КАСКО по европротоколу, условия страховки и размер выплат

Сфера добровольного страхования транспортных средств действует давно и пользуется большой популярностью среди водителей, чего нельзя сказать о компаниях. По собственной вине люди попадают в ДТП часто, а оплачивать приходится все последствия. Из-за огромного количества машин на дорогах в последнее десятилетие кривая аварийности пошла вверх, и тенденций к ее уменьшению не предвидится. При этом, количество экипажей ГИБДД ограничено, что остро сказывается на фиксации происшествий, когда их становится особенно много. Для таких случаев разработана и внедрена система оформления КАСКО по Европротоколу. Как и любой страховой продукт, она имеет свои особенности и правила, плюсы и минусы.

Страхование КАСКО и европротокол

КАСКО – добровольное страхование автомобиля от повреждений или угона. В зависимости от формы может быть полным (от угона и повреждений) или частичным (от угона или от порождений).

Согласно с Указанием Банка РФ №3380-У, начиная с 2014 года граждане, застраховавшие автомобиль по договору КАСКО, могут применять европротокол. Это бумага, содержащая обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, без привлечения сотрудников ГИБДД, что значительно сокращает время оформления аварии. При корректном заполнении документа позволяет получить страховые выплаты.

В чем выгода европротокола?

Европротокол содержит в себе информацию об обстоятельствах произошедшего, как и бумаги, оформленные сотрудником ГИБДД. Он подписывается обоими участниками дорожного происшествия. После инцидента автомобилисту останется лишь направить страховщику требование о предоставлении компенсационных выплат.

Кроме того, что Европротокол избавляет водителей от необходимости общения с сотрудниками ГИБДД и экономит время попавших в аварию собственников транспортных средств. Водителями не приходится ожидать инспекторов на месте ДТП, чтобы приступить к оформлению документов и фиксации деталей аварии.

Упрощенный порядок имеет еще один плюс — наличие всего одного документа. В отличие от полного порядка, оформление происшествия по КАСКО предполагает отсутствие большого количества необходимой документации. К тому же автомобилистам не приходится следить тратить нервы на правильное объяснение ситуации инспекторам ГИБДД.

Справедливо будет указать и отрицательные стороны оформления ДТП по упрощенному порядку.

К числу минусов относятся следующие положения:

  1. После аварии автомобилисты пребывают в состоянии стресса и шока, что мешает им правильно оценить обстановку. Легко поддающиеся внешнему воздействию люди порой соглашаются с тем, что именно они стали виновниками аварии. Манипуляторы же ищут пути обвинения жертвы.
  2. Сразу после столкновения сложно грамотно оценить размер причиненного имуществу вреда. Если норма возмещения по Европротоколу будет даже немного превышена, желающий получить компенсацию автомобилист столкнется с определенными проблемами с получением выплат.
  3. Произошедшее ДТП может не соответствовать критериям, позволяющим оформить Европротокол. Водителям не стоит оформлять документы без четкого знания требований упрощенного оформления документов.
  4. Оспорить Европротокол невозможно. Когда участник дорожно-транспортного происшествия расписывается в документе, он подтверждает свое полное согласие с изложенными фактами.

Упрощенный порядок оформления ДТП имеет свои особенности. Необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» решения об оформлении Европротокола.

Какие страховые случаи подходят?

Условия оформления европротокола, накладывают некоторые ограничения на водителей. Прежде всего, это отсутствие разногласий между водителями относительно виновника и обстоятельств происшествия.

Бумага оформляется только, если участниками аварии стали только 2 транспортных средства. В случае ДТП с участием 3 и более автомобилей, даже при отсутствии разногласий необходимо вызвать инспекторов ГАИ.

Рис. 1 Страхование КАСКО и европротокол

Второе условие – отсутствие повреждений стороннего имущества, которое не является собственностью участников происшествия на дороге. Это может быть столб, ограждение, мусорный контейнер и прочее.

Европротокол не допустимо использовать при ДТП, участником которого стал водитель под воздействием спиртосодержащих напитков, наркотических или психотропных веществ. Это серьезное правонарушение, которое должно быть зафиксировано представителями Госавтоинспекции.

Также следует учесть, что европротокол не уместен, если одна сторона ДТП – иностранный гражданин, у которого нет «Зеленой карты».

Рис. 2 Зеленая карта

Важно! Следует внимательно ознакомиться со страховым договором, так как некоторые компании указывают перечень случаев, когда допустимо оформлять европротокол. В остальных случаях необходимо зафиксировать ДТП ГИБДД.

Как оформить аварию

Бланк для оформления ДТП через еврик, водитель получает с пакетом документов, когда оформляет полис ОСАГО, подобные бланки можно приобрести и дополнительно.

Заполняется один бланк на двух участников аварии, не имеет значения, кто его предоставит.

Он состоит из двух листов. Заполняемые данные на лицевой стороне верхнего листа отпечатываются на нижнем листе. Обратную сторону каждого листа участники заполняют самостоятельно.

Это не обязательно, но для подстраховки от непорядочных действий второго участника происшествия, можно любыми техническими средствами сделать фото – или видеофиксацию места ДТП, до освобождения проезжей части от автомобилей.

Если есть свидетели аварии, необходимо попросить их дать письменное пояснение по увиденным обстоятельствам и оставить свои контакты.

Заполнение извещения водителями происходит в следующем порядке:

• первые восемь пунктов общей информации заполняет любой из водителей,

• пункты с 9 по 15 заполняют водители каждый свою колонку «А» или «В» (в п.15 участники аварии должны указать себя потерпевшим или виновником), заполненную информацию подтверждают своими подписями,

• в п.16 отмечаются обстоятельства аварии любым из участников,

• в п.17 схематически рисуется место аварии (фиксируется все, что имеет существенное отношение к аварии),

• в п.18 водители подписывают извещение, подтверждая, что у них нет разногласий по обстоятельствам и причинам ДТП.

Нужно понимать, что последний пункт лицевой стороны подписывается только после того, как оба водителя внимательно изучат все, что было заполнено.

Затем бланк делится на две части, и на своем экземпляре, каждый самостоятельно описывает картину аварии.

Завершением процедуры оформления считается момент, когда все документы, включая извещение, передано страховщику.

Заполнение европротокола

Форма европротокола выдается страховой компанией вместе с договором КАСКО и ОСАГО.

Интересно! Страховые компании выдают бланк, оснащенный копировальной бумагой, что значительно ускоряет процесс оформления документа.

Заполнить бумагу нужно в 2-х экземплярах, с обеих сторон, используя шариковую ручку. Излагать все обстоятельства аварии необходимо максимально подробно.

Рис. 3 Заполнение европротокола КАСКО

Важно! Подлинность европротокола подтверждается подписями сторон на каждом обороте.

Лицевой оборот для совместного заполнения, который содержит:

  • информацию о месте аварии: населенный пункт, название улицы, номера построек, располагающихся рядом, при наличии наименования торговых центров, магазинов;
  • дату и время происшествия;
  • количество участников аварии, получивших ущерб;
  • наличие пострадавших или погибших, их количество и характер травм;
  • данные медицинского освидетельствования на предмет управления ТС под воздействием алкоголя, наркотиков;
  • наличие ущерба, нанесенного другим автомобилям или чужому имуществу;
  • персональные сведения и контактные данные очевидцев;
  • производителя и название машин, участвующих в аварии;
  • личную информацию и контактные сведения водителей – участников ДТП и автовладельцев, в случае, если происшествие произошло не с их участием;
  • данные страхового полиса (номер, наименование организации, дата выдачи);
  • детальную схему дорожно-транспортного происшествия;
  • подробное описание ущерба.

Важно! Корректировки в европротокола подтверждаются соответствующей надписью «Исправления верны» и подписью сторон.

Другой оборот формы заполняется каждой стороной ДТП индивидуально и включает информацию о транспортном средстве, обстоятельствах аварии, данных водителя и собственника авто, других участниках ДТП, повреждениях. В случае серьезных повреждений и невозможности самостоятельного передвижения, необходимо указать адрес стоянки, куда будет поставлена машина. Подлинность внесенных записей удостоверяется подписью и датой заполнения.

Порядок действий при ДТП

После возникновения аварийной ситуации от участников потребуются следующие действия:

  1. Включить аварийные сигналы на машинах и установить знаки аварийной остановки на расстоянии 15 м от места столкновения (если оно произошло в пределах населенных пунктов). Если за пределами – на расстоянии 30 м.
  2. Далее следуют переговоры с другой стороной происшествия. Если соглашение достигнуто, то нужно провести фото- и видеосъемку ДТП и повреждений после него.
  3. Если транспортные средства, участвовавшие в аварии, мешают проезду других авто, то надо убрать их с дороги и зафиксировать.
  4. На следующем этапе надо оповестить страховую организацию о возникшей ситуации. При этом факт виновности значения не имеет.
  5. Приступить со 2-ым участником происшествия к заполнению бланка протокола для получения выплаты по КАСКО.

Какие выплаты?

Участник ДТП с полисом КАСКО имеет право обратиться в компанию за полной компенсацией стоимости ремонта авто. Вторая сторона имеет право на возмещение ущерба по полису ОСАГО. При расчете выплат во внимание берутся:

  • условия соглашения (срок действия, условия оплаты, наличие дополнительных услуг, франшиза);
  • данные ТС (процент угона застрахованной марки авто, возраст машины, стоимость запчастей, наличие противоугонной системы);
  • информация о водителе (возраст, стаж управления ТС, в том числе безаварийный);
  • регион.

Кроме этого, в ходе калькуляции во внимание берутся только детали, которые необходимо заменить и амортизация ТС:

  • износ шин;
  • пробег машины;
  • срок эксплуатации деталей.

По результатам экспертизы страховая компания предлагает пострадавшему 2 варианта покрытия ущерба:

  • ремонт на станции, с которой есть соглашение или в официальном сервисе;
  • компенсация денежных средств.

При выборе второго способа участник ДТП имеет право на выплаты в размере:

  • 50 тыс. руб. в регионах РФ;
  • 400 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы получить компенсацию необходимо в течение суток, а лучше сразу, обратиться в страховую компанию и предоставить подробную информацию о ДТП, заявление и пакет документов, оговоренных договором КАСКО. После этого, организация направляет автомобиль на экспертизу для оценки ущерба, полученного в результате ДТП. В случае превышения лимита выплат по европротоколу необходимо предоставить фото и видео доказательства происшествия с места ДТП.

Важно! К европротоколу следует прикладывать фото и видео с места происшествия (машин со всех сторон и детально место повреждений, дороги, тормозного пути, сооружений, располагающихся рядом), которые позволяют подтвердить достоверность сведений, внесенных в бланк.

Компенсация или направление на СТО выдается в течение 20 дней с момента ходатайства в страховую компанию. В случае просрочки, соглашением КАСКО предусмотрена выплата неустойки в размере 1%.

Отказать в выплатах страховая компания может, если:

  • установлен факт тяжелого нарушения ПДД;
  • неправильно оформлен протокол;
  • не выполнены условия договора КАСКО;
  • в результате ДТП пострадали люди;
  • существуют разногласия между сторонами.

Подводные камни

Изучая схема самостоятельного регистрирование ДТП, водитель заметит, что она выгодна для автовладельцев.

К преимуществам метода фиксации происшествия относятся:

  • не нужно ждать приезда на место происшествия сотрудников ГИБДД;
  • метод существенно экономит время;
  • урегулировать проблему можно между собой.

Однако на практике владелец транспортного средства, решивший использовать Европротокол, может столкнуться с рядом проблем. Основное условие, которое должно соблюдаться при происшествии, — участниками аварии должно выступать не более 2 объектов. Водители, услышавшие правило, часто решают, что оно означает, что в ДТП могут принять участие не более 2 автомобилей. На практике положение трактуется не совсем так.

Правила подразумевает, что стать объектами случившегося могут не более 2 участников дорожного движения. Следует помнить, что к ним относят не только автомобили. Типичной ошибкой выступает оформление Европротокола при аварии автомобиля с прицепом. Средство для перевозки грузов имеет свой собственный регистрационный номер и его полагается вписывать в полис.

По этой причине, если машина с прицепом столкнется с другим автомобилем, будет считаться, что участников происшествия уже 3. Оформить Европротокол в таком случае не получится. Потребуются в обязательном порядке вызывать ГИБДД.

Способ фиксации происшествия нельзя использовать, если непосредственного контакта между транспортными средствами не было. Например, владелец 1 машины пытается уклониться от столкновения и врезается в столб. Если в данной ситуации применить на практике Европротокол, страховая компания откажется в предоставлении компенсации.

Бланк Европротокола

Выбрав способ фиксации ДТП, автовладельцы должны в обязательном порядке проверить наличие соответствующих документов друг у друга. Если полис виновника происшествия будет просрочен, или человек, оказавшийся за рулем в момент случившегося, не будет вписан в бланк КАСКО или ОСАГО, страховая компания потерпевшего не станет выплачивать компенсацию.

Важный момент, к которому требуется подойти наиболее внимательно при фиксации происшествия по Европротоколу, — заполнение извещения о ДТП. Необходимо прописать данные в бумаге в полном объеме. Все повреждения, которые были нанесены транспортным средствам, должны быть зафиксированы полностью. Не должно быть двусмысленных высказываний от степени вины.

Следует помнить, что страховая компания самостоятельно определяет человека, действия которого привели к случившемуся. Если один из водителей укажет, что признает свою вину, учреждение может отказать в предоставлении компенсации или выдать ее не в том объеме, в котором она полагается.


Извещение о ДТП не должно содержать помарок и исправлений, ведь их наличие может стать причиной для отказа в выплате

Пример

Образец европротокола утвержден Банком РФ, в частности положением №431-П от 19.09.2014, Приложением 5. Ниже описан пример заполнения формы, который возможен в соответствии со ст. 11 п. 8 Закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Образец европротокола:

  • Место ДТП: светофор на пересечении улицы Ленина и Коммунистической в г. Сыктывкаре
  • Дата ДТП: 24 августа 2021 г. в 12.20
  • Количество поврежденных средств: 2
  • Пострадавших и умерших нет.
  • Материальный ущерб, нанесенный другим автомобилям, кроме А и В, и имуществу, отсутствуют.
  • Очевидцами происшествия стали водитель и пассажир автомобиля Део Матиз Антонова Наталья Семеновна и Антонов Алексей Иванович, проживающие по адресу г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 10, кв. 100.
  • Процедура медицинского освидетельствования состояния алкогольного и наркотического опьянения не проводилось.
  • Инспекторы ГИБДД на место аварии не вызывались.
  • Транспортное средство А: Маздой 6 с государственным номером Н 004 СЕ 11 и номером ВИН 11111111111111111 управлял Игнатов Василий Сергеевич, который является собственником машины. Проживает по адресу г. Сыктывкар, ул. Клары Цеткин, 6, кв. 1. Телефон: 9120000000. Водительское удостоверение 11АА 111111. Категория В от 15.01. 2010. Страховой полис «Альянс КАСКО» серия ААА номер 111111 действителен до 25.10. 2021 г.
  • Транспортное средство В: За рулем Опель Астра с госномером В 777 ТТ 43 и номером ВИН 2222222222222222222 находился Купеческий Валерий Андреевич, зарегистрированный по адресу г. Киров, ул. Пушкина, 25. Телефон: 89040000000. Водительское удостоверение 66ПП222222, категория В от 22.10.2009. Страховой полис ОСАГО оформлен в страховой Серия ВВВ номер 55555, действителен до 12.12.2019
  • Во время столкновения удар пришелся на заднюю часть машины: крыло и задние габариты. Место удара указать на изображении. После чего отметить обстоятельства ДТП и начертить схему.
  • Замечания: Признаю/не признаю свою вину в ДТП.
  • Подписи сторон.

После заполнения лицевой стороны каждый вносит информацию на обратную сторону бланка.

Транспортное средство А:

Обстоятельства ДТП: Я, Игнатов Василий Сергеевич, двигался на автомобиле Маздой 6 с государственным номером Н 004 СЕ 11 и номером ВИН 11111111111111111 по улице Коммунистической и остановился на красный сигнал светофора. В это же время в заднюю часть машины въехал Опель Астра с госномером В 777 ТТ 43, за рулем которого находился Купеческий Валерий Андреевич, зарегистрированный по адресу г. Киров, ул. Пушкина, 25.

Примечание: Последствия ДТП зафиксированы на фотокамеру и видеокамеру мобильного телефона, корректировки и изменения не вносились.

В конце в соответствующих полях указывается дата аварии, подпись и ее расшифровка.

Важно! При наличии свободных строк и пропусков необходимо зачеркнуть свободные места, чтобы предупредить внесение дополнений и корректировок заинтересованными лицами.

Порядок подачи

После заполнения бланка извещения его необходимо представить в СК в течение 5 дней. При этом ни в коем случае нельзя начинать ремонт пострадавшего транспортного средства в течение 15 дней с момента происшествия, так как страховая компания может запросить проведение технического осмотра автомобиля для удостоверения полученных повреждений.

Помимо этого, после заполнения извещения и передачи его в страховую компанию нельзя будет изменить какие-либо данные в нем, поэтому при заполнении бланка следует быть внимательным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]