Меняется ли цена на ОСАГО в 2018 году?
Да. Стоимость полиса складывается из базовой ставки и применяемым к ней затем коэффициентам, в основном, увеличивающим конечную цену на страховку.
В мае 2021 года Центробанк сообщил об увеличении конечной стоимости полиса ОСАГО. Изменение планируется уже к концу лета 2018 года и коснётся увеличения диапазона применяемых цен базовой ставки страховки, а также повышения двух коэффициентов:
- по территории страхования (региона России),
- по стажу и возрасту водителя.
Базовая ставка будет увеличена с коридора 3432-4118 рублей до 2746-4942 рублей. Но полис от этого вырастет ещё больше.
Подробно об изменении цен на ОСАГО мы рассмотрели в специальной статье о подорожании полисов.
На сегодня действует коридор 20% для базовых ставок (но будьте уверены, практически все страховые используют максимальную цифру в этом коридоре):
- для физических лиц на легковые авто: от 3432 до 4118 рублей,
- для юридических лиц на легковые авто: от 2573 до 3087 рублей.
Средняя стоимость полиса ОСАГО на 2021 год составляет чуть более 5 500 рублей.
Рассчитать стоимость полиса ОСАГО
Изменяются ли полисы ОСАГО?
Да. Они уже изменились с 1 января, и страховые компании продают страховку только с новыми бланками. Изменений немного, но все они достаточно значимые. Давайте рассмотрим их!
QR-код
Самое главное – новый полис ОСАГО 2021 теперь имеет QR-код размерами 2×2 см, что позволяет, во-первых, идентифицировать его как не поддельный, во-вторых, получить базовую информацию о держателе страховки.
Так, при сканировании кода (сделать это можно любым смартфоном с установленным приложением) осуществляется переход на сайт Российского союза автостраховщиков, где можно будет узнать информацию о застрахованном водителе. Фактически, это самая базовая информация о владельце ОСАГО – то, что указано на самом полисе:
- название страховой,
- идентификационные номера страховки,
- данные о машине,
- срок действия заключённого договора ОСАГО.
Это может быть полезно только для определения, настоящий ли перед Вами полис или поддельный. Например, при оформлении ДТП по европротоколу можно будет «пробить» нелиповость полиса. Не значит ли это, что ответственность за пренебрежение такой проверкой в скором времени повесят на водителей, сложный вопрос. Но вполне вероятно.
Полис с QR-кодом можно получить только в офисе страховой – при оформлении электронной страховки Вам на почту придёт обычный бланк.
КБМ
А вот это изменение в ОСАГО 2021 года уже приятнее для водителей, ведь многие из нас уже успели столкнуться со слетевшей скидкой за безаварийную езду из-за несогласованности работы страховых компаний (а, может быть, и элементарного мошенничества с их стороны).
Теперь в новом бланке полиса 2021 года указывается класс на начало действия страховки, а также таблица с классами для каждого из водителей в случае, если полис с ограниченным кругом допущенных лиц, для прозрачности расчёта стоимости страховки. Фото такого нового полиса с таблицей:
То есть, зная формулу расчёта класса безаварийности и коэффициенты по региону и другие, Вы сможете проверить, правильно ли Вам посчитали цену страховой премии. Предлагаем ознакомиться со статьёй по наглядному расчёту КБМ.
А на случай, если страховка ОСАГО будет неограниченной, в новом полисе предусмотрено также поле, где указывается класс непосредственно собственника на начало заключения договора.
Вас также заинтересует:
- Новые тарифы ОСАГО в 2021 году – повышение цен на страховку в таблицах
- Новые выплаты по европротоколу до 100 тысяч рублей — когда вступят в силу?
- Европротокол при ДТП в вопросах и ответах
Вырастет ли штраф за страховку?
На сегодняшний день (мы ежедневно мониторим изменения законодательства РФ) штраф остался тот же:
- 800 рублей (400 рублей со скидкой), если у Вас нет страховки или она просрочена,
- 500 рублей (250 со скидкой 50%), если Вы не вписаны в полис или истёк период использования автомобиля.
Несмотря на ряд новостей в начале 2021 года об изменениях такого штрафа, все эти новости – не более чем «фейк». У нас есть специальная статья о таких новостях в 2021 году, и ещё одна об актуальном штрафе за отсутствие страховки.
Тем временем, пока нет никаких новостей из официальных источников о том, что такой штраф может вырасти до конца 2021 года. Если это произойдёт, статья будет обновлена, а Вы можете подписаться на изменения в статье ниже.
Оформление ОСАГО для частных автомобилистов
К наиболее многочисленной группе страхователей относятся физические лица, то есть владельцы собственных автомашин. В 2018 году им для оформления ОСАГО потребуется предоставить в страховую компанию следующие документы:
- Заявление, заполненное на предоставленном страховщиком бланке.
- Диагностическая карта, подтверждающая прохождение страхуемым транспортным средством техосмотра. Страховщику предоставляется оригинал карты, причем она должна быть действующей. В случае отсутствия данного документа или истекшего срока ее действия, владельцу автомашины следует обратиться сначала на СТО для осмотра ТС и оформления диагностической карты.
- Регистрационное свидетельство. Если автомобиль еще не был поставлен на учет, вместо него предъявляется техпаспорт или ПТС.
- Паспорт лица, которое будет управлять автомобилем. Если владелец и страхователь – это два разных человека, то следует принести паспорт каждого.
- Водительское удостоверение.
Предоставление страховщику неверной информации, необходимой для оформления ОСАГО, может стать причиной одностороннего расторжения заключенного страхового договора.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО в 2021 году составляет 800 рублей.
Будет ли реформа ОСАГО 2018?
Маловероятно. Реформа, предлагаемая Министерством финансов РФ, включает в себя такие нововведения:
- вариации максимальной выплаты по ОСАГО от 400 тысяч рублей до 2 миллионов и зависимость от лимита стоимости полиса в 2018 году,
- отмена ряда коэффициентов (по мощности авто и региону проживания собственника машины),
- дополнительный повышающий коэффициент для юридических лиц.
Тем не менее, на сегодняшний день все 3 этих изменения встречают на своём пути критику и непринятие другими законодательными ведомствами.
Так, критикуется вариативность лимита максимального возмещения из-за самой сути ОСАГО – по автогражданке ведь страхуется именно ответственность водителя, и потерпевший, таким образом, будет зависеть от желания виновника застраховаться по тому или иному лимиту. Впрочем, доля логики в вариативности лимитов всё же есть, и что именно не понравилось в этом Банку России, который и выступил против изменения, остаётся загадкой.
Но будут изменения в коэффициентах. Так, дополнительный коэффициент для организаций был предложен самими страховыми компаниями, сетующими на то, что чаще всего нет информации о том, какой именно водитель будет управлять таким транспортным средством и насколько велик его стаж и возраст. Но это только предложение.
Но, как мы уже отметили выше, вырастут 2 коэффициента: территориальный и по возрасту и стажу водителей. Также страховщики предлагают ввести новый коэффициент – по пробегу машины.
Таким образом, из перечисленных новшеств по реформе ОСАГО только изменения базовой ставки и двух коэффициентов планируются в 2018 году.
Станет ли ОСАГО дороже в 2018-м году
Одним из наиболее интересующих водителей вопросов выступает стоимость страховых полисов в будущем году.
Существующий проект закона предусматривает увеличение не только базового тарифа, но и коэффициентов возраста и стажа. Для отдельных категорий ОСАГО при этом станет существенно дороже, а для части автомобилистов, цена автогражданки в 2018-м году снизится.
- Для водителей возрастной группы 22-24 года, обладающих стажем менее 5 лет повышение составит 50%;
- Для водителей возрастной группы 22-24 года, обладающих стажем 5-6 лет повышение составит 55%;
- Для водителей возрастной группы 24-29 лет, обладающих стажем 5-6 лет, повышение составит 31%;
- Для водителей возрастной группы 24-29 лет, обладающих стажем 6-9 лет, повышение составит 22%;
- Для водителей старше 49 лет, обладающих стажем более 14 лет, снижение цены составит 34%.
На стоимость полиса ОСАГО будут оказывать влияние и региональные коэффициенты, имеющие значительные отличия между отдельными субъектами федерации. Необходимо учитывать, что расчет стоимости полиса ведется по максимальному из коэффициентов. То есть, взрослый, опытный водить с безаварийной ездой и возможность получить значительную скидку по стоимости полиса, при включении в документ молодого водителя, имеющего страховые случаи, не только теряет все свои преимущества, но и будет вынужден платить по повышенным ставкам. Причиной этого является привязка страховки не к человеку, а транспортному средству.
С начала 2018-го года вступают изменения в отношении транспортных средств, числящихся на балансе организаций. Для них будут установлены так называемые усредненные коэффициенты, что сделает ОСАГО более дорогостоящим для страхователей данной категории.
Повышающие коэффициенты предполагают их выстраивание в зависимости от количества нарушений, допущенных водителем:
- 5-9 нарушений — 1,86
- 10-14 нарушений — 2,06
- 15-19 нарушений — 2,26
- 20-24 нарушения – 2,45
- 25-29 нарушений – 2,65
- 30-34 нарушения – 2,85
- 35 нарушений и больше – 3.
Подорожает ли страховка при наличии нарушений ПДД или штрафов?
Нет. По крайней мере, не в 2021 году. Эта поправка, к слову, тоже предлагалась в рамках реформы ОСАГО, но и ей не суждено сбыться.
Причина здесь проста, и она имеет много общего с отменой справки о ДТП в прошлом году – ГИБДД попросту не дало добро на предоставление базы нарушителей страховым компаниям. Доводом послужила отсылка на Федеральный закон «О полиции», причём, без указания конкретной статьи и пункта. Но если Вы попробуете поискать сами, то не найдёте в законе ни слова о запрете взаимодействия со сторонними организациями или нарушение прав гражданина передачей информации таковым. Впрочем, несогласие ГИБДД только на руку простым автолюбителям, ведь штрафы есть у многих.
За основу инициативы были взяты совершенно благие намерения – если водитель часто нарушает ПДД, что и отражается на наличии у него штрафов, то это значит, что и в ДТП у него вероятность попасть выше, став виновником. И, согласитесь, что это вполне логично! В особенности, если бы для повышения стоимости полиса учитывались не все нарушения Правил, а только определённые, например, такие как опасное вождение, повторное превышение скорости, нарушения проезда перекрёстков или умышленные нарушения. А такие как выезд за стоп-линию, излишняя тонировка или установка запрещённых типов ламп в фары – то, что не имеет прямого влияния на возможность аварии, не учитывались.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Какие изменения вносятся в ОСАГО с 1 апреля 2021 года? Подорожает ли страховка?
- Повышение штрафа за езду без страховки ОСАГО до 5000 рублей с 1 января 2021 года – правда или нет?
- Опасность европротокола — что, если виновник не предоставил извещение в течение 5 дней?
Камеры и отсутствие ОСАГО
Идея штрафовать с ноября водителей, которые ездят без полиса ОСАГО по новым правилам ОСАГО 2021 года, пока не реализована на практике. Срок запуска проекта в Москве, как экспериментального, пока отложен на неопределенное время, хотя и вызвал живой интерес у москвичей. Смысл нововведения состоял в том, что камеры считывают по госномерам автотранспорта и проверяют по информационной базе ОСАГО наличие страхового полиса. Если полис отсутствует, то информация передается ГИБДД, которая оформляет штраф. Размер штрафа за езду без ОСАГО не изменился и составляет 800 рублей за езду без страховки (ст. 12.37 КоАП РФ). Представители РСА и ГИБДД пока не пришли к единому выводу по количеству выписанных штрафов после фиксации камерой на одного автовладельца в день. Приемлемым вариантом пока считается наложение штрафа на автолюбителя один раз в день, а не за фиксацию нарушения каждой камерой в течение дня.
Изменяются ли правила возмещения по ОСАГО?
Да. И очень существенно.
Начнём мы с главного – страховка ОСАГО теперь покрывает только часть ущерба, а оставшуюся часть можно взыскать напрямую с виновника. Такой вывод позволил сделать Конституционный суд России, который посчитал, что, если возмещение с учётом износа от страховой не покрывает полностью реального ущерба потерпевшему, то его конституционное право на собственность нарушено. Но раз со страховой взять нечего (ведь единая методика расчёта с учётом износа утверждена в ФЗ «Об ОСАГО»), то пусть потерпевший требует разницу с виновника.
Всю нелогичность и абсурдность этого изменения, а также дискуссии на тему искоренения самого принципа защиты виновника страхованием мы оставим для комментариев нашей специальной статьи про возмещение разницы напрямую с виновника.
Впрочем, данная ситуация касается только выплатой деньгами – в случае направления на ремонт никакие износы страховым считать нельзя.
Именно в начале 2021 года практика судебных исков напрямую к виновникам за возмещением разницы и получила широкое распространение.