационного документа, подтверждающего отсутствие необходимости проведения обязательной оценки ее соответствия;
  • дубликатов паспортов на технику, за которую сбор уже внесен, после чего ее переделали таким образом, что настала необходимость оформления нового техпаспорта;
  • копии (дубликата) квитанции, подтверждающей оплату сбора.

В случае оплаты утилизационного сбора в ФТС платеж должен быть проведен в сроки, установленные для процедуры растаможивания. При этом потребуется предоставить:

  • форму расчета величины вносимого сбора;
  • ПТС на технику, за которую осуществляется платеж;
  • копии документов, подтверждающих, что параметры спецтехники идентичны указанным в формуле;
  • договор на покупку;
  • документы, подтверждающие внесение оплаты.

Поделиться

Возврат к списку

старше 3-х летМасса до 2,5 т178 500189 000Масса от 2,5 до 3,5 т300 000432 000Масса от 3,5 до 5 т300 000456 000от 5 до 8 т313 500786 000от 8 до 12 т438 0001 192 500от 12 до 20 т496 5001 735 500Седельные тягачи от 12 до 20 т850 5003 469 500Автосамосвалы от 12 до 20 т418 5001 735 500Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т507 0001 735 500от 20 до 50 т1 002 0002 035 500Седельные тягачи от 20 до 50 т1 002 0002 035 500Автосамосвалы от 20 до 50 т945 0002 035 500Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т825 0002 035 500
Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей285 0001 725 000
Автобетоносмесители853 5002 242 500

Кто обязан платить сборы?

  • При ввозе ТС из-за границы;
  • При покупке авто у граждан или организаций, которые освобождены от уплаты или не уплатили средства в установленный срок.

Сбор взимается только один раз за время производства и пользования машиной. Платить сбор может компания- изготовитель, здесь речь идет об отечественном автопроме, или новый владелец.

Отметка об уплате находится в разделе об особых отметках. Если она отсутствует, то авто иностранного производства было ввезено в РФ или ПТС выдано раньше 1 сентября 2012 года. Обязательства по уплате несет покупатель, который ввоз осуществлял.

Утилизационный сбор утвержден постановлением правительства. Базовая ставка увеличена на 15%, однако это не приведет к росту стоимости техники.

Порядок взимания средств так же скорректирован. При вычислении сбора используется параметр мощности силовой установки.

Минсельхоз и минпромторг должны вести мониторинг цен на самоходные авто и прицепы к ним, в отношении которых взимается сбор. Исходя из результатов мониторинга министерства составляют предложения по изменению механизмов господдержки, производства и реализации самоходных авто и прицепов к ним, в случае необоснованного повышения цен на продукцию.

Цель решений – снизить импорт бывших в употреблении самоходных авто. За счет этого обновляется новая техника, произведенная в России. Принятые решения позволяют обеспечить доход бюджета страны от взимания утилизационного сбора в отношении самоходных авто и прицепов к ним в размере двадцати миллиардов рублей. Денежные средства от уплаты сбора направляются в поддержку промышленности.

Срок уплаты утильсбора на спецтехнику

Согласно закону покупатели, производители и импортеры должны уплачивать утилизационный сбор. Срок предоставления документов – 15 дней. В случае неуплаты начисляются пени. За самоходные погрузчики с двигателем так же нужно платить.

При доставке спецтехники собственник получает транзитные номера. Они действуют двадцать дней. За это время гражданин должен уплатить утилизационный сбор. Отметка об уплате ставится в ПТС. Без нее постановка на учет невозможна.

Нужны ли права на мотоблок?

Нет, не нужны. И вот почему!

  1. Как мы указали выше, порядок допуска к управлению самоходными машинами устанавливается ППРФ №796 – в частности, данный нормативный акт регулирует обязательность прав для мотоблока. Но прямого указания, что на такое устройство нужно водительское удостоверение, не даёт.
  2. Однако, во исполнение данного Постановления Правительства был издан Приказ Минсельхозпрода №807, который в пункте 3 прямо указывает, что под самоходными машинами понимаются тракторы, кроме мотоблоков.

Тем не менее, и здесь есть большая тонкость – указанный выше Приказ устанавливает инструкцию по порядку допуска к управлению, но прямо не говорит, что для управления мотоблоком с прицепом или без него не требуются водительские права какой-либо категории.

Но учтите, что все эти документы действуют на мотоблоки, которые развивают менее 50 км/ч конструктивно. Конечно, вы вряд ли найдёте такое устройство, которое будет ехать быстрее (как правило, они едут вообще не более 20 км/час), но мы вас на всякий случай предупредили.

С прицепом или без?

Обратите внимание, нигде в правовых актах не даётся определения управления транспортным средством. С одной стороны, логично, если вы ведёте мотоблок, то вы им, собственно, управляете. То есть все штрафы подпадают и под те ситуации, когда вы используете его без тележки и движетесь пешеходом.

С другой, в ПДД есть определение пешехода, который ведёт разного рода технику, и мотоблока, равно как и «иных самоходных машин» среди такой техники нет.

Следовательно, законодательство 2021 года не разделяет 2 случая: когда вы едете верхом на мотоблоке с прицепом или же ведёте его перед собой – всё это есть управление.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]