Попал в яму на дороге: что делать и на кого подавать в суд?


Угодил в яму — попал в ДТП?

Для начала нужно разобраться, было ли ДТП. Не быть голословным поможет пп. 1.2. п. 1 ПДД. О том, что подпадает под ДТП, мы уже подробно писали ранее. Нас из этого определения интересует та часть, которая говорит о повреждении транспортного средства
и причинении
материального ущерба
(а именно — пробито колесо, поврежден диск, подвеска, кузов и т.д). А раз речь идет о ДТП, то и последовательность действий должна соответствовать требованиям п. 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД РФ.

Оформление документов при попадании в яму

Если автомобиль получил механические повреждения и Вы хотите впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.

В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.

До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:

1. Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.

2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:

  • Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
  • Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
  • Видимые повреждения автомобиля;
  • Яма, которая послужила причиной аварии;
  • Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.

После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.

В процессе заполнения документов следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.

Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»:

5.2 Покрытие проезжей части

5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В ГОСТ есть целая таблица, в которой указываются максимальные размеры повреждений.

Например, для отдельной выбоины, просадки или пролома максимальные размеры составляют: длина — 15 см, глубина — 5 см, площадь 0,06 м2.

Если автомобиль получил повреждения в яме, которая одновременно длиннее 15 см, глубже 5 см, и площадь которой больше 0,06 м2, то шансы выиграть в суде дело против дорожников очень хорошие.

Вывод

Чтобы избежать неприятных ситуаций и не угодить колесом в яму, постарайтесь минимизировать риски и выполняйте требования ПДД.

  • Соблюдайте скоростной режим (снижайте скорость, если заприметили знаки ремонта на дороге). Особенно внимательно проезжайте лужи.
  • Увеличивайте дистанцию до впереди идущего автомобиля, оставляя пространство для маневра. Особенно актуален этот совет ночью и в плохую погоду.

Но если, даже предприняв все меры предосторожности, ДТП избежать не удалось, следуйте четкому алгоритму и постарайтесь не упустить ни одной детали из внимания.

Удачи на дорогах!

Фото: depositphotos.com

Попал в яму и повредил колесо — как получить компенсацию? Инструкция ЗР

Как избежать попадания в яму?

На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:

  • В первую очередь будьте внимательны при управлении автомобилем весной. Именно в это время года образуется огромное количество ям.
  • Если дорога покрыта водой, снизьте скорость до минимума. Это касается в том числе и хорошо знакомых дорог. Яма успевает образоваться на дороге в течение одного дня и если попасть в нее на большой скорости, можно не только пробить покрышку, но и вообще оторвать колесо. Небольшая скорость движения позволит свести ущерб к минимуму.
  • Не пытайтесь в последний момент объехать яму. Если водитель перед попаданием в яму отвернет руль в сторону, то он «загрузит» именно то колесо, которое попадет в яму. Это значительно увеличит силу удара и скорее всего приведет к повреждению покрышки. Лучше проехать через яму напрямую, чем неправильно загрузить одно из колес.

Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.

Удачи на дорогах!

Рулевое управление и углы установки колес

Также удар по глубокой яме может вызвать и другие неприятности в системах автомобиля. В частности, страдает рулевое управление. Наконечники могут потерять четкость крепления, тяги легко гнутся при сильных ударах, рейка выходит из строя. Известны случаи, когда плохие дороги выводили из строя даже рулевые колонки, требуя их капитального ремонта или замены. Проверить после удара следует такие детали рулевого управления:

  • рулевые тяги и наконечники — их осмотр следует производить на сервисе, так как самостоятельно выяснить возможные проблемы будет очень сложно, а порой и невозможно;
  • крепления системы рулевого управления, которые нередко выбиваются из нормального состояния и оказываются подвержены негативным воздействиям даже минимальных неровностей;
  • рулевая рейка — просто покрутите рулем на заведенном авто и на заглушенном, почувствуйте стуки и неприятные ощущения в рулевом колесе, которые должны отсутствовать;
  • стабилизационная система, которая также связана с рулевой, часто страдает в процессе ударов на дороге, так что ее тестирование обязательно потребуется при проблемах с наездом на яму;
  • места основных соединений рулевой системы с колесами, с рейкой, с колонной и даже с рулевым колесом, чтобы убедиться окончательно в отсутствии проблем и неприятных воздействий.

Такой комплекс диагностики рекомендуется на каждом ТО, даже если вы не помните наезда на серьезные препятствия. Проблема в том, что множество мелких неровностей также вызывают самые неожиданные проблемы с автомобилем. Поэтому очень важно проводить достойное тестирование, если вы эксплуатируете авто на потенциально неровной и неидеальной дороге. Хорошая проверка поможет избежать неприятных последствий.

На кого подавать в суд если попал в яму на дороге?

Определить виновника ямы – это значит установить организацию ответственную за обслуживание этого участка дороги. Проще всего эту информацию узнать у сотрудника ГИБДД оформляющего ваше ДТП. Он обязан установить и привлечь организацию к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ выписав соответствующий протокол. Совместно с дорожниками, ответственность несёт и администрация района, на территории которого произошло ДТП.

Таким образом, в суд вы можете подавать и на организацию, которая ответственна за содержание вверенного ей участка дороги и на администрацию района.

Проведение независимой экспертизы

Прежде чем обращаться в суд за взысканием стоимости восстановительного ремонта необходимо установить его размер. С этой целью должна быть проведена независимая экспертиза повреждений транспортного средства. Эксперт определит конкретную сумму, необходимую вам для восстановления вашей машины.

О том, что вы запланировали проведение экспертизы необходимо уведомить представителя ответчика. Это делается в письменном виде путем направления соответствующего уведомления.

✅ От правильного выбора организации, которая будет проводить экспертную оценку зависит многое. К примеру, наша компании сотрудничает с несколькими экспертными фирмами, которые грамотно и качественно составят экспертизу. Для получения консультации автоюриста, в том числе по вопросам экспертизы позвоните по телефону ☎️.

Предъявление досудебной претензии

Получив на руки заключение эксперта, необходимо будет составить и направить будущему ответчику досудебную претензию с предложением решить конфликт, не доводя дело до суда. Претензионное письмо можно составить самостоятельно, а можно поручить составление опытному юристу по ДТП.

К досудебному письму прилагаются копии документов о ДТП и копия экспертизы. Претензия может быть подана лично, либо направлена ценным письмом с описью вложения. После предъявления претензии у ответчика имеется 10 дней для её рассмотрения. В случае если требования претензии не будут выполнены, необходимо обращаться в суд.

Достаточно редко ситуация о возмещении ущерба решается в досудебном порядке.

Как действовать если повредили автомобиль на яме?

Сразу останавливаемся и не сдвигаем автомобиль с места. Это полноценное ДТП и пока Вы не зафиксируете все обстоятельства данного происшествия, не двигайте автомобиль.

Включаем аварийную сигнализацию, выставляем знак аварийной остановки, вызываем инспекторов ГИБДД.

В ситуации, если инспекторы ГИБДД при разговоре по телефону, отказываются выезжать на место ДТП, то ни о какой законности такого заявления, речи идти не может. Обычно они мотивируют отказ маленьким размером ущерба, отсутствием пострадавших, говорят, что нужно все сфотографировать и прибыть на ближайший стационарный пост ГИБДД, либо оформить ДТП по европротоколу. Фактически, отказываются выполнять возложенную на них обязанность.

Нас все это не устраивает, если у нас просто ОСАГО, или даже его нет.

В законодательстве нет положения, позволяющего инспекторам отказаться прибыть на место ДТП по любым обстоятельствам.

Просто скажите, что Вы отказываетесь оформлять документы, без сотрудников ГИБДД. Второго участника ДТП нет, Вы попали в яму и требуется составление акта, о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия и привлечения ответственных лиц, к административной, а также материальной ответственности.

Есть Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664, где в пункте 285 четко сказано, что, если один из водителей-участников ДТП, отказываются от самостоятельного оформления документов о ДТП, сотрудник предлагает несколько вариантов как оформить ДТП, или принимает решение о направлении уполномоченных сотрудников ГИБДД на место ДТП (на место происшествия).

Поэтому, выезжать на место ДТП, они должны, так как это один из вариантов действий в данном случае.

Не исключено, что нужно будет спорить и разговаривать на повышенных тонах, но я не советую покидать место ДТП. Настаиваем на том, чтобы, сотрудники ГИБДД приехали на место, составили схему ДТП, акт о ненадлежащем качестве дорожного покрытия с проведением всех замеров, а также выдали Вам документы (справку) о ДТП.

Если у Вас не будет акта о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия и схемы ДТП, то обязательно возникнут серьезные проблемы, с возможность возместить ущерб.

К сожалению момент с обязанностью инспекторов выехать на ДТП, не урегулирован, и нет такой нормы, на которую Вы могли бы сослаться и точно утверждать, что полиция обязана прибыть на место ДТП. С другой стороны, нет такой нормы, на которую могли бы сослаться инспекторы, и могли бы законно отказаться от выезда на место ДТП.

Так что, просто требуем, чтобы они выехали на место ДТП. Можно схитрить и сказать, что машина вероятно не на ходу, потому как перестала заводиться, Вы подозреваете, что после попадания в яму, сильно повреждена подвеска и эксплуатировать ТС без технического осмотра не безопасно, по этим причинам, Вы не можете самостоятельно прибыть на ближайший стационарный пост ГИБДД.

Полиция обязана выезжать на место ДТП, если есть пострадавшие и Вы к примеру, ударились ногой, головой, рукой. После попадания в яму у Вас стал болеть живот и тогда, получается есть пострадавшие и ГИБДД обязаны выехать на место ДТП.

Так же, ГИБДД обязано выехать на место ДТП, если у одного из участников ДТП, есть полис КАСКО. Имейте это в виду.

Кстати, для владельцев полиса КАСКО, все намного проще, нужно лишь получить документы от ГИБДД и обратиться в страховую за возмещением ущерба. Страховая возместить ущерб и далее сама будет разбираться с организацией ответственной за содержание данного участка дороги.

Законодательство в сфере ремонта и обслуживания дорог

Не хочу слишком забивать Вам голову законодательством, но все же, основные статьи, касающиеся проблемы, нужно знать.

Согласно пункту 1, статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно абзацу 6, пункта 3, статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», участники дорожного движения имеют право, на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

На основании статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктами 6 и 11 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно ч. 3 ст. 15 названного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из пункта 13 Основных положений о допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 следует, что должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог обязаны:

  • Содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения об ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
  • Принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Какие повреждения дороги допустимы?

Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер — 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:

  • длина углубления в дороге — 15 см;
  • ширина ямы — до 60 см;
  • глубина — до 5 см.

Если яма на дороге больше размером, то ее устранение обязательно за 5-10 дней. Здесь дорожные службы ориентируются на загрузку дороги, ее важность и так далее. Не стоит забывать и о гололедице. У ее устранения также имеются сроки — 4-6 часов.

Упомянуты в ГОСТе требования и в отношении рельс железной дороги или трамвайного полотна. Превышение металлических конструкций над дорогой допускается до двух сантиметров. В противном случае дорожные службы обязаны устранить проблему за два дня.

Отдельное внимание уделяется крышкам канализационный ям. Замена поврежденных люков (в идеале) проводится за три часа, а ненормированный подъем — за один день. Часто автолюбители замечают, что при таянии снегов исчезают крышки канализационных ям с дорог. Как показывает практика, в 90% случаев это не воровство, а преднамеренныйшаг коммунальных служб. Люки убираются, чтобы ускорить уход талой воды с дороги.

Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав. Обращайтесь в страховую или суд, если вы:

  • попали в яму размером, превышающий параметру, указанный в ГОСТе;
  • наткнулись на торчащую выше двух сантиметров над поверхностью дороги рельсу;
  • не смогли проехать через шесть часов после снегопада.

Ходовая часть — что ломается чаще всего на ямах?

На российских ямах и горбах, которые по сей день украшают многие дороги, есть множество рисков для подвески. Ходовая часть каждого автомобиля устроена с определенными особенностями, так что важно учитывать качество и тип подвески. Традиционные варианты страдают довольно однотипно, так что на сервисе быстро могут посмотреть наличие или отсутствие негативных влияний. Осмотрите такие узлы вашего авто:

  • опоры стоек — именно на них приходится больше всего неприятностей в процессе эксплуатации, так что опоры диагностировать следует в первую очередь, а лучше менять при сомнении;
  • стойки и пружины — это еще один узел, на который происходит прямое влияние при наезде на яму, так что их осмотр и слежение за состоянием деталей нужны обязательно;
  • различные сайлентблоки, количество и тип которых зависит от конструкции подвески, но особенно обратите внимание на сайлентблоки передних рычагов в подвеске McPherson;
  • стабилизаторы, стойки стабилизаторов и сайлентблоки данной системы, которые также легко выходят из строя при серьезных неровностях дороги и других возможных повреждениях;
  • полуси, шрусы и другие детали привода, которые также могут деформироваться, выходить из строя, выпадать и получать различные неприятности, которые делают поездку невозможной.

Но осмотреть все эти детали самостоятельно невозможно. Для этого нужно приехать, как минимум, в гараж и спуститься в яму, чтобы получит информацию о состоянии ходовой части автомобиля. Но в большинстве ситуаций это невозможно сделать прямо на месте неприятного происшествия. Проще заехать на ближайшее СТО и провести недорогую поверхностную диагностику ходовой части. Так вы убедитесь в том, что ехать дальше можно безопасно и без особых проблем.

Предлагаем посмотреть видео о самостоятельной диагностике ходовой части авто:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]