Авария без следов

Каждый день мы с вами становимся участниками дорожного движения: ездим на общественном или личном транспорте, велосипеде или просто переходим проезжую часть. При этом мы должны помнить, что дорога — это источник опасности, поэтому нам необходимо быть очень внимательными и соблюдать Правила дорожного движения. Слишком же легкомысленное отношение к такой, казалось бы, повседневной вещи, может привести к неприятным последствиям — дорожно-транспортному происшествию.

  • 7 Ответственность за оставление места ДТП
  • Дорожно-транспортное происшествие — что это такое

    В Правилах дорожного движения (далее по тексту ПДД) дано такое определение ДТП (п. 1.2): «Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

    Разберём его подробнее.

    Во-первых, ДТП — это событие, то есть явление жизни, независящее от воли людей. Иными словами, то, чего бы мы не хотели допустить, но оно произошло помимо нашего желания. На первый взгляд, это незначительный нюанс, но для юристов будет важным установить именно факт «события», поскольку он будет характеризовать ДТП именно как ДТП. Предположим, два автомобиля, которые ехали друг за другом, тормозя на светофоре, столкнулись. Если водитель, следовавший позади, просто не успел затормозить, допустим, из-за плохих погодных условий, то есть он не желал наступления таких последствий, то произошедшее будет являться «событием». И от этого будет зависеть дальнейшее разбирательство и мера ответственности нарушителя (в этом случае — восстановление материального ущерба). А если столкновение будет совершено преднамеренно умышленно, то есть по желанию водителя (на языке юристов — будет совершено «действие»), то в юридическом смысле ситуация кардинально меняется: водитель нарушил не просто общественный порядок, а посягнул на чужую жизнь или имущество, следовательно будет подвергнут более жёсткому уголовному наказанию.

    Во-вторых, в ДТП участвует транспортное средство, причём оно должно передвигаться. Два эти признака должны быть соблюдены одновременно. Согласитесь, что если хулиганы нацарапают на стоящей под окном машине нехорошее слово, то эта ситуация не будет являться ДТП, хотя в ней и «участвовало» ваше транспортное средство (ребят просто привлекут к ответственности за порчу чужого имущества). В данном случае отсутствует важный признак ДТП — передвижение автомобиля.

    В-третьих, ДТП обязательно приводит к негативным последствиям — причинению ущерба (материального или ущерба здоровью или жизни). Например, если на проезжую часть выбежал пешеход, но водитель успел затормозить и не задел нарушителя ПДД, то подобная ситуация не будет расцениваться как ДТП, ведь никакого вреда никто не причинил (разве что оба отделались только лёгким испугом).

    Таким образом, мы видим, что у ДТП есть три основных признака:

    1. Происходит независимо от воли участников ДТП.
    2. Один из участников — транспортное средство, которое находится в процессе движения, в дороге.
    3. В результате ДТП причиняется какой-либо ущерб.

    Авария – это …

    Начну сразу с примера. Допустим, внезапно во всем микрорайоне погас свет. Мы вздыхаем и говорим: «Наверно, произошла авария на подстанции». Или водитель автомобиля, не справившись с управлением, наехал на придорожный столб. И в этом случае мы говорим, что произошла авария.

    Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).

    Если она привела к серьезному материальному ущербу и (или) нанесла вред здоровью или жизни людей, то говорят, что она спровоцировала создание чрезвычайной ситуации (ЧС). То есть явилась первым звеном цепочки причинно-следственной связи «Авария → ЧС».

    На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.

    Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.

    Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.

    Не буду объяснять суть теории вероятности, а объясню сказанное на примере. Допустим, в вашем доме нет никаких бытовых приборов. Следовательно, вероятность того, что один из них поломается, равна «0».

    Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!

    Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.

    Немного терминологии:

    1. Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
    2. Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
    3. Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
    4. Аварийность – вероятность наступления аварии.
    5. Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
    6. Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.

    Причины ДТП

  • Нарушение ПДД другими участниками дорожного движения. Даже если водитель скрупулёзно соблюдает ПДД, надеяться на то, что так же будут поступать пешеходы и велосипедисты, не приходится. Поэтому в пути нужно быть внимательным и готовым ко всему;
  • Неопытность водителя. Довольно часто в ДТП попадают водители-новички или те, кто редко ездят за рулём. В принципе, это нормально; как мы знаем, ошибки учат нас. Победить неопытность поможет только практика. Благодаря практике и собственным ошибкам, вы получите необходимый опыт, который поможет вам лучше водить и предохранить себя от ДТП.
  • Невнимательное вождение. Некоторые водители позволяют себе во время езды отвлекаться: на разговоры с пассажирами, телефон, и даже приём пищи. Это может привести к тому, что водитель не заметит дорожных знаков, сигналов светофора или вовремя не сориентируется в дорожной ситуации (касается это и новичков и опытных водителей). Безопасность — превыше всего, поэтому старайтесь во время вождения фокусировать своё внимание на дороге.
  • Технические неисправности транспортных средств. Хорошее состояние автомобиля — залог вашей безопасности. Поэтому нужно оперативно реагировать на посторонний шум в работающем двигателе или другие подозрительные отклонения от нормальной работы авто. И, конечно, не забывать раз в год проходить техосмотр. Помните, от этого зависит ваша жизнь и жизнь близких.
  • Плохие дорожные условия (качество покрытия, погода). «Убитая» дорога, на которой приходится объезжать каждую ямку, дождь или гололёд — всё это требует повышенного внимания.
  • К косвенным причинам можно отнести неоправданно рискованное поведение на дороге, неспособность контролировать себя в аварийно опасной ситуации, плохое физическое/моральное состояние водителя (болезнь, усталость, стрессы). По большому счёту, они приводят к какой-либо причине из списка, но на них тоже стоит обратить внимание.

    Основные причины ДТП

    Абсолютное большинство ДТП происходит по субъективным причинам полностью или частично. В том или ином объёме почти всегда присутствует вина участника происшествия. Исключения могут составлять случаи, когда аварии происходят в результате каких-то объективных и полностью не зависящих от воли человека событий: проседание асфальта под проезжающей машиной, удар молнии в автомобиль и т. п. Выбежавшее на дорогу животное, ямы и выбоины, другие внешние факторы, которые человек мог предположить и избежать, не рассматриваются как единственные причины происшествий. В лучшем случае, помимо нарушений ПДД, допущенных водителем, устанавливается, например, нарушение дорожными службами норм и правил содержания дорог. Неисправность автомобиля также не является самодостаточной причиной ДТП, так как водитель перед выездом обязан проверить и обеспечить в пути исправность транспортного средства (п. 2.3.1 ПДД).

    В ПДД есть несколько универсальных норм, позволяющих установить вину водителя практически в любом ДТП. Например, п. 10.1 ПДД — водитель должен выбирать скорость в таких пределах, чтобы обеспечить постоянный контроль за движением, п. 9.10 ПДД — водитель должен соблюдать интервал до впереди идущего транспорта и боковой интервал и др. Происшествия только по вине пешеходов происходят в редких случаях и возможны, пожалуй, только при неожиданном выходе на проезжую часть в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора.

    По одному делу суд установил вину водителя в нарушении п. 10.1 ПДД, когда он, двигаясь по обледенелой дороге со скоростью 5–10 км/ч, не справился с управлением и допустил занос автомобиля с последующим столкновением. Вины дорожных служб в ненадлежащем содержании дороги при этом установлено не было. Суд посчитал, что в сложившейся ситуации водитель неправильно выбрал скорость движения. Доводы о том, что двигаться с меньшей скоростью автомобиль (ГАЗ 53) не мог по конструктивным особенностям, суд не счёл в качестве заслуживающего внимания — при возникновении опасной ситуации водитель должен применить все меры по снижению скорости вплоть до полной остановки ТС.


    Практически любое ДТП происходит в результате нарушения водителем ПДД

    Таким образом, принципиальной и основной причиной ДТП является нарушение водителем Правил дорожного движения. Более детальная классификация возможна исходя из конкретных норм ПДД. К основным причинам относят:

    1. Нарушение скоростного режима (п. 10.1 ПДД). Нередко водители путают неправильный выбор скорости с превышением предельно допустимого значения для данной местности (п. п. 10.2 – 10.4 ПДД) или определённого соответствующими дорожными знаками. В действительности правильный выбор скоростного режима не зависит от предельных показателей и определяется исходя из сложившейся обстановки. Само по себе превышение предельно допустимой скорости не может повлечь ДТП, авария происходит в связи с невозможностью остановиться при выбранном режиме движения. Водитель автомобиля, двигающегося со скоростью 100 км/ч по городу, может успеть затормозить или сманеврировать при достаточной видимости и свободной дороге, в то время как при скорости в 30 км/ч на обледеневшем асфальте при торможении автомобиль потеряет управление и столкнётся с другим автомобилем. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается до полутора раз, а на покрытой коркой льда дороге — в 4–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
    2. Выезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика. Обстоятельства и последствия такого нарушения очевидны.
    3. Неправильный выбор интервала до впередиидущего транспорта или бокового интервала. Резкое торможение двигающегося впереди автомобиля обычно не является причиной происшествия. Водитель, едущий сзади, должен выбирать безопасное расстояние, позволяющее ему в критической ситуации остановиться. Нередко водители пытаются уйти от столкновения с передней машиной путём маневрирования и совершают столкновение с ТС, двигавшимся по другой полосе в том же направлении, или выезжают на встречную полосу. ПДД не предусматривают возможность маневрирования при возникновении опасности. Действия водителя должны быть направлены только на снижение скорости вплоть до остановки.
    4. Выезд на встречную полосу (п. 9.1 ПДД). Причинами выезда могут быть обгон с нарушением правил, попытка уйти от столкновения с возникшим впереди препятствием, неправильный выбор расположения автомобиля на дороге без разметки, умышленные действия и пр.
    5. Нарушение правил поворота (п. 8.6 ПДД). Значительная часть водителей нарушает правила поворота на перекрёстках. При завершении манёвра ТС должно оказаться на своей полосе движения, а фактически совершается частичный проезд по встречной полосе, в результате чего происходит столкновение со встречным автомобилем.
    6. Другие нарушения ПДД.

    Прочие обстоятельства, которые часто указывают в качестве причин дорожных происшествий, в действительности являются повышающими вероятность события факторами либо дополнительными причинами. К ним можно отнести:

    1. Физическое состояние водителя. Усталость, плохое самочувствие снижают внимательность и затормаживают реакцию. Для водителей автобусов, в т. ч. городских, дальнобойщиков и некоторых других категорий предусматривается особый режим работы, предполагающий обязательный отдых между рейсами и во время пути. Нарушение предусмотренных норм является одним из факторов, влияющих на аварийность. Прямой запрет на управление автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии наряду с опьянением содержится в п. 2.7 ПДД.
    2. Отвлекающие факторы. Громкая музыка, особенно прослушиваемая через наушники, посторонний шум и разговоры в салоне, уделение внимания пассажирам (например, маленьким детям) или находящиеся внутри машины животные отвлекают водителя от контроля за движением. Это не позволяет своевременно среагировать на изменение обстановки.


      Заниматься посторонними делами за рулём — надёжный способ попасть в ДТП

    3. Погодные условия. Они оказывают разностороннее и многофакторное влияние на дорожное движение. Дождь и снег снижают как видимость, так и сцепляющие свойства асфальта, туман способен ограничить просматриваемость дороги до десятка метров по сравнению с несколькими километрами в ясную погоду, яркое солнце ослепляет водителя и т. д. Неблагоприятные погодные условия вызывают дополнительное напряжение водителя, что влечёт быструю утомляемость.
    4. Состояние дорожного покрытия — любимая тема водителей. Справедливости ради следует отметить, за последние годы отремонтирована и восстановлена значительная протяжённость как трасс, так и городских дорог, но проблема настолько существенна, что говорить о всеобщем удовлетворительном качестве пока не приходиться. Водителю полезно запомнить некоторые предельно допустимые показатели дорожных изъянов (ГОСТ Р 50597–93), при отклонении от которых возможно привлечение к ответственности за ДТП дорожных и иных соответствующих служб:
        ширина отдельной выбоины — 60 см;
    5. длина отдельной выбоины — 15 см;
    6. глубина отдельной выбоины — 5 см;
    7. отклонение решётки дождеприёмника от уровня лотка — 3 см;
    8. отклонение крышки люка от уровня покрытия — 2 см;
    9. отклонение головки рельса от покрытия — 2 см.
    10. Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Нарушение п. 2.7 ПДД само по себе не может повлечь ДТП, но нетрезвое состояние оказывает катастрофическое влияние на реакцию и координацию человека, препятствует адекватной оценке дорожной ситуации. В силу общей правовой и общественной установки пьяный водитель с большой степенью вероятности будет «притянут» к ответственности за ДТП и причинённый ущерб, даже если фактически он не совершит иных нарушений ПДД и происшествие произойдёт в результате действий другого участника.


      Состояние опьянения катастрофически влияет на реакцию и адекватность водителя

    К иным факторам, способствующим ДТП, можно отнести ненадлежащий надзор за домашними животными, действия диких животных, природные явления, ненадлежащее содержание прилегающих к дорогам объектов (например, при падении на дорогу деревьев, столбов, конструкций и т. п.) и другие обстоятельства, которые могут существенно повысить риск наступления ДТП. К способствующим факторам относят также недостаточно квалифицированную подготовку водителей в автошколах, недостатки конструкций автомобилей. Сторонники эзотерических учений в причине ДТП могут усмотреть карму, но это уже на любителя.

    Виды ДТП

    Анализируя ситуации, при которых водители авто чаще всего попадали в ДТП, можно выделить следующие их виды:

    • Столкновение. Различают столкновения двух движущихся транспортных средств (автомобиль, электромобиль, мотоцикл и другие механические транспортные средства), столкновение движущегося транспортного средства с другим, внезапно остановившимся, столкновения с железнодорожным составом;
    • Наезды Наезд на пешехода (даже если он по своей вине натолкнулся на автомобиль);
    • Наезд на велосипедиста;
    • Наезд на стоящее транспортное средство. Обратите внимание, транспортное средство не находилось в движении, а изначально стояло в момент ДТП (например, на парковке). В отличие от столкновения, где транспортное средство было в пути, но остановилось внезапно, например, затормозив перед пешеходным переходом;
    • Наезд на препятствие или удар об него;
    • Наезд на гужевой транспорт;
    • Наезд на животных (диких, домашних, а также птиц; в том числе, случай, когда они сами ударились об авто);
  • Опрокидывание. Считается самостоятельным видом ДТП, если оно не стало следствием столкновения или наезда;
  • Прочие происшествия (падение пассажиров, падение грузов и т. д.).
  • Виды ДТП — классификация и характеристика

    Виды дорожно-транспортных происшествий закреплены законодательно. Чтобы узнать, на сколько типов подразделяются аварии на транспорте, стоит обратиться к Приказу МВД РФ №328 от 18 июня 1996 года. В нем содержатся основные типы происшествий и их характеристика. Согласно приказа МВД РФ, существует 9 основных видов ДТП, в список которых входят:

    1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
    2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
    3. Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

    4. Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).
    5. Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т. п.).
    6. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
    7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
    8. Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
    9. Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

    Повреждения автомобиля в результате столкновения и травмы при ДТП могут сильно различаться в зависимости от вида произошедшей аварии. При этом на сколько бы типов ни подразделялись аварии на транспорте, последствия каждого из них могут быть очень серьезными.

    Действия при ДТП

    О том, что делать водителю, причастному к ДТП, написано в разделе 2 ПДД.

    Конкретный порядок действий зависит от ситуации, но в любом случае необходимо сделать следующее:

    1. Остановить автомобиль или не трогаться с места, в зависимости от ситуации.
    2. Включить аварийку, поставить знак аварийной остановки.

      Если произошло ДТП, нужно остановить автомобиль и включить аварийную световую сигнализацию

    3. Ничего не трогать на месте ДТП. Если же попавшее в ДТП авто мешает нормальному дорожному трафику, то нужно освободить проезжую часть. Перед этим желательно заснять на фото или видео место аварии, расположение транспортных средств на дороге, повреждения и иные важные детали ДТП.

      При ДТП водитель должен установить на дороге знак аварийной остановки

    4. Сообщить о случившемся в полицию и ждать дальнейших указаний.
    5. Если необходимо, помочь пострадавшим в аварии, вызвать скорую.

    Какие выделяют виды ДТП?

    Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

    По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

    • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
    • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
    • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
    • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
    • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
    • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
    • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
    • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
    • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

    Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

    Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

    • Москва доб 152
    • Санкт-Петербург доб 152
    • Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)

    По характеру вреда:

    • незначительные;
    • крупные;
    • с ущербом автомобилям;
    • с повреждением не транспортных средств;
    • с ущербом здоровью людей;
    • с гибелью физических лиц.

    По количеству участников

    • один водитель;
    • два участника (наиболее распространенное);
    • трое и больше участников.

    По степени тяжести телесных повреждений:

    • легкая – короткое расстройство здоровья;
    • средняя – длительное расстройство здоровья;
    • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
    • смертельный исход;
    • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

    Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

    Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

    Ответственность за ДТП

    Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди. Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций.

    Гражданско-правовая ответственность

    Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы — чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие — или умысла потерпевшего.

    Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:

    1. За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
    2. Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
    3. Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.

    Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью — в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.

    Административная ответственность

    Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).

    Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае — штраф две — пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае — штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность

    Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям — в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.

    • Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций): ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
    • арест на 6 месяцев;
    • лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).

    Далее — абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться — по усмотрению суда).

    • Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян: принудительные работы сроком до 3 лет;
    • тюремный срок до 4 лет;
  • Погиб один человек:
      принудительные работы до 4 лет;
  • лишение свободы сроком до 5 лет;
  • Погиб один человек, при этом водитель был пьян:
      тюремный срок от 2 до 7 лет;
  • Погибло два и более человека:
      принудительные работы сроком до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 7 лет;
  • Погибло два и более человека, при этом водитель был пьян:
      тюремный срок от 4 до 9 лет.
  • Техногенные аварии

    Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:

    1. халатность сотрудников;
    2. внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
    3. непредвиденные сбои в работе систем объекта.

    К техногенным авариям относятся:

    1. производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
    2. на магистральных трубопроводах;
    3. на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
    4. гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
    5. транспортные (о них – далее);
    6. аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.

    Гидродинамические аварии

    Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.

    К гидротехническим сооружениям относятся:

    1. плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
    2. шлюзы.

    Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.

    Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:

    1. вследствие разрушительных сил природы: землетрясений,
    2. извержения вулканов,
    3. ливней,
    4. селей, оползней, обвалов,
    5. заторов и зажоров (на реках);
  • из-за технических просчетов и дефектов, допущенных при строительстве;
  • вследствие военных действий или диверсионных актов.
  • Последствия гидродинамических аварий:

    1. прекращение функционирования;
    2. травмы и гибель людей;
    3. подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом: первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
    4. вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
    5. третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
    6. четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.

    Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]