Знак «Обгон запрещен»: зона действия, номер знака, правила соблюдения ПДД и ответственность за неисполнение


Как выглядит знак, где он обычно устанавливается и какова зона действия

Для начала следует сказать, что изменения в правилах обгона существенно изменили ситуацию на дорогах России. Определённая категория водителей, которые за рулём уже много лет (а их большинство) твёрдо усвоила принцип, согласно которому обгон справа запрещён. И поэтому автомобиль в их зеркале заднего вида, который приближается к ним справа, вызывает инстинктивное желание уступить ему дорогу и вывернуть руль в эту же сторону. Часто столкновение в подобной ситуации просто неизбежно. Именно поэтому необходимо строго соблюдать ПДД, следить за последними изменениями в них и следовать указаниям знаков и дорожной разметки.

Так выглядит стационарный знак, запрещающий обгон

Знак «Обгон запрещён» входит в число запрещающих знаков. Он имеет персональный номер в ПДД России — 3.20. Этот знак при установке должен категорически запрещать обгон практически всех транспортных средств. Исключением станут только мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски, гужевой транспорт, велосипеды и тихоходные транспортные средства. Знак «Обгон запрещён» устанавливается на тех участках дороги, которые могут стать аварийно-опасными в случае обгона: на поворотах, подъёмах, участках с плохим дорожным покрытием, местах сужения и т. д.

Участок дороги, на который распространяется действие знака, начинается от того места, где он установлен, и до первого перекрёстка по ходу движения. В населённых пунктах знак действует (при отсутствии перекрёстков) до конца населённого пункта. Действие знака не может быть прервано выездами с прилегающих территорий и в тех местах, где главная дорога пересекается просёлочными, лесными и другими дорогами, которые можно считать примыкающими и второстепенными. Таковыми могут считаться те дороги, которые не имеют твёрдого покрытия и знака, обозначающего перекрёсток.

Водителям следует помнить, что выезды из дворов не являются перекрёстками и, соответственно, не отменяют действия знака «Обгон запрещён».

Зона действия ограничивается также дополнительным указанием расстояния его актуальности, которое даётся непосредственно под установленным знаком. Зона ограничивается также знаками, обозначающими отмену действия данного знака («Конец зоны запрещения обгона» – № 3.21) и знаком «Конец зоны всех ограничений» (№ 3.31в ПДД).

Кстати, название этого знака отдаёт пафосностью: он отменяет только девять запрещающих знаков и никоим образом не может отменить все реальные ограничения, с которыми может столкнуться отечественный водитель, особенно если речь идёт о российской глубинке. Есть определённые ограничения, для которых знаки не требуются. Главным в их определении станет инстинкт самосохранения.

Так выглядит знак «Конец зоны всех ограничений»

Особо следует сказать об игнорировании знака «Обгон запрещён» (в том числе) в южных регионах России. Статистика говорит о том, что именно Южный федеральный округ отличается системным игнорированием дорожных знаков и разметки. На некоторых дорогах (например, в Башкирии) часто отсутствует дорожная разметка, которая не наносилась десятки лет. В больших городах водители стараются всё же соблюдать требования дорожных знаков, но, скорее, из чувства самосохранения ввиду большого трафика на дорогах.

Знак 3.23 «Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям»

Дорожный знак 3.23 «Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям» применяют для обозначения места, в котором заканчивается ограничение знака 3.22, т.е. снимается запрет на обгон грузовым автомобилям.

Если дорога имеет одну, две или три полосы для движения в обоих направлениях знак 3.23 допускается устанавливать только с левой стороны дороги, размещая его на оборотной стороне знака 3.22, предназначенного для водителей ТС, движущихся во встречном направлении (так же, как знак 3.21, см. выше).

Желтый фон знака «Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям» означает, что знак временный.

Знак на жёлтом фоне

Если водитель увидел дорожный знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то такой знак является временным.

Если знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то он установлен временно и имеет приоритет перед постоянными знаками

Он устанавливается для обеспечения безопасного движения на тех отрезках дороги, которые строятся или ремонтируются. Знаки, которые водители видят на жёлтом фоне, могут быть запрещающими или предупреждающими.

Если рядом с «жёлтым знаком» установлен «белый» знак, а его действие противоречит «жёлтому», то приоритетным является как раз знак на жёлтом фоне. Это утверждение актуально и для разметки оранжевого цвета, которая служит для разделения транспортного потока на строящихся или ремонтируемых участках дороги. В ПДД указан приоритет подобной разметки перед разметкой белого цвета.

Нюансы знака «Обгон запрещен»

Знак дорожного движения «Обгон запрещен» редко когда ставится без особых на то причин. Чаще всего он устанавливается на опасных участках дороги, на которых опытные водители и так обычно не рискуют выезжать на встречную полосу. Например, перед крутыми поворотами или в зонах плохой видимости. Если знака в таких местах не видно, то стоит обратить внимание на дорожную разметку. Одинарная или двойная сплошная линия также запрещает обгон. Дополнительно на дорожное полотно может быть нанесен и знак. Устанавливаются предупреждения как правило заранее, не менее чем за 15 метров до планируемого препятствия. Нередко знак устанавливают с дополнительными указаниями. Например, на участке, где ведутся дорожные работы, однозначно будет установлен запрет обгона. Нередко в зонах запрета выезда на «встречку» дежурят сотрудники ГАИ, поэтому лучше соблюдать все ограничения.

Если фон знака не белый, а желтый, то это означает только то, что его действие является временным. Стоит помнить, что если на одном участке находится несколько противоречащих друг другу знаков (например, разрешение и запрет обгона), то преимущество будет иметь именно тот, у которого желтый фон. В остальном же действие таких указателей схоже с обычными знаками.

Возможные нарушения, которые могут совершить водители

Для начала следует определиться с самим понятием обгона. Ещё недавно в ПДД это означало, что движущееся транспортное средство совершает опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств и при этом покидает полосу своего движения. В нынешней редакции Правил обгон трактуется несколько иначе. Он означает, что транспортное средство опережает в процессе своего движения один или несколько автомобилей. При этом обгон происходит только в том случае, когда данное транспортное средство выезжает на полосу встречного движения, а далее возвращается на ту полосу, которую оно занимало ранее. Новая редакция ПДД существенно сузила понятие обгона. Водителям, которые получили водительскую лицензию давно и в последний раз открывали книжку с ПДД много-много лет назад, следует особо обратить внимание на данное нововведение.

Нарушением требований знака «Обгон запрещён» является обгон одного или нескольких транспортных средств в пределах его действия. Это может быть вызвано, в первую очередь, игнорированием водителем данного знака. Само собой разумеется, что невнимательный шофёр, не увидевший за разговорами с пассажирами этот знак, также является нарушителем.

Видео о том, что такое обгон на практике

Как выглядит

Вот так выглядит знак «Обгон запрещен».

Он устанавливается на опасных участках дороги и, в частности, рядом с подъемами и перекрестками.

Но есть еще один вариант знака:

Знак на желтом фоне также предупреждает водителей о том, что запрещено обгонять абсолютно все транспортные средства (за исключением описанных выше видов машин).

Но это обозначение является временным. Устанавливается, например, при проведении ремонтных работ на дороге.

Временный знак «Обгон запрещен» является приоритетным перед другими видами знаков на белом фоне, если они противоречат друг другу.

Спорные ситуации

Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте. На практике же возникает большое количество спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее наиболее типичные.

Ситуация первая

Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его. В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию. Даже если водитель не увидел знака, то его действия вряд ли подлежат оправданию, а ГИБДД имеет все основания для его наказания.

Вторая

Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон. Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку. Если такого значка на обгоняемом транспортном средстве не наблюдается, то его тихоходным считать нельзя и обгон в этом случае станет явным нарушением ПДД.

Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства

Третья

Иногда просто нет возможности избежать нарушения действия знака. Это может случиться, например, когда приходиться объезжать большую яму (явление нередкое), стоящий автомобиль или место, где недавно произошла авария. В подобном случае следует попытаться объехать подобное препятствие справа. Если же подобной возможности нет, то придётся объезжать, выехав на встречную полосу. В этом случае сотрудники ГИБДД могут «инкриминировать» нарушение с последующим существенным уроном для личного или семейного бюджета. Но следует знать, что в подавляющем большинстве случаев в подобных ситуациях правила разрешают подобный манёвр. Но как ни странно, инспектор может трактовать это по-своему. Поэтому водителю следует понимать, что он сможет доказать свою невиновность в суде и, соответственно, не соглашаться с выводами инспектора в составленном протоколе.

Четвёртая

Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать ?

По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация. Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет. Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.

Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.

Видео о спорных ситуациях при обгоне

Зона действия знака «Обгон запрещен»

Действие знака зависит от многих факторов, в том числе от места его расположения, наличия отменяющих знаков. До куда действует знак «Обгон запрещен»? Если внизу знака расположена прямоугольная табличка с указанием количества метров, то это будет именно тот промежуток, на протяжении которого действует знак. Но какова будет зона действия знака «Обгон запрещен» в том случае, если протяженность его действия не указана? В этом случае запрет будет действовать вплоть до появления знака, отменяющего ограничения. Обычно он выглядит как две серые машины, перечеркнутые серым полосками по диагонали. Но даже при появлении такого знака водителю стоит быть осторожным – весьма вероятно, что через несколько сотен метров появится новое ограничение. Если водитель вовремя не успеет завершить маневр, то его может ждать серьезный штраф.

Но зона действия запрета на обгон может ограничиваться не только соответствующим знаком. Если вы доехали до перекрестка или населенного пункта, то это также может служить разрешением на обгон. Но есть один нюанс – перекресток, который вы проезжаете, должен быть с тремя или четырьмя ответвлениями и обозначаться соответствующим знаком. Если вы проехали его, и на вашем пути не встретился больше знак 3.20, то можете смело выполнять обгон.

Водители, будьте снисходительны (или кого обгонять всё же можно)

О тихоходных транспортных средствах сказано выше. Таковыми, к примеру, могут быть бульдозеры, тракторы, комбайны и так далее. Если на них сзади установлены соответствующие значки, то их можно обогнать безболезненно. Конечно, повозка крестьянина, запряжённая лошадьми (гужевой транспорт), вряд ли будет оснащена соответствующим знаком. Но вот её обгонять тоже можно. Равно как и велосипедистов, мотоциклистов (мотоциклы двухколёсные и без колясок), а также мопедистов. При их обгоне опытных водителей иногда бросает в холодный пот, поскольку они считают (и иногда обоснованно), что страшнее велосипедиста на трассе человека нет. От него можно ждать всё что угодно. Его может шатнуть порывом ветра, велосипед может подскочить на ухабе и резко изменить траекторию движения, в конце концов, велосипедист может быть в стельку пьян.

При обгоне велосипедистов следует быть особо осторожным

Ненамного более прогнозируемые действия мопедистов, байкеров и «водителей» гужевого транспорта. Именно поэтому при обгоне подобных участников дорожного движения следует соблюдать особую осторожность, притормаживать и стараться не приближаться к ним слишком близко, оставляя себе возможность сманеврировать или затормозить в случае критической ситуации.

Знак «Тихоходное транспортное средство» обозначается в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм по ГОСТу) — сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.
Абзац 10 пункта 8 Главы 26 ПДД

В каких пунктах ПДД прописан

Знак под номером 3.20 «Обгон запрещен» означает, что на дальнейшем участке дорожного полотна запрещен обгон транспортных средств. Подробно о данном маневре можно узнать из пункта 11.4 ПДД.

В нем указаны безусловные причины запрета на опережение и обгон транспортных средств (например, на пешеходном переходе).

Что касается знака, то он действует в пределах определенной территории. Как правило, это узкие, опасные участки дороги. Такой знака можно встретить на трассе перед подъемом в гору или крутым поворотом.

Но есть исключения из основного правила. Так, обгон при установленном знаке 3.20 не будет считаться нарушением в трех ситуациях:

  1. Водитель обгоняет велосипедиста. Обгонять нужно внимательно, оставляя место для бокового маневра, но все же можно опережать велосипеды, мопеды и мотоциклы без люльки.
  2. Водитель обгоняет гужевую повозку. Здесь тоже все логично – волочиться за лошадьми автомобилю не стоит, чтобы не собрать километровую пробку на дороге.
  3. Водитель обгоняет тихоходное транспортное средство. Им признается машина, движущаяся со скоростью до 30 км/ч. При этом у тихоходной машины обязательно должен быть специальный знак 9.10 (треугольник). Если его нет, даже на тракторе, то такое транспортное средство обгонять нельзя.

Так выглядит знак 9.10:

Не запрещающим знаком едины: когда обгонять всё равно нельзя

Немаловажно также напомнить некоторым водителям, успевшим основательно подзабыть ПДД (а то и вообще никогда не державших книжечку с подобным названием в своих руках), что знак «Обгон запрещён» является не единственным случаем запрещения подобного манёвра на дороге.

Категорически запрещён обгон на пешеходном переходе, неважно, идут по нему люди или нет. Также нельзя обгонять в тоннелях, на путепроводах и мостах. Нарушением станет обгон на перекрёстке, вне зависимости от того, регулируемый он или нет, а также в пределах стометровой зоны от железнодорожного переезда. Обгон на подъёмах или спусках, где видимость для обгона недостаточна, тоже запрещён.

В тоннеллях обганять нельзя категорически

При совершении же обгона следует очень внимательно следить за попутным и встречным транспортом, соблюдать безопасную дистанцию и не создавать помех другим водителям.

Водителю же обгоняемого транспортного средства запрещается увеличивать скорость, поскольку это может привести к препятствию совершения обгона и создать аварийную ситуацию на дороге.

Итоги

Безопасность движения на дороге определяется множеством факторов, но по большей части зависит от поведения водителя. Соблюдение знаков является необходимым условием для безопасной езды, к тому же это позволяет избежать штрафов или лишения прав. Знак «Обгон запрещен» действует на тех участках дороги, на которых данный маневр может привести к ДТП. Конец зоны действия знака «Обгон запрещен» представляет собой перечеркнутые линиями две машины, расположенные рядом. Это означает, что все ограничения сняты и можно смело обгонять едущие впереди машины.

Чем чревато игнорирование знака «Обгон запрещён»: штрафы в 2021 году

Нарушение правил обгона очень часто приводит к трагичным последствиям. Поэтому, в первую очередь, оно угрожает жизни водителя, его пассажиров, «экипажа» встречного автомобиля и порой совершенно непричастных участников дорожного движения, которые очутились не вовремя и в неудачном месте. Именно ввиду вышеперечисленного штрафные санкции к нарушителям довольно жёсткие. На протяжении последних лет мы можем наблюдать значительный рост размеров штрафов. То, что ещё десять лет назад можно было нарушить относительно безболезненно для кошелька, сегодня чревато серьёзными финансовыми потерями.

Как и ранее, штрафные санкции за нарушение правил обгона определяет Статья 12.15 КоАП.

В частности, пункт четвёртый Ст. 12.15 КоАП гласит о следующем:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.
п. 4 ст. 12.15 КоАП

Итак, минимальное административное наказание грозит нарушителю в виде штрафа в размере 1000 рублей и максимальное — лишение водительской лицензии на срок от четырёх до шести месяцев. Промежуточными штрафами станут 1500 и 5000 руб. Первый — за выезд на полосу встречного движения или трамвайные рельсы при объезде препятствия (если его можно было объехать справа) и второй — за игнорирование требований знака, запрещающего обгон и выезд на «встречку».

Особо злостные нарушители правил обгона могут расстаться с водительским удостоверением на год, если они повторно успели нарушить действие правил обгона в течение года. Важно помнить о том, что возвращение водительских прав становится возможным только при пересдаче теории ПДД и поэтому может вылиться в очень долгосрочный проект, поскольку к моменту лишения прав всё, чему учили в автошколе, было уже основательно забыто.

Минимально можно надеяться на штраф в 500 рублей, который будет выписан за нарушение требований разметки на дороге и запрещающего знака. Хотя, по правде сказать, подобные случаи являются скорее исключением, чем правилом. Обычно водителя стараются наказать максимально. Поэтому единственным плюсом в данной ситуации станет чувство глубокого удовлетворения водителя от того, что он пополнил бюджет родной страны на немалую сумму.

Если нарушение правил обгона было зафиксировано с помощью технических средств (фото- или видеорегистраторами), автоматически регистрирующих нарушение без участия инспектора ГИБДД, то водителя могут оштрафовать максимум на пять тысяч рублей, даже если само нарушение тянет на лишение прав.

Запрещен ли маневр под знаком опасный поворот

Помимо запрета обгона под соответствующим знаком, опережать транспортное средство нельзя:

  • если сзади идущее транспортное средство уже идет на обгон;
  • транспорт, идущий впереди, планирует поворот налево или обгон;
  • перед поворотом и на участках с плохой видимостью;
  • на пешеходных переходах;
  • на эстакадах, мостах, в туннелях.

Опасный поворот на дороге обозначается знаком:

Согласно пункту 11.4 ПДД, обгон перед опасным поворотом запрещен. Это означает, что пока опасный участок не будет преодолен, совершать маневр нельзя.

За обгон на опасном повороте водителю грозит штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение удостоверение на срок до полугода.

И в лучшем случае удастся отделаться только деньгами, поскольку обгонять на крутых поворотах действительно очень опасно. Поэтому нужно соблюдать правила и следовать установленным знакам.

Дорожный знак «Обгон запрещен» под номером 3.20 устанавливается на опасных участках дорог, где нельзя опережать впереди идущее транспортное средство.

Действует знак на протяжении определенного количества метров, указанных на информационной табличке, до перекрестка или до знака, отменяющего ограничения.

За нарушение этого правила водителю грозит наказание в виде штрафа или лишения прав на полгода.

Когда следует выключить указатели поворота выполняя обгон, объясняется в статье: обгон на повороте. Разрешается ли на двухполосной дороге выполнять обгон на перекрестках, смотрите на странице.

Про обгон, опережение и встречный разъезд в ПДД узнайте из этой информации.

Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав

Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.

Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов. Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.

Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.

Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд

Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д. Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.

Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения. Опыт говорит о том, что доказать несоответствие знака техническим требованиям можно, но сложно. Поэтому придётся повоевать в суде.

Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами. Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.

Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции — дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами. Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением. До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.

Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя. Если водителю удастся доказать свою правоту, то инспектор будет наказан, вплоть до увольнения с работы. В подобном случае опять будет крайне важна информация с видеорегистратора.

Видео о некоторых случаях установки знака «Обгон запрещён»: практика общения с инспекторами ГИБДД

Когда назначается лишение водительских прав?

Лишение прав за обгон под знак «обгон запрещен» в 2021 году выполняется только в случае фиксации нарушения инспектором ГИБДД. Дополнительно учитываются сопутствующие нюансы. Обычно наказание применяется в случае присутствия отягчающих обстоятельств.

Допустим, нарушитель выполнил обгон, не учитывая предписание знака 3.20 и выехал на встречную полосу через сплошную разметку. Не рассчитав расстояние, водитель едва не врезался во встречный автомобиль, с трудом успев увернуться и создав помехи для машины, движущейся позади. В процессе проверки выяснилось, что у гражданина присутствует несколько неоплаченных штрафов. Инспектор составит протокол и инициирует процедуру лишения прав.

Если нарушение выполнено повторно, и этот факт выявил сотрудник ГИБДД, гражданин не сможет сесть за руль автомобиля в течение года.

Есть ли исключения

Иногда наказание за обгон в зоне действия знака 3.20 не назначается. Но противоречия здесь нет. Чтобы понять, почему, когда можно избежать неприятностей с ГИБДД, нужно заглянуть в Правила. Там сказано, что символ 3.20 диктует следующее условие:

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

То есть обходить указанные виды техники в области действия знака разрешено, и штрафовать за это не должны. Обгон тракторов, мотоциклов без коляски, мопедов и велосипедов возможен и в случае, если на дороге вместе с символом есть разметка 1.1 или 1.11. Ведь знак имеет приоритет и разрешает маневр в отношении перечисленных видов ТС.

Нарушение ПДД при обгоне – одна из частых причин аварий. Поэтому избегать любого из них стоит не столько ради экономии денег на штрафе, а прежде всего для безопасности. Если же обогнавший оппонента водитель попадет в аварию, его скорее всего и признают в ней виновным.

Возможность обжалования и отмены назначенного наказания

Как отмечалось ранее, дела данной категории рассматриваются в судебном порядке, за исключением случаев фиксации нарушения камерами. Такой подход обеспечивает максимальную объективность и существенно снижает вероятность ошибки. Если правонарушение действительно было совершено, доказать свою невиновность будет проблематично. Одним из немногих оснований для этого станет крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ).

Наличие крайней необходимости предполагает, что водитель пошел на нарушение с целью предотвращение иных тяжких последствий. При этом обязательно должно соблюдаться следующее условие: причиненный вред меньше, чем предотвращенный.

Например, крайней необходимостью может быть признан выезд на полосу, предназначенную для встречного движения с целью предотвращения столкновения с иным автомобилем либо наезда на человека. Для установления данного факта требуется тщательное и всестороннее изучение ситуации.

Если привлечение к ответственности произошло по ошибке, его можно обжаловать по правилам ст. 30.1 КоАП РФ — вышестоящему должностному лицу, либо в следующую судебную инстанцию. В рамках судопроизводства также возможен апелляционный и кассационный порядок.

Пытаться обжаловать назначенное наказание следует только при наличии действительной ошибки. В ином случае это станет пустой тратой времени и средств.

Порядок назначения штрафа

Чтобы гражданина привлекли к ответственности и назначили штраф, нарушение должно быть зафиксировано в установленном порядке. В 2021 году действие выполняется путем автоматической съемки или во время остановки сотрудниками ГИБДД. Инспекторы действуют в рамках норм ФЗ №3 от 7 февраля 2011 года «О полиции». Останавливая автомобиль, представители ГИБДД обязаны соблюдать положение Приказа МВД РФ №664 от 23 августа 2021 года. Привлечение к ответственности за обгон под знак «обгон запрещен» требует выполнения следующих процедур:

  1. Инспектор заметит правонарушение.
  2. Сотрудник ГИБДД остановит автомобиль и попросит водителя предъявить документы. Перечень бумаг, который имеет право спрашивать инспектор ДПС, отражен в пункте 2.1.1 ПДД РФ.
  3. В качестве причины остановки сотрудник ГИБДД сообщит о выявленном нарушении. Затем будет составлен протокол. Документ предоставляется водителю для ознакомления. Лицо имеет право подписать бумагу или отказаться от выполнения действий, если не согласно с информацией, закрепленной в ней. В этом случае в бланке проставляется соответствующая отметка.
  4. Сотрудник ГИБДД отпускает водителя.

Представители ГИБДД готовят исковое заявление и обращаются в суд. Обстоятельства произошедшего анализируются. Бумага дополняется доказательной базой. Гражданину вышлют повестку. В документе будет содержаться информация о том, где и когда будет проходить разбирательство по назначению штрафа или лишению прав за обгон под знак «обгон запрещен». Эксперты советуют не пренебрегать участием в слушании. Если человек проигнорировал уведомление о проведении разбирательства, дело могут рассмотреть и назначить штраф или лишить прав без участия нарушителя. В этой ситуации отстоять свои права проблематично.

Если присутствуют смягчающие обстоятельства, судьей принимается решение о наложении штрафа за обгон под знак «обгон запрещен» в размере 5000 рублей. В этой ситуации после суда гражданину придет постановление об административном правонарушении. Документ отправляют по почте или предоставляют информацию через портал Госуслуги. Последний метод используется лишь в ситуации, если у водителя присутствует аккаунт в системе (статья 28.6 КоАП РФ).

Если сотрудники ГИБДД поблизости отсутствовали, но были установлены камеры, нарушение может быть зафиксировано автоматически. В этом случае в 2021 году применяется только наложение штрафа. Вменение наказания производится по следующей схеме:

  1. Выполняется автоматическая фиксация нарушения.
  2. Данные обрабатываются.
  3. Происходит составление постановления.
  4. Документ высылается по почте на адрес нарушителя.

Постановление о назначении штрафа вынесут в течение 15 суток с момента совершения правонарушения (статья 29.6 КоАП РФ).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]